Научная статья на тему 'Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования'

Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8847
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE-OF-LAW STATE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВО / LAW / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW / ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE / CIVIL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков Алексей Павлович

Рассматриваются проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества в его взаимосвязи с правовым государством в России, проводится историко-правовой анализ данных взаимоотношений. Анализируются работы различных правоведов по данной проблематике: Г. Еллинека, Г.Ф. Шершеневича, Д. Юма, М. Фридмана, И.А. Иванникова. Сформулировано определение понятия «гражданское общество». Делается вывод о том, что без государства гражданское общество не может существовать, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal State and Civil Society: Problems of Interaction and Functioning

The article considers the problems of cooperation and functioning of the legal state and civil society. The historic and law analysis of this interaction is also made. The author analyses a lot of research works of different lawyers on this subject: G. Jellinek, G.F. Shershenevich, D. Hume, M. Friedman, I.A. Ivannikov. The definition of the term «civil society» is formed. The author gives the conclusion that without the state, civil society cannot exist, and the state without a developed civil society is not democratic.

Текст научной работы на тему «Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования»

УДК 34

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

© 2014 г. А.П. Тресков

Тресков Алексей Павлович -аспирант,

юридический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007.

E-mail: altreskov@gmail.com.

Treskov Aleksey Pavlovich -

Post-Graduate,

Faculty of Law,

Southern Federal University,

M. Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344007.

E-mail: altreskov@gmail.com.

Рассматриваются проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества в его взаимосвязи с правовым государством в России, проводится историко-правовой анализ данных взаимоотношений. Анализируются работы различных правоведов по данной проблематике: Г. Ел-линека, Г. Ф. Шершеневича, Д. Юма, М. Фридмана, И.А. Иванникова. Сформулировано определение понятия «гражданское общество». Делается вывод о том, что без государства гражданское общество не может существовать, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, демократия, гражданская активность, право, теория и история государства и права, политология.

The article considers the problems of cooperation and functioning of the legal state and civil society. The historic and law analysis of this interaction is also made. The author analyses a lot of research works of different lawyers on this subject: G. Jellinek, G.F. Shershenevich, D. Hume, M. Friedman, I.A. Ivannikov. The definition of the term «civil society» is formed. The author gives the conclusion that without the state, civil society cannot exist, and the state without a developed civil society is not democratic.

Keywords: civil society, rule-of-law state, democracy, civil activity, law, theory and history of state and law, political science.

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового масштаба непосредственно взаимосвязаны между собой, а проблемы соотношения, анализ процесса их взаимодействия, становления и развития, сущность, особенности функционирования в различной плоскости прямо зависят от положения каждого из них. Правовое - это такое государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая его деятельность

осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1, с. 32].

Если обратиться к юридической и политологической литературе, то можно обнаружить, что проблемы соотношения и построения гражданского общества и правового государства всегда занимали видное место.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Для построения правового государства большое значение имеют общие (экономические, полити-

ческие, идеологические, социальные) и специальные (правовые, профессионализм государственных служащих) предпосылки. По словам И.А. Иванникова, «Что касается родины теории правового государства - Германии, то там еще в начале 1970-х гг. ее подвергли критике. В 1983 г. бывший президент Федерального конституционного суда Э. Венде отмечал кризис правового государства. В 1985 г. Р. Вассерман издал книгу "Можно ли спасти правовое государство", в которой также подверг эту теорию критике. Эти и другие авторы отмечали, что в правовом государстве ощущается дефицит народного волеизъявления, упадок гражданского правосознания, отсутствие правовых законов и т.д. Что касается России, то в наши дни здесь невозможно построение правового государства в силу отсутствия необходимых предпосылок (экономических, политических, идеологических, правовых и других» [2, с. 332].

Г. Еллинек писал, что государство тождественно с составляющими его людьми [3]. Данный постулат актуален и в наши дни. Возможно, и сегодня допустимо сделать вывод, что государство является настолько правовым, насколько заслуживает общество, вокруг которого оно сформировано.

Правовое государство вторично по отношению к гражданскому обществу, так же, как и общество во времена, когда было лишено государственных черт - вначале возникает общество, а только затем государство.

Если говорить о строго либеральной модели взаимного функционирования и соотношения государства, его органов власти и гражданского общества, то на первый план выступают права и свободы человека и гражданина, в то время как государственные органы власти наделяются лишь правом регулирования и управления. Данная либеральная модель описана в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Франклина, в основу ее положены принципы свободы и равенства человека, неотъемлемости, безусловности его естественных прав, направленности государственных механизмов на достижение всеобщего блага.

Таким образом, источник возникновения и правового государства, и гражданского общества находится в самом «классическом» обществе, а не в руках государственно-правовых институтов. Но отнюдь не значит, что государство занимает пассивную позицию в этом процессе.

Так, с самого своего возникновения государство находится в тесном взаимодействии с обществом и правом. Без государства гражданское общество не может существовать, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим.

Русский юрист и цивилист Г.Ф. Шершене-вич отмечал, что «общество по своему развитию, по своим нравам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамках которого его укладывает или в которых его держит власть. И обратно, можно допустить, что прогрессивная власть введет общество в государственные формы, к которым оно пока еще не подготовлено... Между государством и обществом нет соответствия. Это возможно только потому, что государство располагает силами, хотя и организованными из общественного материала, но действующими вне общественного контроля» [4, с. 198]. Дело не в том, чтобы связать государство нормами права. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных [5]. Отметим, что данное утверждение злободневно и на современном этапе развития гражданского общества и правового государства.

Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил М. Фридман, который утверждал, что общество таково, каким его делаем мы сами. только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина [6].

В реальных условиях гражданского общества, государство приводит различные силы в обществе к общему знаменателю. Право на частную собственность с экономической точки зрения является базисом гражданского общества. В противоположном случае граждане принуждаются к таким условиям, которые им указывает государственная власть, а не те, которые они выбирают себе сами.

В действительности интересы меньшинств в гражданском обществе выражаются через всевозможные политические, общественные, культурные и прочие группы, союзы, партии.

Эти объединения, группы могут быть и независимыми, и государственными. Через участие в таких объединениях можно влиять на ход принятия политических решений и, может быть, менять их. Гражданское общество действует в двойственной целостности с государством, т.е. при тоталитаризме - находится в оппозиции к государству, а при демократии -взаимодействует с ним.

Говоря о процессе взаимного функционирования государства и гражданского общества М.Т. Баймаханов отмечает, что «процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба этих процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него» [7, с. 332].

Правовые, экономические, политические, и иные факторы составляют фундамент взаимного функционирования государства и гражданского общества. Эти факторы детерминируют их общую жизнедеятельность и принадлежность к единому в пределах той или иной страны общественному и государственному строю.

В современной юридической литературе проблемы достижения целей и решения задач правового государства и гражданского общества освещены по-разному. Помимо совместных целей и задач, есть и отдельные, характерные для каждого из них.

По утверждению М.Т. Баймаханова, «гражданское общество и правовое государство непосредственно решают разные, хотя и близкие друг к другу задачи. Если государство закрепляет в своих конституционных и законодательных актах правовой статус личности, то гражданское общество обеспечивает ей высокий социальный статус» [7, с. 332].

Необходимо отметить, что государство может и отрицательно воздействовать на гражданское общество. В связи с этим Г.Ф. Шершене-вич указывал, что обособление государственной силы дает возможность государственной власти оказывать дурное влияние на общество... органы власти могут сознательно усиливать классовую, национальную и вероисповедную вражду, чтобы в борьбе одной части общества против другой истощались те силы,

которые иначе могли бы в полном единстве направиться против них. Органы государственной власти в состоянии ставить препятствия народному образованию, развитию общественности, подавлять личную инициативу, отбрасывать мужественные, стойкие единицы и вызывать самых злых духов на служение себе против общественных сил [5].

Шотландский философ Д. Юм писал, что государство «должно поддерживать» порядок в обществе; издавать «суровые законы против захватнических войн», ибо «обширные завоевания» могут явиться «причиной гибели любой свободной системы правления»; принимать меры против «религиозных исступлений или каких-либо других из ряда вон выходящих движений человеческого духа», которые могут довести людей до «пренебрежения всяким порядком и общественным благом» [8, с. 170 - 171].

В свою очередь государство также подвержено влиянию со стороны гражданского общества.

По словам Г.Ф. Шершеневича, «общество оказывает сильнейшее влияние на государство» и что силой, «которой оно действует», является общественное мнение. «Государственная власть должна быть сильнее всякой другой в обществе. Но когда она становится сильнее самого общества - это опасная гипертрофия» [4, с. 198].

Среди способов выражения мнения большинства и воздействия общества на государство можно выделить: референдум, выборы, собраниях, сходы, митинги, а среди инструментов выражения могут быть использованы средства массовой информации (телевидение, радио, печатные СМИ), различные электронные средства, интернет-ресурсы.

Сложилось мнение, что традиционное общество все же отличается от гражданского и на последнее возлагаются большие обязанности, оно должно иметь более весомое влияние на государственные органы власти.

Как известно, государство и гражданское общество не могут существовать автономно друг от друга. Правовое государство находится в тесной взаимосвязи с открытым и развитым гражданским обществом. В правовом государстве надлежащим образом соблюдаются и обеспечиваются права и свободы граждан, при этом государство действует исключительно в рамках закона. В тесной взаимосвязи находятся и осно-

вополагающие принципы правового государства с открытым и развитым гражданским обществом, это: принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; гарантия обеспечения прав и свобод граждан, верховенство закона, кроме того, не случайно выше указано, что гражданское общество должно обладать обязательными принципами открытости и развитости, так как только в данной форме оно может быть основой правового государства, само гражданское общество в этом случае обеспечивает надзор за всеми ветвями государственной власти [9, с. 249].

Таким образом, можно сформулировать, что гражданское общество - это естественно сложившаяся совокупность систем общественных отношений отдельных индивидов, их ассоциаций и организаций, основанных на принципах свободы, равенства, самореализации и самостоятельности членов общества, потребности и деятельность которых реализуются без прямого вмешательства государства либо его регламентации.

Поступила в редакцию

Литература

1. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журн. российского права. 2008. № 8.

2. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учеб. пособие. Москва; Ростов н/Д, 2007.

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. 618 с.

4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 1995.

5. Шершеневич Г.Ф. Социология: лекции: 2-е изд. М., 2011. 200 с.

6. Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2006. 240 с.

7. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.

8. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М., 1996.

9. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.

25 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.