Множественность преступлений — это комплексная проблема и решаться она должна на основе взаимодействия уголовного права, уголовного процесса, криминалистики.
1 Николайченко В.В., Бытко Ю.И. Рецидив преступлений. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты. Саратов, 2010. С. 140-156.
2 См., например: Криминология / под ред. В.П. Малкова. М., 2004. С. 361.
3 См.: Павловские среды. М., 1961. Т. 2. С. 296.
Ю.В. Самович
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖЕНЩИН В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
В статье анализируются вопросы развития юридической регламентации преступлений против женщин, совершаемых во время вооруженных конфликтов. Кроме норм международных соглашений, рассматривается практика международных уголовных судов и трибуналов, а также положения Статута Международного уголовного суда.
Ключевые слова: жертвы вооруженных конфликтов, насилие в отношении женщин, Женевские конвенции о защите жертв войны, Международный уголовный суд.
Yu.V. Samovich
LEGAL REGULATION OF CRIMES AGAINST WOMEN IN INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW
In this article the questions of the development of legal regulation of crimes against women that are committed during armed conflicts, are analyzed. Except for the standards of international agreements, the practice of international criminal courts and tribunals is considered, and also the regulations of the International criminal court Statute.
Key words: victims of armed conflicts, violence against women, Geneva conventions about the protection of war victims, the International criminal court.
В некоторых из самых ранних документов, посвященных праву войны, встречаются единичные упоминания о защите женщин. В частности, Кодекс, определяющий поведение армии Соединенных Штатов в Гражданской войне, разработанный в 1863 г. (Кодекс Либера), в ст. XLVП регламентирует наказание за изнасилование женщин враждующей страны. Тем не менее, изнасилование не упоминается в списке военных преступлений в Нюрнберге, хотя в обвинительных актах Токийского трибунала содержались обвинения в изнасиловании, и несколько лиц были осуждены за то, что не смогли обеспечить поведения своих подчиненных, не выходящего за рамки закона.
Специализированные нормы о защите женщин во время вооруженных конфликтов были впервые включены в Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Так, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны в ст. 27 определяет, что «женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к
© Самович Юлия Владимировна, 2012
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета (Кемеровский государственный университет); e-mail: [email protected]
проституции или любой другой формы покушений на их нравственность»1. Кроме того, в ст. 32 устанавливается запрет на «принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. Это запрещение распространяется... на медицинские или научные опыты, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения покровительствуемого лица, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны представителей гражданских или военных властей».
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) 1977 г. в ст. 51 содержит запрет на акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Статья 75 I Протокола, известная как «сетка безопасности», регламентирует, что «запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия, независимо от того, совершают ли их представители гражданских или военных органов: а) насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц, в частности: 1) убийство; 11) пытки всех видов, будь то физические или психические; 111) телесные наказания; и 1у) увечья; Ь) надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме»2.
Наконец, Протокол включает главу «Меры по защите женщин и детей», ст. 76 и 77 которой определяют, что «женщины пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств» и «дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине».
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) 1977 г.3, в ст. 4 «Основные гарантии», во-первых, запрещает:
посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;
надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме; рабство и работорговля во всех их формах; угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Обозначенные выше положения Женевских конвенций и Протоколов к ним уже на момент принятия были не совершенны с точки зрения обеспечения защиты женщин и девочек от насилия во время войны, о чем свидетельствует и само определение изнасилования, абсолютно не отражающее всей серьезности данного преступления для жертвы.
14 декабря 1974 г. ООН приняла Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов4, которая, «учитывая необходимость предоставить особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению» призывала:
«4. Государства, участвующие в вооруженных конфликтах. должны принимать все усилия для того, чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны. Должны быть предприняты все необходимые шаги, с тем, чтобы добиться запрещения таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие, в частности против той части гражданского населения, которую составляют женщины и дети.
5. Все формы репрессий и жестокого и бесчеловечного обращения с женщинами и детьми, включая заключение в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания, разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими сторонами в ходе военных операций или на оккупированных территориях, считаются преступными».
В принятых в 1993 г. Всемирной конференцией ООН по правам человека Венской декларации и Программе действий подтверждалось, что «нарушения прав человека женщин в ситуации вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права» и что они требуют «принятия самых решительных мер».
В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин5, в которой прямо признавался тот факт, что в ситуациях вооруженного конфликта женщины особенно подвержены на° силию. В ст. 1 Декларации термин «насилие в отношении женщин» определял-ц ся как любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, коз торый причиняет или может причинить физический, половой или психологиче-I ский ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких ак-1 тов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной
.а
| или в личной жизни.
| В ст. 2 перечислялись случаи, которые наиболее часто охватывались поняти-
,§ ем «насилие в отношении женщин», причем данный перечень не носил исчерпы-
1 вающего характера:
1 «а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в се-| мье, включая нанесение побоев, половое вынуждение в отношении девочек в се-| мье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение | женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие
2 ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;
° Ь) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в об-
£ ществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домога-
| тельство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, тор-
I говлю женщинами и принуждение к проституции;
1 с) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попу° стительстве государства, где бы оно не происходило».
го
¿5 Другим важным начинанием в решении вопроса о женщинах и правах чело-
I века в период вооруженных конфликтов было создание института специальных I докладчиков, в мандаты которых входило изучение отдельных аспектов влияния вооруженного конфликта на судьбу женщин. В 1994 г. Комиссия ООН по правам человека учредила пост Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, мандат которого охватывал ситуации вооруженного конфликта. В январе 1998 г. г-жа Радхика Кумарасвами представила доклад по данному вопросу, где рекомендовала пересмотреть Женевские конвенции с учетом меж-
154
дународных конфликтов, с целью инкорпорирования в них разрабатываемых
норм, касающихся насилия в отношении женщин, имеющего место в ситуации вооруженного конфликта6.
В 1994 г. в Каире проходила конференция по народонаселению и развитию, где было признано, что гендерное насилие наносит вред репродуктивному и сексуальному здоровью женщин и ущемляет их права.
В 1995 г. Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назначила г-жу Линду Чавес Специальным докладчиком по вопросу о систематическом изнасиловании, сексуальном рабстве и сходной с рабством практике в период вооруженных конфликтов. На четвертой Всемирной конференции ООН, посвященной проблемам женщин, проходившей в Пекине в 1995 г., было признано, что вооруженные конфликты оказывают на женщин огромное влияние. В программе действий Конференции проблема «женщины и вооруженный конфликт» включена в число двенадцати наиболее важных направлений деятельности государств — членов ООН, международного сообщества и гражданского общества в целом. Стратегия действий была определена в программе следующим образом: шире привлекать женщин к разрешению конфликтов на уровне принятия решений, а также защищать женщин в ситуациях вооруженных и другого рода конфликтов или в тех случаях, когда они находятся во власти другого государства7.
На 54-й сессии Комиссии по правам человека ООН были приняты Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны, которые содержат и положения о том, что перемещенным лицам, независимо от того, ограничена или нет их свобода, обеспечивается, в частности, защита от:
a) изнасилований, нанесения увечий, пыток, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, а также других посягательств на личное достоинство, таких, как акты насилия по признаку пола, принудительная проституция и любые формы непристойных посягательств;
b) рабства и любых его современных форм, таких, как продажа в замужество, сексуальная эксплуатация или принудительный труд детей;
c) актов насилия, направленных на распространение террора среди перемешенных внутри страны лиц.
Среди региональных документов следует отметить Рекомендацию № И 2002) 5 Комитета министров государств-членов Совета Европы, принятую 30 апреля 2002 г. вместе с Пояснительной запиской. Данный документ определяет термин «насилие в отношении женщин» как всякий акт насилия, основанный на половой принадлежности, наносящий или способный нанести женщинам, на которых он направлен, вред или страдания физического, сексуального или психологического характера; сюда же следует отнести угрозы об осуществлении подобных актов, принуждение, произвольное лишение свободы, независимо от того, относится это к сфере общественной или личной жизни.
Это определение подразумевает, кроме прочего, нарушение основных прав женщин в обстановке вооружённого конфликта, в частности, захват в заложницы, систематическое изнасилование, сексуальное рабство, беременность по принуждению, торговля женщинами в целях сексуальной и экономической эксплуатации.
Тем не менее, принятые документы носят юридически не обязательный для государств характер, хотя организации по оказанию помощи вправе ссылаться на них в своих операциях. Единственной международной конвенцией, непосредственно посвященной борьбе с насилием в отношении женщин, является Межамериканская конвенция о предотвращении, наказании и ликвидации насилия
над женщинами 1994 г., которая в 1998 г. была ратифицирована странами Латинской Америки8.
В 1993 г. в связи с установленными фактами широкомасштабных нарушений международного гуманитарного права в бывшей Югославии, в т. ч. изнасилования и многих других форм сексуального насилия в отношении женщин, Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в целях судебного преследования лиц, виновных в совершении подобных действий.
В обвинительных заключениях по делам о преступлениях, совершенных в ходе войны в бывшей Югославии, вынесенных Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии, до настоящего времени преступления в виде сексуального нападения рассматривались как серьезные нарушения Женевских конвенций, преступления против человечности, военные преступления и геноцид. Кроме того, Трибунал предъявил ряду предполагаемых военных преступников, занимавших командные посты, обвинения в совершении преступлений в виде сексуального нападения на основании ст. 7 (3) Статута Международного уголовного суда9.
Анто Фурунджия, командир местного специального подразделения военной полиции ХСО в Витезе, 10 декабря 1998 г. был осужден за применение пыток как я соучастник изнасилования боснийской мусульманки в ходе допроса, а также как ? пособник и подстрекатель к изнасилованию. Это был первый прецедент, когда а международным судебным органом рассматривалось дело, связанное исключи-| тельно с преступлениями сексуального насилия; он содержит ряд прогрессив-
X!
| ных наработок для судебной практики, касающейся изнасилования как военно-
X!
| го преступления.
ф
I В июне 1996 г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии £ издал обвинительное заключение в отношении восьми боснийских сербов за ряд ? сексуальных преступлений, совершенных в отношении женщин в Фоке. Как от-| мечалось, это заключение имело большое правовое значение, «поскольку впер-| вые сексуальные нападения были должным образом расследованы для целей при° влечения к ответственности по обвинению в применении пыток и в порабощении
0
| как преступлениях против человечности10».
| Значительные изменения в правовую регламентацию преступлений против
>§ женщин внес Римский статут нового Международного уголовного суда. | Во-первых, понятие «преступление против человечности» Статут определяет
| как любое из следующих деяний, которые совершаются в рамках широкомас-
| штабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно, в т. ч. и изнасилование, обращение в сек-
§ суальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность,
§ принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия
1 сопоставимой тяжести11.
I
| Во-вторых, в категорию военных преступлений, в частности, когда они совер-
шены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений, Суд включает:
1) серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, и в частности — изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к 156 проституции, принудительную беременность, как она определена в п. 2 (£) ст. 7,
принудительную стерилизацию и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций12;
2) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, и в частности — изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительную беременность, как она определена в п. 2 (£) ст. 7, принудительную стерилизацию и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций13.
В-третьих, под определение обращения в рабство («порабощение») подпадает также торговля женщинами и детьми: осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, в частности женщинами и детьми14.
В-четвертых, понятие «пытки» больше не подразумевает критерия преднамеренности или непременного участия агентов государства — умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого; но пытками не считается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно15. т В-пятых, «набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав националь- 1
п
ных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых а
т
действиях» признаны в нем военным преступлением16. с
Кроме того, в Римском статуте рассмотрен ряд структурных вопросов, кото- г рые, по мнению активистов в области прав женщин, считались наиважнейши- | ми для того, чтобы Суд функционировал как прогрессивный механизм отправ- т ления правосудия в интересах жертв насилия по гендерному признаку. При на- н значении судей государства-участники должны учитывать необходимость «спра- й ведливого представительства в составе Суда судей женского и мужского пола», а д также назначать «судей, обладающих опытом юридической деятельности по спе- |
о
циальным вопросам, в том числе. касающимся насилия в отношении женщин и | детей»17». Аналогичным образом Канцелярия Прокурора должна назначать кон- а сультантов с опытом в вопросах «сексуального насилия, гендерного насилия и | насилия в отношении детей18». •
Наряду с этим в Статуте предусмотрено отдельное положение о Группе по оказа- о
л
нию помощи потерпевшим и свидетелям, которая «обеспечивает, в консультации т с Канцелярией Прокурора, меры защиты и процедуры безопасности, консульта- н ционную и другую соответствующую помощь свидетелям, потерпевшим. и дру- | гим лицам, которым грозит опасность в результате их показаний. В состав Груп- |
о
пы входят сотрудники, которые имеют опыт работы по вопросам, относящимся к 88
14 5)
травмам, включая травмы, связанные с преступлениями сексуального насилия19». ^ Невообразимая жестокость в отношении женщин в ходе войны по-прежнему 2 выражается в чудовищных преступлениях, которые должны потрясать человеческое сознание. Как показывают материалы отдельных дел, гендерное насилие может принимать целый ряд форм.
В настоящее время имеется достаточно много предложений, касающихся возможностей и путей для борьбы с насилием в отношении женщин. Полагаем, что частью подобных мер, могли бы стать и следующие. 157
1. Необходимо усилить ответственность за совершение сексуального насилия в отношении женщин в период вооруженных конфликтов и на национальном уровне, в частности ввести в уголовные законы государств в статьи, устанавливающие ответственность за изнасилования и сексуальные домогательства, квалифицирующие признаки, отягчающие ответственность, а именно: совершение подобных преступлений: 1) лицами из состава вооруженных сил государств либо международного контингента войск, либо иных специальных вооруженных формирований государств, а также иными должностными лицами, состоящими на государственной службе, находящимися при исполнении своих профессиональных обязанностей в период вооруженных конфликтов международного или немеждународного характеров или ситуации внутренних беспорядков на территории государства; 2) лицами из состава неправительственных вооруженных сил, банд-формирований и любого иного рода иррегулярных сил, находящихся в состоянии ведения боевых действий в период вооруженных конфликтов международного или немеждународного характеров или ситуации внутренних беспорядков на территории государства.
2. На период боевых действий ввести в состав вооруженных сил государственного или международного контингента войск службы по типу «управления внутренних расследований», в чьи обязанности входило бы оперативное реагирование на сообщения о случаях сексуального насилия, совершенных военнослужащими. Данные службы должны состоять в основном из гражданских лиц и возглавляться ими, возможно участие в составе представителей военных прокуратур, для проверки поступивших сообщений и осуществления неотложных следственных действий.
Вооруженным силам должно быть вменено в обязанность сообщать гражданским лицам о существовании подобных служб в их составе, их функциях, местоположении либо иных контактных данных.
3. Необходимо сделать информацию о подобных ситуациях широко доступной (за исключением имен конкретных лиц и иных идентифицирующих сведений) и периодически обнародовать ее на специальных занятиях, психологических тренингах и т. п. среди состава профессиональной армии государства, военнослужащих срочной службы, а также в учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадровых военных.
4. Следует ужесточить меры наказания за совершение сексуального насилия в отношении женщин в период вооруженных конфликтов, приняв во внимание, что:
во-первых, речь идет о совершении преступления лицом, в распоряжении которого имеется достаточный арсенал различных видов оружия, в связи с чем он обладает практически безграничными возможностями по отношению к своим жертвам, а жертвы лишены возможности сопротивления;
во-вторых, речь идет о лицах, которым предоставлено оружие в связи с их профессиональными обязанностями защиты государственной территории и которые используют данное оружие для изнасилований, убийств, разбоя грабежей;
в-третьих, жертвы подобных преступлений — женщины и дети, в большинстве ситуаций, несмотря на помощь специалистов и реабилитационные меры, предпринимаемые по окончании вооруженных конфликтов, получают неизгладимые психологические и физические травмы, последствия которых бывают необратимы.
1 Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. 4-е изд., испр. М., 2005. С. 161.
2 Там же. С. 261.
3 См.: Там же. С. 321.
4 См.: Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. Принята 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3318 (XXIX) на 2319-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990. С. 409-410.
5 См.: Декларация об искоренении насилия в отношении женщин принята 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН // Криминальное насилие против женщин и детей. Международные стандарты противодействия: сборник документов / сост. В.С. Овчинский. М., 2008.
6 См.: Гардам Дж. Женщины, права человека и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 1998. № 22. С. 512.
7 См.: Там же.
8 См.: Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права. М., 2004. С. 128-129.
9 См.: Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. // Международное уголовное право в документах: в 2 т. Т. 2. Казань, 2005. С. 204-287.
10 Доклад Специального докладчика г-жи Р. Кумарасвами по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях на 57-й сессии Комиссии ООН по правам человека (2001). URL: http: //hrlibrary. ngo.ru (дата обращения: 15.01.2012).
11 Римский Статут Международного уголовного суда. Статья 7 (1) g) // Международное уголовное право в документах: в 2 т. Т. 2. С. 207.
12 См.: Там же, ст. 8 (2) b) xxii) // Там же. С. 210.
13 См.: Там же, ст. 8 (2) e) vi) // Там же. С. 212.
14 См.: Там же, ст. 7 (2) с) // Там же. С. 207.
15 См.: Там же, ст. 7 (2) е) // Там же. С. 208.
16 См.: Там же, ст. 8 (2) b) xxvi) // Там же. С. 210.
17 Там же, ст. 36 (8) а) iii) и b) // Там же. С. 228.
18 Там же, ст. 42 (9) // Там же. С. 232.
19 Там же, ст. 43 (6) // Там же. С. 232.
Е.В. Пономаренко
К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИЗАЦИИ НЕОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРАВОСУДИЮ В ФОРМЕ «ПРИКОСНОВЕННОСТИ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ» УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируется такой вид прикосновенности к преступлению, как недонесение о готовящемся или совершенном преступлении. В УК РФ 1996 г. недоносительство не рассматривается в качестве общественно опасного деяния, в связи с чем обосновывается необходимость восстановления уголовной ответственности за недонесение, но наименование деяния предлагается заменить категорией «неоказание помощи правосудию», которая не противоречит нравственности и более точно отражает его социальную и уголовно-правовую суть.
Ключевые слова: прикосновенность к преступлению, недонесение о готовящемся или совершенном преступлении, неоказание помощи правосудию, криминализация деяния, нравственность.
Ye.V. Ponomarenko
CONCERNONING THE QUESTION OF CRIMINALISATION IN FAILURE TO RENDER THE JUSTICE AS A KIND OF UNTOUCH TO CRIME IN CRIMINAL LAW OF RUSSIAN FEDERATION
In this article author tries to analyze such kind of untouch to crime as a failure to report of an any kind of a crime. In 1996's criminal code of Russian Federation the failure to report is not socially-dangerous act. According to this, the author states the necessity of reconstruction of
© Пономаренко Елена Валерьевна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]