УДК 34.09
ПРАВОВОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВОЕННЫМ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ АРАБСКИХ СТРАН
Я.В. Цитович
Аннотация. В статье исследуется потенциал вооруженных сил Государства Израиль, представленный профессиональной борьбой с не прекращающимися военными и террористическими ударами со стороны Арабского мира. Приведены статистические данные о численности резервистов и регулярных войск Армии обороны «ЦАХАЛ», о количестве израильской боевой техники наземного, воздушного и морского базирования, в сравнительной практике армий враждующих арабских государств. Рассмотрен уровень материальных расходов Государства Израиль, на обеспечение своей национальной безопасности, также упомянуто о ядерной, химической и биологической военных программах Израиля являющихся залогом стабильности существования еврейского государства.
Ключевые слова: национальная безопасность, вооруженные силы, ядерное оружие.
LEGAL AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE STATE OF ISRAEL IN THE PROCESS OF CONFRONTATION BETWEEN THE MILITARY AND TERRORIST THREATS TO THE ARAB COUNTRIES
Y.V. Tsitovich
Abstract. This article examines the potential of the armed forces of the state of Israel submitted by a professional fight against the continuing military and terrorist attacks from the Arab world. Given statistics on the number of reservists and regular troops of the defense Army «IDF», the number of Israeli military equipment by land, air and sea-based, comparative practice of the armies of the warring arab states. Considered the level of material expenditures of the state of Israel, for their national security, also mentioned nuclear, chemical and biological programmes in the military of Israel is a guarantee of stability of the existence of the Jewish state.
Keywords: national security, armed forces, nuclear weapons.
Интеграция правового развития Израиля в рамках нормативов регламентирующих специфику национальной безопасности, не может отражать исключительно внутригосударственные аспекты данного явления, ограничиваясь лишь общими ссылками на поддержание мира и безопасности. Правовое положение Израиля четко отражает стремление данного государства к сотрудничеству с другими странами, в том числе и в сфере обязательств по разностороннему обеспечению механизма внешней безопасности. От степени полноты выполнения данных задач зависит будущее Израиля в условиях мировой глоба-
лизации и возможность противоборства различным внешним и внутренним угрозам. Иными словами, значение института национальной безопасности для всех сфер жизнедеятельности еврейского общества, является одной из важнейших задач публичной власти Государства Израиль. Упорное стремление к новым разработкам соответствующих, наиболее гибких путей защиты национальной безопасности всегда занимало приоритетное место в израильском законодательстве.
Географическое положение данной страны, являющееся ключевым на Ближнем Востоке, сделало Израиль с момента его возникновения одним из центров мировой геополитики. Территориальное нахождение Израиля в сочетании с фактором его прогрессирующего военного потенциала, позволяет доминировать в районе всего восточного Средиземноморья. Поскольку в случае необходимости, Израиль может служить стратегической базой для обороны южного фланга НАТО, блокируя основные пути в южную и восточную Азию, в частности Суэцкий канал. Кроме того в пределах досягаемости от территории Израиля находится почти половина нефтяных ресурсов западного региона Ближнего Востока, сосредоточенных между тремя странами: Ливией на западе, Ираном на востоке и Саудовской Аравией на юге.
Успешные рейды прошлых лет с территории Израиля: в Уганду - операция Энтеббе по освобождению взятых в заложники пассажиров самолета компании «Эр Франс» 4 июля 1976 г. (позднее переименованной в операцию «Йонатан») [5] и в Ирак в виде операции «Опера» (также известной, как операция «Вавилон») заключающейся в бомбардировке ядерного реактора 7 июня 1981 г. [2], еще раз показали значение Израиля как оперативной боевой державы, позволяющей дислоцированным там военным и специальным службам правопорядка, эффективно контролировать обширные территории Восточной Африки и Ближнего Востока.
Необыкновенно высокий по сравнению с размерами данной страны и численностью ее населения, уровень национальной безопасности Израиля является результатом вынужденной необходимости противостоять как военным, так и перманентным террористическим и экстремистским угрозам со стороны арабских стран и поселений. Среди факторов высокого профессионального уровня и боеспособности, в израильских правоохранительных органов, различного рода спецслужбах и армии, преобладает эффективная военная инфраструктура одновременно с развитыми технологическими возможностями и боевым опытом которым не обладает ни одна соизмеримая с Израилем страна в мире. Вместе с тем, малая площадь территории и немногочисленный ресурс населения, с одно-
временным сосредоточением еврейских граждан в ограниченном числе городских центров, также отсутствие четких государственных границ, в какой-то мере, делают Израиль уязвимым. И это не смотря на достаточно ощутимый объем стратегического сырья собственного производства для отраслей химической промышленности. К которым, в частности, относится производство: химического оружия, медикаментов и строительных материалов. Если обратиться к статистике, то можно отметить, что в настоящее время Государство Израиль занимает пятое место в мире по уровню экспорта добытых химических ресурсов, что является серьезным показателем, учитывая нестабильную ситуацию в данной отрасти на всем мировом рынке.
По статистическим данным, расходы на обеспечение национальной безопасности Израиля к примеру в 2014 г. составили 50,8 млрд шекелей (около 14 млрд долл. США), что для сравнения почти в 4 раза превышает аналогичные расходы данного государства за 1984 г. составившие по тому курсу валют примерно 4,3 млрд долл. США.
Хотя оборонные расходы Израиля неуклонно растут, в пересчете на душу населения они остаются относительно стабильными, хотя и весьма высокими - примерно 1,5 тыс. долл. США в год. Большой вклад в поддержание обороноспособности Государства Израиль вносит материальная поддержка от Соединенных штатов Америки. Впервые Израиль получил безвозмездную военную помощь от США в размере 1,5 млрд долл. еще в 1974 г. За период с 1974 г. по 2014 г., Израилем была получена от США в качестве безвозмездной материальной поддержки на нужды обеспечения государственной безопасности общая сумма в размере 71,06 млрд долл. При этом согласно действующим письменным договоренностям, большую часть этих средств, Израиль обязан тратить в США, на приобретение военной техники, запчастей, боеприпасов, снаряжения и различных технических средств, используемых армией и спецслужбами в процессе своей работы, что на самом деле сковывает развитие предприятий оборонной промышленности евреев. Суммарный ежегодный объем производства Военно-промышленный комплекса (ВПК) Израиля превышает 5 млрд долл. США, причем большая часть этой продукции идет на экспорт (при этом на долю Израиля остается всего 8 % от экспортируемого вооружения) [11].
Армия Государства Израиль состоит из военнослужащих срочной службы и резерва (число кадровых военнослужащих относительно велико в военно-воздушных силах и военно-морском флоте). Израильские вооруженные силы, в отличие от большинства других армий, не образуют замкнутую профессиональную корпора-
цию, а в полном смысле слова являются общенациональной армией, поскольку воинская повинность обязательна для населяющих страну евреев, друзов и черкесов.
По состоянию на середину 2015 г., численность резерва израильских вооруженных сил оценивается в 565 тыс. чел., в том числе сухопутных войск (СВ) - 380 тыс. чел., военно-воздушных сил (ВВС) - 24,5 тыс. чел., военно-морских сил (ВМС) - 3,5 тыс. чел. На действительной регулярной службе Армии обороны Израиля «ЦАХАЛ» («Цва хагана ле - исраэль») состоит ориентировочно 176,5 тыс. солдат и офицеров. Кроме того, численность военизированные формирований: пограничной службы и береговая охраны в общей сложности составляют 8,05 тыс. чел.
Призыву к срочной воинской повинности подлежат лица, как мужского, так и женского пола, в порядке ст. 2 Закона от 1949 г. «О военной службе в Израиле» (с конечными поправками), которой регламентировано, что каждый гражданин Израиля достигший 18-летнего возраста обязан пройти срочную военную службу, продолжительность которой составляет 36 месяцев для мужчин и 24 месяца для женщин.
Сравнение численности солдат и офицеров срочной службы показывает, что египетская регулярная армия, составляющая 450 тыс. чел. превосходит израильскую примерно в 2,5 раза, а сирийская армия численностью 289 тыс. чел. превосходит израильскую более чем в 1,5 раза.
Данный дисбаланс частично корректируется за счет того, что численность резервистов в израильской армии больше численности резервистов в египетской и сирийской армиях составляющей 254 тыс. чел. и 132 тыс. чел. соответственно. Но для статистики, войска: Иордании численностью 101 тыс. чел. и Ливана 72 тыс. чел., уступают по своей величине Армии обороны Израиля, не смотря на то, что у этих стран количество резервистов гораздо меньше.
Израильская армия способна в 24 часа произвести мобилизацию большинства своих резервных частей, что до известной степени компенсирует стратегические слабости государства, а именно - его небольшую площадь, ограниченную численность регулярной армии и не очерченные должным образом государственные границы. Такая оперативность позволяет в считанные часы доставить подкрепление к военным частям, держащим фронтовые позиции. Другие важнейшие аспекты израильской стратегической доктрины, призванной решить проблему национальной безопасности этой страны, окруженной численно превосходящим неприятелем выражаются в: - наступательном характере военных действий;
- перенесении военных действий на территорию неприятеля и, по возможности, отдалении их в глубокий тыл врага;
- быстрой переброске войск, с фронта на фронт;
- сосредоточении максимума сил в местах основной и потенциальной угроз;
- концентрированном и координированном использовании ВВС против наземных сил и тылов противника, что среди прочего, позволяет уменьшить человеческие потери израильтян;
- нанесении превентивных стратегических и тактических ударов по позициям противника;
- максимальном использовании в своих целях, технологических достижений мировой и отечественной военной промышленности [7].
При этом на вооружении «ЦАХАЛ» находятся около 3930 единиц танков, то есть большее количество, чем в армии любой из граничащих с Израилем арабских стран, так количество аналогичной тяжелой сухопутной военной техники у Сирии составляет ориентировочно 3700 единиц, у Египта ориентировочно 3000 единиц, у Иордании ориентировочно 970 единиц, у Ливана ориентировочно 280 единиц. Значительная часть израильских танков, а именно около 1400 единиц составляют танки местного производства модели «Мегкауа» модификаций I, II, III и IV. Следует обратить внимание, что после закупки в 1979 г. 300 единиц произведенных в США танков М60А3 (поставленных в Израиль за период 1980-1985 гг.), данное государство больше не приобретает танковую технику за рубежом
- обновление танкового парка производится исключительно за счет упомянутой военной техники «Мегкауа» [1].
Кроме того, Израиль располагает примерно 8040 бронетранспортерами и бронемашинами, в большинстве американского производства, что также превосходит количество аналогичной техники любой из граничащих с Израилем арабских стран, которое у Сирии составляет ориентировочно 5060 единиц, у Египта ориентировочно 3680 единиц, у Иордании ориентировочно 1815 единиц, у Ливана ориентировочно 1235 единиц.
Артиллерийские силы Государства Израиль насчитывают около 1350 (преимущественно самоходных) орудий, в том числе:
- тяжелые гаубицы калибра 203 мм, в количестве 36 единиц;
- дальнобойные самоходные орудия «М107» калибра 175 мм американского производства, в количестве 140 единиц;
- пушки, произведенные во Франции по израильскому проекту калибра 155 мм, в количестве 720 единиц;
- на вооружении армии «ЦАХАЛ» находится большое число стационарных минометов и передвижных самоходных минометных установок калибра 1б0 мм.
Большое количество артиллерийской техники составляют различные орудия XX в. производства СССР, калибра 122 мм и 130 мм.
На регулярной службе ВВС Израиля состоят ориентировочно 3б тыс. чел. Во время мобилизации состав израильских ВВС с учетом резерва и новобранцев достигает приблизительно 91 тыс. чел. ВВС Израиля имеют по разным данным до 1200 единиц общего количества военных самолетов, вертолетов и прочих летательных аппаратов различных моделей и модификаций американского и израильского производства, а именно:
- боевые истребители - «McDonnell Douglas F-15 Eagle» (также специальная модификация для Израиля «F-15I»); «F-16 Fighting Falcon» (также специальная модификация для Израиля «F-16I»), «Lockheed Martin F-35 Lightning II»; «IAI Kfir»;
- легкие палубные штурмовики - «Douglas A-4N Skyhawk»;
- истребители-бомбардировщики «McDonnell Douglas F-4E Phantom»;
- боевые вертолеты «AH-1 Cobra», «AH-64 Apache»;
- транспортные самолеты «Lockheed C-130 Hercules»;
- транспортные вертолеты «CH-53 Sea Stallion», «UH-60 Black Hawk»;
- многоцелевые беспилотные летательные аппараты «Hermes 450», «IAI Heron»;
- в том числе 628 вышеперечисленных боевых самолетов, из общего числа которых, состоят на регулярном вооружении 172 единицы, остальные находятся на оперативном хранении поддерживаясь в боеспособном состоянии (и предназначаются для экспортной реализации, или для использования в экстренных ситуациях), что также превосходит число военно-воздушной техники используемой армией любой из граничащих с Израилем арабских стран.
Так, на вооружении Сирии состоит 451 единица воздушной техники, на вооружении Египта состоит 505 единиц воздушной техники, на вооружении Иордании состоит 97 единиц воздушной техники, на вооружении Ливана в настоящее время состоит 45 единиц собственных военных многоцелевых вертолетов и один административный самолет (собственные боевые самолеты и иные летательные аппараты отсутствуют).
Помимо боевых самолетов, израильские ВВС для военных нужд располагают:
- 79 единицами транспортных самолетов американского, израильского и немецкого производства, моделей «Boeing 707», «AI Arava» и «Dornier Do-28B-1»;
- 6 единицами транспортных самолетов-заправщиков американского производства, модели - «KC-707 Saknai» (кроме того, ВВС Израиля практикуют использование в качестве заправщиков транспортных самолетов «Boeing 707 Re'em», ранее прошедших унифицированную программу модернизации, при которой на данные машины было установлено новое коммуникационное оборудование, системы контроля воздушного движения, также авионика и заправочная система аналогичная используемой на «Boeing KC-135 Stratotanker»);
- 138 единицами учебных самолетов итальянского производства, модели «M-346»;
- 22 единицами самолетов связи американского производства, модели «Cessna 206»;
- неустановленными количествами самолетов электронной разведки американского производства, модели - «Gulfstream G550» и патрульных самолетов израильского производства, моделей -«ELI-3360», «Sea-scan».
В Израиле все специализированные противовоздушные средства, за исключением орудий оснащающих военные корабли, сосредоточены в войсках противовоздушной обороны (ПВО), входящих в состав ВВС. Военные части ПВО являются боевым родом войск имеющих возможность применения по усмотрению командования, в том числе и ядерных боеголовок, по причине чего, от поступающих туда новобранцев требуются высокие медицинские показатели. Обучение боевого персонала войск противовоздушной обороны проходит в Школе ПВО «БИСНАМ-833», ранее располагавшейся в городе Герцлия и впоследствии переведенной в израильский населенный пункт (ки-буц) Машавей-Саде, в свою очередь обучение технического персонала ПВО производится в Технической школе ВВС расположенной в Хайфе. Обслуживание систем ПВО осуществляют Центр обслуживания систем и оружия ВВС одновременно с профильными гражданскими фирмами, привлеченными на договорной основе. Испытания ракет и большинство учебных стрельб систем ПВО проводятся в подразделении по испытанию ракет на авиабазе «Пальмахим». Другие стрельбы проводятся на полигоне в районе Мицпе-Рамон на юге Израиля.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что первые системы противовоздушной обороны, а именно зенитные пушки
«L-70» калибра 40 мм, были поставлены Израилю правительством ФРГ еще в 1962 г.; тогда же в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы «HAWK». Далее именно Германия и США поддерживали собственное производство и развитие ПВО Израиля на протяжении всех последующих лет, вплоть до настоящего времени. На данный момент Израиль располагает ориентировочно 30 батареями мобильных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) модели «SPYDER SR» собственного производства, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов «Red Sky 2 SHORAD» также собственного производства.
Военно-морской флот (ВМФ) Израиля длительное время оставался наименее развитым родом войск в армии данного государства. Но после беспрецедентных исторических успехов «Войны Судного дня» 1973 г., выразившихся в частности и в уничтожении 19 неприятельских судов принадлежавших коалиции арабских стран (Сирии, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Марокко и Иордании) без потерь с израильской стороны [10], начался период быстрого развития, и в настоящее время военно - морские силы (ВМС) Израиля считаются не только одними из наиболее оперативных в мире, но и доминирующими в бассейне всего Восточного Средиземноморья. В ВМФ Государства Израиль служит около 9,5 тыс. чел.; в период мобилизации численность личного состава достигает до 19,5 тыс. В настоящее время Израильский ВМФ располагает:
1. В составе флотилии (Шайетет 3) ракетных катеров собственного производства - моделью «Sa'ar 4», типами:
- «Nitsakhon» - введены в состав флота с сентября 1978 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Atzmaut» - введены в состав флота с февраля 1979 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
2. В составе флотилии (Шайетет 3) ракетных катеров собственного производства - моделью Sa'ar 4.5, типами:
- «Reshef» - введены в состав флота с октября 1973 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Romah» - введены в состав флота с октября 1981 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Keshet» - введены в состав флота с ноября 1982 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Hetz» - введены в состав флота с февраля 1991 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Kidon» - введены в состав флота с февраля 1994 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют;
- «Tarshish» - введены в состав флота с июня 1995 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют;
- «Jaffa» - введены в состав флота с июля 1998 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Herew» - введены в состав флота с мая 2002 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Aliya» (вертолетоносцы) - введены в состав флота с апреля 2003 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Sufa» - введены в состав флота с мая 2003 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
3. Эскадрой сторожевых катеров американского и собственного производства, моделями:
- «Dabur» - в количестве 15 единиц (данные о периоде введения в состав флота отсутствуют);
- «Super Dvora» - в количестве 23 единиц (данные о периоде введения в состав флота отсутствуют);
- «Shaldag» - в количестве 5 единиц (данные о периоде введения в состав флота отсутствуют);
- «Nahshol» - в количестве 3 единиц (данные о периоде введения в состав флота отсутствуют);
4. Корветами американского производства, моделью «Sa'ar 5», типами:
- «Eilat» - введены в состав флота с мая 1994 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Lahav» - введены в состав флота с сентября 1994 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- Hanit» - введены в состав флота с февраля 1995 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют).
5. Флотилией подводных лодок (Шайетет 7) совместного англо-немецкого производства, моделью Dolphin, типами:
- «Dolphin» - введены в состав флота с июля 1999 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Leviathan» - введены в состав флота с ноября 1999 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Tkuma» - введены в состав флота с июля 2000 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют);
- «Tanin» - введены в состав флота с сентября 2014 г. (данные о количестве единиц указанной военной техники отсутствуют). По личному составу:
- регулярными военно-морскими частями;
- спецподразделениями военно-морских коммандос: «АМНОН» и «Коммандо Ями»;
- также иными службами.
В военных подразделениях «ЦАХАЛ», спецслужбах подведомственных Комитету «ВАРАШ» и полицейских структурах Министерства внутренней безопасности Израиля были созданы соответствующие подразделения, специализирующиеся в целевой борьбе с преступностью и терроризмом. Израильская система профилактики данных криминальных явлений является одной из самых эффективных в мире, так как позволяет выживать еврейскому государству на протяжении практически 70 лет. Израильский опыт борьбы с террором и преступностью изучается и используется во многих экономически развитых странах. Кроме того, израильские специалисты с 2000 г. целенаправленно на договорной основе, в нескольких странах Европы (Англии, Франции) проводят специальные курсы подготовки специалистов в области антитеррористической деятельности [9].
Присутствие постоянной угрозы национальной безопасности со стороны арабских соседей вынуждает Израиль сохранять в стране мощные вооруженные силы, оснащенные передовыми средствами и технологиями, включающими и ядерное оружие массового уничтожения. Хотя Израиль никогда не проводил открытых испытаний, согласно имеющимся оценкам в настоящее время данное государство занимает шестое место после ведущих ядерных мировых держав, которыми являются: Россия, США, Англия, Франция и Китай. Ядерная программа Израиля начиналась еще в 50-е годы прошлого века, у ее истоков стояли такие видные политические деятели, как Давид Бен - Гурион и Ши-мон Перес. Научное сопровождение израильской ядерной программы осуществляется коллективом ученых из Научно-исследовательского института имени Хаима Вейцмана расположенного в городе Реховот Центрального округа страны. Хаим Вейцман (1874-1952) - первый президент государства Израиль (1949-1952), ученый-химик, политик, президент Всемирной сионистской организации и основатель исследовательского института, который теперь носит его имя.
В 1952 г. под контролем Министерства обороны Израиля, была создана Комиссия по ядерной энергии во главе со знаменитым научным деятелем Эрнстом Давидом Бергманом (1903-1975). В 1956 г. Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. Данный реактор начали возводить в отдаленном уголке пустыни Негев, около тогда совсем небольшого городка Димона. Установка для переработки облученного топлива была создана в 1960 г., а сам реактор мощностью 26 мегаватт (МВт)
введен в строй в 1963 г. По имеющимся сведениям, сейчас мощность рассматриваемого реактора достигает 150 МВт, что по оценкам специалистов, позволяет получать оружейный плутоний в количестве, достаточном для ежегодного производства более 10 ядерных бомб средней мощности. Для сведения, мощность ядерного оружия исчисляется в тротиловом эквиваленте (килотонны - кт). В зависимости от его величины ядерное оружие делится на пять групп: сверхмалое (до 1 кт), малое (1-10 кт), среднее (10-100 кт), крупное (100-1000 кт), сверхкрупное (свыше 1000 кт) [6].
К Шестидневной войне 1967 г. уже были собраны первые два ядерных устройства, а начиная с 1970 г. Израиль стал производить от трех до пяти ядерных зарядов в год, при этом отказавшись подписать международный Договор о нераспространении ядерного оружия, достигнув внегластного взаимопонимания с США (и лично президентом Ричардом Никсоном), согласно которому, «предполагалось, но не признавалось», что Израиль является государством, располагающим ядерным оружием. Только 13 июля 1998 г. на пресс-конференции в Иордании занимавший на тот момент пост премьер-министра Ш. Перес, впервые публично признал, что Израиль обладает ядерным оружием, однако ни он, ни кто - либо другой из израильских руководителей ни тогда, ни позднее официально не обнародовали деталей, относящихся к этой сфере стратегической деятельности. По разным оценкам, к настоящему времени Израиль потенциально может иметь от 100 до 500 ядерных боезарядов, совокупный тротиловый эквивалент которых составляет до 50 мегатонн. Начиная с 1963 г. в Израиле создаются баллистические ракетные системы, способные нести ядерные боеголовки. Еще в 1989 г. успешные испытания прошла баллистическая ракета «Jericho-2B» с дальностью действия до 1500 км, способная поражать цели, в том числе, и на всей территории Ливии и Ирана.
Вооруженные силы Израиля также располагают авиационными средствами доставки ядерного оружия (в том числе ранее упомянутыми самолетами американского производства «McDonnell Douglas F-4E Phantom» и «Douglas A-4N Skyhawk») [8].
Государство Израиль, является единственной державой на Ближнем Востоке, с высокой степенью вероятности, имеющей ядерные системы оружия наземного, морского и воздушного базирования, но очевидно, что данное государство никогда не станет страной, первой применяющей ядерное оружие в наступательных целях [4]. Помимо ядерного, Израиль также располагает специальным химическим оружием, и благодаря развитой промышленности
в состоянии производить отравляющие вещества практически всех типов. Кроме того, израильские научные центры тесно сотрудничают с крупными американскими военными лабораториями в рамках оборонной исследовательской программы Министерства обороны США предусматривающей изучение химического и биологического оружия массового поражения.
Следует учесть, что имеющаяся в Израиле мощная гражданская биотехнологическая база в случае необходимости может быть достаточно быстро переориентирована на соответствующее производство в военной промышленности. По имеющимся данным, в настоящее время Израиль работает над засекреченным биологическим оружием, выбирающим жертвы по этническому признаку и способным поражать только арабов. В рамках указанного проекта еврейские ученые используют готовые достижения науки по идентификации отличительных составляющих генофонда представителей арабской нации, с целью создания генетически измененных бактерий или вирусов, способных изменять ДНК внутри клеток своего проживания, после чего предполагается, что опасные микроорганизмы будут атаковать только носителей отличительных генов, то есть исключительно арабов. Выполнение рассматриваемой секретной программы предпринято в биологическом институте «Нес Цзиона» расположенном в одноименном округе Израиля и являющимся основным исследовательским учреждением страны для создания тайного арсенала химического и биологического оружия [3].
При этом необходимо заметить, что основная миссия израильского ядерного, химического и биологического военного потенциала служит залогом стабильности существования еврейского государства, гарантируя, что оно не будет побеждено в ходе боевых действий.
Библиографический список
1. Барятинский М.Б. Израильские танки в бою. М., 2012.
2. КапитоновК.А. Тайные операции МОССАД и МУХАБАРАТ. М., 2008.
3. Маркович И.В., СимоноваА.Е. Биологическое оружие: Проблемы распространения, терроризма, политика противодействия. М., 2011.
4. Михайлов В.Н. Ядерное оружие, нераспространение и национальная безопасность. М., 2008.
5. Нетаниягу И. Последний бой Йони (Операция «Энтеббе»). М., 2001.
6. ПевзнерЮ. ЧернерЮ. И на щите Давидовом начертано МОССАД. М., 2001.
7. Рассел Д., Кон Р. Армия обороны Израиля. М., 2012.
8. Рассел Д., Кон Р. Ядерное оружие Израиля. М., 2014.
9. Штереншис М. Цахал. Армия обороны Израиля. Израиль: ИсраДон (русскоязычное издание). 2005.
10. Эпштейн А.Д. Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений. Т. I. Эпоха межгосударственных войн: от Второй мировой до Войны Судного дня, 1945-1973 гг. М., 2014.
11. Эпштейн А.Д. Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений. Т. II. Эпоха дипломатии. Сорок лет «борьбы за мир», 1974-2014 гг. М., 2014.
Я.В. Цитович
главный юрисконсульт Управления претензионно-судебной и договорной работы Департамента правового обеспечения и корпоративного управления Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК); аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]