Научная статья на тему 'Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления'

Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
650
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
АНОМИЯ / ДЕВИАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / РАДИКАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРЯДОК / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / AN ANOMY / DEVIATION / SENSE OF JUSTICE / RADICALISM / SOCIALIZATION / SOCIOCULTURAL ORDER / EXTREMISM / ETHNOCENTRISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Игорь Валентинович

Статья раскрывает некоторые современные подходы к проблемам формирования правосознания молодежи, взаимовлияния процессов правовой социализации и мировоззренческих ориентаций молодежной возрастной группы граждан России. Автор анализирует современные тенденции в исследованиях по данной проблематике, опираясь на теоретический опыт представителей классической социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article opens some modern approaches to problems of formation of sense of justice of youth, interference of processes of legal socialization and world outlook orientations of youth age group of citizens of Russia. The author analyzes modern lines in researches on the given problematics, leaning against theoretical experience of representatives of classical sociology.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Шевченко Игорь Валентинович

соискатель кафедры философии и социологии Кубанского аграрного университета (тел. :89282071812)

Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления

Аннотация

Статья раскрывает некоторые современные подходы к проблемам формирования правосознания молодежи, взаимовлияния процессов правовой социализации и мировоззренческих ориентаций молодежной возрастной группы граждан России. Автор анализирует современные тенденции в исследованиях по данной проблематике, опираясь на теоретический опыт представителей классической социологии.

Annotation

Article opens some modern approaches to problems of formation of sense of justice of youth, interference of processes of legal socialization and world outlook orientations of youth age group of citizens of Russia. The author analyzes modern lines in researches on the given problematics, leaning against theoretical experience of representatives of classical sociology.

Ключевые слова: аномия, девиация, правосознание, радикализм, социализация, социокультурный порядок, экстремизм, этноцентризм.

Key words: an anomy, deviation, sense of justice, radicalism, socialization, sociocultural order, extremism, ethnocentrism

Анализируя проблемы

становления правосознания молодежной возрастной группы, следует отметить, что в подростковый период система ценностных ориентаций находится в стадии формирования, то есть не представляет собой определенной социокультурной конструкции.

В то же время, именно в этот период ценностные ориентации образуются как устойчивые свойства личности. Мировоззрение подростка и его аксиология вырастают из соответствующего культурного контекста, предлагающего определенные представления, идеалы, правила жизни, способы действий. От того, сможет ли подросток, при неустойчивости мировоззренческих и моральных принципов и слабом контроле поступков, выбрать среди множества интересов и ориентиров ориентиры приоритетные, выстроить свою систему жизненных ценностей, зависит его дальнейший жизненный путь.

Возрастная неустойчивость эмоционально -волевой сферы, повышенная тревожность и различные отклонения в социализации и

формировании ценностных ориентаций ведут к тому, что подростки становятся не способными противостоять распространению асоциальных по содержанию ориентаций и установок. (1, с.38)

Говоря об успешности правовой социализации, являющейся основой правосознания и предопределяющей социокультурное поведения актора, прежде всего, следует видеть в ней конкретную позицию личности. Данная позиция выражается в совокупности действий, реализующих внутреннее убеждение и установки, которые, в свою очередь, обусловлены социальными и культурными факторами. Социальная действительность определяет ценностно-нормативное основание социокультурного поведения, преобладание нормальных либо девиантных образов.

Социологическое осмысление правосознания, как условия формирования социокультурного поведения через призму социокультурных явлений и процессов, происходящих в обществе, принадлежит, Э.А. Баллеру, Ю.Г. Волкову, П.С. Гуревичу, Я.В. Зубовой, Ю.Г. Ершову, Л.Г.Ионину, Л.Н. Когану и др.

В то же время, научные исследования

69

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ценностного содержания правосознания, позволили ряду ученых утверждать, что ценности представляют собой разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться [4, с.14]

Данное утверждение созвучно с высказыванием известного американского социолога Т. Парсонса, который, рассматривая ценности как составные части социальной системы, соответственно, определял их как общепринятые представления о желательном типе общества, В то же время, Т. Парсонс, обосновал дифференцированность правовой нормы в культуре. Оценивая значение норм, Т. Парсонс отмечал, что не случайно социальнорегулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершить люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и, прежде всего, повседневных, ситуациях. "Ценности есть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы... Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к типичным ситуациям, но и содержат конкретные способы ориентации для действия. [9, с.368].

Следует так же отметить, что социальный процесс определяется как последовательное изменение состояний социальной системы или ее подсистем, а индикатором, с помощью которого можно определить эти новации, выступает именно изменение ценностей и закрепляющих их на поведенческом уровне норм.

Так, В.И. Добреньков, пишет: " ... социальные нормы и ценности действительно придают системный характер социальным отношениям, формируя систему координат для различения социально одобряемого и социально порицаемого поведения" [5, с. 11].

В свою очередь, Р. Мертон, так же обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функционировании самого ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. "Ценность - норма - социальный контроль" - это сложный, противоречивый механизм, который не может не давать сбои, в

результате которых возникает девиантное поведение индивидов, социальных групп [8, с.432].

В советский период в СССР, например, процесс социализации в жестких формах обусловливался идеологической и культурной доктриной, носившей доминирующий, всеобъемлющий характер. При всех неизбежных вариациях, социалистическая культура формировала тип "советского человека" с вполне определенной системой ценностей, целей социального существования, ориентированного на конкретные нормы и образцы поведения, находящиеся в поле социального контроля.

Следует отметить, что крупномасштабные общественные преобразования начала 1990-х гг. качественно изменили ситуацию. Начался переход от советского социалистического строя к отношениям либеральной демократии и рыночной экономики, причем если в сфере политики и экономики реформы произошли необычайно быстро, то в более инерционной сфере культуры изменения не завершены до сих пор. Социокультурная сфера общественной жизни находится в неопределенном, аномичном состоянии, что вызывает растерянность, фрустрацию и апатию массовых слоев населения. Каждый человек должен заново переосмыслить для себя базовые жизненные ценности и нормы поведения, определить свое желаемое и реальное место в обществе, формировать и осуществлять стратегии адаптации, позволяющие приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Современные социологи характеризуют ценности как относительно общие, стабильные характеристики людей, изменяющиеся под воздействием экономических, социальных и других факторов, и направляющие своих носителей к определенным целям. Люди, следовательно, в своей деятельности стремятся к удовлетворению своих потребностей, реализации своих интересов, руководствуясь ценностными представлениями о том, что для них приоритетно, а что нет

Соответственно, в данных социальных условиях общества переходного периода процесс влияния на правосознание молодежной демографической группы значительно затрудняется.

Социальные изменения, происходящие в транзитивном обществе, в значительной степени провоцируют деформацию правосознания, включая и формирование в молодежной среде идеологии радикального и экстремистского содержания, поскольку они не находят должного

______________________________________Z0

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

противодействия со стороны ослабленных, не эффективно функционирующих институтов социального контроля. Происходящие изменения в транзитивном обществе воздействуют и на культуру, понижая качественное значение раннее устоявшейся системы ценностей, создавая благоприятные условия для развития и усиления субкультурных тенденций, формируя комплекс глубоких культурных противоречий. Признаки российской ментальности свидетельствуют о значительном влиянии на уровень правосознания российской молодежи последствий аномичного состояния отечественного социума периода социальной тразитивности конца прошлого и начала настоящего века.

В социологической науке теория аномии, а так же ее социетальные последствия широко известны и исследованы, в том числе и представителями классической социологии. Так известный французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм в своей работе "Элементарные формы религиозной жизни" рассматривает аномию как расплывчатое состояние нормативноценностной системы, отсутствие четкой общепринятой и общеобязательной трактовки социальных регуляторов.

По мнению исследователей научного наследия Дюркгейма, он впервые упомянул об аномии при подготовке докторской диссертации, а позже в монографии "О разделении общественного труда" (1883), второй раз при подготовке книги "Самоубийства" (1887), а затем в книгах "Правила социологического метода"(1895) и " Элементарные формы религиозной жизни" (1915).

Следует отметить, что оценка Дюркгейма аномии, как следствия неполноты перехода общества от одного состояния к другому, а именно, от механической солидарности к органической, когда старые социальные институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы, бесспорно, актуальна и в условиях социокультурного пространства современной России [10, с.124].

Аномичное состояние общества порождает условия, когда социальные и экономические нововведения, которых становится все больше в результате прогрессирующего распределения труда, появляются на свет, не получив морального оправдания и моральной опоры в коллективном сознании. Люди не успевают привыкнуть к одним нормам, как рождаются другие [4, с.113].

В традиционном обществе культурный порядок обеспечивался просто: темп изменений социальных институтов был невелик; потребности

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА людей были неразвиты, а механизмом их удовлетворения являлось примитивное удержание на низком уровне. Жесткое, иерархическое общество и в античности и в средневековье были очень стабильны и малоподвижны. В нем отсутствовало понятие личности и индивидуальности и, тем более, личных прав и свобод. Люди ощущали свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого строя, вертикальная мобильность была небольшой [1, с. 23].

Известные ученый-социолог В.И. Добреньков, отмечает, что российское молодежное правосознание, особенно это касается так называемого народного или массового правосознания, является, с одной стороны не развитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой - характеризуются как расположенное на полюсах нигилизма и идеализма в оценке роли и статуса права.( 5, с.11)

В свою очередь, анализируя проблемы формирования правосознания в молодежной среде, следует отметить, что одной из основных негативных тенденций в данном процессе, бесспорно, является тяготение представителей молодежи к экстремистской идеологии.

Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит, так называемый, этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как "мы", а других как "они". Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях как национализм и терроризм [7, с.32]

Национализм, как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией

71

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную -обязанность продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности.

В свою очередь, анализ факторов, формирующих современное правосознание молодежи, позволяет выделить как основной -информационный фактор, главенствующий в современном социокультурном пространстве -источник познания реальности.

В то же время, объективное отражение реальности - это полная информатизация социума, реорганизация всей многогранности его жизни на базе телекоммуникаций, информационных сетей с использованием средств коммуникаций. Полная информатизация жизни "представляет собой интеллектуально-гуманнистическую перестройку всей жизнидеятельности человека и общества в целом на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью новых информационных технологий с целью созидания информационного общества и дальнейшего становления ноосферы (сферы разума) [3, с.229].

В то же время, информация в социуме - это способ, с помощью которого знания индивида как таковые существуют не только для него самого, но и собственно для других. Знания -персональные, индивидуальные, частичные; информация публична, общедоступна. Это свидетельствует о разнице форм информации и знаний даже при идентичности их смыслового содержания, и соответственно о разнообразии форм, в которых так или иначе проявляется или предается информация в социуме [6, с.42].

Бесспорно, что информационные средства современных коммуникаций оказывают существенное влияние на уровень правосознания, как каждого конкретного индивида, так и социума в целом. Велико их значение и при формировании таких социокультурных категорий как общественное мнение и менталитет.

На основании проведенного нами исследования, возможно предложить следующий вывод: проблема взаимовлияния процессов правовой социализации и мировоззренческих ориентаций молодежи в современной России актуализируется под воздействием различных

факторов, определяющих уровень правопорядка и законности. Качественное содержание правосознания, трансформируется под воздействием условий социальной среды, определяющей так называемые "культурные универсалии". Стабильное общество, планомерно развивающее культурную и экономическую сферу, имеет устойчивую, традиционную систему ценностей, образцов и эталонов поведения.

1. Адагов Т. А. Социокультурное поведение подростков и девиации // Вестник АГУ 2(59) С. 109.

2. Артюхов А.В. Криминальные практики России, сквозь призму культуры. г. Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2004. С.38.

3. Ващекин В.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Концепция современного естествознания. М., 2000. С.229.

4. Вебер М., Избранные произведения. Пер. с нем. Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1990, С.14.

5. Добреньков В.И. Преступление и наказание: криминализация России как социально-политическое явление: Материалы дискуссии. М.:Альфа М, 2004 (Серия: "Научные семинары. Круглые столы. Дискуссии").Вып.3. С.11.

6. Курдиманов В.А. Феномен информации: философско-социологическое осмысление. Вестник АГУ. Серия " Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология" Вып. № 3 Майкоп, 2009. С. 42.

7. Новиков И.А. Молодежный радикализм в условиях мультикультурализма: тенденции и перспективы развития. Научное издание. Краснодар: Краснодарский университет МВД Росси, 2009. С.39.

8. Общая социология: Учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА М, 2002. 654с. (серия "Высшее образование"). С. 432.

9. Парсонс Т. Система современных обществ М., 1979. С.19.

10. Сергиенко С.В. Культурные девиации в контексте теории аномии: социологический анализ. Вестник АГУ. Серия" Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология" Вып. № 1 Майкоп, 2010 С. 124.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.