Оригинальная статья
УДК 343.773 (470.13): 622.85 © О.А. Плоцкая1, К.К. Атабеков2, Н.С. Грудинин1, Т.В. ВоротилинаН3, Ю.А. Чернышева4, 2024
1 МИРЭА - Российский технологический университет, 119454, г. Москва, Россия
2 Кыргызско-Российский Славянский Университет им. Б.Н. Ельцина, 720000, г. Бишкек, Кыргызская Республика
3 РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Россия
4 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 399770, г. Елец, Россия
Н e-mail: [email protected]
Original Paper
UDC 343.773 (470.13): 622.85 © O.A. Plotskaya1, K.K. Atabekov2, N.S. Grudinin1, T.V. VorotilinaH3, Yu.A. Chernysheva4, 2024
1 MIREA - Russian Technological University, Moscow, 119454, Russian Federation 2 Kyrgyz-Russian Slavic University named after Boris Yeltsin, Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic 3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, 117997, Russian Federation 4 Bunin Yelets State University, Yelets, 399770, Russian Federation
H e-mail: [email protected]
Правовая основа и судебная защита экологической безопасности при угле- и нефтедобыче
(на примере приарктических территорий Республики Коми)
Legal basis and judicial protection of environmental safety in coal and oil production
(using the example of the Arctic territories of the Komi Republic)
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-10-46-50
ПЛОЦКАЯ О.А.
Доктор юр. наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», 119454, г. Москва, Россия
АТАБЕКОВ К.К.
Канд. юр. наук, доцент Кыргызско-Российского Славянского Университета им. Б.Н. Ельцина, 720000, г. Бишкек, Кыргызская Республика
ГРУДИНИН Н.С.
Канд. юр. наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», 119454, г. Москва, Россия
В настоящей работе Арктическая зона РФ представлена как территория с бесценными экологическими ресурсами, обладающая уникальными природно-географическими показателями. Рассмотрены стратегии России в сфере освоения, исследования и изучения арктических и приарктических территорий как на уровне всего государства, так и в отдельном субъекте Федерации - Республике Коми. Приведены сведения о разработке и функционировании месторождений угля и нефти как полезных ископаемых в приарктической и арктической зонах Республики Коми. Обозначены источники загрязнения окружающей среды на приарктических и арктических территориях Коми. Определены основополагающие подходы, применяемые судами в целях защиты прав человека на благоприятную окружающую природную среду. Определены тенденции рассмотрения таких дел в судах. Обозначено, что состояние экологической безопасности находится в зависимости от степени эффективности многих факторов, в том числе и от уровня гарантированности судебной защиты прав и свобод человека в российской Арктике.
Ключевые слова: промышленное освоение, угле и нефтедобыча, Республика Коми, окружающая среда, судебная защита, экологическая безопасность.
Для цитирования: Правовая основа и судебная защита экологической безопасности при угле- и нефтедобыче (на примере приарктических
REGIONS • РЕГИОНЫ
F
территорий Республики Коми) / О.А. Плоцкая, К.К. Атабеков, Н.С. Груди-нин и др. // Уголь. 2024;(10):46-50. DOI: 10.18796/0041 -5790-2024-10-46-50.
Abstract
In this scientific work, the Arctic zone of the Russian Federation is represented as an area with inestimable en vironmen tal resources and possessing unique na tural and geographical indicators. The strategies of Russia in the field of development, scrutiny and exploration of Arctic and near-Arctic territories are considered both at the level of the state as the whole and in a particular constituent entity of the Federation - the Komi Republic. Information is provided on the development and operation of coal and oil deposits as mineral resources in the subarctic and arctic zones of the Komi Republic. The origins of environmental pollution in the near-Arctic and Arctic territories of Komi are determined. The fundamental approaches which are used by the courts in order to protect human rights to a conducive natural environment are defined. Tendencies in the trials of such cases in the courts were identified. It is indicated that the condition of environmental safety depends on the degree of effectiveness of many factors, including the level of warranty of judicial protection of human rights and freedoms in the Russian Arctic region. Keywords
Industrial development, coal and oil production, Komi Republic, environment, judicial protection, environmental safety. For citation
Plotskaya O.A., Atabekov K.K., Grudinin N.S., Vorotilina T.V, Chernysheva Yu.A. Legal basis and judicial protection of environmental safety in coal and oil production (using the example of the Arctic territories of the Komi Republic). Ugol'. 2024;(10):46-50. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2024-10-46-50.
ВОРОТИЛИНА Т.В.
Канд. юр. наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ЧЕРНЫШЕВА Ю.А.
Канд. юр. наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции им. В.Г. Ермакова ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 399770, г. Елец, Россия
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века возникли особые геополитические и геоэкономические интересы к Арктике у многих государств мира как к одному из важнейших направлений развития внешней и внутренней политики. Такой интерес к арктическому региону обусловлен его увеличивающимся ключевым значением на международном уровне, ускоряющимися глобали-зационными процессами, активизирующейся и активно развивающейся арктической научно-туристической деятельностью, а также огромными природными запасами, находящимися в нем, так как современные разведывательные технологии и технический прогресс, достигнутый в сфере добычи, транспортировки минерального сырья, позволяют разрабатывать месторождения и добывать природные ресурсы в сложных климатических условиях.
По мнению Ф.Х. Соколовой, Т.И. Трошиной, в Арктике «сосредоточено 25-30% минерально-сырьевых ресурсов мира...» [1]. Кроме того, на территории «Российской Арктики..., проживает всего около 2% населения всей страны, однако здесь производится около 12% валового внутреннего продукта» [1]. Арктический регион представляет собой также и бесценный экологический ресурс, так как обладает уникальными природно-географическими показателями, которые оказывают влияние на климатическую составляющую всей земной поверхности. Нельзя забывать и об автохтонном населении арктического региона, так как материальная, духовная культуры, его традиционный образ жизнедеятельности тесно связаны с окружающей природной средой и северным ландшафтом, которые необходимо сохранить.
Поэтому, понимая особую значимость Арктики для развития государственности, Российская Федерация [2, 3], как и другие страны, относящиеся к арктическому региону (Канада, Дания, и др.) [4, 5], разрабатывают собственные стратегии, направленные на изучение, освоение, исследование Арктики и приарктических северных территорий.
Арктические территориальные пространства сегодня представляют для фундаментальной науки значительный исследовательский интерес, так как ресурсный и сырьевой потенциал их полностью пока не исследован. Ученые понимают, что проведение геологических изысканий, направленных на открытие новых месторождений, функционирование уже освоенных месторождений, приводит к росту инфраструктурных объектов и увеличению техногенной и антропогенной нагрузки на уязвимую окружающую природную среду Арктики.
ОБСУЖДЕНИЕ
В современной российской и зарубежной науке уделяется особое место экологическим вопросам, возникающим при освоении арктических пространств. Значительное количество научных работ посвящено проблемам применения новых технологий при освоении месторождений, мониторингу различных рисков негативного антропогенного воздействия на арктическую экосистему. Ряд работ касается правовых аспектов защиты экологии и экологических прав человека, правового статуса коренных народов, проживающих в Арктике и ведущих традиционный образ жизни, международно-правовому регулированию [6].
Однако анализу правовой основы и судебной практики, сложившейся в сфере экологической безопасности арктических территорий РК, не уделялось должного внимания.
Поэтому целью данной работы является исследование правовой основы и сложившейся судебной практики в сфере защиты экологической безопасности арктических и приарктических территорий Республики Коми (далее -РК) как государственной политики, осуществление которой невозможно без обеспечения прав и свобод человека.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
В ПРОЦЕССЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ
АРКТИЧЕСКИХ И ПРИАРКТИЧЕСКИХ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Известно, что при освоении и функционировании месторождений нефти, угля и газа кроме негативного влияния на воздушные массы происходит загрязнение водных, земельных, лесных природных объектов. На арктических территориях Республики Коми разрабатываются Харья-гинское и Усинское месторождения нефти, а также Вор-кутинское месторождение угля. В этих районах при осуществлении активной промышленной деятельности возникли экологические проблемы, исследование которых сегодня имеет значимую актуальность.
Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых в Коми в современных условиях является одним из важнейших видов деятельности в экономике северного региона, о чем свидетельствуют статистические показатели (только в 2022 г. в структуре валового продукта РК добыча углеводородов и иных полезных ископаемых заняла 43,7% [7]; за три года с 2020 по 2022 г. она обеспечила значимую долю налоговых федеральных и республиканских поступлений [7]. В самой Республике Коми существует стратегия социально-экономического развития региона, целью которой является достижение «к
2035 г. индекса производства по... добыче полезных ископаемых не менее 125,0%» [7] по сравнению с показателями 2016 г., однако подобное увеличение объемов и освоенных арктических территорий для добычи ископаемых, безусловно, влечет некоторые «экологические осложнения».
Речь идет о нарушении сложившегося многовекового природного баланса северной природы из-за увеличения производственных мощностей добывающей промышленности, интенсификации антропогенного природопользования. Среди серьезных экологических проблем, возникающих при освоении месторождений ископаемых (угля и нефти) можно назвать: нарушение целостности структуры горных пород, приводяще к аварийным ситуациям и обвалам; механическое воздействие на горные породы, влекущее изменение их устойчивости; создание техногенно-антропогенных, т.е. рукотворных форм рельефа земли; химическое, тепловое воздействие, приводящее к изменению растительности на мерзлотных территориях [8].
Кроме того, отрицательное воздействие на недра оказывает и широко применяемые мероприятия, способствующие более полному извлечению нефти, в частности при разработке природных месторождений с наличием высоковязкой нефти. Это приводит к изменению химического состава подземных вод приарктических и арктических территорий. Ученые пытаются разрешить сложившуюся ситуацию. В частности, А.И. Николаев, Б.В. Пеш-нев, Е.В. Егорова предлагают разработанный ими вариант применения «процесса коксования на начальном этапе переработки высоковязкой. нефти», так как справедливо утверждают, что «традиционные схемы подготовки к переработке высоковязкой. нефти являются малоэффективными» [9].
Однако с повышением количества добываемой нефти с увеличенным содержанием сероводорода возрастают риски и уменьшаются сроки безаварийной работы нефтепроводов. Поэтому происходят разрывы нефтяных трубопроводов. Например, в 2022 г. в Коми произошли пять негативных природных происшествий, связанных с эксплуатацией нефтепроводов [7].
Основная масса выбросов загрязняющих веществ только в 2022 г. приходилась на такие арктические и приар-ктические республиканские муниципалитеты, в которых развита добыча природных ископаемых, как: ГО «Воркута» - 168,460 тыс. т, ГО «Усинск» - 42,362 тыс. т, ГО «Инта» -10,781 тыс. т [7].
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Укрепляя национальную безопасность в арктическом регионе и реализуя национальные приоритеты, Российская Федерация, совершенствуя государственную политику, определяет основополагающие подходы, применяемые судами в целях защиты прав человека на благоприятную окружающую природную среду. Российский законодатель осознает, что от состояния экологической безопасности, в том числе и в арктическом регионе, зависит
REGIONS • рЕГИонЫ
не только здоровье, но и уровень достижения различных социально-экономических ценностей населения. Поэтому в ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную экологическую среду, а также право на получение достоверной информации о состоянии экологии, право на получение возмещения ущерба, нанесенного экологическим правонарушением его здоровью, либо имуществу [10].
Законодатель на федеральном уровне в ФЗ № 7-ФЗ [11] также предусмотрел комплекс правовых основ государственных мер и политики в сфере охраны окружающей среды, которые связаны с реализацией экологической безопасности, в том числе в Российской Арктике. Этот комплекс предусматривает обеспечение сбалансированного решения возникающих задач, связанных с сохранением благоприятной природной окружающей среды, а также природных ресурсов и биологического разнообразия.
Кроме того, в Указе Президента РФ № 176 экологическая безопасность нашего государства названа частью национальной безопасности всего государства. Важнейшей целью проводимой государственной политики в экологической сфере являются сохранение благоприятной экологии, а также реализация прав каждого на благоприятную природную среду [12]. Достижение поставленных целей невозможно без выстраивания механизма эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно это характерно для Арктической зоны [3]. Состояние экологической безопасности находится в зависимости от степени эффективности многих факторов, в том числе и от уровня гарантированности судебной защиты прав и свобод человека в российской Арктике.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА АРКТИЧЕСКОЙ И ПРИАРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Подобные факты подтверждает и судебная практика, касающаяся вопросов экологической безопасности. Рассмотрим ряд примеров. В августе 2018 г. нефтедобывающим предприятием ООО «Л.» был нанесен ущерб водному объекту ввиду нарушения целостности нефтепроводов. Из-за отсутствия герметичности произошел разлив в природную среду нефтепродуктов. Сумма нанесенного ущерба северному водному объекту была оценена в 9218481 руб. Росприроднадзор по РК обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд РК по поводу взыскания денежных средств в качестве компенсации нанесенного ущерба. Ответчик самостоятельно предпринял ряд мер по ликвидации негативных для природы последствий. Однако их было недостаточно. Поэтому в июне 2022 г. судом [13] после длительного рассмотрения вынесено решение о взыскании с ответчика ООО «Л.» суммы в размере 6859385,82 руб. Эти денежные средства были уплачены ответчиком добровольно.
Другим примером является причиненный вред ООО «Л..» водному объекту в мае 2021 г. Сумма нанесенного вреда составляла 1617559,20 руб. По данному фак-
ту Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и НАО инициировало в Арбитражном суде РК процесс [14]. Ответчик в досудебном порядке добровольно предпринял ряд мер, направленных на восстановление экоба-ланса данного водного объекта. Учитывая уже понесенные ответчиком затраты, суд взыскал 460375,48 рублей. Данные денежные средства были уплачены ответчиком также добровольно.
Однако не все ответчики исполняют в добровольном порядке решение Арбитражного суда РК. Так, истец СевероЗападное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в отношении ООО «В.» направило исковое заявление в Арбитражный суд РК с целью компенсации нанесенного ответчиком ущерба водным биологическим ресурсам, который оценивался в сумме 34855964,20 руб. Арбитражный суд РК в ноябре 2019 г. [15] исковые требования истца удовлетворил.
Но ответчик направил апелляционную жалобу. После рассмотрения в суде первой инстанции дело было передано во Второй арбитражный апелляционный суд. В результате в октябре 2020 г. Вторым арбитражным апелляционным судом было вынесено постановление [16], в котором апелляционная жалоба ООО «В.» подлежала удовлетворению частично, а решение нижестоящего суда по делу № А29-1636/2019 изменялось ввиду принятия нового судебного акта. Исковые требования в соответствии с решением суда второй инстанции подлежали частичному удовлетворению лишь в размере 6458527,65 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Промышленное освоение арктических месторождений часто сопровождается негативным воздействием на природные объекты.
Судебная практика демонстрирует уровень соблюдения и защиты прав и свобод человека, а также выявляет эффективность осуществления их защиты. Она имеет ключевое значение для дальнейшего совершенствования действующего законодательства в сфере защиты экологических права человека, а также для выявления факторов, препятствующих их реализации.
Приведенные примеры судебной практики свидетельствуют о наличии тенденции самостоятельного восстановления природопользователями загрязненных природных объектов, а также о добровольной компенсации суммы нанесенного ущерба природным объектам, установленной в процессе судебного заседания.
Однако в судебной практике наметилась и иная тенденция, когда дело, инициированное по факту нанесенного ущерба природным объектам, рассматривается в судах нескольких инстанций. Результатом такого рассмотрения является уменьшение взыскиваемой суммы более чем в 5 раз.
Рассмотренные судебные дела демонстрируют необходимость использования подхода, основанного на признании защиты прав человека на благоприятную окружающую среду приоритетом для достижения экологической безопасности государства. Все природопользовате-ли должны обеспечивать реализацию подобного права.
Список литературы • References
1. Соколова Ф.Х., Трошина Т.И. Экологическое измерение культуры коренных малочисленных народов Российской Арктики // Экология человека. 2015. № 11. С. 56-64. DOI: 10.17816/humeco16976. Sokolova F.Kh, Troshina T.I. Ecological dimension of culture of indigenous minorities in Russian Arctic area. Ekologiya cheloveka. 2015;(11):56-64. (In Russ.). DOI: 10.17816/humeco16976.
2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/499002465?marker= 64U0IK§ion=text (дата обращения: 15.09.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями на 27 февраля 2023 года) № 645 от 26 октября 2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 44. С. 6970.
4. Canada's Northern Strategy. Our North, Our Heritage, Our Future. Government of Canada. Ottawa, 2009. 48 p.
5. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020. [S. l.], 2011. 58 p.
6. Вилова Т.В., Вилова М.Г., Пермиловский М.С. Судебная защита экологических прав в Арктической зоне Российской Федерации (на примере Архангельской области) // Экология человека. 2018. № 10. С. 4-8. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-10-4-8. Vilova T.V., Vilova M.G., Permilovskiy M.S. Judaical protection of environmental rights in the Arctic Zone of the Russian Federation (on the example of Arkhangelsk Region). Ekologiya cheloveka. 2018;(10):4-8. (In Russ.). DOI: 10.33396/1728-0869-2018-10-4-8.
7. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2022 году»: гос. доклад Минприроды Республики Коми и др.; под общ. ред. ГБУ РК «ТФИ РК». Сыктывкар: Минприроды Республики Коми, 2023. 164 с.
8. Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 года № 185 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» (с изменениями на 11 августа 2023 года). URL: https://docs.cntd.ru/ document/553237768 (дата обращения: 15.09.2024).
9. Николаев А.И., Пешнев Б.В., Егорова Е.В. Коксование высоковязкой обводненной нефти // Тонкие химические технологии. 2022. № 17(1). С. 30-38. DOI: 10.32362/2410-6593-2022-17-1-30-38. Nikolaev A.I., Peshnev B.V., Egorova E.V. Coking of highly viscous watered oil. Tonkie khimicheskie tekhnologii. 2022;17(1):30-38. DOI: 10.32362/2410-6593-2022-17-1-30-3.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.09.2024).
11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 15.09.2024).
12. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/document/ co n s_d oc_LAW_215668/616c9493f4ee0f3b54560986fc81998f 90d80315/ (дата обращения: 15.09.2024).
13. Решение от 30 июня 2022 г. по делу № А29-18378/2018. Арбитражный суд Республики Коми. URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/VNyrRqMfMCgP/ (дата обращения: 15.09.2024).
14. Решение от 31 марта 2022 г. по делу № А29-12044/2021. Арбитражный суд Республики Коми. URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/GCgnrQq6zdYc/ (дата обращения: 15.09.2024).
15. Решение от 25 ноября 2019 г. по делу № А29-1636/2019. Арбитражный суд Республики Коми. URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/5PyDcuLyg7Qu/ (дата обращения: 15.09.2024).
16. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 N 02АП-547/2020 по делу № А29-1636/2019. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base =RAPS002&n=108043#ZynbJ3Uim5QAVZrf2 (дата обращения: 15.09.2024).
Authors Information
Plotskaya O.A. - Doctor of Law, Associate Professor,
Professor of the Department of State and Legal Disciplines
of the Institute of Management Technologies of the Federal State
Budgetary Educational Institution of Higher Education
"MIREA - Russian Technological University',
Moscow, 1194S4, Russian Federation
Atabekov K.K. - PhD (Law), Professor of the Kyrgyz-Russian
Slavic University named after Boris Yeltsin,
Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic
Grudinin N.S. - PhD (Law), Associate Professor,
Associate Professor of the Department of State and Legal
Disciplines of the Institute of Management Technologies
of the Federal State Budgetary Educational Institution
of Higher Education "MIREA - Russian Technological University';
Moscow, 1194S4, Russian Federation
Vorotilina T.V. - PhD (Law), Associate Professor, Associate
Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Federal
State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Plekhanov Russian University of Economics», Moscow,
117997, Russian Federation
Chernysheva Yu.A. - PhD (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Jurisprudence named after V.G. Ermakova of the FSBEI HE "Yelets State University named after I.A. Bunin', Yelets, 399770, Russian Federation
Информация о статье
Поступила в редакцию: 25.04.2024 Поступила после рецензирования: 16.09.2024 Принята к публикации: 26.09.2024
Paper info
Received April 25, 2024 Reviewed September 16,2024 Accepted September 26,2024