Оригинальная статья
Original Paper
УДК 330.15 © Н.С. СтепановН, 2024
UDC 330.15 © N.S. StepanovH, 2024
Центр институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, 117218, г. Москва, Россия Н e-mail: [email protected]
Center of Institutions of Social and Economic Development Science of Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences,
Moscow, 117218, Russian Federation H e-mail: [email protected]
Энергопереход на Восток в рамках развития Северного морского пути на примере проектов по добыче угля вблизи морского побережья
Energy transition to the East within the development of the NSR by the example of coal mining projects near the sea coast
ческими документами и практическими действиями, выделена связь СМП и добычи угля в Арктике, которая обусловлена существенными разведанными запасами, имеющими стратегическое значение для экономики государства в долгосрочном периоде. Обосновано, что энергопереход на восточные государства и освоение ресурсов невозможны без развития транспортных коммуникаций, что определяется характерной спецификой арктических территорий, их протяженностью и удаленностью от основных потребительских рынков. Ключевые слова: угольные запасы, коммуникации, добыча угля, угольные проекты, арктические регионы.
Для цитирования: Степанов Н.С. Энергопереход на Восток в рамках развития Северного морского пути на примере проектов по добыче угля вблизи морского побережья (Сахалин, Чукотка, Таймыр) // Уголь. 2024;(10):51-55. DOI: 10.18796/0041-5790-2024-10-51-55.
Abstract
The relevance of the article Is due to the fact that In addition to security and environmental protection, Russia pays special attention to the development of the
(Сахалин, Чукотка, Таймыр)
(Sakhalin, Chukotka, Taimyr)
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-10-51-55
Актуальность статьи обусловлена тем, что помимо безопасности и защиты окружающей среды Россия уделяет особое внимание развитию арктического региона, главным образом для создания арктической базы природных стратегических ресурсов и Северного морского пути (СМП). В статье представлено описание особенностей и тенденций развития Северного морского пути и российской Арктики в направлении роста разработки и реализации угольных проектов вблизи морского побережья на Чукотке, Таймыре, Сахалине. Сделаны выводы, что потенциал развития Северного морского пути определяется стратеги-
СТЕПАНОВ Н.С.
Канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, 117218, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
РЕГИОНЫ • REGIONS
Arctic region, mainly to crea te an Arctic base of na tural strategic resources and the Northern Sea Route. The article presents a description of the features and trends in the development of the Russian Arctic and the Northern Sea Route as part of increasing the development and production of coal in coal mining projects near the sea coast (Sakhalin, Chukotka, Taimyr). It is concluded that the development potential of the Northern Sea Route is determined by strategic documents and practical actions; the connection between the NSR and coal mining in the Arctic, determined by significant proven reserves, which are of strategic importance for the national economy in the long term, is highlighted. It is substantiated that the energy transition to the eastern states and the development of resources are impossible without the development of transport communications, which is determined by the characteristic specifics of the Arctic territories, their length and distance from the main consumer markets. Keywords
Coal reserves, communications, coal mining, coal projects, Arctic regions. For citation
Stepanov N.S. Energy transition to the East within the development of the NSR by the example of coal mining projects near the sea coast (Sakhalin, ChukotkA, Taimyr). Ugol'. 2024;(10):51-55. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-57902024-10-51-55.
ВВЕДЕНИЕ
Россия после распада СССР была не в состоянии поддерживать инвестиции в арктический регион, не могла продолжать оказывать финансовую поддержку его развития. В результате инфраструктура (порты, дорожное движение, судоходные сооружения) в арктическом регионе в значительной степени заброшены. Российские разработки в Арктике фактически застопорились. В 2008 г. Правительством Российской Федерации были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», выступающие значимым программным документом, утверждающим стратегические приоритеты, цели и задачи, а также методы, меры и механизмы реализации Арктической политики России. Перечислены национальные интересы России в арктическом регионе, в том числе: Арктика является «природной стратегической ресурсной базой» России, поддержание мира и стабильности в Арктике, защита уникальной экосистемы Арктики и Северного морского пути России. Помимо безопасности и защиты окружающей среды Россия уделяет особое внимание развитию арктического региона, главным образом для создания арктической «базы природных стратегических ресурсов» и «Северного морского пути» [1]. Можно выделить следующие направления интересов России в Арктике:
1. В сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации в целях обеспечения стратегическими ресурсами. Развитие Северного морского пути как единого морского маршрута для российских судов из Азии в Европу.
2. В сфере военной безопасности и охраны границ -обеспечить надлежащий режим в Арктической зоне, в том числе за счет сохранения необходимого боевого потенциала вооруженных сил регулярной армии и сил, дислоцированных в регионе.
3. В области охраны окружающей среды - сохранить природную среду Арктики, обеспечить ликвидацию экологических последствий деятельности человека и глобальных изменений климата.
4. В сфере информационных технологий и связи - с учетом природных условий создать единое информационное поле на всей территории Арктической зоны Российской Федерации.
5. В области науки и техники - провести необходимый объем научных исследований и создать необходимые технологии, способствующие реализации задач, в том числе военных, в регионе, а также систем, способных обеспечить жизнь и развитие в Арктике.
6. В области международного сотрудничества - в соответствии с международными соглашениями обеспечить режим, удобный для двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с другими «дружественными» государствами.
С точки зрения внутренних факторов развития Северного морского пути как фактора пространственной организации коммуникационных систем для российской Арктики важными являются следующие аспекты [2, 3, 4].
Во-первых, Арктическая зона России обладает большим потенциалом развития вследствие огромных залежей углеводородных ресурсов как на суше, так и на прибрежном шельфе (нефти, газа и угля). Энергетическую отрасль можно назвать фундаментальной основой российской экономики, а иностранная валюта, полученная от экспорта ресурсов составляет большую часть поступлений в российский бюджет. Правительство России поставило цель в «Энергетической стратегии России до 2030 года» - к 2030 г. достичь в экспортных поставках 370 млн т нефти и 370 млрд куб. м природного газа ежегодно. При этом в условиях снижения объемов и рентабельности традиционных российских месторождений нефти и газа важную роль должны играть разведка и разработка угольных ресурсов в арктическом регионе, сопровождающиеся комплексной модернизацией арктической инфраструктуры, снижением себестоимости арктического угля.
Во-вторых, потепление климата привело к возможности расширенного коммерческого судоходства в Северном Ледовитом океане, которое может стать ключевым изменением геоэкономической среды в мире. Глобальное потепление является не только источником экологических проблем и конфликтов, но также может быть причиной геополитических изменений. Со времен «холодной войны», когда Арктика была важным военно-стратегическим центром, ее роль постепенно уменьшалась. Однако в последние десятилетия Арктическая зона вызывает все больший интерес со стороны ученых и политиков, и ее стратегическое значение значительно возросло. Это приводит к конкуренции между странами, граничащими с Арктикой, в основном, в контексте эконо-
мических и приграничных споров. Причины тому - природные ресурсы Арктики и новые транспортные пути, которые возникают вместе с таянием ледяного покрова.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность цели данной статьи, которая заключается в изучении особенностей и тенденций развития Северного морского пути и российской Арктики в направлении роста разработки и реализации угольных проектов вблизи морского побережья на Чукотке, Таймыре, Сахалине.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Россия имеет самую протяженную береговую линию Северного Ледовитого океана. Северный морской путь тянется от Карского пролива на западе до бухты Провидения на востоке, соединяя европейскую часть России и порты Дальнего Востока, протяженностью около 5600 км. Однако из-за серьезного старения некоторых портовых инфраструктур текущая пропускная способность Северного морского пути далека от удовлетворения потребностей будущего коммерческого судоходства. Правительство России за счет строительства инфраструктуры (включая береговую: навигационные платформы, прибрежные порты), комплексной модернизации Северного морского пути, строительства новых ледоколов, вспомогательных и спасательных судов стремится обеспечить рост грузооборота Северного морского пути [5].
Ресурсная база Арктики в России включает запасы месторождений нефти в районах Енисей-Хатангского прогиба, Енисейского залива Карского моря, Обской губы, газовые месторождения шельфа моря Лаптевых, Гыдан-ского полуострова, полуострова Ямал. Открытые месторождения являются основой для формирования. На арктической территории разведанные запасы угля (кате-
гории: А+В+С1) рассредоточены неравномерно. К наиболее значимым по запасам относятся Воркутское, Вор-гашорское, Усинское каменноугольные месторождения, которые характеризуются наличием наибольших запасов коксующихся углей, относящихся к особо ценным маркам. Большую часть запасов составляют каменные угли: забалансовые - 5710,287 млн т, категории А+В+С1). Второе место занимает Красноярский край (19,6% от запасов по Арктике, категории А+В+С1, 1404,612 млн т -). Балансовые запасы угля категории С2 большей частью расположены в Чукотском автономном округе, Красноярском крае, а забалансовые - в Республике Коми.).
Площадь Таймырского угольного бассейна составляет 80 тыс. км2, а прогнозные ресурсы - 185 млрд т угля, здесь запланировано строительство обогатительного комбината на Сырадасайском угольном месторождении, расположенные на полуострове Таймыр на севере Красноярского края и акватории Карского моря. Данный проект включен в стратегию социально-экономического развития Арктического региона и в планы по увеличению грузопотока Северного морского пути до 80 млн т в год [6, 7].
На данный момент Россия находится на втором месте по величине запасов угля, обладая 20% общего объема мировых запасов, и входит в шестерку мировых лидеров по производству угля. Структура общемировой добычи угля представлена на рис. 1.
В 2022 г. в России было добыто 442 млн т угля, что больше, чем в 2021 г., рост добычи угля наблюдался не во всех федеральных округах России: в Южном, в СевероЗападном, в Дальневосточном. Основная часть угля в России добыта в Сибирском федеральном округе. Рассмотрим динамику добычи угля в России, представленную на рис. 2.
Германия; 2,3
Казахстан; 1,4 Польша; 1,6
Прочие страны; 9,9
Россия; 5,3 —^^—
Австралия; 6,2
США; 9,1
Индия; 9,3
Рис. 1. Структура общемировой добычи угля, % [2,4,5, 7] Fig. 1. Structure of the global coal production, % [2,4,5, 7]
500 400 300 200 100 0
Добыча угля, МВт
I I I I I I I I I
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Годы
2020 2021
2022
Рис. 2. Динамика добычи угля, МВт [8, 9,10, 11] Fig. 2. Dynamics of coal production, MW[8, 9, 10,11]
■
РЕГИОНЫ • REGIONS
Индия Украина Тайвань Турция Польша Нидерланды Япония Германия Республика Корея Китай
Рис. 3. Объем экспорта угля из России в 2021 г. (в миллионах метрических тонн) [8, 9,10, 11, 14] Fig. 3. Volume of Russian coal exports in 2021 (in millions of metric tonnes) [8, 9, 10, 11, 14]
10
15
20
25
30
35
Млн т
0
5
В 2018 г. в России снизились цены, замедлился рост производства угля, изменилась структура добычи. В 2019 г. было незначительное увеличение добычи угля коксующихся марок, производство энергетического угля сократилось. В 2020 г. было падение добычи, которое почти восстановилось до уровня 2019 г. только в 2022 г. Добыча угля в России осуществляется в двадцати пяти регионах - субъектах РФ. Основным регионом добычи является Кемеровская область (около 57% добычи в стране), на втором месте можно выделить Красноярский край (10%).
До 2022 г. основными покупателями российского угля были европейские страны, уголь поступал в Европу по маршруту: из Сибири по железной дороге в балтийские порты, затем морским путем в порт Гамбурга - четыре тысячи километров. При этом при бункеровке угля в портах СМП на суда и дальнейшей доставке в порты Северной Европы - продолжительность маршрута не превышала 5 сут., а протяженность - 1500 км. Транспортировка же по СМП в страны Азиатского региона не будет превышать двух недель и 6000 км. Очевидно, что данный маршрут значительно быстрее и короче по протяженности, нежели сложившийся через Суэцкий и Панамский каналы [12]. Россия экспортирует 217 млн т угля, 90% из которого - энергетический уголь. Крупнейшие импортеры российского угля представлены на рис. 3, выделяются Китай, Корея, Япония.
В результате выявленных процессов можно констатировать, что [1, 13]: спрос на уголь не снижается, происходит переориентация экспортных поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, необходима модернизация СМП для перевозки растущих объемов угля на экспорт в страны АТР. Все это актуализирует необходимость реализации арктических угольных проектов в балансе с уровнем загрузки СМП.
Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. в Арктике выделяются следующие регионы угледобычи: Таймырский, Амаамский в Чукотском автономном округе, Верхне-Алькатваамский, Печорский, Улуг-Хемский и Южно-Якутский. Для развития указанных выше территорий в Федеральном проекте развитие морских портов предусматривается модернизация портовой инфраструктуры Арктики, которая обеспечит увеличение их ежегодной мощности на
44,3 млн т. Таким образом, политика государства, направленная на поддержку инфраструктуры Арктической зоны России, видоизменилась: высокоприоритетные стратегические (главным образом военные) расходы были заменены коммерческими инвестициями в разработку и транспортировку углеводородных ресурсов. Но следует понимать, что условия, сроки и масштабы таких инвестиций чаще всего не подконтрольны политическим и экономическим субъектам российской Арктики.
По нашему мнению, хозяйственное освоение аркти -ческих минерально-сырьевых ресурсов, включая создание интегрированной системы коммуникаций, соответствующей уровню их перспективного освоения, обеспечит синергетический эффект развития благодаря более полному использованию потенциала сопряженных территорий (экстернальные эффекты развития). Это также будет способствовать территориальной связанности арктических регионов за счет открывающихся дополнительных возможностей взаимовлияния и взаимодействия в противовес растущей в настоящее время дифференциации. Стоит особое внимание уделить интеграции речного транспорта через пункты перевалки в систему СМП, что позволит значительно увеличить объемы перевалки грузов с арктических территорий Российской Федерации в порту Лавна и новых терминалах на полуострове Таймыр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышесказанное, отметим, что в Арктике располагаются несколько ключевых угольных бассейнов, но на большинстве территорий в течение длительного периода времени их эксплуатация была ограничена вследствие удаленности. Несмотря на то, что в последние годы позитивные изменения произошли в сфере развития российской угледобывающей промышленности в Арктической зоне и на острове Сахалин, сложные природные условия формируют барьеры для разведки и добычи ископаемых ресурсов. В таких условиях именно СМП является возможным решением проблемы энергоперехода на Восток с учетом угольных месторождений вблизи морского побережья (Сахалин, Чукотка, Таймыр).
Можно согласиться с тем, что на современном этапе развития Россия, выступая в качестве независимо-
го государства, возвращает себе лидирующие позиции на геоэкономической и геполитической арене как морская держава, учитывая российские пространственные и геофизические особенности и ее роль в глобальной и региональной системах международных экономических связей [14]. Арктика продолжает оставаться на последних строчках рейтинга по уровню социально-экономического развития среди северных регионов России, хотя имеет все возможности и потенциал для реализации цепочек добычи, логистики поставок полезных ископаемых и первичной их переработки. Данная ситуация требует разработки и реализации мер, направленных на преодоление или частичную нейтрализацию имеющихся трудностей. Полагаем, что ограниченность финансовых ресурсов приводит к необходимости повышения результативности их использования посредством точечного локального применения.
Угольные компании России сейчас активно завоевывают Азиатско-Тихоокеанский регион, видя потенциал для роста потребителей угля именно в этом направлении. Европейский рынок ограничен из-за санкций, помимо этого, страны ЕС активно заменяют уголь альтернативными источниками энергии. Поэтому важно переориентироваться на потребителей Китая и Индии, которые готовы потреблять российский уголь в случае наличия развитой инфраструктуры для его доставки. В то же время, учитывая возникшую в 2022 г. геополитическую напряженность вокруг поставок газа из России, использование каменного угля как источника энергии для отопления и производства стали становится снова актуальным.
Список литературы • References
1. Степанов Н.С. Модернизация портовой инфраструктуры Северного морского пути II Федерализм. 2020. № 3(99). Stepanov N.S. Modernization of the port infrastructure of the Northern Sea Route. Federalism. 2020;3(99). (In Russ.).
2. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве I В.М. Грузинов, Ю.В. Зворыкина, Г.В. Иванов и др. II Арктика: экология и экономика. 2019. № 1. С. 6-20.
Gruzinov V.M., Zvorykina Yu.V., Ivanov G.V., Sychev Yu.F., Tarasova O.V., Filin B.N. Arctic transport highways on land, water areas and in airspace. Arctika:ecologiyaieconomika. 2019;(1):6-20. (In Russ.).
3. Nong D., Countryman A.M., Warziniack T. Potential impacts of expanded Arctic Alaska energy resource extraction on US energy sectors. Energy Policy. 2018;(119):57-584.
4. Weidacher Hsiung C. China and Arctic energy: drivers and limitations. The Polar Journal. 2016;6(2):243-258. DOI: 10.1080I2154896X.2016.1241486.
5. Степанов Н.С. Траектория развития Северного морского пути: проблемы и перспективы // Россия и современный мир. 2022. № 3. С. 94-116. DOI: 10.31249/rsm/2022.03.06.
Stepanov N.S. The trajectory of the development of the Northern Sea Route: problems and prospects. Йо$$'\уо i sovremennyj mir. 2022;(3):94-116. DOI: 10.31249/rsm/2022.03.06. (In Russ.).
6. Два угольных проекта на Таймыре - две судьбы. URL: https://1 line.info/articles/ekonomika/dva-ugolnykh-proekta-na-taymyre-dve-sudby.html (дата обращения: 15.09.2024).
7. На пути к трансформации. ЦДУ ТЭК. URL: https://www.cdu.ru/ tek_russia/articles/5/1148/ (дата обращения: 15.09.2024).
8. Губанов Д.А. Производство и поставки угля в России / Информационно-аналитический обзор (июнь 2021). М.: ЦДУ ТЭК, 2021. 28 с.
9. Добыча угля в России в 2022 году выросла на 0,3%. U RL: https:// tass.ru/ekonomika/16806479 (дата обращения: 15.09.2024).
10. Добыча угля в России. URL: https://zen.yandex.ru/media/ id/5ef5e0ea99d22e1 5460a3f0a/dobycha-uglia-v-rossii-6006873aa3a08c096f7b182b (дата обращения: 15.09.2024).
11. Сводка об экспорте угля. ЦДУ ТЭК. URL: https://www.cdu.ru (дата обращения: 15.09.2024).
12. Doel R.E., Wrakberg U., Zeller S. Science, Environment, and the New Arctic. Journal of Historical Geography. 2014;(44):2-14.
13. Susan P. Murphy. Responsibility in an interconnected world: international assistance, duty, and action. Cham, Springer, 2016, 173 р.
14. IEA. World total coal production, 1971 -2021. Available at: https:// yearbook.enerdata.net/coal-lignite/coal-production-data.html (accessed 15.09.2024).
Authors Information
Stepanov N.S. - PhD (Economic), Senior Researcher, Center of Institutions of Social and Economic Development Science of Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 117218, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Информация о статье
Поступила в редакцию: 1.04.2024 Поступила после рецензирования: 16.09.2024 Принята к публикации: 26.09.2024
Paper info
Received April 1,2024 Reviewed September 16,2024 Accepted September 26,2024