Научная статья на тему 'Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции'

Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое государство / тип государства / специфическое явление / организация политической власти / государственная власть / права и свободы человека / гражданское общество / движение и развитие / широкий спектр применения / условная организация / динамичное явление / legal state / type of state / specific phenomenon / organization of political power / state power / human rights and freedoms / civil society / movement and development / wide range of applications / conditional organization / dynamic phenomenon

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ву Дык Зунг

В юридической науке подходы к правовому государству напрямую влияют на выявление его природы. До сих пор в литературе не было единого понимания правового государства. Статья посвящена анализу и сопоставлению подходов к правовому государству, выявлению противоречий между ними. Современное правовое государство интенсивно изучается в России с 1985 г. Концепция правового государства представлена во многих монографиях, учебниках и статьях в научных журналах. Авторы сходятся во мнении, что правовое государство — это прежде всего государство. Однако далее при конкретизации этого понятия мнения расходятся. Некоторые авторы утверждают, что правовое государство является самостоятельным типом государства. Другие считают, что правовое государство является формой организации политической власти. Бытует мнение, что правовое государство — это форма развития государства, его возможное будущее. Все подходы к правовому государству не в полной мере отражают природу правового государства. В статье предлагается подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества, который позволит гибко строить правовое государство во многих странах с различными внутригосударственными особенностями. Правовое государство является лишь состоянием в процессе развития государства. Оно, безусловно, находится в постоянном движении и будет продолжать развиваться в соответствии с изменением общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Rule of Law State as a Dynamic Phenomenon: A New Approach to the Concept

In legal science, approaches to the rule of law directly affect the identification of its nature. Until now, there has been no unified understanding of the rule of law in scholarship. The paper is devoted to the analysis and comparison of approaches to the rule of law and identification of contradictions between them. The modern rule-of-law state has been intensively studied in Russia since 1985. The concept of the rule-of-law state is presented in many monographs, textbooks and articles in academic journals. The author argues that a rule-of-law state is primarily a state. However, further opinions differ when specifying this concept. Some authors argue that the ruleoflaw state is an independent type of the state. Others believe that the rule-of-law state is a form of organization of political power. There is an opinion that the rule-of-law state is a form of development of the state, its possible future. All approaches to the rule-of-law state do not fully reflect the nature of the rule-of-law state. The paper proposes an approach to the rule-of-law state as a form of organization of state power and society, which will allow flexibly building a rule-of-law state in many countries with various domestic characteristics. The rule-of-law state is only a stage in the process of State development. It is certainly in constant motion and will continue to evolve in accordance with the changing society.

Текст научной работы на тему «Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции»

001: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.039-046

Ву Дык Зунг*

Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции

Аннотация. В юридической науке подходы к правовому государству напрямую влияют на выявление его природы. До сих пор в литературе не было единого понимания правового государства. Статья посвящена анализу и сопоставлению подходов к правовому государству, выявлению противоречий между ними. Современное правовое государство интенсивно изучается в России с 1985 г. Концепция правового государства представлена во многих монографиях, учебниках и статьях в научных журналах. Авторы сходятся во мнении, что правовое государство — это прежде всего государство. Однако далее при конкретизации этого понятия мнения расходятся. Некоторые авторы утверждают, что правовое государство является самостоятельным типом государства. Другие считают, что правовое государство является формой организации политической власти. Бытует мнение, что правовое государство — это форма развития государства, его возможное будущее. Все подходы к правовому государству не в полной мере отражают природу правового государства. В статье предлагается подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества, который позволит гибко строить правовое государство во многих странах с различными внутригосударственными особенностями. Правовое государство является лишь состоянием в процессе развития государства. Оно, безусловно, находится в постоянном движении и будет продолжать развиваться в соответствии с изменением общества.

Ключевые слова: правовое государство; тип государства; специфическое явление; организация политической власти; государственная власть; права и свободы человека; гражданское общество; движение и развитие; широкий спектр применения; условная организация; динамичное явление.

Для цитирования: Ву Дык Зунг. Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 11. — С. 39-46. — DOI: 10.17803/19941471.2023.156.11.039-046.

The Rule of Law State as a Dynamic Phenomenon: A New Approach to the Concept

Wu Duc Dung, Postgraduate student, Department of Theory of the State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9, Sadovaya-Kudrinskaya St, Moscow 125993, Russian Federation vuducdung.clls@gmail.com

Abstract. In legal science, approaches to the rule of law directly affect the identification of its nature. Until now, there has been no unified understanding of the rule of law in scholarship. The paper is devoted to the analysis

© Ву Дык Зунг, 2023

* Ву Дык Зунг, аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 vuducdung.clls@gmail.com

and comparison of approaches to the rule of law and identification of contradictions between them. The modern rule-of-law state has been intensively studied in Russia since 1985. The concept of the rule-of-law state is presented in many monographs, textbooks and articles in academic journals. The author argues that a rule-of-law state is primarily a state. However, further opinions differ when specifying this concept. Some authors argue that the rule-of-law state is an independent type of the state. Others believe that the rule-of-law state is a form of organization of political power. There is an opinion that the rule-of-law state is a form of development of the state, its possible future. All approaches to the rule-of-law state do not fully reflect the nature of the rule-of-law state. The paper proposes an approach to the rule-of-law state as a form of organization of state power and society, which will allow flexibly building a rule-of-law state in many countries with various domestic characteristics. The rule-of-law state is only a stage in the process of State development. It is certainly in constant motion and will continue to evolve in accordance with the changing society.

Keywords: legal state; type of state; specific phenomenon; organization of political power; state power; human rights and freedoms; civil society; movement and development; wide range of applications; conditional organization; dynamic phenomenon.

Cite as: Wu Duc Dung. The Rule of Law State as a Dynamic Phenomenon: A New Approach to the Concept. Aktuai'nye problemy rossijskogoprava. 2023;18(11):39-46. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.039046

I. Научные подходы к характеристике правового государства

С древних времен появилась идея правового государства, суть которой состояла в необходимости закона, защиты людей. Солон (638559), один из семи мудрецов Древней Греции, утверждал, что «государство нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица — наибольшее зло, порядок и закон — самое большое добро для общества»1. Однако теория правового государства по-настоящему сформировалась только тогда, когда в начале

XIX в. в недрах буржуазного государства появился термин «правовое государство»2.

Начиная с Новейшего времени, т.е. с начала

XX в., используется термин «современное правовое государство»3. К настоящему времени в юридической литературе нет единого понима-

ния правового государства. Существует несколько основных подходов.

1. Правовое государство

как тип государства

Профессор Ф. М. Раянов утверждает, что правовое государство представляет собой «самостоятельный тип государства», сформировавшийся в результате развития общества в новый и новейший период4. Существование правового государства обособлено от неправового и характеризуется гражданским обществом и другими отличительными чертами. Автор считает, что только правовое государство может обеспечить оптимальную справедливость для людей в мире после буржуазного или социалистического типов государства5.

М. И. Пастухов считает, что правовое государство — это «новый тип государственности с

1 Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1977. С. 40.

2 Воронцов С. Г., Мингалева Ж. А. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. 2013. Вып. 4 (22). С. 30 ; Кутько В. В., Батова О. В., Городнова О. Н. Правовое государство как явление социально-правовой действительности // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 4 (42). С. 129.

3 Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. С. 338-428.

4 Раянов Ф. М. Правовое государство и современный мир. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2012. С. 78.

5 Раянов Ф. М. Указ. соч. С. 47.

характерными признаками, в том числе верховенством Конституции и законов, разделением властей, признанием и соблюдением прав и свобод граждан»6.

При таком подходе авторы стремятся представить правовое государство как новое эволюционное состояние человека. Обладая превосходными организационными и управленческими возможностями, этот тип государства является общим знаменателем для всех стран.

На самом деле правовое государство еще не существовало в полной мере ни в одной стране мира. Правовое государство как идеальный тип, к которому можно лишь в большей или меньшей степени приближаться. Однако принято считать, что тип государства — это его экономическая характеристика, основанная на господствующем способе производства. В соответствии с этим выделяют аграрное, индустриальное и информационное государство7.

2. Правовое государство

как специфическое явление

Профессор М. Н. Марченко определяет, что «правовое государство оставалось и остается государством»8. Однако правовое государство содержит специфические особенности, оно не тождественно обществу или общественно-политическим организациям.

По мнению профессора Т. Н. Радько, тогда правовое государство — это прежде всего демократическое государство с фундаментом прав и свобод граждан9. И в этом правовом государстве должен содержаться ряд признаков: господство права, верховенство закона, взаимная

ответственность государства и гражданина, разделение властей, многообразие форм собственности, многопартийность, плюрализм10.

К правовому государству подходят с позиции описания всех его отличительных черт по сравнению с другими государствами, однако оба автора не рассматривают правовое государство как тип государства. Статья 1 Конституции РФ 1993 г. определяет, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления11. Наряду с демократическими и федеративными элементами, правовое государство является лишь одним из компонентов целостного государства.

3. Правовое государство как форма

организации политической власти

Профессор А. В. Малько полагает, что правовое государство — это «организация политической власти», которая создает условия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, недопущения злоупотребления властью12.

Суть этого подхода состоит в том, что правовое государство есть особая организационная форма политической власти. Политическая власть является ключевым элементом модели правового государства. Именно она устанавливает объем прав и свобод человека и гражданина.

4. Правовое государство

как синтез многих аспектов

Правовое государство можно рассматривать синтетически в трех аспектах: формальном,

Пастухов М. И., Женарь Д. М. Правовое государство как новый тип государства: пути его построения в

Беларуси // Сацыяльна-экана1^чныя i прававыя даследаванш. 2021. № 3 (65). С. 50.

Кашанина Т. В. Государство как показатель человеческого развития (в контексте нейробиологии) // Lex

russica. 2022. Т. 75. № 10. С. 130-133.

Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. С. 433. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров. М. : Проспект, 2015. С. 470-471. Радько Т. Н. Указ. соч. С. 471-476.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

b57f514e606ee66a6f97d072551b16a416610dfc/ (дата обращения: 02.03.2023). Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. 5-е изд. М. : Дело, 2020. С. 130.

6

7

8

9

10

11

12

материальном и техническом13. В формальном смысле правовое государство — это государство, в котором вся деятельность основывается на праве, а законы механически реализуются единообразно для всех органов и людей. В материальном смысле оно характеризуется защитой личности, защитой прав и свобод человека и гражданина. В техническом смысле правовое государство — инструмент и система искусственных правовых приемов, способствующих защите прав и свобод человека и гражданина.

Приведенные выше подходы показывают, что представления о правовом государстве включают в себя сочетание двух основных его сторон. Первая характеризует правовую основу правового государства как государства. С этим утверждением согласно большинство авторов. Вторая касается всеобъемлющего представления общества, государства и личности. Каждый подход опирается на определенную научную базу, поэтому их правильность нельзя отрицать. Однако трансформация модели правового государства в соответствии с развитием общества вызывает противоречия между теорией и практикой.

Человеческая цивилизация формируется и совершенствуется с течением времени, и правовое государство не является исключением, «идея правового государства есть идея общечеловеческая»14. Зачатки формирования правового государства появились в древние времена, отразившись в мыслях многих известных исследователей, таких как Сократ15, Платон16, Аристотель17.

Если рассматривать правовое государство через призму типа государства, то оно может появиться только в Новое время, связанное с

индустриальным государством. Тип государства представляет собой совокупный результат, а не процесс. Это противоречит тому, что идея правового государства восходит к древности и представляет собой развивающийся процесс.

Правовое государство находится в постоянном движении, меняя свое содержание и осваивая новое пространство. В XIX в. задача идеи о правовом государстве заключалась в том, чтобы атаковать феодализм для построения буржуазного общества18. Интересы были сосредоточены только на буржуазии, на обеспечении ей свободы торговли и коммерции. Но когда феодальная система была свергнута, новой задачей идеи о правовом государстве стало обеспечение того, чтобы власть принадлежала народу, большинству, а не меньшинству.

Вступив во вторую половину XX в., мысль о правовом государстве распространилась по всему миру. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.19 открыла новую главу в области защиты прав и свобод человека на основе принципа правового государства. Права человека признаются, становятся общим принципом всего мира, никто не имеет права попирать эти ценности.

Подход к правовому государству как специфическому явлению позволяет создать нейтральную и относительно полную его теоретическую модель, но не отражает характер постоянного движения правового государства. Правовое государство по своей сути является живым существом. Его составные элементы могут быть добавлены по мере необходимости или уничтожены, когда они утратили актуальность. Поэтому указанный выше подход не отражает

13 Соколов А. Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. Калининград : Янтарный сказ, 2002. С. 12-15.

14 Корнев А. В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М., 1995. С. 6.

15 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 47-48.

16 Асмус В. Ф. Платон. М. : Мысль, 1975. С. 130.

17 Аристотель. Политика / [пер. с др.-греч. С. М. Роговина]. М. : Рипол Классик, 2010. С. 207.

18 Соколов А. Н. Указ. соч. С. 29.

19 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.03.2023).

всех признаков и ценностей, которые правовое государство будет проявлять в будущем.

Правовое государство — это государство, при котором обеспечиваются права и свободы человека, государственная власть огранивается правом. Эти стороны кодифицируются и претворяются в жизнь через правовые и социальные институты. Правовое государство организует государственную власть в тесной связи с гражданским обществом. Гражданское общество создает платформу для социальной критики, защищает права человека, но находится вне контроля государства. Поэтому, если рассматриваем правовое государство только как организацию политической власти, мы невольно недооцениваем роль внегосударственных факторов.

Нельзя отрицать жизнеспособность самого общества, которая поддерживает развитие правового государства, а именно традицию, культуру и правосознание, возникающие в самом сердце общества. Сохранение культурных ценностей и добрых традиций, повышение правосознания людей имеет огромное значение. Используемые социальные инструменты, такие как мораль и традиционные культуры, хотя и находятся вне политической власти, способствуют продвижению к правовому государству.

Подход к правовому государству как синтезу многих аспектов представляется правильным. Однако, если он не указывает на постоянное движение и развитие правового государства, то это также не будет полной характеристикой правового государства. Само правовое государство еще незаконченное социальное явление. Для преодоления недостатков требуется время и опыт.

Итак, указанные выше подходы направлены на отражение свойств правового государства. Однако динамическая природа правового государства не была выражена и описана в этих утверждениях. Движение правового государства — это объективное состояние. И это нельзя изолировать, чтобы определить правильное направление для будущего.

II. Авторская концепция правового государства

Проанализировав плюсы и минусы некоторых подходов к правовому государству, автор считает необходимым предложить свой подход.

К правовому государству я буду подходить комплексно и анализировать два его аспекта. Во-первых, правовое государство — это государство, содержащее в себе специфические признаки. Такое представление имеет консенсус в академическом мире20. Во-вторых, правовое государство является формой организации государственной власти и общества. Мой подход основан на предыдущих исследованиях, но будет более полно описывать природу правового государства.

Характеристиками, отражающими сущность правового государства как формы организации государственной власти и общества, являются:

А. Правовое государство всегда находится в движении и развитии. Правовое государство не является статическим. Единого стандарта правового государства не существует. Общепризнанные его принципы и ценности всего лишь теоретические предположения, которые прорабатываются и используются в процессе строительства правового государства.

Правовое государство, реализованное на Западе, пока не имеет безупречной теории и не всегда пригодно для экспорта в другие страны. На Западе и в других странах оно понимается как ограничитель правительства и открывает возможность граждан участвовать в управлении обществом. При этом страны могут учиться друг у друга. Неудачи и отклонения от желаемых постулатов правового государства, такие как коррупция, перегруженность судебной системы, безработица, потеря веры людей в закон и т.д., наблюдаются в Соединенных Штатах, Европе и на всем Западе21. Поэтому идеального правового государства не стоит ждать.

Б. Правовое государство имеет неограниченное пространство. Практика показывает, что правовое государство может развиваться

20 См.: Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире : сборник статей / отв. ред.: В. Д. Зорькин, П. Д. Баренбойм М. : ЛУМ, Юстицинформ, 2013. 560 с.

21 Hager B. The Rule of Law: A Lexicon for Policy Makers. 2000. P. 51.

не только в буржуазном государстве, но и в тех странах, которые вступают в индустриальную эпоху.

Статья 5 Конституции Китайской Народной Республики 2018 г. определяет, что «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством»22. Статья 23 Основного закона Федеративной Республики Германии 1997 г. гарантирует «соблюдение принципов демократии, правового государства»23. Статья 2 Конституции Вьетнама 2013 г. определяет, что «Государство Социалистическая Республика Вьетнам есть социалистическое правовое государство, подчиняется народу, создается народом и существует для народа»24. Все три страны в той или иной степени добились сильного экономического развития в процессе построения правового государства, как это предусмотрено высшим законом — конституцией.

Правовое государство выступает продуктом человеческой цивилизации, это своего рода дар всем народам. Ценность правового государства заключается не в присущих ему правилах. Конечной ценностью должно быть улучшение качества жизни людей. Хотя принципы правового государства не воплощаются в равной степени в разных странах, всё же можно считать правовое государство благом для народа, если при этом жизнь людей действительно улучшается. Изучение моделей названных стран необходимо, но применение части или всего предыдущего опыта зависит от выбора каждой страны.

В. Правовое государство обладает широким спектром применения. Правовое государство регулирует не только вопросы, входящие в компетенцию государственной власти, оно может влиять и на решение других вопросов. Организация общественного управления выра-

жается через тесную связь правового государства и гражданского общества.

Правовое государство действительно существует только при определенных экономических, политических, социальных, нравственных, исторических, правовых, а также международных условиях25. Более конкретно эти условия отражаются на уровне правосознания, обеспечения прав людей, экономических показателях, индексе коррупции, количестве и качестве решения судебных дел и жалоб, качестве правоохранительной системы и т.д. Итак, степень развитости правового государства зависит от этих условий. Однако и оно само прямо или косвенно способствует развитию общества.

Г. Правовое государство — это условная организация. Речь идет о том, что модель правового государства, основой которого является право, гармонизирует отношения на трех разных уровнях: общество, государство и личность. Государство и право по своей сути экзистенциальны, о чем свидетельствует их тысячелетняя история. До сих пор изменилось лишь наше понимание их формы и способов действия. Механизм, регулирующий общественные отношения, строится на основе права. И это непреложный принцип. Однако правовое государство, как было сказано выше, имеет всеобъемлющий регулятивный характер, поэтому оно может быть полностью эффективным только тогда, когда связано с внеправовыми платформами.

Правовое государство и верховенство права (the rule of law) — две очень близкие доктрины, играющие всё более важную роль в международных связях. По заявлению заместителя Генерального секретаря ООН Яна Элиассона, «верховенство права — краеугольный камень мирного урегулирования международных споров»26.

22 URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения: 02.03.2023).

23 URL: https://legalns.com/download/books/cons/germany.pdf (дата обращения: 02.03.2023).

24 URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-nam-2013-215627.aspx (дата обращения: 02.03.2023).

25 Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу. Саратов, 2008. С. 54.

26 Meetings Coverage and Press Releases. United Nations // URL: https://press.un.org/en/2013/gal3455.doc.htm (дата обращения: 02.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно проекту The World Justice Project, верховенство права — это прочная система законов, институтов, норм и принципов общества, которая обеспечивает ответственность правительства, справедливый закон, открытое правительство, доступное и беспристрастное правосудие27. В нем правовое государство не рассматривается как государство или тип государства. Подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества сближает эти две доктрины в глобальном мире. Соответственно, страны могут вести переговоры и обмениваться мнениями, чтобы найти общий интерес в определенном диапазоне, тем самым решая проблемы и сохраняя независимость и суверенитет каждой страны.

Заключение

В юридической науке связь между теорией и практикой представляет собой бесконечный круг. Анализ правового государства должен следовать тому же правилу и должен быть направлен на баланс между идеальной теорией и реальностью.

Подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества соответствует его динамической природе. Правовое государство является лишь одним из состояний в процессе развития государства и, безусловно, будет продолжать развиваться вместе с общественными изменениями.

Идея правового государства ориентирована на улучшение общественной жизни, на движение к цивилизованному миру. Правовое государство до настоящего времени во многом остается еще теорией, которая пока не реализована в большом количестве стран мира. Поэтому задача ученых состоит в том, чтобы непрерывно анализировать общественные изменения и давать соответствующие ориентиры для построения правового государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аристотель. Политика : [пер. с др.-греч. С. М. Роговина]. — М. : Рипол Классик, 2010. — 592 с.

2. Асмус В. Ф. Платон. — М. : Мысль, 1975. — 220 с.

3. Воронцов С. Г., Мингалева Ж. А. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. — 2013. — Вып. 4 (22). — С. 29-37.

4. Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире : сборник статей / отв. ред.: В. Д. Зорькин, П. Д. Баренбойм. — М. : ЛУМ, Юстицинформ, 2013. — 560 с.

5. Кашанина Т. В. Государство как показатель человеческого развития (в контексте нейробиологии) // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 10. — С. 123-137.

6. Корнев А. В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. — М., 1995. — 26 с.

7. Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. — М., 1909. — 430 с.

8. Кутько В. В., Батова О. В., Городнова О. Н. Правовое государство как явление социально-правовой действительности // Вестник Российского университета кооперации. — 2020. — № 4 (42). — С. 128-131.

9. Марченко М. Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование) : учеб. пособие. — М. : Проспект, 2015. — 648 с.

10. Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2015. — 640 с.

27 What is the Rule of Law? World Justice Project // URL: https://worldjusticeproject.org/about-us/overview/ what-rule-law (дата обращения: 02.03.2023).

теория права

11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. — 5-е изд. — M. : Дело, 2020. — 528 с.

12. Миронов Д. Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства || Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 2-1. — С. 149-155.

13. Нерсесянц В. С. Сократ. — M., 1977. — 151 с.

14. Пастухов М. И., Женарь Д. М. Правовое государство как новый тип государства: пути его построения в Беларуси || Сацыяльна-экана1^чныя i прававыя даследаванш. — 2021. — № 3 (65). — С. 44-50.

15. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров. — M. : Проспект, 2015. — 496 с.

16. Раянов Ф. М. Правовое государство и современный мир. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2012. — 175 с.

17. Соколов А. Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. — Калининград : Янтарный сказ, 2002. — 456 с.

18. Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу. — Саратов, 2008. — 209 с.

Материал поступил в редакцию 21 марта 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Aristotel. Politika: [per. s dr.-grech. S. M. Rogovina]. — M.: Ripol Klassik, 2010. — 592 s.

2. Asmus V. F. Platon. — M.: Mysl, 1975. — 220 s.

3. Vorontsov S. G., Mingaieva Zh. A. Voprosy teorii pravovogo gosudarstva || Vestnik Permskogo universiteta. — 2013. — Vyp. 4 (22). — S. 29-37.

4. Doktriny pravovogo gosudarstva i verkhovenstva prava v sovremennom mire: sbornik statey | otv. red.: V. D. Zorkin, P. D. Barenboym. — M.: LUM, Yustitsinform, 2013. — 560 s.

5. Kashanina T. V. Gosudarstvo kak pokazatel chelovecheskogo razvitiya (v kontekste neyrobiologii) || Lex russica. — 2022. — T. 75. — № 10. — S. 123-137.

6. Kornev A. V. Idei pravovogo i politseyskogo gosudarstva v dorevolyutsionnoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. — M., 1995. — 26 s.

7. Kotlyarevskiy S. A. Pravovoe gosudarstvo i vneshnyaya politika. — M., 1909. — 430 s.

8. Kutko V. V., Batova O. V., Gorodnova O. N. Pravovoe gosudarstvo kak yavlenie sotsialno-pravovoy deystvitelnosti || Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. — 2020. — № 4 (42). — S. 128-131.

9. Marchenko M. N. Pravovoe gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo (teoretiko-pravovoe issledovanie): ucheb. posobie. — M.: Prospekt, 2015. — 648 s.

10. Marchenko M. N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2015. — 640 s.

11. Matuzov N. I., Malko A. V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. — 5-e izd. — M.: Delo, 2020. — 528 s.

12. Mironov D. N. Pravovoe gosudarstvo: proiskhozhdenie idei i priznaki pravovogo gosudarstva || Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — № 2-1. — S. 149-155.

13. Nersesyants V. S. Sokrat. — M., 1977. — 151 s.

14. Pastukhov M. I., Zhenar D. M. Pravovoe gosudarstvo kak novyy tip gosudarstva: puti ego postroeniya v Belarusi || Satsyyalna-ekanamichnyya i pravavyya dasledavanni. — 2021. — № 3 (65). — S. 44-50.

15. Radko T. N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya bakalavrov. — M.: Prospekt, 2015. — 496 s.

16. Rayanov F. M. Pravovoe gosudarstvo i sovremennyy mir. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2012. — 175 s.

17. Sokoiov A. N. Pravovoe gosudarstvo: ot idei do ee materiaiizatsii. — Kaliningrad: Yantarnyy skaz, 2002. — 456 s.

18. Formirovanie pravovogo gosudarstva v Rossii: put k spravedlivomu obshchestvu. — Saratov, 2008. — 209 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.