Научная статья на тему 'Правовая социализация в контексте трансформаций института государства'

Правовая социализация в контексте трансформаций института государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

Институт государства в условиях XXI в. пребывает в состоянии активных трансформаций. В результате существенно изменяются многие функции института государства, в том числе, связанные с трансляцией культурно-правового наследия от старших поколений к младшим. В таких условиях могут наблюдаться негативные социальные последствия, связанные с отклоняющимися траекториями процесса правовой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация в контексте трансформаций института государства»

УДК 34

Карнаушенко Леонид Владимирович

доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства, Краснодарский университет МВД России karnl@mail.ru

Leonid V. Karnaushenko

doctor of historical sciences, professor, head of the department of theory and the history of law and the state, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia karnl@mail.ru

Правовая социализация

в контексте трансформаций института государства

Аннотация. Институт государства в условиях XXI в. пребывает в состоянии активных трансформаций. В результате существенно изменяются многие функции института государства, в том числе, связанные с трансляцией культурно-правового наследия от старших поколений к младшим. В таких условиях могут наблюдаться негативные социальные последствия, связанные с отклоняющимися траекториями процесса правовой социализации.

Ключевые слова: право, правовая социализация, правовое воспитание, институт государства, трансформационные процессы.

Legal socialization in the

context of transformation of the state institution

Annotation. The Institute of state in the XXI century is in a state of active transformations. As a result, many functions of the state Institute, including those related to the translation of cultural and legal heritage from the older generations to the younger ones, change significantly. In such circumstances, there may be negative social consequences associated with deviating trajectories of the process of legal socialization.

Keywords: law, legal socialization, legal education, state Institute, transformation processes.

В современных условиях весьма важное значение имеет трансмиссия социального и . -

вия повседневной реальности накладывают свой

отпечаток на протекание социальных явлений и

,

механизмы стабилизации социальной реальности - как на индивидуальном, так и на групповом и массовом уровнях. В данных условиях важную роль играет правовая социализация.

Исследователи указывают, что «правовая соци--

системы правовых аксиолантов, детерминирующих общественные ориентиры, социальные

установки и нормы общественного поведения . -

зации заключается в формировании системооб--

, -

ет возможность быть включенным в социальное пространство и успешно выполнять свои общественные роли и функции» [2, с. 59-60].

По мнению О.А. Попандопуло, именно «правовая социализация играет важную роль в становлении духовной культуры человека, она представляет собой важный общественный двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение человеком социально-правового опыта путем вхождения в социокультурную среду и в систему коммуникативных связей внутри общества, с другой стороны, процесс воспроизвод-

ства человеком общественных связей за счет его активной социоправовой деятельности, жизненной позиции и включения в правовую жизнь» [3, с. 110].

С точки зрения М.Ю. Попова, в ходе правовой «

для успешного усвоения правовой культуры общества, его правовых традиций, правил нормативного поведения и правовых отношений на всех уровнях социальной организации, а также эффективного исполнения социальных ролей, адаптации к изменяющейся социальной реальности» [4, с. 11].

Как нам представляется, основное содержание правовой социализации заключается в особом воздействии на сознание человека с целью привития ему правовых ценностей, осуществления ,

культуры и правового сознания. Особенностями правовой социализации выступают своеобразное сочетание стихийных и упорядоченных, формализованных инструментов, направленных на изменение сознания объекта социализацио-.

, -

цесса правовой социализации, является глубокая перестройка системы социокультурных и мировоззренческих координат личности с целью оптимизации усвоения социально-правовой ин-.

значительную сложность в теоретическом, так и

в эмпирическом аспекте. В данном случае наблюдается довольно серьезное противоречие, связанное с особой «настройкой» индивидуального сознания, в большинстве случаев не приспособленного к подобного рода мыслительным .

подавляющего большинства людей вступает в серьезное противоречие с научным, теоретическим, специализированным; для формирования соответствующего уровня необходима достаточно серьезная подготовка, при этом не только - , . Существенное влияние на процесс правовой социализации оказывает социальный и социокультурный контекст развития социума на том или ином историческом этапе.

Объективный научный анализ особенностей состояния и развития социума предполагает получение данных о положении в политической, эко-

,

. , комплексная оценка индикаторов протекания

процесса правовой социализации предоставляет , -

ственной жизни сложились благоприятные, а в какой - неблагоприятные условия для правовой .

,

хоть и опосредованное, но весьма существенное влияние на ход процесса правовой социализа-.

граждан, особенности экономического положения в стране формируют мироощущение людей, их социальное настроение. При позитивной экономической ситуации наблюдается значительный социальный оптимизм, а при экономическом кризисе господствуют пессимистические настро-. -го кризиса наблюдается значительное ухудшение криминогенной ситуации, нарастает криминализация сознания людей (особенно представителей бедных слоев населения), вследствие чего нарастают эффекты деформации правового сознания, имеет место правовой нигилизм и общая отчужденность от правовых норм.

Не менее существенное влияние на правовую

социализацию оказывает и социальная сфера. - , -

щая система социального государства с развитыми программами поддержки различных слоев населения, что способствует позитивному восприятию института государства и, в целом, социальному оптимизму. И, напротив, отказ государства от проведения социально ориентированной политики провоцирует риски, связанные с негативным восприятием власти, как отчужденной от народа, не заботящейся о его благополучии и т.д. Во-вторых, система социальных действий и взаимодействий в XXI в. охватывает и виртуальную сферу, концентрируясь в различных сетевых сообществах, популярных интер- . -тивное пространство в настоящее время во многом формирует мировосприятие человека, в том числе его отношение к государству, к праву, готовность соблюдать некий обновленный «обще-

» . При этом комментарии активных пользователей Интернета оказывают не менее серьезное влияние на сознание и поведение людей, чем традиционных агентов правовой социализации - семьи, школы и т.п.

В данном контексте оценки необходимо обратить внимание и на духовную сферу жизни общества. Данная сфера обладает существенным, порой -неоспоримым, - преимуществом перед другими сферами, так как именно погруженность индивидов в духовную сферу, их подчинение нормам морали, религии, погруженность в мир художественных образов, приобщение к научному, образовательному наследию цивилизации и т.п. дает очевидный позитивный эффект, который заключается в добровольном, осознанном соблюдении людьми норм права на основании сформировавшихся убеждений в личной и общественной целесообразности подобного поло.

Рассматривая специфику воздействия политической сферы на правовую социализацию, целесообразно оценить особенности реализации

,

власти, возможности влияния людей на государство, его политику - как внутреннюю, так и .

сфере играет институт государства, уникальность которого обусловлена тем, что в его функциональном репертуаре представлены специфические методы обеспечения территориальной целостности, суверенитета, правопорядка, индивидуальной и коллективной безопасности.

Именно властные институциональные структуры

,

определенного алгоритма взаимоотношений между гражданами и государством. Роль государства в процессе правовой социализации остается весьма существенной вне зависимости, какой политический режим в нем установился в .

. . , «

как социальный институт выполняет функцию

,

возможности применения насилия и ограничения действий членов общества, в рамках принимаемых государством норм и существующих моральных и нравственных норм» [1, с. 23].

,

отвечает за исполнение норм права, соответ-

,

легитимного насилия для принуждения к соблюдению людьми норм права. Данный потенциал

государства является залогом успешности про, -

ментов противодействия отклоняющемуся и .

процессе глубоких трансформаций общества институт государства также претерпевает существенные изменения под воздействием набира-« » . -виях системы государственного контроля и управления оказываются подверженными временной полной или частичной блокировке. При-

чина сложившейся ситуации кроется в специфике социального института государства, который « » -

, « », , -

действий и взаимодействий, индикаторы которых практически не изложены в юридических и иных социальных нормах.

Государство выступает одним из ключевых субъектов процесса правовой социализации. Данный социальный институт обладает широкими возможностями для осуществления систем- -

действия на сознание людей с целью закрепления в нем социоправовых основ мышления.

Необходимо, вместе с тем, понимать, что право, ,

не может и не должно подменять правовую социализацию. Как полагают исследователи, «правовое воспитание выступает лишь элементом , -

средством правовой пропаганды, обучения и просвещения. Для усвоения правовой информации необходимы и собственные усилия человека, в данном случае речь не идет о том, что он может быть пассивным реципиентом социально-правовой информации» [5, с. 179-185].

Важной характеристикой правовой социализации, особенно в условиях современного трансформирующегося общества с быстро протекаю,

преемственности правомерного поведения раз. ,

«в динамике правовой социализации преем- -

ков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и осознание . , , полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимодействия с другими людьми и выполнять свои обязанности» [5, с. 179-185].

, ,

масштабные трансформации института государства в начале XXI в. характеризовались разнообразными последствиями - как позитивного, так

и негативного характера. В числе других соци-

,

коснулись и социализационного процесса, преж-, . социализации в общепринятом смысле данного термина, именно правовая социализация предполагает более широкое, системно организованное вмешательство со стороны государства в процесс передачи социального и культурного опыта от старших поколений к подрастающим. Специфика правовой социализации заключается в особом коммуникативном «смыстювом ядре», ответственном за трансляцию на сознание молодежи весьма сложных для усвоения неспециализированным обыденным сознанием социально-правовых конструктов.

Следует обратить внимание на то, что именно

,

особенности которой придают ей достаточно

уникальный статус среди других сфер и подсистем жизни общества, вполне закономерно выступает едва ли не самым сложным объектом

для популяризации в массовом сознании. Си,

научным сознанием требует определенного уровня подготовки реципиентов, которого зачастую нет в повседневной реальности. Описанная проблема в целом выглядит достаточно универсальной для любого государства, но в условиях

современной России наблюдается действие ря-, -

блемной ситуации. Во-первых, необходимо принимать во внимание противоречивое, во многом

кризисное состояние институтов семьи и образо-

,

,

праве, нормативно-правовых актах, опасных последствиях преступного поведения и т.п. -,

криминалитета в современных российских условиях. Стремительный рост популярности криминальной субкультуры «АУЕ» в российском обществе, увеличение численности ее членов, резо-, -

, ,

что мы имеем дело с системным социальным противоречием, затрагивающим, прежде всего, духовно-нравственную сферу жизни социума. Подобные антисоциальные субкультурные объединения находят почву для роста и развития лишь в условиях духовного, социокультурного

кризиса, затрагивающего широкие слои общества. - , -

зультате ее вестернизации, превалирования массовой культуры потребления. Как следствие, традиционные ценности права, духовно-нравственные, мировоззренческие ориентиры, постулирующие важность правомерного поведения в жизни человека, вступают в противоречие со стандартами массовой культуры, где культивируется эгоизм, волюнтаризм, правовой нигилизм.

В-четвертых, заблуждения, слухи, дезинформация, особенно в условиях все большей популяризации Интернета как источника массовой, но не всегда достоверной информации. Существующие на данный момент риски и угрозы деструктивного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

влияния агрессивных коммуникаторов на созна-

, , -

тории, актуальны и потенциально весьма опасны.

Подобные информационные искажения в целом

,

основой, вокруг которой строится социализацион-ное и воспитательное воздействие на подраста-. -ством и инструментом правовой социализации; ее существенные искажения несут в себе значимые

угрозы деструктивного воздействия на сознание

,

.

В-пятых, отсутствие должной системности, концептуальное™ в действиях государственных

,

идет о необходимости согласованных действий подразделений федерального и регионального

уровня. Как известно, начиная с 1991 г. в нашей стране так и не было принято федерального закона о государственной молодежной политике, призванного концептуализировать и систематизировать данный процесс. - , -

блемной ситуации использование науки, особенно возможностей эмпирических и прикладных

исследований для получения оперативной ин-

,

эффективных управленческих решений. В настоящее время нередко имеет место практика принятия решений в отношении молодежи, в том

числе и в сфере социализации и воспитания

, -

рающихся на теоретические, фундаментальные работы, чем на практические исследования. Это

Литература:

1. Грунтовский И. И. Государство и гражданское общество как основные социальные институты, влияющие на динамику престижа юридической профессии // Общество, государство, право. 2014. Вып 3.

2. . .

социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода / В.Н. Гуляихин, С.В. Широ // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2011. № 3.

3. . . -ализации человека: опыт социально// -

го гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2012. № 2.

4. . .

как ресурс социального порядка в российском обществе : дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2006.

5. . . -

//

университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 4 (69).

положение создает угрозы для развития субъективизма и волюнтаризма при принятии управленческих решений.

Становится очевидным, что именно комплекс факторов предопределяет нынешнее состояние процесса правовой социализации в условиях происходящих активных трансформаций социального .

принимать во внимание, что серьезных изменений в ближайшей временной перспективе сложно

,

факторов весьма велика. При этом предпринимаемые государством усилия в направлении оптимизации процесса правовой социализации не соответствуют в полной мере особенностям протекания проблемной ситуации и, следовательно, не могут быть признаны оптимальными.

Literature:

1. Gruntovsky I.I. State and civil society as the main social institutions affecting the dynamics of the prestige of the legal profession // Society, state, law. 2014. Issue 3.

2. Gulyaihin V.N. the Solution to the problems of legal socialization of children in boarding institutions on the basis of competence approach / V.N. Gulyaihin, S.V. Shiro // Bulletin of Volgograd state University. Ser. 7. Philosophy. 2011. № 3.

3. Popandopulo O.A. The Problem of human legal socialization: the experience of socio-philosophical analysis // Bulletin of Volgograd state University. Ser. 7. Philosophy. 2012. № 2.

4. Popov M.Yu. Legal socialization of personality as a resource of social order in Russian society : dis. ... d-ra soc. sciences. Rostov n/D, 2006.

5. Radchenko T.A. Legal socialization of a person // Bulletin of Adyghe state University. Ser.: Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2010. Vol. 4 (69).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.