Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА НАРОДНОГО БАНКА КНР В ОТНОШЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНЫХ ТОКЕНОВ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА НАРОДНОГО БАНКА КНР В ОТНОШЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНЫХ ТОКЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТКОИН / ТОКЕН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КНР О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / BITCOIN / TOKEN / PRC LEGISLATION ON DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеенко А. П.

В статье содержатся рекомендации по совершенствованию проекта федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». Для этого автор предлагает использовать опыт КНР в области правового регулирования цифровых технологий. В частности, автором подробно описано официальное извещение Народного банка КНР «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина» от 06.12.2013, целью которого было предупреждение бесконтрольного вывода капитала из страны, сокрытия средств, отмывания денег и легализации доходов, полученных преступным путем. Китай также не спешит разрешать ICO, пока не будет разработано законодательство, в полной мере учитывающее все риски использования цифровых токенов, что следует, например, из текста извещения «О мерах по предотвращению рисков, связанных с выпуском токенов в целях привлечения финансирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY OF THE PEOPLE’S BANK OF THE CHINA WITH RESPECT TO INVESTMENT BY VIRTUAL TOKEN

he article contains recommendations for improving the draft Federal Law No. 419059-7 “On Digital Financial Assets”. For this, the author proposes to use the experience of China in the field of legal regulation of digital technologies. In particular, the author has described in detail the Official Notice of the People’s Bank of China "On Prevention of Risks Arising from Bitcoin" dated 12/06/2013, the purpose of which is to prevent the uncontrolled withdrawal of capital from the country, concealment of funds, money laundering and money laundering. China is also in no hurry to allow ICOs until legislation is developed that fully takes into account all the risks of using digital tokens, which follows, for example, from the text of the Notice “On measures to prevent the risks associated with the issuance of tokens in order to attract financing."

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА НАРОДНОГО БАНКА КНР В ОТНОШЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНЫХ ТОКЕНОВ»

/" Ж УНИВЕРСИТЕТА

"М имени O.E. Кугафина (МГЮА)

Александр Петрович АЛЕКСЕЕНКО,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кандидат юридических наук aleksandr.alekseenko1@ vvsu.ru 690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА НАРОДНОГО БАНКА КНР В ОТНОШЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНЫХ ТОКЕНОВ1

Аннотация. В статье содержатся рекомендации по совершенствованию проекта федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». Для этого автор предлагает использовать опыт КНР в области правового регулирования цифровых технологий. В частности, автором подробно описано официальное извещение Народного банка КНР «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина» от 06.12.2013, целью которого было предупреждение бесконтрольного вывода капитала из страны, сокрытия средств, отмывания денег и легализации доходов, полученных преступным путем. Китай также не спешит разрешать ICO, пока не будет разработано законодательство, в полной мере учитывающее все риски использования цифровых токенов, что следует, например, из текста извещения «О мерах по предотвращению рисков, связанных с выпуском токенов в целях привлечения финансирования».

Ключевые слова: биткоин, токен, законодательство КНР о цифровых технологиях, цифровые права.

DOI: 10.17803/2311-5998.2020.72.8.116-121

A. P. ALEKSEENKO, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Vladivostok State University economics and service, Cand. Sci. (Law) [email protected] 690014, Russia, Vladivostok, ul. Gogol, 41 LEGAL POLICY OF THE PEOPLE'S BANK OF THE CHINA WITH RESPECT TO INVESTMENT BY VIRTUAL TOKEN Abstract. The article contains recommendations for improving the draft Federal Law No. 419059-7 "On Digital Financial Assets". For this, the author proposes to use the experience of China in the field of legal regulation of digital technologies. In particular, the author has described in detail the Official Notice of the People's Bank of China "On Prevention of Risks Aris-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00454 «Обеспечение прав инвесторов в банковском и финансовом секторах в условиях цифровизации экономики в Российской Федерации и ведущих финансовых © А П Алексеенко 2020 центрах Восточной Азии: сравнительно-правовой аспект».

УНИВЕРСИТЕТА Правовая политика Народного банка КНР в отношении 117

имени o.e. кугафина(мгюА) инвестиций при помощи виртуальных токенов

ing from Bitcoin" dated 12/06/2013, the purpose of which is to prevent the uncontrolled withdrawal of capital from the country, concealment of funds, money laundering and money laundering. China is also in no hurry to allow ICOs until legislation is developed that fully takes into account all the risks of using digital tokens, which follows, for example, from the text of the Notice "On measures to prevent the risks associated with the issuance of tokens in order to attract financing." Keywords: bitcoin, token, PRC legislation on digital technologies, digital rights.

Цифровые технологии имеют большое значение для развития экономики, особенно в ситуации, когда невозможны непосредственные контакты людей между собой. Возрастает роль данных технологий также и в сфере финансового рынка. Так, криптовалюта и иные цифровые (виртуальные) токены набирают популярность как средства совершения инвестиций2. Это обстоятельство, безусловно, актуализирует необходимость появления соответствующей реакции от государства в виде того или иного регулятивного формата. Между тем Российская Федерация до сих пор находится в состоянии поиска наиболее оптимального варианта правового регулирования отношений, связанных с использованием указанных цифровых объектов, что обусловлено особенностями этих объектов, о которых отмечается в литературе3.

В 2019 г. Гражданский кодекс РФ был дополнен ст. 141.1, которая ввела понятие цифровых прав4. Это, безусловно, свидетельствует о том, что Россия намерена осуществлять регулируемый оборот цифровых токенов, по крайней мере тех, которые используются как цифровое представление эмиссионных ценных бумаг Данный вывод следует также из проекта закона «О цифровых финансовых активах», который, однако, некоторые исследователи критикуют и указывают, что «экономическая природа понятия "цифровой финансовый актив" противоречит его правовому определению и предполагаемому в проектах законов правовому режиму»5. Что же касается криптовалюты, то тот факт, что положения о ней исчезли из названного выше законопроекта, говорит о неопределенности позиции законодателя в отношении нее.

Представляется, что прежде чем принимать закон «О цифровых финансовых активах», следует изучить иностранный опыт, в том числе и тот, который базируется на запретительном подходе. Как известно, КНР является одним из миро- ш

гп К

Объем торгов криптовалютой вырос на 960 % за два года // URL: https://www.rbc.ru/crypto/

news/5d5428cb9a79473e39eb263b (дата обращения: 12.04.2020). ^

См.: Егорова М. А., Ефимова Л. Г. Понятие и особенности правового регулирования р

криптовалют // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 11—16. Д О цифровых финансовых активах: проект федерального закона № 419059-7 // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7 rn (дата обращения: 12.04.2020). К Белых В.С., Болобонова М. О. Проблемы определения правового режима криптовалют // Й Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 3. С. 23—28. НАУКИ

>

3

4

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

вых лидеров цифровизации6. Однако, несмотря на высокое развитие цифровых технологий, Китай негативно отнесся как к криптовалютам, эмитент которых неизвестен, так и к цифровым токенам, выпускаемым для привлечения инвестиций в различные проекты.

В 2013 г. Народный банк КНР издал совместно с рядом других ведомств извещение «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина»7. В данном документе Народный банк КНР перечислил признаки биткоина, подчеркнув, что он является виртуальным активом без единого эмиссионного центра, использование которого влечет значительные риски и угрозы. В этой связи в ст. 2 извещения финансовым организациям предписано не обменивать биткоины на какую-либо валюту, не открывать и не вести счета для операций с биткоинами. Народный банк КНР также возложил обязанность на операторов интернет-сайтов сообщать о всех подозрительных транзакциях, связанных с использованием биткоинов, в Центр мониторинга и анализа по борьбе с отмыванием денег, а также в органы общественной безопасности.

Столь жесткую позицию Народного банка КНР в отношении биткоина в китайской литературе некоторые авторы поддерживают, указывая, что это препятствует бесконтрольному выводу капитала из страны, сокрытию средств, отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем8. Эти выводы небезосновательны. Так, в Макао был запущен ориентированный на китайских граждан «Торговый киоск биткоинов». Его использование предполагало обход запретов, установленных валютным законодательством КНР, по объему снимаемых с карты наличных средств, а также гарантировало полную анонимность лица, снимающего наличные деньги9. Именно посредством использования такой схемы мошенники из провинции Хэйлунцзян переводили незаконно полученные средства в биткоины, а затем обменивали на деньги и обналичивали10.

Итак, биткоин может использоваться как весьма эффективное средство для легализации доходов, полученных преступным путем. Опыт КНР показывает, что запрет операций с ним необходим, по крайней мере до тех пор, пока не появится возможность идентифицировать с полной уверенностью пользователя крипто-

6 Объем цифровой экономики Китая достиг 31 трлн юаней // URL: http://russian.people.com. cn/n3/2019/0506/c31518-9575416.html (дата обращения: 25.03.2020).

7 Официальное извещение Народного банка КНР и других 5 ведомств от 06.12.2013 «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина» // URL: http://www.miit.gov. cn/n1146295/n1652858/n1652930/n3757016/c3762245/content.html (дата обращения: 25.03.2020).

8 Ван Юаньюань. Битэ би цзяои цзиньлин дэ бияо син фэньси [Анализ необходимости запрета торговли биткоинами] (на кит. яз.) // Фачжи юй шэхуэй. 2018. № 5. С. 11.

9 Как конвертировать биткоины в наличные с помощью банкомата Биткоин в Макао // URL: http://www.120btc.com/baike/btc/2832.html (дата обращения: 25.03.2020).

10 Beijing Lekuda Internet Technology Ltd, Co. v. Suihua Huachen Commerce and Trade Ltd, Co. and Peng Quanquan, 29.07.2016 // URL: http://wenshu.court.gov.cn/website/ wenshu/181107ANFZ0BXSK4/index.html?docId=ce26a59964e944ab96fdb04617d482b4 (дата обращения: 25.03.2020).

•МШН1Ж ^ексеенкоА. П. Л Л О

УНИВЕРСИТЕТА Правовая политика Народного банка КНР в отношении 11^3

УНИВЕРСИТЕТА

именио.Е.кутафина(мгюа) инвестиции при помощи виртуальных токенов

валютного кошелька. Поэтому российскому законодателю можно рекомендовать изучить китайский подход к криптавалюте.

Известно, что цифровые токены могут использоваться в качестве аналога корпоративных и долговых эмиссионных ценных бумаг. Фактически, конечно, с некоторыми оговорками, они удостоверяют те же самые права, что и акции, и облигации. При этом осуществление их эмиссии через процедуру ICO (initial coin offering) позволяет обойти жесткие требования, установленные законодательством о рынке ценных бумаг11. Очевидно, что это сопряжено с повышенными рисками для инвесторов из-за непрозрачности проектов, под которые привлекается финансирование12. Не исключается также риск мошенничества либо построения финансовой пирамиды13. Все это обусловило дальнейшие шаги Народного банка Китая по регулированию цифровых финансовых активов.

В 2017 г. Народный банк КНР совместно с другими регуляторами финансового рынка издал извещение «О мерах по предотвращению рисков, связанных с выпуском токенов в целях привлечения финансирования»14. Данный акт разъясняет, что любое финансирование при помощи токенов является незаконным, а значит, такое деяние — уголовно наказуемо. Кроме того, он предписывает всем организаторам инвестирования вернуть средства инвесторам и прекратить свою деятельность, а банкам и иным финансовым организациям Китая прекратить обслуживание бирж по обращению токенов и не открывать им счета до тех пор, пока не появится нормативный правовой акт, регулирующий данную сферу. Кроме того, в извещении возложена обязанность на компетентные органы блокировать сайты и мобильные приложения, которые используются для привлечения средств на проведение ICO.

В 2018 г Народным банком КНР, так же как и ранее, совместно с рядом других государственных ведомств было принято извещение «О предупреждении рисков против незаконного сбора средств посредством использования наименований виртуальная валюта и блокчейн»15. Данный документ носит, скорее, разъясняю-

11 Мошенники на блокчейне. Как обезопасить свои инвестиции в токены // URL: https://www. forbes.ru/finansy-Hnvesticii/360903-moshenniki-na-blokcheyne-kak-obezopasit-svoHnvesticii-v-tokeny (дата обращения: 25.03.2020).

12 Дэн Цзяньпэн. ICO фэйфа цзицзы вэньти дэ фасюэ сыкао [Правовой анализ проблемы незаконного сбора средств через ICO] (на кит. яз.) // Цзинань сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 2018. № 8. С. 48.

13 Власти Гонконга назвали большинство ICO мошенничеством // URL: https://www.rbc.ru/ Ш crypto/news/5ad4bc009a79473f745fa03e. Т

14 Официальное извещение Народного банка КНР совместно с другими ведомствами от □ 04.09.2017 «О мерах по предотвращению рисков, связанных с выпуском токенов в це- ^ лях привлечения финансирования» // URL: http://www.miit.gov.cn/n1146290/n4388791/ р c5781140/content.html (дата обращения: 25.03.2020). Д

15 Notice by the China Banking and Insurance Regulatory Commission, the Office of the

Central Cyberspace Affairs Commission, the Ministry of Public Security, the People's Bank rn

of China, and the State Administration for Market Regulation of Risk Warning Against Illegal д

Fundraising in the Name of "Virtual Currency" and "Blockchain" // URL: https://pkulaw.com/ Й

en_law/4631229fff2c9d31bdfb.html (дата обращения: 25.03.2020). НАУКИ

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

щий, чем регулирующий характер. Так, в нем проводится аналогия между ICO и лежащей в основе всех финансовых пирамид «схемой Понци», когда выплаты тем, кто инвестировал вначале, осуществляются за счет тех, кто присоединился позже, при этом реальная прибыль от проекта, под который собирается финансирование, нулевая. Некоторые правонарушители создают веб-сайты, арендуя зарубежные серверы для осуществления деятельности в КНР при этом они якобы от имени зарубежных платформ предлагают услуги посредника в инвестировании китайскими гражданами в «высокодоходные» зарубежные блокчейн-проек-ты. Понятно, что собранные таким способом средства уже не вернутся никогда к инвестору.

Несмотря на то, что Народный банк КНР ввел запрет на первичное размещение токенов с целью защитить инвесторов, в китайской литературе такое решение подвергается критике. Китайские исследователи предлагают не запрещать использование технологии ICO, а сделать ее контролируемой16, так как это исключит существование цифровых объектов как элемента нерегулируемой среды, а значит, их изъятие из обращения в случае банкротства. Включение цифровых прав в объекты гражданских прав также заложит правовую основу для создания системы регулирования налогообложения таких объектов или для создания и обращения таких объектов17.

В этой связи китайские исследователи предлагают провести правовой эксперимент, разрешив проводить ICO ограниченному кругу лиц18. Данное предложение представляется заслуживающим внимание, поскольку реализация такого подхода позволит выявить проблемные аспекты в указной сфере, отработать методику борьбы с выводом денежных средств и мошенничеством. Опираясь на опыт КНР касающийся регулирования ICO, можно порекомендовать российскому законодателю детально продумать механизмы, которые будут препятствовать построению мошеннических схем при помощи цифровых токенов. Кроме того, стоит обратить внимание на иностранные интернет-площадки, функционирующие в России и собирающие средства для проектов, которые будут реализовываться за рубежом.

Таким образом, Китай не спешит разрешать ICO, пока не будет разработано законодательство, в полной мере учитывающее все риски использования цифровых токенов. Что касается биткоинов, то их запрет направлен на предотвращение отмывания денег, полученных преступным путем.

16 Лунь Бэй. ICO цзяньгуань дэ гоцзи цзинянь юй вого дэ луцзин сюаньцзэ [Международный опыт надзора ICO и выбора пути Китая] (на кит. яз.) // Цзиньжун фачжань яньцзю. 2018. № 8. С. 63—67.

17 Чжан Цзяньвэнь. Жухэ гуйчжи шуцзы цзиньжун цзычань: цзями хоби юй чжинэн циюэ — элосы ляньбан "шуцзы цзиньжун цзычань фа цао'ань пиншу" [Как регулировать цифровые финансовые активы: криптовалюты и смарт-контракты: комментарий к проекту закона о цифровых финансовых активах Российской Федерации] (на кит. яз.) // Шанхай чжэнфа сюэюань сюэбао (фачжи лунь цун). 2018. № 5. С. 23.

18 Чэнь Чжиминь, Цзян Ливэнь. ICO бэй цзинь ся дэ цзиньжун схуансинь юй цзяньгуань дэ фалюй сыкао [Размышления о запрете ICO и надзоре за инновациями в сфере финансов] // Фуцзянь цзиньжун гуаньли ганьбу сюэюань сюэбао. 2018. № 3. С. 52.

•МШН1Ж ^ексеенкоА. П. пл

УНИВЕРСИТЕТА Правовая политика Народного банка КНР в отношении |2|

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) инвестиции при помощи виртуальных токенов

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белых В. С., Болобонова М. О. Проблемы определения правового режима криптовалют // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2019. — № 3. — С. 23—28.

2. Власти Гонконга назвали большинство ICO мошенничеством // URL: https:// www.rbc.ru/crypto/news/5ad4bc009a79473f745fa03e.

3. Егорова М. А., Ефимова Л. Г. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 11—16.

4. Как конвертировать биткоины в наличные с помощью банкомата Биткоин в Макао // URL: http://www.120btc.com/baike/btc/2832.html (дата обращения: 25.03.2020).

5. Мошенники на блокчейне. Как обезопасить свои инвестиции в токены // URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/360903-moshenniki-na-blokcheyne-kak-obezopasit-svoi-investicii-v-tokeny (дата обращения: 25.03.2020).

6. Объем цифровой экономики Китая достиг 31 трлн юаней // URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2019/0506/c31518-9575416.html (дата обращения: 25.03.2020).

7. Ван Юаньюань. Битэ би цзяои цзиньлин дэ бияо син фэньси (Анализ необходимости запрета торговли биткоинами) (на кит. яз.) // Фачжи юй шэхуэй. — 2018. — № 5. — С. 11—14.

8. Дэн Цзяньпэн. Правовой анализ проблемы незаконного сбора средств через ICO (ICO фэйфа цзицзы вэньти дэ фасюэ сыкао) (на кит. яз.) // Цзинань сю-эбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). — 2018. — № 8. — С. 4—58.

9. Лунь Бэй. Международный опыт надзора ICO и выбора пути Китая (ICO цзянь-гуань дэ гоцзи цзинянь юй вого дэ луцзин сюаньцзэ) (на кит. яз.) // Цзиньжун фачжань яньцзю. — 2018. — № 8. — С. 63—67.

10. Чжан Цзяньвэнь. Жухэ гуйчжи шуцзы цзиньжун цзычань: цзями хоби юй чжи-нэн циюэ — элосы ляньбан "шуцзы цзиньжун цзычань фа цао'ань пиншу" [Как регулировать цифровые финансовые активы: криптовалюты и смарт-контракты — комментарий к проекту закона Российской Федерации о цифровых финансовых активах (на кит. яз.) // Шанхай чжэнфа сюэюань сюэбао (фачжи лунь цун). — 2018. — № 5. — С. 22—31.

11. Чэнь Чжиминь, Цзян Ливэнь. ICO бэй цзинь ся дэ цзиньжун cхуансинь юй цзяньгуань дэ фалюй сыкао [Размышления о запрете ICO и надзоре за инновациями в сфере финансов] (на кит. яз.) // Фуцзянь цзиньжун гуаньли ганьбу сюэюань сюэбао. — 2018. — № 3. — С. 50—60.

12. Beijing Lekuda Internet Technology Ltd, Co. v. Suihua Huachen Commerce and Trade Ltd, Co. and Peng Quanquan, 29.07.2016 // URL: http://wenshu.court.gov. cn/website/wenshu/181107anfz0bxsk4/index.html?docId=ce26a59964e944ab96 fdb04617d482b4 (дата обращения: 25.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.