Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровой рубль / платежный инструмент / обязательство / договор / услуга / экономический оборот / digital ruble / payment instrument / obligation / contract / service / economic turnover

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович, Овчинникова Юлия Сергеевна

В настоящей работе рассматриваются аспекты нормативно-правового регулирования цифрового рубля на территории Российской Федерации. Исследованы исторические аспекты развития цифрового рубля в России, обозначена перспектива развития данного финансового инструмента. Дана характеристика обязательства по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля. Проанализированы возможные проблемы применения цифрового рубля в реальном экономическом обороте. Сделан вывод о необходимости комплексного изменения законодательства в связи с внедрением цифрового рубля, в частности, это касается правовой регламентации обязательства о предоставлении услуг на платформе цифрового рубля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of the digital ruble: theoretical and practical aspects

This paper discusses aspects of the regulatory and legal regulation of the digital ruble on the territory of the Russian Federation. The historical aspects of the development of the digital ruble in Russia are investigated, the prospects for the development of this financial instrument are outlined. The characteristic of the obligation to provide services on the digital ruble platform is given. The possible problems of using the digital ruble in real economic turnover are analyzed. The conclusion is made about the need for a comprehensive change in legislation in connection with the introduction of the digital ruble, in particular, it concerns the legal regulation of the obligation to provide services on the digital ruble platform.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_86

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ The legal nature of the digital ruble: theoretical and practical aspects

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, Знаменка ул., 10. E-mail: Battakhov@mail.ru;

ОВЧИННИКОВА Юлия Сергеевна,

кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, Знаменка ул., 10. E-mail: domosedka@mail.ru;

BATTAKHOV Petr Petrovich,

Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10. E-mail: Battakhov@mail.ru;

OVCHINNIKOVA Yulia Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Researcher in the Civil and Entrepreneurial Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10. E-mail: domosedka@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей работе рассматриваются аспекты нормативно-правового регулирования цифрового рубля на территории Российской Федерации. Исследованы исторические аспекты развития цифрового рубля в России, обозначена перспектива развития данного финансового инструмента. Дана характеристика обязательства по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля. Проанализированы возможные проблемы применения цифрового рубля в реальном экономическом обороте. Сделан вывод о необходимости комплексного изменения законодательства в связи с внедрением цифрового рубля, в частности, это касается правовой регламентации обязательства о предоставлении услуг на платформе цифрового рубля.

Abstract: This paper discusses aspects of the regulatory and legal regulation of the digital ruble on the territory of the Russian Federation. The historical aspects of the development of the digital ruble in Russia are investigated, the prospects for the development of this financial instrument are outlined. The characteristic of the obligation to provide services on the digital ruble platform is given. The possible problems of using the digital ruble in real economic turnover are analyzed. The conclusion is made about the need for a comprehensive change in legislation in connection with the introduction of the digital ruble, in particular, it concerns the legal regulation of the obligation to provide services on the digital ruble platform.

Ключевые слова: цифровой рубль, платежный инструмент, обязательство, договор, услуга, экономический оборот.

Keywords: digital ruble, payment instrument, obligation, contract, service, economic turnover.

Для цитирования: Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С. Правовая природа цифрового рубля: теоретические и практические аспекты //Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 86-90. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_86.

For citation: Battakhov P.P., Ovchinnikova Yu.S. The legal nature of the digital ruble: theoretical and practical aspects // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 86-90. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_86.

Статья поступила в редакцию: 13.09.2023

Глобальные изменения, произошедшие за последние два десятилетия в сегменте платежных инструментов, не обошли стороной и отечественный рынок. Для финансового сектора актуальна потребность в обеспечении скорости и безопасности, повышении удобства управления денежными средствами и совершения безналичных транзакций, причем речь идет не только о бизнесе, но и об обычных гражданах. Нельзя не отметить, что Центробанк, выступающий главным регулятором происходящих процессов, достаточно оперативно реагирует на появление инновационных технологий, внедряя практику их применения и способствуя комплексному развитию внутреннего рынка.

На сегодняшний день видится очевидным, что ввод цифровых валют, выпускаемых центральными банками, в наиболее развитых странах мира является делом ближайшего времени. Многие регуляторы успели объявить о начале разработок и проведении экспериментов в данном сегменте: некоторые приступили к практическому тестированию, тогда как остальные находятся в ожидании результатов и оценок субъективного опыта, который будет получен другими государствами.

В России инициатива создания национальной цифровой валюты впервые была озвучена О.Н. Скоробогатовой, в рамках выступления первого заместителя председателя ЦБ на Международном экономическом форуме, который проходил в Санкт-Петербурге в 2017 г[1]. Центробанк прикладывает немалые усилия для соответствия современным технологическим стандартам, отслеживая ключевые тренды развития, и рассматривая возможности их практического внедрения в отечественных реалиях. Идея о внедрении виртуальных активов, как и иные инициативы, поступила сверху - в момент определения регулятором очередного вектора рыночного развития. Укрепление позиций рынка является одной из главных обязанностей Банка России, однако в современных условиях происходит замена классических рыночных факторов новыми подходами, требующими соответствующей адаптации.

В соответствии со ст. 45.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в перечень функций Центробанка входит активное взаимодействие с правительственными органами, целью которого выступает комплексная разработка и реализа-

ция общей политики, направленной на стабилизацию и дальнейшее развитие национального финансового рынка1 Логично, что именно регулятор выступает в роли проводника инновационных технологических решений. Стратегия цифровизации предполагает большие инвестиции, необходимые для внедрения нужных технологий, что обуславливает изначальную доступность направления только самым крупным представителям рынка. В текущей же ситуации происходит переход на взаимовыгодные отношения, предполагающие возможность формирования оптимальных условий взаимодействия при активном сотрудничестве между рынком и регулятором.

Доклад, посвященный проекту «Цифровой рубль», был опубликован на официальном сайте ЦБ РФ в октябре 2020 г., и инициировал активные общественные обсуждения нового направления2. В содержании документа представлены базовые трактовки и положения, касающиеся внедрения национальной цифровой валюты, некоторые из которых нашли отражение в «Концепции цифрового рубля», опубликованной регулятором в апреле 2021. В соответствии с содержанием регламентирующего Федерального закона № 259-ФЗ от 2020 г. - «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - цифровая форма платежных средств дифференцируется от безналичной и наличной форм. При этом анализ представленной публикации позволяет сделать вывод о том, что понятия цифрового рубля и цифровой валюты также не являются тождественными, исходя из чего напрашивается определение первого в качестве отдельной правовой сущности, нуждающейся в особом научном осмыслении.

В июле 2023 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №340-Ф3, который обрел официальную силу с августа 2023 года. Его содержание призвано обеспечить юридические условия для создания на территории страны надлежащих технических возможностей, которые позволяли бы совершать платежные операции и транзакции с помощью цифрового рубля.

Использование цифровых технологий сегодня - неотъемлемый элемент общественной жизни, встречающийся практически в каждой сфере хозяйственных правоотношений. При этом национальная денежная система не является исключением. Официальной платежной единицей на территории России является рубль, определенный в данном статусе содержанием части первой статьи 75 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 140 Гражданского кодекса, понятие «рубль» используется для определения законного платежного средства, которое является обязательным к приему по нарицательной стоимости в любом субъекте страны.

Необходимо понимать, что цифровой рубль рассматривается в качестве нового инструмента расчетов. По мнению А. В. Габова, член-корреспондента РАН, ключевым аспектом в развитии данного направления является привязка к какой-либо категории гражданско-правовых объектов, способная повлечь за собой необходимость масштабного реформирования нормативно-правовых актов[2]. При этом важно учитывать специфику подобного объекта в рамках применяемого правового режима, который должен регулировать оборот цифрового рубля[3].

Инновационные технологии, лежащие в основе разработки проекта цифрового рубля, представляют собой так называемые умные деньги, при обращении которых может использоваться функционал смарт-контракта. В соответствии с опубликованной регулятором Концепцией, цифровой рубль представляет собой токен с уникальным кодом - соответственно, процедура токенизации неизбежно повлечет за собой нарушение конфиденциальности взаиморасчетов, что может спровоцировать негативную рыночную реакцию.

П.С. Шараев считает, что появление цифрового рубля является логичным следствием изменений, характерных для нынешнего этапа технологического развития, и в первую очередь - обусловленных цифровизацией экономических отношений. Объем операций, совершаемых с использованием безналичных средств, постоянно растет - как в РФ, так и в зарубежных странах - и подобная практика касается не только бизнеса, но и бытовой сферы. Интеграция новых технологий должна способствовать модернизации финансовых отношений, приведению их к современным стандартам, а также повышению безопасности и эффективности[4].

С точки зрения М.К. Куликовского, цифровой рубль сегодня представляет собой своеобразную цифровую форму привычного платежного средства - наличного рубля, эмитентом которого точно также является Центробанк. Новый рубль призван исполнять все те же денежные функции, однако при этом будет обладать определенной спецификой, требующей более детального изучения[5].

Важный аспект - транспарантность применения цифрового рубля, и вместе с тем безопасность совершения трансграничных платежей при взаимодействии субъектов, вступающих в хозяйственные отношения. Обеспечение сохранности платежной информации о подобных операциях не предполагает увеличения количества административных процедур, что обусловливается существованием действующей системы банковского контроля, которая точно также гарантирует прозрачность совершаемых транзакций с технологической точки зрения. Для обеспечения удобства взаиморасчетов будут задействованы мобильные банковские приложения, которые уже сегодня активно используются подавляющим большинством клиентов. Оформление дополнительного цифрового кошелька позволит совершать денежные переводы путем формирования уникального QR-кода, сканирование которого обеспечивает оплату цифровым рублем. Потенциальные формы использования новой валюты, в том числе в качестве инструмента для кредитования или оформления депозитных вкладов, позволяют говорить о ее расчетном статусе.

Интеграция новой технологии денежного оборота в России должна открыть новые возможности для граждан и организаций, заинтересованных в возможности оперативно выполнять платежные операции с использованием цифровой валюты. Подобное решение должно способствовать дальнейшему развитию рынка, оказать положительное влияние на уровень предлагаемого банковского обслуживания, а также обеспечить снижение стоимости финансовых услуг за счет роста конкуренции между кредитными организациями. Еще одним преимуществом интеграции инновационной платежной системы является повышение надежности и обеспечение бесперебойной работы, необходимой для укрепления и

1 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

2 Цифровой рубль: доклад для общественных обсуждений. URL: https://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 10.09.2023) 2 Концепция цифрового рубля. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/120075/ concept_08042023.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

поддержания финансовой стабильности государства.

Стоит отметить, что отдельные специалисты уже сегодня прогнозируют частичное вытеснение цифровым рублем привычных операций, совершаемых с использованием наличных и безналичных средств. Кроме того, ожидается, что влияние нового платежного инструмента на балансы кредитно-финансовых организаций окажется весьма существенным. Действующая система инструментов, обеспечивающая реализацию государственной денежно-кредитной политики, при дальнейшем развитии обеспечит возможность выхода на оптимальный для банковского сектора уровень ликвидности. При этом в ближайшей перспективе влияние цифрового рубля на политику регулятора видится не столь значимым[6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цифровой рубль должен стать удобным платежным инструментом, который будет использоваться как в рамках банковской системы, так и во взаиморасчетах между юридическими и физическими лицами. Развитие технологий и появление инновационных решений обусловливают постепенное изменение привычных укладов, и Россия, будучи демократическим государством, вправе самостоятельно определять собственный путь развития национальной финансовой системы.

Начиная анализ обязательства по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля (договор счета цифрового рубля), необходимо отметить, что цифровой рубль относится по своей правовой природе к денежным средствам и является, соответственно, объектом гражданских прав (ст.128, 140 ГК РФ) и, как уже упоминалось, одной из форм национальной валюты. При этом обязательство по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля представляет собой совершенно самостоятельную правовую сущность, такой вывод можно сделать в результате анализа, который будет приведен далее.

Договор по совершению операций с цифровым рублем - особая разновидность обязательства по предоставлению финансовых услуг, которое отличается от договора банковского счета, хотя и имеет некоторые общие черты. Объединяет данные обязательства цель вступления в правоотношения, а именно, совершение тех или иных операций с денежными средствами (соответственно, речь идет о банковских операциях или операциях с цифровым рублем). При этом в остальном обязательство по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля представляет собой уникальную правовую конструкцию, о чем будет сказано далее. Такая ситуация связана с тем, что финансовые операции в данном случае осуществляются с использованием специально для этого созданной платформы цифрового рубля, функционирование которой происходит под контролем Банка России.

Так, во-первых, специфичен предмет данного договора,1 а именно, предоставление финансовой услуги по зачислению и другим операциям с цифровыми рублями, принадлежащими пользователю платформы цифрового рубля. То же можно сказать и о субъектном составе договора счета цифрового рубля. Так, субъектами данного договора являются с одной стороны - оператор платформы цифрового рубля (Банк России) и, с другой стороны, пользователь платформы (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель)[7]. Кроме того, к субъектам правоотношения по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля относятся и участники платформы цифрового рубля, выбор которых осуществляется самими пользователями (это могут быть один или несколько участников), а основная функция - доступ пользователей, которые являются его клиентами, к соответствующей платформе2.

Наконец, особенности присущи и содержанию обязательства по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля. Так, к основным обязанностям оператора платформы цифрового рубля (Банк России) относятся: зачисление цифровых рублей на специально открытый на платформе цифрового рубля счет пользователя, а также выполнение других операций с цифровыми рублями по распоряжению пользователя. Кроме того, оператор платформы обязан обеспечивать сохранность информации об операциях с цифровыми рублями и их остатке на счету пользователя, и не допускать доступ третьих лиц к счету цифрового рубля. При этом пользователь платформы цифрового рубля обязан выплачивать оператору платформы вознаграждение за услуги, а также использовать счет цифрового рубля с соблюдением соответствующих правил цифровой платформы.

Поскольку в содержание договора входит обязанность пользователя цифровой платформы по оплате услуг, можно сделать вывод, что договор по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля, как и договор банковского счета, является консенсуальным.

Необходимо отметить, что обязательство по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля относится к договорам присоединения (как и в большинстве случаев договор банковского счета). Это связано со спецификой заключения данного договора, которое осуществляется на платформе цифрового рубля.

Таким образом, пользователь может только «присоединиться» к стандартным условиям, которые выработаны оператором в лице Банка России.

При этом относительно гарантий слабой стороне договора по ст.428 ГК РФ можно отметить следующее. Банк России, с одной стороны, наделен рядом публично-правовых функций и выражает волю государства в области денежно-кредитной политики РФ. С другой стороны, в данном случае речь идет о частно -правовых отношениях, а именно, обязательстве о предоставлении услуг на платформе цифрового рубля между Банком России и другими субъектами. Следовательно, в этой ситуации должны действовать правила о договоре присоединения (ст.428 ГК РФ) и свободе договора, субъектами которого в данном случае являются профессиональный участник соглашения (Банк России) и слабая сторона (пользователь цифровой платформы- как гражданин, так и любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) - в понимании Постановления Пленума ВАС «О свободе договора и ее пределах».3

1 Договор счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля (Приложение к письму Банка России от 7 августа 2023 г «О форме договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля»).

2 П.2.2 Положения Банка России от 03.08.2023 №820-П «О платформе цифрового рубля».

3 См. Постановление Пленума ВАС от 14 марта 2014 г.№ 16 «О свободе договора и ее пределах». Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 2014, №5.

Как совершенно справедливо отметил Конституционный Суд РФ1, свобода договора в правоотношениях с профессионалом должна поддерживаться особой защитой в пользу слабой стороны в виде законодательных гарантий, и, соответственно, недостаточным является лишь формальное признание равенства сторон такого обязательства. При этом Конституционным Судом были обозначены признаки явно обременительных для слабой стороны условий применительно к обязательству купли-продажи, однако в отношении возмездного оказания услуг в целом и, в особенности, договора счета цифрового рубля, ситуация представляется неопределенной. Прежде всего это связано с тем, что цифровой рубль-совершенно новое явление для экономики и, что будет пониматься судами под обременительными для слабой стороны условиями, пока неясно.

С вышеизложенным связан и вопрос отказа от предоставления услуг пользователю цифровой платформы. Так, оператор вправе не исполнять распоряжения пользователя о финансовых операциях с цифровым рублем, а также приостановить доступ к соответствующей платформе на основании правил платформы цифрового рубля. 2

При этом проблема состоит в том, что представляется не вполне ясным, о каких правилах цифровой платформы идет речь, поскольку ни в договоре, ни в Положении Банка от 03.08.2023 «О платформе цифрового рубля»3, равно как и в законодательстве в целом, они более или менее четко не сформулированы. Такая ситуация (когда исполнение услуги на платформе цифрового рубля может быть приостановлено или прекращено без определенных в законодательстве оснований) делает положение пользователя платформы достаточно уязвимым и однозначно противоречит принципу разумности и справедливости в частном праве.

В целом, отмечая особую значимость и большую перспективу внедрения цифрового рубля в экономический оборот России, представляется необходимой правовая регламентация обязательства по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля на законодательном уровне. В этом случае могли бы быть закреплены гарантии слабой стороне данного договора, четко обозначены права и обязанности сторон и участника платформы цифрового рубля, а также основания для отказа в предоставлении соответствующих услуг. В целом можно сказать, что введение цифрового рубля, с одной стороны, открывает новые возможности для субъектов права и перспективу активизации экономического оборота, а, с другой стороны, его внедрение влечет за собой необходимость правовой регламентации и комплексного внесения изменений в законодательство[8] о чем будет продолжено далее.

Вне всякого сомнения, особую актуальность в контексте введения цифрового рубля играют вопросы тайны частной жизни. Так, в п.8 Концепции цифрового рубля4 отмечено, что на уровне Банка России должно быть обеспечено соблюдение банковской тайны - при реализации расчетов посредством цифрового рубля. Однако ситуация с правовым режимом банковской тайны при внедрении цифрового рубля сложилась весьма неоднозначная.

Немного углубляясь в теоретический аспект, можно отметить, что сама банковская тайна имеет непосредственное отношение к частной жизни субъектов права. Так, тайна частной жизни- ничто иное, как совокупность сведений о частной жизни лица, в том числе, о состоянии его имущества, обязательствах, расчетах, вкладах в банке, счетах и т. п. При этом можно согласиться с тем, что банковская тайна несмотря на то, что содержит информацию об имущественной сфере субъекта, представляет собой нематериальную ценность, поскольку является одной из составляющих частной жизни лица[9]

В контексте введения цифрового рубля при применении правового режима банковской тайны могут возникнуть следующие проблемы. Во-первых, само понятие банковской тайны в законодательстве определено недостаточно четко- прежде всего в том вопросе, какая конкретно информация подлежит защите посредством данного режима[10].

Так, по формулировке законодательства5 недостаточно понятно, что «иные сведения», которые могут устанавливаться кредитной организацией (тем более, что в данном случае речь идет о Банке России).

Во-вторых, представляется недостаточно ясным, какие субъекты в обязательстве о предоставлении услуг на платформе цифрового рубля обязаны соблюдать банковскую тайну, поскольку круг обязанных субъектов согласно вышеназванной норме о банковской тайне несколько иной и вопрос возникает относительно участников платформы цифрового рубля.

Заключение.

1.Обязательство по предоставлению услуг на платформе цифрового рубля представляет собой совершенно самостоятельную правовую сущность, при этом спецификой обладают признаки данного обязательства

2. Цифровой рубль в перспективе может стать удобным платежным инструментом, который будет использоваться как в рамках банковской системы, так и во взаиморасчетах между юридическими и физическими лицами.

3.В связи с введением цифрового рубля необходимым представляется комплексное изменение законодательства, в том числе, о банковской тайне.

1 См. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2023 г.№ 14-П «По делу о проверке конституционности п.2 и 3 ст.428 ГК РФ в связи с жалобой гражданина К. В. Матюшова»

2 П.5.2.1 и 5.2.5 Договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля (Приложение к письму Банка России от 7 августа 2023 г« О форме договора счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля»)

Положение Банка России от 03.08.2023 №820-П «О платформе цифрового рубля».

4 Концепция цифрового рубля Банка России от 08.04.2021.

5 Ст..26. ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г.№ 27 ст.357.

Библиография:

1. Вершинина О. В. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере "цифрового рубля" / О. В. Вершинина, Я. Г. Лабушева, И. С. Султаниев // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2021. - № 1. - С. 51-60.

2. Габов А. В. Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 4.

3. Шапсугова М. Д. Анализ модели цифрового рубля, предложенной в концепции цифрового рубля банка России / М. Д. Шапсугова // Право и цифровая экономика. - 2022. - № 2(16). - С. 5-9.

4. Шараев П. С. Правовая сущность цифрового рубля // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 6(143). - С. 268276.

5. Куликовский М. К. Перспективы влияния на экономический рост использования цифрового рубля Банка России / М. К. Куликовский // Калужский экономический вестник. - 2021. - № 1. - С. 8-11.

6. Popova A. I. Digital ruble as an additional form of money in Russia. In: Molodezh'. Nauka. Budushchee. Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Youth. The science. Future. International student scientific and practical Conference]. 2021; 238-341. (In Russ.)

7. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях: монография /отв. ред. С. С. Занков-ский.- Москва: Проспект. 2020. С. 656.

8. Медведева Т.А., Новоселова А.А., Новоселов М.А. // Вестник Томского государственного университета. Право.2021. №41 .стр.171 -183.

9. Яценко А.С. Проблемы применения законодательства о банковской тайне//Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. №3(16). С.85-

89.

10. Атоян Г.Ю. Банковская тайна: проблемы законодательного и практического правоприменения // Государственная служба и кадры №2. 2018.

С.85-87.

References:

1. Vershinina O. V. Analysis of the possibilities and risks of introducing digital currencies of central banks into circulation on the example of the "digital ruble "/O. V. Ver-shinin, Ya. G. Labushev, I. S. Sultaniev//Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. - 2021. - № 1. - S. 51-60.

2. Gabov A.V. Digital ruble of the Central Bank as an object of civil rights//Actual problems of Russian law. - 2021. - № 4.

3. Shapsugova M. D. Analysis of the digital ruble model proposed in the concept of the digital ruble of the Bank of Russia/M. D. Shapsugova//Law and the digital economy. - 2022. - № 2(16). - S. 5-9.

4. Sharaev P.S. Legal essence of the digital ruble//Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2021. - № 6(143). - S. 268-276.

5. Kulikovsky M.K. Prospects for the Impact on Economic Growth of the Use of the Digital Ruble of the Bank of Russia/M.K. Kulikovsky//Kaluga Economic Bulletin. -2021. - № 1. - S. 8-11.

6. Popova A. I. Digital ruble as an additional form of money in Russia. In: Molodezh'. Nauka. Budushchee. Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Youth. The science. Future. International student scientific and practical Conference]. 2021; 238-341. (In Russ.)

7. Problems of development and prospects of business law in modern economic conditions: monograph/ed. ed. S. S. Zankovsky. - Moscow: Prospect. 2020. S. 656.

8. Medvedeva TA, Novoselova AA, Novoselov MA//Bulletin of Tomsk State Un 9. Yatsenko A.S. Problems of applying legislation on banking secrecy//Bulletin of Omsk University. "The Right" series. 2008. №3(16). S.85-89.

10. Atoyan G.Yu. Banking secrecy: problems of legislative and practical law enforcement//Public service and personnel No. 2. 2018. S.85-87.iversity. Right.2021. No. 41 .str.171 -183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.