Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правовая стратегия / Российская Федерация / принципы правовой стратегии / особенность стратегии / стратегия космическая деятельность / Legal strategy / Russian Federation / principles of legal strategy / specificity of strategy / strategy of space activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.Ю. Суставова, В.В. Сафронов

Достижение целей и реализация стратегии в космической отрасли невозможна без правильного соотнесения целей с ресурсами. Выбор направления деятельности правовой стратегии играет важную роль. Для развития космической деятельности необходимы правильно поставленные цели и задачи, которые будут способствовать обеспечению мирового уровня космонавтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STRATEGY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF A BUSINESS ENTITY IN SPACE ACTIVITIES

Achievement of goals and implementation of strategy in the space industry is impossible without the correct correlation of goals with resources. The choice of the direction of the legal strategy plays an important role. For the development of space activities, correctly set goals and objectives are necessary, which will contribute to ensuring the world level of cosmonautics.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 34

ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Ю. Суставова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: karolina.ermakova.2001@mail.ru

Достижение целей и реализация стратегии в космической отрасли невозможна без правильного соотнесения целей с ресурсами. Выбор направления деятельности правовой стратегии играет важную роль. Для развития космической деятельности необходимы правильно поставленные цели и задачи, которые будут способствовать обеспечению мирового уровня космонавтики.

Ключевые слова: Правовая стратегия, Российская Федерация, принципы правовой стратегии, особенность стратегии, стратегия космическая деятельность.

LEGAL STRATEGY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF A BUSINESS ENTITY IN SPACE ACTIVITIES

O. Yu. Sustavova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: karolina.ermakova.2001@mail.ru

Achievement of goals and implementation of strategy in the space industry is impossible without the correct correlation of goals with resources. The choice of the direction of the legal strategy plays an important role. For the development of space activities, correctly set goals and objectives are necessary, which will contribute to ensuring the world level of cosmonautics.

Keywords: Legal strategy, Russian Federation, principles of legal strategy, specificity of strategy, strategy of space activity.

Для формирования понятия правовой стратегии следует обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Во-первых, сама стратегия имеет дело с оптимальным распределением сил и ресурсов. Роль правовой стратегии заключается в координации и направлении законодательных и правоохранительных действий и законотворческих ресурсов органов государственной власти Российской Федерации для достижения политических, правовых, экономических и социальных целей и ценностей, включая формирование правового государства.

Стратегия должна не только сочетать использование различных правотворческих и правоприменительных инструментов для развития правового государства и общества, но и обеспечивать их функционирование таким образом, чтобы избежать ущерба для будущей, безопасности и процветания России.

Успех стратегии во многом зависит от правильного соотнесения целей с ресурсами. Цель должна быть соизмерима с общим объемом доступного финансирования, а ресурсы,

используемые для достижения каждой промежуточной задачи на пути к конечной цели, должны соответствовать важности этой задачи. Излишки средств могут быть так же вредны, как и их отсутствие [1].

Во-вторых, стратегия предлагает общий план действий, который является эффективным и выполнимым, при этом осуществим только при расстановки социально -политических и других сил на конкретном историческом этапе. Таким образом, правовая стратегия имеет дело с общественным движением, которое состоит из двух элементов: объективного, или стихийного; субъективного, или сознательного.

Элемент объективный, стихийный — это процессы, которые не зависят от сознательной и регулируемой воли человека.

Также у общественного движения есть субъективная, сознательная сторона. Субъективная сторона - это отражение в сознании людей стихийных процессов движения, сознательное и планомерное движение к определенной цели. Эта сторона, в отличие от объективной, подвержена влиянию стратегии.

Важнейшая задача стратегии - определить главное направление, в котором должно идти развитие страны, и остановить процессы, препятствующие этому развитию. Стратегический план - это план организации решающих действий в направлении, в котором они могут принести максимальные результаты. Другими словами, определить правильное направление действий - значит определить характер всей деятельности.

Стратегический план включает определение основного направления развития и схему соответствующего его распределения. Но стратегический план, подходящий для одного исторического периода, который имеет свои особенности, не может подходить для другого исторического периода с совершенно другими характеристиками. Каждому историческому повороту соответствует необходимый для этого стратегический план.

Особенность стратегии заключается в том, что она включает в себя теорию, которая исследует закономерности и способы действий, разрабатывает теоретические основы планирования, а также практику, где занимается определением стратегических задач и поиском сил и средств для их решения [4].

Правовая стратегия имеет свои особенности и представляет собой правотворческие и правоприменительные меры, предлагаемые государственными органами для формирования политической и правовой системы государства, основанные на точных и далеко идущих прогнозах, исходящих из расстановки потребностей и соотношения социально -политических сил на данном историческом этапе.

Стратегия имеет ряд признаков, например:

1) согласованность и взаимосвязь деятельности всех субъектов;

2) деятельность по единому плану;

3) только коллективная реализация;

4) достигает значительных результатов, что приводит к кардинальному изменению ситуации;

5) представляет собой систему, состоящую из единого плана, поставленных целей и задач, планирования, а также мероприятий по достижению и поддержанию желаемого результата [2].

Таким образом, правовая стратегия представляет собой систему скоординированных и взаимосвязанных действий ее субъектов по выполнению намеченных задач и достижению целей, реализуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в соответствии с единой концепцией.

Сущность правовой стратегии можно понять следующим образом:

1) включает теорию и практику государственного развития, максимального развития правового статуса личности, эффективности федерализма;

2) изучать и фиксировать закономерности, происходящие в государстве и обществе в связи с реализацией правовой стратегии, анализируя предположения и последствия;

3) разрабатывает методы и формы подготовки и осуществления преобразований и модернизации государства и общества;

4) определяет цели и задачи, необходимые для деятельности государственных органов власти Российской Федерации и иных субъектов.

Представляется важным обозначить принципы, на которых может оперировать правовая стратегия.

Первый принцип. В каждой конкретной ситуации, принимая во внимание политические, экономические, социальные и другие факторы, необходимо выбирать цель, соответствующую с имеющимися ресурсами и силами.

Второй принцип. Необходимо следить за тем, чтобы путь, выбранный для каждой конкретной задачи, позволял продвинуться к намеченной цели.

Третий принцип. При выборе направления действий следует отдавать приоритет такому направлению, на котором действия могут одновременно достичь нескольких целей.

Четвертый принцип. Необходимо учитывать гибкость стратегического плана. Деятельность субъектов правовой стратегии должна быть разработана и скоординирована таким образом, чтобы концепция этой стратегии позволяла включать изменения и корректировать дополнительные меры в случае успеха или неудачи [4].

Правовая стратегия действует в рамках действующей Конституции и направлена на достижение политических, правовых и культурных, духовных, правовых и идеологических целей и ценностей, определенных Конституцией РФ.

Одна из задач правовой стратегии это установить эффективный единый и согласованный план реализации положений Конституции, определить план действий и поставить промежуточные задачи.

Важно отметить, что правовая стратегия также несет координирующую роль. Как система скоординированных действий, разделения сил и ресурсов по единому плану, она должна учитывать на каждом конкретном историческом этапе все факторы, которые, так или иначе, влияют на развитие правового государства и общества [4].

Правовые стратегии должны преследовать цель формирования социального правового государства, развитого гражданского общества, в котором права и свободы реализуются и защищаются постоянно и эффективно, необходимо и достаточно. Правовые стратегии России могут отражать всю совокупность собственно юридических, социокультурных и моральных аспектов понимания, развития и воспроизводства права. Это следующие правовые стратегические направления:

1. Гарантия личных и политических свобод человека и гражданина. Именно это направление демонстрирует обществу вектор развития общества и государства, движение к правовому государству. Реализация прав и свобод человека требует функционирования правовых механизмов, обеспечивающих этот процесс. В этом направлении будет реализована безопасность граждан и общества.

1) Преодоление коррупции. Борьба с коррупцией является важнейшим направлением не только уголовного права, но и правовой политики и представляет собой приоритет правовой стратегии России. Сформирована соответствующая законодательная база в сфере противодействия коррупции, созданы структуры, направленные на борьбу с коррупцией.

Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с последующими изменениями и дополнениями) в ст. 3 закрепляет: « Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами».

Этот закон устанавливает меры и основные направления деятельности для государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией [1].

2. Утверждение в обществе духа конституционализма, уважения к праву, обеспечение единства правового пространства.

Уважение верховенства закона и утверждение духа конституционализма возможны только через справедливость и порядок, формирующие позитивное и доверительное отношение граждан к законодательному и правоприменительному процессу, к конкретным носителям этих процессов.

Утверждение конституционализма в обществе как ценности связано с практически выраженным авторитетом справедливого законодательства. Законодательство убедительно для человека, если оно ежедневно и эффективно защищает его права. Для этого законодатель обязан руководствоваться концептуальными подходами во всех аспектах правовой действительности. Смысл ценности конституционализма заключается в научно подтвержденной общей концептуальной основе для разработки правил и правоприменения [1].

3. Укрепить правовую базу социально - экономических отношений, разработать социальное законодательство и предоставить правовые гарантии его исполнения. Существование социальной функции государства не исчерпывает социально ориентированную миссию государственного регулирования.

Именно здесь право в более широком смысле совокупно выражает нормативный, идеологический характер отношений между человеком и государством как действующий закон, как правотворческий процесс. Важнейшие юридические особенности такого отношения сосредоточены на праве обеспечивать условия для «расширенного» воспроизводства социальной функции государства.

Социальное законодательство находится под постоянным контролем. Необходимо не только продолжать создавать социальные и социально-культурные службы, но и объяснять гражданам их важность, эффективность и преимущества.

Для достижения таких целей социального государства необходима систематическая экспертная оценка законодательства на предмет его актуальности, полезности для человека, то есть способствует ли оно преодолению радикальных материальных разрывов между различными социальными группами и слоями или, наоборот, инициирует дальнейшее имущественное расслоение [4].

4. Юридическое образование, правовое воспитание, преодоление правового нигилизма. Состояние юридического образования и воспитания в обществе - это, прежде всего отношение человека и общества к праву. То есть это то, каким образом, человек использует право индивидуально и в сообществе на основании юридически значимых действий.

Воспроизведение идеологии права, которая поддерживается и отражается в концепции справедливого права в современной России, невозможно без юридического образования, постоянного и воспроизводящегося повышения роли права в жизни человека и его сообществ. Речь идет о проведении соответствующей государственной и правовой политики в этой сфере.

Поведение и правосознание неразделимы, влияя на правосознание граждан не только через официально организованные каналы, но прежде всего через юридически важные факты и события. Затрачивая усилия государства в сфере правового воспитания, мы добиваемся главного: воспроизводства правового поведения, снижения правовых рисков, преступности

[4].

Под стратегией развития космической деятельности России понимается совокупность принципов, целей, приоритетных направлений, этапов и путей реализации стратегических интересов России в области космической деятельности на долгосрочную перспективу.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые долгосрочные цели развития, которые заключаются в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и укреплении геополитической роли страны как одного из лидеров в определении мировой политики.

Одним из приоритетных направлений достижения данных целей является развитие космической деятельности. На этом фоне стратегия направлена на обеспечение российской космонавтики мирового уровня и обеспечение лидирующей роли России в космической деятельности.

Достижение цели характеризуется:

- полным удовлетворением на мировом уровне растущих потребностей социально-экономической сферы, науки, обороны и безопасности страны в решении задач с использованием отечественных космических средств;

- занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях фундаментальных космических исследований (планетологии, астрофизики, исследования солнечно - земных связей и др.);

- занятием лидирующих позиций в наиболее значимых направлениях исследования Луны;

- обеспечением полноценного участия в проектах международного сообщества, включая миссии к другим планетам Солнечной системы;

- сохранением лидирующих позиций в средствах выведения;

- обеспечением независимого доступа в космос со своей территории во всем спектре решаемых задач;

- обеспечением мирового уровня эксплуатационно-технических характеристик отечественных космических средств [3].

Библиографические ссылки

1. Правовые стратегии. - URL: https://bstudy.net/640937/pravo/pravovye_strategii

2. Теория государства и права: в 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособие / В. В. Сафронов ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 201. - 144 с

3. Стратегия развития космической деятельности России. - URL: https://www.aex.ru/docs/8/2012/4/27/1561(дата обращения: 11.04.2021).

4. Голощапов А.М. Нормативно-правовое закрепление и формы реализации государственно-правовой стратегии в правовом государстве. М.: Р. Валент, 2012. — 104 с (дата обращения: 12.04.2021).

© Суставова О. Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.