Научная статья на тему 'Евразийская интеграция и трансформация российского и белорусского законодательства актами органов eaэc'

Евразийская интеграция и трансформация российского и белорусского законодательства актами органов eaэc Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АКТЫ ОРГАНОВ ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АКТЫ ОРГАНОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / TRANSFORMATION OF LEGISLATION / ACTS OF THE EAEU BODIES / EURASIAN INTEGRATION / ACTS OF THE BODIES OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокосеева М. А., Бакун А. С.

Введение . Экономическая интеграция России и Республики Беларусь продолжает расти, формируется Единое экономическое пространство стран-участниц Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Теперь государства могут осуществлять свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, начали действовать единые правила и принципы конкуренции. Соответствующие изменения в законодательстве государств затрагивают отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и тому подобное. В связи с этим актуальным становится вопрос об эффективности такого рода внешнеэкономического взаимодействия. Цель данного исследования теоретически обосновать и предложить правовую модель совершенствования форматов и уровней сотрудничества в рамках ЕАЭС, направленную на углубление трансформации национального законодательства государств членов ЕАЭС в экономической сфере. Материалы и методы . Были изучены акты органов ЕАЭС, а также доктринальные источники. Авторами применялись общие методы научного познания (диалектический, индуктивный, дедуктивный), а также честно-научные методы (сравнительный и формально-юридический). Результаты исследования, обсуждения . Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований трансформации современного российского и белорусского законодательства актами органов Евразийского экономического союза в компаративном аспекте. Заключение . Авторы статьи предлагают некоторые авторские рекомендации по дальнейшему развитию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Например, разработку и принятие Модельного Трудового кодекса, Модельного Налогового кодекса ЕАЭС, Модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе, Модельного закона ЕАЭС по реализации решений ЕЭК на международном уровне, Модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе, Соглашения об общих принципах валютной политики и валютного регулирования в ЕАЭС, Соглашение о взаимном признании документов о послевузовском образовании и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian integration and transformation of Russian and Belarusian legislation by acts of bodies of the EAUE

Introduction . The economic integration of Russia and the Republic of Belarus continues to grow, the Common Economic Space of the member countries of the Eurasian Economic Union (hereinafter the EAEU) is being formed. Now states can exercise the free movement of goods, services, capital and labor, uniform rules and principles of competition have begun to operate. Relevant changes in the laws of states affect industries, agriculture, transport, energy and the like. In this regard, the question of the effectiveness of this kind of foreign economic interaction becomes relevant. The purpose of this study is to theoretically substantiate and propose a legal model for improving the formats and levels of cooperation within the EAEU, aimed at deepening the transformation of the national legislation of the EAEU member states in the economic sphere. Materials and methods . The acts of the EAEU bodies, as well as doctrinal sources, were studied. The authors applied the general methods of scientific knowledge (dialectic, inductive, deductive), as well as honest scientific methods (comparative and formal legal). Research results, discussions . The scientific novelty of this article is that it is one of the first comprehensive studies of the transformation of modern Russian and Belarusian legislation by acts of bodies of the Eurasian Economic Union in a comparative aspect. Conclusion . The authors of the article offer some recommendations on the further development of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union. For example, the development and adoption of the Model Labor Code, the EAEU Model Tax Code, the Model Law on Budget Policy and the Budget Process, the EAEU Model Law on the implementation of ECE decisions at the international level, the Agreement on General Principles of Currency Policy and currency regulation in the EAEU, Agreement on the mutual recognition of documents on postgraduate education and much more.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция и трансформация российского и белорусского законодательства актами органов eaэc»

УДК 341.1/8

DOI: 10.30914/2411 -3522-2019-5-4-407-413

Евразийская интеграция и трансформация

российского и белорусского законодательства актами органов ЕАЭС

М. А. Мокосеева1, А. С. БакуН2

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола 2Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск

Введение. Экономическая интеграция России и Республики Беларусь продолжает расти, формируется Единое экономическое пространство стран-участниц Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Теперь государства могут осуществлять свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, начали действовать единые правила и принципы конкуренции. Соответствующие изменения в законодательстве государств затрагивают отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и тому подобное. В связи с этим актуальным становится вопрос об эффективности такого рода внешнеэкономического взаимодействия. Цель данного исследования - теоретически обосновать и предложить правовую модель совершенствования форматов и уровней сотрудничества в рамках ЕАЭС, направленную на углубление трансформации национального законодательства государств - членов ЕАЭС в экономической сфере. Материалы и методы. Были изучены акты органов ЕАЭС, а также доктринальные источники. Авторами применялись общие методы научного познания (диалектический, индуктивный, дедуктивный), а также честно-научные методы (сравнительный и формально-юридический). Результаты исследования, обсуждения. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований трансформации современного российского и белорусского законодательства актами органов Евразийского экономического союза в компаративном аспекте. Заключение. Авторы статьи предлагают некоторые авторские рекомендации по дальнейшему развитию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Например, разработку и принятие Модельного Трудового кодекса, Модельного Налогового кодекса ЕАЭС, Модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе, Модельного закона ЕАЭС по реализации решений ЕЭК на международном уровне, Модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе, Соглашения об общих принципах валютной политики и валютного регулирования в ЕАЭС, Соглашение о взаимном признании документов о послевузовском образовании и многое другое.

Ключевые слова: трансформация законодательства, акты органов ЕАЭС, евразийская интеграция, акты органов международных организаций, Евразийский экономический союз.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-511-00003 Bel_a.

Eurasian integration and transformation of Russian and Belarusian legislation by acts of bodies of the EAUE

1 7

M. A. Mokoseeva1, A. S. Bakun2

1Mari State University, Yoshkar-Ola 2Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk

Introduction. The economic integration of Russia and the Republic of Belarus continues to grow, the Common Economic Space of the member countries of the Eurasian Economic Union (hereinafter - the EAEU) is being formed. Now states can exercise the free movement of goods, services, capital and labor, uniform rules and principles of competition have begun to operate. Relevant changes in the laws of states affect industries, agriculture, transport, energy and the like. In this regard, the question of the effectiveness of this kind of foreign economic interaction becomes relevant. The purpose of this study is to theoretically substantiate and propose a legal model for improving the formats and levels of cooperation within the EAEU, aimed at deepening the transformation of the national legislation of the EAEU member states in the economic sphere. Materials and methods. The acts of the EAEU bodies, as well as doctrinal sources, were studied. The authors applied the general methods of scientific knowledge (dialectic, inductive, deductive), as well as honest scientific methods (comparative and formal legal). Research results, discussions. The scientific novelty of this article is that it is one of the first comprehensive

studies of the transformation of modern Russian and Belarusian legislation by acts of bodies of the Eurasian Economic Union in a comparative aspect. Conclusion. The authors of the article offer some recommendations on the further development of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union. For example, the development and adoption of the Model Labor Code, the EAEU Model Tax Code, the Model Law on Budget Policy and the Budget Process, the EAEU Model Law on the implementation of ECE decisions at the international level, the Agreement on General Principles of Currency Policy and currency regulation in the EAEU, Agreement on the mutual recognition of documents on postgraduate education and much more.

Keywords: transformation of legislation, acts of the EAEU bodies, Eurasian integration, acts of the bodies of international organizations, the Eurasian Economic Union.

Acknowledgments: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 18-511-00003 Bel_a.

Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС) является прежде всего международной организацией, созданной для интеграции государств-членов определенного региона в экономической сфере и формирования единого рынка товаров, работ услуг и капитала, поэтому взаимодействие государств - членов ЕАЭС осуществляется больше в рамках внешнеэкономической деятельности [6; 10]. В свою очередь, гармонизация норм национального законодательства и норм актов органов ЕАЭС, регулирующих ту или иную сферу предполагает, что государство-член приведет в соответствие с предписанием наднационального права свое национальное законодательство путем внесения в него изменений и дополнений.

Доказательством взаимодействия государств стало начало работы с января 2010 г. Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. С июля 2010 года на территории России и Беларуси начинает применяться Таможенный кодекс Таможенного союза, а в 2011 г. таможенный контроль на внутренних границах стран-участниц полностью снимается, что означает завершение формирования процесса единой таможенной территории. В ФЗ от 27.11.2010 г. № 311ФЗ «О таможенном регулировании» теперь появляется норма о том, что РФ берет на себя обязательства по обеспечению выполнения международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза (п. 1. ст. 1). В свою очередь, в Законе Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в п. 4 ст. 1 закрепляется, что

«Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании с нормами международного права и общепринятой международной практи-кой»1. Следовательно, государства-участники Та-моженого союза регламентировали в национальном законодательстве свои обязательства по приведению в соответствие внутригосударственных норм таможенного законодательства Таможенного союза.

В 2012 году экономическая интеграция государств продолжается, формируется Единое экономическое пространство стран-участниц ЕАЭС. Теперь каждое государство может осуществлять свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, начали действовать единые правила и принципы конкуренции. Соответствующие изменения в законодательстве государств затрагивают отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и тому подобное.

С января 2012 года создается Суд ЕАЭС, в который могут обращаться все участники экономической деятельности, а в феврале 2012 г. Евразийская экономическая комиссия (далее -ЕЭК), постоянно действующий орган, заменивший собою деятельность Комиссии Таможенного союза.

В 2013 году интеграционное взаимодействие продолжает развиваться и принимается

1 О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2014 г., № 129-З: в ред. Закона от 19.06.2017 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.

Модельный закон «О конкуренции», который предусматривает единые подходы к основным положениям законодательства государств в сфере конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Данный модельный закон в большей степени углубляет интеграцию между государствами Таможенного союза.

Нынешний этап интеграции именуется как торгово-экономический, поскольку с января 2015 г. начинает функционировать Евразийский экономический союз, договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 г. между РФ, Республикой Беларусь и Казахстаном. Договор предусмотрел создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, начинает действовать Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами [5; 8].

В российском Налоговом кодексе появляется ст. 186, регулирующая взимание акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза, таким образом, российский кодекс начинает применяться к сделкам и организациям, осуществляющим коммерческую деятельность в рамках ЕАЭС. В свою очередь, в статьи 147 и 148 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, регламентирующие объекты налогового обложения акцизами и налоговую базу акцизов, внесены изменения и дополнения

с учетом норм права ЕАЭС1.

ЕАЭС способствовал введению единых санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинно-фитосанитарных правил, а также порядка осуществления государственного контроля.

За время существования ЕАЭС подготовлено 48 технических регламентов, например, ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Технические регламенты имеют прямое действие на территории ЕАЭС, при этом национальные

1 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): 29 дек. 2009 г., № 71-З: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: Одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.

технические нормы ограничиваются в действии (п. 2 ст. 52, пп. 2, 3 ст. 53 Договора о ЕАЭС).

Следствием такого рода регулирования станет комплексный закон о государственном контроле/надзоре и муниципальном контроле, который планируют принять в Российской Федерации не ранее 2021 года. [1]. В свою очередь, в Республике Беларусь издан Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов», в котором подробно регламентирована ответственность за невыполнение требований указанных технических регламентов. Данный указ легализирует приведение норм белорусских технических регламентов по 48 направлениям в соответствие с теми техническими регламентами, которые приняты в качестве единообразных для всех государств-членов ЕАЭС.

В 2015 году в целях эффективного исполнения обязательств, вытекающих из членства в ЕАЭС, и разработки нормативных правовых актов (далее - НПА), соответствующих Договору о ЕАЭС, принято постановление РФ от 13 марта 2015 г. № 222 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства», согласно которому внесены изменения в отдельные акты, направленные на исключение принятия НПА и подписания договоров, не соответствующих Договору о ЕАЭС. В соответствии с данными изменениями федеральным органам на стадии разработки и принятия проектов НПА, на стадии подготовки к подписанию договоров необходимо проводить оценку их соответствия положениям Договора о ЕАЭС и других связанных с ним актов [4]. В Республике Беларусь также предпринимаются меры по гармонизации белорусского законодательства с правом ЕАЭС, например, в финансовой сфере. Так, 16 мая 2019 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка», внесенный в Палату представителей Советом Министров Республики Беларусь.

Существенное влияние нормотворчество ЕАЭС оказало на российское трудовое право. Для работников государств-членов ЕАЭС

не требуется получение разрешения на осуществление деятельности на основании трудового договора (далее - ТД) или деятельности по выполнению работ или оказанию услуг. Трудовая деятельность осуществляется на основании ТД или гражданско-правового договора без получения разрешительных документов. Документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, признаются без проведения процедур признания документов. Доходы работника по ТД с первого дня работы облагаются по одинаковой ставке налога, что и доходы граждан, на территории которого осуществляется трудовая деятельность. Право работников и членов их семей на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ОМС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для своих граждан1. Важным в гармонизации трудового законодательства государств-членов ЕАЭС, в том числе и документов об образовании, повышении квалификации, дипломов кандидата наук, аттестатов доцента является взаимное их признание без процедуры но-стрификации, что позволит интенсифицировать подготовку научных кадров на территории ЕАЭС. Сейчас в Республике Беларусь данные вопросы регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560 «Об утверждении положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь» [8], в котором подробно изложены процедуры нострификации и переаттестации дипломов о послевузовском образовании.

В настоящее время ЕЭК разрабатывает проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС, основная цель которого заключается в обеспечении равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав работников и членов их семей. Конечно, мы можем только положительно оценивать такого рода интеграцию, поскольку устранение барьеров на пути свободного движения рабочей силы

1 Об утверждении положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь,17 нояб. 2004 г., № 560: в ред. Закона от 16.12.2013 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.

в ЕАЭС существенно расширит для граждан РФ выбор работы по квалификации и интересам, придаст больше стабильности и возможностей для отечественных работодателей [2]. Однако, безусловно, главным предназначением Договора о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС представляется необходимость сформировать механизм, обеспечивающий работникам возможность реализовать в полном объеме пенсионные права, заработанные на территории государств-членов ЕАЭС, независимо от того, в каком из этих государств они будут проживать в пенсионный период.

Вместе с тем необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС требует устранения ряда проблем [7; 9]:

во-первых, реализации в полном объеме всех договоренностей в установленные сроки. Так, в сфере железнодорожного транспорта уже давно унифицированы внутригосударственные тарифы на перевозку грузов. Вместе с тем, до настоящего времени не осуществляется реализация Программы либерализации каботажных перевозок грузов на период с 2016 по 2025 гг., в полной мере не функционирует общий рынок лекарственных средств, поскольку не все члены ЕАЭС внесли изменения в свое национальное законодательство, несмотря на установленные сроки (до 31 декабря 2015 г.);

во-вторых неисполнения государствами-членами актов Комиссии ЕАЭС. Так, в рамках реализации полномочий по контролю над соблюдением общих правил конкуренции в 2017-2018 гг. в ЕЭК поступило 24 заявления о признаках нарушения общих правил конкуренции. При этом у Комиссии отсутствует возможность реагирования на действия хозяйствующих субъектов третьих стран, нарушающие общие правила конкуренции на трансграничных рынках Союза. Конечно, решением проблемы мог бы стать находящийся на внутригосударственном согласовании пакет изменений в Договор о Союзе, предусматривающий наделение ЕЭК полномочиями по выдаче предупреждений о необходимости прекращения деяний, которые содержат признаки нарушения общих правил конкуренции, и направлению предостережений о недопустимости совершения действий, которые могут негативно повлиять на состояние конкуренции;

в-третьих, недостаточного проявления интеграционных эффектов по социальному, научно-технологическому, образовательному и некоторым другим направлениям. Так, не решен ряд проблем в части поэтапного сближения квалификаций специалистов различных видов профессиональной деятельности, не проработаны вопросы о возможной разработке Модельного Трудового кодекса, Модельного Налогового кодекса ЕАЭС, Модельного закона о бюджетной политике и бюджетном процессе, Модельного закона ЕАЭС по реализации решений ЕЭК на международном уровне, Соглашения об общих принципах валютной политики и валютного регулирования в ЕАЭС и многое другое [3]. В том числе необходимо разработать и подписать Соглашение государств-членов ЕАЭС о взаимном признании документов об образовании без нострификации и переаттестации в государстве, в котором осуществляется трудовая деятельность, вне зависимости, где на территории ЕАЭС они были получены.

Дальнейшее взаимодействие российского законодателя и права ЕАЭС видится в принятии нового ФЗ о таможенном регулировании и внесению изменений и дополнений в действующие ФЗ в соответствии с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС. Также предполагается внесение изменений в законодательство в части установления порядка перемещения культурных ценно-

стей через государственные границы стран-участниц ЕАЭС, а также разработка и подготовка к подписанию соглашения о сохранении культурного наследия ЕАЭС и регулировании перемещения культурных ценностей на таможенной территории ЕАЭС.

Кроме того, в связи с неисполнением на практике решений Суда ЕАЭС целесообразным было бы также установить более строгую процедуру обеспечения исполнения решений Суда ЕАЭС.

При этом окончательно не урегулированы такие важные вопросы как: обращение опасных отходов, алкогольной продукции, драгоценных металлов и камней, а также перемещение товаров, в отношении которых одним из государств-членов применяются специальные экономические меры1.

Итак, в настоящее время с учетом трансформации глобальной экономики и, как следствие, углубления трансформации национального законодательства государств-членов ЕАЭС, необходимо совершенствование форматов и уровней сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Таким толчком к прогрессивному развитию станет поэтапная своевременная реализация Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, а также разработка Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Литература

1. Винницкий А.В. Право Евразийского экономического союза и российское административное законодательство: актуальные вопросы соотношения и взаимодействия // Международное право и международные организации /. 2017. № 4. С. 9-20. DOI: 10.7256/2454-0633.2017.4.25100 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25100 (дата обращения: 10.10.2019).

2. Евразийский экономический союз: в интересах бизнеса и граждан. URL: https://docplayer.ru/32950618-Evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-v-interesah-biznesa-i-grazhdan.html (дата обращения: 10.10.2019).

3. Калашников Л.И., Кротов М.И. Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году // Проблемы современной экономики. № 4 (64). 2017. С. 6-10.

4. Морозов А.Н. Реализация международных обязательств, принятых государствами-членами в рамках Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhdunarodnyh-obyazatelstv-prinyatyh-gosudarstvami-chlenami-v-ramkah-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 10.10.2019).

1 Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BE%20%D1 %80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0 %BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-2018.pdf (дата обращения: 5.10.2019).

5. Мокосеева М.А. Бакун А.С. Некоторые вопросы трансформации российского и белорусского законодательства под влиянием актов международных межправительственных организаций // ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 3 (57). C. 121-129.

6. Alena Vieira. A Tale of Two Unions: Russia - Belarus Integration Experience and its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies, Volume 32, 2017, Issue 1: Special Section: From Post-Soviet to Eurasian: Reconfiguring Borders and Space, Pages 41-53, DOI: 10.1080/08865655.2016.1211959

7. Ksenia Kirkham. The Formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? // Journal of Eurasian Studies, Volume 7, Issue 2, July 2016, P. 111-128.

8. Mokoseeva M.A. EU Constitutional Standardization and Transformation Processes // 2nd IBIMA Conference in Seville, Spain, 15-16 November, 2018. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/5333e6_af9f20385e544a53b0bb5be7d607413e.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

9. Raskaliyev T. H., Yesmagulova, N. D. & Digilina, O. B. Integration and development of the dairy regions in the Eurasian economic Union: trends, problems and prospects // Economy of Region, 2019, № 15 (1), pp. 547-560. DOI: 10.17059/2019-2-18

10. Yilmaz S. Eurasian Economic Union: A Regional Economic Hegemony Initiative // Journal of Eastern European and Central Asian Research, 2017, no. 4 (2), pp. 1-15, DOI: 10.15549/jeecar.v4i2.166

References

1. Vinnitskiy A.V. Pravo Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i rossiiskoe administrativnoe zakonodatel'stvo: aktual'nye vo-prosy sootnosheniya i vzaimodeistviya [Law of the Eurasian Economic Union and Russian administrative legislation: current issues of correlation and interaction]. Mezhdunarodnoepravo i mezhdunarodnye organizatsii = International Law and International Organizations, 2017, no. 4, pp. 9-20. DOI: 10.7256/2454-0633.2017.4.25100 Available at: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=25100 (accessed 10.10.2019). (In Russ.).

2. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz: v interesakh biznesa i grazhdan [The Eurasian Economic Union: in the interests of business and citizens]. Available at: https://docplayer.ru/32950618-Evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-v-interesah-biznesa-i-grazhdan.html. (accessed 10.10.2019). (In Russ.).

3. Kalashnikov L.I., Krotov M.I. Trekhletie Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i initsiativy rossiiskogo predsedatel'stva v 2018 godu [Three years of the Eurasian Economic Community and initiatives of the Russian representation in 2018]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2017, no. 4 (64), pp. 6-10. (In Russ.).

4. Morozov A.N. Realizatsiya mezhdunarodnykh obyazatel'stv, prinyatykh gosudarstvami-chlenami v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Implementation of international commitments undertaken member states within the framework of the Eurasian Economic Union]. Zhurnalzarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogopravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2017, no. 3 (64). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nreahzatsiya-mezhdunarodnyh-obyazatelstv-prinyatyh-gosudarstvami-chlenami-v-ramkah-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (accessed 10.10.2019). (In Russ.).

5. Mokoseeva M.A. Bakun A.S. Nekotorye voprosy transformatsii rossiiskogo i belorusskogo zakonodatel'stva pod vliyaniem ak-tov mezhdunarodnykh mezhpravitel'stvennykh organizatsii [Certain issues of transformation of Russian and Belarussian legislation under international intergovernmental organizations acts]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The rule-of-law state: theory and practice, 2019, no. 3 (57), pp. 121-129. (In Russ.).

6. Alena Vieira. A Tale of Two Unions: Russia - Belarus Integration Experience and its Lessons for the Eurasian Economic Un-ion// Journal of Borderlands Studies, Volume 32, 2017, Issue 1: Special Section: From Post-Soviet to Eurasian: Reconfiguring Borders and Space, pp. 41-53. DOI: 10.1080/08865655.2016.1211959 (In Eng.).

7. Ksenia Kirkham. The Formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? Journal of Eurasian Studies, 2016, vol. 7, issue 2, July, pp. 111-128. (In Eng.).

8. Mokoseeva M.A. EU Constitutional Standardization and Transformation Processes. 2nd IBIMA Conference in Seville, Spain, 15-16 November, 2018. Available at: https: //docs.wixstatic.com/ugd/5333e6_af9f20385e544a53b0bb5be7d607413e.pdf (accessed 14.10.2019). (In Eng.).

9. Raskaliyev T. H., Yesmagulova N. D. & Digilina O. B. Integration and development of the dairy regions in the Eurasian economic Union: trends, problems and prospects. Economy of Region, 2019, no. 15 (1), pp. 547-560. DOI: 10.17059/2019-2-18 (In Eng.).

10. Yilmaz, S. Eurasian Economic Union: A Regional Economic Hegemony Initiative. Journal of Eastern European and Central Asian Research, 2017, 4 (2), pp. 1-15. DOI: 10.15549/jeecar.v4i2.166 (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 12.10.2019 г.; принята к публикации 18.11.2019 г.

Submitted 12.10.2019; revised 18.11.2019.

Все вторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Мокосеева М.А., Бакун А.С. Евразийская интеграция и трансформация российского и белорусского законодательства актами органов ЕАЭС // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 407-413. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-407-413

Об авторах

Мокосеева Марина Александровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID ID: 0000-0003-44734201, pvl_mksv@mail.ru

Бакун Анна Станиславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Беларусь, anna. s. b akun@gmail. com

Citation for an article:

Mokoseeva M.A., Bakun A.S. Eurasian integration and transformation of Russian and Belarusian legislation by acts of bodies of the EAUE. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 407-413. DOI: 10.30914/24113522-2019-5-4-407-413 (In Russ.).

About the authors Marina А. Mokoseeva

Ph. D. (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID: 0000-0003-4473-4201, pvl_mksv@mail.ru

Anna S. Bakun

Ph. D. (Law), Associate Professor, Chair of Constitutional and Administrative Law, Associate Professor, Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Belarus,

anna.s.bakun@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.