Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ВЬЕТНАМА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБУ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ВЬЕТНАМА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБУ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чан Тьен Минь

Автором на основе анализа нормативных правовых актов отмечаются положительные и негативные стороны совместной деятельности Министерства общественной безопасности и Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов Вьетнама в предупреждении и борьбе с лесными пожарами. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствие конкретного механизма координации деятельности совместных сил и средств, задействованных в борьбе с лесными пожарами, а меры, направленные на координацию совместной деятельности ведомств, носят общий характер, не учитывается специфика практических проблем борьбы с лесными пожарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чан Тьен Минь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF PUBLIC SECURITY AND THE MINISTRY OF AGRICULTURE AND RURAL DEVELOPMENT OF VIETNAM ON THE IMPLEMENTATION OF MEASURES AIMED AT PREVENTING AND FIGHTING FOREST FIRES

Based on the analysis of regulatory legal acts, the author notes the positive and negative aspects of the joint activities of the Ministry of Public Security and the Ministry of Agriculture and Rural Development of Vietnam in the prevention and control of forest fires. It is concluded that at present, the lack of a specific mechanism for coordinating the activities of joint forces and means involved in fighting forest fires, the lack of a single control center, leads to duplication of powers of various departments, and measures aimed at coordinating the joint activities of departments are common. nature, the specifics of the practical problems of fighting forest fires are not taken into account.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ВЬЕТНАМА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБУ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 81—83. State service and personnel. 2022;(2):81 —83.

Научная статья УДК 369.032

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-81-83

NIION: 2012-0061-02/22-080 MOSURED: 77/27-008-2022-02-280

Правовая регламентация деятельности Министерства общественной безопасности и Министерства сельского хозяйства

и развития сельских районов Вьетнама по реализации мер, направленных на предупреждение и борьбу с лесными пожарами

Чан Тьен Минь

Министерство Общественной Безопасности Вьетнама, tranminhc23@gmail.com

Аннотация. Автором на основе анализа нормативных правовых актов отмечаются положительные и негативные стороны совместной деятельности Министерства общественной безопасности и Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов Вьетнама в предупреждении и борьбе с лесными пожарами. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствие конкретного механизма координации деятельности совместных сил и средств, задействованных в борьбе с лесными пожарами, а меры, направленные на координацию совместной деятельности ведомств, носят общий характер, не учитывается специфика практических проблем борьбы с лесными пожарами.

Ключевые слова: Вьетнам, Министерство общественной безопасности, стихийные бедствия, лесные пожары, предупреждение пожаров.

Для цитирования: Чан Тьен Минь. Правовая регламентация деятельности Министерства общественной безопасности и Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов Вьетнама по реализации мер, направленных на предупреждение и борьбу с лесными пожарами // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 81 — 83. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-81-83.

Original article

Legal regulation of the activities of the Ministry of Public Security and the Ministry of Agriculture and Rural Development of Vietnam on the implementation of measures aimed at preventing and fighting forest fires

Tran Tien Minh

Ministry of Public Security of Vietnam, tranminhc23@gmail.com

Abstract. Based on the analysis of regulatory legal acts, the author notes the positive and negative aspects of the joint activities of the Ministry of Public Security and the Ministry of Agriculture and Rural Development of Vietnam in the prevention and control of forest fires. It is concluded that at present, the lack of a specific mechanism for coordinating the activities of joint forces and means involved in fighting forest fires, the lack of a single control center, leads to duplication of powers of various departments, and measures aimed at coordinating the joint activities of departments are common. nature, the specifics of the practical problems of fighting forest fires are not taken into account.

Keywords: Vietnam, Ministry of Public Security, natural disasters, forest fires, fire prevention, fire fighting.

For citation: Tran Tien Minh. Legal regulation of the activities of the Ministry of Public Security and the Ministry of Agriculture and Rural Development of Vietnam on the implementation of measures aimed at preventing and fighting forest fires // State service and personnel. 2022;(2):81—83. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-81-83.

Лесной пожар — это стихийное бедствие, причиняющее большой ущерб жизни и имуществу людей, лесным ресурсам и среде обитания. Его влияние затрагивает не только от-

© Чан Тьен Минь. М., 2022.

дельный регион, но и страну, а иногда оказывает воздействие на мир в целом. По данным Департамента охраны леса Вьетнама, с 2016 г. по декабрь 2020 г. произошло 1786 лесных пожара, в результате которых причинен ущерб лесным насаждениям на площади 9981 гектар. Признавая эту

№ 2/2022

Государственная служба и кадры

проблему, в последние годы Вьетнам уделяет большое внимание управлению, охране, предупреждению и тушению лесных пожаров, начиная с правовой регламентации и заканчивая совершенствованием практики осуществления неотложных мер по предупреждению лесных пожаров и сведению к минимуму ущерба от лесных пожаров.

В соответствии с положениями Закона «О предупреждении и борьбе с пожарами», Закона «О лесном хозяйстве» Министерство общественной безопасности (далее — МОБ) Вьетнама несет ответственность за предотвращение и тушение пожаров в масштабах страны.

Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов (далее — МСХиРСР) Вьетнама непосредственно управляет и защищает леса. Ввиду наличия общих полномочий у двух разных ведомств требуется координация их деятельности в целях повышения эффективности работы в сфере борьбы с пожарами. В связи с этим необходимо детальное рассмотрение их полномочий.

Обязанности МОБ в области государственного управления по предупреждению и борьбе с лесными пожарами

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона «О предупреждении и борьбе с пожарами» на МОБ возлагается обязанность по государственному управлению за профилактикой и борьбой с пожарами. Обязанности МОБ указаны также в ст. 51 Указа № 136/ 2020/ЫБ-СР, в частности:

1) разработка предложений и реализация стратегий, генеральных планов, правил, стандартов, иных нормативных правовых актов, направленных на предотвращение пожаров и борьбу с ними по всей стране;

2) наделение отдельных подразделений управлений функциями по профилактике, предупреждению и борьбе с пожарами, а также по обучению и аттестации ответственных лиц в подразделениях за пожарную безопасность;

3) наделение руководства функциями по просвещению в области профилактики, предупреждению и борьбе с пожарами, общественная пропаганда, направленная на построение общенародного движения для участия населения в борьбе с пожарами;

4) руководство специальными техническими средствами по борьбе с пожарами, их осмотр и проверка; разрешение поступающих заявлений и жалоб, связанных с противопожарной деятельностью в пределах своей компетенции;

5) проверка и оценка строительных работ, а также транспортных средств, требующих особого контроля в связи с высоким риском возникновения пожаров;

6) осмотр, испытание и удостоверение пригодности противопожарных средств;

7) ликвидация пожаров, а также осуществление расследования в целях установления причин их возникновения (направлять отдельные поручения в связи с возникшим пожаром, обработка информации о пожаре, командование личным составом при тушении пожара, организация дежурств в подразделениях, обеспечивающих своевременное прибытие к месту пожара в целях его ликвидации; разработка планов пожаротушения в соответствии с нормативными правовыми актами; представление в Правительство предложений о вступлении в международные организации в области пожаротушения, присоединении к международным договорам по предупреждению и тушению пожаров; осуществление иной международной деятельности по предупреждению и тушению пожаров в соответствии со своей компетенцией и т.д.).

Обязанности МСХиРСР Вьетнама в области государственного управления по предупреждению и борьбе с лесными пожарами

МСХиРСР является государственным органом, выполняющим функции государственного управления в следующих областях: сельское хозяйство, лесное хозяйство, производство соли, рыболовство, ирригация, предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий и развитие сельских районов.

Согласно п. 3 ст. 58 Закона «О предупреждении и борьбе с пожарами» МСХиРСР Вьетнама в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности с МОБ в сфере выполнения задач по предупреждению и борьбе с пожарами.

Конкретные обязанности указаны в ст. 51 Указа № 136/2020/ЫБ-СР, а именно: «Разработка нормативных правовых актов по предупреждению и борьбе с пожарами в пределах компетенции; просвещение в области профилактики, предупреждения и борьбы с пожарами, общественная пропаганда, направленная на построение общенародного движения для участия населения в борьбе с пожарами; руководство лицами, задействованными в предупреждении и тушении лесных пожаров. Направление и контроль за использованием средств, направленных на противопожарные мероприятия, оснащение противопожарной техникой. Руководство организацией пожаротушения и ликвидация последствий лесных пожаров. Организация сил для выполнения противопожарных задач; ведение статистики и отчетов перед Правительством Вьетнама и Министерством общественной безопасности по предупреждению и тушению пожаров».

№ 2/2022

В то же время МСХиРСР Вьетнама также несет ответственность за эффективность совместной деятельности с МОБ, Министерством Национальной обороны, соответствующими министерствами, отделениями, органами местного самоуправления при разработке и реализации плана мобилизации сил и средств для участия в противопожарных работах.

Несмотря на то что вопросы общей компетенции вышеуказанных ведомств закреплены в законах Вьетнама «О предупреждении и борьбе с пожарами» и «О лесном хозяйстве», отдельные нормативные правовые акты также содержат нормы, которыми МОБ и МСХиРСР руководствуются в своей деятельности, например:

■ Постановление Правительства Вьетнама № 136/ 2020/НД-КП от 24 ноября 2020 г., регламентирующее реализацию ряда статей и мер, предусмотренных Законом «О пожарной охране» и Законом «О внесении изменений и дополнений в ряд статей Закона «О противопожарной защите»;

■ Постановление Правительства № 156/2018/ НД-КП от 16 ноября 2018 г., детализирующее реализацию ряда статей Закона «О лесном хозяйстве»;

■ Постановление Правительства № 138/2016/ ЫБ-ОР от 1 октября 2016 г., утверждающее Регламент работы Правительства.

Вместе с тем имеется и Совместный циркуляр № 04/2015/ТТЬТ-Б0Л-БММРТОТ от 16 июня 2015 г. Министерства общественной безопасности и Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов, регулирующий координацию деятельности в обеспечении безопасности и охраны в аграрном секторе и развитии сельских районов, в том числе обеспечение противопожарной и боевой безопасности в сфере государственного управления МСХиРСР.

Реализуя совместные меры, Служба пожарно-спасательной полиции при МОБ разработала конкретные программы и планы для координации совместной деятельности с Силами охраны леса при МСХиРСР, направленных на правовую регламентацию и контроль за профилактикой и борьбой с лесными пожарами, способствуя повышению эффективности противопожарной безопасности в населенных пунктах.

Несмотря на положительную тенденцию и достигнутые результаты, в совместной деятельности

МОБ и МСХиРСР в области государственного управления предупреждения и борьбы с лесными пожарами имеются некоторые недостатки, такие, как:

1) система правовых средств, направленных на предупреждение и борьбу с лесными пожарами, регулирующих совместную деятельность МОБ и МСХиРСР, является недостаточно полной, в ней отсутствуют подробные руководящие принципы, направленные на решение практических проблем в условиях боевых действий в целом, а также по предупреждению и тушению пожаров, в частности. Нормативно-правовые акты содержат указания с достаточными сложными и общими формулировками, которые вызывают сложности в понимании у правоприменителей;

2) отмечается низкая эффективность взаимодействия сил подразделений пожарно-спасатель-ной полиции с лесничими в отдельных районах. Порядок управления, координации и мобилизации сил, участвующих в тушении лесных пожаров, является сложным, обязанности каждой службы четко не определены. Не уделяется должное внимание работе по обобщению негативного опыта, допущенного в результате совместной работы по борьбе с пожарами.

Как представляется, вышеуказанные недостатки возникают в результате следующих причин: отсутствие конкретного механизма координации деятельности совместных сил и средств, задействованных в борьбе с лесными пожарами; отсутствие единого центра управления, что приводит к дублированию полномочий различных ведомств.

Кроме того, имеет место и отсутствие осознания правоприменителями значения эффективности координационных отношений в борьбе с лесными пожарами. Меры, направленные на координацию совместной деятельности ведомств, носят общий характер, не учитывается специфика практических проблем борьбы с лесными пожарами.

Список источников

1. Закон Вьетнама « О предупреждении и борьбе с пожарами». 2013.

2. Закон Вьетнама «О лесном хозяйстве». 2017.

References

1. Law of Vietnam « On the prevention and fight against fires». 2013.

2. Law of Vietnam «On Forestry». 2017. Информация об авторе

Чан Тьен Минь — магистр, заместитель начальника отдела 1 Управления пожарно-спасательной полиции МОБ Вьетнама

Information about the author

Tran Tien Minh — master, deputy head of department 1, fire and rescue Police Department, Ministry of Public Security of Vietnam

Статья поступила в редакцию 31.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022. The article was submitted 31.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 1 4.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.