Литература
1. Закон Республики Армения «О бюджетной системе Республики Армения» от 24 июля 1997 г.
2. Закон Республики Армения «О выборах органов местного самоуправления» от 1996 г.
3. Закон Республики Армения «О земельном налоге» от 14 февраля 1994 г.
4. Закон Республики Армения «О местном самоуправлении» от 7 мая 2002 г.
5. Закон Республики Армения «О местном самоуправлении в городе Ереване» от 26 декабря 2008 г.
6. Закон Республики Армения «О налоге на имущество» от 26 декабря 2002 г.
7. Закон Республики Армения «О правовых актах» от 3 апреля 2003 г.
8. Закон Республики Армения «О финансовом выравнивании» от 24 ноября 1998 г.
9. Закон Республики Армения «Об административно-территориальном делении» от 7 ноября 1995 г.
10. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г.
11. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. М., 2003.
References
1. The law of the Republic of Armenia from July 21, 1997 of № ZR-137 «About budget system of the Republic of Armenia».
2. The law of the Republic of Armenia from 1996 «About elections of bodies of the local self government».
3. The law of the Republic of Armenia from April 27, 1994 of № S-1005-1-ZR-101 «About land tax».
4. The law of the Republic of Armenia from June 5, 2002 of № ZR-337 «About local self government».
5. The law of the Republic of Armenia from 2008 «About local government in the city of Yerevan».
6. The law of the Republic of Armenia from December 30, 2002 of № ZR-491 «About the property tax».
7. The law of the Republic of Armenia from April 29, 2002 of № ZR-320 «About legal acts».
8. The law of the Republic of Armenia from 1998 «About financial equalization».
9. The law of the Republic of Armenia from December 1, 1995 of № S-062-1-ZR-18 «About administrative territorial division in the Republic of Armenia».
10. The Constitution of the Republic of Armenia from July 5, 1995.
11. SolovyovS.G. The municipal institutions of local self government of the Russian Federation. M., 2003.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Европейского института JUSTO;
СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ КОСИЦЫН, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрыты правовые основы, определяющие способы воздействия государства на построение образовательного процесса и методики обучения в высших профессиональных образовательных организациях современной России, их роль в совершенствовании образования.
Ключевые слова: Конституция, конституционные принципы, правовые основы, методика преподавания, методика обучения, образовательные организации, обучающиеся, преподаватели.
Annotation. Showed the legislative framework governing the means of influence by the state to build the educational process and teaching methods in higher professional education institutions of modern Russia, their role in improving education.
Keywords: the Constitution, the constitutional principles, legal bases, teaching technique, the training technique, the educational organizations, trained, teachers.
88
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 I 2014
Под правовой основойрегулирования образовательного процесса и методики обучения в современных образовательных организациях Российской Федерации мы понимаем взаимосвязанную совокупность нормативно закрепленных государством принципов и системы источников права в указанной сфере социальных отношений.
Ведущее положение в этом дуэте занимают принципы —конституционные (законодательные) руководящие начала, идеи, которые составляют фундамент формирования, организации и деятельности государственного аппарата, осуществляющего соответствующие полномочия в сфере образования1. Они подразделяются на системообразующие, устанавливающие порядок формирования государственного аппарата в целом, его структуру и взаимосвязь структурных элементов, и производные, которые определяют порядок осуществления полномочий отдельными органами, а также классификацию государственных органов.
Одним из принципов, на которых базируется высшее образование (включая юридическое) и преподавательская деятельность в Российской Федерации, является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия. В соответствии с ним в Российской Федерации не только признается свободная конкуренция разных идеологий и их многообразие, но и устанавливается конституционное требование, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Данный принцип в сфере образования дает возможность преподавателям и обучающимся свободно выбирать те или иные научные школы и концепции, идеи и высказывать свои суждения по различным научным концепциям, приводить соответствующие аргументы, подтверждающие высказываемое мнение и т.д.
Вместе с тем, по соображениям нравственности, гуманизма и педагогического воспитания подрастающего поколения Конституция РФ запрещает применять в образовательном процессе такую идеологию и научные концепции, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
Принцип законности. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции и законодательстве
РФ принципа законности. Он имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Содержание принципа законности выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Так, ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие положений Конституции на всей территории Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Принцип законности нашел закрепление и в других нормах Конституции РФ, устанавливающей систему органов государственной власти, принципы их организации и деятельности. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
Непосредственное отношение к преподавательской деятельности и методике преподавания имеет другой конституционный принцип академических свобод, закрепленный в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. В соответствии с ним каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания2. В соответствии с указанным принципом для охраны и дальнейшего развития научных открытий и достижений в педагогической деятельности Конституция и законодательство Российской Федерации установили охрану интеллектуальной собственности.
Мы согласны с Е.Л. Болотовой в том, что «содержание конституционно-правового регулирования
1 Роль правового фундамента (основы) принципы могут выполнять потому, что по сравнению с иными нормами права они имеют императивный характер, универсальное содержание и наивысшую юридическую силу. Императивный характер принципа означает, что его предписание должно быть исполнено только таким образом, как это установлено соответствующей нормой Конституции. Универсальное содержание означает, что требования принципа распространяют свое руководящее воздействие на всех субъектов правоотношений, на все виды правоотношений и действуют на всей территории государства. Наивысшая юридическая сила принципа позволяет с помощью юридических средств (конституционного контроля, судебного решения и т.п.) добиваться реализации его предписаний в том случае, когда имеется противоречие с любой другой нормой права. Другими словами, в случае таких противоречий всегда будет действовать норма принципа.
2 Принципа свободы творчества и преподавания закреплен также конституциями Федеративной Республики Германия (ст. 5), Королевства Испания (ст. 20), Республики Польша (ст. 73) и др.
свободы преподавания заключается в защите носителей этой свободы и их прав, которые возникают при ее реализации. Осуществление учебного процесса на высоком профессиональном уровне невозможно в условиях ограничения доступа к информационным источникам, повсеместной цензуры, постоянного вмешательства в интеллектуальную деятельность педагога, отсутствия базы для научной и педагогической деятельно сти»3.
Вместе с тем, мы бы не стали, в отличие от указанного в предыдущем абзаце автора, слишком преувеличивать влияние международного права на содержание свободы преподавания как составной части принципа академических свобод, так и самого принципа академических свобод. Во-первых, потому, что сама Е.Л. Болотова признает тот факт, что свобода преподавания имеет множество измерений и характеристик, одним из которых является ее трактовка культурного права: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на:
а) участие в культурной жизни;
б) пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
2. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях» (ст. 15 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)4.
Во-вторых, потому, что Конституция РФ и закрепленный ею принцип академических свобод (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) по-прежнему имеют высшую юридическую силу; содержание указанного принципа детально раскрывается на основании положений Конституции РФ российским законодательством, а международные договоры, включая и процитированные
положения Пакта на территории РФ непосредственно не действуют, а требуют ратификации.
В-третьих, потому, что конституции и законодательство зарубежных государств по-разному регулируют указанный вопрос. Например, в одних государствах принцип академической свободы выражен через свободу творчества, науки, научно-технического творчества. Так ст. 51 Конституции Республики Азербайджан установила, что каждый обладает свободой творчества. Свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества гарантируется государством. В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Республики Армения каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества.
В других конституциях указанный принцип сформулирован по-другому, как государственная гарантия. В частности, в ст. 23 Конституции Республики Болгария установлено, что государство создает условия для свободного развития науки, образования и искусств и оказывает им помощь. Оно заботится об охране национального, исторического и культурного наследия.
Статья 16 Конституции Греции гарантиям придала иное содержание: искусство и наука, исследование и преподавание свободны; их развитие и распространение являются обязанностью государства. Академические свободы и свобода преподавания не освобождают от долга подчинения Конституции. Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан. Высшее образование дается исключительно учебными заведениями, имеющими статус юридических лиц публичного права и полностью самоуправляемыми. Эти учебные заведения находятся под надзором государства, имеют право на финансовую поддержку с его стороны и функционируют на основе законов об этих за-
3 Болотова Е.Л. Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания // Теория и практика российского конституционализма: Сб. докладов науч.-практ. конф., посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина, 26 июня 2012 г. / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. С. 331.
4 Международное право: Сб. док. // Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2009. С. 78—86.
90
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2014
ведениях. Слияние и разделение высших учебных заведений может иметь место и вопреки любым противоречащим положениям, как это определено законом. Профессора высших учебных заведений являются государственными чиновниками. Остальной преподавательский персонал вузов также исполняет публичные функции в соответствии с условиями, определенными законом.
Статья 54 Конституции Украины провозглашает указанный принцип с сохранением своих особенностей, в соответствии с которыми гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности.
Важное значение для преподавания юриспруденции в высшей школе имеет принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. по состоянию на 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)5. Данный принцип вытекает из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14).
Для обеспечения реализации положений указанного принципа на практике ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации»6 запретила педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ7.
При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Для обеспечения реализации этого права религиозные организации вправе, в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации, создавать образовательные организации.
Существенную роль в реализации образовательной деятельности в Российской федерации играет закрепленный в ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принцип гарантиро-ванности высшего (в том числе и юридического) образования. В соответствии с указанным принципом право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, в Российской Федерации гарантируются бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Таким образом, принципы регулирования образовательного процесса в совокупности образуют правовую основу, которая с одной стороны, позволяет принимать другие нормативные правовые акты (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), на основе предписаний принципов и нормативных актов, составляющих правовую основу, посредством конкретизации и детализации положений Конституции РФ и законодательства, а с другой стороны, позволяет гражданам и другим субъектам социальных отношений в сфере образования, ссылаясь на положения правовых основ, — защищать свои права на образование, добиваться признания не соответствующими Конституции РФ положений других нормативных правовых актов и реализовывать права на свободу получения образования, выбора формы обучения, его бесплатность (в установленных законодательством случаях), и др.
5 СЗ РФ. 2012. № 53. (Ч. 1). Ст. 7598.
6 СЗ РФ. 2012. № 53. (Ч. 1). Ст. 7598.
7 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.