Научная статья на тему 'Тюремная политика Российской империи (1879-1917 годы)'

Тюремная политика Российской империи (1879-1917 годы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / HEAD PRISON DEPARTMENT / ТЮРЬМЫ / PRISONS / ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / SOLITARY CONFINEMENT / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / POLITICAL PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пертли Л.Ф.

Политика Российской империи в пенитенциарной сфере после создания Главного тюремного управления характеризуется научной обоснованностью, последовательностью и гуманистической направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of the Russian Empire in the penitentiary sphere after creation of the Head prison department is characterized by scientific validity, the sequence and humanistic orientation.

Текст научной работы на тему «Тюремная политика Российской империи (1879-1917 годы)»

Л. Ф. ПЕРТЛИ заместитель начальника ФКУ НИИ ФСИН России,

Ь Б РЕИТЫ кандидат юридических наук, доцент,

полковник внутренней службы

Тюремная политика Российской империи (1879-1917 годы)

Prison policy of the Russian Empire (1879-1917)

Аннотация. Политика Российской империи в пенитенциарной сфере после создания Главного тюремного управления характеризуется научной обоснованностью, последовательностью и гуманистической направленностью.

Ктжчевью слова: Российская империя, Главное тюремное управление, тюрьмы, одиночное заключение, политические заключенные.

Annotation. The policy of the Russian Empire in the penitentiary sphere after creation of the Head prison department is characterized by scientific validity, the sequence and humanistic orientation.

Key words: Russian Empire, Head prison department, prisons, solitary confinement, political prisoners.

Тюремную (пенитенциарную) политику Российской империи исследуемого периода характеризуют реформы 60-х годов XIX столетия, которые продиктовали необходимость реформирования тюремного дела. Выражением этого, в частности, была централизация управления местами заключения, а также увеличение числа тюрем и их интенсивное строительство. Централизация управления местами заключения была осуществлена в 1879 году, когда было учреждено Главное тюремное управление (ГТУ) в

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018

составе Министерства внутренних дел. ГТУ и его органам на местах были подведомственны все места заключения, как общеуголовные, так и политические. К началу XX века в ведении ГТУ находилось 895 тюрем [1].

В последней четверти XIX столетия произошли некоторые изменения и в самой системе мест заключения. Перестали существовать смирительные и работные дома, арестантские роты и долговые тюрьмы. Продолжали функционировать политические тюрьмы - Петропавловская и Шлиссельбургская крепости.

29

В 70-е годы стали создаваться крупные тюрьмы, находившиеся в центральном подчинении (то есть в подчинении ГТУ) -централы. Они были предназначены для изоляции участников революционного движения. Одновременно с этим в стране возрастает значение каторжных тюрем (остров Сахалин, Якутия).

В соответствии с законом от 11.12.1879 «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части при пересмотре Уложения о наказаниях» учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, были приведены в определенную систему в зависимости от общественной опасности совершенного преступления и строгости режима отбывания наказания. Серьезным нововведением в законе явилось предложение по устройству тюрем с одиночной системой содержания, а также введение этой системы в исправительных домах с разобщением арестантов на ночь.

Законодательно были закреплены следующие виды пенитенциарных учреждений гражданского ведомства: арестантские помещения при полиции, исправительные приюты для несовершеннолетних, помещения для подвергаемых аресту, исправительные арестантские отделения и тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные замки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма, пересыльные тюрьмы, тюрьмы для содержания присужденных к каторжным работам преступников). Кроме того, местами заключения в военном ведомстве были гауптвахты и крепости. В некоторых случаях лица гражданского ведомства присуждались к заключению в монастырь.

Губернские и уездные тюрьмы являлись преобладающим видом мест лише-

ния свободы в пореформенной России. Последние создавались на два-три уезда с количеством мест на 20-70 человек, а губернские тюрьмы - на 150-200 человек. За период с 1888 по 1902 год было построено 58 тюрем на 10 614 человек, шесть тюрем были построены по системе одиночного содержания [2].

ГТУ интенсивно использовало тюремное заключение, особенно краткосрочное, до года. Анализ соотношения краткосрочных и долгосрочных арестантов показывает, что наиболее эффективной формой исполнения наказания является краткосрочное тюремное заключение, процент которого в эти годы составлял от 24,1 до 29,2 к общему количеству наказанных лишением свободы.

1911 год характеризуется принятием плана строительства новых и переустройства существующих тюремных зданий. Основным принципиальным вопросом при этом было определение общей, одиночной или с ночным разъединением системы заключения. В результате приняли смешанную систему. В тюрьмах общего устройства и исправительных арестантских отделениях для губернских и областных тюрем -система общего заключения с 15-30 % одиночных камер, для уездных тюрем -5-10 % одиночных камер и 10 % для исправительных арестантских отделений.

Обязательными требованиями при переустройстве и строительстве тюрем были выделение отдельных помещений для несовершеннолетних и женских отделений в особые здания или коридоры, устройство больниц и коммунально-бытовых помещений, санитарное благоустройство всех тюремных помещений.

Каждая тюрьма общего устройства делилась на три отделения: для срочных, для подследственных, для пересыльных, причем в составе каждого отделения

30

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

по возможности производилась пока-мерная классификация заключенных. Каждая тюрьма состояла из одиночных и общих камер с тем, чтобы известное число их было выделено и изолировано для содержания лиц, находящихся под стражей не в силу судебного приговора, а по другим основаниям.

ГТУ за время своего существования издало несколько сот различных циркуляров, подготовило множество других нормативных актов, которые касались организации в местах заключения режима, религиозно-нравственного воздействия на арестантов, применения мер взыскания, организации труда, материально-бытового обеспечения, санитарии и гигиены [3].

Как и прежде, в нормативных актах, определявших положение заключенных в тюрьме, устанавливались различные условия для лиц из разных социальных слоев. Так, Устав о содержащихся под стражей 1890 года требовал, чтобы лица высших и низших сословий содержались в тюрьмах не смешиваясь. Устав также устанавливал, что только крестьяне и мещане могли назначаться на хозяйственные работы.

Из циркуляров ГТУ, устанавливающих режим в местах заключения, особое место составляют циркуляры о содержании политических заключенных. Рост революционного движения в 90-е годы XIX столетия привел к появлению политических заключенных в разных тюрьмах империи и выдвинул вопрос о порядке содержания этих заключенных. Ответом на этот вопрос и явились утвержденные министром юстиции 16.04.1904 Правила о содержании в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. Особенности условий содержания политических заключенных состояли в следующем: арестованные по политическим моти-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018

вам размещались в одиночных камерах, политическим заключенным из непривилегированных сословий запрещалось питаться за свой счет, запрещалось использовать политических на хозяйственных работах во избежание их политического влияния на других арестантов. Администрации разрешалось входить к политическим в камеру в любое время. Несмотря на то что эти Правила были отменены в 1905 году, в период реакции циркуляром ГТУ от 20.07.1907 № 17 они вновь стали обязательными к исполнению. Политическим заключенным разрешалось чтение книг лишь «серьезного научного содержания».

Для выполнения требований режима циркуляры ГТУ призывали тюремную администрацию принимать меры к выполнению правила о размещении содержащихся под стражей в местах заключения осужденных в соответствии с их полом, возрастом, правам состояния и роду совершенных ими преступлений и отдельно от состоящих под следствием и судом, то есть раздельного содержания различных категорий заключенных.

У тюремной администрации было еще одно средство воздействия на арестантов - оружие. Циркуляр от 20.11.1907 № 31 предписывал, например, стрелять по окнам тюрьмы, если заключенные разговаривали, портили оконные рамы или выбрасывали предметы из окон. В циркуляре от 30.11.1909 № 57 содержится указание на «...необходимость принять меры к ознакомлению и предупреждению арестантов о могущих постигнуть их при нарушениях тюремных порядков последствиях, вплоть до действия оружием».

Из мер воздействия на заключенных можно отметить введение под предлогом предупреждения побегов кандалов особой формы (так называемых преду-

31

предительных связок). Они состояли из колец двух типов, скрепляющих обе руки и правую руку с левой ногой. Совершенно очевидно, что использование данных мер имело целью причинение физического страдания заключенным, нежели выполнение предупредительной функции.

Содержание циркуляров ГТУ по вопросу о просветительной работе в местах заключения свидетельствует о том, что они были направлены на сужение возможностей культурного и образовательного потенциала книг, а соответственно, и просвещения заключенных. Под особым запретом была периодическая печать: вышедшие в свет номера газет, журналов не могли быть выдаваемы заключенным до истечения года со времени выхода соответствующего номера. Определенные ограничения были сняты циркуляром ГТУ от 30.08.1914 № 51 путем разрешения сообщения заключенным сведений о военных действиях путем ознакомления их с официальными телеграммами, манифестами и высочайшими указами Верховного главнокомандующего российскими войсками, его штаба и Главного управления Генерального штаба. В это же время издается циркуляр ГТУ от 29.11.1914 № 70, в соответствии с которым тюремной администрации предлагалось пропускать с разрешения губернатора в тюрьмы лиц, «на которых были возложены задачи по организации проповедей и религиозно-нравственных собеседований с заключенными по вопросам борьбы с пьянством», и пополнять библиотеки соответствующими брошюрами после их просмотра.

На дальнейшее расширение прав заключенных на чтение книг был направлен циркуляр ГТУ от 25.05.1917 № 44, правда с некоторыми ограничениями: «...распространяя на заключенных пра-

ва на чтение книг, газет и журналов любого содержания .кроме печатного материала, который способен развращающим образом влиять на заключенных: сочинения эротического, порнографического и погромного, а также низкого литературного достоинства (бульварные романы). Также находим желательным устройство в больницах при местах заключения обособленных библиотек, предназначенных исключительно для пользования больных».

Обязательность труда заключенных была установлена законодательно в январе 1886 года. Закон допускал использование труда заключенных администрацией тюрьмы и частными подрядчиками. В основном арестанты выполняли малоквалифицированные виды работ - плетение из веревок, ниток, соломы, изготовление щеток, корзин из проволоки, отделку пуговиц. Начальникам пенитенциарных учреждений с 1901 года было предоставлено право отпускать на наружные работы всех арестантов, которые осуждены на сроки менее трех лет и признаны в достаточной степени благонадежными. Вывод на упомянутые работы арестантов, срок заключения которых превышал три года, допускался только с разрешения губернатора.

С 1902 года стали вводиться более сложные виды труда: производство изделий из глины, пошив обмундирования и обуви для войск, изготовление холстов с применением машин фабрично-заводского типа и др. Первая мировая война вызвала издание циркуляров по организации арестантских работ на нужды армии. Циркуляром от 13.04.1917 арестантам всех категорий за участие в работах, связанных с военными нуждами, сокращался срок наказания (но не свыше 1/5 от срока назначенного судом наказания).

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Неудовлетворительные материальные и санитарно-бытовые условия в местах заключения были обусловлены их переполнением, несовременным устройством, скудным питанием заключенных, отсутствием сколько-нибудь правильной организации медицинской помощи. Однако исследуемый период отличается большим объемом ведомственных правовых актов - указаний, инструкций, циркуляров, направленных на приведение бытовых условий отбывания наказаний в виде лишения свободы в цивилизованный вид.

Например, были установлены санитарные нормы объема помещений для содержания арестантов в местах лишения свободы как в общих и одиночных камерах, так и в карцерах, нормы питания и вещевого довольствия заключенных, правила предупреждения развития инфекционных заболеваний в местах заключения. Несмотря на то что эти инструкции далеко не всегда соблюдались, факт их нормативного закрепления говорил о политике государства, направленной на заботу о здоровье и улучшении условий жизни заключенных.

Казенные средства, выделяемые правительством на переустройство и расширение тюремных зданий, не соответствовали потребностям ГТУ. Проводилась жесткая политика по экономии расходов на строительство, реконструкцию и ремонт тюрем, питание и обеспечение одеждой заключенных.

Уголовное уложение 1903 года предъявляло прямое требование, чтобы арестанты, приговоренные к тюремному заключению, содержались в одиночном заключении. И только при отсутствии в тюрьме одиночных камер эта категория заключенных могла отбывать наказание совместно с другими заключенными. В этом случае время, проведенное в оди-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018

ночке в тюрьме, засчитывалось в льготном исчислении: три дня в одиночке за четыре дня определенного судом срока наказания, причем такое исчисление касалось в случае проведения в одиночке до одного года; при одиночном содержании свыше года - два дня сверх года засчитывались за три дня. Что касается приговоренных к заключению в крепости, то они должны были содержаться в общем заключении. При переполнении тюрем общие камеры обыкновенно предоставлялись срочным арестантам, а также тем из подследственных, кто без ущерба для интересов следствия могли быть объединены вместе, для приговоренных к крепости и пересыльных арестантов.

Порядок содержания в одиночном заключении определялся, кроме того, циркуляром ГТУ 1909 года № 20. Согласно этим правилам, каждая келья должна быть не менее 1 000 куб. футов. Арестантов могли посещать чины администрации тюрьмы, члены наблюдательных комиссий и благотворительных учреждений.

Одним из основных режимных требований в местах заключения законодатель устанавливал обязательную изоляцию заключенных и постоянный надзор в целях исключения совершения осужденными новых правонарушений. Тюремные правила не допускали никакого общения заключенных между собой - ни на прогулках, ни в коридорах тюрьмы, когда выходили из одиночных камер. ГТУ требовало от администрации тюрем возможно частого производства тщательных повальных обысков, не менее двух раз в неделю под наблюдением и даже при непосредственном участии начальников тюрем и их помощников.

Архитектурный вопрос в тюремном деле, пенитенциарный характер которо-

33

го состоял в приспособлении здания к задачам индивидуализации наказания, представлялся весьма важным. Использовался опыт Запада в устройстве крестообразной и п-образной формы тюремных построек, что в максимальной степени соответствовало требованиям прогрессивной классификации (как по части окарауливания заключенных, так и по части их распределения на категории). В 1882 году была введена должность архитектора ГТУ.

28.12.1915 была утверждена Общая тюремная инструкция, действие которой распространялось на все места заключения гражданского ведомства. Общая тюремная инструкция фактически представляла собой не только кодифицированный уголовный закон об исполнении наказаний, но и правила внутреннего распорядка тюремных учреждений; объединила в себе закон об учреждениях и органах, исполняющих различные виды наказаний, и управлении ими, а также положение о пенитенциарной службе и должностные регламенты служащих [4].

С незначительными изменениями нормативные положения Общей тюремной инструкции действовали в советской и современной России: перечень запрещенных предметов, порядок получения передач, свиданий, приобретения продуктов питания, обысков и др.

Инструкция устанавливала определенный порядок изоляции различных категорий заключенных (мужчин и женщин, впервые судимых и осужденных за малозначительные преступления от неоднократно судимых и осужденных за тяжкие преступления, несовершеннолетних и взрослых) исходя из того, что правильное распределение и размещение заключенных является решающим условием, обеспечивающим поддержание установленного режима

и недопущение преступлений среди заключенных.

В связи с тем, что к 1915 году во многих местах заключения устраивались мастерские для привлечения заключенных к труду, Общая тюремная инструкция закрепила цели привлечения осужденных к работе: отвлечение от праздности, обучение ремеслам, приучение к труду, возможность заработать средства на помощь семье и обеспечение существования после освобождения.

Кроме лишения свиданий, переписки, права приобретать продукты на собственные средства представляют интерес исправительно-дисциплинарные меры, применяемые к заключенным тюрем и арестантских отделений, которые назначались обычно на срок до одного месяца, а в исключительных случаях -до двух месяцев: лишение права чтения, выговор (как в присутствии других заключенных, так и наедине), уменьшение рациона питания до оставления «на хлебе и воде», арест в карцере (в темном и в светлом до недели) с прогулкой один раз в четыре дня.

С конца февраля 1917 года стали происходить изменения и в содержании пенитенциарной политики. Условия содержания заключенных практически не изменились. Основная цель наказания определялась как перевоспитание заключенных. Администрации мест заключения рекомендовалось не применять дисциплинарные взыскания, связанные с нравственными и физическими мучениями, такими как кандалы и телесные наказания. Впоследствии были сняты запреты на пользование книгами.

Тюремное ведомство стало уделять внимание лицам, освобождаемым из мест лишения свободы. Главным управлением мест заключения с апреля 1917 года принимались документы, которые развивали некоторые положения

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Общей тюремной инструкции 1915 года. Например, циркуляром от 18.07.1917 необходимость занятия заключенных трудом обосновывалась возможностью их правопослушной жизни после освобождения [5].

К середине 1917 года в связи с осложнением обстановки в пенитенциарных учреждениях были усилены меры по охране мест заключения и надзору за заключенными. Ужесточились режимные требования: обязательность закрытия всех камер, обыски и досмотры в целях недопущения попыток побегов и изъятия запрещенных предметов.

Что касается кадров для пенитенциарных учреждений, следует сказать, что с начала прошлого века ГТУ стало предпринимать меры по профессиональной подготовке младшего состава. Так, в 1913 году высочайше утвержден разработанный по инициативе министра юстиции закон об учреждении школ в Москве и Санкт-Петербурге для подготовки старших тюремных надзирателей и надзирательниц. Пенитенциарные курсы для бывших офицеров и солдат-инвалидов открыты постановлением Временного правительства. Несмотря

на краткость обучения (три месяца), программа предусматривала изучение как государственно-, так и уголовно-правовых дисциплин, уголовной политики, учения о наказании, тюрьмоведе-ния, гигиены, санитарии, психологии, социологии и других предметов. ф

1. Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в ХУШ-ХХ вв. Историко-право-вой анализ тенденций развития : монография. СПб., 2004. С. 268.

2. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1961. Т. 3. С. 24.

3. Кузьмин С. И. Исполнение уголовных наказаний в России в конце XIX - начале XX века // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 9. С. 35-43.

4. Яковлева О. Н., Мальчук О. И. К юбилею передачи пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции Российской империи // Российский научный журнал. 2018. № 1. С. 193-198.

5. Фумм А. М. Из истории развития тру-доиспользования заключенных в Российском государстве XVI-XVIII вв. // Правовое поле современной экономики. 2015. № 8. С. 122-126.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2018

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.