ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ГУРЕЕВА Марина Алексеевна
Аннотация: статья посвящена анализу правовой природы термина «единая технология», впервые введенного в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Показано, что правовой режим единой технологии подлежит существенному изменению с точки зрения его распространения на технологии, созданные за счет средств физических и юридических лиц.
Annotation: article is dedicated to the analysis of lawful nature of term “united [tekhnolo] of [giya]”, for the first time introduced into the part IV of the civil code of the Russian of the fader of [tsii]. It is shown that the lawful regime of united technology is subject to substantial change from the point of view of its propagation to the technologies, created due to the means ofphysical and legal persons.
Ключевые слова: термин, единая технология, технология, часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, результаты интеллектуальной деятельности, сложный объект, единая технология, признаки единой технологии, характер прав на единую технологию, передача прав на единую технологию.
Key words: term, united technology, technology, the part IV of the civil code of the Russian Federation, the results of intellectual activity, complex object, united technology, the signs of united technology, the nature of rights to the united technology, the transfer of rights to the united technology.
Развитие технологического прогресса в последнее время сопровождается созданием сложных объектов, включающих в себя сочетание изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, в частности единой технологии, регулируется ст. 1240 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)1.
Можно выделить следующие характерные признаки рассматриваемого объекта «единая технология»:
а) единая технология - разновидность сложного объекта.
Единая технология отнесена законодателем к числу сложных объектов (п. 1 ст. 1240 ГК РФ) в силу следующих причин: она включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые являются обязательными элементами единой технологии; наряду с охраняемыми объектами в состав единой технологии в качестве вспомогательных (факультативных) элементов могут входить и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности; единая технология может состоять как из объектов, имеющих одинаковый правовой режим (на-
пример, из трех изобретений), так и из объектов с различным режимом охраны (например, из изобретения, полезной модели и ноу-хау).
Результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, соединяясь между собой, образуют качественно новый объект, обладающий свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и выполняющий самостоятельные функции2;
б) единая технология - результат интеллектуальной, творческой деятельности. Деятельность, направленная на разработку единой технологии, носит творческий характер, поскольку завершается созданием нового структурного продукта, называемого сложным объектом права (ст. 1240 ГК РФ);
в) единая технология должна быть выражена в объективной форме. Единая технология имеет нематериальный (идеальный) характер, поэтому для ее восприятия она должна быть воплощена в объективной форме. Конкретный способ законодателем не указан. Единая технология должна обладать свойством промышленной применимости, что означает возможность ее использования в практической деятельности.
Также она является самостоятельным результатом интеллектуальной творческой дея-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 2 Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юри-
ч.), ст. 5496. дический мир. 2000. № 3. С. 41.
тельности, качественно и функционально отличающимся от составляющих ее объектов интеллектуальных прав, выраженным в объективной форме и имеющим прикладное значение.
Единая технология является самостоятельным результатом интеллектуальной творческой деятельности, качественно и функционально отличающимся от составляющих ее объектов интеллектуальных прав, выраженным в объективной форме и имеющим прикладное значение.
Практически сразу по поводу этого объекта гражданских прав в науке развернулась дискуссия о необходимости существования в гражданском праве такого его вида. По мнению авторов Концепции развития гражданского законодательства, «само понятие "единая технология” имеет условный и неопределенный характер»3, что побуждает к анализу законодательного термина «единая технология» на доктринальном уровне.
Термин «единый» в лексическом смысле означает «взятый в совокупности, неделимый на части». В смысле гл. 77 ГК РФ единство проявляется в сочетании различных элементов технологии: как охраняемых, так и неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Однако, по смыслу этой же главы, превратившись в составную часть единой технологии, результаты интеллектуальной деятельности не теряют своей самостоятельности, не растворяются среди других элементов единой технологии. Об этом свидетельствует п. 2 ст. 1542 ГК РФ, в котором закреплено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами ГК РФ, поэтому говорить о том, что результаты интеллектуальной деятельности находятся в единстве, не представляется возможным.
Однако по тексту этой же главы, превратившись в составную часть единой технологии, результаты интеллектуальной деятельности не теряют своей самостоятельности, не растворяются среди других элементов единой технологии. Об этом свидетельствует п. 2 ст. 1542 ГК РФ, в котором закреплено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами ГК РФ, поэтому говорить о том, что результа-
ты интеллектуальной деятельности находятся в единстве, не представляется возможным.
Немало вопросов возникает и по поводу самого термина «технология». Из содержания ч. 4 ГК РФ вытекает, что законодатель не выработал единой концепции понимания термина «технология». Более того, в самой гл. 77 ГК РФ, непосредственно посвященной праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, законодатель в одних статьях использует термин «единая технология» (например, ст. 1542 за исключением п. 3, абз. 2 ст. 1543), в других статьях - термин «технология» (например, абз. 1 ст. 1543, 1545). Кроме того, термин «технология» можно встретить не только в статьях гл. 77 ГК РФ, но и в других нормах части 4 ГК РФ, в частности в ст. 1299, 1309, 1448. Так, в ст. 1299 и 1309 ГК РФ отражено одинаковое понимание термина «технология». Эти статьи закрепляют технические средства защиты авторских и смежных прав, к которым относятся «любые технологии, технические устройства или их компоненты». При этом в ст. 1448 ГК РФ термин «технология» употребляется в значении возможного содержательного элемента топологии интегральных микросхем. В связи с этим возникает правомерный вопрос: термины «технология» и «единая технология» используются законодателем как синонимы или как разные юридические категории? Представляется, что речь идет о категориях разного порядка.
В то же время законодатель, обеспечивая правовую охрану отдельным элементам единой технологии, оставляет без внимания технологию в целом. Единая технология не включена в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренный п. 1 ст. 1225 ГК РФ. В отличие от иных сложных объектов, к числу которых она отнесена п. 1 ст. 1240 ГК РФ, единая технология не является объектом интеллектуальных прав.
В словаре русского языка под технологией понимается совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства - это определенная совокупность информации, которая требуется для организации той или иной деятельности (производственные технологии, банковские технологии и т.д.)4.
3 Концепция развития гражданского законодательства 4 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. № 1089
Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М. : Статут, «О порядке управления правами на единые технологии, принад-
2009. С. 149. лежащими Российской Федерации // СЗ РФ. 2011. № 1, ст. 229.
Надо отметить, что в зарубежной доктрине понятие «технология» используется применительно к регулированию отношений по созданию, использованию и охране результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Европейская экономическая комиссия ООН в Руководстве по составлению международных договоров о компенсационных закупках 1990 года определяет технологию в виде машин и/или оборудования, и/или патентов, и/или ноу-хау, и/или технической помощи, которые будут обеспечивать производство упомянутой продукции (п. 15)5.
Для сравнения приведем определение понятия единой технологии, данное в п. 1 ст. 1542 ГК РФ. Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сферах. Следовательно, можно предположить, что российский законодатель перенял опыт зарубежных ученых, используя для обозначения нового объекта интеллектуальной деятельности термин «единая технология» в том значении, какое этому термину придается в международных актах.
Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод о том, что в общепринятом понимании технология рассматривается как информация, знание о процессе производства продукта или предоставления услуг, которые могут быть переданы или применены для разрешения проблем, возникающих в производстве. Подобная смысловая значимость технологии позволяет сформулировать несколько ее признаков, с помощью которых она могла бы стать узнаваемой в ряду других правовых явлений, близких к ней или смежных. К таким признакам относятся:
1) организованность знаний таким образом, чтобы обеспечить решение возникающих проблем, задач. Например, в постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2010 года № 1089 «О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Россий-
ской Федерации» в качестве случаев применения единой технологии названы: профилактика, выявление и лечение лиц, страдающих онкологическими заболеваниями; сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий; предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате аварий, повлекших человеческие жертвы; разработка вооружений и военной техники, мобилизационная подготовка органов власти, транспорта, коммуникаций и населения, планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и др. (п. 18)6;
2) «объективированность» в такой форме, которая позволит передавать ее другим участникам гражданского оборота. Единая технология имеет нематериальный (идеальный) характер, поэтому для ее восприятия она должна быть воплощена в объективной форме. Конкретный способ объективирования законодателем не указан. Однако, думается, устная форма в данном случае не применима. Необходимой формой завершения любых научнотехнических разработок всегда служит техническая и иная документация;
3) промышленная применимость, что означает возможность ее использования в практической деятельности. Сферы этой деятельности определены очень широко («в гражданской или военной сфере»), что позволяет применять положения гл. 77 ГК РФ к любым технологиям, а не только связанным с производством. В пункте 1 ст. 1542 ГК РФ единая технология названа результатом научнотехнической деятельности. Исходя из этого, можно предположить, что соответствующие нормы рассчитаны в первую очередь на промышленные технологии. Однако термины «техника» и «техническая деятельность» достаточно многозначны (например, как «юридическая техника» или «техника управления»), поэтому представляется оправданным применение норм гл. 77 ГК РФ к технологиям, не связанным с техникой в узком смысле этого
5 Руководство по составлению международных договоров о ком- 6 Постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. № 54
пенсационных закупках от 1990 года. ЦКЬ: http://www.lawmix.ru/ «О Федеральной целевой программе "Национальная технологи-
аЬго.ркр?1<1= 10693 (дата обращения: 01.12.2010). ческая база на 2007-2011 годы”» // СЗ РФ. 2007. № 7, ст. 883.
слова (например, управленческие технологии, финансовые, информационные и др.).
Первый признак этой группы не является исключительным для единой технологии, поскольку каждый создаваемый результат научно-технической деятельности преследует цель решения проблем, возникающих на практике. Второй признак также не позволит отличить исследуемое правовое явление от аналогично подобных в связи с тем, что требование объективной формы относится к общим требованиям, предъявляемым ко всем готовым научно-техническим результатам. Иначе они не могут быть включены в гражданский оборот. Наиболее значимым же признаком является третий, заключающийся в том, что разработка технологии имеет целью создание новой «технологической основы практической деятельности». Эту задачу не способен выполнить ни один объект, входящий в состав единой технологии, в отдельности.
Ориентируясь на пересмотр норм гл. 77 ГК РФ, законодатель должен стремиться к наиболее точному определению самого термина «единая технология», поскольку проведенный анализ показал несоответствие формулировки термина его содержательному аспекту. Именно поэтому этот термин необходимо заменить другим, более подходящим, раскрывающим сущность названного правового феномена. Для решения данной задачи требуется проведение дальнейших исследований в этой области.
По общему правилу право на единую технологию принадлежит лицу, организовавшему ее создание, - исполнителю (п. 3 ст. 1542 и 1544 ГК РФ).
В качестве исполнителя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего в качестве лиц, организующих создание единых технологий, выступают научноисследовательские учреждения.
Право на технологию может принадлежать нескольким лицам совместно, которые по своему усмотрению используют технологию, являющуюся единым объектом, а также распоряжаются правом на нее. Отношения нескольких лиц по использованию технологии, а также по распоряжению правом на нее регулируются ст. 1549 ГК РФ. Применению подлежат также п. 2 и 3 ст. 1229 ГК РФ в части, не противоречащей нормам гл. 77 ГК РФ.
Основания возникновения права на технологию одновременно у нескольких лиц законодательством четко не определены. Одним
из возможных оснований образования множественности лиц на стороне правообладателя законодатель называет совместное инвестирование средств в проект, в результате осуществления которого создана технология. Однако презумпция возникновения права на технологию у всех соинвесторов в нормативном порядке не закреплена. Поэтому для образования множественности лиц на стороне правообладателя в данном случае необходимо заключение соответствующего соглашения между лицами, инвестирующими создание единой технологии.
По общему правилу право на технологию закрепляется за лицом, организовавшим ее создание (исполнителем), поэтому именно на него возлагается обязанность принять необходимые меры для приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии (п. 1, 2 ст. 1544 ГК РФ).
Лицо, организующее процесс разработки единой технологии, может самостоятельно создавать результаты интеллектуальной деятельности, предназначенные для включения в технологию, может привлекать для этой цели третьих лиц либо включать в состав технологии уже созданные и охраняемые объекты.
В нормативном порядке установлен срок, в течение которого исполнитель должен принять меры для приобретения прав на объекты, входящие в состав единой технологии. Он равен шести месяцам, исчисляемых с момента окончания работ по созданию технологии. В случае непринятия исполнителем указанных мер право на технологию возникает у Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, финансировавших создание технологии (подп. 3, п. 1 ст. 1546 ГК РФ).
Порядок приобретения Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации) прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии, отличается от порядка, предусмотренного для исполнителя. Меры, необходимые для получения прав на соответствующие объекты, принимает не Российская Федерация (субъект Российской Федерации), а лицо, организовавшее создание технологии (п. 3 ст. 1546 ГК РФ). Получив права, исполнитель передает их публично-правовому образованию, которое с момента передачи становится обладателем права на единую технологию.
Ряд положений приводят к выводу, что право на технологию не является исключительным, а именно:
- единая технология не включена в перечень охраняемых результатов интеллектуаль-
ной деятельности, закрепленный ст. 1225 ГК РФ, на которые признаются интеллектуальные права;
- название гл. 77 ГК РФ, ст. 1544 ГК РФ, а также положение п. 3 ст. 1542 свидетельствуют о том, что право на технологию сводится лишь к праву использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в ее состав.
Отмеченные противоречия, заложенные в нормах части четвертой ГК РФ, не только приводят к научным дискуссиям касательно природы права на технологию, но и способны породить многочисленные проблемы в процессе правоприменения.
Представляется целесообразным обеспечить правовую охрану интересов лица, творческим трудом которого создана единая технология, признав за ним право авторства на созданную технологию и иные личные неимущественные права, предусмотренные ГК РФ.
Признание исключительного права на единую технологию будет способствовать более активному ее вовлечению в имущественный оборот. Действующие положения гл. 77 ГК РФ усложняют передачу права на технологию. Ведь если право на технологию представляет собой право использования составляющих ее объектов, для его передачи необходимо предоставить контрагенту право использования каждого объекта, входящего в состав технологии. Признание права на технологию исключительным позволит передавать его посредством одного акта, что, несомненно, в большей мере отражает интересы участников оборота.
Кроме того, необходимо предусмотреть государственную регистрацию единых технологий в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в силу следующих причин. Единая технология относится к числу объектов, которые могут быть созданы одновременно и независимо друг от друга разными лицами, поэтому закреплению исключительного права на данный объект за конкретным лицом должно предшествовать установление приоритета, осуществляемое лишь в ходе регистрационных процедур.
С этой целью необходимо принять закон о внесении изменений и дополнений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, предусматривающий положения о включении единой технологии в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренный п. 1 ст. 1225 ГК РФ, а также
о наделении лиц, организовавших создание технологии, правом авторства и иными личными неимущественными правами, предусмотренными ГК РФ, и исключительным правом на единую технологию.
Право на технологию, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств, ограниченно. Под ограничениями права принято понимать запреты управомоченному лицу совершать определенные активные действия, приостановление его деятельности, а также наложение на него обязанностей по совершению каких-либо положительных действий. Ограничение права на технологию установлено ст. 1545 ГК РФ в виде обязанности осуществлять ее практическое применение (внедрение).
Одним из признаков ограничения права является присущее ему свойство следования, которое ярко проявилось и применительно к праву на технологию. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1545 ГК РФ обязанность по внедрению технологии несет любое лицо, которому передается или к которому переходит право на технологию.
Обладатель права на единую технологию может распорядиться им следующими способами:
1. Путем его отчуждения по договору, в результате чего право на единую технологию в полном объеме переходит от правообладателя к приобретателю.
2. Путем предоставления другому лицу права использования единой технологии в установленных договором пределах (лицензионный договор), что не влечет перехода права на технологию к лицензиату.
Право на использование единой технологии может быть предоставлено и на основании сублицензионного договора. Особенность суб-лицензионного договора, отличающая его от иных субдоговоров (субаренды, субподряда), состоит в том, что он может быть заключен лишь с письменного согласия лицензиара. Лицензиат не может передать сублицензиату больше правовых возможностей в отношении единой технологии, нежели принадлежит ему. В связи с этим сублицензионный договор заключается на срок, не превышающий срока действия лицензионного договора. Кроме того, лицензиат может предоставить сублицензиату лишь такие способы использования единой технологии, которые предусмотрены лицензионным соглашением. При этом лицензиат несет ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата.
Право на единую технологию может перейти к другому лицу и в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация).
Законодатель допускает возможность передачи права на часть технологии, если она имеет самостоятельное значение (п. 2 ст. 1550 ГК РФ), то есть может быть использована независимо от иных частей этой технологии.
В целях развития наукоемких технологий государство вкладывает свои средства в их разработку, в связи с чем заинтересовано во внедрении технологий преимущественно на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1551 ГК РФ).
Правообладатель может передать право для использования единой технологии на территории иностранных государств только с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. Передача права в данном случае должна соответствовать требованиям законодательства о внешнеэкономической деятельности, в частности федеральным законам от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Сделки, предусматривающие использование единой технологии за рубежом, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллекту-
альной собственности. Причем несоблюдение требования о государственной регистрации влечет недействительность сделки.
Таким образом, единая технология представляет собой новый самостоятельный результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, не известный законодательству ряда зарубежных стран, что, несомненно, является достижением российского законодателя. В то же время правовой режим единой технологии подлежит существенному изменению в следующих аспектах:
- учитывая практическую значимость единой технологии, она, несомненно, должна быть включена в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренный ст. 1225 ГК РФ;
- представляется необходимым включить физических и юридических лиц, организовавших создание технологии за счет собственных средств, в круг самостоятельных обладателей права на технологию;
- представляется целесообразным обеспечить правовую охрану интересов лица, творческим трудом которого создана единая технология, признав за ним право авторства на созданную технологию и иные личные неимущественные права, предусмотренные ГК РФ;
- целесообразным представляется закрепление интеллектуальных прав на единую технологию. Причем возникновение исключительного права на технологию должно быть обусловлено государственной регистрацией рассматриваемого объекта.