Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ И БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМАХ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ И БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМАХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
764
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМА РАСЧЕТОВ / НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПЛАТЕЖИ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

В статье исследуется история становления и развития правового регулирования наличных и безналичных форм расчетов в России. Анализируются формы расчетов в настоящее время и основные тенденции эволюции этого гражданско-правового института, а также дается сравнение с правовым регулированием за рубежом. Кроме того, особое место в статье уделено описанию новой формы безналичных расчетов, то есть расчетам цифровыми рублями. В статье затронуты также проблемы, связанные с регулированием трансграничных расчетов и установлением порядка расчетов, гарантирующего оплату поставок товаров из-за рубежа и на экспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF SETTLEMENTS IN CASH AND NON-CASH FORMS IN RUSSIA

The article examines the history of the formation and development of the legal regulation of cash and non-cash forms of payment in Russia. The current state of payment forms and the main trends in the evolution of this civil law institution are analyzed, and a comparison is made with legal regulation abroad. In addition, a special place in the article is given to the description of a new type of cashless payments, that is, payments in digital rubles. The article also touches upon the problems associated with the regulation of cross-border settlements and the establishment of a settlement procedure that guarantees the supply of goods from abroad and for export.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ И БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМАХ В РОССИИ»

Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. M 4. С. 481-496.

5. Конституция РФ // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область // Официальный интернет-портае правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 M 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Собрание законодательства РФ. 2016. M 24. Ст. 3549.

7. Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография // A.M. Авакян, M^. Бандо, В.С. Белых и др.; отв. ред. KM. Некрашевич. M.: Статут, 2022.

8. Mотуренко С. M. Правовое регулирование социального предпринимательства в России: основные аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. M 12(216). С. 207-210.

9. Васюнина M. Л. К вопросу о признаках социального предпринимательства: научная дискуссия и правовое регулирование // Вестник Mосковского университета. Серия 6: Экономика. 2020. M 3. С. 182-199.

10. Харитонов Н. M. Пути совершенствования законодательного обеспечения опережающего развития Дальнего Востока и Арктики // Россия: общество, политика, история. 2022. M 4(4). С. 22-33.

11. Рубан В.А. Привлекательность региона для населения и бизнеса // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2013. N»1. С. 127-131.

References and Sources

1. Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. M 4. S. 51-56.

2. Toropushina E.E. Social'noe predprinimatel'stvo v razvitii social'noj infrastruktury regionov rossijskoj Arktiki // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2020. M 2(68). S. 94-106.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.02.2019 g. M 207-r «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» //

4. Bashmakova E. P. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor samorazvitiya territorij rossijskoj Arktiki // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2019. T. 9. M 4. S. 481-496.

5. Konstituciya RF // Oficial'nyj tekst Konstitucii RF, vklyuchayushchij novye sub"ekty Rossijskoj Federacii - Doneckuyu Narodnuyu Respubliku, Luganskuyu Narodnuyu Respubliku, Zaporozhskuyu oblast' i Hersonskuyu oblast' // Oficial'nyj internet-portae pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 M 1083-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» (vmeste s «Planom meropriyatij (\"dorozhnoj kartoj\") po realizacii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda») // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. M 24. St. 3549.

7. Social'noe grazhdanskoe pravo v ego osnovopolagayushchih institutah: kollektivnaya monografiya // A.M. Avakyan, M.V. Bando, V.S. Belyh i dr.; otv. red. K.M. Nekrashevich. M.: Statut, 2022.

8. Moturenko S. M. Pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva v Rossii: osnovnye aspekty // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2022. M 12(216). S. 207-210.

9. Vasyunina M. L. K voprosu o priznakah social'nogo predprinimatel'stva: nauchnaya diskussiya i pravovoe regulirovanie // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2020. M 3. S. 182-199.

10. Haritonov N. M. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'nogo obespecheniya operezhayushchego razvitiya Dal'nego Vostoka i Arktiki // Rossiya: obshchestvo, politika, istoriya. 2022. M 4(4). S. 22-33.

11. Ruban V.A. Privlekatel'nost' regiona dlya naseleniya i biznesa // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. 2013. M1. S. 127-131.

БАТТАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук (Battakhov@mail.ru). ОВЧИННИКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук (domosedka@mail.ru). BATTAKHOV, PETR P. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Battakhov@mail.ru).

OVCHINNIKOVA, YULIA S - Ph.D in Law, Researcher in the Civil and Entrepreneurial Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (domosedka@mail.ru).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-93-100

ВИЛЬДАНОВА М.М. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ И

БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМАХ В РОССИИ

Ключевые слова: форма расчетов, наличные расчеты, безналичные расчеты, расчетные операции, банковские операции, платежи, денежное обращение

В статье исследуется история становления и развития правового регулирования наличных и безналичных форм расчетов в России. Анализируются формы расчетов в настоящее время и основные тенденции эволюции этого гражданско-правового института, а также дается сравнение с правовым регулированием за рубежом. Кроме того, особое место в статье уделено описанию новой формы безналичных расчетов, то есть расчетам цифровыми рублями. В статье затронуты также проблемы, связанные с регулированием трансграничных расчетов и установлением порядка расчетов, гарантирующего оплату поставок товаров из-за рубежа и на экспорт.

VILDANOVA, M.M.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF SETTLEMENTS IN CASH AND NON-CASH FORMS IN RUSSIA Key words: form of payment, cash payments, non-cash payments, settlements in digital rubles, settlement operations, banking operations.

The article examines the history of the formation and development of the legal regulation of cash and non-cash forms of payment in Russia. The current state of payment forms and the main trends in the evolution of this civil law institution are analyzed, and a comparison is made with legal regulation abroad. In addition, a special place in the article is given to the description of a new type of cashless payments, that is, payments in digital rubles. The article also touches upon the problems associated with the regulation of cross-border settlements and the establishment of a settlement procedure that guarantees the supply of goods from abroad and for export.

Особенности развития наличных и безналичных расчетов. На Руси монеты появились в X веке. Однако основное значение в денежном обращении играли слитки из серебра (гривны), часть которых получила название рубля (от слова «рубить»), а его половина - полтины. Бумажные деньги (ассигнации) в России и широкие расчеты ими возникли в середине ХУШ века - во времена Екатерины II [1]. Безналичные расчеты получили значительное распространение в России в конце Х1Х века - начале ХХ века, поскольку, в связи с развитием экономики, потребовалось ускорение денежного обращения, а расчеты наличными уже не могли полностью удовлетворять нужды субъектов хозяйственной деятельности. В качестве основных форм расчетов в то время стали расчеты чеками, переводными билетами и аккредитивами (современными дорожными чеками) [2]. Эти формы расчетов по-прежнему были связаны с бумажными носителями.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал положений о безналичных расчетах. Лишь с принятием Гражданского кодекса РФСФР 1964 года возникло регулирование безналичных расчетов на законодательном уровне. Так, согласно статье 391 этого кодекса «платежи по обязательствам между государственными организациями, колхозами и иными кооперативными и общественными организациями должны были производиться в порядке безналичных расчетов через кредитные учреждения, в которых указанные организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства». Граждане наделялись правом осуществлять безналичные расчеты в соответствии с уставами кредитных организаций (статья 395) [3].

В конце ХХ века - начале ХХ1 века доминировала тенденция развития безналичных расчетов в России и постепенного вытеснения ими расчетов наличными денежными средствами. При этом все большее значение приобретали расчеты в электронной форме. До недавнего времени, согласно статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), платежи на территории России осуществлялись путем наличных и безналичных расчетов. С развитием информационных технологий возникла потребность цифровизации расчетов, в частности путем внедрения цифрового рубля. На сегодня Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» изменено понятие безналичных расчетов, которое стало включать расчеты цифровыми рублями (статья 140 ГК РФ).

В статье 862 ГК РФ выделены следующие основные формы проведения безналичных расчетов, за исключением расчетов цифровыми рублями: с помощью платежных поручений; с использованием чеков; по аккредитиву; по инкассо. Могут также существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями. Порядок расчетов цифровыми рублями осуществляется согласно правилам, установленным Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют в договоре условия договора. Безналичные расчеты, за исключением расчетов цифровыми рублями, осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом. Расчеты цифровыми рублями будут осуществляться путем перевода цифровых рублей Банком России в рамках платформы цифрового рубля.

Вопрос об отказе от наличного обращения стоит уже во многих странах мира, в том числе и в России. Государство и банки безусловно выиграют при таком отказе. Но у граждан, правда, в этом случае исчезнет право выбора распоряжения своими денежными средствами. При этом проблема борьбы с легализацией незаконно полученных денежных средств, видимо, будет решена частично, поскольку нельзя исключить, что с использованием современных технологий нарушители смогут осуществлять свои операции.

С целью обеспечения ускорения расчетов и их осуществления на всей территории России, в том числе во всех удаленных регионах страны, а также для совершенствования контроля за

движением денежных потоков граждан и юридических лиц основным направлением развития правового регулирования расчетов становится установление и регулирование разумного соотношения наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями.

Особенности расчетов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и расчетов с гражданами. В России традиционно на уровне закона проводилось различие в подходах к указанным видам расчетов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 861 ГК РФ «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке». В силу абзаца 2 пункта 2 статьи ГК РФ «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». При буквальном толковании из указанного положения следует запрет на установление каких-либо ограничений в отношении расчетов граждан наличными деньгами, осуществляемых ими не в ходе предпринимательской деятельности.

Однако данные правовые нормы иногда толковались по-разному. Одни ученые и практики рассматривали эти нормы, как запрещающие установление каких-либо ограничений в отношении расчетов с участием граждан, осуществляемых наличными деньгами; а другие - как не запрещающие напрямую установление в специальном законодательстве положений, ограничивающих возможность наличных расчетов в отношениях между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности, поскольку статья 861 ГК РФ определяет лишь общие положения гражданско-правового регулирования.

ГК РФ с разной степенью детализации регулирует наличные и безналичные расчеты. Наиболее подробно в кодексе освещены вопросы безналичных расчетов: ГК РФ устанавливает формы и общий порядок осуществления безналичных расчетов применительно к соответствующим формам (глава 46 ГК РФ). Порядок осуществления наличных расчетов ГК РФ не регулирует, на что давно обращалось внимание в юридической литературе [4]. Очевидно, именно в результате разной степени детализации правоотношений возникло неоднозначное толкование указанных норм ГК РФ.

Судебная практика применения пунктов 1 и 2 статьи 861 ГК РФ достаточно разнообразна. Так, типичными были ситуации, когда суды оценивали как незаконное включение в договоры с гражданами условий, устанавливающих требование о расчетах в безналичном порядке и исключающих возможность расчета наличными при оплате гражданином товаров, работ или услуг (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2020 г. по делу № А14-10163/2019; постановление Арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 30.05.2017 г. по делу № А19-7922/2016).

Иногда суды признавали незаконными условия кредитных договоров, по которым сумма кредита предоставляется гражданам исключительно в безналичной форме, без возможности получения кредита наличными деньгами (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2017 г № 310-КГ17-18630; постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 17.04.2019 г. по делу № А44-355/2018).

Правила ведения наличных и безналичных расчетов утверждены нормативными актами Банка России, в частности:

- Указанием Банка России от 11 марта 2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предприятиями и субъектами малого предпринимательства»;

- Положением Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Следует отметить, что в действующих законодательных актах иногда предусматривается ограничение в наличных расчетах. Так, в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214 - ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указано, что «уплата цены договора производится после государственной регистрации договора путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период в безналичном порядке». В связи с направлением весьма существенных сумм в оплату жилья подобные особенности правового регулирования оправданы с точки зрения удобства

внесения гражданами денежных средств застройщикам, а также безопасности совершения самих операций. Кроме того, при безналичных расчетах предпринимательская деятельность становится более прозрачной с точки зрения соблюдения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Недостаточная четкость формулировки статьи 861 ГК РФ до недавнего времени препятствовала внесению востребованных практикой положений в законодательные акты Российской Федерации. Так, неоднократно предпринимались попытки совершенствования отношений, регулируемых Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», связанных с порядком отчуждения физическими лицами отходов и лома из черных и цветных металлов. Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов -это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую безопасность металлургии. Вместе с тем, в данной отрасли сохранялся ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию. Одной из таких проблем являлось осуществление расчетов в наличной форме в случае приобретения лома. В ряде проектов федеральных законов предлагалось ввести ограничения наличных расчетов при приобретении лома, отходов цветных и (или) черных металлов, что способствовало бы снижению нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с расчетно-кассовыми операциями и обеспечением сохранности денежных средств.

Наконец 10 июля 2023 года принят Федеральный закон Российской Федерации №304-ФЗ от 2023 года «О внесении изменения в статью 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», вступающий в силу с 1 октября 2023 года. Согласно указанному закону, уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему реализацию лома и отходов цветных и/или черных металлов, производится в безналичном порядке.

В целях устранения разногласий при толковании порядка расчетов в Российской Федерации и установления однозначной практики правоприменения разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 861 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Согласно законопроекту расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться в безналичном порядке или наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законами. Представляется, что указанные изменения ведут к установлению единых подходов к расчетам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и расчетам с гражданами.

Предполагается, что введение в действие Федерального закона «О внесении изменения в статью 861 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации №304-ФЗ от 2023 года «О внесении изменения в статью 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» будет одновременным.

Согласно статье 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России устанавливаются правила наличных расчетов в Российской Федерации. В Указании Банка России от 9 декабря 2019 года № 5348 - У «О правилах безналичных расчетов» (далее - Указание) ограничения по суммам расчетов установлены в отношении «участников наличных расчетов», то есть между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами за счет наличных денег, поступивших в кассу участника расчетов с его банковского счета, за исключением случаев, предусмотренных в Указании. Эти наличные расчеты могут проводиться между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на дату проведения наличных расчетов. Указание не распространяется на наличные расчеты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Если обратиться к зарубежному законодательству, то следует отметить, что наличие нескольких видов расчетов и определенные тенденции в развитии законодательства,

направленные на переход основной части платежей в безналичную форму является объективным процессом, выгодным для всех участников рынка.

В странах, законодательство которых предусматривает ограничение оборота наличных денежных средств, соответствующие нормы, как правило, содержатся в специальном законодательстве. В частности, во Франции такие ограничения установлены Денежно-финансовым кодексом, согласно которому в отношении сделок налоговых резидентов Французской Республики установлено ограничение на расчёты наличными на сумму до 1 000 евро.

Ограничение для наличных платежей в Испании регулируется Законом от 29 октября 2012 года «О внесении изменений в налоговые и бюджетные правила и адаптации финансовых правил в целях активизации действий по предотвращению мошенничества и борьбе с ним» и установлено в размере 1 000 евро, независимо от статуса сторон. Но для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами страны и не осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлен повышенный лимит на расчеты наличными деньгами, равный 10 000 евро.

В Итальянской Республике соответствующие нормы предусмотрены Законодательным декретом от 21 ноября 2007 года № 231 «О выполнении Директивы 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, а также Директивы 2006/70/ЕС, содержащей меры по ее осуществлению». С 1 января 2023 года в Италии установлен запрет на расчёты наличными денежными средствами в евро или в иностранной валюте независимо от характера операции и правового положения лица на сумму, равную и выше 5 000 евро.

Оплата наличными товаров и услуг ограничена в Португалии в соответствии со статьей 63 -Е Общего налогового закона от 17 декабря 1998 года. Так, запрещено осуществление расчётов наличными при проведении сделок любого характера на сумму, равную или превышающую 3 000 евро или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В ряде стран, как например, в Швеции и Ирландии лимит на оборот наличных денег не установлен на уровне законов. Вместе с тем, возможно установление ограничений на договорной основе. В том случае, если продавец заранее заявил об ограничении наличных расчетов, он не обязан принимать наличные деньги в качестве оплаты.

Новая форма безналичных расчетов в России - расчеты цифровыми рублями. Важной новеллой российского законодательства является: Федеральный закон Российской Федерации № 340 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» (далее - Закон №340 - ФЗ), которым устанавливается правовое регулирование, позволяющее осуществить денежную реформу, связанную с введением цифрового рубля в России.

Основными целями нововведений являются: повышение устойчивости финансовой системы страны, снижение рисков перераспределения средств в иностранные цифровые валюты; введение по сути альтернативы криптовалютам, т.к. эмитентом цифрового рубля является Банк России, предоставляющий защиту прав пользователей; а также ускорение платежей и обеспечение возможности расчетов для отдаленных и труднодоступных территорий России.

Согласно недавно введенного в действие пункта 4.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России организует и обеспечивает функционирование платформы цифрового рубля. Поскольку законодательная база закреплена, то теперь Банк России приступит к поэтапной реализации его в российской экономике. На период до 31 декабря 2024 года в Законе № 340 - ФЗ определено, что Советом директоров Банка России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, принимается решение о круге пользователей платформы цифрового рубля. Как отметила Председатель Центрального Банка Российской Федерации Э.Набиуллина, массовое внедрение цифрового рубля возможно с начала 2025 года [5].

Согласно Закону № 340 - ФЗ Банк России устанавливает правила платформы цифрового рубля; доступ к платформе цифрового рубля; учитывает цифровые рубли пользователей платформы путем формирования записи, отражающий размер обязательств оператора платформы цифрового рубля перед пользователями в сумме цифровых рублей, учитываемых на их счетах, и осуществляет перевод цифровых рублей в рамках платформы цифрового рубля.

Цифровые рубли будут храниться в персональных кошельках в Банке России. Банки как посредники будут открывать их по запросу клиентов. Управлять средствами можно будет через обычные мобильные приложения банков. У граждан России появляется возможность оплачивать товары и услуги без каких-либо ограничений и осуществлять переводы цифровых рублей в размере имеющихся остатков средств в их цифровых кошельках.

Цифровой рубль можно будет обменять на наличные или безналичные денежные средства. Никакого курса конвертации из одной формы в другую быть не должно. В связи с удешевлением операций после внедрения цифрового рубля в российских банках может снизится в определенной степени доходность, но одновременно возникнет стимул создания для клиентов более привлекательных условий по финансовым продуктам и переводам. Есть и положительные стороны, усиливающие позиции для банков. Не должно осуществляться привлечения цифровых рублей во вклады (депозиты). Банк России не будет выдавать кредиты в цифровых рублях и начислять проценты на остаток, как это делают банки. В законодательство вводится понятие договора счета цифрового рубля, который является отдельным видом банковского счета. По такому договору оператор платформы цифрового рубля обязуется зачислять цифровые рубли, поступающие на открытый на платформе цифрового рубля счет цифрового рубля пользователя платформы, списывать цифровые рубли, учитываемые на этом счете, а также выполнять распоряжения пользователей о совершении операций с цифровыми рублями.

Как обоснованно характеризует проводимую реформу А.В. Турбанов, «денежная система продолжает функционировать на основе доверия, а цифровая валюта (цифровые деньги), выпускаемые центральным банком, является его обязательством и выполняет все функции денег» [6, с. 53]. Аналогичным образом оценивает цифровую валюту Д.А. Кочергин. Полагая, что «цифровую валюту центральных банков можно определить, как электронное обязательство ЦБ, выраженное в национальной счетной единице и выступающее, как средство платежа и средство сбережения» [7, с. 210].

В настоящее время некоторые страны мира разрабатывают или уже используют возможности осуществления расчетов цифровыми валютами центральных банков. Широко внедрена цифровая валюта в Нигерии и на Багамах. Разработка и внедрение проектов цифровых денег осуществляется в ЮАР, Сингапуре, Малайзии, Швеции, Китае и ряде других стран. Но есть государства, которые пока не реализовали начавшиеся проекты, среди которых можно отметить Данию, Финляндию, Азербайджан.

Регулирование трансграничных расчетов. Кроме рассмотрения указанных выше особенностей расчетов, предусмотренных законодательством, следует также обратить внимание на такой нерешенный сегодня вопрос, как обеспечение трансграничных расчетов в России. В условиях санкций работа, в том числе расчеты с зарубежными партнерами, осложнены, а в некоторых случаях стали невозможны. Возможность легализации трансграничных расчетов в криптовалютах обсуждается в России уже несколько лет. Криптовалюта и иные криптоактивы учитываются как финансовые вложения, а расчеты с ее использованием имеют характер мены. Поэтому операции с криптовалютой для налоговых целей могут рассматриваться в качестве товара и облагаться НДС.

Многие ученые и практики считают, что цифровые валюты могут упростить жизнь российским экспортерам и импортерам. В частности, в настоящее время Публичное акционерное общество Росбанк, один из крупнейших российских банков, запустил трансграничные расчеты на основе криптовалюты и пробует реализовать пилотные проекты как для корпоративных, так и для частных клиентов.

Несмотря на то, что введение расчетов с использованием криптовалюты может показаться простым, на практике существует ряд проблем, связанных с налогами, валютным контролем, бухгалтерским учетом и отличным от российского законодательства правовым регулированием в других странах.

Отсутствие единых требований к регулированию цифровых валют на международном уровне и различное регулирование на национальном уровне приводят к тому, что эффективных средств правовой защиты участников правоотношений нет. Кроме того, плательщики и получатели средств в виде криптовалюты не защищены от потенциальных рисков: отсутствие ответственного эмитента, банкротство банков, в которых находится обеспечение (при его

наличии), возможные технические сбои и взломы системы. В связи с этим Банк России последовательно выступает против легализации криптовалют как средства платежа и закрепления на законодательном уровне возможности расчетов криптовалютой.

В отличие от российского законодательства в ряде зарубежных стран цифровая валюта признается средством платежа, которым можно расплатиться за товары и услуги (Япония, Сальвадор, ряд штатов в США). Иногда криптовалютные активы определяются в качестве «частных денег» и в силу этого с их помощью разрешено расплачиваться между собой коммерческим юридическим лицам и банкам (Германия). Цифровая валюта может признаваться цифровым инструментом (Филиппины). Порой криптовалюты не считаются традиционными платежными средствами, а считаются альтернативными, но использовать их для оплаты возможно (Эстония). При этом следует отметить, что в ряде стран криптовалюта приравнивается к цифровым финансовым активам, как, например, во Франции, где в соответствии с Денежно-финансовым кодексом (законодательная часть ст. 54-10-1) к числу цифровых финансовых активов относится любое представление стоимости, в том числе криптовалюта.

В России согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 года №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты» проводится различие между цифровой валютой и цифровыми финансовыми активами. Если в определении цифровой валюты акцепт делается на совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения), то цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределительного реестра, а также в иные информационные системы.

Следует отметить, что в действующей редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты» расчеты в цифровых финансовых активах не разрешены (пункт 10 статья 4). В частности, запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также в качестве иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров (работ, услуг), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, представляются неоднозначными и формулировки о трансграничных расчетах с цифровыми финансовыми активами. Здесь следует обратить внимание на положения Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Согласно статье 3 указанного закона трансграничный перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк. Однако цифровые финансовые активы являются цифровыми правами, содержание и условия осуществления которых в соответствии со ст.141.1 ГК РФ определяются в правилах информационной системы. Осуществление, распоряжение, в том числе, передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

На сегодняшний день разработан законопроект № 341257-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (в части разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций на финансовом рынке), определяющий механизм введения норм о трансграничных расчетах с использованием цифровых активов. Указанный законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Согласно законопроекту, нормативным актом Банка России утверждается программа экспериментального правового режима, положения которой затрагивают вопросы использования цифровых финансовых активов и цифровых прав, в качестве средства платежа, в том числе для международных расчетов. Изменения, вносимые законопроектом, позволят в рамках экспериментального правового режима снять запрет на расчеты в цифровых финансовых активах.

Для того, чтобы экспериментальный правовой режим был реализован и достиг цели, законодателем подготовлены изменения в ряд нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 2 декабря1990 года M395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 года M 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 31 июля 2020 года M259 - ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты», Федеральный закон от 10 декабря 2003 года M 173-ФЗ «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». В частности, изменения, вносимые этим пакетом, позволят в рамках экспериментального правового режима исключать или изменять действие ряда положений указанных законов.

В любом случае такие изменения правового регулирования будут в дальнейшем оценены финансовым рынком и можно будет увидеть насколько результативна инициатива в практическом плане в рамках экспериментального правового режима. Кроме того, возможно будет определить необходимость внесения изменений в ГК РФ относительно новых дополнительных форм расчетов.

Литература и источники

1. Турицын И.В. Рубль как фундаментальная основа российской государственности (историософские заметки) // Современная научная мысль. 2013. M 6. С. 6-30.

2. Шилохвост О.Ю. Чек// URL:https:old.bigenc/ru/economics/text/4681184.

3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. M 9. Ст. 250.

4. Брагинский M.R, Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари: в 5 т. M.: Статут, 2006. Т.2 // СПС «Консультант Плюс».

5. Набиуллина допустила массовое внедрение цифрового рубля с 2025 года // Российская газета. 2023. 19 июля.

6 Турбанов А.В. Цифровой рубль как обязательство центрального банка// Актуальные проблемы российского нрава. 2023. M 4.

7. Кочергин Д.А. Современные модели систем цифровых валют центральных банков// Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2021. Т.37.

References and Sources

1. Turicyn I.V. Rubl' kak fundamental'naya osnova rossijskoj gosudarstvennosti (istoriosofskie zametki) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. M

6. S. 6-30.

2. Shilohvost O.Yu. Chek// URL:https:old.bigenc/ru/economics/text/4681184.

3. Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1987. M 9. St. 250.

4. Braginskij M.I., Vitryanskij V.V. Dogovornoe pravo. Dogovory o bankovskom vklade, bankovskom schete; bankovskie raschety. Konkurs, dogovory ob igrah i pari: v 5 t. M.: Statut, 2006. T.2 // SPS «Konsul'tant Plyus».

5. Nabiullina dopustila massovoe vnedrenie cifrovogo rublya s 2025 goda // Rossijskaya gazeta. 2023. 19 iyulya.

6 Turbanov A.V. Cifrovoj rubl' kak obyazatel'stvo central'nogo banka// Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023. M 4.

7. Kochergin D.A. Sovremennye modeli sistem cifrovyh valyut central'nyh bankov// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 2021. T.37.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA, MARINA M. - PhD in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.73:347.215 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-100-107

ПУСУРМАНОВ Г.В.

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВВЕДЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: цифровой рубль, нормативно-правовые акты, обращение цифрового рубля, цифровая валюта, цифровые финансовые активы.

В статье анализируются положения Федерального закона от 24 июля 2023 года № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение на территории России нового средства платежа -цифрового рубля. Обращается внимание на достаточную распространенность цифровой формы денег в зарубежных странах и ее принципиальные отличия от криптовалют. Отмечено, что ни в Концепции цифрового рубля, ни в Федеральном законе о его введении не дается легального определения цифрового рубля, что является серьезным пробелом. В частности, и в связи с необходимостью проведения разграничения понятия цифрового рубля и таких понятий как цифровая валюта, цифровые финансовые активы. В заключение автор высказывает сомнение в том, что Банк России сможет предложить предпринимателям широкую продуктовую линейку, которую в настоящее время используют коммерческие банки, и адекватно обслуживать бизнес-процессы.

PUSURMANOV, G.V.

LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE INTRODUCTION OF THE DIGITAL RUBLE IN THE RUSSIAN FEDERATION Key words: digital ruble, regulatory legal acts, circulation of digital ruble, digital currency, digital financial assets

The article analyzes the provisions of Federal Law No. 340-FZ dated July 24, 2023 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation», which provides for the introduction of a new means of payment in Russia - the digital ruble. Attention is drawn to the sufficient

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.