Научная статья на тему 'Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации'

Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14362
1997
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGAL STATE / HUMAN RIGHTS / FUNDAMENTAL FREEDOMS / LEGAL SYSTEM / ENSURING RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хозикова Е. С.

В статье проводится анализ конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе через систему гарантий. Автор приходит к выводу о необходимости создания эффективно действующего государственно-правового механизма охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющего индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хозикова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal state and the guarantees of ensuring rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the constitutional and legal mechanism of ensuring the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation through a system of guarantees. The author come to the conclusion that it is necessary to create an effectively functioning state and legal mechanism of safety and protection of human rights and freedoms, which can allow an individual to use the existing legal and organizational procedures for actual realization of his (or her) rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Правовое государство и гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ

Е.С. Хозикова

(адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, г. Москва; khozikova@ mail.ru)

В статье проводится анализ конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе через систему гарантий. Автор приходит к выводу о необходимости создания эффективно действующего государственно-правового механизма охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющего индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое государство, права человека, основные свободы, правовая система, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Провозглашение в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью предъявляет особые требования к деятельности всех государственных органов власти и их должностных лиц. Однако одного лишь факта закрепления прав и свобод в Конституции РФ недостаточно для построения правового государства, главными элементами которого являются свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав, а также ограничение правом государственной власти. Важнейшей задачей является внедрение в правоприменительную практику принципа непосредственного (прямого) действия конституционных норм о правах и свободах граждан. Это означает возможность для граждан фактически осуществлять признанные Конституцией права и свободы, вне зависимости от того, существуют уже или нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления [1, с. 3].

Государство, взяв на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, тем самым закрепляет право каждого прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения для защиты возможностей пользоваться этими правами.

Конституционным правам и свободам человека корреспондируют определенные

обязанности государства по их обеспечению в форме специальной государственновластной деятельности. Данная деятельность заключается либо в создании надлежащих условий для реализации прав и свобод личности, либо в организации самого процесса осуществления их человеком [2, с. 14-15]. В этом и проявляется одна из основных задач государства - обеспечение прав и свобод личности.

Обеспечение основных прав человека и гражданина немыслимо вне правового государства, которое отвечает перед гражданами за обеспечение свободы, неприкосновенности личности и частной жизни, за соблюдение прав и законных интересов каждого. В правовом государстве нет места произволу власти в отношении граждан, обеспечена их правовая защита, все органы государства, в том числе высшие, строго подчиняются закону.

Конституция РФ не содержит определения понятия правового государства. Конституционно-правовая доктрина и практика судебного конституционного контроля в Российской Федерации также не выработали единого определения, однако дают четкое представление относительно существенных элементов правового государства. Вместе с тем нормативное содержание этих элементов, их юридическая и политическая природа объясняются по-разному, в связи с чем целостная картина правовой государственности в Российской Федера-

Юридическая наука и правоохранительная практика ции выглядит неоднозначно в зависимости от исходных предпосылок исследователей.

Так, профессор Б.С. Эбзеев под правовым государством понимает такое государство, власть которого ограничена определенными пределами. В данном случае ученый имеет в виду установленные Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации пределы государственной власти, которые последней не могут быть преодолены правовым образом. При этом ограничение государственного вторжения в сферу индивидуальной автономии личности осуществляется посредством признаваемых за человеком неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены или произвольно ограничены государством. Именно благодаря этим правам государственная власть не только ограничивается по сферам своего проявления и способам воздействия, но и становится подзаконной [3, с. 71].

Представляется, что для выполнения своей основной функции - обеспечения прав и свобод человека и гражданина

- правовое государство должно обладать действенной системой гарантий, выступающих показателем степени общественного и правового сознания населения, демократичности общества.

Категория гарантий - одна из ключевых для понимания сущности конституционно-правовых основ обеспечения основных прав и свобод человека.

Г арантия - от французского «^агапйе»

- ручательство. Правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина содержатся в нормах различных отраслей права. Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и других. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере обеспечения прав личности.

Разделяя сложившуюся в науке конституционного права точку зрения о делении гарантий на экономические, полити-

ческие, юридические и идеологические [4, с. 327; 5, с. 15-16; 6, с. 322; 7, с. 191-194; 8, с. 430], считаем необходимым подробнее рассмотреть специфику указанных гарантий прав и свобод личности.

Политические гарантии определяют направленность политики государства и создание условий для их осуществления. Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека.

В советской литературе под политическими гарантиями понималась система организации государственной власти в стране, принадлежность ее советскому народу [9, с. 335].

С точки зрения профессора В.Н. Бу-тылина, политические гарантии основных прав и свобод граждан заключаются в функционировании системы народовластия, возможности принимать участие в управлении делами государства и общества. Только в условиях народовластия и самоуправления могут создаваться реальные предпосылки для уважения прав и свобод личности, всесторонней их охраны и защиты. По мнению ученого, гарантировать права граждан можно будет только тогда, когда в издании законов, обеспечивающих права и свободы личности, и во всем государственном управлении будет участвовать народ посредством своих представителей [10, с. 55].

Можно сказать, что политические гарантии - это условия, определяемые видом политического режима в стране. Соответственно, чем более выражены черты демократического режима, тем в большей степени обеспечиваются права человека.

По мнению профессора А.В. Зиновьева, политические гарантии представляют собой закрепленную Конституцией и законами всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. В свою очередь, политическая система создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества путем непос-

96

редственной демократии, осуществляемой через органы государства и местного самоуправления [11, с. 22].

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Конституционное государство, по мнению Б.С. Эбзеева, отличается именно разделением властей в смысле разграничения государственных функций, которые осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона и связанными юридическими обязательствами по отношению к индивидам в виде неотъемлемых прав человека и сопровождаемые определенными сдержками и взаимными ограничениями [3, с. 77].

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Данное положение чрезвычайно важно, так как определяет одну из сторон деятельности Президента РФ в сфере обеспечения прав и свобод: реализация как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.

Одной из основных форм реализации конституционной функции Президента РФ гарантировать права и свободы граждан является право издания собственных нормативных актов. Так, 1998 год Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 года был объявлен «Годом прав человека в Российской Федерации» [12]. В числе мероприятий по его проведению Правительству России предложено финансировать федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановлений в области прав человека, и т.д.

При Президенте РФ существует Совет по развитию гражданского общества и правам человека [13], деятельность которого направлена именно на разработку

концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание РФ, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод.

Государственная Дума РФ назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [14]. В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного нормативного акта должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный по правам человека в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами Российской Федерации. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная ветвь власти - Правительство РФ в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Конституционными обязанностями Правительства РФ в указанной сфере являются:

- участие в разработке и реализации государственной политики в области обес-

Юридическая наука и правоохранительная практика печения безопасности личности, общества и государства;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

- осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти [15, с. 117].

Часть 1 ст. 118 Конституции РФ провозглашает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Ни один другой орган государственной власти не наделен соответствующими полномочиями по отправлению правосудия.

Под экономическими гарантиями Е.Н. Хазов понимает закрепленные Конституцией РФ формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности [16, с. 134].

Экономические гарантии проявляются непосредственно в виде материального обеспечения всей системы охраны и защиты основных прав и свобод личности. По мнению В.Н. Бутылина, экономические гарантии выступают прежде всего в виде материальных ресурсов, материальной обеспеченности, возможности содержать необходимый аппарат для охраны и защиты прав личности, в наличии финансовых средств обеспечения их государственной охраны и защиты. Обязанность государства по охране и защите прав и свобод человека может быть реализована лишь при соответствующем уровне материальных возможностей общества, которое должно быть в состоянии выделить необходимые средства на выполнение этого вида деятельности государства [10, с. 54-55].

Очевидно, что экономические гарантии представляют собой уровень экономического развития страны. Соответственно, чем выше уровень экономического развития государства, тем лучше обеспечиваются права человека.

Специфика общественных отношений, охраняемых конституционным пра-

вом, выражается в отсутствии специальных экономических (материальных) гарантий прав и свобод. Вместе с тем социальная сфера жизнедеятельности человека не может существовать автономно, независимо от источников ее материального финансирования. Любая государственная программа, имеющая целью разрешение социальных проблем, нуждается в процессе своей реализации в определенных материальных затратах [17, с. 79].

В Конституции РФ нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для иных форм собственности. Более того, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В современных условиях, когда экономическое пространство Российской Федерации находится в состоянии формирования, роль Конституции и иных нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны, получает особое значение. Вместе с тем развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

К идеологическим гарантиям принято относить существующие в обществе гуманитарные и этические взгляды, нравственные нормы, провозглашающие неприкосновенность личности. Общественное сознание, оказывающее воздействие на реализацию всех прав личности, формируется на основе ценностных установок, превалирующих в сознании большинства индивидов. Традиционно «воля большинства» выступает своеобразным мерилом степени личностной свободы, основой подходов к разрешению вопросов жизни и смерти, с которыми неизбежно сталкивается человечество, например, проблемы смертной казни, эвтаназии, абортов [17, с. 90-92].

По мнению В.Н. Бутылина, идеологические гарантии основных прав и свобод

98

граждан включают в себя систему идей, взглядов, культурных ценностей, основанных на вере в добро и справедливость,

- это общественная сознательность и образованность человека. К их числу принято относить идеологическое многообразие, запрет на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и иной розни, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. Реализация идеологических гарантий ведет к повышению уровня культуры и сознательности, росту уважения человека, пониманию его ценности [10, с. 55].

Любые внешние усилия государства по предотвращению незаконных посягательств на права и свободы человека и созданию условий осуществления прав личности будут тщетны, если нравственная атмосфера общества будет отравлена изнутри, если идеи жизни как высшей и абсолютной ценности не будут питать общественное сознание, не проникнут во все «клеточки» организма, именуемого социальной общностью. Идеи святости и неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина должны стоять над всеми другими мировыми ценностями [16, с. 145-147].

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают юридические гарантии, которые охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина [18, с. 191].

Нарушение прав, свобод и законных интересов личности сопровождается причинением человеку определенного вреда. Конституционные гарантии в этом случае состоят как в том, чтобы восстановить нарушенное право, так и в возмещении причиненного человеку морального и материального вреда. Виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах, размер подлежащего возмещению причиненного материального и морального вреда устанавливается судом [17, с. 95].

Рассмотрев конституционно-правовые основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Фе-

дерации, можно сделать вывод о том, что категория гарантий - одна из ключевых для понимания сущности конституционно-правовых основ обеспечения основных прав и свобод человека. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод, подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. Вместе с тем в обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

1. Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М.: Акад. управления МВД России, 2004.

2. Бочарова С.Н. Конституционная обязанность Российского государства охранять права и свободы граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

3. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2008.

4. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1882.

5. Денисов А.И. Права и обязанности граждан СССР Саратов, 1945.

6. Денисов А.И. Советское государственное право. М., 1947.

7. Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 1971.

8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000.

10. Бутылин В.Н. Государственноправовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2001.

11. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб., 1996.

12. О Годе прав человека в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 9 апр. 1997 г. № 315: ред. от 17 янв. 1998 г. // Рос. газ. 1997. 16 апр.; 1998. 28 янв.

13. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: указ Президента Российской Федерации от 1февр. 2011 г. № 120: ред. от 5 марта 2012 г.

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6. Ст. 352; 2012. № 11. Ст. 1279.

14. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон РФ от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: ред. от 28 дек. 2010 г. // Рос. газ. 1997.

4 марта; 2010. 30 дек.

15. Худяков А.В. Конституционноправовое регулирование обязанностей государства в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

16. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

17. Чеботарева В.П. Право на жизнь и его обеспечение в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.