DOI 10.24412/cl-3 7233-2024-2-134-142
ПРАВОВОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
Н.А. Мартинчук
Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого Гуманитарный институт. Высшая школа юриспруденции и судебно-технической экспертизы. Направление 40.03.01 «Юриспруденция»
[email protected] АННОТАЦИЯ
Актуальность данной темы на сегодняшний день очень высока. Желание иметь детей является одной из неотъемлемых потребностей большинства людей. Одним из способов достижения заветной и желанной цели - рождение ребенка, является суррогатное материнство. В данной работе анализируется общее понятие суррогатного материнства, его регулирование со стороны законодательства и этики. Сегодня в законодательстве Российской Федерации существуют большие пробелы по данном вопросу, а в некоторых аспектах даже ошибки.
Ключевые слова: суррогатное материнство, репродуктивные технологии, права детей, права родителей, семейный кодекс, гестационный курьер.
Использование репродуктивных технологий популярно в современном обществе. На сегодняшний день актуальна проблема суррогатного материнства, которое в полной мере не регулируется юридическими нормами, а также противоречит традиционным ценностям, религиозным учениям и морали.
Отношение граждан к данному вопросу неоднозначно и противоречиво. Одни утверждают, что суррогатное материнство - это последний шанс для бездетных родителей. Другие считают, что в суррогатном материнстве дети используются как товар, вещь, а материнство является коммерческой деятельностью и превращается в услугу.
Обратимся к статистике для четкого определения актуальности данного вопроса. Доктор юридических наук, профессор, специалист в области государственно-религиозных отношений, юридического религиоведения И.В. Понкин пишет: «За последние десятилетия в России была сформирована и по настоящее время активно развивается сеть организаций, оказывающих на коммерческой основе посреднические услуги по организации суррогатного материнства... Действует целая индустрия, «объемы производства» которой ограничены лишь финансовыми возможностями потребителей этих услуг. При этом вся эта индустрия в большей мере ориентирована на иностранных граждан из тех стран, где суррогатное материнство запрещено или существенно ограничено» [1, сс. 97-109].
Часто в различных СМИ можно встретить заголовки следующего характера: «Россия превратилась в фабрику младенцев для богатых иностранцев» [2], «На продажу: в московской квартире обнаружены пять младенцев» [3], «Младенец по доверенности: как раскрыли сеть по поставке детей в Китай» [4] и т.п.
В 2021г. в Санкт-Петербурге ситуация обстояла следующим образом: «Всего в Санкт-Петербурге ждут своих генетических мам и пап 92 малыша. На данный момент родителям передано 27 детей, но они пока не могут покинуть территорию России из-за ограничений, связанных с распространением "СОУГО-19"» [5]. Из этого следует, что даже в период всемирной пандемии и огромной опасности - как для детей, так и для матерей - все равно действуют услуги суррогатного материнства, а именно «серый» суррогатный бизнес в России процветает. В совокупности, эти статистические данные и факты беспокоят огромное количество граждан, а также социальные и религиозные организации, поэтому важно задуматься над этой острой темой.
Разберемся с самим понятием «суррогатного материнства». До 1996г. в российском законодательстве понятие суррогатного материнства отсутствовало, как и его определение. Впервые этот термин появился в 1996г., когда был принят Семейный кодекс РФ. Однако истолкования понятия в нём не было. И только в ноябре 2011 г. вступил в силу Федеральный Закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором было представлено определение суррогатного материнства. Согласно п. 9, ст. 55 данного ФЗ под «суррогатным материнством» необходимо понимать следующее:
«Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям» [6]. Важно обратить внимание на тот факт, что законодатель преднамеренно указывает на то, что суррогатное материнство не может осуществляться без договора. Но изучив вторую часть Гражданского Кодекса РФ, мы не встретим никакой информации о данном договоре по суррогатному материнству, таким образом, неизвестно ни содержание, ни порядок, ни форма заключения такого договора.
Вообще суррогатное материнство и все, что с ним связано, в нашей стране регулируется следующими нормативно-правовыми актами: 1. Семейный кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 3. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. от 11.06.2015) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению». Но вышеперечисленные акты регулируют только некоторые стороны данного метода медицинского вмешательства. Если конкретно рассматривать Федеральный закон № 323, то в нем вопросам суррогатного материнства посвящена всего одна статья, которая ничего не конкретизирует, а только говорит об общих положениях. В ст. 55, ч. 1 данного ФЗ: «Вспомогательные репродуктивные технологии» относятся к методам лечения бесплодия. Однако отнесение суррогатного материнства к числу «методов лечения бесплодия» не имеет юридических, логических и медицинских оснований. Методом суррогатного материнства бесплодие не лечится, это просто невозможно, потому что в результате применения такого метода бесплодие не проходит, происходит только некое «возмещение» негативных последствий такой патологии. Но, при этом, бесплодная мать, остается по-прежнему бесплодной. Это грубая ошибка в законодательстве, некорректная формулировка, которая не имеет право на существование. А в Семейном Кодексе РФ вообще отсутствует определение самого суррогатного материнства, но это недопустимо, т. к. интенсивно
регулировать сферу репродуктивных технологий, без использования и толкования терминов не представляется возможным, однако в зарубежном праве присутствует не только определение, но выделяется несколько видов суррогатного материнства. Также в СК РФ всего лишь две статьи обращены данном вопросу, это ч.4, ст. 51 и ч.3, ст.52 СК РФ, которые, в свою очередь, затрагивают наименьшее количество аспектов данного вопроса. Следовательно, нормативно-правовых норм, которые затрагивали бы все аспекты суррогатного материнства в Российской Федерации, пока нет. Но из тех, которые существуют на данный момент, можно понять следующее: 1. Суррогатное материнство в Российской Федерации разрешено. 2. Судьбу ребенка определяет суррогатная мать, но более детальное осуществление данной процедуры не регламентируется, что, в свою очередь, предполагает возникновение различных юридических казусов.
Анализируя выше перечисленные нормативно-правовые акты, приходится констатировать об отсутствии в Российском праве ограничений в области применения суррогатного материнства. Поэтому существуют необходимые правовые основания для организации системы предоставления услуг суррогатного материнства, как на безвозмездной, так и на коммерческой основе. Поэтому можно смело сказать, что законодательство Российской Федерации далеко от совершенства в области репродуктивных технологий.
Одна из самых острых проблем, волнующих современное общество, это - защита прав детей, рожденных подобным способом. В России, в первую очередь, закон защищает права и интересы суррогатной мамы, а про права ребенка многие забывают. Существует огромное количество примеров, когда ребенок, рожденный таким образом, становится ненужным как своим юридическим родителям, так и своей биологической матери. Так, в московском медицинском центре у суррогатной матери родилась двойня. Генетические (юридические) родители (заказчики), проживающие за рубежом, за новорожденными не приехали, фото детей им прислали по e-mail. Один младенец имел генетическое заболевание кожи. Поэтому генетические родители забрали только здорового. А больной ребенок, по сути, остался сиротой («Комсомольская правда» 03.11.2010г.). На примере этого случая хорошо прослеживается, нарушение прав ребенка, которые определены в Семейном кодексе Российской Федерации. Во-первых, согласно статье 54 СК РФ
«Право ребенка жить и воспитываться в семье». Во-вторых, согласно статье 55 СК РФ «Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах». В-третьих, согласно статье 58 СК РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». Все эти статьи фактически и юридически были нарушены, но никакой реакции со стороны государства не последовало, так как данная процедура не регулируется должным образом.
Суррогатное материнство в зарубежных странах. Во Франции суррогатное материнство запрещено, согласно ст. 16-7 Гражданского кодекса: «Любое соглашение относительно зачатия или вынашивания ребенка в интересах другого лица, является юридически ничтожным» [7]. А ст. 227-12 уголовного кодекса Франции, устанавливает уголовную ответственность за посредничество в таких сделках. В провинции Квебек в Канаде, суррогатное материнство запрещено по статье 541 Гражданского кодекса [8]. Также в 1988г., в штате Мичиган был принят Закон «О суррогатных родителях» [9]. Такое решение было принято намерено для признания договоров о суррогатном материнстве недействительными и противоречащими государственной политике. В таких государствах, как Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Австралия и многих других, запрещено всякое посредничество в организации и осуществлении услуг суррогатного материнства. Выше упомянутые акты, это только меньшая часть существующих во всем мире, которые запрещают суррогатное материнство в своих странах. Изучая примеры зарубежных государств, можно прийти к следующему тезису: правовое государство, защищающее и уважающее права граждан, не может законодательно разрешать такой аморальный бизнес.
Необходимо рассмотреть данный вопрос с моральной и нравственной точки зрения. Во-первых, суррогатное материнство - это нарушение прав ребенка, на семейную и личную идентичность, общение с родителями, а именно с матерью. Ведь ребенок еще в утробе матери связан с ней психофизиологической связью. Лишая ребенка, после рождения такой связи, он начинает испытывать большой стресс, который приводит к различным негативным процессам.
Во-вторых, суррогатное материнство грубо посягает на права женщины, ей отводят роль платного инкубатора. Ученые убеждены, что суррогатное материнство является аморальным бизнесом. А в одной из статей ВОЗ,
суррогатная мать названа «гестационным курьером», т. е. в переводе «носитель», «перевозчик». Известно, что в одном из индийских городов открыт первый в мире завод суррогатных детей, где нищие женщины могут зарабатывать, рожая для бездетных пар из других стран.
В-третьих, суррогатное материнство пагубно влияет на нравственные основы общества, на моральные ценности и на традиционный институт семьи и брака.
Важно рассмотреть данный вопрос с точки зрения религии, а именно - Православия, т. к. подавляющее большинство граждан нашей страны являются православными верующими. Однако для полноты картины и реализации принципа конституции РФ «Россия - светское государство», рассмотрим этот вопрос и с точки зрения остальных религий.
Неспроста, что в светской Франции, отвергается суррогатное материнство, т.к. оно уничтожает принцип неотчуждаемости человеческого тела. В свою очередь, настораживает такой факт, что суррогатное материнство как форма торговли запрещено в протестантских Швеции и Германии, в католических - Италии, Испании, Австрии, но оно разрешено в православных странах - Греции, Украине, Белоруссии, Грузии и России.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви объясняется, что: «"суррогатное материнство" ... противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности». «"Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [10, с.4].
Руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов считает суррогатное материнство злостной формой манипуляции над людьми, человеческими эмбрионами, предполагающее искусственное размножение человека и использование женщин как инкубаторов, когда предметом купли-продажи является человек. Очень сложно не согласиться с этим мнением, так как оно имеет под собой четкое обоснование и логику.
Различные эксперименты, манипуляции с искусственным размножением человека влекут за собой огромное количество побочных эффектов -таких, как юридических, социальных и духовных.
В Исламе суррогатное материнство и все, что с ним связано, запрещено, потому что отвергается прелюбодеяние (зина). Ислам придает огромное значение сохранению генеалогии (хифз ан - насль). Именно поэтому вмешательство 3-го лица в семейную формулу запутывает генеалогию.
В заключение, об отношении церкви к данной процедуре, необходимо привести слова председателя Отдела Внешних Церковных Связей, Митрополита Волоколамского Иллариона, высказанные им в телевизионной передаче «Церковь и мир»: «Мы проголосовали за поправки в Конституции, в которой теперь говорится о том, что брак - это союз между мужчиной и женщиной, и этот союз заключается для того, чтобы мужчина и женщина могли давать жизнь детям. Никакое участие третьего лица в этом процессе не предполагается. Вся практика суррогатного материнства глубоко безнравственна. все традиционные конфессии Российской Федерации сходятся в едином мнении в отношении этого вопроса».
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Суррогатное материнство - это актуальная биоэтическая проблема, по вопросам которой нет единого мнения. Во многих странах такая технология запрещена. В России сейчас нет развитого законодательства по этому вопросу. На данный момент в России суррогатное материнство осуществляется в интересах ограниченного числа состоятельных лиц.
Статья 55 Федерального закона № 323 не отвечает национальным интересам Российской Федерации, напротив, способствует организации коммерческого суррогатного материнства, основой которого является отношение к ребенку не как к личности, а как к объекту сделки, как к товару.
Считаем чрезвычайно важным совершенствовать Российское законодательство в сфере суррогатного материнства и предлагаю принять следующие меры:
• Запретить пропаганду услуг суррогатного материнства.
• Законодательно закрепить все формы и виды договоров о суррогатном материнстве.
• Внести изменения в ст. 55 ФЗ № 323, а именно исключить суррогатное материнство из перечня методов лечения бесплодия.
• Внести изменения, по которым услугами суррогатного материнства смогут воспользоваться в исключительных случаях только разнополые супружеские пары, состоящие в законном браке, в определенных медицинских государственных учреждениях.
Очень важно незамедлительно принять меры и начать заниматься этим вопросом прямо сейчас. В 2017г. в Госдуму уже был внесен законопроект о запрете суррогатного материнства. Необходимо детально разработать новый законопроект об изменениях в сфере не только суррогатного материнства, но и, вообще, применения вспомогательных репродуктивных технологий, для сохранения России как Великой Державы, а не как большого инкубатора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понкин И.В., Понкина А.А. Оценка суррогатного материнства с позиций права и биоэтики // «Право и образование», 2014. №10. СС. 97-109.
2. «Комсомольская правда», статья от 29 июля 2020. https://www.kp.ru/daily/27162.3/4260321/
3. «Газета. РУ», статья от 23 июня 2020. https://www.gazeta.ru/social/2020/06/23/13127743.shtml
4. РИА Новости, статья от 14.10.2021. https://ria.ru/20211014/deti-1754458759.html
5. Анна Митянина: 29.10.2020. https://vk.com/wall-49625415_3145
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
7. Code civil // <http://www.legifrance.gouv.fr>
8. Civil Code of Québec // <http://www2.publicationsduquebec.gouv.qc.ca/ dynamicSearch/telecharge.php?type=2&file=/CCQ_1991/CCQ1991_A.html>.
9. Surrogate parenting Act N 199 of 1988 // <http://www.legislature.mi.gov>.
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // пункт XII.4 // http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
LEGAL AND ETHICAL REGULATION OF SURROGATE MOTHERHOOD
N. Martinchuk
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Humanitarian Institute Higher School of Jurisprudence and Forensic Technical Expertise.
Direction 40.03.01 ".Jurisprudence"
ABSTRACT
The relevance of this topic is very high today. The desire to have children is one of the essential needs of most people. One of the ways to achieve the cherished and desired goal - the birth of a child, is surrogate motherhood. This paper analyzes the general concept of surrogate motherhood, its regulation by legislation and ethics. Today in the legislation of the Russian Federation there are large gaps on this issue, and in some aspects even errors.
Keywords: surrogacy, reproductive technologies, children's rights, parents' rights, family code, gestational courier.