Научная статья на тему 'Правовая система: структурный и функциональный подходы'

Правовая система: структурный и функциональный подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1642
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая система: структурный и функциональный подходы»

ПРАВО

© 2006 г. В.А. Агафонов

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: СТРУКТУРНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ

Концепция правовой системы тесно связана с проблемой правопонимания и фундаментальным вопросом о том, что такое право, в ответе на который нет единого мнения. Понятие правовой системы воплощает системный подход и позволяет объединить результаты усилий исследователей, придерживающихся разных взглядов на право и его понимание. Необходимость преодоления нор-мативистского понимания права в конце 80-х гг. ХХ в. потребовала введения в понятийный аппарат такой категории, которая позволила бы охватить весь комплекс правовых явлений, их взаимодействие и системные связи, отразить более высокий уровень обобщения правовой действительности, чем тот, который отражен в представлении о праве как о системе норм и системе законодательства. Такой категорией является правовая система [1, с. 302-303]. Буквальное значение термина «правовая система» указывает на объективное право, существующее и функционирующее в качестве системы. Как отмечали В.Д. Перевалов и В.И. Леушин, «термин „право" используется для обозначения системы всех правовых явлений... здесь его синонимом выступает термин „правовая система"» [2, с. 224]. Как социальная действительность право существует именно в виде системы, которая, имея свою структуру, предстает как единое целое, состоящее из согласованно функционирующих элементов.

Дефиницию и анализ правовой, как и всякой системы, можно осуществлять на основании структурного (субстанционального) и функционального подходов. Первый из них сосредотачивается на элементном и компонентном составе системы. Второй - обращается к ее функциям и взаимодействию с внешней средой. Функционирование правовой системы представляет собой формирование правового воздействия (регулятивного импульса) и составляет ее динамический аспект. В соответствии с этим определение понятия правовой системы должно содержать структурную и функциональную стороны.

Функциональная сторона этого понятия представляется системой социального регулирования, обеспечивающей баланс между социальной стабильностью и развитием путем воплощения различных правовых идей и волевых импульсов, коренящихся в сфере правосознания, в систему правовых норм и принципов, а затем и правоотношений. К правовым можно отнести идеи справедливости, целесообразности, осознание интересов различных групп, государственной и общественной воли. Совокупность правовых идей из сферы правосознания, выразившихся в системе правовых

норм (позитивное право) и отразившихся в системе общественных отношений в качестве правоотношений, является ничем иным, как правом, понимаемым не в узком, нормативистском, а в широком смысле. В данном случае право выступает как системообразующая основа правовой системы, как ее субстанциональный аспект. Поэтому правовая система представляет собой системный аспект бытия права. Субстанциональный аспект дополняется функциональным. Л.Б. Тиунова подчеркивает, что без деятельности правовая система превращается в клочок бумаги, точно так же как и без правоотношений мертвы кодексы [3, с. 59]. Иными словами, право как действующее, т.е. право в юридическом, а не в культурно-познавательном, историческом или герменевтическом смысле, существует именно в виде правовой системы.

Как видим, субстанциональная основа правовой системы (т.е. право в широком смысле слова) имеет трехслойную структуру, в виде объединенных системными связями правосознания, писаного позитивного права и правоотношений. Все эти компоненты следует признать формами существования права. Однако каждая из них обладает и собственным содержанием, которое может совпадать или не совпадать с содержанием других компонент. Формальное или писаное право может прийти в противоречие с «правом идеальным» из сферы правосознания, а «живое право» из сферы общественных отношений может не соответствовать праву позитивному. В теории конституционного права получила признание концепция дуализма писаной (формальной) и фактической (реальной или «живой») конституции. Таким образом, право, воплощаясь в разных компонентах правовой системы, может менять и свое содержание

Указанные компоненты имеют сложный характер и состоят, в свою очередь, из более простых элементов. Правосознание включает в себя правовую идеологию и правовую психологию. Если первая непосредственно выполняет регулятивные функции и рассматривается как система принципов, которыми руководствуется законодатель и правоприменитель, она выступает как доктрина. То в состав второй следует включить ментальность как психическую основу мыслительной и практической рационально-волевой деятельности. Позитивное право состоит из норм разного характера, материальных процессуальных, а также вторичных (выражение Р. Давида), к которым можно отнести толкования других норм (следует обратить внимание на отличие западного понимания нормативности, отождествляющего ее с деонтичностью, от отечественного). Законодательство как форма выражения позитивного права состоит из актов разной юридической силы - законов, подзаконных актов.

Компоненты и элементы правовой системы объединяются в системную целостность многообразными функциональными связями, показывающими направления их взаимодействия. Благодаря им система приобретает свойства и качества, которых нет у ее отдельных элементов. Цель существования пра-

вовой системы - социальное регулирование, т.е. установление пределов деятельности свободных акторов. Вместе с тем, правовая система не может рассматриваться как нечто внешнее по отношению к обществу. Посредством ее происходит не просто регулирование, а в обобщенном смысле саморегулирование общества. Функциональные связи как выходящие за рамки, так и полностью заключенные в рамках правовой системы обеспечивают регулирующие воздействия, к которым относят правовое регулирование в узком смысле слова, и иные воздействия (ментальное, культурное, идейно-воспитательное).

Теперь обратимся еще к одной стороне правовой системы - информационно-управляющей. Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении поставленных целей подсистем и элементов, образующих целостное, функциональное правовое образование, обладающее специфическими интегративными качествами и признаками управления и имеющее информационное содержание [4, с. 32].

Они могут быть изображены в виде хорошо известной в технике схемы контура управления. Управляющее устройство вырабатывает управляющее воздействие и вместе с тем получает информацию о состоянии объекта управления. Последний, таким образом, играет вполне активную роль в процессе взаимодействия. Несмотря на все отличия социального регулирования и правового воздействия, с одной стороны, и технического управления, с другой, у них имеется общая черта - интерактивный характер взаимодействий. Система управления выполняет свои функции, если управляющий контур замкнут и содержит наряду с прямыми и обратные связи. Поэтому регулятивный импульс не имеет начала и конца. Воздействие со стороны одного элемента на другой, как правило, сопровождается ответным воздействием со стороны последнего. Поэтому мы можем говорить именно о взаимодействиях внутри системы. В рамках правовой системы не должно быть пассивных, полностью «подвластных» элементов. Все элементы активны и воздействуют друг на друга. В этом - залог целостности и адекватности регулятивной системы. Воздействие правовой системы осуществляется непрерывно. Определенная схема воздействия в виде стадий абстрактного регулятивного импульса (как разновидности управляющего воздействия) может быть выделена и описана достаточно условно. Правовое регулирование является сознательно-волевым в большей степени, нежели иные виды социального регулирования (этическое, традиционное, религиозное и т.д.), поэтому сферой зарождения регулятивного импульса является сознание, которое (под воздействием других компонент правовой системы) фиксирует необходимость усилий по стабилизации (охране) или изменению существующей реальности, выражающейся в виде общественных отношений. Так рождается правовая идея, которая сначала воплощается в процессе правотворчества в нормы права, а затем, в процес-

се правоприменения в общественные отношения. Общая схема функционирования правовой системы - идеи воплощаются в нормы, а нормы - в правоотношения. Без каждой из этих стадий невозможно говорить о действующем праве. При этом происходит и обратное воздействие. Сознательная сфера правовой системы - правосознание - испытывает воздействие общественных отношений (на необходимость сохранения или изменения которых вынуждено реагировать), правовых норм (отвечая на необходимость их формулирования, переформулирования, изменения логики и форм изложения, а иногда действуя и на основании требований самих норм, требующих того или иного реагирования, например, принятия закона, приведения в соответствие одних норм с другими и т.д.), и наконец, самого себя, своих этических и культурных установок, традиций мышления и иных элементов своей внутренней структуры. Воздействует же сознание (правосознание) не только на процесс создания норм, но и на процесс правоприменения и опосредованно через нормы, и непосредственно на общественные отношения, как урегулированные, так и не урегулированные нормами права. Поэтому воздействие правовой системы не сводится только к правовому регулированию (в узком смысле), имеются и иные способы правового воздействия, например, правовое воспитание, воздействие доктрины, правовых принципов. Между ними нет четкой грани.

В свою очередь, сфера общественных отношений воздействует и непосредственно на массив норм, и на правосознание. Одни нормы становятся мертвыми или спящими, а другие вызываются к жизни в виде устойчивых правил поведения, даже если они не сформулированы законодателем и часто неосознанны. В сфере общественных отношений складываются обычаи и традиции, которые становятся нормами. В массив позитивного права они проникают в результате законодательной деятельности и в случае прецедента. Последние тоже в какой-то мере опосредуются правосознанием, но далеко не сразу и не всегда оказывают воздействие на правовую идеологию.

Указанные системные связи нуждаются в проводниках, медиаторах, в этой роли выступают те или иные механизмы, объединяющие правовую систему в единое целое. Так, позитивное право, понимаемое как совокупность норм, изложенных на бумаге, само по себе неспособно воздействовать на общественные отношения. Необходим тот или иной механизм воздействия (правоприменительный). Требуется чтобы право формировало общественные отношения и при этом отвечало уже существующим отношениям. И, наконец, необходим механизм его создания и изменения, приспособления к существующим потребностям социального регулирования. Поэтому в состав правовой системы должны быть включены механизмы взаимного воздействия ее компонент, прежде всего правотворческий (реализующий законодательное и административное правотворчество) и правоприменительный (в том числе правосудие, правоохранительная деятель-

ность), а также инфраструктура юридического образования и правового воспитания, система юридических исследований (социально-правовых и нормативных).

При этом сами механизмы отражаются в вышеуказанных компонентах правовой системы. Правотворчество и правоприменение регламентированы нормами позитивного права, их работа основана на определенных идейных принципах и сама представляет из себя комплекс правовых отношений, имеющих юридическое содержание в виде алгоритмов работы, и фактическое содержание в виде реальных действий по их осуществлению.

В соответствии с этой схемой и следует осуществлять анализ правовой системы, которая, как и право, существует в самых разных масштабах, но наиболее важным представляется ее изучение в рамках государства, определяющего содержание ее основных компонент и обеспечивающего функционирование системных связей между ними. В контексте сравнительного правоведения, где категория правовой системы является одной из основных, она обозначает национальную правовую систему. Национальные правовые системы характеризуются элементным составом, структурой и содержанием своих основных компонент (правосознание, позитивное право, правоотношения), функциональными связями между ними, методами и механизмами осуществления таких связей, а также взаимодействием с иными социальными сферами. В мировой практике реализованы далеко не все возможные типы и сочетания компонент и элементов правовой системы, а также системных связей внутри нее. Все это представляет собой различные параметры правовой системы. Те из них, которые отличают ее от других правовых систем в рамках мировой правовой культуры и своей классификационной группы (например, правовой семьи), составляют ее особенности.

Первостепенное внимание в сравнительном правоведении уделено методу правотворчества (законодательного или судебного). Этим методам соответствуют основные формы существования позитивного права, т.е. его источники (нормативный акт или судебный прецедент). Сами методы отражаются в правосознании (дедуктивное или индуктивное мышление, или менталитет юристов, отношение к правовому формализму), в позитивном праве (процессуальные нормы, регулирующие отношения по правотворчеству), в правоотношениях (правотворческий процесс и его фактическая реализация). Наличие прецедентного правотворчества означает наличие обратной связи между сферами правоотношений и правовых норм, что делает нормативное регулирование более гибким и адекватным.

Важный признак правовой системы - характер влияния правосознания, в том числе правовой идеологии, на регулируемые общественные отношения, возможность использовать их в качестве источника права. Непосредственное использование в правоприменительной деятельности правовой доктрины, а также ссылки в законодательстве на «добрую совесть» и «доб-

рые нравы» (gute Sitten, Tren und Glauben (нем.) соответственно) [5, § 826 и § 242] достаточно широко распространено в мировой практике. В соответствии с этим устанавливается функциональное взаимодействие между сферами правосознания и правоотношений.

Таким образом, функционирование правовой системы представляет из себя непрерывный процесс взаимной адаптации правовых норм и общественных отношений, осуществляемый под воздействием государства и при участии различных социальных сил. В силу этого функционирование правовой системы неразрывно связано с ее изменением.

В контексте сравнительного правоведения, где категория правовой системы является одной из основных, она обозначает правовую систему государства, национальную правовую систему. Но право - это явление мирово -го масштаба, которое, будучи действующим, существует в виде многоуровневой мировой правовой системы. Она включает в себя общемировой, наднациональный, национальный (в масштабах государства) и субнациональный уровни системной интеграции. На этих уровнях - от внутринационального до международного - действуют системные функциональные связи, обеспечивающие интеграцию правовых явлений в правовые системы соответствующего уровня.

Среди них наиболее существенным является уровень национальной правовой системы, т.е. системной целостности в масштабах государства (а также иного обособленного политического образования, претендующего на независимость). Национальный масштаб правовой системы того государства, которое осуществляет основную правотворческую функцию и обеспечивает функционирование системных связей между ними, наиболее изучен. Функциональные связи на этом уровне наиболее интенсивны и прочны.

Кроме того, существуют уровни внутринациональной (субнациональной, более низкой) и наднациональной (более высокой) интеграции правовых явлений в правовые системы. Первые занимают системные целостно -сти в рамках отдельных сфер правового регулирования - территориальных (субъектов федерации или иных регионов), социальных (в том числе этно-конфессиональных) или предметно-отраслевых. На более высоких уровнях осуществляется системное взаимодействие правовых явлений на различных наднациональных уровнях (в том числе надгосударственных союзов, международных организаций и в общемировом масштабе).

Системные функциональные связи объединяют в системные целостности правовые феномены разных государств, их национальные правовые системы и отдельные элементы. Благодаря этим связям возникают наднациональные правовые системы.

Сходство правовых систем взаимообусловлено появлением таких связей и укрепляется по мере их развития. Содержание основных компонент правовой системы в государствах современного мира особенно многообразно и вмещает в себя наибольшее число особенностей, которые делают

ее уникальной в рамках мировой правовой культуры. Но и здесь прослеживаются определенные закономерности. Так, содержание позитивного права в разных странах восходит или к римскому, или к праву средневековой Англии, либо к религиозным источникам, либо к обычаям.

В соответствии с содержанием основных компонент происходит классификация национальных правовых систем по правовым семьям. Правовая психология и фактическое содержание правоотношений относительно независимы от других элементов правовой системы, поэтому по этим параметрам национальные правовые системы должны классифицироваться отдельно. Они тесно связаны с культурными, историческими, религиозными традициями, менталитетом и психологией, всем тем, что определяет циви-лизационный тип права и правовой культуры. Существенный параметр правовой системы - характер регулятивных функций. Они могут быть по преимуществу охранительными или реформаторскими. Преобладание последних характерно для обществ, переживающих период трансформации или транзита, то есть переходных обществ, каковым соответствует переходный тип государства, права и правовой системы.

Литература

1. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Старилова Ю.Н. Воронеж, 1999.

2. Теория государства и права / Под. ред. Корельского В.М., Перевалова. М., 1997.

3. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. Методология и теория. СПб., 1991.

4. Рассодов М.М. Управление правовыми системами // Общественные науки. 1984. № 1.

5. Агафонов В.А. Правовая система России: теоретико-правовой анализ. Ростов н/Д, 2006.

Ростовский государственный университет путей сообщений 15 августа 2006 г.

© 2006 г. Т.Н. Матюшева

ИНВАЛИДЫ И СИРОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

К основным объектам безопасности как состояния защищенности от любого вида угроз, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 25.07.2006), относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [1]. Отметим, что личность, ее права и свободы в названном законе занимают первое место среди объектов безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.