Правовое обеспечение добросовестной конкуренции в Евразийском экономическом союзе как условие безопасности его функционирования
АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ,
заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор.
Контакты: Москва, ул. Новочеремушкинская, 69 (ФГБОУВО «РГУП»). E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы заключается в необходимости совершенствования правового регулирования добросовестной конкуренции в ЕАЭС, что выступает одним из важных условий безопасности его функционирования. В Договоре о ЕАЭС установлены общие положения конкуренции (раздел XVIII), действие которых распространяется на территории государств - членов Союза и трансграничных рынков ЕАЭС. Но данные положения, направленные на недопущение и пресечение недобросовестной конкуренции в рамках ЕАЭС, носят рамочный характер и требуют их дальнейшего развития. Различия национальных экономик государств - членов ЕАЭС по целому ряду факторов, в том числе по уровню развития конкуренции и степени монополизации отдельных рынков товаров, работ и услуг предопределяют необходимость решения вопросов проведения единой конкурентной политики и гармонизированного правового регулирования, в том числе определения действий (бездействия) хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, нарушающих правила добросовестной конкуренции.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на научном анализе законодательных актов стран ЕАЭС и международных нормативно-правовых актах стран ЕАЭС. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства России и стран ЕАЭС, рассматриваются научные позиции российских ученых по проблемам развития конкурентного права.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье рассмотрены основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе о конкуренции, прослежено становление нормативно-правовой основы регулирования конкуренции на трансграничных рынках. Исследована проблема гармонизации национального законодательства в области конкуренции. Рассмотрены функции и полномочия Евразийской экономической комиссии по пресечению нарушений правил о конкуренции. Сделан вывод о необходимости совершенствования действующих правил о конкуренции в рамках Евразийского экономического союза с учетом расширения применения информационно-коммуникационных технологий и постепенного перехода к цифровым технологиям. Высказываются рекомендации о совершенствовании функций Евразийской экономической комиссии по защите конкуренции.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Международно-правовые документы и национальные законы в сфере обеспечения добросовестной конкуренции на территории государств - членов
ЕАЭС принимаются по вопросам защиты экономической конкуренции, противодействия монополистической деятельности, установления критериев отнесения рынка к трансграничному, определения условий признания соглашения антиконкурентным, унификации критериев злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке ЕАЭС и по другим сферам регулирования конкурентных отношений на интеграционном уровне. Реализация положений о защите добросовестной конкуренции в ЕАЭС сталкивается с различиями предпринимательского, корпоративного, коммерческого права, права о несостоятельности (банкротстве), арбитражно-процессуального и административно-процессуального права стран ЕАЭС. Важны модельные кодексы и законы ЕАЭС как отражающие сложившиеся, наиболее общие правовые нормы и институты регулируемых отношений, включая сферу конкуренции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: защита конкуренции, Евразийский экономический союз; трансграничный рынок; Евразийская экономическая комиссия, принципы согласованной конкурентной политики стран ЕАЭС
Legal support of fair competition in the Eurasian economic Union as a condition of security of its functioning
ANDREEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH,
head of Department of civil law and corporate studies of the Russian Academy of justice,
chief researcher of the Institute of security problems of the CIS,
doctor of legal Sciences, Professor,
honored science worker of the Russian Federation.
Moscow, Novocheremushkinskaiy, 69, Russian Academy of justice
E-mail: [email protected]
ANNOTATION
INTRODUCTION. The relevance of the topic lies in the need to improve the legal regulation of fair competition in the EAEU, which is one of the important conditions for the security of its functioning. The EAEU Agreement sets forth the general provisions of competition (section xyw), the effect of which extends to the territory of the Member States of the Union and the EAEU's cross-border markets. But these provisions aimed at preventing and suppressing unfair competition within the EAEU are of a framework nature and require their further development. Differences in the national economies of the EAEU member states for a number of factors, including the level of development of competition and the degree of monopolization of individual markets for goods, works and services, determine the need to address the issues of a unified competition policy and harmonized legal regulation, including determining actions (inaction) economic entities and public authorities that violate the rules of fair competition.
MATERIALS AND METHODS. This study is based on a scientific analysis of the legislative acts of the EAEU countries and international legal acts of the EAEU countries. The methods of comparative legal analysis of the legislation of Russia and the EAEU countries are used, the scientific positions of Russian scientists on the problems of the development of competition law are examined. RESULTS. The article discusses the main provisions of the Treaty on the Eurasian Economic Union on Competition, traces the formation of the regulatory framework for regulating competition in cross-border markets. The problem of harmonization of national legislation in the field of competition is investigated. The functions and powers of the Eurasian Economic Commission to curb violations
of competition rules are examined. It is concluded that it is necessary to improve the existing competition rules within the framework of the Eurasian Economic Union, taking into account the expansion of the use of information and communication technologies and the gradual transition to digital technologies. Recommendations are made on improving the functions of the Eurasian Economic Commission for the Protection of Competition.
DISCUSSION AND CONCLUSIONS. International legal documents and national laws in the field of ensuring fair competition in the territory of the EAEU member states are adopted on the issues of protecting economic competition, countering monopolistic activities, establishing criteria for classifying the market as cross-border, determining the conditions for recognizing an agreement as anti-competitive, and unifying the criteria for abuse of a dominant position of an economic entity by EAEU market and other areas of regulation of competitive relations in the integration Onn level. The implementation of the provisions on the protection of fair competition in the EAEU is faced with differences in business, corporate, commercial law, insolvency (bankruptcy) law, arbitration and administrative law of the EAEU countries. The EAEU model codes and laws are important as reflecting the prevailing, most general legal norms and institutions of regulated relations, including the sphere of competition.
KEYWORDS: protection of competition, Eurasian Economic Union; cross-border market; Eurasian Economic Commission, principles of coordinated competition policy of the EAEU countries.
Введение
Одним из основных принципов рыночной экономики и принципов функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который предусмотрен в ст. 3 Договора о ЕАЭС, является принцип добросовестной конкуренции.
Как верно отмечается в литературе, успех интеграционных объединений зависит не только от воли их участников или наднациональных органов, но и во многом от их способности создать эффективную систему правовых норм, регулирующих широкий круг общественных отношений и характеризующихся обязательностью исполнения всеми субъектами1.
Правила о конкуренции, содержащиеся в Договоре о ЕАЭС, основаны на предыдущем опыте регулирования отношений в области конкуренции Таможенного союза и Единого экономического пространства.
9 декабря 2010 года в г. Москве было заключено Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, которое действовало до даты вступления в силу Договора о ЕАЭС. Следует отметить, что нормы раздела 18 Договора о ЕАЭС о конкуренции в значительной степени основаны на соответствующих положениях Соглашения о конкуренции. Соглашением предусматриваются несколько этапов его реализации.
Первый этап связывался с созданием необходимого нормативно-правого регулирования условий деятельности уполномоченных органов по контролю соблюдения общих конкурентных норм и принципов, обеспечивающих Единое экономическое пространство с созданием правил и процедур, связанных с обжалованием решений уполномоченного органа по регулированию и контролю защиты конкуренции.
1 Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Свойства права Евразийского экономического союза сквозь призму практики Суда ЕАЭС // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 123-133.
На втором этапе, касающемся гармонизации норм национальных законодательств стран ЕАЭС в сфере конкурентных отношений, предполагалось провести системные меры по сопоставлению критериев и стандартов отнесения поведения хозяйствующих субъектов к добросовестному и недобросовестному с точки зрения сложившейся практики и норм ВТО.
На третьем этапе осуществилось усиление функций, делегированных государствами Комиссии Таможенного союза, для проведения контроля соблюдения унифицированных пра-
вил конкуренции ЕАЭС, если возникают основания считать, что нарушением правил конкуренции оказывается отрицательное влияние на добросовестные конкурентные отношения трансграничного уровня.
С принятием Договора о ЕАЭС перечисленные этапы реализации Соглашения были реализованы в Договоре. Следует также отметить значение Модельного закона о конкуренции, утвержденного Решением Высшего евразийского экономического совета от 24.10.2013 г. № 50.
Концептуальные подходы к защите конкуренции и их применение в праве ЕАЭС
Как отмечает В.Ф. Попондопуло, «задача модельного законодательства состоит не в замене национальных законодательств, а в их сближении (гармонизации) на основе приемлемых моделей, воплощающих в себе лучшее <...> из того, что имеется в национальных законодательствах»1. Хотя модельные кодексы имеют рекомендательный характер, они позволяют выявить общие характеристики регулируемых отношений и определить векторы развития национального законодательства в той или иной области в целях формирования единой государственной политики.
А.Н. Варламова, обобщая высказанные в научной литературе точки зрения о модельных кодексах, определила следующие характеристики модельного кодекса:
«1) он не является нормативно-правовым актом;
2) имеет рекомендательный характер;
3) может содержать несколько вариантов возможных правовых конструкций, среди которых законодатель в каждом отдельном государстве выбирает наиболее подходящую;
4) задача модельного закона состоит в сближении национальных законодательств на основе приемлемых правовых моделей»2.
Оценивая принятие Модельного кодекса о конкуренции, А.Н. Варламова отмечает, что его появление можно рассматривать как важный шаг в направлении формирования взвешенной конкурентной стратегии государств -членов Таможенного союза и Единого экономического пространства3.
Положения п. 2 ст. 74 Договора о ЕАЭС о том, что действие раздела XVIII договора о конкуренции распространяются на отношения, связанные с реализацией конкурентной (антимонопольной) политики на территориях государств-членов, и на отношения с уча-
1 Попондопуло В.Ф. Модельный торговый кодекс (закон о торговле) для государств - участников СНГ: концепция и структура // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей. М., 2011.
2 Варламова А.Н. Модельный закон о конкуренции для единого экономического пространства // Законодательство. 2014. № 3. С. 68-77.
3 Варламова А.Н. Модельный закон о конкуренции для единого экономического пространства // Законодательство. 2014. № 3. С. 68-77.
стием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов, позволяют констатировать, что установленные Договором о ЕАЭС нормы влияют на обеспечение добросовестной конкуренции на рынках национального уровня стран - участников ЕАЭС, имея преимущества перед нормами национального регулирования. Пунктом 3 ст. 3 предусмотрено, что страны - участники Союза могут включать в свое законодательство дополняющие правила ЕАЭС условия и ограничения, выдвигая новые требования по запретам, определенным в Договоре о ЕАЭС.
Правила о конкуренции должны закрепить равные условия конкуренции на территории ЕАЭС, включая недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств - членов Союза к рынкам ЕАЭС.
В государствах - членах ЕАЭС приняты законы о конкуренции: Закон Республики Армения от 05.12.2000 г. № 3Р-112 «О защите экономической конкуренции»; Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 г. № 94-3 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Предпринимательский кодекс Республики Казахстан; Закон Кыргызской Республики от 22.07.2011 г. № 116 «О конкуренции»; Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При построении системы законодательства о конкуренции в ЕАЭС прежде всего необходимо определение основных категорий в области конкуренции в целях недопущения различных толкований этих категорий и решение вопроса о степени детализации содержания правил об основных категориях в Договоре о ЕАЭС и приложении к нему, а также опре-
деление степени сближения национальных законодательств о конкуренции.
В Договоре о ЕАЭС установлены общие положения - ст. 75 определяет общие принципы конкуренции, а ст. 76 - общие правила конкуренции, которые получают развернутое регулирование в Приложении № 19 к Договору.
В Договоре о ЕАЭС под унификацией законодательства понимается сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных Договором (п. 1 ст. 2). Однако в литературе обращено внимание на необходимость четкого разграничения понятий «гармонизация» и «унификация», и в Договоре стоит указать, что «унификация законодательства - это не просто сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования, но сближение путем установления идентичных правовых норм во внутреннем праве государств-членов, т.е. посредством принятия международных договоров, решений и распоряжений органами Союза в рамках ЕАЭС»1.
Осуществление в полной мере унификации законодательства в области конкуренции вызывает опасения в связи с упоминавшимися факторами - различным уровнем развития национальных экономик, степенью монополизации рынков отдельных товаров, работ, услуг. Не случайно в Договоре о ЕАЭС установлены общие правила о конкуренции и запреты совершения неконкурентных действий, а также предусмотрено право включать в национальное законодательство государств ЕАЭС собственные запретительные нормы, касающиеся требований и ограничений, предусмотренных в ст. 75 и 76 Договора о ЕАЭС.
1 Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: монография / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, Г.К. Дмитриева; отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
Из смысла содержания п. 5 ст. 74 Договора о ЕАЭС вытекает, что каждому государству -члену Союза гарантируется суверенное право принимать различные нормативно-правовые акты и иные меры защиты национальных интересов, если этого требуют государственные задачи, касающиеся важнейших секторов оборонного комплекса, включая безопасность страны. При этом в п. 5 ст. 74 также указано, что положения данного раздела не должны стать препятствием государству-члену принимать собственные меры, которые необходимы для вышеуказанных целей.
Данные положения позволяют считать, что законодательство о конкуренции должно развиваться в направлении гармонизации соответствующих норм и институтов, а не унификации, а также о необходимости проведения согласованной конкурентной политики в рамках ЕАЭС.
На необходимость выработки единой конкурентной политики государств - членов Союза обращено внимание в литературе.
Так, Е.И. Трубинова полагает, что несмотря на отсутствие в Договоре о ЕАЭС прямого указания на проведение государствами-членами единой конкурентной политики, «...комплексность толкования положений ст. 2, 74, 76 Договора о ЕАЭС приводит к выводам, что между странами ЕАЭС реализуются принципы единства конкурентной политики и они применяются к отношениям, связанным с проведением общей политики обеспечения до-
бросовестной конкуренции в ЕАЭС, касаясь отношений между хозяйствующими субъектами государств-членов, оказывающих или формирующих элементы негативного влияния на конкуренцию трансграничного рынка, связанного с территориями двух и более госу-дарств-членов»1.
Важно сказать, что по действовавшему ранее Соглашению относительно единого подхода к принципам и правилам, регулировавшим конкуренцию 2010 года, целями были единообразные правила формирования общего режима конкурентного поведения субъектов при обеспечении свободы передвижения товаров, услуг, капиталов. Таким образом, свобода экономического развития и необходимость эффективного обеспечения мобильности товарных рынков единого таможенного пространства Таможенного союза в рамках ЕАЭС потребовали сближения правовых режимов и политики в области конкурентных отношений при недопущении действий, оказывающих негативное влияние на трансграничную торговлю в ЕАЭС.
В Договоре о ЕАЭС положение о проведении согласованной конкурентной политики приведено в отношении действий хозяйствующих субъектов третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов Союза. В этой связи Е.И. Тру-биновой верно подчеркивается необходимость формирования и проведения единой конкурентной политики государств - членов ЕАЭС2.
Деятельность Евразийской экономической комиссии по реализации единой конкурентной политики ЕАЭС
Реализация единой конкурентной полити- ровании основных понятий и институтов зако-ки должна быть воплощена в четком формули- нодательства о конкуренции.
1 Трубинова Е.И. Законодательство о недобросовестной конкуренции в государствах - членах ЕАЭС как аспект становления в ЕАЭС единой конкурентной политики // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 ноября 2016 г.): Сборник научных статей / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2017.
2 Указ. статья. С. 67.
Определения основных понятий в области конкуренции содержатся в Приложении № 19 к Договору о ЕАЭС «Протокол об общих принципах и правил конкуренции». Определение товарного рынка как сферы обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами полностью, соответствует аналогичному определению товарного рынка, содержащемуся в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»1.
Специальным понятием для целей обеспечения добросовестной конкуренции в государствах - членах Союза является понятие трансграничного рынка. В понятийном ряду Протокола об общих принципах и правилах конкуренции определение трансграничного рынка отсутствует, однако в п. 2 ст. 74 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что положения раздела XVIII Договора распространяются на трансграничные рынки на территориях двух и более государств-членов.
Критерии отнесения рынка к трансграничному рынку установлены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 г. № 29 «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному»2. Они применяются, как сказано в данном Решении, для целей определения компетенции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по пресечению нарушений общих правил конкуренции хозяйствующими субъектами государств -членов ЕАЭС.
Согласно данному документу рынок относится к трансграничному, если географиче-
ские границы товарного рынка охватывают территории двух и более государств-членов.
Исходя из цели определения трансграничного рынка в данном документе установлены полномочия ЕЭК по пресечению хозяйствующими субъектами запретов, установленных в разделе XVIII Договора о ЕАЭС, реализация которых в соответствии с п. 7 ст. 74 осуществляется согласно Приложению № 19 к Договору.
Меры пресечения проявлений недобросовестности в конкурентных отношениях со стороны ЕЭС осуществляются при условии, когда в деятельности двух или более хозяйствующих субъектов, имеются признаки нарушения правил недобросовестного поведения на рынке, есть субъект, который потерпел убытки либо получил ущерб для деловой репутации и эти факты были зарегистрированы разными государствами - участниками ЕАЭС.
Таким же образом решен вопрос относительно антиконкурентных соглашений - их пресечение возложено на ЕАК при условии, что по крайней мере два хозяйствующих субъекта, участвующих в антиконкурентном соглашении, зарегистрированы на территории разных государств - участников ЕАЭС.
Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке содержится п. 7 ст. 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение № 19 к Договору о ЕАЭС), а в самом Договоре перечислены запреты действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на трансграничном рынке устанавливается Комиссией в соответствии с методикой оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке, утверждаемой Комиссией.
Меры пресечения ЕЭК действий, связанных с злоупотреблениями в форме использования
1 СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3434.
2 Текст решения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.tsouz.ru) 20.12.2012 г.
коммерческого доминирования на трансграничном рынке применяются относительно индивидуального или коллективного доминирования.
В случае с индивидуальным доминированием ЕЭК пресекаются злоупотребления доминирующим положением с учетом совокупного соблюдения следующих подходов, касающихся:
• объема долей от общих размеров товара, реализованного или закупленного субъектом товарного рынка, охватывающего территории двух и более государств - участников ЕАЭС, в чьих действиях выявлено злоупотребление с использованием доминирующего положения, когда товар обращается на территориях нескольких государств - участников ЕАЭС, определивших негативные последствия нарушения конкуренции в объеме не менее 35%;
• способов злоупотребления, когда доминирующее положение субъекта фактически направлено, связанные с недопущением, ограничением, устранением конкуренции в рамках трансграничного товарного рынка, охватывающего территории не менее двух государств - участников ЕАЭС, либо направлено на ущемление интересов других субъектов на рынке ЕАЭС.
Когда нарушение связано с коллективным доминированием на рынке, ЕЭК пресекает злоупотребления исчислением комплекса факторов согласно своим полномочиям. Сначала определяются основания отнесения рынка к трансграничному по следующим критериям, определяющим:
• совокупную долю объемов реализуемой или закупаемой продукции (товаров) несколькими хозяйствующими субъектами, которые в своем поведении на рынке имеют элементы доминирующего положения и охватывают коммерческим оборотом территории двух или нескольких государств - участников ЕАЭС. При этом их действия могут быть квалифици-
рованы как злоупотребления с использованием доминирующего положения в зависимости от объемов товарооборота, причинившего ущерб, и осуществляемого на территориях государств - участников ЕАЭС (для трех хозяйствующих субъектов доля от объема составляет не менее 50%, для четырех и более - не менее 70%);
• длительность периода времени (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка), когда относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
• реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;
• нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, охватывающем территорию не менее чем двух государств - участников ЕАЭС, либо ущемлению интересов других лиц на указанной территории.
Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами, общих правил конкуренции, установленных ст. 76 Договора о ЕАЭС, на территориях государств-членов осуществляется уполномоченными органами государств-членов.
П.В. Самолысовым проведен сопоставительный анализ кодексов об административных правонарушениях государств - членов ЕАЭС, содержащих нормы об ответственности за нарушения законодательства о конкуренции (за исключением Республики Армения, в которой установлена только уголовная ответственность) и сделан вывод о необходимости «перевести в плоскость административного правонарушения» в Республике Армения составы уголовных преступлений1.
В соответствии с Договором о ЕАЭС и Приложением № 19 к нему, являющимся неотъемлемой частью Договора, а также Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 г. № 98, в области конкуренции на Совет ЕЭК возложены функции утверждения методики оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке; методики определения монопольно высоких (низких) цен; определение особенностей применения правил конкуренции в различных отраслях экономики2.
ЕЭК наделена полномочиями возбуждать и рассматривать дела, связанные с нарушениями общего правового режима конкуренции, установленного ст. 76 Договора о ЕАЭС, если имеют место факты негативного влияния на добросовестную конкуренцию в рамках трансграничного рынка ЕАЭС, при обращениях соответствующих компетентных органов государств-членов, при наличии претензий, выдвигаемых хозяйствующими субъектами, органами власти государств-членов, физическими лицами или по инициативе ЕЭК.
ЕЭК выносит определения, принимает обязательные для исполнения хозяйствующими
субъектами государств-членов решения, в том числе о применении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам государств-членов, в случаях, предусмотренных разделом XVIII Договора и Протоколом (Приложение № 19), запрашивает и получает информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических лиц и физических лиц, в том числе конфиденциальную информацию, необходимую для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
Размеры штрафов за различные нарушения правил о добросовестной конкуренции установлены в Протоколе об общих принципах и правилах конкуренции.
В соответствии с Протоколом (п. 9) Комиссия рассматривает дела о нарушении конкуренции, если хозяйствующие субъекты, а также физические лица и некоммерческие организации государств-членов, не являющиеся хозяйствующими субъектами, имеют различную государственную принадлежность, а также их нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
На ЕЭК возложены функции по утверждению методики расчета и порядка наложения Комиссией штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также по утверждению порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках и др.
Установленные функции и полномочия ЕЭК свидетельствуют о том, что Комиссия является наднациональным антимонопольным органом.
1 СамолысовП.В. Особенности применения мер административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в государствах - членах Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: коллективная монография: Т. 1 / отв. ред. М.А. Егорова, И.В. Ха-левинский. М.: «Юстицинформ», 2018. С. 325.
2 Текст решения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org) 25.12.2014 г.
Заключение
Закрепление функций и полномочий Евразийской экономической комиссии в Договоре о ЕАЭС и Протоколе (Приложение № 19 к Договору) позволяет урегулировать статус данного наднационального органа в международном договоре - акте, обладающем высшей юридической силой в системе права ЕАЭС.
Следует сказать, что действия (бездействие) субъектов рынков, действующих по правилам, установленным ЕЭК о конкурентных отношениях в ЕАЭС, могут быть оспорены Судом ЕАЭС согласно Статуту Суда, определенному в Приложении № 2 к Договору о ЕАЭС и с учетом правил Протокола об общих правил конкуренции (Приложение № 19). При этом Суд Союза принимает к рассмотрению заявление об обжаловании решения Комиссии по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках без предварительного обращения заявителя в Комиссию для урегулирования вопроса в досудебном порядке.
Таким образом,законодательство о конкуренции ЕАЭС состоит из наднационального компонента и национальных компонентов -законов и иных нормативных правовых актов государств - членов Союза.
В российском Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» специально оговорено, что его положения не распространяются на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором Российской Федерации. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в
соответствии с международным договором Российской Федерации (п. 3 ст. 3)1.
Определена и система органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на территориях государств-членов и трансграничных рынков. В этой связи важное значение приобретают правила о взаимодействии национальных антимонопольных органов между собой и с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
В Договоре и приложениях к нему содержатся общие правила о взаимодействии уполномоченных органов государств-членов в целях реализации раздела XVIII Договора и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции в форме направлений уведомлений, запросов о предоставлении информации, запросов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий, обмена информацией и пр. Вместе с тем, в разделе V Протокола данные правила изложены общо, без необходимой детализации и сроков, не учтен и переход на электронные способы взаимодействия, поэтому содержащиеся в данном разделе правила нуждаются в совершенствовании.
Более конкретно изложены нормы о взаимодействии Комиссии и уполномоченных органов государств-членов при осуществлении контроля за соблюдением правил конкуренции (раздел VI Протокола), однако и они имеют недостатки. При регулировании различных форм взаимодействия национальных антимонопольных уполномоченных органов между собой и с Евразийской экономической комиссией необходимо обеспечить согласование данных разделов с иными разделами Протокола и с Договором о ЕАЭС и учесть новейшие разработки по использованию информационно-коммуникационных и цифровых технологий.
1 Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I) ст. 3434.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014 г.).
2. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 09.12.2010 г.).
3. Модельный закон о конкуренции, утвержденный Решением Высшего евразийского экономического совета от 24.10.2013 г. № 50.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции».
5. Варламова А.Н. Модельный закон о конкуренции для единого экономического пространства // Законодательство. 2014. № 3. С. 68-77.
6. Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Свойства права Евразийского экономического союза сквозь призму практики Суда ЕАЭС // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 123-133.
7. Попондопуло В.Ф. Модельный торговый кодекс (закон о торговле) для государств - участников СНГ: концепция и структура. Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей. М., 2011.
8. Трубинова Е.И. Законодательство о недобросовестной конкуренции в государствах - членах ЕАЭС как аспект становления в ЕАЭС единой конкурентной политики // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 ноября 2016 г.): Сборник научных статей / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2017.
9. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: монография / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, Г.К. Дмитриева; отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Ма-жорина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
Normative legal acts and literature:
1. Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29, 2014);
2. Agreement on common principles and rules of competition (Moscow, December 9, 2010);
3. Model Law on Competition, approved by Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of October 24, 2013 No. 50;
4. Federal Law of July 26, 2006 N 135-03 «On Protection of Competition»;
5. Varlamova A.N. Model competition law for a single economic space // Legislation. 2014. No3
6. Dyachenko E.B., Entin K.V. The properties of the law of the Eurasian Economic Union through the prism of the practice of the EAEU Court // Journal of Russian Law, 2018, N 10
7. Popondopulo V.F. Model Trade Code (Trade Law) for the CIS Member States: Concept and Structure. Commercial law: current problems and development prospects: Collection of articles. M., 2011.
8. Trubinova E.I. Legislation on unfair competition in the EAEU member states as an aspect of establishing a unified competition policy in the EAEU // Seventh Perm Congress of Lawyers (Perm, November 18-19, 2016): Collection of scientific articles (ed. V.G. Gol-ubtsov, O.A. Kuznetsova Statute, 2017
9. Unification and harmonization in private international law. Questions of theory and practice: monograph / Ya.O. Alimova, N.N. Viktorova, G.K. Dmitrieva; open ed. G.K. Dmitrieva, M.V. Majorine. M .: NORMA, INFRA-M, 2016.