Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Головина Т.А., Хорольская Т.Е.

Арктический регион представляет собой экономически и стратегически значимую территорию не только для Российской Федерации, но и для всего мира. Регионально-отраслевое развитие Арктики может быть успешным как с точки зрения эффективности экономических процессов, так и ненанесения ущерба хрупкой экосистеме региона, рачительного использования природных ресурсов и сохранения исконной среды обитания коренных народов - только при условии реализации данной политики на широкой научной платформе. Такой подход позволяет не только более эффективно преодолевать риски и вызовы, связанные как с экономическим освоением данного региона, так и с адаптацией жизнедеятельности в высоких широтах к происходящим там климатическим изменениям. В статье сделан вывод о том, что рост хозяйственной деятельности в Арктической зоне может повлечь увеличение негативного воздействия на окружающую среду Арктики. Тем самым ведение экономической деятельности должно осуществляться с учетом экологических интересов. Для этого среди приоритетов социально-экономического развития Арктической зоны России необходимо закрепить принцип наукоемкого сочетания экономических и экологических интересов ключевых стейкхолдеров данной территории. Целесообразно особое внимание уделить интеграции систем льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровнях для проектов развития Арктической зоны с одновременным повышением социальной и экологической ответственности субъектов экономической деятельности, обеспечивающих устойчивое регионально-отраслевое развитие территории, а также стимулирование проектов разведки и добычи твердых полезных ископаемых. Необходимо внедрять комплексный подход, который позволит ликвидировать накопленные последствия прошлой хозяйственной деятельности с системной работой по снижению негативного воздействия на природу Арктики и предотвращению образования новых очагов загрязнения и накопления отходов в Арктической зоне России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL-INDUSTRY DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic region is an economically and strategically significant territory not only for the Russian Federation, but for the whole world. The regional and sectoral development of the Arctic can be successful both in terms of the efficiency of economic processes and not causing damage to the fragile ecosystem of the region, the prudent use of natural resources and the preservation of the original habitat of indigenous peoples - only if this policy is implemented on a broad scientific platform. This approach allows not only to more effectively overcome the risks and challenges associated with both the economic development of this region and the adaptation of life in high latitudes to the climate changes taking place there. The article concludes that the growth of economic activity in the Arctic zone may lead to an increase in the negative impact on the Arctic environment. Thus, the conduct of economic activity should be carried out taking into account environmental interests. To do this, among the priorities of the socio-economic development of the Arctic zone of Russia, it is necessary to consolidate the principle of a science-intensive combination of economic and environmental interests of key stakeholders in this territory. It is advisable to pay special attention to the integration of systems of benefits and preferences at the federal, regional and local levels for projects for the development of the Arctic zone while increasing the social and environmental responsibility of economic entities that ensure sustainable regional and sectoral development of the territory, as well as stimulating projects for the exploration and production of solid minerals. It is necessary to implement an integrated approach that will eliminate the accumulated consequences of past economic activities with systematic work to reduce the negative impact on the nature of the Arctic and prevent the formation of new sources of pollution and accumulation of waste in the Arctic zone of Russia.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Источники:

1. Бескоровная В.А. Нормативно-правовые и экономические основы функционирования физической культуры и спорта в Российской Федерации // Законодательство и экономика. №9. М.: 2007. С. 51-56.

2. О физической культуре и спорте в Ставропольском крае: Федер. закон от 23.06.2016 № 59-кз [Принят Думой Ставропольского края20 16.07.2016г.] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов

3. Озиева, Л. С. Физическая культура и спорт : учебное пособие. - Махачкала: Магас. : ИП Овчинников Михаил Артурович, 2022. - 164 с.

4. Куценко М.А., Тарасов П.В., Мирошкин Д.Ю., Иванников А.И., Джавахов А.В. Важность физической культуры в жизни человека // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: материалы национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2021. С. 314-318.

5. Кихтенко Л.Ф. Концептуальные основы развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры // Вестник экспертного совета. №2(9). 2017.

6. Соловьева Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом // Проблемы развития территорий : качество жизни и человеческий потенциал территорий.

7. Физическая культура и спорт : учебник / под ред. Филимонова С.И., Андрющенко Л.Б. М. : КНОРУС. 2022. 612 с.

8. Polozov A., Akhmetzyanov A.R. The technology of obtaining the hignest possible result in the upcoming match of toplevel basketball teams // American journal of sports science. 2019. С. 11-19.

References:

1. Beskorovnaya V.A. Normative-legal and economic foundations of the functioning of physical culture and sports in the Russian Federation // Legislation and economics. No.9. Moscow: 2007. pp. 51-56.

2. About physical culture and sports in the Stavropol Territory: Feder. Law No. 59-kz of 23.06.2016 [Adopted by the Duma of the Stavropol Kray20 on 16.07.2016] // Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents

3. Ozieva, L. S. Physical culture and sport : a textbook. - Makhachkala: Magas. : IP Ovchinnikov Mikhail Arturovich, 2022. - 164 p.

4. Kutsenko M.A., Tarasov P.V., Miroshkin D.Yu., Ivannikov A.I., Javakhov A.V. The importance of physical culture in human life // Physical culture and sport in higher educational institutions: materials of the national scientific and practical conference. St. Petersburg. 2021. pp. 314-318.

5. Kikhtenko L.F. Conceptual foundations of the development of the education system of the Stavropol Territory in the field of physical culture // Bulletin of the Expert Council. №2(9). 2017.

6. Solovyova T.S. The level of physical activity and motivation of the urban population to engage in physical culture and sports // Problems of development of territories: quality of life and human potential of territories.

7. Physical culture and sport : textbook / ed. Filimonova S.I., Andryushchenko L.B. M. : KNORUS. 2022. 612 p.

8. Polozov A., Akhmetzyanov A.R. The technology of obtaining the highest possible result in the upcoming match of top-level basketball teams // American journal of sports science. 2019. PP. 11-19.

EDN: ^ВУСЫ

Т.А. Головина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, golovina_t78@m ail.ru,

T.A. Golovina - doctor of economical sciences, professor, Head of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ REGIONAL-INDUSTRY DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Арктический регион представляет собой экономически и стратегически значимую территорию не только для Российской Федерации, но и для всего мира. Регионально-отраслевое развитие Арктики может быть успешным как с точки зрения эффективности экономических процессов, так и ненанесения ущерба хрупкой экосистеме региона, рачительного использования природных ресурсов и сохранения исконной среды обитания коренных народов - только при условии реализации данной политики на широкой научной платформе. Такой подход позволяет не только более эффективно преодолевать риски и вызовы, связанные как с экономическим освоением данного региона, так и с адаптацией жизнедеятельности в высоких широтах к происходящим там климатическим изменениям. В статье сделан вывод о том, что рост хозяйственной деятельности в Арктической зоне может повлечь увеличение негативного воздействия на окружающую среду Арктики. Тем самым ведение экономической деятельности должно осуществляться с учетом экологических интересов. Для этого среди приоритетов социально-экономического развития Арктической зоны России необходимо закрепить принцип наукоемкого сочетания экономических и экологических интересов ключевых стейкхолдеров данной территории. Целесообразно особое внимание уделить интеграции систем льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровнях

для проектов развития Арктической зоны с одновременным повышением социальной и экологической ответственности субъектов экономической деятельности, обеспечивающих устойчивое регионально-отраслевое развитие территории, а также стимулирование проектов разведки и добычи твердых полезных ископаемых. Необходимо внедрять комплексный подход, который позволит ликвидировать накопленные последствия прошлой хозяйственной деятельности с системной работой по снижению негативного воздействия на природу Арктики и предотвращению образования новых очагов загрязнения и накопления отходов в Арктической зоне России.

Abstract. The Arctic region is an economically and strategically significant territory not only for the Russian Federation, but for the whole world. The regional and sectoral development of the Arctic can be successful both in terms of the efficiency of economic processes and not causing damage to the fragile ecosystem of the region, the prudent use of natural resources and the preservation of the original habitat of indigenous peoples - only if this policy is implemented on a broad scientific platform. This approach allows not only to more effectively overcome the risks and challenges associated with both the economic development of this region and the adaptation of life in high latitudes to the climate changes taking place there. The article concludes that the growth of economic activity in the Arctic zone may lead to an increase in the negative impact on the Arctic environment. Thus, the conduct of economic activity should be carried out taking into account environmental interests. To do this, among the priorities of the socioeconomic development of the Arctic zone of Russia, it is necessary to consolidate the principle of a science-intensive combination of economic and environmental interests of key stakeholders in this territory. It is advisable to pay special attention to the integration of systems of benefits and preferences at the federal, regional and local levels for projects for the development of the Arctic zone while increasing the social and environmental responsibility of economic entities that ensure sustainable regional and sectoral development of the territory, as well as stimulating projects for the exploration and production of solid minerals. It is necessary to implement an integrated approach that will eliminate the accumulated consequences of past economic activities with systematic work to reduce the negative impact on the nature of the Arctic and prevent the formation of new sources of pollution and accumulation of waste in the Arctic zone of Russia.

Ключевые слова: Арктическая зона, регионально-отраслевое развитие, промышленность, экология, государственная политика.

Keywords: Arctic zone, regional and branch development, industry, ecology, state policy.

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00659, https://rscf.ru/project/23-28-00659/.

Acknowledgments: the study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-00659, https://rscf.ru/project/23-28-00659/.

Для России освоение Арктики имеет важное значение как инструмент обеспечения национальной энергетической безопасности, установления заметного присутствия в регионе и придания импульса развитию экономики на Крайнем Севере.

Стратегическое значение Арктической зоны для России подтверждается следующими фактами:

- более 60 % территории России по тем или иным признакам относятся к арктическим территориям, огромным по своей площади и являющиеся к тому же, приграничными регионами с многотысячной километровой границей. В этой связи они обладают стратегическим военным значением с расположенными на ней объектами армии и флота [1];

- на этой территории находятся богатейшие запасы природных минерально-сырьевых ресурсов, имеющих стратегическое значение для российской экономики не только в перспективе, а уже сейчас, так как на данных территориях осуществляется более 80 % добычи горючего природного газа и нефти, в том числе 17 % газового конденсата. Только на континентальном шельфе арктических территорий России по оценкам экспертов запасы нефти составляют 17,3 млрд тонн, а горючего природного газа более 85,1 трлн куб. метра. В общемировом масштабе это более 22 % всех энергоресурсов [6];

- на протяжении истории России в освоении этих территорий уже были вложены значительные средства, затрачены усилия, которые могут быть компенсированы только в перспективе. Однако уже в настоящее время, при относительно небольшой численности населения, арктические регионы вносят огромный вклад в российскую экономику, обеспечивая существенную долю экспорта и валового внутреннего продукта;

- прогнозируемые учеными глобальные климатические изменения, происходящие из-за антропогенного воздействия на арктические территории, имеют труднопредсказуемые последствия для всей земли и создают угрозы не только мировой экономике, частью которой является национальная экономика России, но и неизбежно окажут влияние на политические процессы, происходящие в мире;

- уникальное мировое значение Северного морского пути как трансконтинентального транспортного коридора, роль которого в условиях глобальных климатических изменений в перспективе неизбежно вырастет;

- на северной территории проживают в настоящее время девятнадцать коренных малочисленных народов, представляющих собой специфическую этническую группу этносов, интегрированных в суровые местные природно климатические условия, обладающих уникальным укладом жизни, традициями и обычаями;

- Крайний Север, арктические территории России представляют собой гигантский природный заповедник с неповторимой флорой и фауной.

Однако существует и ряд проблем для эффективного освоения российской Арктики: суровые природные условия, недостаточные или даже отсутствующие технологии, а также слабо развитая инфраструктура и высокие экологические риски.

В целях преодоления угроз, создающих риски для социально-экономического развития Арктической зоны РФ, приняты долгосрочные документы стратегического планирования.

Политический и промышленный интерес приарктических стран к этому региону изменился с течением времени, отражая как долгосрочные тренды экономического развития мира, так и текущие международные события. В то время как пик добычи угля в Арктике пришелся на двадцатый век, нефтегазовая промышленность пережила два периода высокой активности: с 1960-х до середины 1980-х годов и в последние два десятилетия. Анализ по странам показал, что, несмотря на многочисленные оптимистичные заявления, реально реализованных или имеющих шансы на реализацию арктических проектов немного, и все они сосредоточены на шельфе Норвегии, на суше России и Аляске (США) [3].

Будущее промышленное развитие арктических регионов, вероятно, будет весьма неоднородным, подверженным сильному экологически мотивированному давлению. Для него характерно широкое разнообразие участников в арктических проектах, а также подходов к национальной политике на Крайнем Севере. В последние десятилетия приарктические страны делают особый упор на применение в регионе инновационных и устойчивых технологических решений. Текущий переход к низкоуглеродным технологиям сильно повлияет на развитие Арктики в долгосрочной перспективе.

Политика, проводимая арктическими странами, широко варьируется в зависимости от двух ключевых факторов: важности нефтяной промышленности для национальной экономики и интерпретации каждой из стран целей климатической политики. Норвегия и Россия продемонстрировали сильную политическую волю к продолжению крупномасштабных исследований и добычи углеводородов в Арктике. Тогда как в США разработка нефти и газа на Аляске превратилась в сложный вопрос внутренней политики с четкими линиями раздела между курсами двух партий. Это имеет негативные последствия для отраслевого развития, учитывая его длительные инвестиционные циклы и потребность в долгосрочном стабильном регулировании. Канадцы по-прежнему негативно относятся к разработке арктических нефти и газа. В то время как Дания (Гренландия) и Исландия столкнулись с обескураживающими слабыми результатами разведки.

Приарктические страны продемонстрируют «многогранные инвестиционные режимы», строгие требования к устойчивому и экологически безопасному освоению северных регионов с сильным акцентом на технологических и управленческих инновациях, а также растущим участием в них нерегиональных игроков и продолжающимися дебатами «зеленых» вокруг необходимости реализации арктических проектов.

Три ведущих приарктических государства выбирают дальнейшие стратегии для освоения нефтегазовых ресурсов на Крайнем Севере. Во всех случаях отрасль сталкивается с жесткими санк-ционными, законодательными и климатическими ограничениями. Крупнейшие компании страны вносят значительный вклад в природоохранную повестку, задавая тренд на экологизацию для большинства хозяйствующих субъектов. Однако в нынешних условиях санкционного давления со стороны США и ЕС эта деятельность столкнулась с трудностями. Для российских промышленников фактически закрылся международный рынок высокотехнологичного оборудования, а также была поднята внутрироссийская планка требований по экологии.

Однако новые участники освоения Арктики помогут укрепить надежность отраслевых инициатив, внося уникальный технологический вклад за счет ноу-хау и новых каналов сбыта.

Можно отметить две разнонаправленные тенденции в российском секторе Арктики, связанные с принципиальными изменениями мирового баланса сил. Нынешнее глобальное переформатирование усугубляется энергетическим, долговым и миграционным кризисом, последствиями недавних масштабных ковидных ограничений, а также связанных с ними разрывом логистических цепочек и массовой эмиссией необеспеченной денежной массы.

Торговая война, объявленная Западом против России, сопровождается рестрикциями, заморозкой золотовалютных резервов, изъятием активов, изоляцией от международной финансовой системы, введением совершенно нерыночных потолков цен и пр. Спусковым крючком, поводом для формализации накопленных противоречий стало проведение СВО на Украине.

Глобализация, набиравшая обороты после распада СССР, привела в российское Заполярье английскую British Petroleum, французскую Total Energies, англо-голландскую Shell, американскую Exxon Mobil, ConocoPhillips, норвежскую Equinor и др.

Оформляющаяся на наших глазах стремительная деглобализация, фрагментация будущего мира на макрорегионы, привела к уходу этих компаний из российских арктических проектов. В соответствии с логикой «отмены России» воспринимается приостановка странами-участниками Арктического совета механизмов международного сотрудничества. 3 марта 2022 года все страны организации, кроме РФ, отказались принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством России. 8 июня 2022 года Арктический совет возобновил работу без России в составе Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции [3].

Серьезные вызовы ожидают судостроительную отрасль: в ближайшее время необходимо спустить на воду суда, которые никогда ранее в России не строились, например, танкеры-газовозы ледового класса Arc7. Из-за череды санкций существенно пострадал экспорт угля. Как оказалось, балкеры для перевозки угля в достаточном количестве отсутствуют; а специализированных судов высокого ледового класса нет вовсе, что делает невозможным проект разработки Сырадасайского угольного месторождения на полуострове Таймыр.

В связи с введением санкций и уходом иностранных компаний появились проблемы с углублением дна для мелководных инфраструктурных проектов в Арктике. Если общая мощность российского дноуглубительного флота 40 тысяч кубометров, то у одной только бельгийской компании Deme этот показатель составляет 240 тысяч кубометров [4]. Возникает необходимость постройки (либо покупки) этих специализированных судов. Как ответ на эти незаконные рестрикции, и как продолжение ранее проводимых мероприятий по импортозамещению оформляется встречная тенденция, направленная на локализацию производства, на технологическую суверенизацию. Так, несмотря на указанное снижение доли СМП в международной торговле, значение этой арктической артерии для собственных проектов и российской экономики в целом трудно переоценить.

По итогам 2022 г. грузооборот по СМП составил около 34 млн/ тонн, что меньше итогов 2021 года, но выше запланированного. В июне президентом РФ был подписан закон, централизирующий полномочия по управлению судоходством в акватории СМП в структуре Росатома. В августе 2022 года правительством был одобрен план развития Севморпути до 2035 года. Единым оператором стал Росатом, который на базе Штаба морских операций «Атомфлота» учредил «Главсевморпуть» для организации деятельности на Северном морском пути. В условиях роста грузопотока вводятся изменения в механизм выдачи разрешений плавания в акватории СМП: возможность приостановления, возобновления, внесения изменений и отзыва разрешений. Данные новации призваны повысить безопасность судоходства на трассе [3].

На данный момент можно констатировать, что усилия США и их союзников одним ударом отрезать Россию от передовых технологий не удались. Это произошло как по причине принятых ранее мер по импортозамещению, так и в силу неудачи планов по международной изоляции России. Современная макроэкономическая реальность такова, что прежней многовековой монополии на технологии у Запада больше нет.

Россия в свою очередь демонстрирует заинтересованность в продолжении сотрудничества со странами, не вошедшими в список недружественных. Очевидные сложности, возникшие из-за введенных Западом санкций, суровые природно-климатические особенности региона, ресурсоемкость деятельности на Крайнем Севере не только не приостанавливают арктические проекты. Риторика «возвращения» предполагает не только достижение советского масштаба присутствия в Арктике, но и новый тип хозяйствования, основанный на современной технологической базе при соблюдении экологических норм.

Разработка арктических месторождений и дальнейшее экономическое освоение Крайнего Севера столкнулись с новыми вызовами в 2022 году. В приарктических государствах с крупнейшими запасами углеводородного сырья, сосредоточенными в Арктике, выбирают стратегические направления развития региона и прокладывают собственный путь к интеграции арктических ресурсов в мировую экономику.

Под конец 2022 года Vitol, один из крупнейших в мире нефтетрейдеров, и его партнер по Mercantile & Maritime продали 5% долю в арктическом проекте Vostok Oil компании Fossil Trading FZCO, базирующейся в ОАЭ. Ранее в прошлом году еще один нефтетрейдер, компания Trafigura продала 10 % долю в Vostok Oil компании Nord Axis Limited, зарегистрированной в Гонконге. Тем не менее, амбициозный российский мегапроект продолжает претендовать на поставки нефти в объемах, способ-

ных удовлетворить порядка 2 % мирового спроса. В июле 2022 года началось строительство арктического нефтяного терминала, предназначенного для отгрузки экспортной нефти в рамках этого проекта.

Поставки углеводородов из России все в большей степени ориентируются на дальнейший рост экспорта в Китай, Индию и ближневосточные страны. В частности, возрождение судоходного маршрута Владивосток - Ченнаи поспособствует росту двусторонней российско-индийской торговли. Индия изучает возможность соединения Северного морского пути с международным транспортным коридором Север-Юг. Индийские энергетические гиганты заинтересованы в получении пакетов акций и долей в российских проектах в Арктике и на Дальнем Востоке России. Так, например, сжиженный природный газ с Ямала был впервые поставлен в Индию в прошлом году.

Россия всё в большей степени рассчитывает на азиатских и ближневосточных партнеров для развития арктических энергетических проектов. Тогда как Китай и Индия извлекают максимальную выгоду из новых поставок российских углеводородов со скидкой.

В результате глобального потепления минеральные и энергетические ресурсы Арктики становятся все более доступными для разведки и разработки. Кроме того, этому процессу способствуют доступные морские и сухопутные транспортные пути на Крайнем Севере. Что касается морского транспорта, доступное судоходство через арктические воды обеспечивает значительные конкурентные торговые преимущества.

Однако эксплуатация арктических полезных ископаемых и энергетических ресурсов не была бы возможна, если бы мировая экономика не нуждалась бы в них. Ускоренная разработка Крайнего Севера - результат давления со стороны быстрого промышленного развития целого ряда ведущих государств мира. Тогда как населению приарктических стран не нужно было бы так быстро задействовать все эти ресурсы, исходя из интересов со стороны коренного населения, проживающего в полярных регионах.

Ресурсный профиль российской экономики объективно востребует комплекс исследований, посвященный инновационной модернизации этого сектора. Поэтому закономерно, что в последние годы многочисленные работы ведутся в этой области. Они посвящены, в основном, проблемам регионов Севера и Арктики, которые сталкиваются с наибольшими вызовами инновационной трансформации своего ресурсного сектора.

Работы по модернизации ресурсного сектора северных регионов ведут школы Института экономических проблем в Апатитах (Мурманская область), усилиями исследовательских коллективов В.А. Цукермана, Ф. Ларичкина и др. [5] Они преимущественно посвящены проблемам инновационной модернизации минерально-сырьевого сектора Хибин. Работы исследователей Северного (Арктического) федерального университета, наряду с традиционной темой эффективного лесопользования, также посвящены теме новых проектов в области алмазодобычи, которая относительно недавно возникла в Архангельской области [2].

Исключительно мощно работают коллеги Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, под руководством академика РАН В.А. Крюкова.

Их работы посвящены вопросам максимизации экономических эффектов от проектов в нефтегазовом комплексе для самой территории добычи, обоснованию целесообразности отработки новых ресурсных проектов редкоземельного сырья, технических алмазов и других в районах Севера и Арктики и использования передового зарубежного опыта и практик для получения позитивных экономических эффектов от ресурсных проектов для региональной экономики.

Экономическое освоение глобальной Арктики можно рассматривать как некую форму «ресурсной колонизации», хотя и в больших масштабах, чем то, как это происходило в начале ХХ века. Эксплуатация ресурсов Арктики сопровождается масштабным развитием инфраструктуры в виде дорог, портов, железных дорог, аэропортов и целых городов (таких как шахтерские городки и современные буровые платформы). Такое развитие инфраструктуры имеет и дополнительные аспекты: ведет к культурным последствиям, поскольку коренные народы Севера все чаще становятся меньшинствами в родных для них регионах; приводит к тому, что трансформационные процессы на Крайнем Севере идут на постоянной основе; другими словами, делает Арктику глобальной.

Добывающие производства Арктики показали экономический рост в 2022. В среднем индекс промышленного производства России вырос на 1% за первые полгода, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Показатели регионов Арктической зоны выросли в среднем на 4,4 % [7].

Арктическая зона требует особого внимания при разработке и принятии решений в рамках регионально-отраслевого развития. В настоящее время для проектов регионального масштаба с бюджетами до 100 млн руб., реализуемых на данной территории, действуют совместные программы Фонда

развития промышленности (ФРП) и Региональные фонды развития промышленности (РФРП), предлагающие выгодные условия кредитования хозяйствующим субъектам - стартапам и новым производствам.

Предоставление региональных и совместных федерально-региональных «промышленных» займов позволяет предприятиям закупать новое оборудование, сырье, материалы, наращивать объемы производства, привлекать дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры и промышленный сектор, создавать новые рабочие места, а также увеличивать налоговую отдачу от бизнеса.

Благодаря совместным программам РФРП играют важную роль в привлечении дополнительных инвестиций в субъект за счет федерального софинансирования проектов. По совместным программам проекты финансируются в соотношении 30/70, где 30 % - доля РФРП, 70 % - доля ФРП. Доля софинансирования малых и средних промышленных проектов, например, на Дальнем Востоке со стороны ФРП может достигать 90 %, что существенно влияет на инвестиционную активность бизнеса. Во внедрении подобных условий в части софинансирования нуждаются все РФРП, расположенные на территории Арктической зоны, так как они обладают много меньшей капитализацией, чем РФРП в регионах страны с традиционной развитой промышленной сферой [7].

На текущий момент не во всех регионах Арктики созданы РФРП. Основной причиной здесь является подход, при котором предпочтение отдается крупным федеральным проектам для госкорпораций. На сегодняшний день из перечня регионов, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны России, промышленные фонды используют: Архангельская область, Красноярский край, Коми и Саха, Республика Карелия. Учредителями РФРП являются региональные власти, в этой связи грамотно составленная промышленная политика субъекта РФ может предусматривать поддержку предприятиям, занятых в приоритетных направлениях развития территории. На территории Арктической зоны к примерам такой поддержки целесообразно отнести региональные программы, предлагающие льготные условия финансирования проектов в области деревообработки, судостроения, а также в области строительства и/или реконструкции промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Являясь объектом территориальных, ресурсных и военностратегических интересов ряда государств, Арктическая зона - это регион динамичных изменений. Здесь переплелись вопросы национального суверенитета, юрисдикции и безопасности арктических государств, сохранения уникальной природной среды и экосистем, баланса прав и интересов арктических и неарктических стран.

В Российской Федерации обращают внимание не только на максимальную продуктивность Арктического региона, но и на его социальное благополучие, стремятся повысить уровень жизни людей, проживающих в регионе. Это, безусловно, важная и нужная тенденция современного общества, которая в перспективе приведет к процветанию и развитию Арктической зоны.

Расширение программы «Дальневосточный гектар» на Арктическую зону - одно из последних нововведений. Оно должно поспособствовать желанию населения остаться в регионе, строить здесь жилье и развивать малое и среднее предпринимательство. Также для развития предпринимательства действуют областные законы, утверждающие налоговые льготы для резидентов Арктической зоны: в частности, в Архангельской области - налоговые ставки по налогу на прибыль снижены до 5% на первые пять лет ведения предпринимательской деятельности и до 10 % в течение следующих за ними пяти лет. Резиденты Арктической зоны имеют первоочередное право воспользоваться программой и получить в пользование участок земли, который они могут использовать для ИЖС или ведения любой легальной экономической деятельности. После пяти лет использования участка по назначению его можно оформить в собственность или долгосрочную аренду.

Следующее - это система стандартов ESG (Environment, social, governance), которая выходит на передовую среди всех критериев оценки бизнеса. Она формирует в кругах инвесторов новые вызовы, с которыми им предстоит справляться, ведь чтобы оказаться на верхушке рейтинга по данным критериям, любой бизнес должен быть не только прибыльным, но и экологичным, и социально полезным, и значимым для населения. Система ESG вошла в Россию не так давно - в основном, после принятия в 2015 году Генассамблеей ООН целей устойчивого развития до 2030 года, и крупные 52 российские игроки бизнеса решили, что им необходимо подстраиваться под общемировые тенденции.

Еще одним крупным федеральным проектом для привлечения инвестиций на северные территории является внедрение Арктической концессии. Данный проект появился по аналогии с Арктическим гектаром, и также был ранее реализован на дальнем востоке. Проект реализуется на основании концессионных соглашений (115-ФЗ «О концессионных соглашениях») и нацелен на поддержку создания и модернизацию объектов промышленной, транспортной, коммунальной и социальной инфра-

структуры, а также на поддержку развития экономика, культуры, спорта, туризма и повышения качества жизни резидентов Арктической зоны. В случае заключения концессионного соглашения по данной программе, государство берет на себя полномочия компенсировать капитальные затраты на объект инфраструктуры в объеме до 100 %. Размер гранта определяется исходя из масштабов проекта, его значимости для населения и бюджетной эффективности. Также концессионер получает поддержку на этапе эксплуатации объекта в виде платы концедента на протяжении 10-20 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

Таким образом, в регионально-отраслевом развитии Арктической зоны целесообразно уделить внимание экологическим аспектам. К экологическим вызовам и угрозам в Арктической зоне следует отнести прогрессирующее загрязнение и деградация природных компонентов из-за прямого влияния антропогенной нагрузки, а также постоянно увеличивающееся накопление отходов в водах и льдах Арктики. Крайне важной проблемой можно также назвать и увеличение производственных отходов от добычи нефти и газа, которые скапливаются в районе промышленных предприятия. Однако, с 2012 года действует программа - Чистая Арктика, подразумевающая генеральную уборку, за время которой было вывезено свыше 50 тысяч тонн отходов.

Для решения выделенных проблем субъектам Арктической зоны следует разработать и реализовать региональные программы экологической направленности, оцениваемые по стандартам ESG.

Источники:

1. Григорьев М., Светлова Ж.,Соколова Е. Минерально-сырьевые центры как объекты управления освоением ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации // Арктические Ведомости, 2020, №2. С. 20-27.

2. Сахарова С.М. Стратегическое государственное планирование развития территории Арктической зоны на основе системы сбалансированных показателей // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 6. С. 209-223.

3. Сахарова С.М., Авдеева И.Л., Парахина Л.В. Сравнительный анализ стратегий России и зарубежных государств в контексте государственного управления социально-экономическим развитием территории Арктической зоны // В сборнике: Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2022. С. 192-195.

4. Скуфьина Т.П., Корчак Е.А., Баранов С.В Химеры прошлого и навигация по новейшим условиям развития, рискам и возможностям управления российской Арктикой // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 45-76.

5. Спицына Т.А. Эффективность механизма государственно-частного партнерства при финансировании социальной инфраструктуры // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 4. С. 104-122.

6. Трубицына О.П., Башкин В.Н. Геополитические вызовы российской Арктике при углеводородном освоении территории // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 109-127.

7. Тугачева Л.В., Сахарова С.М. Стратегические направления государственного управления социально-экономическим развитием территории Арктической зоны // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 263-270.

8. Девятилова А.И. Оценка инновационно-инвестиционного потенциала региона / А.И. Девятилова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1). - С. 116-123.

References:

1. Grigoriev M., Svetlova J., Sokolova E. Mineral Resource Centers as Objects of Resource Potential Development Management in the Arctic Zone of the Russian Federation // Arctic Vedomosti, 2020, No. 2. С. 20-27.

2. Sakharova S.M. Strategic state planning for the development of the Arctic zone on the basis of a balanced scorecard // Sredne-russky Vestnik of Social Sciences. 2021. Т. 16. № 6. С. 209-223.

3. Sakharova S.M., Avdeeva I.L., Parakhina L.V. Comparative analysis of the strategies of Russia and foreign states in the context of state management of socio-economic development of the Arctic zone territory // In the collection: Development of the North Arctic region: issues of cultural heritage of Arctic peoples. materials of All-Russian scientific and practical conference. 2022. С. 192-195.

4. Skufyina T.P., Korchak E.A., Baranov S.V. Chimeras of the past and navigation in the newest conditions of development, risks and opportunities of management of Russian Arctic // The Arctic and the North. 2021. № 43. С. 45-76.

5. Spitsyna T.A. Efficiency of Public-Private Partnership Mechanism in Financing Social Infrastructure // Srednerussky Vestnik of Social Sciences. 2022. Т. 17. № 4. С. 104-122.

6. Trubitsyna O.P., Bashkin V.N. Geopolitical challenges of Russian Arctic in hydrocarbon development of the territory // Arctic and North. 2021. № 43. С. 109-127.

7. Tugacheva L.V., Sakharova S.M. Strategic directions of state management of socio-economic development of the territory of the Arctic zone // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. № 45 (4). С. 263-270.

8. Devyatilova A.I. Assessment of the region's innovation and investment potential / A.I. Devyatilova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 42(1). - S. 116-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.