FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE
УДК 614.84, 614.8.084
DOI 10.25257/FE.2022.1.94-99
® В. А. СЕДНЕВ1, Н. В. ЛОПУХОВА1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Основные положения по управлению структурой источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения населенных пунктов
АННОТАЦИЯ
Тема. Крупномасшабные природные пожары и массовые пожары в населённых пунктах приводят к гибели людей, наносят ущерб экологии, экономике страны. В связи с этим авторы ставят вопрос совершенствования организации тушения пожаров на территории населённых пунктов, а также необходимости разработки научно-методического подхода управления структурой источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения населённых пунктов. Это позволит оценить и обосновать силы и средства для обеспечения защиты и безопасности населённых пунктов; обеспечить готовность органов местного самоуправления к пожароопасному периоду, защиту сельских населенных пунктов от воздействия пожаров; сократить время реагирования на пожары; не допустить или снизить потери среди населения.
Методы. Для получения результатов использовались общенаучные и специальные методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, которые опирались на положения теории систем, аппарата математической статистики, теории алгоритмов, теории множеств и теории надежности, теории информации и математической логики, основные методы обоснования и оценки эффективности элементов системы противопожарного водоснабжения населённых пунктов.
Результаты. Разработан алгоритм управления структурой источников наружного противопожарного водоснабжения
и средств пожаротушения населённых пунктов в условиях воздействия крупномасштабных или массовых пожаров.
Область применения результатов. Полученные результаты рекомендуется использовать при разработке Сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; Паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров; Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации.
Выводы. Разработанный научно-методический подход управления структурой источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения населенных пунктов в условиях воздействия крупномасштабных или массовых пожаров является теоретической основой поддержки принятия решений на применение пожарно-спасательных подразделений для защиты населенных пунктов от воздействия крупномасштабных или массовых пожаров.
Ключевые слова: защита населения и территорий, средство пожаротушения, способ пожаротушения, инженерно-технические мероприятия
® V.A. SEDNEV1, N.V. LOPUKHOVA
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Conceptual issues for managing external water supply sources structure and fire extinguishing equipment in settlements
ABSTRACT
Purpose. Large-scale wildfires and mass fires in settlements result in people loss, damage the environment and country's economy. In this regard, the authors raise the issue of improving organization of extinguishing such emergencies in settlements, as well as the need to develop a scientific-methodological approach to managing the structure of external fire water supply sources and fire extinguishing equipment in settlements. This will allow evaluating and justifying means and forces to ensure protection and safety of settlements as well as readiness of local authorities for a fire hazard period and protection of rural settlements from fire exposure; reducing response time to fires; preventing or reducing population loss.
Methods. To obtain the results, general scientific and special methods of scientific knowledge were used: analysis, synthesis, generalization, which were based on the concepts of systems theory,
mathematical statistics apparatus, algorithms theory, sets theory and reliability theory, theory of information and mathematical logic, the main methods of justifying and evaluating the effectiveness of water supply systems elements in settlements.
Findings. An algorithm for controlling the structure of external water supply sources and fire extinguishing equipment for settlements in case of large-scale or mass fires has been developed.
Research application field. The obtained results are recommended for use in developing summary plan for extinguishing forest fires in territorial subjects of the Russian Federation; passport of a settlement subjected to forest fires hazard; activities plan for preventing and eliminating natural and man-made emergencies in territorial subjects of the Russian Federation.
Conclusions. The developed scientific and methodological approach to managing the structure of external water supply
sources and fire extinguishing equipment in settlements in case of large-scale or mass fires is the theoretical basis for decision support to be used by fire and rescue units in protecting settlements from the impact of large-scale or mass fires.
Key words: population and territories protection, fire extinguishing equipment, fire extinguishing method, engineering and technical measures
Ежегодно на территории России возникают крупномасшабные природные пожары и массовые пожары в населённых пунктах, которые влекут гибель людей, наносят значительный экологический и материальный ущерб территориям, экономике страны. Одним из мероприятий, направленных на снижение ущерба от данных пожаров, является совершенствование организации их тушения [1-3].
Авторы предлагают использовать следующий алгоритм для управления структурой источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения населённых пунктов (НП) в условиях воздействия крупномасштабных или массовых пожаров:
1. Обоснование исходных данных - оценка факторов, влияющих на защиту НП от воздействия пожаров: анализ негативного воздействия пожаров на НП и территории; анализ превентивных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности НП; анализ способов тушения пожаров в НП; анализ сил и средств, привлекаемых для тушения пожаров в НП, и методов их обоснования;
2. Оценка требований к созданию источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные пожарные водоёмы) в НП и обеспечению их средствами пожаротушения;
3. Оценка организации защиты населённых пунктов от воздействия крупномасштабных или массовых пожаров;
4. Оценка устойчивости структуры источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения в НП на основе показателей оценки надёжности элементов системы противопожарного водоснабжения НП и показателей оценки её эффективности функционирования и затрат на её создание;
5. Разработка мероприятий по повышению устойчивости структуры источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения, а также защищённости населённых пунктов от воздействия крупномасштабных или массовых пожаров;
6. Оценка устойчивости структуры источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения НП с учётом разработанных мероприятий.
Основным содержанием первого этапа является обоснование исходных данных, а именно, оценка факторов, влияющих на защиту населенных пунктов от воздействия пожаров [4-6].
Силы и средства МЧС России привлекаются к тушению пожаров в случае введения режима чрезвычайной ситуации и угрозы перехода огня на населённые пункты и объекты экономики. При организации борьбы с пожарами заблаговременно проводимыми мероприятиями являются: принятие решения, планирование, подготовка сил и средств, организация управления и всестороннего обеспечения.
Превентивные мероприятия по защите НП от воздействия пожаров известны, однако, как показывает анализ [7, 8], их недостаточно для защиты НП, не имеющих для этого необходимых сил и средств.
В то же время среди причин, приведших к большим материальным потерям и гибели людей, отмечается неудовлетворительная работа органов местного самоуправления по реализации инженерно-технических мероприятий, в частности, по противопожарному обустройству НП. Часто минерализованные и опорные полосы вокруг НП отсутствуют.
Основным способом тушения пожара на территории НП является вода [9-12]. В связи с тем, что требуемой ширины (1,4-9 м) прокладки заградительных и опорных минерализованных полос бывает недостаточно из-за возможного переноса горящих частиц пожара на 1 000 м, а для тушения одного жилого дома требуется как минимум 8 т воды, в то время как гореть может далеко не один жилой дом, подача воды от автоцистерны без установки на водоисточник является наиболее используемым способом водоснабжения.
На втором этапе рассматриваются требования к созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте и обеспечению их средствами пожаротушения.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1
водоёмы, а в НП с числом жителей до 50 чел. допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение.
Значительно повысить надёжность систем водоснабжения можно за счёт использования напорно-регулирующих ёмкостей и водонапорных башен или гидроколонн. Пожарный объём воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на тушение одного пожара в здании в течение десяти минут при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды.
Количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчётом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчётным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с.
Согласно приказу МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» и СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» объём пожарных резервуаров и водоёмов надлежит определять исходя из расчётного расхода воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и продолжительности тушения пожара. Расход воды на наружное пожаротушение в НП следует принимать в зависимости от количества жителей и этажности здания. Продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 ч.
При тушении крупных, сложных и продолжительных пожаров в условиях недостатка воды подразделения пожарной охраны должны организовать строительство временных пожарных водоёмов и пирсов, хотя это относится к полномочиям органов местного самоуправления и должно быть сделано заблаговременно.
Повышение пожарной безопасности в НП связано с увеличением затрат, которые возрастают относительно быстрее, чем повышается пожарная безопасность. Поэтому требуется ставить вопрос об оптимальной ценологической структуре пожар-но-спасательных подразделений [13, 14]. Создание подразделений добровольной пожарной охраны на территории сельских населённых пунктов может значительно повысить защищённость населения
и объектов защиты от массовых или крупномасштабных пожаров, своевременность реагирования на пожары на их территории.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а также оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в НП, до которых пожарным расчётам добираться более 20 мин., а также могут создаваться в помощь караулам профессиональной пожарной охраны [15].
Работники организаций, личный состав подразделений пожарной охраны и иные лица для борьбы с пожарами используют следующие типы первичных средств пожаротушения: переносные и передвижные огнетушители; пожарные краны и средства обеспечения их использования; пожарный инвентарь; покрывала для изоляции очага возгорания; генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
Территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удалённые на расстояние более 100 м от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, которая зависит от характеристики веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами зависят от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности и предельной защищаемой площади одним пожарным щитом.
На третьем этапе оценена организация защиты НП от воздействия массовых или крупномасштабных пожаров. Основным документом, определяющим готовность к пожароопасному сезону и отражающим мероприятия по защите территорий НП от пожаров, является сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. Паспорт населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утверждаемый органом местного самоуправления,
не позволяет оценить достаточность принятых мер по подготовке территорий к пожароопасному периоду. Информация о выполнении требований пожарной безопасности, указанная в паспорте населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, отражается в сводном плане, но не в полном объёме.
Информация о создании или наличии источников наружного противопожарного водоснабжения, отражаемая в паспорте населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, и утверждаемого органом местного самоуправления, в сводном плане отсутствует.
Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации содержит вывод о готовности, ограниченной готовности или неготовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону. Утверждает сводный план руководитель субъекта Российской Федерации, а Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение о согласовании плана. Но только вывод о неготовности субъекта РФ к пожароопасному сезону может служить основанием для отказа в согласовании сводного плана.
На четвёртом этапе оценена устойчивость структуры источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения в населённом пункте на основе показателей оценки надёжности элементов системы противопожарного водоснабжения НП и показателей оценки её эффективности функционирования и затрат на её создание.
При проектировании системы водоснабжения используют количественные методы оптимизации параметров, смысл которой заключается в установлении таких значений этих параметров и такого изменения их во времени, при которых достигается максимально возможная в определённых условиях эксплуатации системы водоснабжения эффективность.
Показатель эффективности представляет собой отношение численного значения показателя качества функционирования к приведённым затратам на строительство и эксплуатацию системы. Такой показатель позволяет согласовать разнородные цели и стимулирует оптимальное использование ассигнований на систему противопожарного водоснабжения.
На практике используются три вида оценки эффекта и затрат [10, 14]: техническая; денежная -в виде денежных единиц; полезностная.
Показатель надёжности водоснабжения характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью. Эти
свойства характеризуют надёжность, от которой зависит выполнение возложенных на систему задач, а следовательно и общая оценка характеристики качества функционирования.
Показатель надёжности системы противопожарного водоснабжения характеризует свойства системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей в заданных пределах. Надёжность работы системы противопожарного водоснабжения, водопроводных сооружений и оборудования отражает комплексное свойство системы, охватывающее безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
На пятом этапе разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости структуры источников наружного противопожарного водоснабжения, средств пожаротушения и защищённости НП от воздействия массовых или крупномасштабных пожаров, к которым относятся:
- мероприятия, различающиеся способами решения задачи;
- мероприятия, различающиеся временем проведения;
- заблаговременные мероприятия;
- мероприятия, проводимые при непосредственной угрозе пожара;
- мероприятия, проводимые в процессе воздействия пожара;
- мероприятия, проводимые после пожара.
Планирование мероприятий может быть
перспективное и оперативное.
Перспективное планирование предусматривает планирование комплекса организационных, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение риска возникновения источников пожара и тяжести их последствий для населения, объектов экономики и окружающей природной среды, то есть мероприятий, требующих инвестиционных (капитальных) вложений.
Оперативное планирование - комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке населения и территорий к воздействию пожара.
Шестым этапом является оценка устойчивости структуры источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения в населённом пункте с учётом разработанных мероприятий.
Внедрение разработанного научно-методического подхода позволяет оценить защиту населённых пунктов от воздействия крупномасштабных или массовых пожаров и обосновать необходимые мероприятия по её обеспечению.
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1
Разработанные теоретические положения рекомендуется использовать при разработке: сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации; паспорта НП, подверженного угрозе лесных пожаров; плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Седнев В. А, Лопухова Н. В. Особенности планирования и организации тушения крупномасштабных лесных пожаров и пожаров на территории сельских населённых пунктов // Проблемы управления рисками в техносфере. 2019. № 3(51). С. 110-115.
2. Седнев В. А, Лопухова Н. В., Смуров А. В. Оценка сил и средств для тушения пожаров в населённых пунктах и методов их обоснования // Технологии техносферной безопасности. 2021. № 1(91). С. 95-106. Режим доступа: ИПрэ:// еМЬгагу.ги/Кет.а8р?1а=45333188 (дата обращения 10.01.2022). 001:10.25257/ТТЭ.2021.1.91.95-106
3. Седнев А. В. Защита информации как составляющая обеспечения безопасности государства // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 6. С. 114-119. Э01:10.36535/0869-4176-2019-06-13
4. Абрахин С. И., Абросимов Н. В., Агеев А. И. [и др.] Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Системные исследования чрезвычайных ситуаций: Тематический блок «Национальная безопасность». Монография. М.: Общественная организация -Общество «Знание» России, 2015. 864 с.
5. Седнев В. А., Лопухова Н. В. Технические решения по обеспечению электробезопасности при использовании автономных источников электрической энергии для электроснабжения пожарно-технических средств // Проблемы управления рисками в техносфере. 2018. № 1(45). С. 43-48.
6. Махутов Н. А, Пучков В. А, Фалеев М. И. [и др.]. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Национальная безопасность»: в 6 т. Монография. М.: Общественная организация - Общество «Знание» России, 2012. 896 с.
Дальнейшая разработка научно-методического подхода обеспечит готовность органов местного самоуправления к пожароопасному периоду, защиту сельских НП от воздействия пожаров, будет способствовать сокращению времени реагирования на пожары, недопущению или снижению потерь среди населения и ущерба, и, в целом, обеспечению безопасности деятельности НП.
7. Седнев В. А., Лопухова Н. В. Методика определения объёма и обоснования схемы размещения противопожарных водоемов в сельском населенном пункте // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2018. № 2. С. 37-42.
8. Седнев В. А., Лопухова Н. В. Об организации тушения пожаров на территории сельских населенных пунктов // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 1. С. 87-93.
9. Артемьев Н. С., Теребнев В. В., Грачев В. А. [и др.]. Пожаротушение лесов, торфяников и лесоскладов. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. 244 с.
10. Иванов Е. Н. Противопожарное водоснабжение. М.: Стройиздат, 1986. 316 с.
11. Жучков В. В., Пименов А. А, Карасев Ю. Л. Противопожарное водоснабжение. Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. 298 с.
12. Качалов А. А, Воротынцев Ю. П., Власов А. В. Противопожарное водоснабжение. М.: Стройиздат, 1985. 286 с.
13. Кудрин Б. И. Гипотеза третьей научной картины мира // Материалы конференции по философии техники и тех-нетике и семинара по ценологии. Вып. 47. «Ценологические исследования». М.: Технетика, 2011. С. 6-17.
14. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. 2-е изд. М.: Наука, 1988. 208 с.
15. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Портнов Д. А. Организация территориальных подразделений добровольной пожарной охраны // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 2. С. 39-44. 001:10.25257/РБ.2018.2.39-44
REFERENCES
1. Sednev V.A., Lopuhova N.V. The analysis of the organization and ways of extinguishing large-scale forest fires and fires on the territory of rural settlements. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere (Risk management problems in the technosphere), 2019, no. 3(51), pp. 110-115 (in Russ.).
2. Sednev V.A., Lopukhova N.V., Smurov A.V. Assessment of forces and means for extinguishing fires in settlements and methods of their justifications. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2021, no. 1(91), pp. 95-106 (in Russ.). Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=45333188 (accessed January 10, 2022) (in Russ.). D0I:10.25257/TTS.2021.1.91.95-106
3. Sednev A.V. Information protection as a component of state security. Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii (Safety and emergencies problems). 2019, no. 6, pp. 114-119 (in Russ.) D0I:10.36535/0869-4176-2019-06-13
4. Abrakhin S.I., Abrosimov N.V., Ageev A.I. [and others]. Bezopasnost Rossii. Pravovye, sotsialno-ekonomicheskie i nauchno-tekhnicheskie aspekty. Sistemnye issledovaniia chrezvychainykh situatsii: Tematicheskii blok "Natsionalnaia bezopasnost' [Security of Russia. Legal, socio-economic, scientific and technical aspects. System studies of emergency situations: Thematic block "National security". Moscow, Public organization - Society "Knowledge" of Russia Publ., 2015. 864 p. (in Russ.).
5. Sednev V.A., Lopuhova N.V. Technical solutions to ensure electrical safety if you are using offline sources electric energy
for electrosupply fire-technical means. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere (Risk management problems in the technosphere), 2018, no. 1(45), pp. 43-48.
6. Makhutov N.A., Puchkov V.A., Faleev M.I. [and others]. Bezopasnost Rossii. Pravovye, sotsialno-ekonomicheskie i nauchno-tekhnicheskie aspekty. Tematicheskii blok "Natsionalnaia bezopasnost'. Monografiia. [Security of Russia. Legal, socioeconomic, scientific and technical aspects. Thematic block "National Security"]. Moscow, Public organization - Society "Knowledge" of Russia Publ, 2012. 896 p. (in Russ.).
7. Sednev V.A., Lopuhova N.V The method of determining the amount and substantiation of the layout of fire water reservoirs in rural village. Nauchno-analiticheskii zhurnal Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii (Scientific and Analytical journal Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia). 2018, no. 2, pp. 37-42 (in Russ.).
8. Sednev V.A., Lopuhova N.V 0n the organization of firefighting on the territory of rural settlements. Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii (Safety and emergencies problems). 2019, no. 1, pp. 87-93 (in Russ.).
9. Artemev N.S., Terebnev V.V., Grachev V.A. [and others]. Pozharotushenie lesov, torfianikov i lesoskladov [Firefighting of forests, peatlands and woodlands] Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2013. 244 p. (in Russ.).
10. Ivanov E.N. Protivopozharnoe vodosnabzhenie [Fire-fighting water supply]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1986, 316 p. (in Russ.).
11. Zhuchkov V.V., Pimenov A.A., Karasev Yu.L. Protivopozharnoe vodosnabzhenie [Fire-fighting water supply]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016, 298 p. (in Russ.).
12. Kachalov A.A., Vorotyntsev Yu.P., Vlasov A.V. Protivopozharnoe vodosnabzhenie [Fire-fighting water supply]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1985, 286 p.
13. Kudrin B.I. Hypothesis of the third scientific picture of the world. Materialy KhV konferentsii po filosofii tekhniki i tekhnetike i seminara po tsenologii. 2010 g. Vyp. 47.
"Tsenologicheskie issledovaniia" (Proceedings of Conference on the Philosophy of Technology and Technetics and a Seminar on Cenology. 2011 Issue 47. "Cenological research".) Moscow, Technetika Publ., 2011. Pp. 6-17. (in Russ.).
14. Wentzel E.S. Issledovanie operatsii: zadachi, printsipy, metodologiia [Operations research: tasks, principles, methodology]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 208 p. (in Russ.).
15. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Portnov D.A. Organization of local voluntary fire service units. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia (Fire and emergencies: prevention, elimination), 2018, no. 2, pp. 39-44 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2018.2.39-44
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Владимир Анатольевич СЕДНЕВ H
Доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры гражданской обороны, защиты населения и территорий,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 1681-7474 AutorlD: 694103
ORCID ID: 0000-0002-4922-430X Researcher ID: I-9447-2016 Scopus Author ID: 57218871873 H [email protected]
Нина Вячеславовна ЛОПУХОВА
Старший научный сотрудник - Начальник научно-исследовательской группы безопасности в чрезвычайных ситуациях, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9903-0967 AutorID: 766023
ORCID ID: 0000-0002-9309-7870 [email protected]
Поступила в редакцию 15.11.2021 Принята к публикации 4.03.2022
Для цитирования:
Седнев В. А, Лопухова Н. В. Основные положения по управлению структурой источников наружного противопожарного водоснабжения и средств пожаротушения населённых пунктов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 1. С. 94-99. 001:10.25257/РЕ.2022.1.94-99
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Vladimir A. SEDNEV H
Grand Doctor in Engineering, Professor, Honored worker of higher education of the Russian Federation, Professor of civil defense, population and territories protection department,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 1681-7474 AutorID: 694103
ORCID ID: 0000-0002-4922-430X Researcher ID: I-9447-2016 Scopus Author ID: 57218871873 H [email protected]
Nina V. LOPUKHOVA
Head of the research group for safety in emergency situations,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9903-0967 AutorID: 766023
ORCID ID: 0000-0002-9309-7870 [email protected]
Received 15.11.2021 Accepted 4.03.2022
For citation:
Sednev V.A., Lopukhova N.V. Conceptual Issues for managing external water supply sources structure and fire extinguishing equipment in settlements. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2022, no. 1, pp. 94-99. DO1:10.25257/FE.2022.1.94-99