ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ
Е.С. Хозикова
(адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, г. Москва; khozikova@ mail.ru)
В статье проводится анализ конституционно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе через систему гарантий. Автор приходит к выводу о необходимости создания эффективно действующего государственно-правового механизма охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющего индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое государство, права человека, основные свободы, правовая система, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Провозглашение в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью предъявляет особые требования к деятельности всех государственных органов власти и их должностных лиц. Однако одного лишь факта закрепления прав и свобод в Конституции РФ недостаточно для построения правового государства, главными элементами которого являются свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав, а также ограничение правом государственной власти. Важнейшей задачей является внедрение в правоприменительную практику принципа непосредственного (прямого) действия конституционных норм о правах и свободах граждан. Это означает возможность для граждан фактически осуществлять признанные Конституцией права и свободы, вне зависимости от того, существуют уже или нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления [1, с. 3].
Государство, взяв на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, тем самым закрепляет право каждого прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения для защиты возможностей пользоваться этими правами.
Конституционным правам и свободам человека корреспондируют определенные
обязанности государства по их обеспечению в форме специальной государственновластной деятельности. Данная деятельность заключается либо в создании надлежащих условий для реализации прав и свобод личности, либо в организации самого процесса осуществления их человеком [2, с. 14-15]. В этом и проявляется одна из основных задач государства - обеспечение прав и свобод личности.
Обеспечение основных прав человека и гражданина немыслимо вне правового государства, которое отвечает перед гражданами за обеспечение свободы, неприкосновенности личности и частной жизни, за соблюдение прав и законных интересов каждого. В правовом государстве нет места произволу власти в отношении граждан, обеспечена их правовая защита, все органы государства, в том числе высшие, строго подчиняются закону.
Конституция РФ не содержит определения понятия правового государства. Конституционно-правовая доктрина и практика судебного конституционного контроля в Российской Федерации также не выработали единого определения, однако дают четкое представление относительно существенных элементов правового государства. Вместе с тем нормативное содержание этих элементов, их юридическая и политическая природа объясняются по-разному, в связи с чем целостная картина правовой государственности в Российской Федера-
Юридическая наука и правоохранительная практика ции выглядит неоднозначно в зависимости от исходных предпосылок исследователей.
Так, профессор Б.С. Эбзеев под правовым государством понимает такое государство, власть которого ограничена определенными пределами. В данном случае ученый имеет в виду установленные Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации пределы государственной власти, которые последней не могут быть преодолены правовым образом. При этом ограничение государственного вторжения в сферу индивидуальной автономии личности осуществляется посредством признаваемых за человеком неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены или произвольно ограничены государством. Именно благодаря этим правам государственная власть не только ограничивается по сферам своего проявления и способам воздействия, но и становится подзаконной [3, с. 71].
Представляется, что для выполнения своей основной функции - обеспечения прав и свобод человека и гражданина
- правовое государство должно обладать действенной системой гарантий, выступающих показателем степени общественного и правового сознания населения, демократичности общества.
Категория гарантий - одна из ключевых для понимания сущности конституционно-правовых основ обеспечения основных прав и свобод человека.
Г арантия - от французского «^агапйе»
- ручательство. Правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина содержатся в нормах различных отраслей права. Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и других. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере обеспечения прав личности.
Разделяя сложившуюся в науке конституционного права точку зрения о делении гарантий на экономические, полити-
ческие, юридические и идеологические [4, с. 327; 5, с. 15-16; 6, с. 322; 7, с. 191-194; 8, с. 430], считаем необходимым подробнее рассмотреть специфику указанных гарантий прав и свобод личности.
Политические гарантии определяют направленность политики государства и создание условий для их осуществления. Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека.
В советской литературе под политическими гарантиями понималась система организации государственной власти в стране, принадлежность ее советскому народу [9, с. 335].
С точки зрения профессора В.Н. Бу-тылина, политические гарантии основных прав и свобод граждан заключаются в функционировании системы народовластия, возможности принимать участие в управлении делами государства и общества. Только в условиях народовластия и самоуправления могут создаваться реальные предпосылки для уважения прав и свобод личности, всесторонней их охраны и защиты. По мнению ученого, гарантировать права граждан можно будет только тогда, когда в издании законов, обеспечивающих права и свободы личности, и во всем государственном управлении будет участвовать народ посредством своих представителей [10, с. 55].
Можно сказать, что политические гарантии - это условия, определяемые видом политического режима в стране. Соответственно, чем более выражены черты демократического режима, тем в большей степени обеспечиваются права человека.
По мнению профессора А.В. Зиновьева, политические гарантии представляют собой закрепленную Конституцией и законами всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. В свою очередь, политическая система создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества путем непос-
96
редственной демократии, осуществляемой через органы государства и местного самоуправления [11, с. 22].
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Конституционное государство, по мнению Б.С. Эбзеева, отличается именно разделением властей в смысле разграничения государственных функций, которые осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона и связанными юридическими обязательствами по отношению к индивидам в виде неотъемлемых прав человека и сопровождаемые определенными сдержками и взаимными ограничениями [3, с. 77].
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Данное положение чрезвычайно важно, так как определяет одну из сторон деятельности Президента РФ в сфере обеспечения прав и свобод: реализация как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.
Одной из основных форм реализации конституционной функции Президента РФ гарантировать права и свободы граждан является право издания собственных нормативных актов. Так, 1998 год Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 года был объявлен «Годом прав человека в Российской Федерации» [12]. В числе мероприятий по его проведению Правительству России предложено финансировать федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановлений в области прав человека, и т.д.
При Президенте РФ существует Совет по развитию гражданского общества и правам человека [13], деятельность которого направлена именно на разработку
концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.
Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание РФ, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод.
Государственная Дума РФ назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [14]. В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного нормативного акта должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный по правам человека в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами Российской Федерации. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.
Исполнительная ветвь власти - Правительство РФ в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Конституционными обязанностями Правительства РФ в указанной сфере являются:
- участие в разработке и реализации государственной политики в области обес-
Юридическая наука и правоохранительная практика печения безопасности личности, общества и государства;
- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
- осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти [15, с. 117].
Часть 1 ст. 118 Конституции РФ провозглашает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Ни один другой орган государственной власти не наделен соответствующими полномочиями по отправлению правосудия.
Под экономическими гарантиями Е.Н. Хазов понимает закрепленные Конституцией РФ формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности [16, с. 134].
Экономические гарантии проявляются непосредственно в виде материального обеспечения всей системы охраны и защиты основных прав и свобод личности. По мнению В.Н. Бутылина, экономические гарантии выступают прежде всего в виде материальных ресурсов, материальной обеспеченности, возможности содержать необходимый аппарат для охраны и защиты прав личности, в наличии финансовых средств обеспечения их государственной охраны и защиты. Обязанность государства по охране и защите прав и свобод человека может быть реализована лишь при соответствующем уровне материальных возможностей общества, которое должно быть в состоянии выделить необходимые средства на выполнение этого вида деятельности государства [10, с. 54-55].
Очевидно, что экономические гарантии представляют собой уровень экономического развития страны. Соответственно, чем выше уровень экономического развития государства, тем лучше обеспечиваются права человека.
Специфика общественных отношений, охраняемых конституционным пра-
вом, выражается в отсутствии специальных экономических (материальных) гарантий прав и свобод. Вместе с тем социальная сфера жизнедеятельности человека не может существовать автономно, независимо от источников ее материального финансирования. Любая государственная программа, имеющая целью разрешение социальных проблем, нуждается в процессе своей реализации в определенных материальных затратах [17, с. 79].
В Конституции РФ нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для иных форм собственности. Более того, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В современных условиях, когда экономическое пространство Российской Федерации находится в состоянии формирования, роль Конституции и иных нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны, получает особое значение. Вместе с тем развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.
К идеологическим гарантиям принято относить существующие в обществе гуманитарные и этические взгляды, нравственные нормы, провозглашающие неприкосновенность личности. Общественное сознание, оказывающее воздействие на реализацию всех прав личности, формируется на основе ценностных установок, превалирующих в сознании большинства индивидов. Традиционно «воля большинства» выступает своеобразным мерилом степени личностной свободы, основой подходов к разрешению вопросов жизни и смерти, с которыми неизбежно сталкивается человечество, например, проблемы смертной казни, эвтаназии, абортов [17, с. 90-92].
По мнению В.Н. Бутылина, идеологические гарантии основных прав и свобод
98
граждан включают в себя систему идей, взглядов, культурных ценностей, основанных на вере в добро и справедливость,
- это общественная сознательность и образованность человека. К их числу принято относить идеологическое многообразие, запрет на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и иной розни, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. Реализация идеологических гарантий ведет к повышению уровня культуры и сознательности, росту уважения человека, пониманию его ценности [10, с. 55].
Любые внешние усилия государства по предотвращению незаконных посягательств на права и свободы человека и созданию условий осуществления прав личности будут тщетны, если нравственная атмосфера общества будет отравлена изнутри, если идеи жизни как высшей и абсолютной ценности не будут питать общественное сознание, не проникнут во все «клеточки» организма, именуемого социальной общностью. Идеи святости и неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина должны стоять над всеми другими мировыми ценностями [16, с. 145-147].
Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают юридические гарантии, которые охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина [18, с. 191].
Нарушение прав, свобод и законных интересов личности сопровождается причинением человеку определенного вреда. Конституционные гарантии в этом случае состоят как в том, чтобы восстановить нарушенное право, так и в возмещении причиненного человеку морального и материального вреда. Виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах, размер подлежащего возмещению причиненного материального и морального вреда устанавливается судом [17, с. 95].
Рассмотрев конституционно-правовые основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Фе-
дерации, можно сделать вывод о том, что категория гарантий - одна из ключевых для понимания сущности конституционно-правовых основ обеспечения основных прав и свобод человека. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод, подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. Вместе с тем в обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.
1. Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М.: Акад. управления МВД России, 2004.
2. Бочарова С.Н. Конституционная обязанность Российского государства охранять права и свободы граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
3. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2008.
4. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1882.
5. Денисов А.И. Права и обязанности граждан СССР Саратов, 1945.
6. Денисов А.И. Советское государственное право. М., 1947.
7. Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 1971.
8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000.
10. Бутылин В.Н. Государственноправовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2001.
11. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб., 1996.
12. О Годе прав человека в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 9 апр. 1997 г. № 315: ред. от 17 янв. 1998 г. // Рос. газ. 1997. 16 апр.; 1998. 28 янв.
13. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: указ Президента Российской Федерации от 1февр. 2011 г. № 120: ред. от 5 марта 2012 г.
// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6. Ст. 352; 2012. № 11. Ст. 1279.
14. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон РФ от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: ред. от 28 дек. 2010 г. // Рос. газ. 1997.
4 марта; 2010. 30 дек.
15. Худяков А.В. Конституционноправовое регулирование обязанностей государства в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
16. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
17. Чеботарева В.П. Право на жизнь и его обеспечение в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1995.