Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ ПРАВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Амадаев А.А., Яндаров Д.А., Сааев С.С.

Аннотации: Эмпирическая база исследования основана на анализе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в том числе подразделений МЧС России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных субъектов информационных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Амадаев А.А., Яндаров Д.А., Сааев С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF ACTIVITIES OF EMERCOM OF RUSSIA TO INFORM THE POPULATION IN THE SPHERE OF SECURITY IN EMERGENCIES

The Empirical base of the research is based on analysis of activities of state authorities of the Russian Federation, including the departments of EMERCOM of Russia, constituent entities of the Russian Federation and bodies of local self-government and other subjects of information relations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

42.Алексеев С.С. Теория права. С. 171.

43.Алексеев С.С. Теория права С. 171.

44.Лапач В.А. Указ. соч. С. 29.

45.Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.

46.Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1.

УДК 342.7

Амадаев А. А, доцент доцент кафедры «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные

дисциплины» медицинский институт ФГБОУВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный. Яндаров Д. А. аспирант

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный Сааев С.С., кандидат юридических наук советник ФССП России Россия, г. Москва ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Аннотации: Эмпирическая база исследования основана на анализе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в том числе подразделений МЧС России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных субъектов информационных правоотношений.

Ключевые слова: нормы права, массовая информация, обеспечение безопасности, население.

Amadaev А.А, Ph. D. associate Professor of the Department "Humanities, natural and social disciplines" medical Institute

Of the "Chechen state University "

Grozny Yandarov. D.A.

Graduate student of FGBOU VO "Chechen state University"

Grozny

Saaev S. S.,candidate of legal Sciences Advisor to the Federal bailiff service of Russia

Moscow

LEGAL SUPPORT OF ACTIVITIES OF EMERCOM OF RUSSIA TO INFORM THE POPULATION IN THE SPHERE OF SECURITY IN

EMERGENCIES

Annotation: the Empirical base of the research is based on analysis of activities of state authorities of the Russian Federation, including the departments of EMERCOM of Russia, constituent entities of the Russian Federation and bodies of local self-government and other subjects of information relations.

Key words: rule of law, media, security, population.

Стремительное развитие информационно-телекоммуникационного прогресса, возросшая роль информации в социальном и в государственном управлении, и достигнутый уровень информатизации органов государственной власти Российской Федерации дают основания современным ученым уже сегодня говорить о новой функции государства -информационной. Так, в частности, И.Ю. Никодимов говорит об информационно-коммуникативной функции государства [1], Э.В. Талапина -об информационной функции государства. Э.В. Талапина в одном случае говорит о том, что сегодня можно вести речь о появлении условий для выделения и оформления специальной информационной функции государства, а в другом - о том, что в современных условиях можно говорить об информационной функции государства [2]. Информационная функция государства, будучи общей, по мнению Э.В. Талапиной, проявляется в действиях государственных органов власти всех трех ветвей.

Применительно к реализации информационной функции государства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других вопросов безопасности, подведомственных МЧС России, можно выделять следующие направления ее реализации:

1) создание информации (условно ее можно назвать первичной) - государство непосредственно создает нормативные акты, информация для которых берется извне. Именно в таком режиме формируется соответствующими подразделениями МЧС России и иными органами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информация в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2) сопровождение информации, имеющей государственное значение. Прежде всего, это специализированные подфункции учета, контроля, мониторинга. Реализация соответствующих функций регламентируется, как правило, подзаконными нормативными правовыми актами. Так, Приказом Росгидромета от 04.02.2008 № 25 введено в действие Положение о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения

окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [3], Приказом Росгидромета от 01.08.2006 № 171 - Положения о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [4].

3) открытость органов государственной власти для граждан. Реализации данного положения призваны способствовать нормативные правовые акты, подобно Приказу МЧС РФ от 31.01.2007 № 45 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [5].

4) сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации функций государства. В качестве примера можно привести Приказ Мининформсвязи РФ от 29.08.2005 № 104 «Об утверждении Положений о функциональных подсистемах информационно-технологической инфраструктуры и электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [6].

5) учреждение специализированных структур в сфере информации и регулирование их деятельности - СМИ, ТВ, радио, печатная продукция, архивы, библиотеки, культура, образование (массовая информация и распространение знаний).

6) информационный обмен между органами государственной власти (внутри госаппарата). В указанной сфере принимаются, как правило, межведомственные нормативные правовые акты. Так, например, совместным Приказом МЧС РФ № 646, МВД РФ № 919, ФСБ РФ № 526 от 28.10.2008 были утверждены Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей [7].

7) использование информации во внутренних интересах государства (для выполнения всех других государственных функций);

8) переработка информации и создание новой (решения исполнительной власти, судебных органов).

А.Н. Головистикова считает, что развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование всепланетного информационного пространства подталкивают к новой эволюции функций государств [8], однако пока в качестве самостоятельной функции информационную функцию государства не выделяет.

Отметим, что термин «информационная функция государства» употребляется учеными в последнее время все чаще и охотнее. В

современном обществе информация стала определяющим фактором, ускорившим процессы глобализации и интернационализации. Поскольку информация пронизывает все стадии деятельности государственных органов, постольку в современных условиях можно говорить об информационной функции государства и, следовательно, о значении информационной деятельности его органов [9].

Специфика информации как ресурса влияет на смешение ее с другими направлениями государственной деятельности. Вместе с тем трудно определить те критерии, которые могли бы стать основанием для выделения информационной функции государства в качестве самостоятельной функции. Однако, с другой стороны, особенность и принципиальное отличие информационной функции государства как раз и состоит в том, что она в отличие от других функций государства имеет двойственную природу. То есть может выполнять не только «обеспечивающую» государственное управление роль, но и вполне самостоятельную. При данном подходе более уместным будет использование термина «информационно-коммуникативная функция», о которой говорит И.Ю. Никодимов [10]. Коммуникация - это, в первую очередь, обмен информацией, что подразумевает под собой обязательное применение принципа «обратной связи». А именно это сегодня и становится целью всей модернизирующейся системы государственного управления и проводимой в стране административной реформы. Не раз политические руководители страны на самом высоком уровне заявляли о насущной необходимости изменения старого забюрократизированного стиля взаимоотношения власти и граждан, общества в целом.

Если говорить о классификации функций государства применительно к информационной функции в сфере обеспечения безопасности, то следует отметить, что в современном государствоведении можно наблюдать тенденцию отказа от деления функций государства на основные и неосновные. Предлагается выделять только основные функции, а неосновные считать поднаправлениями основных функций и именовать их «субфункциями» [11] или «подфункциями» [12]. Такую тенденцию можно считать вполне обоснованной, диктуемой современными реалиями.

С филологической точки зрения представляется более правильным использовать приставку «суб», а не «под», так как она обозначает подчиненность, второстепенность по отношению к главному объекту, то есть к функции государства. Приставка же «под» употребляется для обозначения близости явления к главному [13], что в не совсем точно применительно к функциям государства.

С учетом изложенного подхода Н.Н. Федосеева предлагает два варианта понимания информационной функции - широкое и узкое. В широком понимании информационная функция - это самостоятельная основная функция государства, у которой можно выделить две главные

субфункции - субфункцию информационного обеспечения деятельности государства в целом, его органов, учреждений, должностных лиц и субфункцию информационного обслуживания граждан, то есть деятельности государственных и общественных органов, организаций, учреждений, должностных лиц по удовлетворению потребностей и законных интересов граждан в получении необходимых сведений, сообщений, знаний, касающихся политических, экономических, социально-культурных и социально-бытовых сторон жизнедеятельности государства, личности, общества. При этом субфункция информационного обслуживания граждан распадается на ряд самостоятельных элементов, главным из которых является информирование населения, которое состоит в регулярном и целенаправленном предоставлении гражданам в установленном законом порядке различных сведений, сообщений, знаний, объективно, полно и своевременно характеризующих работу этих органов, а также принимаемые ими решения, главное назначение которого - обеспечение реализации конституционного права граждан на доступ к информации [14].

В узком понимании информационная функция - это субфункция каждой основной функции государства - экономической, политической, социальной, так как осуществление любой государственной функции немыслимо без информационного компонента. Специфика информации как ресурса влияет на рассредоточенность элементов информационной функции и смешение ее с другими направлениями государственной деятельности.

По нашему мнению, информационная функция является основной функцией государства, так как ее выполняют все государственные органы и должностные лица без исключения, ввиду того, что их деятельность неразрывно связана с информацией. Информационная функция, реализуемая в области обеспечения безопасности по вопросам в сфере компетенции МЧС России является субфункцией указанной выше основной функции Российского государства.

Предлагается следующее определение информационной функции государства - это направление его деятельности по развитию информационной сферы, которое охватывает всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех областях жизни - экономической, политической, социальной, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п. Информационная функция является на современном этапе развития одной из основных функций каждого государства.

Систему информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -РСЧС) образуют:

- субъекты информационного обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях;

- информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС. При этом информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС, составляющая техническую основу информационного обмена, строится путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред в целях формирования единого информационного пространства.

- совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Информационные ресурсы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделяются на оперативную и плановую информации.

К оперативной информации относятся сведения о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

К плановой информации относятся сведения об административно-территориальных образованиях, об организациях и их деятельности, необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В плановую информацию в обязательном порядке включаются данные о численности населения административно-территориальных образований и работников организаций.

Ответственными за сбор, обработку и передачу оперативной и плановой информации являются органы повседневного управления РСЧС.

При сборе, обработке и обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

В целях ведения автоматизированного учета оперативной информации МЧС России организует разработку программного обеспечения для сбора, обработки и хранения оперативной информации и электронные формы документов, являющиеся обязательными для заполнения при обмене оперативной информацией.

Для сбора плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, имеющие функциональные подсистемы РСЧС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе

собранной и обработанной информации формируют базы данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, осуществляют их актуализацию и представляют информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России.

Для учета имеющейся плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации формируют базы данных и представляют их в МЧС России.

По решению органа местного самоуправления и согласованию с соответствующим территориальным органом МЧС России базы данных организаций, находящихся на территории органа местного самоуправления, включаются в базы данных этого органа местного самоуправления.

Базы данных в обязательном порядке включаются в каталог, который создается соответствующим органом (уполномоченной организацией, организацией).

В каталоге отражается по каждой базе данных (массива информации) перечень информационных показателей, период их обновления, формат данных, а также используемые классификаторы (справочники).

Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации согласуют каталоги с МЧС России.

С целью соблюдения единства принципов построения баз данных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласуют каталоги с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а органы местного самоуправления - с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЧС России и его территориальные органы имеют право запрашивать информацию из баз данных, представленных в каталогах, необходимую для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять обмен информацией по запросу заинтересованной стороны. Предоставление информации, при наличии таковой, осуществляется между органами повседневного управления РСЧС.

В целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.), и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия.

В целях единого статистического учета чрезвычайных ситуаций МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях и направляет их через свои территориальные органы субъектам информационного обмена.

Базы данных федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ведутся с использованием автоматизированных информационных систем.

МЧС России разрабатывает общие требования к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных, доводит их до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, а также направляет в свои территориальные органы для доведения их до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Технические задания на разработку автоматизированных информационных систем для ведения баз данных готовятся федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом общих требований к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных и согласовываются с МЧС России и его территориальными органами соответственно.

МЧС России формирует и ведет каталог баз данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по каталогам баз данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В настоящее время государственная функция по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах) осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших

чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденного Приказом МЧС РФ от 29.06.2006 № 386 (далее - Административный регламент [15].

Указанный Административный регламент определяет последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. При этом под иными каналами понимаются каналы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, а также каналы единой сети электросвязи Российской Федерации.

Исполнение государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется МЧС России и его территориальными органами в части касающейся.

В специальном разделе Административного регламента зафиксированы специальные административные процедуры, содержащие описание последовательности действий при осуществлении государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Юридическом фактом, являющимся основанием для информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, является решение руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил РСЧС.

Юридическим фактом для информирования через средства массовой информации населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенциально опасного объекта, опасного природного явления может также являться сообщение об указанных происшествиях непосредственно в орган повседневного управления (дежурную службу) соответствующего уровня РСЧС (Центр управления в кризисных ситуациях, Центр управления силами федеральной противопожарной службы, Единую диспетчерскую службу

муниципального образования, пункт приема сообщений по единому телефонному номеру «01»).

Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:

- при локальной чрезвычайной ситуации - пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения;

- при местной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района;

- при территориальной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации;

- при региональной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации;

- при федеральной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации;

- при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.

Информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших

чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.

Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются руководители Управления информации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделений региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; руководители постоянно действующих органов управления РСЧС; оперативные дежурные органов повседневного управления РСЧС.

Регламентом определяются и максимальные сроки осуществления государственной функции по информированию населения. Так, максимальный срок выполнения действия по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах:

- до 30 минут после введения для соответствующих подсистем и звеньев РСЧС режима повышенной готовности;

- до 20 минут после введения режима чрезвычайной ситуации.

Права и обязанности должностных лиц по организации

информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из прав и обязанностей структурного подразделения по решению данной задачи.

Управление информации и связи с общественностью МЧС России осуществляют информационные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Они обязаны регулярно осуществлять подготовку материалов о деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) для центральных, региональных и местных средств массовой информации; доводить до населения через средства массовой информации в период не позднее 1,5 - 2 часов после возникновения чрезвычайной ситуации и до отмены режима чрезвычайной ситуации сведения об обстановке в районе чрезвычайной ситуации и деятельности МЧС России (территориальных

органов МЧС России) по ликвидации чрезвычайной ситуации; устанавливать, поддерживать и развивать в установленном порядке связи с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения; распространять официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные материалы для средств массовой информации; обеспечивать средства массовой информации с периодичностью не реже 4 раз в сутки оперативными сведениями из районов чрезвычайных ситуаций о ходе работ по их ликвидации; осуществлять сбор, обработку информации о работе МЧС России (территориальных органов МЧС России) и ее регулярное размещение на официальном сайте МЧС России; организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра МЧС России; организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководства и сотрудников МЧС России в средствах массовой информации; участвовать в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публикаций для печатных средств массовой информации по вопросам безопасности населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и профилактики пожаров; осуществлять рекламно-пропагандистскую деятельность в целях популяризации сил и средств МЧС России, а также РСЧС.

В то же время уполномоченным подразделениям предосатвляется и ряд прав. В частности, они имеют право оперативно получать информацию о прогнозируемых и возникших на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуациях и пожарах и ходе работ по их ликвидации, сведения о планируемых и проводимых подразделениями системы МЧС России мероприятиях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; осуществлять контроль и координацию деятельности подразделений и работников, ответственных за связь со средствами массовой информации и общественностью; готовить газетные и журнальные публикации для российских и зарубежных средств массовой информации, а также теле- и радиопередачи по наиболее важным проблемам деятельности МЧС России; проводить фото- и видеодокументирование спасательных работ и мероприятий, проводимых МЧС России; привлекать в установленном порядке профессиональных журналистов и специалистов для создания теле- и радиопередач по тематике МЧС России, а также рекламно-пропагандистской продукции; вести в установленном порядке переписку в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями, редакциями центральных, региональных и местных средств массовой информации, радио и телевидения.

Свои конкретные полномочия имеют и постоянно действующие органы управления РСЧС, и органы повседневного управления РСЧС. При поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах старшее должностное лицо оперативной смены (оперативный дежурный) обязано перепроверить через Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия») в течение не более 2 часов поступившие сведения и только после этого довести информацию до соответствующих руководителей (сотрудников) информационных подразделений МЧС России, осуществляющих взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представляющих опасность для населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении) указанного выше населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся передвижных средств информации.

Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах осуществляется руководителем дежурной смены (оперативным дежурным) органа повседневного управления РСЧС и соответствующего информационного подразделения МЧС России путем фиксации времени передачи информации и времени ее трансляции по имеющимся информационным каналам (с записью времени оповещения в специальном журнале).

Дополнительной формой контроля за совершением действий по информированию населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах и результатами действий является представление ежедневной сводки-доклада дежурной смены (рапорта дежурного) органа повседневного управления соответствующего уровня РСЧС вышестоящему органу повседневного управления РСЧС о происшествиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и результатах их реализации.

Время получения соответствующим органом повседневного управления РСЧС информации о введении на определенной территории режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также время передачи этим органом необходимых сведений представителю соответствующего информационного подразделения МЧС России для последующей передачи их в средства массовой информации фиксируется

автоматически техническими средствами органов повседневного управления и средств массовой информации, а в местах отсутствия такой возможности -нарочными передающей и принимающей сторон.

Результатом действия по информированию населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты является доведение соответствующей информации через средства массовой информации, а также организация реализации соответствующих возникшей обстановке защитных мер. Результат действий фиксируется в отчетных (справочных) данных по происшедшим чрезвычайным ситуациям и пожарам.

Соответствующие административные процедуры предусмотрены и для деятельности по организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Так, юридическими фактами, являющимися основанием для организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являются требования Федеральных законов в сфере обеспечения безопасности, а именно: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» [16].

Должностными лицами, ответственными за организацию пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются: начальник Управления информации и связи с общественностью МЧС России; руководители информационных подразделений территориальных органов МЧС России; руководители органов (структурных подразделений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций.

Организация пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования РСЧС.

Должностные лица имеют право и обязаны организовывать и контролировать регулярную публикацию на официальных сайтах МЧС

России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в центральных и региональных печатных средствах массовой информации, а также в ведомственных изданиях материалов по пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Контроль за организацией пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в форме: анализа в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России ежеквартальных и годовых донесений по организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые представляются в установленном порядке информационными подразделениями территориальных органов МЧС России, и подготовки соответствующих решений; проведения инспекторских и комплексных проверок и оценок состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, состояния гражданской обороны, а также деятельности территориальных органов МЧС России.

Инструкции по проверке и оценке деятельности имеют специальные разделы с оценочными показателями по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Результаты выполнения действий по организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах фиксируются путем учета донесений по организации пропаганды в журнале учета, который ведется в установленном порядке в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России.

В XXI век Российская Федерация вошла не только с новой идеологией противодействия катастрофам, но и с новой методологией организации деятельности в этой области, включающей модернизацию способов, средств и форм информирования населения в сфере безопасности в чрезвычайных ситуациях. В области организационно-практической деятельности дальнейшее развитие МЧС России осуществляется, в том числе, в направлении совершенствования управления и информационного обеспечения:

- создание более эффективной структуры органов управления;

- постепенная интеграция РСЧС и системы гражданской обороны в единую государственную;

- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС - РСЧС), систем связи и оповещения;

- разработка и развитие геоинформационных технологий как составной части системы управления (подготовки и принятия решений) по снижению рисков чрезвычайных ситуаций;

- создание и развитие единых дежурно-диспетчерских служб;

- создание мобильных пунктов управления для действий в районах чрезвычайных ситуаций [17].

Таким образом, в области оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо повышение уровня осведомленности населения о риске катастроф и мерах по защите от них. По направлению эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера целесообразно создание системы информации и обучения населения с целью повышения уровня его подготовленности и осведомленности чрезвычайных ситуациях, способах и методах самозащиты. В сфере же эффективности мероприятий гражданской обороны выступает насущно необходимым совершенствование системы оповещения населения.

Использованные источники:

1.См.: Никодимов И.Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2001.

2.См.: Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства. URL: www.emag.iis.ru.

3.Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 18. 05.05.2008.

4.Бюллетень нормативных актов власти. № 40. 02.10.2006.

5.Бюллетень нормативных актов власти. № 14. 02.04.2007.

6.СПС КонсультантПлюс

7.Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 26.01.2009.

8.См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 144.

9.См.: Талапина Э.В. Указ. соч.

10.См.: Никодимов И.Ю. Указ. соч.

федеральных органов исполнительной федеральных органов исполнительной

11.См. подробнее: Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. 51; Мелихова А.В. Функции советского и современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2006. С. 7; и др.

12.Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 72; Васенина А.Н. Информационная функция современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007.

13.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1993. С. 250, 297.

14.Федосеева Н.Н. Информационная функция в системе функций государства // Информационное право. 2008. № 4.

15.Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 30. 24.07.2006.

16.Собрание законодательства РФ. 06.11.2000. № 45. Ст. 4490.

17.Алексеик Е.Б., Луговой А.А., Щаблов Н.Н. История МЧС России: курс лекций / Под ред. В.С. Артамонова. - Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2008. С. 268.

Андреевский Д. В.

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, ¿.Екатеринбург Научный руководитель: Васильева Е.И., к соцол. н. доцент кафедры регионального и муниципального управления ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления населения. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления населения. В современных условиях нельзя успешно развивать физическую культуру и спорт без наличия четкой, сбалансированной и научно обоснованной целевой программы.

Основной целью Программ является создание условий, обеспечивающих возможность для населения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.

Для достижения поставленной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

1. Создание условий для привлечения широких слоев населения к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.