DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_365 УДК 343. 57
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И НАРКОСОДЕРЖАЩИХ РАСТЕНИЙ LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, THEIR PRECURSORS AND NARCOTIC PLANTS
СЕРГИЕНКО Нина Борисовна,
старший преподаватель кафедры уголовного права
Крымского филиала Российского государственного университета правосудия. 295053, Симферополь, ул. Исмаила Гаспринского, 3. E-mail: bazichek@yandex.com;
Sergienko Nina Borisovna,
Senior Lecturer of the Department of Criminal Law of the Crimean Branch of the Russian State University of Justice. 295053, Simferopol, Ismaila Gasprinskogo str., 3. E-mail: bazichek@yandex.com
Краткая аннотация: в работе анализируются отдельные нормативные правовые акты регламентирующие оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и наркосодержащих растений. Отмечается, что большинство актов, положения которых регулируют оборот указанных предметов, являются бланкетными и при их использовании нормоприменители сталкиваются с определенными трудностями, из-за отсылочности данных актов. Указываются мнения авторов, относительно целесообразности обобщения данных актов. Высказывается авторская позиция, относительно объединения всех актов, регламентирующих оборот указанных предметов в единый свод правил.
Abstract: the article analyzes individual regulatory legal acts regulating the turnover of drugs, psychotropic substances, their precursors and narcotic plants. It is noted that most of the acts, the provisions of which regulate the turnover of these items, are blank and when using them, the standardsetters face certain difficulties due to the referencing of these acts. The authors' opinions on the expediency of generalizing these acts are indicated. The author's position is expressed regarding the unification of all acts regulating the turnover of these items into a single set of rules.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, наркосодержащие растпения.
Keywords: drugs, psychotropic substances, precursors, narcotic plants.
Для цитирования: Сергиенко Н.Б. Правовая регламентация оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и наркосодержащих растений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 365-368. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_365.
For citation: Sergienko N.B. Legal regulation of the turnover of narcotic drugs, psychotropic substances, their precursors and narcotic plants // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 365-368. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_365.
Статья поступила в редакцию: 10.06.2023
В соответствии со ст.2 Конституцией РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»; ч. 2 ст. 41 «в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения». Также необходимо отметить, что в соответствии с п. м. ст. 71 к ведению РФ относится производство и порядок использования наркотических средств [1]. Однако, исходя из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что к ведению РФ относится оборот не только наркотических средств, но и психотропных веществ, и прекурсоров.
Необходимо отметить, что в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента от 23.11.2020 № 733 [2], целями государственной антинаркотической политики является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере легального оборота наркотиков и осуществление действий направленных на сокращение их незаконного оборота. Данный цели дополняют друг друга, поскольку несовершенство нормативной правовой базы, которая регламентирует оборот данных предметов, является одной из причин их поступления в незаконный оборот. Более детальная регламентация оборота (изготовления, хранения, перевозки, реализации и т.п.), усовершенствование мер противодействия (в том числе мер ответственности за незаконный оборот) безусловно будет способствовать снижению их незаконного оборота.
В настоящее время имеет место порядка семидесяти нормативных правовых актов, которые регулируют оборот исследуемых предметов. Довольно большое количество актов обосновывается тем, чем одним из каналов поступления в незаконный оборот являются нарушения правил легального оборота [3, с. 14].
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим оборот исследуемых предметов, является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности [4]. В данном законе содержатся основные понятия, относительно оборота и незаконного оборота указанных предметов. Указывается порядок формирования перечня указанных предметов, растений, содержащих наркотические вещества или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также реестра потенциально опасных психоактивных веществ и иные вопросы, касающиеся оборота указанных предметов.
По нашему мнению, несмотря на то, что в данном законе довольно полно обозначены основы оборота, содержатся вопросы противодействия незаконному обороту указанных предметов, существенным недостатком данного документа является отсутствие градации исследуемых предметов, относительно ответственности за незаконный оборот.
Необходимо отметить Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [5]. Данный закон регламентирует оборот наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств, в соответствии с особенностями, которые установлены законодательством России о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах. Данный нормативный правовой акт является одним из основных актов, для уголовного права, поскольку определяет лекарственные препараты, содержащих наркотические или психотропные вещества, устанавливает порядок действий, ввоза и вывоза с территории РФ, вопросы хранения и уничтожения указанных предметов.
Также необходимо отметить постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [6] (далее - Печень). В данном нормативном правовом акте содержится исчерпывающий перечень всех известных, существующих и находящихся в обороте (как легальном, так и незаконном) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Предметы признаются таковыми, только после включения их в указанный перечень [3, с. 15]. Данный акт является одним из основополагающих для уголовного права, поскольку все преступления, которые относятся к теме исследования являются предметными, исчерпывающий перечень которых, как было отмечено, содержится в нем. Перечень состоит из IV списков: список I содержит перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; список II - наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; список III - психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; список IV - прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (таблица I - прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля; таблица II - прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля; таблица III - прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля).
На основе анализа акта можно сделать вывод, что все предметы, включенные в данный перечень, разграничиваются в зависимости мер контроля, которые применяются в отношении них государством, а также, в зависимости от этого, можно сделать вывод, что их градация заключается и во влиянии данных препаратов на организм человека. Однако, необходимо отметить, что при привлечении к ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, не принимается во внимание в отношении каких именно видов данных препаратов были совершены преступные деяния, т.е. можно констатировать все указанные предметы, находящиеся в различных списках, уравниваются между собой.
Необходимо также указать Постановление Правительства РФ от 1.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [7]. Данный акт также, как и предыдущий, является одним из основополагающих для уголовного права, поскольку все преступления, которые относятся к теме исследования, являются не только предметными, но и для привлечения к ответственности, в частности, по ст. ст. 228 УК РФ, п. б ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, п. г. ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, ст. 228.3 УК РФ, ст. 228.4 УК РФ, п. д. ч. 2 ст. 229 УК РФ, п. б. ч. 3 ст. 229 УК РФ, ч. 4 ст. 229 УК РФ, п. в ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, ч. 3 ст. 229.1 УК РФ, п. б ч. 4 ст. 229.1 УК РФ необходимо наличие определенного размера анализируемых предметов. Указанный нормативный правовой акт содержит размер (значительный, крупный, особо крупный) относительно всех предметов, исчерпывающий перечень которых определен в ранее анализируемом акте. В данном акте содержится несколько списков с размерами данных веществ: список I - наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; список II -наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; список III - психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; отдельно содержится информация о значительном, крупном и особо крупном размерах для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ. Как видно, структура данного постановления является аналогичной структуре Перечня. Однако, положения данного акта, как и положения предыдущего, также не учитываются при привлечении к уголовной ответственности, относительно вида тех или иных наркотических средств либо психотропных веществ, тем самым можно заключить, что в соответствии с данным актом они уравниваются между собой.
Также необходимо отметить Постановление правительства РФ от 27.11.2010 г. № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правитель-
ства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» [8]. В данном акте содержится исчерпывающий перечень растений, которые содержат наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также размеры (по количеству кустов), которые составляют крупный и особо крупный размеры необходимые для квалификации по ст. 231 УК РФ. Данный акт также, как и предыдущие, является одним из основополагающих для уголовного права, поскольку все преступления, которые относятся к теме исследования, как отмечалось, являются не только предметными, но и, относительно указанных растений, также необходимо определенное количество, для привлечения к ответственности за их незаконный оборот.
В виду того, что, как отмечалось, в РФ имеет место государственная монополия на оборот анализируемых предметов, заслуживает внимания Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 23.11.2020 № 10949 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [9]. Данный акт регламентирует деятельность Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, а также устанавливает сроки и последовательность административных процедур указанного органа с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями при предоставлении указанной услуги. В нем указана процедура, исчерпывающий перечень документов необходимые для получения лицензии для осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.1998. Данный акт также является одним из основополагающих для уголовного права, поскольку любая деятельность связанная с оборотом данных предметов является лицензируемой и отсутствие таковой влечет уголовную ответственность лиц за незаконный оборот указанных предметов.
Целесообразно отметить постановление Правительства РФ от 15.10.2021 № 1752 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 640 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [10]. Данный акт устанавливает порядок производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Его нормы регламентируют деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют соответствующую лицензию на данный вид деятельности, устанавливают требования к документации, оформляемой при осуществлении указанных видов деятельности. Необходимо отметить, что в данном акте предусмотрена градация требований относительно реализации прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV (прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля) и таблицу II списка IV (прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля) указанного выше Перечня.
Раскрывая данный вопрос необходимо указать, что оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также оборот инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ регламентируется и иными нормативными правовыми или и иными актами.
По нашему мнению, наличие большого массива отдельных актов негативно сказывается, и создает определенные неудобства (трудности), в первую очередь нормоприменителю. Так, целесообразно указать, что по мнению отдельных авторов все правила оборота наркотических средств и психотропных веществ объединить в одно приложение к Федеральному закону от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [11, с. 12]. Однако, мы считаем, такое предложение не является всесторонне обоснованным. В частности следует указать, что большинство правил оборота утверждаются постановлением правительства РФ и в случае формирования приложения к указанному Федеральному закону автоматически повысит их юридический статус, в связи с чем возникает вопрос, о возможности и законности таких действий.
Однако, также необходимо отметить, что, по нашему мнению, указанная позиция имеет рациональность. Как отмечалось, в настоящее время имеет значительный массив нормативных правовых актов, который регулирует (регламентирует) правила регулирования оборота исследуемых предметов. Наличие большого количества актов вызывает определенные трудности у нормоприменителя. Кроме того, подавляющее большинство документов, регламентирующих оборот анализируемых предметов имеет бланкетный характер, т.е. отсылает нормоприменителя к иным документам, содержащим отдельные правила, которые также, в сою очередь имеют бланкетный характер (т.е., для установления отдельного вопроса необходимо обращаться к трем и более актам). В качестве подтверждения указанного можно привести Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2021 № 1004н, в котором содержатся ссылки на шесть нормативных правовых актов, в частности, на Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в положениях которого, в свою очередь, имеются ссылка на более двадцати различных актов (за исключением Федеральных законов, в соответствии с которыми были внесены изменения в данный акт).
На основании указанного, по нашему мнению, является целесообразным сгруппировать все нормативные правовые акты и иные доку-
менты, регламентирующие правила оборота данных предметов в одном акте - своде правил. В главах (разделах) указанного документа предусмотреть все возможные вопросы, закрепляющие указанные правила, в частности, толкование понятий, характеризующие данную деятельность, лицензирование указанной деятельности, порядок (правила) производства, изготовления, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, использования, ввоза, вывоза, культивирования и уничтожения указанных предметов. Также предусмотреть иные вопросы, касающиеся оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также наркосодержащих растений.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 48. - ст. 7710.
3. Пронина Е.Л. Особенности правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в Российской Федерации / Е.Л. Пронина // Научный компонент. - 2022. - № 1 (13). - С. 14-24.
4. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный Закон Рос. Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Российская газета. -1998. - 15 января.
5. Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61 -ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010.
- № 16. - ст. 1815.
6. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : Пост. Правительства Рос. Федерации от 30 июня 1998 года № 681 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 27. - ст. 3198.
7. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Пост. Правительства Рос. Федерации от 1 октября 2012 года // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 41 - ст. 5624.
8. Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры : Пост. правительства РФ от 27 ноября 2010 года № 934 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - ст. 6696.
9. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 23 ноября 2020 года № 10949 // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» № 0001202102010041.
10. Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 640 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Пост. Правительства Рос. Федерации от 15 октября 2021 года № 1752 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 43. - Ст. 7250.
11. Алтунин Т.В. Уголовная ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ) : авто-реф. дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук / Алтунин Тимофей Викторович ; Всерос. гос. ун-т юстиции. - Москва, 2021. - 24 с.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by the National Assembly. by a vote of 12 Dec. 1993 // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2014. - No. 31. - Article 4398.
2. On the approval of the strategy of the State Anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the President of the Russian Federation. Of the Russian Federation dated November 23, 2020 No. 733 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - No. 48. - Article 7710.
3. Pronina E.L. Features of legal regulation of the turnover of narcotic drugs, psychotropic and potent substances in the Russian Federation / E.L. Pronina // Scientific component. - 2022. - № 1 (13). - Pp. 14-24.
4. On narcotic drugs and psychotropic substances Substances : The Federal Law Grew. Federation of January 8, 1998 No. 3-FZ // Rossiyskaya Gazeta. -1998. - January 15.
5. On the circulation of medicines : Federal Law No. 61 -FZ of April 12, 2010 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 2010. - No. 16. - Article 1815.
6. On approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation : Post. The government grew. Of June 30, 1998 No. 681 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1998. - No. 27. - Article 3198.
7. On approval of significant, Large and Especially large Sizes of Narcotic Drugs and psychotropic Substances, as well as Significant, large and especially large sizes for Plants containing narcotic drugs or psychotropic Substances, or their parts containing narcotic drugs or psychotropic substances, for the purposes of Articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation : Post. The government grew. Of the Russian Federation dated October 1, 2012 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 41 - article 5624.
8. On approval of the list of plants containing narcotic drugs or psychotropic substances or thei r precursors and subject to control in the Russian Federation, large and especially large cultivation of plants containing narcotic drugs or psychotropic substances or their precursors, for the purposes of Article 231 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as on the amendment and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation on the circulation of plants containing narcotic drugs or psychotropic substances or their precursors: Post. Government of the Russian Federation dated November 27, 2010 No. 934 // Collection of Legislation of the Russian Federation.
- 2010. - No. 50. - Art. 6696.
9. On the approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Surveillance in Healthcare for the provision of public services for licensing activities for the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, the cultivation of drug-containing plants: Order of the Federal Service for Supervision in Healthcare dated November 23, 2020 No. 10949 // The text of the order is published on the "Official Internet Portal of Legal Information" No. 0001202102010041.
10. On the approval of the Rules for the production, processing, storage, sale, acquisition, use, transportation and destruction of precursors of narcotic drugs and psychotropic substances, and the invalidation of Decree of the Government of the Russian Federation of August 18, 2010 No. 640 and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federations: Post. Government of Ros. Federation of October 15, 2021 No. 1752 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2021. - No. 43. -Art. 7250.
12. Altunin T.V. Criminal liability for violation of the rules for the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances (Article 228.2 of the Criminal Code of the Russian Federation): Author. dis. for the academic degree cand. legal Sciences / Altunin Timofey Viktorovich; Vseros. state University of Justice. - Moscow, 2021. - 24 p.