Научная статья на тему 'Правовая регламентация организации надзора за осужденными в местах лишения свободы Российской империи по Общей тюремной Инструкции 1915 г'

Правовая регламентация организации надзора за осужденными в местах лишения свободы Российской империи по Общей тюремной Инструкции 1915 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRECTIONAL SYSTEM / INMATES / PRISON / PRISON OVERALL INSTRUCTION / SUPERVISION / DETENTION REGIME / PRISON GUARDS / RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинова Ольга Юрьевна, Ельчанинов Андрей Петрович

В статье анализируется содержание Общей тюремной инструкции, которая вобрала в себя весь предыдущий опыт Российской империи в организации пенитенциарной системы. Показано, что новеллы, закрепленные в Инструкции, позволили персоналу тюрем гарантированно выполнять задачи по надзору за осужденными в местах лишения свободы, обеспечивать изоляцию осужденных, безопасность арестантов и тюремного персонала, предотвращать побеги из-под охраны, контролировать строгое исполнение распорядка дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE SURVEILLANCE convicted CONFINEMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE GENERAL INSTRUCTIONS PRISON 1915

This article analyzes the contents of the General Instruction of the prison, which absorbed all previous experience of the Russian Empire in the organization of the penal system. It is shown that novel, set forth in the Regulations, allowed prison staff are guaranteed to perform the tasks of supervision of inmates in prison, convicted provide insulation, security prisoners and prison staff, prevent escapes from custody, control the strict execution of the daily routine.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация организации надзора за осужденными в местах лишения свободы Российской империи по Общей тюремной Инструкции 1915 г»

УДК 340.15

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ОБЩЕЙ ТЮРЕМНОЙ ИНСТРУКЦИИ 1915 г.

© 2014 О. Ю. Ельчанинова, А. П. Ельчанинов

Аннотация. В статье анализируется содержание Общей тюремной инструкции, которая вобрала в себя весь предыдущий опыт Российской империи в организации пенитенциарной системы. Показано, что новеллы, закрепленные в Инструкции, позволили персоналу тюрем гарантированно выполнять задачи по надзору за осужденными в местах лишения свободы, обеспечивать изоляцию осужденных, безопасность арестантов и тюремного персонала, предотвращать побеги из-под охраны, контролировать строгое исполнение распорядка дня.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, осужденные, места лишения свободы, Общая тюремная инструкция, надзор, режим содержания, тюрьма, надзиратели, рецидив преступлений.

LEGAL REGULATION OF THE SURVEILLANCE CONVICTED CONFINEMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE GENERAL INSTRUCTIONS PRISON 1915

© 2014 О. Elchaninova, А. Elchaninov

Summary. This article analyzes the contents of the General Instruction of the prison, which absorbed all previous experience of the Russian Empire in the organization of the penal system. It is shown that novel, set forth in the Regulations, allowed prison staff are guaranteed to perform the tasks of supervision of inmates in prison, convicted provide insulation, security prisoners and prison staff, prevent escapes from custody, control the strict execution of the daily routine.

Keywords: correctional system, inmates, prison, prison Overall instruction, supervision, detention regime, prison guards, recidivism.

Современное состояние уголовно-исполнительной системы России (далее - УИС) характеризуется кардинальным реформированием ее деятельности, в целях повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы; гуманизации условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Направления реформы определены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция)1. Одним из важных направлений реформирования УИС Концепция определяет повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях; закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных.

Очевидно, что для качественной реализации данного направления реформирования УИС необходимо знать особенности организации надзора за осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, в различные исторические этапы развития российской пенитенциарной системы.

В этой связи большой интерес вызывает изучение Общей тюремной инструкции (далее - Инструкция), утвержденной министром юстиции А. А. Хворостовым 28 декабря 1915 г., поскольку она вобрала в себя весь предыдущий опыт Российской империи в организации пенитенциарной системы. Инструкция является, с одной стороны, продуктом кодификации нормативных документов по тюремному ведомству за весь имперский период развития России, с другой - тем документом, который заложил основы советской пенитенциарной системы, поскольку формально положения Инструкции использовались до принятия первого советского Исправительно-трудового кодекса 1924 г.

В современном российском законодательстве понятие «надзор» не раскрывается. В соответствии со ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) надзор является одним из средств режима в исправительных учреждениях. Хотя в УИК РФ понятие надзора не определено, в юридической литературе надзор за осужденными рассматривается как деятельность персонала по управлению процессом поведения осужденных в условиях лишения свободы. Реализация этой деятельности в рамках уголовно-исполнительных правоотношений является специфической обязанностью сотрудников исправительных учреждений.

В Общей тюремной инструкции понятие «надзор» также не раскрывалось. Инструкция состояла из 331 статьи, которые были разделены на два отдела: первый посвящался управлению местами заключения, второй - внутреннему тюремному распорядку.

В первом отделе говорилось о личном составе тюремных служащих, о правах и обязанностях персонала вообще, правах и обязанностях начальника мест заключения, его помощников и лиц, состоящих при местах заключения, об обязанностях чинов тюремной стражи.

Определяя права и обязанности лиц, служащих в местах лишения свободы, Инструкция выдвигала на первый план обязанности караула осужденных, усматривая первый и важнейший долг службы чинов тюремной администрации и стражи в недопущении побегов арестантов, находящихся под их охраной и надзором.

На тюремный персонал возлагалась обязанность поддерживать установленный порядок и дисциплину в тюремном учреждении, требуя от арестантов «неуклонного соблюдения тюремных правил; полного повиновения, и в то же время заботиться о нравственном их исправлении, и приучении их к труду»2.

В отличие от Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей, где выделялось лишь две категории сотрудников (управление и тюремная стража), в Общей тюремной инструкции персонал тюрем разделялся на три категории:

1) чины тюремной администрации (начальник мест заключения и его помощники);

2) лица, состоящие при местах заключения (православные священники; врачи, фельдшера, акушерки; учителя, библиотекари; техники, механики; инструкторы, мастера; писари в тюремной конторе);

3) чины тюремной стражи (старшие и младшие тюремные надзиратели и надзирательницы).

Надзорные функции возлагались на чины администрации и тюремной стражи.

Полную ответственность за происходящее в тюрьме нес начальник (смотритель) тюрьмы. Все помощники начальника места заключения исполняли надзорные функции по очереди, каждый в течение суток. В местах заключения, где имелся лишь один помощник, из-за невозможности учредить очередность дежурств, начальник тюрьмы и его заместитель не имели права одновременно отлучаться из учреждения, а ночью должны были обходить поочередно тюремные помещения, проверяя караулы и наблюдая за общим порядком в тюрьме.

Дежурный по тюрьме помощник начальника следил за точным исполнением правил внутреннего распорядка в тюремном учреждении, принимал этапы, производил утреннюю и вечернюю поверки арестантов и осмотры помещений тюрьмы, наблюдал за правильностью смены постовых надзирателей.

В течение ночи дежурный помощник обходил все караульные посты и тюремные помещения не менее двух раз и отмечал в постовых книгах время проводимой им проверки караулов. Все ключи от тюремных помещений после вечерней поверки и до утренней находились у дежурного помощника начальника тюрьмы.

Помощь в деятельности дежурного помощника начальника тюрьмы оказывали старшие надзиратели, которые начинали рабочий день до утренней поверки и находились в тюрьме в течение всего дня за исключением времени, предназначенного для обеда и отдыха, до окончания вечерней поверки. Старший надзиратель обходил ночью все помещения, занимаемые арестантами, проверял надзирательские посты и распоряжался ночными сменами надзирателей. В воскресные и праздничные дни данная категория надзирателей осуществляла надзор за арестантами в тюремной церкви.

Отдельные старшие надзиратели осуществляли надзор в течение дня за арестантами, назначенными для работы в мастерских. Эти представители тюремной стражи следили,

сколько и на какой работе задействовано арестантов, а также наблюдали, чтобы в помещениях, где находятся на работах арестанты, надзиратели, назначаемые для непосредственного надзора за ними, были на своих местах и в точности исполняли свои обязанности, а те помещения, в которых работающих арестантов приказано держать запертыми, были на замке3.

Старший надзиратель в течение всего времени работ наблюдал за соблюдением арестантами установленного порядка, за старательным исполнением ими работ, а также за чистотой в помещениях для работ, за целостностью, сохранностью и бережливым употреблением находящегося в мастерской и выданного для работы арестантам казенного имущества, материалов и инструментов.

По окончании дневных работ старший надзиратель контролировал распределение по камерам арестантов, выводимых для производства работ, организовывал их обыск с целью предотвращения проноса запрещенных предметов в камеру.

Младшие надзиратели составляли дежурную смену, которая непосредственно осуществляла надзор за арестантами. Надзорные функции, исполняемые младшими надзирателями, отличались в зависимости от места несения службы. Так, в соответствии со ст. 109 Инструкции младшие тюремные надзиратели подразделялись: на привратников, постовых надзирателей (на наружных и внутренних постах), выводных надзирателей, хозяйственных

„ „ 4

надзирателей, надзирателей при мастерских, надзирателей при конторе места заключения .

Общими обязанностями тюремной стражи являлись следующие:

1) не оставлять без разрешения своих постов;

2) держать камеры и иные помещения, где находятся арестанты, всегда запертыми, открывать их в случаях только действительной надобности;

3) всемерно предупреждать побеги арестантов и принимать все меры, чтобы каждое порученное их надзору помещение, служащее для содержания арестантов, было ежедневно тщательно осмотрено;

4) бдительно наблюдать за поведением арестантов, приняв за непременное правило, что ни один арестант не должен находиться вне надзора;

5) не допускать нарушений арестантами каких бы то ни было правил внутреннего тюремного распорядка5.

В Инструкции подробно определялись обязанности различных категорий младших тюремных надзирателей.

Например, привратниками могли назначаться «особенно надежные» младшие тюремные надзиратели. Они отвечали за пропуск на территорию тюрьмы посетителей и других лиц. В Инструкции указывалось, что привратник ни под каким предлогом не оставляет входа в тюрьму и постоянно держит ключи от входа при себе. Всех входящих и выходящих арестантов, а также въезжающие и выезжающие из тюрьмы повозки привратник должен был тщательно обыскивать.

Кроме того, привратникам предписывалось обыскивать низших служащих тюремного учреждения и членов их семей, в отношении которых такая мера будет признана начальником учреждения необходимой, в целях устранения возможности незаконных отношений арестантов с внешним миром и проноса к ним запрещенных предметов.

Надзорные функции тюремных надзирателей, выставляемых на наружные посты, заключались в охране порученных им пунктов (зданий, стен и др.) в целях предотвращения побегов и незаконного сношения арестантов между собой и посторонними лицами через окна тюремных зданий или иным способом.

Дежурные по отделению надзиратели, занимающие внутренние посты при помещениях, в которых содержались арестанты, должны были строго следить, чтобы эти помещения были постоянно запертыми. Эти надзиратели также должны были вести точный счет арестантов в состоящем под их надзором отделении и в каждой камере, по категориям, отпускать из этого отделения арестантов, только передавая их другим надзирателям.

В уборные, находящиеся в том же отделении, надзиратели должны были выпускать арестантов небольшими партиями в определенные часы только из одной камеры, предотвращая общение осужденных с арестантами других камер.

Дежурные надзиратели следили за точным соблюдением арестантами установленного распорядка дня, за их поведением и за чистотой занимаемых ими помещений, а также за целостностью и сохранностью тюремных помещений.

Младшие надзиратели (выводные, хозяйственные, состоящие при мастерских) должны были наблюдать за арестантами во время их вывода из камер на прогулку, наружные работы, в церковь, в баню, в прачечную, в школу, в мастерские и т.п.

Выводные надзиратели должны были счетом принимать от старшего или дежурного (постового) надзирателя назначенных к выводу арестантов и затем своевременно счетом сдавать их обратно, при чем приведенные арестанты перед помещением в камеры должны были тщательно обыскиваться для выяснения, нет ли при них каких-либо запрещенных предметов.

Во втором отделе Инструкции, определяющем внутренний тюремный распорядок, все заключенные делились на две группы. К первой принадлежали лица, состоящие под следствием и судом, неисправные должники и задержанные в административном порядке, ко второй - так называемые срочные арестанты.

В целях обеспечения безопасности заключенных в Инструкции предписывалось отдельное содержание арестованных по полу, возрасту, судимости, разрядам (испытуемый, исправляющийся), по срокам заключения, по признаку рецидива и т. п. Но ст. 153, говорящая об этом, трижды указывает, что все эти меры распределения заключенных применяются лишь «по возможности» и «где это возможно».

Инструкция подробно регламентировала поведение арестантов и распределение арестантского дня. Отметим категорическое воспрещение заключенным иметь своих старост и уполномоченных. Не ограничиваясь запретом действий, нарушающих установленный порядок, Инструкция не разрешала арестантам заниматься в минуты досуга какими бы то ни было играми (ст. 171), хотя бы это были шашки или шахматы.

Курение Инструкцией запрещалось, однако разрешение курить могло быть получено отдельным арестантам в качестве награды за хорошее поведение и усердие в работе (ст. 172).

Количество свиданий строго регламентировалось Инструкцией. Переписка заключенных подвергалась прокурорской цензуре.

С большой определенностью Инструкция говорила об исправительно-дисциплинарных мерах. Прежде всего, она устанавливала, что «не должны оставаться без надлежащего взыскания даже маловажные проступки и нарушения» (ст. 295.) Наложение на арестантов дисциплинарных взысканий, кроме выговора, производилось по письменному постановлению начальника места заключения и заносилось в особую книгу, причем условием применения дисциплинарного взыскания к подследственным и к несостоятельным должникам служило согласие прокурора.

В целях обеспечения безопасности, предотвращения побегов заключенного могли заковать в кандалы сроком до трех месяцев. Этот срок мог быть продлен администрацией тюрьмы.

Итак, несмотря на критику Инструкции со стороны современников (например, А. Маклецова, М. М. Исаева) за ее декларативность, за установление приоритета в деятельности надзирателей по предотвращению побегов заключенных над работой по перевоспитанию арестантов; за общую слабую гуманность в отношении к заключенным; за ряд положений (например, применение кандалов), противоречащих ранее принятым законам, она объединила в себе весь предыдущий опыт организации тюремной службы, являлась наиболее четким и цельным документом Российской империи, регламентировавшим исполнение наказания в виде лишения свободы и процесс управления тюремной системой.

Инструкция, аккумулировавшая в себе положения действующего на тот момент законодательства и ведомственного нормотворчества, органично сочетала жесткую централизацию в управлении тюремной системой и учет специфики отдельных мест заключения. Она внесла большой вклад в упорядочивание организации надзора за заключенными в местах лишения свободы, собрав в единый документ нормы, ранее отраженные в многочисленных актах, постановлениях, инструкциях, циркулярах по тюремному ведомству; четко определив права и обязанности арестантов и персонала тюрем; регламентировав единый для всех исправительных учреждений Российской империи распорядок; установив единый перечень поощрений и взысканий, применяемых к арестантам, унифицировав требования к их наложению.

Таким образом, новеллы, закрепленные в Инструкции, позволили персоналу тюрем гарантированно выполнять задачи по надзору за осужденными в местах лишения свободы, обеспечить изоляцию осужденных, безопасность арестантов и тюремного персонала, предотвратить побеги из-под охраны, контролировать строгое исполнение распорядка дня.

1 Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

2 Маклецов А. Новая тюремная инструкция. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. С. 4-5. URL: СПС «Гарант» // http://mirror2.garant.ru/webclient/navigation.

Общая тюремная инструкция. - Пг.: Типография Петроградской тюрьмы, 1916. - С. 32. URL: http://leb.nlr.ru/edoc/ 371685.

4 Там же. С. 33.

5 Там же. С. 28.

УДК 343

ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НОРМЕ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДОМАШНИЙ АРЕСТ

© 2014 Л. Н. Попова

Аннотация. Статья посвящена анализу элементов правоотношения в процессуальной норме, регламентирующей домашний арест; отмечается отсутствие в норме процессуального законодательства, регламентирующего домашний арест, некоторых элементов правоотношения, что влияет на применение указанной меры пресечения.

Ключевые слова: домашний арест, правоотношение, элементы правоотношения.

LEGAL RELATIONSHIP ELEMENTS IN THE PROCEDURAL RULE, REGULATING HOUSE ARREST

© 2014 L. Popova

Summary. In article the author considers legal relationship elements in the procedural rule regulating house arrest. And also absence in standard of the procedural legislation regulating house arrest, some elements of legal relationship that influences application of the specified measure of restraint.

Keywords: house arrest, legal relationship, legal relationship elements.

Мера пресечения «домашний арест» является правоотношением. В свою очередь правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. В состав правоотношений входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность1. В соответствии с этим конструкция норм права должна состоять из представленных элементов правоотношений.

Следовательно, норма права, регламентирующая домашний арест, должна состоять из ранее представленных элементов. Стоит заметить, что в процессуальном законодательстве частично отражено правовое регулирование отношений между участниками домашнего ареста. Указанный пробел затрудняет однозначное понимание и применение домашнего ареста.

Рассмотрим наличие указанных элементов правоотношения в нормах, регламентирующих домашний арест.

Субъект.

Исходя из текста ст. 107 УПК РФ в качестве субъектов исследуемых правоотношений следует выделить: подозреваемого; обвиняемого; суд; защитника; законного представителя; субъект расследования (следователь, дознаватель); прокурор; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.