возможностей банка;
- выборная стратегия непрерывно адаптируется к изменениям рынка;
- стратегия должна быть гибкой. Точная, неизменная стратегия - угроза развитию бизнеса. Подводя итог, следует отметить, что продуманная стратегия банка создает основы для
совершенствования банковского продукта, повышения его конкурентоспособности на финансовом рынке. Список использованной литературы:
1. Тагирбеков К.Р «Основы банковской деятельности» / Тагирбеков К.Р., С. 510.
2. Хабаров В.И., «Банковский маркетинг»/ Хабаров В.И. Попова Н.Ю. С. 29
©Александров В.А. Быстрова О.Ю., 2020г.
УДК-33
С. Аминова, студентка
1 курса магистратуры Финансового университета при Правительстве РФ
(Уфимский филиал).
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДОГОВОРА АРЕНДЫ
Аннотация
В данной статье рассмотрено правовое обеспечение бухгалтерского и налогового учета договора аренды, а именно введенный Федеральный стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», а также дана сравнительная характеристика с МСФО (IFRS) 16.
Ключевые слова:
договор аренды, бухгалтерский учет, правовое обеспечение, налоговый учет.
LEGAL SUPPORT FOR ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF LEASE AGREEMENTS
Abstract
This article discusses the legal support for accounting and tax accounting of a lease agreement, namely, the Federal standard FSB 25/2018 "accounting for leases", and provides a comparative characteristic with IFRS 16.
Key words:
lease agreement, accounting, legal support, tax accounting.
Актуальность темы «Правовое обеспечение бухгалтерского и налогового учета договора аренды» обусловлена тем, что договора аренды в современных условиях экономики - это очень распространённая форма экономических отношений. Хозяйствующие субъекты активно применяют данную возможность, так как аренда соответствующих активов несет ряд преимуществ обоим сторонам договора аренды. Однако следует отметить, что если вопросы правового регулирования договора аренды характеризуются конкретной последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского учета договоров аренды до сих пор существуют спорные и противоречивые моменты.
В январе 2019 года Минфин опубликовал новый федеральный стандарт по учету аренды ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», основанный на МСФО (IFRS) 16. Данный российский стандарт рекомендован организациям для досрочного использования с 1 января 2019 года, так как это позволит им сократить трансформационные корректировки по некоторым аспектам аренды.
В ГК РФ договор аренды трактуется следующим образом: «Договор аренды входит в группу договоров, регулирующих отношения по передаче имущества во временное пользование. В отличие от
договоров по передаче имущества в собственность, договор аренды не влечет смены титула собственника, а следовательно, в экономическом смысле он оформляет такие отношения товарообмена, при которых товаром выступает не вещь, а право пользования ею» [1].
Похожая трактовка просматривается и в МСФО (IFRS) 16: «В момент заключения договора предприятие должно оценить, является ли договор в целом или его отдельные компоненты договором аренды. Договор в целом или его отдельные элементы выступают договором аренды, если по этому договору передается право контроля за использованием идентифицируемого актива в течение некоторого периода в обмен на вознаграждение» [3].
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» регламентирует правила, отражения в бухгалтерском учете данных о соответствующих объектах при предоставлении либо получении за оплату во временное пользование имущества (в том числе финансовая аренда), содержит возможные варианты организации бухгалтерского учета в части данных объектов, а также описывает основные требования к данным, которые должны быть раскрыты в части бухгалтерской (финансовой) отчетности [2].
Кроме того, в данном нормативно-правовом документе содержатся некоторые особенности и новшества для отечественной учетной системы.
Во-первых, в данном нормативном документе встречается в п. 5 новая категория «объект учета аренды» и его виды. Посыл этого пункта подразумевает, что не всякий объект арендованного либо сданного в аренду имущества можно признать объектом учета аренды. Чтобы принять арендованный (или сданный в аренду) объект к учету следует единовременно соответствовать следующим критериям признания:
- определённость срока аренды;
- идентификация объекта аренды в самом договоре;
- арендатор получает экономическую выгоду от использования этого объекта;
- арендатор вправе самостоятельно определять цели использования объекта аренды по его техническим характеристикам.
Новым стандартом предусматривается бухгалтерский учет арендных платежей для арендатора в двух вариантах:
1. Первый вариант - ранее действующий.
Арендатор, как и раньше, равномерным способом относит аренду к расходам, исходя из пунктов договора.
Для применения данного варианта, необходимо выполнить следующие обязательные условия:
1. Договор аренды не должен содержать возможность для перехода права собственности на предмет аренды к арендатору, и не предусматривать право выкупа арендатором предмета аренды по стоимости меньше его справедливой цены на дату покупки.
2. Предмет аренды не будут предоставлять в субаренду. То есть, предмет аренды нельзя применить для лизинга и для субарендаторов.
3. Срок аренды не больше 12 месяцев на дату передачи арендуемого имущества.
4. Рыночная цена предмета аренды без учета уровня износа (то есть цена аналогичного нового объекта) не больше 300 000 руб., и при этом арендатором имеется возможность получения экономических выгод от предмета аренды вне зависимости от иных активов.
Таким образом, применение старого порядка списания расходов по аренде возможно лишь для работы с краткосрочными договорами или при аренде предметов невысокой стоимости.
Второй вариант бухгалтерского учета договора аренды применяется по МСФО.
В дату получения арендуемого актива, его признают в бухгалтерском учете в качестве оцененного права пользования активом
Одновременно с этим признается обязательство по арендным платежам.
Правила признания аналогичны лизингу на балансе арендатора, только теперь он распространяется и на другие виды имущества, арендуемое не по договору лизинга.
Качественно иным преобразованием российского стандарта бухгалтерского учёта договора аренды выступает необходимость проведения первоначальной оценки обязательства по аренде в виде приведенной
цены арендных платежей, не выплаченных на дату начала сроков аренды. Эту цену рассчитывают на базе методики дисконтирования, которая помогает привести будущую стоимость к настоящей. Для этого необходимо вычислить размер ставки дисконтирования, который можно заранее определить в договоре аренды или же высчитать как ставку по кредиту на аналогичный период. Использование коэффициента дисконтирования ранее приводилось в в п. 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», где была прямая ссылка на МСФО (IAS) 36 в части проведения проверки на обесценивание НМА, при которой применяют ставку дисконтирования.
Однако, несмотря на то, что определение дисконтированной стоимости по тем или иным объектам не выступает распространённой операцией среди отечественных бухгалтеров по причине его сложного и трудоемкого проведения, нельзя не отметить преимущества этой операции. Дело в том, что с помощью дисконтирования можно дать оценку эффективности вложений в арендованное имущество, сравнивая текущий диапазон рыночных цен на похожие объекты основных фондов и приведенную цену всех арендных оплат - для арендатора, либо сравнив сумму фактических расходов на покупку имущества с суммой прогнозируемых поступлений в качестве арендной платы - для арендодателя.
Кроме вышеперечисленных особенностей бухгалтерского учета договора аренды со стороны арендатора, ФСБУ 25/2018 внесло и новшества в бухгалтерский учет арендодателя.
Так, в соответствии с п. 24 арендодатель теперь обязан проводить классификацию сданных в аренду объектов как операционную аренду - если доходы и риски, связанные с наличием права на собственность, несет арендодатель, или как неоперационная (финансовая) - если арендатор несет выгоды и риски, связанные с правом собственности арендодателя. Такая классификация видов аренды производится согласно норм, установленных Стандартом[2].
Предпоследняя глава ФСБУ 25/2018 содержит информацию об арендных отношениях, которые следует раскрывать в отчётности. Главное требование к информации об объектах учета договора аренды -это предоставление данных в развернутой форме без каких-либо взаимоисключений.
При этом в п. 43-47 регламентирован большой объем информации, который следует раскрыты каждой из участников договора аренды. Такое нововведение связано с усложнением характера учетных операций при получении или сдачи в аренду объектов имущества, которое в случае недостаточного раскрытия соответствующих данных может оказать влияние на финансовое состояние предприятия, а также на эффективность принятия решений пользователями данных отчетности [2].
Если сравнить основные положения отечественного ФСБУ 25/2018 и МСФО (IFRS) 16, то можно выделить следующую разницу:
российским стандартом ФСБУ 25/2018 отражено только краткое, но не очень понятное содержание МСФО (IFRS) 16. Поэтому чтобы разъяснить точность отдельных правил отечественному бухгалтеру необходимо будет обращаться к данным МСФО (IFRS) 16;
в российском ФСБУ 25/2018 слишком большое внимание уделено аспектам договора лизинга, хотя, по факту, он отличен от договора финансовой аренды. А в МСФО (IFRS) 16 о договоре лизинга ничего не сказано;
в ФСБУ 25/2018 недостаточно раскрыты аспекты идентификации при учете всех объектов договора аренды. Хотя именно вопросы идентификации объектов бухгалтерского учета - это основополагающие в процессе разработки моделей учета арендных отношений;
в МСФО (IFRS) 16, в отличие от ФСБУ 25/2018, сказано, что стороны договора аренды освобождаются от требований МСФО (IFRS) 13 раскрыть данные о справедливой стоимости объектов арендных отношений;
в ФСБУ 25/2018 не отразили важные разделы по вопросам переоценки обязательств по аренде, модификации договоров аренды, прекращения признания объектов в учете арендных отношений и пр. [5]
Также следует отметить, что действие ФСБУ 25/2018 внесло изменения в налоговый учет договоров аренды.
Согласно Письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 января 2020 г. № 03-05-04-01/2993 «О налогообложении арендуемого имущества в связи с применением
Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»» в случае если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, поставлен на баланс арендатора в перечне основных средств, то арендатора признают налогоплательщиком по налогу на имущество организации именно по этому объекту недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, поставлен на баланс в составе основных средств арендодателя, - то налогоплательщиком будет уже арендодатель.
Однако, в случаях, когда ФСБУ 25/2018 применяется только одна сторона договора неоперационной (финансовой) аренды, могут возникнуть ситуации, при которых переданные в аренду объекты и права использования ими отражаются на балансе соответственно у арендодателя и арендатора в перечне основных средств. Для того, чтобы исключить двойное налогообложение объекта договора аренды, который поставлен на учет арендодателем в перечне основных средств согласно условиям договора аренды и, следовательно, подлежал учету арендодателем при вычислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, стоимость такого объекта в состав налоговой базы по размеру налогу на имущество организаций арендатором не может быть включена.
С 1 января 2020 года в соответствии со статьей 374 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» независимо от регламентов бухгалтерского учета арендуемых объектов недвижимого имущества, представленных в статье 378.2 Кодекса, сам налог на имущество организации выплачивается предприятием, являющимся собственником либо же владельцем на правах хозяйственного ведения данных объектов арендных отношений.
В пункте 2 статьи 374 Кодекса к объектам налогообложения для иностранных организаций, реализующих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, относят недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению. В этих целях иностранным предприятиям необходимо вести бухгалтерский учет объектов налогообложения согласно, установленным в Российской Федерации для организации и ведения бухгалтерского учета. Поэтому вышеизложенные регламенты налогообложения используются и по отношению к объектам недвижимого имущества, принадлежащего иностранным организациям на правах собственности, переданных в финансовую аренду (лизинг) российскому предприятию.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (пункт 3 статьи 374 Кодекса). При этом налог на имущество организаций в отношении недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Кодекса уплачивается исходя из кадастровой стоимости собственниками объектов недвижимого имущества (в том числе переданных в аренду (лизинг)).
Таким образом, правовое обеспечение бухгалтерского и налогового учета договора аренды с введение ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» изменило свой характер и вязало направлению к сближению с международными правилами.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ
2. (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410.
3. Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 11.07.2016).
5. Плотников В.С., Плотникова О.В. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда»: сравнительный анализ основных положений // Учет. Анализ. Аудит. - 2019. - Т. 6. - № 6. - С. 42-51.
6. Васильева Е.О., Алексеева В.В. Правовое регулирования арендных операций в системе бухгалтерского учета // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА Материалы IX Международной молодежной научно-практической конференции. - 2017. - С. 23-26.
7. Нурмухамедова Х.Ш., Быкова В.В. Новые концепции учета арендных отношений ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» // Путеводитель предпринимателя. - 2019. - № 43. - С. 117-125.
© Аминова С., 2020
УДК-33
Василевский Я.В.
Студент, СФУ Красноярск, Россия Гатиев Р.А.
Студент, СФУ Красноярск, Россия
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОТКУДА И КУДА
Аннотация
В статье приводятся результаты перехода России от командной экономики к рыночной. Показано, что подобное изменение вектора экономического развития имеет неоднозначные последствия при необдуманном влиянии государства и без сглаживания рыночных проблем. Важно не только помнить ошибки прошлого, но и грамотно использовать имеющийся опыт для исключения подобных ошибок в дальнейшем.
Ключевые слова
Командная экономика, рыночная экономика, плановая экономика, социальная сфера,
экономическая сфера.
В 90-е годы в России и других странах социалистического лагеря начался процесс перехода от командной экономики к смешанной и рыночной. Таким образом, была полностью разрушена сложившаяся общественная система. В Советском Союзе полки магазинов так и не стали изобиловать товарами, общество устало от вечных очередей, и жаждало существенных изменений в системе. Однако, согласно итогам референдума о сохранении Советского Союза лишь 20% проголосовали за его ликвидацию [9]. В 1988 г. советские власти начали проведение реформы с целью изменить роль предприятий в экономике страны. Для проведения этой реформы в 1987 г. был принят закон «О государственном предприятии», призванный перевести предприятия на полный хозрасчёт с целью дальнейшего создания новых условий хозяйствования и изменения статуса предприятий, как основных звеньев экономики. Последствием этих преобразований стал отток денег и ресурсов от советской власти к предприятиям, что привело к расшатыванию устоявшихся плановых механизмов. По мнению доктора экономических наук Р.М. Нуреева основной целью преобразований в 90-е годы было создание конкурентного капитализма т.е. капитализма, который характеризуется тем, что:
• роль государства в сфере принятия предпринимательских решений минимизируется;
• проводится политика открытых рынков при четких правилах и ответственности субъектов;
• все имеющиеся ресурсы производятся за счёт рыночного механизма (за исключением социалистического распределения);
• государство продолжает оказывать значительную поддержку предпринимательской деятельности (с целью сохранения конкуренции, улучшения условий хозяйствования и развития малого