Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО'

ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Коррупция / обращение взыскания / контроль за соответствием расходов лиц / коррупционер / конфискация имущества. / Corruption / foreclosure / control over compliance of expenses of persons / corrupt official / confiscation of property.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брослав Александр Анатольевич

Коррупция, как негативное явление, глубоко проникшее во все сферы общественной жизни, на сегодняшний день представляет собой угрозу национальной безопасности государства, чем и вызваны многочисленные государственные поправки в отечественное законодательство. Одной из законодательных инициатив по борьбе с коррупций стал институт обращения имущества муниципальных или государственных служащих в доход государства в случае не предоставления ими сведений, подтверждающих приобретение указанного имущества на доходы полученные законным путем, однако до настоящего времени его правовая сущность, порядок реализации не имеют четких очертаний в отечественной научной доктрине, что ведет к его необоснованному причислению к институту конфискации. Между тем данный институт, не являясь чем-то новым для отечественной практики, за десять лет своего существования вполне себя оправдывает, чему подтверждением является ежегодно публикуемые Генеральной Прокуратурой Российской Федерации статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брослав Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ESSENCE OF THE INSTITUTION OF TURNING INTO STATE INCOME THE PROPERTY OF A STATE OR MUNICIPAL EMPLOYEE

. Corruption, as a negative phenomenon that has deeply penetrated all spheres of public life, today represents a threat to the national security of the state, which has caused numerous government amendments to domestic legislation. One of the legislative initiatives to combat corruption was the institution of turning the property of municipal or state employees into state income if they do not provide information confirming the acquisition of said property with income received legally, but to date its legal essence and the procedure for implementation have no clear outlines in the domestic doctrine, which leads to its unjustified inclusion in the institution of confiscation. Meanwhile, the institution of turning property into state income, for which no information has been provided confirming its acquisition with legal income, is not something new for domestic practice and, over the ten years of its existence, has fully justified itself, which is confirmed by the data published annually by the prosecutor’s office.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-125-128 NIION: 2018-0076-10/23-775 MOSURED: 77/27-023-2023-10-775

БРОСЛАВ Александр Анатольевич,

Аспирант,

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, Москва, e-mail: a.broslav@yandex.ru

ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация. Коррупция, как негативное явление, глубоко проникшее во все сферы общественной жизни, на сегодняшний день представляет собой угрозу национальной безопасности государства, чем и вызваны многочисленные государственные поправки в отечественное законодательство. Одной из законодательных инициатив по борьбе с коррупций стал институт обращения имущества муниципальных или государственных служащих в доход государства в случае не предоставления ими сведений, подтверждающих приобретение указанного имущества на доходы полученные законным путем, однако до настоящего времени его правовая сущность, порядок реализации не имеют четких очертаний в отечественной научной доктрине, что ведет к его необоснованному причислению к институту конфискации. Между тем данный институт, не являясь чем-то новым для отечественной практики, за десять лет своего существования вполне себя оправдывает, чему подтверждением является ежегодно публикуемые Генеральной Прокуратурой Российской Федерации статистические данные.

Ключевые слова. Коррупция, обращение взыскания, контроль за соответствием расходов лиц, коррупционер, конфискация имущества.

BROSLAV Aleksandr A.,

Postgraduate,

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Bol'shaya Cheremushkinskaya str., Moscow, Russian Federation

THE LEGAL ESSENCE OF THE INSTITUTION OF TURNING INTO STATE INCOME THE PROPERTY OF A STATE OR MUNICIPAL EMPLOYEE

Аnnotation. Corruption, as a negative phenomenon that has deeply penetrated all spheres of public life, today represents a threat to the national security of the state, which has caused numerous government amendments to domestic legislation. One of the legislative initiatives to combat corruption was the institution of turning the property of municipal or state employees into state income if they do not provide information confirming the acquisition of said property with income received legally, but to date its legal essence and the procedure for implementation have no clear outlines in the domestic doctrine, which leads to its unjustified inclusion in the institution of confiscation. Meanwhile, the institution of turning property into state income, for which no information has been provided confirming its acquisition with legal income, is not something new for domestic practice and, over the ten years of its existence, has fully justified itself, which is confirmed by the data published annually by the prosecutor's office.

Key words: Corruption, foreclosure, control over compliance of expenses of persons, corrupt official, confiscation of property.

На сегодняшний день вектор понимания ний значительно сместился, заставляя рассма-проявлений коррупции как определен- тривать данное негативное явление в качестве ной группы уголовно-наказуемых дея- угрозы национальной безопасности страны. Ука-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

занное видится вполне оправданным, поскольку коррупция, как деструктивное явление, на сегодняшний день продолжает свое погружение во все важнейшие сферы общественной жизни, разрушая нормальный уклад их функционирования.

В частности, для политической сферы негативное воздействие коррупции проявляется в падении уровня доверия населения к государственным структурам, разрушение гражданского общества. Отсутствие реализации принципа законности под воздействием коррумпирующих факторов, фактически приводит к «приватизации» власти чиновников, делая обычных граждан служащими коррупционеров. Фактические отсутствие реализации основных принципов государства, приводит к падению имиджа страны не только в глазах собственного народа, но и на международной арене, что ослабляет и ставит под угрозу ее безопасность.

Согласно научным исследованиям, «коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования» [1]. В части экономических последствий, к которым приводит коррупция возможно отнести не только упущенные возможности и торможение экономического оборота в целом, но и снижение уровня благосостояния людей, значительный рост издержек среднего и малого бизнеса. За счет коррупции происходит расширение теневой экономики, нарушение правил свободной конкуренции, повышение цен, что в конечном итоге приводит к ухудшению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, особенно со стороны иностранных инвесторов, и, в конечном итоге, влечет падение международного авторитета страны.

По мнению ряда исследователей, в «духовно-идеологической сфере усиливается терпимость к коррупции, которая все больше воспринимается общественным мнением как «норма жизни». Соответственно, в народе растет и правовой нигилизм. Определенную роль в живучести коррупции играют и многочисленные мифы» [2]. Безусловно, с этической стороны коррупция обусловлена желанием личности получить личную выгоду, что собой представляет моральный порок. Считаем возможным согласиться с позицией В.В. Горбовой, которая, рассматривая этическую сторону исследуемого негативного явления, отмечает, что оно легализует морально порочные механизмы поведения личности [3].

Масштабность проявления коррупции в жизни общества предопределяет соответствующую реакцию государства по разработке и принятию комплекса мер, направленных на противоборство с ней.

В частности, на сегодняшний день противодействие распространению данного негативного явления складывается из общесоциальных мер, направленных на деперсонализацию взаимодействия граждан и сотрудников органов власти, а также специальных, к которым относятся системы антикоррупционного декларирования имущественного положения отдельных категорий лиц. Принятие последний из приведенных мер, было предопределено набирающим обороты росте коррупции, которая стала приобретать системный характер. Именно данная негативная статистика послужила принятью ряда важнейших правовых актов, к числу которых относится Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. ФЗ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - ФЗ № 230-ФЗ) [4]. Полагаем, что данный правовой акт заслуживает особого внимания, ввиду того что именно посредством сосредоточенного в нем механизма, подлежат правовому урегулированию имущественные отношения «между государством и коррупционерами» [5].

Данный правовой акт обязывает должностное лицо на постоянной основе (ежегодно), предоставлять сведения обо всех своих, а также супруга/ супруги и несовершеннолетних детей имущественных обязательств, доходов, расходов. Обязательному декларированию чиновником подлежит любая сделка, совершенная им или его членами семьи по приобретению объектов недвижимого имущества и иных ценностей. Отчетным, считается календарный год, предшествующий текущему, в который подаются соответствующие сведения. Важно отметить, что проверке на легальность полученных ими доходов и иных ценностей подлежат те лица (перечень которых представлен в статье 2 этого же закона), у которых совокупный доход или итоговая сумма сделок превышает общий доход данного лица и его супруги/супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Примечательно, что как в доктрине, так и на практике, очень часто обращение в доход государства имущества чиновников, несоразмерного с их доходами подменяют термином «конфискация», что неверно, как с позиции материального, так и процессуального права. Разграничить данные процессуальные институты видится возможным по следующим признакам.

Во-первых, они принадлежат разным отраслям права. Исследуемая нами мера по обращению взыскания, характерна для гражданского и гражданско-процессуального права, в то время как конфискация, институт свойственный для уголовного права и процесса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Во-вторых, анализируемые институты имеют разное целевое назначение. В частности, если конфискация направлена возмещение ущерба потерпевшему и его близким, то исследуемый нами институт преследует цель пополнения государственной казны, посредством обращения взыскания на имущество коррупционера.

В-третьих, в конфискации имущества субъектом является лицо, которое совершило преступление и в отношении которого вынесен обвинительный приговор. При реализации обращения взыскания, в качестве субъектов выступают лица, представленные в ст.2 ФЗ № 230-Ф3, которые не доказали законность приобретения имущества или получения денежных средств.

В-четвертых, разграничение данных институтов возможно провести по объектам, если исследуемый нами институт предполагает обращение взыскание на земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), то круг объектов, подлежащих конфискации очерчен в ст.104.1 УК РФ [6], которые основным образом представлены денежными средствами ценностями, имуществом, полученным в результате совершения преступлений, либо приобретались на преступные деньги, либо сами по себе представляли орудия, оборудование или иные средства совершения противоправного деяния или способствовали финансированию преступных группировок.

Так, если в ходе осуществления антикоррупционного контроля, регламентированного Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [7] проверяющими органами выявляется несоответствие расходов чиновника его доходам, материалы соответствующей проверки направляются в органы прокуратуры. Следует отметить, что в соответствии со ст. 17 ФЗ № 230-ФЗ, соответствующие материалы принимают Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры и в порядке, установленном п. 2 ст. 235 ГК РФ [8], в течении одного месяца со дня окончания соответствующей проверки, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, обосновать происхождение которого чиновник не смог.

Анализируя практику применения данного института, следует отметить, что первые несколько лет его работа не была заметна, однако, многочисленные законодательные поправки исправили положение, чему подтверждением является приводимая Генеральной Прокуратурой РФ статистика. В частности, в 2020 году в казну государства поступило имущество чиновников на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

сумму почти 8 млрд рублей, в 2021 - 52 млрд рублей, в 2022 году у отечественных государственных и муниципальных служащих изъяли уже 7,5 тыс. объектов имущества, на сумму свыше 90 млрд рублей [9].

По итогам исследования, следует заключить, что институт обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, не является чем-то новым для отечественной практики и за десять лет существования вполне себя оправдывает, чему подтверждением являются ежегодно публикуемые прокуратурой данные. Сущность данного института требуется рассматривать через призму наличия специальной цели, выраженной в борьбе с коррупцией посредством обращения взыскания на имущество коррупционеров в доход государственной казны, при этом в отличие от конфискации имущества, он реализуется в рамках гражданского судопроизводства и в отношении круга лиц, представленных в ст.2 ФЗ № 230-Ф3.

Список литературы:

[1] Ломакина Т.И. Экономические последствия коррупции // Научные труды Вольного экономического общества России.2012. С. 121.

[2] Степанец, С. В. Обращение в доход государства имущества коррупционеров / С. В. Степанец, М. Е. Игошкина // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 425.

[3] Горбова В.В.Коррупция и нравственные пороки // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.Толстого. 2015. № 2 (14). С.41-45.

[4] Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ. 12. 2012. № 50 (часть IV) ст. 6953.

[5] Степанец, С. В. Обращение в доход государства имущества коррупционеров / С. В. Степанец, М. Е. Игошкина // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 425.

[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

[7] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 24.07.2023) // Собрании законодательства РФ.05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

[9] Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения:20.09.2023).

Spisok 1йегаШгу:

[1] Lomakina T.I. Ekonomicheskie posledstviya korrupcii // Nauchnye trudy Vol'nogo е^потю^ eskogo obshchestva Rossii.2012. S. 121.

[2] Stepanec, S. V. Obrashchenie v dohod gosudarstva imushchestva korrupcionerov / S. V. Stepanec, М. E. Igoshkina // Molodoj uchenyj. 2019. № 49 (287). S. 425.

[3] Gorbova V.V.Korrupciya i nravstvennye poroki // Gumamtamye vedomosti TGPU im. L.N.Tol-stogo. 2015. № 2 (14). S.41-45.

[4] Federal'nyj zakon ot 3 dekabrya 2012 g. № 230-FZ «О kontrole za sootvetstviem raskhodov Не, zameshchayushchih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic ih dohodam» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 12. 2012. № 50 IV) st. 6953.

[5] Stepanec, S. V. Obrashchenie V dohod gosudarstva imushchestva korrupcionerov / S. V. Stepanec, М. Е. Igoshkina // Molodoj и^епэд. 2019. № 49 (287). S. 425.

[6] ^о^ПУ] kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63^ (red. ot 04.08.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. St. 2954.

[7] Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ 0^. ot 10.07.2023) «О protivodejStvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.12.2008. № 52

I). St. 6228.

[8] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 24.07.2023) // Sobranii zakonodatel'stva RF.05.12.1994. № 32. St. 3301.

[9] Oficial'nyj sajt General'noj Prokuratury RF // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (data obrash-cheniya:20.09.2023).

J

V

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.