Научная статья на тему 'Правовое обеспечение деятельности кооперативов в России в постсоветский период'

Правовое обеспечение деятельности кооперативов в России в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВЫ / COOPERATIVES / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / COOPERATIVE MOVEMENT / КООПЕРАТИВНОЕ ПРАВО / COOPERATIVE LAW / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / COOPERATIVE LEGISLATION / ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КООПЕРАЦИИ / SOCIAL ROLE OF COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Татьяна Николаевна

Излагаются основные вехи становления современного кооперативного законодательства РФ. Очерчены дальнейшие направления совершенствования правового обеспечения деятельности кооперативов в Российской Федерации с учетом действующего законодательства, а также сущностной природы кооперативных организаций, закономерностей их развития и социальной миссии кооперативов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION ON COOPERATIVES IN RUSSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

The main milestones of emergence of modern cooperative legislation of the Russian Federation are outlined. Further areas of improving the legal framework of coopera tives in the Russian Federation in view of the current legislation, as well as the essential nature of cooperative organizations, their patterns of development and social mission of cooperatives are shown

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение деятельности кооперативов в России в постсоветский период»

S «

S §

X

§

л 'S

о

X X

W

S

Он

со О

и

W

£ о

С

W

3 х

л

<

й н

УДК 347.726

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Родионова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, к.э.н., доцент, e-mail: pechura@mail.ru

Излагаются основные вехи становления современного кооперативного законодательства РФ. Очерчены дальнейшие направления совершенствования правового обеспечения деятельности кооперативов в Российской Федерации с учетом действующего законодательства, а также сущностной природы кооперативных организаций, закономерностей их развития и социальной миссии кооперативов

Ключевые слова: кооперативы; кооперативное движение; кооперативное право; кооперативное законодательство; организационно правовые формы; социальная роль кооперации

LEGISLATION ON COOPERATIVES IN RUSSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

Rodionova Tatiana N.

St. Petersburg State University of Economics, Department of general gconomic theory and history of economic thought, Associate Professor, PhD, Associate Professor, e-mail: pechura@mail.ru

The main milestones of emergence of modern cooperative legislation of the Russian Federation are outlined. Further areas of improving the legalframework of coopera tives in the Russian Federation in view of the current legislation, as well as the essential nature of cooperative organizations, their patterns of development and social mission of cooperatives are shown

Keywords: cooperatives; cooperative movement; cooperative law; cooperative legislation; organizational and legal forms; social role of cooperatives

Для цитирования: Родионова Т.Н. Правовое обеспечение деятельности кооперативов в России в постсоветский период // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 84-92.

С распадом СССР и образованием Российской Федерации как самостоятельного федеративного государства начался новый этап развития экономики. Принципиально была изменена сама ее основа — отношения собственности. Следствием явилось неизбежное изменение целей, приоритетов хозяйствования и отражение новых реалий в законодательстве. Вновь востребованными оказались кооперативные формы хозяйствования. Для данной организационно-правовой формы (ОПФ) деятельности характерны свои закономерности развития и потенциальные возможности с точки зрения содействия населению и хозяйственному развитию страны. Для более полной реализации этого потенциала необходимо изучение условий деятельности кооперативных организаций, прежде всего, правового поля.

Развитие кооперации на территории Российской Федерации прошло длительный исторический путь, в рамках которого можно выделить три периода: с начала XIX века до революции 1917 года, далее период советского государства и, современный нам, постсоветский период. Экономика России, как и большинства стран, исторически формировалась как многоукладная. Этот естественный ход развития был изменен лишь в период СССР,

когда сфера применения кооперативной формы организации была ограничена сельскохозяйственной и потребительской сферами, а участие в ней чаще было добровольно-принудительным, что подрывало саму ее сущность. Но даже в этом варианте при помощи кооперации государство решало насущные и масштабные хозяйственные задачи.

Основы постсоветского развития кооперации были заложены еще в конце 80-х годов. Уже назревала необходимость изменений. Поэтому неслучайно в 1988 году был принят Закон СССР № 8998-Х1 от 26.05.1988 «О кооперации в СССР» (далее - Закон СССР № 8998-Х1 от 26.05.1988) [1]. При этом развитие кооперации в Российской Федерации не началось заново, и не изменилась присущая ей природа, определяющая ее место в экономике как вторичного сектора, но оно перешло в новый этап. Наследием оказались как предшествующие достижения, так и проблемы. Нововведения открыли новые возможности для развития кооперативного сектора. Кооперация получила новый шанс занять подобающее ей место в структуре хозяйства. С одной стороны, был отменен принудительный характер кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а с другой стороны - открыт простор для развития разнообразных видов кооперации. За прошедший с тех пор период - четверть

века - кооперация проделала нелегкий и неформальный путь, который характеризуется экономическими и законотворческими достижениями.

Отечественный и зарубежный опыт развития кооперации и кооперативного законодательства подтверждает, что кооперация не является чисто механическим включением. Это сектор, который глубоко связан множеством связей со многими сферами жизни общества, и испытывает влияние множества внутренних и внешних по отношению к нему факторов. Важнейшим из них является правовое поле деятельности кооперативов. Именно поэтому оно требует постоянного пристального внимания, соответствия происходящим в экономической сфере процессам. Чтобы оценить условия и возможности развития кооперативного сектора, надо пошагово проследить изменения кооперативного законодательства.

На современном этапе кооперативное движение регулируется рядом нормативных актов, согласно их иерархии. Исходные положения определяются Конституцией Российской Федерации [2]. По отношениям, составляющим предмет гражданского законодательства, определяющими являются правовые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Однако попытаемся проследить все по порядку.

До настоящего времени продолжает действовать принятый в 1988 году в условиях СССР Закон СССР № 8998-Х1 от 26.05.1988. Тогда речь шла еще о социалистических общественных отношениях. Указывалось, что Закон СССР № 8998-Х1 от 26.05.1988 «определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР...», что кооперация материально заинтересовывает своих членов в повышении эффективности хозяйствования на основе самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих планов. [1, п. 5 ст. 1]. Место кооперации определялось в рамках колхозно-кооперативного сектора экономики.

Вскоре в 1992 году был принят и введен в действие следующий Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [4], который ограничил применение предыдущего закона в части регулирования потребительской кооперации, о чем соответствующее указание содержит пункт 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.06.1992 № 3086-1 «О введении в действие закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»» [5]. Этим же постановлением было зафиксировано требование приведения всеми потребительскими обществами своих уставов, а министерствами и ведомствами Российской Федерации - нормативных актов в соответствие с вновь принятым законом. В этом же Постановлении затрагивался ряд вопросов, касающихся

Центросоюза России. Указывалось, что Центросоюз России является правопреемником имущества бывшего Центросоюза СССР, расположенного на территории Российской Федерации и иностранных государств и будет представлять интересы потребкооперации государств, ранее входивших в состав СССР при решении имущественных вопросов, связанных с бывшим Центросоюзом СССР.

Следующий важный шаг был ознаменован постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» (в настоящее время оно приводится с учетом более поздних изменений, обусловленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 № 121) [6]. В нем отразилось изменение правоотношений между государством в лице Правительства РФ и Центросоюзом РФ, а также проявилась забота государства о развитии в стране кооперации как системы, которая не просто объединяет значительное количество населения, но и способствует его благосостоянию, а также содействует нормализации социально-экономического положения в ряде регионов. В частности, было признано необходимым, чтобы, начиная с 1994 года, взаимоотношения Правительства РФ и Центросоюза РФ строились на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений. Ряду министерств, ведомств, комиссий было определено всемерно содействовать деятельности потребительских кооперативных организаций:

- агропромышленному комплексу учитывать потребности потребительской кооперации в кредитных ресурсах;

- Минэкономики РФ включать предприятия потребкооперации (по заготовкам, хранению и переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, производству товаров народного потребления и другой продукции) в перечень строительства объектов за счет инвестиционных кредитов;

- Минфину РФ возместить потребительской кооперации убытки, возникшие по причине межценовой разницы в период осуществления программы «Урожай-90»;

- Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике на 1991-1995 годы в рамках Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.1991 № 145 [7]) учесть нужды развития материально-технической базы потребкооперации в районах Крайнего Севера и совместно с Центросоюзом РФ определить параметры финансирования строительства ее предприятий;

- выделять финансирование под завоз продовольствия и товаров в районы Крайнего Севера для потребкооперации с учетом количества обслуживаемого населения.

В 1994 году Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении

в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8] в статье 14 установил, что по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (к которым причислялись организации, производственные, перерабатывающие, а также обслуживающие сельхозпроизводителей) необходимо руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации») [9]. А с 1 сентября 2014 года согласно ФЗ РФ от 05.05.2014 № 99-ФЗ деятельность союзов и ассоциаций стала регулироваться вновь введенными статьями 123.8-123.11 ГК РФ [3].

ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» появился как раз в период, когда в середине 90-х годов экономика страны переживала тяжелейшее падение производства и потребления. В этих условиях сельские территории и их население требовали особого внимания. Как это часто бывает, государство не могло оказать значимую помощь за счет перераспределения средств. Но посредством принятия данного закона оно обозначило приоритетные пути развития сельских регионов. В законе прямо говорится, что он гарантирует государственную поддержку сельскохозяйственным кооперативам и их союзам или ассоциациям. Законодательно с точки зрения права и экономики были определены основы создания и деятельности в сфере сельского хозяйства кооперативов и их союзов, которые в совокупности составляют систему сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации. Статьи 1 и 3-5 ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» определяют организационную структуру системы сельскохозяйственной кооперации. Именно в ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» определяется ряд взаимосвязанных понятий (сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, член кооператива, ассоциированный член кооператива, субсидиарная ответственность, паевой взнос (обязательный и дополнительный), пай, паевой фонд, дивиденд, кооперативные выплаты, личное трудовое участие) (ст. 1), основополагающие принципы деятельности кооператива (ст. 2).

Статьи 3 и 4 ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» посвящены сельскохозяйственным производственным и потребительским кооперативам, которые определяются, соответственно, как коммерческие и некоммерческие организации.

ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» регламентирует условия создания сельскохозяйственного потребительского кооператива. Он может быть образован при вхождении в него в качестве членов не менее двух юридических или не менее пяти физических лиц (п. 11 ст. 4). Законодатель также предусмотрел возможность создания именно потребительских кооперативных организаций следующих более высоких уровней, включая всероссийский и международный. При этом для организаций

более высокого уровня членами могут быть только организации предыдущего уровня (п. 12 ст. 4).

Принципиально важным является требование, соответствующее сущности кооперативных организаций, что именно для членов организации должно быть предназначено не меньше 50 % объема выполняемых работ или услуг (п. 13 ст. 4).

Для дальнейшего развития сельскохозяйственной кооперации принципиально важна статья 5 ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации», поскольку она предполагает и регламентирует создание союзных кооперативных организаций (союзов или ассоциаций), что крайне важно для организационного и экономического усиления кооперативной системы и повышения эффективности ее деятельности в смысле осуществления ее главных функций - содействия своим членам. А это невозможно без достижения хозяйственных успехов. Союзы необходимы, так как они осуществляют координацию деятельности отдельных организаций, представляют и защищают их интересы, выполняют контрольные функции. Указанная статья определяет условия создания союзов и сам характер союзных организаций. По законодательству кооперативы имеют возможность по договору между собой самостоятельно или с другими юридическими лицами создавать союзы (ассоциации). Последние являются некоммерческими организациями.

Всего через полгода после ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» в мае 1996 был принят Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее - ФЗ РФ «О производственных кооперативах») [10]. Он, безусловно, был направлен на активизацию инициативы населения как в вопросах создания рабочих мест и трудоустройства, так и производства различной продукции и оказания услуг в условиях рынка для всех его участников. В соответствии с этим производственные кооперативы трактовались в законе как коммерческие организации. Статья 1 ФЗ РФ «О производственных кооперативах» также установила равенство между терминами «производственный кооператив» и «артель». Среди направлений деятельности таких организаций предполагалось производство, переработка, сбыт промышленной и иной продукции, торговля, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добыча полезных ископаемых и других природных ресурсов, сбор и переработка вторичного сырья, осуществление научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказание медицинских, правовых, маркетинговых и других услуг. В п. 2 ст. 2 конкретизируется сфера действия ФЗ РФ «О производственных кооперативах»: он не определяет положения, касающиеся сельскохозяйственных производственных кооперативов, так как это другая сфера (отрасль) экономической деятельности, и в этом смысле данная статья отсылает к ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации». ФЗ РФ «О производственных

кооперативах» раскрывает также вопросы образования производственных кооперативов, прав и обязанностей членов, отношений, касающихся кооперативного имущества, управления, регулирования трудовых отношений в рамках кооператива, взаимоотношения кооперативов с государством, образования их союзов (ассоциаций), а также реорганизации и ликвидации кооперативов.

В июне 1995 года Правлением Центросоюза Российской Федерации были утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации» [11], а в январе 1997 года -«Положение о внутрихозяйственных отчислениях предприятий и организаций потребительской кооперации Российской Федерации» [12].

В январе 1999 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07.01.1999 № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» [13] с целью расширения ее заготовительной, перерабатывающей функции на основе скупки сельхозпродуктов и сырья у крестьянских (фермерских), личных хозяйств и других производителей, а также улучшению снабжения жителей села промышленными товарами. Для обеспечения выполнения поставленных перед потребительской кооперацией задач определялись меры поддержки кооперативов со стороны ряда министерств и ведомств.

2000-й год ознаменовался введением в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [14]. Позже были приняты дополнения. И в итоге имеется ряд статей, непосредственно касающихся кооперативов. Это статья 214.2.1. НК РФ, которая раскрывает особенности определения налоговой базы при получении кооперативами доходов (процентов) в виде платы за использование денежных средств членов (пайщиков) или привлекаемых в форме займов от членов кооператива или ассоциированных членов. Законодательство постоянно совершенствуется, и с 01.01.2016 вступило в действие еще одно дополнение в виде пункта 2 той же статьи.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [15] также в некоторых случаях уделяет внимание кооперативам (статьи 4.5, 7.23.2, 19.7.3), в частности жилищным.

В Федеральном законе Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)») [16] также уделяется внимание кооперативам. Среди прочих на данный момент актуальна статья 189.1 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», касающаяся особенностей банкротства, применения мер по предупреждению банкротства кредитных кооперативов, деятельности временной администрации и удовлетворения требований кредиторов, а также ответственности кредитного кооператива и его членов.

В декабре 2004 года был принят Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) [17], который кроме упоминания в других статьях, содержит целый раздел (раздел V), посвященный жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Он содержит 2 главы, касающиеся организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ст. 110-123 гл. 11 ЖК РФ), а также правового положения членов жилищных кооперативов (ст. 124-134 гл. 12 ЖК РФ).

Проблема с жильем ощущалась настолько остро, а кооперация настолько явно представлялась средством решения этой проблемы, что практически одновременно с выше названным документом был принят Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» [18]. Он во всех подробностях определяет правовые, экономические и организационные основы их деятельности, отражает механизм принятия решений, порядок раскрытия информации, источники финансирования (ст. 23), вопросы паевых вступительных и членских взносов (ст. 24-25), форм участия (ст. 27), приобретения или строительства жилых помещений и передачи их в пользование членам организации (ст. 28-29) и тому подобное. Отдельная глава (гл. 5) регламентирует вопросы обеспечения финансовой устойчивости и надзора за деятельностью жилищного накопительного кооператива.

Следующим шагом в решении жилищной проблемы со стороны государства стало постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов» [19].

Логическим продолжением кооперативной строительной темы явилось постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2012 № 558 «Об утверждении типового устава жилищностроительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [20].

Таким образом, проявилось не столько желание законодательно оградить общество от нежелательных вариантов, сколько облегчить процесс создания жилищно-строительного кооператива ввиду массовости этого явления.

Если отвлечься от вопросов жилищных кооперативов и вернуться на несколько лет назад -в 2009 год, то можно видеть, что в тот момент проявилась также потребность в определении нормативных положений, касающихся кредитной кооперации. Поскольку достаточно остро ощущалась проблема кредитования, а земные средства были

необходимы не только для потребительских целей, но и для потребностей организации производства и обращения, актуальным стало принятие в 2009 году Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» [21].

Если проследить законотворчество в отношении кооперативных организаций, можно обратить внимание на то, что, согласно введенным в ГК РФ изменениям, с 1 сентября 2014 года юридические лица могут создаваться именно в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 05.05.2014 № 99-ФЗ [22]).

За последние два года кооперативное законодательство обогатилось еще рядом документов. Среди них указание Центрального банка Российской Федерации от 05.08.2014 № 3357-У «О порядке направления саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов сведений об осуществлении контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства российской федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов» [23].

В 2015 году было уделено значительное внимание кооперации, касающейся сельскохозяйственных территорий. В феврале 2015 года было опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [24]. Особое место в ней отведено роли сельской кооперации (раздел 2.5).

В июле того же 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 623 были утверждены правила предоставления и распределения субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы [25]. Они должны выделяться из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что ранее действовавшая норма, содержавшаяся в ст. 50 ГК РФ [3], предусматривала существование только производственных и потребительских кооперативов. Разумеется, различные подвиды кооперативных организаций были регламентированы многочисленными законами. Однако достижение современной редакции статьи 50 ГК РФ состоит в закреплении именно в кодифицированном Федеральном законе ряда видов кооперативов. Значение данной новеллы заключается, во-первых, в признании роли кооперативов в реализации разнообразных хозяйственных функций как коммерческих, так и некоммерческих, во-вторых, законодатель явно создаёт потенциал развития кооперативного движения, как минимум, предоставляя весь спектр надлежащих форм

организации деятельности потенциальным участникам на уровне единого кодифицированного закона. Следует отметить, что исчерпывающий перечень (пцшегос1ац8е) всегда предпочтителен как для самих участников хозяйственной деятельности, так и для их контрагентов.

Отечественное законодательство прежде знало строгую иерархическую системность, однако в настоящее время «Закон о кооперации» применяется на территории Российской Федерации лишь частично, а именно: не применяется в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление ВС РФ от 19.06.1992 № 3086-1 [5]), в части сельскохозяйственной кооперации (ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» [9]), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (ФЗ РФ «О производственных кооперативах» [10]), в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон Российской Федерации от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [26]). Такие изъятия обусловлены попытками законодателя ликвидировать пробелы в действующем законодательстве, ввиду того, что экономическая практика опережает законотворчество. В результате возникает ситуация, новые законы призваны восполнить пробелы предыдущих.

Необходимо отметить, что процесс совершенствования законодательства не прекращается. Ряд виднейших специалистов заняты скрупулезной работой по выявлению несоответствий, слабых мест отдельных положений и структуры законодательства в целом. Критерием любых нововведений, конечно, должно быть усиление экономики страны при наращивании социально-экономического благополучия населения. В частности, на Московском юридическом форуме в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации доктор юридических наук, профессор кафедры аграрного и земельного права Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева Г.Е. Быстров озвучил Концепцию проекта единого федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», при разработке которой был учтен международный и российский правовой опыт [27].

В результате проведенных исследований выявлен ряд проблемных моментов, связанных с правовым обеспечением деятельности кооперативов в России.

Действующее российское законодательство прямо предусматривает кооператив как ОПФ существования юридических лиц среди прочих коммерческих и некоммерческих организаций.

Как уже отмечалось выше, с 1 сентября 2014 года юридические лица могут быть образованы в ОПФ, предусмотренные в главе 4 ГК РФ: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, среди прочего, в ОПФ

производственных кооперативов (п. 2 ст. 50 ГК РФ), а некоммерческие - в ОПФ потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе: жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Законодатель предусмотрел также право кооперативов создавать некоммерческие организации - объединения кооперативов - своеобразный вариант ассоциаций или союзов (пп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ) (таблица).

Исследование документов более ранних лет и современных материалов свидетельствует о том, что состояние кооперативного сектора непосредственно зависит от действующих в стране правовых норм. Очевидно, что в Российской Федерации за последние десятилетия было много сделано для развития кооперативного законодательства.

Однако этот процесс нельзя считать завершенным. Можно выделить ряд направлений для дальнейшего совершенствования в области правового обеспечения деятельности кооперативов:

1. Фиксируется тенденция некоторого отставания кооперативного законодательства от потребностей развития кооперативов. Это проявляется, в частности, в разработке новых правовых актов методом ликвидации узких мест, активизирующейся вслед за настойчивыми, часто безуспешными попытками развития отдельных видов кооперации. Слабой стороной является при этом отсутствие сис= темного решения наболевших проблем.

2. Следует отметить, что сомнительным представляется деление кооперативных организаций на коммерческие и некоммерческие. Понятие коммерческой организации по отношению к кооперативам противоречит самой сущности понятия кооператива. Кооперативы - это объединения, которые возникают на основе мелкотоварных форм

Таблица

Виды производственных и потребительских кооперативов согласно современному законодательству РФ

Юридические лица - организации (ст. 48 ГК РФ)

Коммерческие - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ) Некоммерческие - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ)

В том числе (п. 2 ст. 50 ГК РФ в ред. ФЗ РФ от 05.05.2014 № 99-ФЗ) В том числе (п. 3 ст. 50 ГК РФ):

Другие Кооперативные Другие

Хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) Коммерческие Некоммерческие Общественные организации (п. 3.2.1 ст.50 ГК РФ)

Кооперативы как форма коммерческих организаций -(п. 2 ст. 50 ГК РФ) -производственные кооперативы Кооперативы как форма некоммерческих организаций (п. 3 1 ст. 50 ГК РФ) -потребительские кооперативы Объединения кооперативов (п. 3 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. ФЗ РФ от 13.07.2015 № 268-ФЗ))

ФЗ РФ от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственной кооперации» направлений деятельности таких организаций предполагалось производство, переработка, сбыт промышленной и иной продукции, торговля, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добыча полезных ископаемых и других природных ресурсов, сбор и переработка вторичного сырья, осуществление научно-исследовательских, проек-тно-конструкторских работ, а также оказание медицинских, правовых, маркетинговых и других услуг (п. 3 ст.50 ГК РФ): жилищные, жилищно-строительные, гаражные, садоводческие, огороднические, дачные, кредитные, сельскохозяйственные

Составлено автором

производства и потребления вынужденно как попытка самопомощи и самосохранения перед лицом конкуренции с крупно-товарными формами хозяйствования. Можно констатировать, что кооперативы представляют собой единство не только определенных количественных, но и качественных признаков (например, принцип «один член -один голос»).

3. Их целью всегда было не столько наращивание прибыли, сколько минимизация издержек по сравнению с аналогичными в крупно-товарном секторе, что позволяло мелкотоварным производителям оттянуть, отсрочить по сути исторически неизбежный для большинства из них процесс пролетаризации. Методом для этого была избрана аккумуляция крошечных распыленных средств, попытка хоть сколько-то замедлить отставание от более сильных конкурентов и несколько улучшить таким образом свое положение. Это актуально и в настоящее время. Потребительские кооперативы нацелены на обеспечение своих членов необходимыми продуктами и услугами по доступным ценам. Производственные кооперативы призваны создать рабочие места, обеспечить занятость своих членов в соответствии с их навыками и возможностями и тем самым обеспечить им средства к жизни. Те и другие выполняют важную социальную роль -улучшают положение представителей трудового населения без просьб о вспомоществовании, на основе их собственных скромных средств и усилий. Таким образом, кооперативы - это не столько средство получения прибыли, сколько способ минимизации издержек и потерь. Применение к ним схемы взаимоотношений государства с более сильными конкурентами скорее всего приведет к их гибели, тогда как кооперативы выполняют социально значимые функции, причем часто на периферии, где нет возможности обеспечить население ни рабочими местами, ни товарами другим способом. Искусственное подтягивание практики кооперативных организаций под не отвечающие их природе нормы права неизбежно накладывает негативный отпечаток и искажает их деятельность, в результате осложняет выполнение ими функций, ради которых они создаются.

Надо сказать, что ряд организаций мужественно исполняют предназначенную им роль. Действительно, и сегодня кооперативы способны защитить интересы и права своих членов и потребителей. Кооперативные организации занимают и пропагандируют очень достойную позицию на современном рынке. Они предпочитают снижение издержек и цен, ограничиваясь скромной упаковкой и информацией о товаре (в отличие от дорогостоящей рекламы), отказываются от производства и продажи фальсифицированных товаров, продуктов, содержащих вредные примеси и тому подобное. Важно понимать, что тем самым эти организации берут на себя дополнительную нагрузку несмотря на то, что положение их как участников на рынке

изначально было уязвимым. Поэтому выстоять такие организации могут только опираясь на верность своих членов и их убежденность в правильности действий своей организации.

В ряде случаев кооперативы вынуждены нести дополнительные затраты, но их направленность иная по сравнению с обычными капиталистическими фирмами, действующими на рынке именно ради прибыли. Так, нефальсифицированная продукция обходится дороже и может проигрывать в ценовой конкуренции по сравнению с фальсифицированными образцами. Поэтому потребители (и прежде всего, сами члены кооператива) должны быть убеждены в высоком качестве именно этой продукции и склонны к ее потреблению, несмотря на иные соблазны, даже в случае равных или чуть более высоких кооперативных цен. Определенные средства требуются на обучение работников, а также консультирование потребителей о здоровом образе жизни и подходящих для потребления продуктах, способах их применения и использования. Как правило, для такой работы привлекают на общественных началах заинтересованных специалистов или ищут таковых среди членов кооператива. Но, в любом случае, осуществление подобной работы требует организации и места проведения мероприятий, что обеспечивается за счет средств кооператива. Зачастую кооперативы проводят «открытую» политику и знакомят своих потребителей с технологией непосредственно на местах производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересный опыт предоставления последовательной помощи на разных этапах жизненного цикла семьи демонстрируют разного рода жилищные кооперативы. Сначала они помогают своим членам обзавестись жильем, а далее отслеживают вопросы, связанные с его эксплуатацией, что также значительно экономит средства пайщиков. Это тем более действенно, чем к более узкому сегменту относятся члены кооператива, так как в этом случае их интересы ближе, они лучше понимают друг друга при выработке и принятии конкретных решений относительно необходимости, качества и стоимости различных услуг.

В ряде случаев, кооперативы дополняют свои основные услуги организацией досуга, консультирования, просвещения и тому подобное.

4. Кооперация должна непременно пользоваться поддержкой государства, учитывая ее социальную роль, а также тот факт, что в ряде случаев государство нацеливает население на решение важных социальных и хозяйственных задач в локальных, региональных или даже страновых масштабах посредством использования преимуществ ОПФ кооперативов. Гарантии государственной поддержки в случае участия кооперативов в достижении обозначенных государством целей безусловно должны найти отражение в законодательстве.

5. Опыт западных стран показывает, что нечеткость определения организационно-правовой формы кооперативов может приводить к ее

использованию псевдо-кооперативными организациями. В результате соответствующую организационную форму могут принимать и использовать и, так называемые лже-кооперативы, которые формально соответствуют требованиям законодательства, но реально служат несколько другим целям. Их непросто различить, так как истинный характер такого рода кооперативов может проявиться не сразу, а лишь через значительное время. Ввиду разнообразия направлений деятельности трудно выработать критерии, которые однозначно и безошибочно позволяли бы сразу сделать вывод о конкретной организации, назвавшейся кооперативом. Чем меньше кооператив, тем прозрачнее его деятельность и тем проще сделать соответствующий вывод. Чем крупнее - тем больше задействовано участников (членов), тем сложнее управление организацией и тем более замаскированной может быть схема его деятельности для каждого отдельного участника. В истории кооперации известны подобные примеры. Это не исключает оказания данной организацией определенной пользы своим членам, однако, она может не соответствовать сущности кооперативного движения и служить другим целям, например, получению максимально возможного дохода в ущерб хозяйственным интересам своих членов, ради которых создавалась организация. Для выяснения истинной природы организаций необходим детальный анализ их деятельности, а также законодательства, на которое они опираются.

Поэтому имеется необходимость уже при формировании нормативно-правовой основы заложить индикаторы, которые позволяли бы дифференцировать организации именно по признаку осуществления кооперативами предназначенных им функций. Разработка критериев отличия истинных кооперативов имеет большое значение для поддержания баланса между интересами бизнеса и населения.

6. Большое значение приобретает вопрос об адекватном отражении в законодательстве понятия кооперативной собственности. Рассматривать ее лишь как разновидность частной собственности было бы несколько поверхностно.

7. При разработке законодательства необходимо учитывать потребность кооперативных организаций в развитии, так как это является условием для осуществления их социальных целей. То есть, должна быть предусмотрена возможность направления части средств на цели будущего развития.

8. Непреложное значение имеет осмысление и разработка вопросов законодательного регулирования отношений кооператива и его членов. Поскольку кооператив не может существовать, не опираясь на своих членов, то огромное значение имеет их доверие к организации. Это особенно важно по мере ее увеличения, разрастания, объединения с себе подобными, появления новых уровней управления. Если участники организации теряют к своей организации доверие, она перестает выполнять функцию, ради которой была создана.

9. Современный этап развития, характеризующийся ускорением процессов, усилением их значимости, а также резонансом на международном уровне требует системного подхода и комплексного решения проблем правового регулирования кооперации. Вместе с тем, накопленный опыт и изучение закономерностей самого явления кооперации позволяет также выявить и тенденции развития правового обеспечения деятельности кооперативов на перспективу и формировать законодательство с учетом упреждающего прогнозирования будущего, в том числе, с учетом моделирования юридических и экономических последствий принимаемых правовых документов. При этом Россия имеет возможность опираться на опыт стран, уже прошедших соответствующие этапы развития, например:

- Исследование этого опыта в настоящее время показывает, что в развитых странах обнаруживается тенденция формирования единого кооперативного законодательства. Действующее сегодня в Российской Федерации законодательство не позволяет зафиксировать кооперативную систему, с точки зрения ее правового устройства, как самостоятельный сектор экономики.

- Опыт западных стран показывает также, что, начиная с мелкотоварного уровня, по мере своего развития кооперативы и их объединения способны достигать значительных масштабов деятельности и составлять конкуренцию крупным капиталистическим предприятиям. Однако при этом обнаруживается тенденция преобразования ОПФ этих предприятий из бывшей кооперативной в последующую акционерную [28]. Учитывая эту закономерность, целесообразно было бы также разработать правовой механизм подобного преобразования.

10. В качестве насущной проблемы современного российского кооперативного законодательства можно назвать подчас избыточное количество правовых документов разных лет, дублирующих ряд положений или, наоборот, порождающих наличие противоречий, что осложняет юридическую и экономическую практику работы кооператоров. В этом смысле целесообразно было бы устранение дублирования либо конфликта соответствующих положений действующего законодательства.

Любая страна сильна своим населением. Кооперация призвана защищать экономические интересы наиболее уязвимых, именно в экономическом смысле, слоев населения. Очевидно, что с развитием и усилением конкуренции (не только за снижение издержек и долю рынка, но и за сами жизненные ресурсы) роль кооперации в защите населения будет возрастать. Реализация кооперативным сектором его потенциальных возможностей в хозяйственном развитии страны непосредственным образом зависит от дальнейшего совершенствования и введения в действие комплексного и жизненно важного для здоровья общества кооперативного законодательства.

Библиографический список:

1. Закон СССР № 8998-Х1 от 26.05.1988 «О кооперации в СССР» (в действ. ред.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

4. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» (в действ. ред.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.

5. Постановление Верховного Совета РФ от 19.06.1992 № 3086-1 «О введении в действие закона РФ «О потребительской кооперации в РФ»» (в действ. ред.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1789.

6. Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 № 24 «Вопросы потребительской кооперации РФ» (в действ. ред.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 5. Ст. 351.

7. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.1991 № 145 «О государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах» (утрат. силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 39, ст. 4566.

8. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3302.

9. Федеральный закон РФ от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 50, ст. 4870.

10. Федеральный закон РФ от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 20, ст. 2321.

11. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации (утв. Правлением Центросоюза РФ 06.06.1995 № ЦСЦ-27) (в действ. ред.) // Финансовая газета. 1996. Июль. № 30.

12. Положение о внутрихозяйственных отчислениях предприятий и организаций потребительской кооперации РФ (утв. постановлением Правления Центросоюза от 28.01.97 № 7) (в действ. ред.) // Налоговый вестник. 1997. № 3, февраль.

13. Постановление Правительство РФ от 07.01.1999 № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 3, ст. 338.

14. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: Закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.

15. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ст. 1.

16. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.

17. Жилищный кодекс РФ: Закон РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (часть 1), ст. 14.

18. Федеральный закон РФ от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (часть 1), ст. 41.

19. Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 108 «Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищностроительных кооперативов... » (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 8, ст. 1024.

20. Постановление Правительства РФ от 06.06.2012 № 558 «Об утверждении типового устава жилищностроительного кооператива... » (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 25, ст. 3368.

21. Федеральный закон РФ от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3627.

22. Федеральный закон РФ от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ... » (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2304.

23. Указание Центрального банка РФ от 05.08.2014 № 3357-У «О порядке направления саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов сведений об осуществлении контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства РФ в сфере кредитной кооперации...» (в действ. ред.) // Вестник Банка России. 2014. Сентябрь. № 86.

24. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 6, ст. 1014.

25. Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 № 623 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий...» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 26, ст. 3911.

26. Федеральный закон РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 16, ст. 1801.

27. Быстров Г.Е. О совершенствовании кооперативного законодательства России: международный и российский правовой опыт. Доклад // Московский юридический форум в Аналитическом центре при Правительстве РФ. М., 18 марта 2015.

28. Родионова Т.Н. Место и роль кооперации в экономике развитых капиталистических стран (на примере стран Западной Европы): Автореф. дис. ... к.э.н. Л., 1989. 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.