Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

#

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. ИПАТОВА старший инспектор группы организации работы по

противодействию коррупции и иных правонарушений ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, лейтенант внутренней службы

Правовая регламентация противодействия коррупции в Российской Федерации

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча, растление, продажность, разложение) -термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупция с давних времен сопровождает действующие институты государственного управления России, порождая негативное отношение к органам государственной власти со стороны общества. Испокон веков подарок, выраженный в денежном или натуральном эквиваленте, являлся средством получения расположения со стороны высших должностных лиц и чиновников, обладающих полномочиями по решению вопросов, имеющих важное государственное значение.

Первая попытка законодательно урегулировать вопросы противодействия коррупции была предпринята еще при Иване III. В настоящее время в Российской Федерации происходит увеличение количества нормативных правовых актов в сфере борьбы с этим явлением.

В целях усовершенствования правового регулирования в области противодействия коррупции наше государство присоединилось к ряду важнейших международных соглашений. Так, 8 марта 2006 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и при-

няла на себя ряд обязательств по имплемен-тации антикоррупционных механизмов [1], 25 июля того же года - Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию [2], а в 2012 году - Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок [3]. Это свидетельствует о готовности Российской Федерации к сотрудничеству и взаимопомощи в сфере противодействия коррупции.

Совершенствование правового регулирования вопросов противодействия коррупции в Российской Федерации происходит по двум направлениям.

1. Международно-правовое сотрудничество с иностранными государствами в сфере противодействия коррупции. Данное направление находит свое отражение в принятии Российской Федерации ряда международно-правовых обязательств, предусмотренных документами мирового сообщества по вопросам коррупции.

2. Развитие правовых основ противодействия коррупции в Российской Федерации и усовершенствование действующих нормативных правовых документов в указанной сфере деятельности.

При этом урегулирование вопросов противодействия коррупции в Российской Федерации происходит как на законодательном, так и на подзаконном уровне. Основным документом в области противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

nomer_3_2017.indd 28

28

Ф

28.02.2017 10:56:45

«О противодействии коррупции», устанавливающий основные понятия и направления деятельности по снижению уровня коррупции в Российской Федерации. Согласно данному закону под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

По действующему законодательству ответственность за коррупционные проявления может быть дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной. Основными законодательными актами, регулирующими ответственность за коррупционные проявления являются: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Дисциплинарными коррупционными проступками являются действия, не обладающие признаками преступления или административного правонарушения. Дисциплинарная ответственность за коррупцию будет наступать при совершении должностным лицом грубого дисциплинарного поступка, такого как, например, непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Гражданскими коррупционными проступками являются нарушения гражданского законодательства по вопросам дарения, а также по вопросам предоставления услуг, и не обладающие признаками преступления или административного правонарушения. Так, ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации

содержит запрет на дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей) государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения предусмотрена статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, ст. 19.28 содержит запрет на незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Уголовная ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности согласно Уголовному кодексу Российской Федерации наступает за совершение следующих деяний: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения; регистрация незаконных сделок с землей; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения; недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; контра-

29

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2017

пomer_3_2017.mdd 29

28.02.2017 10:56:45

#

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

банда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; злоупотребление полномочиями; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами; коммерческий подкуп; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями; нецелевое расходование бюджетных средств; нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов; превышение должностных полномочий; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; дача взятки; служебный подлог; провокация взятки либо коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.

Существуют также законодательные акты, прямо не закрепляющие ответственность за коррупцию, но где имеются нормы или положения, так или иначе посвященные вопросам борьбы с коррупцией. Так, например, в главе 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержатся основные запреты и ограничения, налагаемые на государственного служащего в связи с его должностным положением, большой массив которых связан с вопросами противодействия коррупции (к примеру, не может быть принят на гражданскую службу, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства - родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей - с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому). Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон

от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» гарантируют прозрачность деятельности государственных органов в различных областях деятельности, что в свою очередь является необходимым условием эффективной работы в области противодействия коррупции.

Важным институтом в сфере противодействия коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проводимая в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Следует также отметить ведущую роль Президента Российской Федерации по урегулированию вопросов противодействия коррупции. Так, например, основные принципы поведения государственного служащего, в том числе механизм поведения служащего в случае возникновения возможного конфликта интересов либо в случае факта склонения служащего к проявлению коррупции, устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Ряд Указов Президента определяет органы, ответственные за реализацию положений международных Конвенций по вопросам противодействия коррупции. Во исполнение положений законодательных актов Российской Федерации Президентом издаются соответствующие указы, более подробно освещающие проблемные стороны работы в области противодействия коррупции. Так, например, Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2011 № 1071 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"» конкретизирует положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ применительно к Федеральной службе исполнения наказаний, также обеспечивая прозрачность деятельности службы. Некоторые указы регулируют вопросы предоставления государственными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок проверки

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

потег_3_2017.1п<И 30

30

ф

28.02.2017 10:56:45

достоверности и полноты предоставляемых государственным служащим сведений (например, Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»).

Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» разрабатывается Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом Российской Федерации. Впервые названный документ был принят в 2008 году, в настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 20162017 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2016 № 147.

Правовое регулирование в области противодействия коррупции происходит также и на уровне Правительства Российской Федерации и профильных министерств посредством принятия подзаконных актов, издаваемых во исполнение действующего законодательства. Так, например, во исполнение федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - приказ от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального Банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требовани-

ях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Большая работа по нормативному регулированию в антикоррупционной сфере ведется в Федеральной службе исполнения наказаний. Так, например, приказом ФСИН России от 31.08.2009 № 372 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции регулярно разрабатывается План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время действуют План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2016-2017 годы и План дополнительных мероприятий по противодействию коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний на 2016-2017 годы. Основной массив ведомственных нормативных актов занимают документы, регламентирующие порядок предоставления сотрудниками уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты представленных справок, а также порядок урегулирования конфликта интересов. ^

1. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции : федер. закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию : федер. закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

3. О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок : федер. закон от 01.02.2012 № 3-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

31

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2017

пomeг_3_2017.iпdd 31

28.02.2017 10:56:45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.