4. Честнов, И. Л. Социальное конструирование правовой идентичности в условиях глобализации / И. Л. Честнов / / Вестник РГГу. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2010. — №14 (57). - С. 15-20.
References
1. Alieva, О. G. Problema nacional'noj identich-nosti v globaliziruyushchemsya mire / O. G. Alieva / / Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Filosofiya». — 2016. — № 2. — S. 135-140.
2. CHestnov, I. L. Social'noe konstruirovanie pravovoj identichnosti v usloviyah globalizacii / I. L. CHestnov / / Vestnik RGGU. Seriya «Ekono-mika. Upravlenie. Pravo». — 2010. — № 14 (57). — S. 15-20.
3. Ponomarenkov, V. A. Kognitivnaya yurisprudenciya: puti formirovaniya i razvitiya / V. A. Ponomarenkov, S. A. Kurushin, A. G. Bor-dakova / / Voprosy ekonomiki i prava. — 2013. — №7. - S. 11-17.
4. Renan, E. CHto takoe naciya? / E. Renan / / Sochineniya Ernesta Renana : v 12 t. — Kiev : B. K. Fuks, 1902. - T. 6. - S. 87-101.
JI. A. ГОЛУБЕВА, A. Э. ЧЕРНОКОВ УДК 340
ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЭПОХУ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
После окончания периода раннего Средневековья (VI—XI века), с началом постепенного подъема Запада в XII—XIII веках, у определенной части населения Европы появился интерес к праву как средству разрешения конфликтов и регулирования общественных отношении в целом. Отчасти этот интерес опирался на сохранившееся античное культурное наследие. Как констатирует известный российский культуролог Г. Кнабе, «Рим выработал систему права, которая, даже после того, как она вступила во взаимодействие с так называемыми варварскими правовыми системами (прежде всего германцев), сохранила и передала последующим поколениям коренные понятия, легшие в основу европейского правового самосознания: сам принцип фиксированного права как незыблемый и главный регулятор общественных отношений, jus — очерченное законами юридическое пространство, в пределах которого гарантированы определенные, пусть ограниченные, но твердые права, libertas — личная свобода действий в рамках закона. Принцип социальной защиты, разрушенный в эпоху раннего и зрелого капитализма, в нынешнем европейском виде смыкается со своим римским прообразом и в неузнаваемо новых условиях как бы продолжает и воссоздает его»1.
1 Кнабе Г. Избранные труды : Теория и история культуры. М., 2006. С. 901.
В средневековой Европе идея единого для всех права исходила от населения городов, которое раньше, чем остальные социальные группы, осознало собственные интересы и смогло их эффективно отстаивать. В связи с особой значимостью городов в истории европейского правопонимания и правосознания следует более подробно с позиций с оциальной антропологии рассмотреть юридические и в целом ментальные установки горожан.
Правовая организация средневекового европейского города предполагала создание собственных законодательных, исполнительных и судебных органов. В частности, возможность судиться в собственном городе, а не в суде феодала означала для горожанина большую степень защиты его личности, так как судьи сами являлись, во-первых, ггрофессиональными юристами, а во-вторых, выходцами из средних и высших слоев города, и им были прекрасно знакомы проблемы сограждан. Как отмечает А. Я. Гуревич, «средневековый город обычно не был эффективно защищен от феодального насилия, и тем не менее он был способен отстоять себя и выработать в своей среде правовые и материальные условия, в которых могла развиваться новая структура человеческой личности. Торго-во-ггромышленная деятельность была немыслима без должного правового регули-
рования, и именно в городах складываются и развиваются новые юридические нормы и принципы, отвечавшие потребностям бюргерства. Эти принципы существенно отличались от принципов феодального права, и если в последнем преобладали вертикальные связи, отношения господства и подчинения, то в сфере действия городского права особую роль приобретали связи горизонтальные — правоотношения между согражданами»1.
Формируя определенную судебную практику, города (так же, как и в античную эпоху) стали распространять свою юрисдикцию и на тяготевшую к ним экономически сельскую местность: ведь само право, с позиций разделяемого нами социально-антропологического подхода к нему, — явление чисто городское. По мнению А. Л. Рогачевского, «формирование судов, а в значительной мере и городских советов из профессиональных юристов имело далеко идущие последствия. Правоведы новой школы способствовали широкому применению римского права и в конечном счете — унификации судебной практики. Городские суды поддерживали постоянную связь с юридическими факультетами, профессора которых нередко давали заключения по сложным делам. Эти заключения, как правило, ложились в основу судебных приговоров и решений»2.
Основные черты современного права (социальная значимость, неперсонифици-рованность, формальная определенность) восходят именно к средневековому городскому праву. В значительном количестве городов (особенно в нововозникших на торговых путях) отсутствие у горожан родовых связей было заменено корпоративностью, основанной прежде всего на персональном членстве в какой-либо профессиональной гильдии, предоставлявшей определенные права и подтверждавшей статус индивида. Известный историк и теоретик права
1 Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005. С. 155 — 156.
2 Рогачевский А. Л. Меч Воланда : Правовые взгляды немецких горожан XIII —XVII вв. СПб., 1996. С. 19-20.
Г. Берман приводит достаточно объемный перечень черт городского права, позволяющих говорить об особой роли права в жизни горожан. Черты эти — светскость, коммунитарность (договорный характер), конституционность (наличие писаных хартий), способность к росту (гибкость и приспособляемость к обстоятельствам). Отсюда исходит ряд средневековых концепций политической власти и, что для нас особенно важно, зарождение своеобразного (и отчасти условного) средневекового европейского конституционализма, основными составляющими которого выступали:
идея выборных основ королевской власти, приобретающей впоследствии наследственный характер;
идея договора, регулирующего отношения между правителем и его подданными; идея приоритета сообщества; идея ограничения королевской власти законом, не только позитивным, но и естественным;
идея законного характера сопротивления3.
Сам Г. Берман исходит из факта признания религиозной первоосновы формирующегося европейского права в целом и потому вступает в полемику с М. Вебером о причинах самобытности города как социальной общности. По мысли американского ученого, «Вебер не сделал вывода, что возникновение городских вольностей на Западе было частью революционных религиозных перемен, в ходе которых, с одной стороны, церковная полигия провозгласила свою независимость от всех светских политических образований, а с другой — впервые было выработано само понятие светских политических образований, которые теперь считались поддающимися реформе и спасению»4.
Действительно, М. Вебер прямо не говорит о религиозном факторе как первооснове городского права, однако если мы обратимся к воззрениям этого крупнейшего
3 Очерки истории западной политической философии / И. А. Ерохов, М. М. Федорова, А. Ф. Яковлева. М., 2013. С. 49.
4 Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М., 1998. С. 375.
социолога на роль религии в общественном развитии, то заметим, что, например, протестантизм, как религиозное направление в христианстве, теснейшим образом связан со становлением и развитием современного западного правопонимания1. По словам такого знаменитого протестантского теолога, как К. Барт, «можно вспомнить, что право и оправдание, или царство Христа и другие царства, или церковь и государство в исповедании реформаторов когда-то стояли рядом, что под богослужением в духе и истине реформаторы понимали жизнь в обеих сферах. Но если в скором времени дело не должно вновь дойти до этих бесполезных и опасных разделений, то сегодня недостаточно вспоминать о Реформации, повторять формулы, в которых она поставила рядом эти сферы. Если свойственной нашему времени динамике суждено стать для нас спасением, а не погибелью, то необходимо поставить сформулированный в начале вопрос — вопрос о существенной, а значит, внутренней и необходимой связи обеих сфер»2.
Ориентация европейцев (и тем более американцев) на индивидуальный успех, практичность в делах и укоренившаяся привычка разрешать споры правовым путем исходят из протестантских представлений о труде, успехе и Спасении. Как справедливо отмечает Я. Э. Карлсен, «отправной точкой для Вебера было то, что сверхъестественные и религиозные силы, а также идеи этического призвания, основанного на этих силах, всегда представляли собой факторы, которые в наиболее значительной степени определяют поведение человека. Вебер показывает, как протестантская этика создала мотивационное основание для духа капитализма через интеллектуально секуляризованный аскетизм»3.
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / / Избранные произведения. М., 1990. С. 20-272.
2 Барт К. Оправдание и право. М., 2006. С. 12-13.
3 Карлсен Я. Э. Протестантская этика и дух капитализма. Предпосылки для прорыва капиталистической системы / / Теория и методы в
Другой вопрос, что веберовская концепция протестантизма применима к Европе более позднего времени (XV—XVII века), а не к периоду Высокого Средневековья, когда капитализм только формировался в некоторых городах Северной Италии и Южной Франции, а до появления протестантизма как целостного вероучения было еще очень далеко.
М. Вебер утверждал, что решающим отличием средневекового западного города от городов Востока было то, что «эти города представляли собой общественную организацию официального характера, обладающую особыми органами, союз "бюргеров", подчиненных в качестве таковых общему для всех их праву, следовательно, равных по своему правовому положению»4. В принципе, город обладал определенными специфическими чертами, к которым относились:
право иметь рынок;
освобождение жителей от разнообразных повинностей и уплаты взноса сеньору; отдельный суд и управление; укрепленное положение5. В свою очередь, для получения городом самоуправления требовались объективные предпосылки:
сообщество небольших городов; отправление религиозного культа; общество независимых ремесленников и торговцев;
исключение женщин, рабочих и «зависимых» из полигики;
интенсивный конфликт между соперничающими политическими объединениями6.
Значительную часть населения европейских средневековых городов составляли ремесленники. В процессе медленного
современной политической науке: первая по-
пытка теоретического синтеза : сб. ст. норвеж-
ских политологов / под ред. С. у. Ларсена. М., 2009. С. 283.
4 Вебер М. Город / / Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 334.
5 Виппер Р. Ю. История средних веков. М., 1947. С. 272.
6 Хелд Д. Модели демократии. 3-е изд. М., 2014. С. 85.
экономического подъема, начавшегося в XI веке, «ремесленники начинают работать на рынок, на заказчика или покупателя и потому, естественно, концентрируются в таких местах, где у них могут быть покупатели. Они часто избирают местом своего поселения старые римские города, сохранившиеся местами и в средние века, но утратившие свой прежний характер и игравшие в первые столетия средневековья роль административных, военных и церковных центров. Римские города находились часто в центре многих удобных путей сообщения, на старых торговых дорогах, и в этом отношении представляли для поселения ремесленников особые выгоды. Наличие во многих из них военных сил и укреплений обеспечивало поселениям ремесленников необходимую защиту в бурные времена феодальных усобиц»1.
Правовая организация городской жизни, как уже было сказано выше, основывалась на принятии особой хартии, фиксировавшей статус жителей города и закреплявшей объем их прав и обязанностей. Прежде всего, горожанин являлся юридически свободным человеком. Так, в Указе, данном императором Фридрихом II городу Бремену, в ст. 1 говорилось: «Если какой-либо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье называется городская черта, в течение года и дня и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет представлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок... »2.
Получив на основании хартий и императорских (королевских) указов право на самоуправление и независимый суд, средневековые города в течение жизни несколь-
1 История средних веков : в 2 т. / АН СССР, Ин-т истории ; под ред. Е. А. Косминского, С. Д. Сказкина. М., 1952. Т. 1. С. 263.
2 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2007. Т. 1 : Древний мир и Средние века. С. 747.
ких поколений сформировали специфическое правосознание и менталитет своих жителей. Средневековое мышление в целом носило религиозный характер (особенно у крестьян и городских низов), но под воздействием развивающейся науки и роста (пусть медленного) количества грамотных людей повседневная жизнь городов менялась. Разумеется, не все городское население пользовалось выгодами правового статуса города, его покровительством и защитой, так как «в силу особенностей феодальной эпохи и городское право было строго сословным, именно через него формировалось сословие горожан. Однако богатство экономической и социально-культурной жизни города делало городское право более сложной и "открытой" для новых отношений системой, чем земское феодальное право»3.
Большая открытость горожан к инновациям, в том числе и в сфере права, была отчасти связана с определенным укоренением непосредственной демократии в рамках самоуправления городских коммун. Основными чертами такой системы самоуправления, по мнению Д. Хелда, являлись:
баланс власти между «народом», аристократией и монархией;
участие граждан, достигнутое посредством различных возможных механизмов, включая выборы должностных лиц;
конкурирующие социальные группы, продвигающие и отстаивающие свои интересы;
свобода слова, высказываний и объединений;
господство права4.
Соответственно плюралистической системе самоуправления в городах формировалась и правовая система коммун, оттиравшаяся на многообразие форм городского права:
местные обычаи и вольности; хартии, пожалованные городам их сеньорами;
3 Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права : учебник : в 2 т. Изд. 3-е, испр. М., 2000. Т. 1. С. 473.
4 Хелд Д. Указ. соч. С. 84-85.
статуты городских властей; рецеггированное римское право; ленное и каноническое право; торговое, морское, вексельное и цеховое право.
Исходя из признания факта господства религиозного сознания в средневековом обществе, следует как к данности относиться к наличию целостного, «мононормативного» восприятия окружающего мира, во главе которого находился всемогущий Бог. Поэтому «право воспринималось не только как выражение божественной воли, но и как составная часть миропорядка, своего рода элемент мировой гармонии. Отсюда стремление представить право в виде целостного, законченного по форме свода»1. Именно специфика мировоззрения средневековых европейцев (и юристов в том числе) позволила столь высоко подняться в их глазах Кодексу Юстиниана (вышедшему из употребления в самой Византии уже к IX веку).
Отношения внутри христианского (католического) социума построены не столько по горизонтали, сколько по вертикали. Как отмечает известный отечественный культуролог П. С. Гуревич, «католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу — папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию католичества. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и морали. <...> Католической церкви присуща уверенность в том, что в католической вере дана не только религиозная истина, но вместе с тем и истина о всех делах человеческих, включая и социально-политическую жизнь общества»2. Западноевропейские города, особенно те, в которых функционировали университеты, использовали ряд положений Кодекса Юстиниана наряду с Декретом Граплана (предшественником Кодексов канонического права). Следовательно, в структуре миропорядка значительное ме-
1 Рогачевский А. Л. Указ. соч. С. 36.
2 Гуревич П. С. Религиоведение : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 266.
сто занимало право и, несколько осовременивая понятие, — «правовая власть».
Обеспечение стабильности социума внутри городских стен опиралось на фиксацию определенных ггринципов. По наблюдениям ряда отечественных историков-медиевистов, «нормальная жизнь горожан обеспечивалась правовым оформлением власти и службы в их сообществе, которые должны были, как указывают статуты, отправляться согласно статутам, законам и обычаям, указаниям властей и права, справедливости и нравственности, а также строгим соблюдением требований клятвы-присяги. Провозглашение при и пи пои правовой власти всегда сопровождалось указанием главных целей, которыми статуты обязывали руководствоваться городских правителей и администраторов»3. Например, Статуты Коммуны Падуи детально регламентировали клятву юстициариев (советников), на которых возлагались многообразные обязанности по надзору за порядком на городском рынке и иных местах торговли (ст. 156). Само вступление в должность юсгициария предполагало ряд символических действий (с отголосками магического характера), таких как клятва на Библии (сохранившаяся в процессуальном праве ряда стран Европы и Америки)4.
Таким образом, «Высокое Средневековье» заложило основы будущего рома-но-германского права и специфического правосознания социума.
Библиографический список
1. Барт, К. Оправдание и право / К. Барт. — Москва : Библейско-богословский ин-т св. Апостола Андрея, 2006. — 149, [1] с. — (Современное богословие). - ISBN 5-89647-140-8.
2. Берман, Г. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Берман. — 2-е изд. — Москва : Изд-во МГУ, 1998. - 624 с. - ISBN 5-21103624-7.
3 Тушина Г. М. Городская власть и горожане в зеркале статутов XII—XIII веков / / Город в средневековой цивилизации Западной Европы : в 4 т. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. М., 2000. Т. 3 : Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. С. 41.
4 Хрестоматия ... С. 751 —752.
3. Вебер, М. Город / М. Вебер / / Избранное. Образ общества. — Москва : Юристъ, 1994. — С. 309-440. - ISBN 5-7357-0048-0.
4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер / / Избранные произведения. — Москва : Прогресс, 1990. — С. 20 — 272. — (Социологическая мысль Запада). — ISBN 5-01-001584-6.
5. Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р. Ю. Виппер. - Москва : Изд-во МГУ, 1947. -295 с.
6. Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А. Я. Гуревич. — Москва : РОССПЭН, 2005. - 424 с. - (Российские Пропилеи). - ISBN 5-8243-0430-0.
7. Гуревич, П. С. Религиоведение : учебник / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2014. — 573 с. — (Серия: Бакалавр. Углубленный курс). — ISBN 9785-9916-3206-5.
8. История средних веков. В 2 т. Т. 1 / АН СССР, Ин-т истории ; под ред. Е. А. Косминско-го, С. Д. Сказкина. — Москва : Госполитиздат, 1952. - 748 с.
9. Карлсен, Я. Э. Протестантская этика и дух капитализма. Предпосылки для прорыва капиталистической системы / Я. Э. Карлсен / / Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза : [сб. ст. норвежских политологов] / под ред. С. у. Ларсена. - Москва : РОССПЭН, 2009. -С. 282-299. - ISBN 978-5-8243-1243-0.
10. Кнабе, Г. Избранные труды : Теория и история культуры / Г. Кнабе. — Москва: Летний сад, 2006. — 1200 с. — (Российские Пропилеи). — ISBN 5-897110-041-5.
11. Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2 т. Т. 1 / О. А. Омельченко. — Изд. 3-е, испр. — Москва : ТОН-Остожье, 2000. - 528 с. - ISBN 5-86095-221-Х.
12. Очерки истории западной политической философии / [И. А. Ерохов, М. М. Федорова, А. Ф. Яковлева] ; Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Гос. акад. ун-т гуманитарных наук. — Москва : Летний сад, 2013. - 500 с. - ISBN 978-598856-166-8.
13. Рогачевский, А. Л. Меч Воланда : Правовые взгляды немецких горожан XIII —XVII вв. / А. Л. Рогачевский. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. - 156 с. - ISBN 5-28801587-2.
14. Тушина, Г. М. Городская власть и горожане в зеркале статутов XII —XIII веков / Г. М. Тушина / / Город в средневековой цивилизации Западной Европы : в 4 т. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. — Москва : Наука, 2000. —
Т. 3 : Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. - 378 с. - ISBN 5-02-010183-4.
15. Хелд, Д. Модели демократии / Д. Хелд. — 3-е изд. - Москва : Дело, 2014. - 539, [1] с. -ISBN 978-5-7749-0821-9.
16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 1. Древний мир и Средние века / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова. — Москва : Норма, 2003. - 807 с. - ISBN 5-89123707-5.
References
1. Bart, К. Opravdanie i pravo / К. Bart. — Moskva : Biblejsko-bogoslovskij in-t sv. Apostola Andreya, 2006. — 149, [1] s. — (Sovremennoe bogo-slovie). - ISBN 5-89647-140-8.
2. Berman, G. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya / G. Berman. — 2-е izd. — Moskva : Izd-vo MGU, 1998. - 624 s. - ISBN 5-211-03624-7.
3. Gurevich, A. YA. Individ i socium na sred-nevekovom Zapade / A. YA. Gurevich. — Moskva : ROSSPEN, 2005. - 424 s. - (Rossijskie Propilei). -ISBN 5-8243-0430-0.
4. Gurevich, P. S. Religiovedenie : uchebnik / P. S. Gurevich. — 3-е izd., pererab. i dop. — Moskva : YUrajt, 2014. — 573 s. — (Seriya: Bakalavr. Uglublennyj kurs). - ISBN 978-5-9916-3206-5.
5. Held, D. Modeli demokratii / D. Held. - 3-е izd. - Moskva : Delo, 2014. - 539, [1] s. - ISBN 978-5-7749-0821-9.
6. Hrestomatiya po istorii gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. V 2 t. Т. 1. Drevnij mir i Srednie veka / Mosk. gos. un-t im. M. V. Lomonosova; otv. red. N. A. Krasheninnikova. — Moskva : Norma, 2003. - 807 s. - ISBN 5-89123-707-5.
7. Istoriya srednih vekov. V 2 t. Т. 1 / AN SSSR, In-t istorii; pod red. E. A. Kosminskogo, S. D. Skaz-kina. — Moskva : Gospolitizdat, 1952. — 748 s.
8. Karlsen, YA. E. Protestantskaya etika i duh kapitalizma. Predposylki dlya proryva kapitalistich-eskoj sistemy / YA. E. Karlsen / / Teoriya i metody v sovremennoj politicheskoj nauke: pervaya popy-tka teoreticheskogo sinteza : [sb. st. norvezhskih politologov] / pod red. S. U. Larsena. — Moskva : ROSSPEN, 2009. - S. 282-299. - ISBN 978-5-82431243-0.
9. Knabe, G. Izbrannye trudy : Teoriya i istoriya kul'tury / G. Knabe. — Moskva: Letnij sad, 2006. — 1200 s. - (Rossijskie Propilei). - ISBN 5-897110041-5.
10. Ocherki istorii zapadnoj politicheskoj filo-sofii / [I. A. Erohov, M. M. Fedorova, A. F. YAkov-leva]; Ros. akad. nauk, In-t filosofii; Gos. akad. un-t gumanitarnyh nauk. — Moskva: Letnij sad, 2013. — 500 s. - ISBN 978-5-98856-166-8.
11. Omel'chenko, О. A. Vseobshchaya istori-уа gosudarstva i prava. Uchebnik. V 2 t. T. 1 / O. A. Omel'chenko. — Izd. 3-е, ispr. — Moskva : TON-Ostozh'e, 2000. - 528 s. - ISBN 5-86095-221-H.
12. Rogachevskij, A. L. Mech Volanda : Pravo-vye vzglyady nemeckih gorozhan XIII—XVII vv. / A. L. Rogachevskij. — Sankt-Peterburg : Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta, 1996. - 156 s. - ISBN 5-28801587-2.
13. Tushina, G. M. Gorodskaya vlast' i gorozhane V zerkale statutov XII—XIII vekov / G. M. Tushina / / Gorod V srednevekovoj civilizacii Zapadnoj Evropy : V 4 t. / Ros. akad. nauk, In-t vseobshchej
Юридическое мышление, как и всякое рациональное мышление, использует механизмы логического следования. Практическое мышление в юридической области роднит с научным мышлением то, что логическая обусловленность знаний здесь многоступенчатая. Свой смысл юридические понятия и выводы, как правило, получают через связь с множеством других понятий и знаний, которая создает благоприятные возможности для интерпретации законов, норм и конкретных деяний, для принятия судебных решений. Кодекс судейской этики говорит, что судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции и осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением1.
0 юридическом мышлении с точки зрения такого рода убеждений идет речь в книге Ричарда Познера «Как думают судьи»2. Ричард Познер — один из влиятельнейших
1 Кодекс судейской этики : утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. : текст с изм. и доп. на 8 дек. 2016 г. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
2 Posner Richard A. How Judges Think.
Cambridge, MA : Harvard University Press, 2008. 387 p.
istorii. - Moskva: Nauka, 2000. - T. 3 : CHelovek vnutri gorodskih sten. Formy obshchestvennyh svyazej. — 378 s. - ISBN 5-02-010183-4.
14. Veber, M. Gorod / M. Veber / / Izbrannoe. Obraz obshchestva. — Moskva : YUrist", 1994. — S. 309-440. - ISBN 5-7357-0048-0.
15. Veber, M. Protestantskaya etika i duh kapi-talizma / M. Veber / / Izbrannye proizvedeniya. — Moskva : Progress, 1990. - S. 20-272. - (Socio-logicheskaya mysl' Zapada). - ISBN 5-01-001584-6.
16. Vipper, R. YU. Istoriya srednih vekov / R. YU. Vipper. - Moskva : Izd-vo MGU, 1947. -295 s.
УДК 340
ученых США в области экономического анализа права. Познер единственный из судей апелляции в седьмом судебном округе Чикаго, кто время от времени добровольно исполнял функции судьи в нижестоящих судах, «чтобы не утрачивать связи с реальностью», — как он сам отмечает3.
Сам автор говорит о том, что книга приоткрывает занавес в мир судебных решений. Познер высказывает точку зрения, что судебный менталитет не представлял бы большого интереса, если бы судьи применяли четкие нормы права, созданные законодателями, административными органами и другими внесудебными источниками, к фактам, которые судьи и присяжные определяют без предвзятости или предубеждений. Тогда судей можно будет заменить цифровыми программами искусственного интеллекта. Однако надо отметить, что, даже имея все вышеперечисленное, нам, представителям романо-германской системы права, не менее интересно, чем руководствуются судьи при вынесении решений, которые подчас в рамках одних норм сильно варьируются.
3 John С. Interview with Richard Posner / / The New Yorker : журнал. 2010. 13 янв. URL: https: // www.newyorker.com/ news/ j ohn-cassidy / interview-with-richard-posner (дата обращения: 11.10.2018).
E. А. КОРОЛЕВА
ЮРИДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРАВА