границ земельных участков под зданиями по отмостке? Вероятно, тот, кто будет уверен, что ему на долгое время будет гарантировано право бесплатно использовать чужую землю. Такая ситуация может сложиться при нежелании или неумении подготавливать, согласовывать и утверждать проекты межевания застроенных территорий для их упорядочения путем выделения подлинных земельных участков с одновременной привязкой их к субъектам права. Второй причиной может быть неправильная целевая установка субъектов на то, что неопределенная ситуация сохранится надолго ввиду отсутствия административных решений о значимости прилегающих к зданиям территорий.
Для того чтобы земли населенных пунктов для жилищного строительства использовались эффективно, в их упорядочении и рациональном распределении должны быть одинаково заинтересованы и администрация, и собственники жилых помещений в многоквартирных домах, и организации-застройщики.
Проведение межевания застроенных территорий точно определяет земельные участки как объекты застройки их правообладателей и обеспечивает защиту как муниципальной, так и частной собственности на землю. Межевание — один из важнейших элементов формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую и иные виды застройки.
Список литературы:
1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015—2020 годы : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в ред. от 25 августа 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 5, ст. 739.
2. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2015 г., с изм. от 24 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1, ч. 1, ст. 15.
3. Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка : приказ Минрегиона России от 10 мая 2011 г. № 207 (зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2011 г. № 20838) // Российская газета. — 2011. — 8 июня.
М.В. Григорьева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз юридического института Красноярского государственного аграрного университета
M.V. Grigoryeva,
Candidate of Law, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University [email protected]
Правовая политика в области использования и охраны земель
123
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной политики в области использования и охраны земель (земельной политики) на федеральном и региональном уровне на примере Красноярского края. Критически анализируется государственная земельная политика в части перспективы отмены деления земель на категории и определения правового режима через территориальное планирование и разрешенное использование земель. Цель работы состоит в
анализе правового обеспечения государственной экологической и земельной политики на федеральном и краевом уровне, а также выработке рекомендаций по его совершенствованию. Достижению указанной цели способствовало решение нескольких задач, в том числе изучение закономерностей взаимодействия правовой действительности и правовой политики. При написании статьи применялись диалектический, системный, функциональный методы научного исследования. На основе проведенного анализа автором рассматриваются основные краевые проблемы правового регулирования государственной земельной политики, а также предлагаются пути ее совершенствования. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что государственная краевая политика в отношении отдельных природных ресурсов, в том числе и земель, урегулирована в самом общем виде, отсутствует специальный документ, посвященный государственной земельной политике в Красноярском крае.
Ключевые слова: государственная земельная политика, государственная экологическая политика, использование земель, охрана земель, управление земельным фондом.
Legal policy in the field of use and protection of land
Abstract: the article considers the issues of the legal regulation of state policy in the field of use and protection of land (land policy) at Federal and regional levels on the example of Krasnoyarsk region. Critically examines government land policy in the perspective of the abolition of the division of land into categories and determine the legal regime of territorial planning and permitted use of the land. The aim of work was the analysis of legal support of state environmental and land use policies at Federal and provincial level, _a as well as providing recommendations for it's improvement. The achievement of this goal contributed to the ^ solution of several tasks, including the analysis of patterns of interaction between legal reality and legal S policy. During writing the article was used dialectic, system, functional methods of research. On the basis of the conducted analysis, the author discusses the basic regional problems of legal regulation of the state land policy, as well as the ways of its improvement. During the research the author comes to the conclusion that g the state regional policy in respect of certain natural resources, including land, addressed in very general ш terms, there is no special document on the state's land policy in the Krasnoyarsk region.
Keywords: state land policy, state ecological policy, use of land, protection of land, land, management.
Государственная политика представляет собой совокупность це-^ лей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых о мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государ-^ ственной власти с привлечением институтов гражданского общества. Это < целенаправленная деятельность органов государственной власти по реше-° нию общественных проблем, достижению и реализации общезначимых це-□Е лей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является сред-с" ством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя при этом правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. Таким образом, правовая политика может быть опреде-(0 лена как государственная политика, реализуемая через определенные пра-о вовые средства, в первую очередь, через законодательство. ^ В последнее время в науке усилился интерес к исследованию как правовой
°° политики в целом, так и политики в отдельных сферах общественных отношений. Особое внимание уделяется государственной экологической политике [1], а также политике в области использования и охраны земель (земельной политике) [2]. При этом земельную политику нельзя рассматривать только в качестве одной из составляющих политики экологической, т. к. земля, являясь важнейшим природным ресурсом, выполняет и экономические функции в жизни общества.
124
Содержательное отражение государственная политика в области рационального природопользования и охраны окружающей среды находит в Конституции РФ, а также в актах Президента РФ и Правительства РФ. В первую очередь это касается посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Особое место среди актов Президента РФ и Правительства РФ занимают акты в форме Основ государственной политики. Так, в настоящее время действуют Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденные Президентом 30 апреля 2012 г. [3]. Кроме того, приняты также Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2020 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. [4].
Наличие подобного рода нормативных актов политико-правового содержания является отличительной особенностью современного периода развития р законодательства. Содержание такого акта позволяет определить основные О направления развития действующего земельного и смежных с ним отраслей я законодательства (гражданского, градостроительного, экологического). о
В соответствии с Основами государственной политики использования § земельного фонда государственная политика Российской Федерации по к управлению земельным фондом России (государственная земельная политика) ^ направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, со- о циальных и организационных условий для развития земельных отношений и С осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объ- 5 ектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности с человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности и § одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом. 3
Целями государственной земельной политики являются повышение эф- а фективности использования земель, охрана земель как основного компонента Я окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве = при обеспечении продовольственной безопасности страны. X
В соответствии с названным актом определены основные направления н государственной земельной политики. К ним относятся: 3
— совершенствование порядка определения правового режима земель- | ных участков путем исключения из земельного законодательства принципа Ь деления земель по целевому назначению на категории;
— совершенствование порядка предоставления земельных участков граж- 125 данам и организациям; -
— обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
§ §
— совершенствование порядка образования земельных участков;
совершенствование государственного земельного надзора и муници- •§
пального земельного контроля; л
— совершенствование порядка изъятия земельных участков для государ- ® ственных и муниципальных нужд;
— совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого
изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;
— уточнение порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее — сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;
— развитие государственного мониторинга земель;
— совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений;
— установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота;
— совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
— совершенствование землеустройства.
Таким образом, указанные направления государственной земельной по-^ литики, затрагивают все основные институты земельного права. ^ Некоторые из них уже реализованы посредством внесения изменений в к Земельный кодекс РФ (от 23 июня 2014 г. и последующими). Так, существенные изменения коснулись режима государственной и муниципальной собственности ш на землю, приватизационных процессов, порядка образования и перераспределения земельных участков между различными формами собственности, изъятия ^ земель для государственных или муниципальных нужд, совершенствования госу-<5 дарственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного надзора и муниципального контроля. Другие важные изменения еще ожидаются. ^ Наиболее концептуальным, серьезным, и одновременно спорным является такое ^ направление земельной политики, как совершенствование порядка определения к правового режима земельных участков путем исключения из земельного зако-т нодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории ш и перехода к определению правового режима на основании разрешенного ис-с пользования в соответствии с документами территориального зонирования. В настоящее время зонирование территорий осуществляется только по отноше-126 нию к отдельным категориям земель, а именно к землям населенных пунктов
- (градостроительное зонирование) и землям отдельных видов особо охраняемых
природных территорий (национальные и природные парки) (функциональное ?? зонирование). В отношении других категорий земель подобный опыт отсутствует. ° Тем не менее в 2014 г. был подготовлен законопроект «О внесении изменений N в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», который предусматривает отмену деления земель на категории.
Однако реализация такого закона представляется не только излишней, но и даже опасной [5]. В первую очередь, это касается земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда, площади которых и так неуклонно
сокращаются. Перевод земель из одной категории в другую регулируется специальным федеральным законом, осуществляется в определенной процедуре по решению, как правило, высшего органа исполнительной власти регионального или даже федерального уровня. Изменения же в зонировании и разрешенном использовании земель осуществляются по решению органов местного самоуправления. Следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что развитие территориального планирования и зонирование территорий должно осуществляться при одновременном сохранении деления земель на категории [6].
Относительно регионального уровня нормативного закрепления государственной политики следует отметить, что многие субъекты Российской Федерации уже имеют акты в форме основ, доктрин или концепций. Так, приняты и успешно реализуются Концепция рационального природопользо- р вания и обеспечения экологической безопасности Тульской области (2012 г.), О Основы региональной экологической политики Калининградской области я (2010 г.), Экологическая доктрина города Москвы (2011 г.). В Красноярском о крае также имеется Концепция государственной политики Красноярского § края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до к 2030 г., утвержденная указом губернатора Красноярского края [7]. ^
Целями экологической политики Красноярского края являются обе- оо спечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого С условия улучшения качества жизни и здоровья населения, охрана природных 5 ресурсов и обеспечение рационального их использования, сохранение при- с родных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологи- § ческой безопасности населения Красноярского края. 3
Необходимость наличия региональной государственной экологической по- а литики в крае обосновывается сложной экологической обстановкой в регионе, Я которая выражается в критическом загрязнении атмосферного воздуха и водоемов, = радиационном воздействии, проблемами размещения отходов производства и р потребления и другими экологическими проблемами. Однако, несмотря на объ- н емность данного документа, государственная политика в отношении отдельных 3 природных ресурсов, в том числе и земель, представлена в нем в самом общем | виде. Отдельный документ, посвященный государственной земельной политике в Ь Красноярском крае, отсутствует. Учитывая наличие региональных особенностей в составе земель на территории края, режиме их использования и охраны, а также 127
полномочий у субъекта Федерации по регулированию земельных отношений, -
такой акт должен быть принят. На его основе в дальнейшем может быть разработана концепция развития земельного законодательства Красноярского края.
§ а
Список литературы:
1. Клюканова, Л.Г. Особенности формирования государственной экологической полити- | ки Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. — 2013. — № 2. — С. 9—12. "о
2. Харьков, В.Н. Правовые основы государственной земельной политики // СПС § «КонсультантПлюс».
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р (в ред. от 28 августа 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 12, ст. 1425.
5. Волков, Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. — 2012. — № 1. — С. 25—28.
6. Анисимов, А.П. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории / А.П. Анисимов, Г.Л. Земляков, Н.Н. Мельников // Современное право. — 2012. — № 8. — С. 87-93.
7. Об утверждении Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года : указ губернатора Красноярского края от 25 ноября 2013 г. № 225-уг // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. — 2013. — № 50.
со
I-
о
сч
сч
товаропроизводитель»
В.А. Власов, V.A. Vlasov,
доцент кафедры земельного права и associate Professor, Department of
экологических экспертиз Юридического land rights and environmental impact
института assessments Law Institute
Красноярского государственного Krasnoyarsk State Agricultural University
i аграрного университета [email protected]
* О противоречивости правового регулирования
< категории «сельскохозяйственный
о
□Е
а Аннотация: актуальность статьи обусловлена чрезвычайной важностью одной из центральных
s правовых категорий аграрного права «сельскохозяйственный товаропроизводитель» для эффектив-
<5 ного правового регулирования аграрных отношений. Цель статьи — комплексно проанализировать
s указанное понятие, которое в различных нормативных правовых актах имеет неоднозначное зна-
^ чение и разное правовое содержание. Реализация поставленной цели была достигнута посредством
^ использования как общенаучных (анализа, синтеза), так и частнонаучных (сравнительно-правового,
а формально-юридического) методов. Автор делает вывод о противоречивости понятия «сельско-
ск хозяйственный товаропроизводитель» в рассматриваемых федеральных законах. Исследуемая
m проблема имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Следует всех
§ сельскохозяйственных товаропроизводителей по цели аграрной деятельности подразделять на две
<С группы: первичных сельскохозяйственных товаропроизводителей (собственно сельскохозяйственных
а предпринимателей), главная цель которых направлена на извлечение прибыли, и вторичных сель-
128
скохозяйственных товаропроизводителей, основная цель которых направлена на удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции. Поднимается вопрос закрепления единого понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственный товаропроизводитель, аграрный товаропроизводитель, аграрный предприниматель, сельскохозяйственная организация, продовольствие, предпринимательская деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, аграрный сектор экономики.
The contradictory legal regulation categories «agricultural producers»
Abstract: relevance of articles due to extraordinary importance of one of the main legal categories of agrarian law «agricultural producers» for effective legal regulation of agrarian relations. The purpose of the article — the above comprehensively analyze a concept that in various normative legal acts have an ambiguous meaning and different legal content. Realization of this goal has been achieved through the use of a general scientific (analysis, synthesis) and chastnonauchnogo methods (comparative legal, formal-legal).