УДК 338.242.2
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Артемий Александрович Коротков
магистрант korotkov [email protected] Сергей Александрович Хабаров Старший преподаватель habarov@mail. т Валерия Сергеевна Шпаковская старший преподаватель [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Авторы центрируют внимание на феномене «экономическая безопасность», который является комплексным, поскольку связан с внутренним состоянием хозяйствующего субъекта, а также определяется воздействием внешних факторов, т.е. социально-экономическим, финансовым окружением.
Сущность и назначение системы экономической безопасности связаны не столько с борьбой с реальными и возможными угрозами, сколько с задачей поддержания нормального работоспособного состояния субъекта хозяйственной деятельности. Данный процесс законодательно регламентирован на всех уровнях.
Ключевые слова: система экономической безопасности (СЭБ), правовое обеспечение СЭБ, индикаторы экономической стабильности.
Феномен «экономическая безопасность» является комплексным,
поскольку связан с внутренним состоянием хозяйствующего субъекта, а также определяется воздействием внешних факторов, т.е. социально-экономическим, финансовым окружением.
Сущность и назначение системы экономической безопасности связаны не столько с борьбой с реальными и возможными угрозами, сколько с задачей поддержания нормального работоспособного состояния субъекта хозяйственной деятельности. Данный процесс законодательно регламентирован на всех уровнях. В нынешних условиях российское законодательство в исследуемом направлении деятельности представлено целым пулом документов:
- Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (важна ст. 26 о банковской тайне).
- Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (важна ст. 10 о недобросовестной конкуренции).
- Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (важна ст. 12 о базах данных).
- Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (соответственно, о товарных знаках).
- Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (о конкуренции).
- Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года "Об электронной цифровой подписи" (про использование ЭЦП), статья 857 "Банковская тайна" Гражданского кодекса РФ.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (содержит множество норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения
экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности).
- Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (положения о конфиденциальности информации) [3].
Данный перечень свидетельствует о высокой роли правовой составляющей экономической безопасности, именно нормы права эффективно и всесторонне регламентируют деятельность организации, оптимизируя затраты корпоративных ресурсов на достижение не только экономической стабильности, но и обеспечивая динамичное развитие.
Правовая среда может быть условно разделена на внешнюю и внутреннюю. Под внешней понимается совокупность общественно-политических и правовых условий. Система экономической безопасности (СЭБ) нацелена в том числе на предотвращение ущербов от негативных воздействий как субъективного, так и объективного характера. По мнению исследователей: «Негативные воздействия субъективного характера включают в себя недоработки в юридическом обеспечении деятельности организации, влекущие за собой финансовые и другие потери, причины которых лежат в сфере деятельности самой организации» [5]. Условно данные воздействия могут быть разделены на две группы.
Анализ источниковой базы позволил акцентировать внимание на каждой из них: «Первая группа состоит из угрозы ущербов политического характера, к которым можно отнести военные действия, волнения, блокады экономического и военно-политического характера, этнические, национальные и религиозные проблемы, а также общую общественно-политическую нестабильность в стране юрисдикции данной организации и в международных отношениях в целом» [1].
Данные негативные воздействия могут быть вызваны столкновением интересов общественных групп в части экономических, национальных, конфессиональных и других вопросов, что в свою очередь обуславливает затрудненность влияния на эти процессы с целью повышения результативности
бизнеса, и тогда в рамках правовой безопасности можно рассчитывать на опосредованный положительный от мер лоббирования интересов субъекта хозяйственной деятельности.
Исследователи утверждают, что «вторая группа негативных воздействий — это неожиданные и частые изменения норм действующего законодательства и методов их реализации, влекущие за собой угрозы ущербов для организации. Среди основных негативных воздействий данной группы следует отметить такие угрозы правового характера, как изменение хозяйственного, налогового и таможенного законодательства, законодательства по собственности, земле и труду, а также по вопросам регулирования процессов приватизации и национализации собственности» [4].
Внутренняя среда представлена локальными правовыми актами и регламентами. Низкая эффективность которых зачастую обусловлена низкой квалификацией сотрудников юридической службы организации, недостаточным финансированием данного структурного подразделения; недостаточным вниманием руководства организации к юридическому обеспечению направлений работы; комплексной юридической экспертизе любых планируемых и осуществляемых предприятием действий на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства; слабой проработкой контрактных отношений с контрагентами, персоналом; неэффективной защитой интересов организации в конфликтных ситуациях и слабым планированием мероприятий по поддержке бизнеса; отсутствием или низким уровнем разработки стратегии деятельности организации по улучшению правовой среды[6].
Резюмируя проведенный анализ, следует отметить, что обеспечение правовой составляющей СЭБ заключен в анализе и оценке текущего уровня обеспечения правовой составляющей СЭБ, мониторинг эффективности мероприятий по обеспечению правовой безопасности организации, формулирование алгоритма действий по более эффективному обеспечению
правовой безопасности организации и осуществление в соответствии с выработанными рекомендациями текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, а также реализацию предлагаемого комплекса мер по повышению уровня обеспечения правовой составляющей.
Список литературы:
1. Алексеев М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. 2018. № 5. С. 1826.
2. Арбатов А.А., Сенчагов В.К., Ведев А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник /М.: Бином. ЛЗ, 2009. - 815 с.
3. Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.- 215с
4. Короткова Г.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы, стратегические приоритеты// Роль аграрных вузов в реализации Национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России/под ред. И.Л. Воротникова; ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ.- Саратов: Амирит, 2019. С. 70-77.
5. Меламедов С. Л. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2000. С. 1112
6. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan //Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague, Czech Republic, EU, 2018.P.36-46.
7. Виторшкина А. А. Теоретические аспекты формирования стратегии обеспечения экономическо-правовой безопасности организации // Фундаментальные науки и современность. 2019. № 7(28). С. 30-39.
UDC 338.242.2.
LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY: PRACTICAL
ANALYSIS
Artemiy A. Korotkov
Master's student korotkov [email protected] Sergey A.Khabarov Senior Lecturer habarov@mail .ru Valeria S. Shpakovskaya senior lecturer [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The authors focus on the phenomenon of "economic security", which is complex because it is associated with the internal state of an economic entity, and is also determined by the influence of external factors, i.e. socio-economic, financial environment.
The essence and purpose of the economic security system are connected not so much with the fight against real and possible threats, as with the task of maintaining a
normal working condition of the subject of economic activity. This process is legally regulated at all levels.
Keywords: economic security system (SEB), legal support of SEB, indicators of economic stability.
Статья поступила в редакцию 02.10.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.