Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСДИКЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / РИСК / ПРИНЦИП / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина Анна Владимировна

Экономическое противостояние России и ряда западных стран предопределили трансформацию экономик многих государств, а также трансформацию механизмов правового регулирования современных экономических отношений. Достижение финансовой стабильности в государстве возможно путем комплексного подхода, обеспечивающего приток капитала. Проблема деофшоризации экономики и повышение значимости российской юрисдикции, в рамках которой должен действовать бизнес, требует решения не только с экономической позиции, но обусловливает необходимость преобразования законодательства, выработку эффективной государственной политики по стимулированию притока инвестиций в Россию, включая капиталы из оффшорных зон. В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с правовым обеспечением экономической стабильности в государстве, принципам обеспечения такой стабильности. Автор раскрывает понятие «юрисдикция», «принцип», «финансовая неопределенность», «риск», анализирует их значение для современных общественных правоотношений. Уделяется внимание институту демонополизации, его связи с мерами обеспечения экономической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC STABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The economic confrontation between Russia and a number of Western countries predetermined the transformation of the economies of many states, as well as the transformation of the mechanisms of legal regulation of modern economic relations. Achieving financial stability in the state is possible through an integrated approach that ensures the inflow of capital. The problem of deoffshorization of the economy and the increasing importance of the Russian jurisdiction, within which business should operate, requires solutions not only from an economic perspective, but also necessitates the transformation of legislation, the development of an effective state policy to stimulate the inflow of investments into Russia, including capital from offshore zones. The article deals with theoretical issues related to the legal provision of economic stability in the state, the principles of ensuring such stability. The author reveals the concepts of "jurisdiction", "principle", "financial uncertainty", "risk", analyzes their significance for modern public legal relations. Attention is paid to the institution of demonopolization, its connection with measures to ensure economic stability.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_106 УДК 347.73

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC STABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

САВИНА Анна Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Институт права и национальной безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина. Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, 181 «Б». E-mail: anna.savina56@mail.ru;

Savina Anna Vladimirovna,

Associate Professor of the Department of Civil Law of the Institute of Law and National Security of TSU named after G.R. Derzhavin, Candidate of Law. Tambov, Sovetskaya str. 181 "B". E-mail: anna.savina56@mail.ru

Краткая аннотация: экономическое противостояние России и ряда западных стран предопределили трансформацию экономик многих государств, а также трансформацию механизмов правового регулирования современных экономических отношений. Достижение финансовой стабильности в государстве возможно путем комплексного подхода, обеспечивающего приток капитала. Проблема деофшоризации экономики и повышение значимости российской юрисдикции, в рамках которой должен действовать бизнес, требует решения не только с экономической позиции, но обусловливает необходимость преобразования законодательства, выработку эффективной государственной политики по стимулированию притока инвестиций в Россию, включая капиталы из оффшорных зон. В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с правовым обеспечением экономической стабильности в государстве, принципам обеспечения такой стабильности. Автор раскрывает понятие «юрисдикция», «принцип», «финансовая неопределенность», «риск», анализирует их значение для современных общественных правоотношений. Уделяется внимание институту демонополизации, его связи с мерами обеспечения экономической стабильности.

Abstract: the economic confrontation between Russia and a number of Western countries predetermined the transformation of the economies of many states, as well as the transformation of the mechanisms of legal regulation of modern economic relations. Achieving financial stability in the state is possible through an integrated approach that ensures the inflow of capital. The problem of deoffshorization of the economy and the increasing importance of the Russian jurisdiction, within which business should operate, requires solutions not only from an economic perspective, but also necessitates the transformation of legislation, the development of an effective state policy to stimulate the inflow of investments into Russia, including capital from offshore zones. The article deals with theoretical issues related to the legal provision of economic stability in the state, the principles of ensuring such stability. The author reveals the concepts of "jurisdiction", "principle", "financial uncertainty", "risk", analyzes their significance for modern public legal relations. Attention is paid to the institution of demonopolization, its connection with measures to ensure economic stability.

Ключевые слова: юрисдикция; финансовая направленность; риск; принцип; экономическая стабильность.

Keywords: jurisdiction, financial uncertainty, risk, principle, economic stability.

Для цитирования: Савина А.В. Правовое обеспечение экономической стабильности в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 106-108. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_106.

For citation: Savina A. V. Legal support of economic stability in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 106-108. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_106.

Статья поступила в редакцию: 10.02.2023

Экономическая стабильность стала заметной проблемой социальной справедливости. Расширение масштабов современной экономики и приоритетные направления ее дальнейшего развития немыслимы без предпринимательской деятельности. Ввиду экономических санкций и неблагоприятной среды взаимоотношений с «коллективным Западом» происходит формирование новой парадигмы экономического развития, эволюция традиционных представление о ведении и развитии бизнеса. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 г. содержится ряд тезисов, посвященных этой проблематике.

Так, В.В. Путин отметил: « ... экономика России преодолела возникшие риски. Да, многие из этих рисков было невозможно просчитать заранее, реагировать приходилось в буквальном смысле с колес, по мере возникновения проблем. Как на уровне государства, так и в бизнесе решения принимались в максимально оперативном режиме».

Следует подчеркнуть, что управление в условиях фундаментальной неопределенности можно считать совсем иным типом управления по сравнению с управлением в более предсказуемых условиях. Это требует разработки новых стратегий в различных сферах, в том числе, в сфере предпринимательства.

Под финансовой неопределённостью в широком смысле можно понимать некую вероятность неблагоприятного исхода тех или иных событий, связанных с деятельностью участников финансовых правоотношений. Как мы указывали в научных работах ранее, «думается, экономическая деятельность (которой свойственна именно динамика), осуществляемая субъектами экономических отношений, включает в себя совокупную оценку такими субъектами определенности и неопределенности факторов, имеющих значение для финансового успеха, а именно направляет на принятие решений, базирующихся на риске» [1, с. 77]. При этом, экономист Фрэнк Х. Найт выявил существенное различие между риском и неопределенностью, подчеркнув, что эти условия радикально отличаются. В то время как решения в условиях риска - это решения, в которых лицо, принимающее решения, знает вероятность возможных результатов, решения в условиях неопределенности - это решения, в которых вероятности неизвестны или действительно не существуют.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Осмысляя понятие «риск» на примере большого количества определений этого понятия, стоит заметить факт терминологической неточности. Определение «возможная опасность», как отмечают ученые, не спасает положение, поскольку понятие «опасность» трудно точно характеризовать как состояние (состояние опасности очень изменчиво), трудно измерить и оценить возможную опасность, так же как и «движущую силу риска» [1, c. 77].

В одной из работ, посвященной теории неизбежной неопределенности в финансовом праве [2, c. 176], анализировалось понятие эпистемической неопределенности как систематической неопределенности, которые можно знать в принципе, но не знают на практике. Такая неопределенность возникает либо из-за неточных измерений, либо по причине преднамеренно скрытых данных.

Преднамеренное сокрытие данных, особенно в налоговой сфере, например, вывод капитала в офшорные зоны, представляет собой серьезную проблему для экономики России.

Впервые о деофшоризации экономики Президент РФ заявил еще в 2012 году. На встрече с предпринимателями в 2013 году, Президент РФ заметил: «Очевидно, что мы в некоторых вещах перебарщиваем с ответственностью, а в некоторых не замечаем проблем, и эта ответственность вообще отсутствует».

На протяжении десяти лет в России велась деятельность по возвращению капиталов в российскую юрисдикцию, предлагались различные меры поддержки бизнеса.

В Послании Федеральному Собранию от 21.02.2023 г., В.В. Путин отметил важность разработки предложений по введению дополнительных мер, ускоряющих процесс деофшоризации экономики. Президент подчеркнул значимость российской юрисдикции, в рамках которой должен действовать бизнес, особенно в ключевых секторах и отраслях, обозначив это «базовым принципом».

Представляется важным сфокусировать внимание на понятии «принцип».

В философском словаре Э.Л. Радлова содержится примечательное замечание о том, что принцип имеет двоякое значение: может являться первопричиной, а может - первоосновой [3, c. 301]. Принцип права, как отмечает Е.В. Скурко, можно считать текстуально закрепленной идеей в системе действующих норм права [4, c. 57]. В.В. Ершов принцип права называет самостоятельной формой права [5, c. 14].

Понятийный аппарат - это информационная основа юридической науки. Поэтому для общего представления следует обратиться к термину «юрисдикция» (juricdiction), который определяется в экономическом словаре как «пределы компетенции, правовая сфера, на которую распространяются полномочия государственного органа» [6].

Т.Н. Богославец резюмирует, что понятие «налоговая юрисдикция» означает пределы компетенции, правовую сферу, на которую распространяются полномочия налоговых органов [7, c. 103].

В научной литературе ведется многолетняя дискуссия о роли государства в регулировании публичных отношений. Большое внимание уделяется механизмам правового регулирования бюджетных, налоговых и иных финансовых отношений. Стоящие перед государством цели задачи определяют подходы к изысканию правовых инструментов для наилучшего их достижения. Философски озадачивает вопрос наличия или отсутствия границ при регулировании финансовых отношений. В данном контексте все более пристальное внимание не только философов, но и правоведов стало уделяться пределам права и его влияния на социум. Причиной этому служит глобализация экономических процессов.

Б.А. Хейфец предлагает ряд системных принципов, на которых должна основываться программа деофшоризации российской

экономики:

«1) кардинальное улучшение условий для осуществления экономической деятельности, включая институциональную и политическую

реформу;

2) налоговый маневр за счет пересмотра СИДН по перенесению центра тяжести налогового стимулирования инвесторов в российскую юрисдикцию;

3) усиление в соответствии с международной практикой степени ответственности за нарушение налогового законодательства;

4) обеспечение транспарентности всех экономических факторов, действующих в России;

5) вывод на качественно новый уровень международного сотрудничества по обмену налоговой информацией и по раскрытию фискальных нарушений;

6) возрастание роли моральных ценностей в формировании экономической политики как фактора нравственного возрождения общества» [8, c. 38].

В современной цифровой реальности ситуация осложняется развитием не только рыночной, но и цифровой экономики, в условиях которой также происходит уклонение от уплаты налогов с использованием криптовалют. Примечательно, что в Республике Беларусь была введена модель «цифрового офшора» Президентским Декретом от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», предполагающая специальный порядок правового регулирования криптовалют, который легализует ICO (Initial Coin Offering), криптовалюты и смарт-контракты на отдельно взятой территории Парка высоких технологий. Отмечается, что благодаря принятию этого документа Республика Беларусь стала первой в мире юрисдикцией с комплексным правовым регулированием бизнесов на основе цифровой технологии блокчейн [9, c. 39].

Размышляя о правовом регулировании деофшоризации в России, можно отметить ряд нормативных правовых актов, регулирующих этот процесс. Н.Г. Андрианова справедливо отмечает, что «многоаспектный характер правового регулирования отношений в сфере деофшоризации в России позволяет проанализировать возможность обособления деофшоризации как самостоятельного института финансового права» [10, c. 31]. Автор выделяет следующие источники правового регулирования деофшоризации в РФ: Налоговый Кодекс Российской Фе-

дерации; Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»; Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 227- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»; Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».

Ученый отмечает: «Для поддержания правомерного поведения в сфере деофшоризации предлагается осуществление деофшоризационного комплаенс-контроля и внедрение механизма предварительного согласования правовых последствий, осуществляемых субъектами института деофшоризации операций» [10, c. 34].

Возвращаясь к теме поддержания экономической стабильности в стране, следует подчеркнуть, что помимо такой меры как деофшоризация должны активно предпринимать меры по демонополизации и декартелизации в российской экономике. Более того, особой важностью предстает задача по созданию в Российской Федерации привлекательных и стимулирующих условий для привлечения инвестиций.

В Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года содержится ряд положений, регулирующих вопросы демонополизации рынков. Так, в п. 8.7 Стратегии содержатся положения, реализация которых может сократить распространение монополии на российском рынке. В частности, к ним относятся: ликвидация административных барьеров, повышение обоснованности в выборе способов размещения заказов, обеспечение недискриминационного доступа и т.д.

Таким образом, в результате исследования можно сделать ряд выводов. Достижение экономической стабильности в государстве напрямую связано с четкой регламентацией законодательства, воздействующего на различные группы общественных отношений. В настоящее время такое законодательство формируется, вырабатывается четкая система основополагающих принципов, соблюдение которых и со стороны государства и со стороны бизнеса приведет к балансу и стабильным взаимоотношениям. Однако мер по возвращению капиталов в Россию, базирующиеся на стимулирующих призывах, недостаточно. Важная роль должна отводиться формированию ответственности, включая ответственность за офшоризацию в цифровом пространстве.

Библиогра фия:

1. Бородавина М.К., Рыбакова С.В., Савина А.В., Хахулина А.П. К вопросу о финансовой неопределенности // Правоприменение. 2020. Т. 4. № 1. С.

75-84.

2. Савина А.В. К вопросу о неизбежной неопределенности в финансовом праве // Государственно-правовые исследования. 2021. № 4. С. 174-178.

3. Радлов Э.Л. Философский словарь. Логика, психология, этика и история философии. Иваново, 2013.

4. Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Правоведение. 2006. № 2.

С. 57-58

5. Ершов В.В. Классификация принципов российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. № 4. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/39800-klassifikaciya-principov-rossijskogo-grazhdanskogo-prava (дата обращения: 01.02.2023).

6. Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2003. 1088 с.

7. Богославец Т.Н. Налоговые юрисдикции в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2005. № 4. С. 103-110.

8. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М.: Ин сти тут эко но ми ки РАН, 2013. 63 с.

9. Цифровая экономика: концептуальные оснговы правового регулирования бизнеса в России : монография / отв. Ред. В.А. Лаптев, О.А. Тарасенко. Москва : Проспект, 2022. 488 с.

10. Андрианова Наталья Геннадьевна Правовое регулирование деофшоризации в Российской Федерации // Юридическая наука. 2022. №1. С. 3134.

References:

1. Borodavina M.K., Rybakova S.V., Savina A.V., Khakhulina A.P. On the issue of financial uncertainty // Law enforcement. 2020. Vol. 4. No. 1. pp. 75-84.

2. Savina A.V. On the question of unavoidable uncertainty in financial law // State-legal research. 2021. No. 4. pp. 174-178.

3. Radlov E.L. Philosophical Dictionary. Logic, psychology, ethics and the history of philosophy. Ivanovo, 2013.

4. Skurko E.V. Legal principles in the legal system, the system of law and the system of legislation: theory and practice // Jurisprudence. 2006. No. 2. pp. 57-58

5. Ershov V.V. Classification of the principles of Russian civil law // Russian justice. 2009. No. 4. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/39800-klassifikaciya-principov-rossijskogo-grazhdanskogo-prava (accessed: 01.2.2023).

6. New Economic and Legal Dictionary / Edited by A.N. Azriliyan. M.: Institute of New Economics, 2003. 1088 p

7. Bogoslavets T.N. Tax jurisdictions in the Russian Federation // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2005. No. 4. pp. 103-110.

8. Heifets B.A. Deoffshorization of the Russian economy: opportunities and limits. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2013. 63 p

9. Digital economy: conceptual foundations of legal regulation of business in Russia : monograph / ed. V.A. Laptev, O.A. Tarasenko. Moscow : Prospekt, 2022. 488 p.

10. Andrianova Natalia Gennadievna Legal regulation of deoffshorization in the Russian Federation // Legal science. 2022. No. 1. pp. 31 -34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.