виды предметов преступлений
в сфере незаконного оборота наркотиков
по российскому законодательству
ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА ВИТОВСКАЯ,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Кузбасского института ФСИН России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected] Рецензент: доктор юридических наук, профессор Наволнов И. С.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Уровень антинаркотической активности зависит не только от эффективной и слаженной работы многих структур, но и от понимания важности этой проблемы в научных кругах. В статье рассматриваются предметы наркопреступлений. Особое внимание уделено аналогам наркотических средств и психотропных веществ.
Ключевые слова: незаконный оборот, преступления, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги, прекурсоры, растения.
Annotation. The level of drug activity depends not only on efficient and well-coordinated work of many agencies, but also from understanding the importance of this issue in scientific circles. The article deals with the subject of drug-related crimes. Special attention is given to the counterparts in narcotic drugs and psychotropic substances.
Keywords: trafficking, crimes, narcotic drugs, psychotropic substances, analogues, precursors and plants.
Борьба с наркобизнесом нацелена во всем мире на ограничение доступности наркотиков. Будучи порождением многих факторов, распространение различных видов наркотических средств и психотропных веществ требуют целенаправленных усилий от всех институтов общества. В настоящее время говорить о стабильности судебной практики в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (далее — НОН) не приходится. Проблемы, возникающие в области применения законодательства многочисленны. На сегодняшний день происходит доминирование наркотических средств — синтетиков над местной дикорастущей коноплей, которая ранее использовалась для изготовления наркотических средств каннабисной группы. Такое изменение конъектуры наркотического рынка имеет важные последствия для уголовной науки и судебной практики.
В качестве основных предметов преступлений в сфере НОН глава 25 УК РФ называет: наркотические средства; психотропные вещества; аналоги наркотических средств и психотропных веществ; прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ; растения, содержащие наркотические средства, или психотропные вещества, или их прекурсоры; части растений, содержащие наркотические средства, или
психотропные вещества, или их прекурсоры. Однако, терминология названных предметов раскрывается в Федеральном законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — ФЗ от от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ) [1]. В соответствии со ст.719 указанного закона «наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года». Как мы видим, сущность рассматриваемой категории раскрывается через понятия «вещества» и «препараты». Далее статья содержит дефиницию «препарат», который является смесью веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Предмет в виде психотропных веществ, также назван, который определен как вещество синтетического
или естественного происхождения, препарат, природный материалы, включенный в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Согласно законному определению «прекурсоры — это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года».
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» утвердило Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [3]. В структуру Перечня входит четыре списка, состоящие из подразделов. Критерием для классификации послужила строгость запрета и мера контроля. Список I называет наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Наиболее распространенными в незаконном обороте являются каннабис (марихуана), героин, маковая солома, псилоцибин и др. К прекурсорам из первого списка отнесены лизергиновая кислота и ее производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень, сафрол и др. В Списке II перечислены наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. К наркотическим веществам относятся кокаин, морфин, тебаин и др. В перечень психотропных веществ включены амобарбитал, кетамин, фентер-мин и др. Список III включает только психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договора-
ми РФ. В список входят апрофен, барбитал, брома-зепам и др. К Списку IV отнесены только прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. К каждому прекурсору указывается минимальная концентрация в процентном отношении к основному объему вещества, в случае концентрации ниже указанной, вещество не подпадает под понятие прекурсора, включенного в список. В структурном плане Список IV оформлен в виде таблиц и разделен на три части. Формирование происходило с учетом физико-химических свойств прекурсоров, охвата международной торговли ими, их применения, а также учитывались факты использования прекурсоров при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Рассматриваемый документ раскрывает правила квалификации смесей прекурсоров, включенных в Список IV. Перечень весьма динамичный, в связи с тем, что регулярно изменяется, множество веществ было включено в него после 2010 года.
Особого внимания заслуживает такой предмет преступного посягательства как аналог наркотических средств и психотропных веществ. В ст. 1 ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ аналоги наркотических средств и психотропных веществ определены как запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. По нашему мнению, введение данного предмета связано созданием правовой основы в целях противодействия веществ, появляющихся на наркорынке. А.В. Федоров говоря об учете нормативно определенных признаков аналогов наркотических средств и психотропных веществ, подробно раскрывает обязательные признаки, относящиеся к аналогам данных средств и веществ. В число обязательных признаков предлагается включить два новых. Первый признак связан с процессом признания конкретного вещества аналогом наркотических средств и психотропных веществ, а также с установлением порядка определения (проведение экспертизы) данного вещества аналогом. Ко второму признаку следует отнести признание идентифицированного аналога подконтрольным и ограниченным в обороте [5]. В.Е. Тонков правильно указывает на то, что заключение экспертизы не может
114
Вестник Московского университета МВД России
№ 11 / 2014
быть заменено никакими другими доказательствами
[4].
Предметом преступного посягательства могут выступать растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (наркосодержащие растения), а также части этих растений. В ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ ФЗ указано, что наркосодержащие растения это растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [2] утвердило Перечень таких растений. К ним относятся: голубой лотос, кат, конопля, семена розы гавайской и др. Однако, законодатель не определил, что относится к категории «часть растения». К примеру, марихуана является частью конопли с листьями и цветками.
Таким образом, правовой режим регулирования предметов преступных посягательств в сфере НОН как на законодательном уровне, так и в практической деятельности правоохранительных и судебных органов не должен демонстрировать противоречивые позиции. Необходимо понимать значимость и серьезность антинаркотической деятельности в нашем государстве, при неуклонном соблюдении правовых принципов в отношении лиц, совершивших преступления в сфере НОН.
Литература
1. О наркотических средствах и психотропных веществах: [федер. закон: от 08.01.1998 № З-ФЗ] (в ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) // Российская газета. — № 7. — 15.01.1998.
2. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской
Федерации [постановление Правительства РФ: от 01.10.2012 № 1002] (в ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 41. — Ст. 5624.
3. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [постановление Правительства РФ: от 30.06.1998 № 681] (в ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 27. — Ст.3198.
4. Тонков В.Е. Современные проблемы квалификации преступлений, связанных со сбытом наркотических средств / В.Е. Тонков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2010. — № 14 (85). — Вып. 13. — С. 157-161.
5. Федоров А.В. Об учете нормативно определенных признаков аналогов наркотических средств и психотропных веществ при производстве экспертиз // Эксперт-криминалист. — 2014. — № 2. — С. 18-24.
References
1. On narcotic drugs and psychotropic substances: [Feder. law: as of 08.01.1998 No. 3-FZ] (as amended on 25.11.2013, with var. as from 04.06.2014) // the Russian newspaper. No. 7. — 15.01.1998.
2. On approval of significant, large and extra large sizes of narcotic drugs and psychotropic substances, as well as significant, large and extra large sizes for plants containing narcotic drugs or psychotropic substances, or parts thereof, containing narcotic drugs or psychotropic substances for the purposes of articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal code of the Russian Federation [resolution of the Government of the Russian Federation: as of 01.10.2012 No. 1002] (as amended on 23.06.2014) // Collection of legislation of the Russian Federation. — 2012. No. 41. — Article.5624.
3. On approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation [the decree of the Government of the Russian Federation: as of 30.06.1998 No. 681] (as amended on 23.06.2014) // Collection of legislation of the Russian Federation. — 1998. No. 27. — Article. 3198.
4. Tonkov V.E. Modern problems of qualification of crimes associated with the marketing of drugs / V. E. Tonkov // Scientific Bulletin of the Belgorod state University. Series: Philosophy. Sociology. Right. — 2010. — № 14 (85). — Vol. 13. — P. 157-161.
5. Fedorov A.V On account of certain regulatory signs analogues of narcotic drugs and psychotropic substances in the production of expertise / Expert-criminalist. — 2014. No. 2. — P. 18-24.