Научная статья на тему 'Правовая основа и экономические комментарии регулирования лесной промышленности Китая'

Правовая основа и экономические комментарии регулирования лесной промышленности Китая Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
743
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОДЕКС / НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ «ЛЕСНОГО КОДЕКСА» / ПРОИЗВОДСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / NORMS AND RULES OF “FOREST CODE” / FOREST CODE / PRODUCTION AND ECONOMIC MANAGEMENT OF FOREST INDUSTRY / ECOLOGICAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Цзун Пин

Действующие «Лесной кодекс КНР» и «Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР»» являются базовыми законами лесного хозяйства, регламентируют все основные элементы развития лесного хозяйства. Они особо подчеркиваются необходимость охраны, управления и развития лесных ресурсов, а также возможность их устойчивого использования; поощряются лесоразведение, управление лесами; предусмотрены санкции за чрезмерную и незаконную вырубку леса. С экономической точки оценивается, лесная правовая система эффективно содействует расширению и улучшению лесного хозяйства. С точки зрения социального развития, она послужит увеличению лесного покрова и улучшение состояния окружающей среды. Конечно, также есть и недочеты нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS AND ECONOMIC REVIEW ABOUT THE MANAGEMENT OF THE FORESTRY INDUSTRY IN CHINA

Existing “Forest Code of the PRC” and “Rules and Regulations of” Forest Code of the PRC “” are the fundamental laws of the forest, regulate all the major elements of forestry development. They emphasize the need of protection, management and development of forest resources and the possibility of their sustainable use, to encourage afforestation, forest management, the sanctions for excessive and illegal logging. From an economic point of estimated forest legal system effectively promotes the expansion and improvement of forest management. From a social perspective, it will increase the forest cover and improve the environment. Of course, there are also shortcomings in need of further improvement.

Текст научной работы на тему «Правовая основа и экономические комментарии регулирования лесной промышленности Китая»

невозможно: существует лишь общий подход. Степень регулируемости затрат (по определению) зависит от специфики конкретного предприятия и работающих на нем людей (корпоративной культуры), а потому всегда носит несколько субъективный характер [3].

Литература:

1.Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективнос-

ти инвестиций. - М.: Инфра-М, 1995.

2.Бирман X, Шмидт С. Экономический анализ инвестицион-ныхпроектов. - М.: Банки и биржи, 1997.

3.Бухгалтерский анализ. - К.: Торгово-издательское бюро ВНУ, 1993.

4.Ван Хорн Дж. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ

Цзун Пин, аспирант, ИДВ РАН

Действующие «Лесной кодекс КНР» и «Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР»» являются базовыми законами лесного хозяйства, регламентируют все основные элементы развития лесного хозяйства. Они особо подчеркиваются необходимость охраны, управления и развития лесных ресурсов, а также возможность их устойчивого использования; поощряются лесоразведение, управление лесами; предусмотрены санкции за чрезмерную и незаконную вырубку леса. С 'экономической точки оценивается, лесная правовая система 'эффективно содействует расширению и улучшению лесного хозяйства. С точки зрения социального развития, она послужит увеличению лесного покрова и улучшение состояния окружающей среды. Конечно, также есть и недочеты нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: Лесной кодекс, нормы и правила применения «Лесного кодекса», производство и хозяйственное руководство лесной промышленности, экологическое строительство.

LEGAL BASIS AND ECONOMIC REVIEW ABOUT THE MANAGEMENT OF THE

FORESTRY INDUSTRY IN CHINA

Tsun Pin, the post-graduate student, IFES RAS

Existing "Forest Code of the PRC" and "Rules and Regulations of" Forest Code of the PRC "" are the fundamental laws of the forest, regulate all the major elements of forestry development. They emphasize the need of protection, management and development of forest resources and the possibility of their sustainable use, to encourage afforestation, forest management, the sanctions for excessive and illegal logging. From an economic point of estimated forest legal system effectively promotes the expansion and improvement of forest management. From a social perspective, it will increase the forest cover and improve the environment. Of course, there are also shortcomings in need of further improvement.

Keywords: Forest Code, norms and rules of "Forest Code", production and economic management of forest industry, Ecological Construction.

На уровне Госсовета.

Закон КНР о лесном хозяйстве, обнародованный ВСНП, состоит из 10 частей. Госсовет на основании соответствующих законов поочередно разработал, опубликовал и реализовал 17 административных правил, связанных с лесным хозяйством.

На уровне Государственного управления лесным хозяйством.

Компетентные административные органы, ведающие в Государственном совете лесным хозяйством (Государственное управление лесного хозяйства), на основании соответствующих законов, административных правил, в пределах компетенции данных органов самостоятельно или совместно с соответствующими органами Государственного совета разработали и опубликовали около 100 ведомственных положений в целях исполнения вышеупомянутых законов и административно-правовых актов. В настоящее время действующими являются 42 положения, которые доведены до общего сведения. Основными законами являются «Лесной кодекс КНР» и «Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР».

1. Лесной кодекс КНР

Действующий «Лесной кодекс КНР» был принят Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва в 1984 году, далее в 1998 году были внесены поправки в соответствии с Решением «О внесении поправок в Лесной кодекс КНР», принятым на 2-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей девятого созыва. Лесной кодекс является базовым законом лесного хозяйства, имеет законченную структуру и регламентирует все основные элементы развития лесного хозяйства, производства пиломатериалов, ведения лесного хозяйства и управления лесами, а также является важной составляющей частью экономического права Китая. В Лесном кодексе акцент делается на повышении коэффициента лесистости и усилении экологического строительства; особо подчеркивается необходимость охраны, управления и развития лесных ресурсов, а также возможность их устойчивого использования; поощряется лесоразведение, управление лесами; предусмотрены санкции за чрезмерную и незаконную вырубку леса; Лесной кодекс послужил толчком к развитию лесного хозяйства. В Лесном кодексе приво-

дятся следующие основные статьи, относящиеся к лесовосстанов-лению и лесной промышленности:

(1) Утверждение системы компенсационных денежных фондов для возмещения потерь экологического состояния лесов.

Статья 8. В целях охраны лесных ресурсов государство осуществляет следующие мероприятия:

1. Вводит ограничения на рубку леса, стимулирует посадки деревьев и лесонасаждения, объявляет заповедными территории для лесопосадок в горах, расширяет площадь, покрытую лесами.

2. В соответствии с законодательными установлениями, принятыми государством и местными народными правительствами, оказывает коллективным хозяйствам или отдельным лицам, занимающимся лесоразведением, экономическую поддержку либо предоставляет им долгосрочные займы.

3. Осуществляет пропаганду комплексного и экономного использования лесоматериалов, поощряет разработку и использование заменителей древесины.

4. Налоги, собираемые при лесоразведении, должны использоваться исключительно на цели лесоразведения и лесопосадок.

5. В таких отраслях промышленности, как угольная, целлюлозно-бумажная и другие, в соответствии с объемами производства угля, целлюлозы и другой продукции отчисляют определенную денежную сумму, эквивалентную той, которая требуется на древесину для сооружения опорных стоек в шахтах, при производстве бумаги и т. п.

6. Утверждается система денежных фондов на цели развития лесного хозяйства.

Государство учреждает компенсационный денежный фонд для возмещения потерь экологического состояния лесов, а также на ресурсы лесов специального назначения, посадки в них деревьев, их выращивание, защиту и управление ими. Компенсационный денежный фонд для возмещения потерь экологического состояния лесов должен строжайшим образом использоваться лишь на предназначенные цели, его использование в иных целях недопустимо.

Данная статья усилила экологизацию (внедрение в практику экологических методов ведения лесного хозяйства и лесопользова-

ния, обеспечивающих повышение эффективности использования лесных ресурсов, сохранение экологического потенциала лесов, поддержания биологического разнообразия и устойчивости лесных экологических систем, улучшение качества окружающей среды) лесного хозяйства. Произошедшие в начале 90ых годов 20го века ряд наводнений, нарушение почвенного покрова, опустынивание территорий и другие ненормальные изменения окружающей среды дали людям понять, что экологическая ценность лесов выше их экономической и социальной ценности. Если люди хотят использовать леса для извлечения экономической и социальной выгоды, то им придется компенсировать экологический ущерб, нанесенный лесным ресурсам. На современном этапе компенсационный денежный фонд центрального финансового органа является важным источником для фонда для возмещения потерь экологического состояния лесов, ведутся рассуждения относительно возможности введения налога в отношении лесохозяйственных предприятия и частных лиц, непосредственно получающих выгоду от экологической ценности лесов, например, поставщики пиломатериалов, лесоперерабатывающие предприятия, гидроэлектростанции, металлургические заводы, шахты и другие. Ведь принцип «платит тот, кто получает выгоду», по сути, является основным для функционирования рыночной экономики и должен распространяться также на лесную экономику.

(2) Регулирование в сфере лесоразведения.

Статья 11. Лесопосадки, лесоразведение и охрана лесов являются непреложной обязанностью всех граждан страны. Народные правительства всех уровней должны вовлекать всех граждан страны в добровольное участие в лесопосадках, развивать движение за лесопосадки и выращивание лесов.

По инициативе Дэн Сяопина в 1981 году на 4-ом заседании ВСНП пятого созыва было принято Решение «О разворачивании движения добровольного участия в лесопосадках», которое на государственной законодательной основе закрепило массовое движение лесопосадок. Также было внесено соответствующее положение в «Лесной кодекс КНР», и таким образом лесовосстановитель-ные мероприятия стали относиться к правовым категориям. В 2011 году была 30и летняя годовщина Всекитайского движения лесопосадок, по статистике за эти 30 лет в движении приняли участие 12,7 млрд. человеко-раз, было посажено 58,9 млрд. деревьев.

Всекитайское движение лесопосадок, с одной стороны, действительно ускорило динамику увеличения лесистости страны, расширило и укрепило результаты экологического строительства. Не только заметно повысились темпы озеленения различных обезлесенных горных и необработанных территориях, но также было оказано положительное влияние на реализацию ключевых программ по лесовосстановлению, включая программы восстановления лесов и лугов на бывших пахотных угодьях, охраны естественных лесных ресурсов, ликвидации угрозы песчано-пыльных бурь Пекину и Тянь-цзиню. С другой стороны, движение пропагандировало важность и неотложность лесоразведения и озеленения, воодушевляло людей с любовью относиться к лесу, сажать деревья, повысило осознание всего общества необходимости заботы об экологии, правосознание в области охраны деревьев и понимание лесопосадок как непреложной обязанности всех граждан страны определенного возраста.

Однако есть и недочеты, а именно s отсутствие четкости и определенности контроля, организации, системы регистрации и методов проверки при участии граждан в лесопосадках, в связи с чем механизмы поощрения граждан, участвующих в посадках деревьев, не имеют соответствующих законодательных гарантий, уменьшая тем самым желание людей повторно принимать участие в лесоразведении.

(3) Система ограничений на рубку леса.

Статья 29. Государство строго контролирует объемы годовых рубок леса, исходя из принципа, что объем расходования древесины должен быть меньше объема его прироста. Годовые квотированные лицензии на вырубку лесов и деревьев, находящихся в государственной собственности, представляются государственным лесообрабатывающим производственно-коммерческим предприятиям, сельскохозяйственным фермам и горнодобывающим предприятиям (заводам и рудникам); годовые квотированные лицензии на вырубку лесов и деревьев, находящихся в коллективной собственности, а также деревьев, находящихся в индивидуальной собственности, предоставляются уездам. Все они составляют квоты на годовую вырубку, которые обобщаются компетентными органами

лесного хозяйства провинций, автономных областей и городов центрального подчинения и после рассмотрения их народными правительствами соответствующего уровня передаются на утверждение в Государственный совет.

Данная статья вводит систему ограничений на рубку леса и имеет огромное значение для постепенного прекращения чрезмерных вырубок леса и введения контроля расхода лесных ресурсов. Однако, начиная с момента осуществления квот на вырубку, не была достигнута цель, которая первоначально закладывалась в эти пункты закона: превышения лимитов на вырубку леса по-прежнему достаточно большие, во время 5ой общегосударственной инвентаризации лесных ресурсов (1994-1998 г.), среднегодовые объемы рубок леса по всей стране превысили соответствующие лимиты на 86,794 млн. м3, что составило 33,8%.

За последние несколько лет государство отрегулировало систему ограничений на рубку леса, ввело более строгий контроль за исполнением лимитов. Вырубки с превышениями лимитов были взяты под контроль, согласно результатам выборочного обследования, процент превышений лимитов снижен до 12,9%.

Однако, несмотря на это, общее количество деревьев, вырубленных сверх норм, по-прежнему значительное, что подтверждает наличие в системе ограничений на рубку леса недостатков, которые необходимо исправить.

Во-первых, при установлении лимитов не гарантируется, что они будут точными и научно обоснованными. Предлагаемые низовыми организациями в лесохозяйственных планах рациональные годовые квоты рубок должны быть подкреплены предпосылками, то есть, теоретически, соответствующие хозяйственные организации в соответствии с результатами проверки плана лесных ресурсов предлагают годовой объем рубок леса и лимиты на вырубку. Однако, фактически, в связи с тем, что основные управленческие цели организаций заключаются в развитии экономики регионов и поддержании собственного существования и развития, а также из-за нехватки в существующей системе стимулов к тому, чтобы организации в своем хозяйствовании придавали значение экологической выгоде, очевидно, что организации больше склоняются к установлению более высоких лимитов на рубку с целью получения экономической выгоды.

Во-вторых, существует дилемма при определении наказания при превышении лимитов на вырубку леса. Относительно нарушений лимитов на рубку леса в Лесном и Уголовном кодексе предусмотрена административная и уголовная ответственность, но часто вырубки леса с превышением лимитов идут от местного правительства или субъектов предпринимательской деятельности. Во многих случаях это отнюдь не простое нарушение закона или преступная деятельность, за вырубка с превышением стоит безвыходное положение организаций, некоторые лесохозяйственные предприятия вынуждены превышать лимиты на вырубку леса, чтобы погасить серьезные задолженности или выплатить зарплаты рабочим, а также для поддержания условий своего существования. Правоохранительные и судебные органы часто не знают как поступать в таких случаях.

В-третьих, действующая система ограничений на рубку леса снизила активность инвестиций общественных фондов в лесное хозяйство. Если рассматривать право собственности на деревья, полученное в результате инвестирования общественных фондов, люди, обладающие этим правом, могут полностью в соответствии со своими устремлениями при условии не нарушении интересов других лиц распоряжаться своими деревьями. Но при существовании системы ограничений на рубку леса, количество деревьев, получаемых при реализации инвестиций общественных фондов, ограничены лимитами на рубку леса, инвесторы не могут осуществлять право собственности в соответствии со своей волей.

(4) План по производству лесоматериалов.

Статья 30. Государство устанавливает единый годовой план по производству лесоматериалов. Годовой план по производству лесоматериалов не должен превышать объемов утвержденных годовых квот рубок. Сфера планового управления определяется постановлениями Государственного совета.

Государственное управление лесного хозяйства в конце каждого года доводит до сведения нижестоящий инстанций план по производству лесоматериалов на следующий год, требует от соответствующих органов всех провинций в соответствии с распределенными объемами вырубки и объемами экспорта древесины разъяснять и следить за исполнением плана всеми организациями, уста-

навливающими квоты на рубку леса; необходимо гарантировать в первую очередь выращивание молодых и средних лесов и преобразование низкоурожайных лесов; различные разнородные планы по производству древесины не должны содержать в себе намерения присвоить или использовать не по назначению средства из других планов; в районах реализации программы охраны естественных лесных ресурсов строго запретить коммерческую вырубку, не разрабатывать планы по производству древесины из натуральных лесов. Необходимо осуществлять отдельное управление планами по производству древесины для заготовки промышленного сырья, строго запретить использовать эти планы для вырубки других лесов и деревьев.

Обработка древесины и вырубка леса являются звеньями одной цепи. Усиление контроля за деревообрабатывающей промышленностью нужно для того, чтобы уменьшить беспорядочную и чрезмерную вырубку леса, сохранить лесной покров, ради экологической пользы для государства. Поэтому, в каком-то смысле, все правовые системы Лесного кодекса в первую очередь нацелены на увеличение лесного покрова и улучшение состояния окружающей среды.

Однако в отношении этой статьи Лесного кодекса есть также предложения ученых по введению системы документов, контролирующих осуществление годового плана по производству лесоматериалов. В будущем изначальная система проверки и утверждения относительно коллективных лесов будет изменена на новую систему учетных документов, что позволит удовлетворить потребность хозяйствующих субъектов лесного хозяйства самостоятельно организовывать производство лесоматериалов.

После завершения реформы системы коллективного права пользования лесами в Китае по этому поводу есть уверенность, что годовой план по производству лесоматериалов может быть отрегулирован, чтобы адаптироваться к развитию и реформам, произойдет дальнейшее уравновешивание связи между рациональным использованием лесных ресурсов и экологическим строительством, одновременно с ориентированием на экологическое строительство повысится уровень модернизации лесного хозяйства и лесной промышленности.

(5) Система лицензий на вырубку деревьев. В статьях 32-35, 41 Лесного кодекса содержатся подробные постановления относительно системы лицензий на вырубку деревьев.

Статья 32. Любая рубка лесов может вестись лишь при наличии лицензии на рубку и в соответствии с условиями вырубок, оговоренных в лицензии; исключения предоставляются сельским жителям, намеревающимся произвести вырубку отдельных деревьев на их собственных земельных участках или вокруг их домов.

Статья 33. Органы, контролирующие рубки и выдающие лицензии на рубки, не должны выдавать лицензий на рубку в объеме, превышающем установленные годовые квоты рубок.

Статья 34. Государственные лесохозяйственные предприятия и учреждения в период обращения за лицензией на рубку должны иметь документ об обследовании участка, отведенного под рубки. Другие организации в период подачи заявки на лицензию должны иметь документы о целях рубок, размещение лесов, видов древесных пород и их состоянии, площади территории, запасов объема прироста, методах рубки и о мерах по обновлению леса.

В случае, если организация, осуществляющая рубку на отведенной территории, нарушает установленные правила, органы, выдавшие лицензию на рубку, имеют право востребовать эту лицензию и прекратить рубки до тех пор, пока положение не будет исправлено.

Статья 35. Организации или отдельные лица, ведущие рубки деревьев, должны соблюдать условия, оговоренные в лицензии: размеры площади рубок, количество вырубаемых стволов, биологические виды деревьев, сроки завершения обновления и восстановления лесов, при этом размеры площади территорий лесовос-становления и число возобновляемых деревьев не должно быть меньше, чем площадь территории порубок и число срубленных деревьев.

Статья 41. Если вопреки установлениям настоящего Закона в лицензии на рубку деревьев обнаруживаются превышения утвержденных лимитов на годовую рубку леса или превышения должностных полномочий при выдаче лицензии на рубку леса, документов на перевозку леса при утверждении экспортно-импортных документов в разрешительном удостоверении на экспорт и импорт, то компетентные лесохозяйственные органы народных правительств

вышестоящего уровня вносят обязательную поправку и требуют от непосредственно ответственных сотрудников, в чьей компетенции это находится, и иных непосредственно ответственных сотрудников осуществить соответствующие административные взыскания; если компетентные органы лесного хозяйства соответствующих правительств не исправили положение, то компетентные органы лесного хозяйства Государственного совета могут непосредственно принять меры; при наличии состава преступления виновные согласно закону привлекаются к уголовной ответственности.

Лицензия на рубку деревьев (license of forest harvest) s свидетельство, установленное законом, которое обязаны иметь организации или отдельные лица при осуществлении вырубки деревьев. Лицензии выдаются компетентными лесохозяйственными органы уездного уровня после соответствующей проверки и утверждения. В лицензии четко прописаны: наименование организации, осуществляющей вырубку деревьев; наименование органа, выдавшего лицензию; площадь территории вырубки деревьев; запасы объема прироста; объем допустимого вывоза лесоматериалов; время окончания работ по обновлению лесных ресурсов.

Право осуществления вырубки деревьев является одной из форм права собственности лесами, но для возникновения этого права (права осуществления вырубки) необходимо подтверждение соответствующих административных органов, то есть воспользоваться правом вырубки можно только после разрешения этих органов.

Из-за того, что уничтожение лесных ресурсов уже нанесло неконтролируемый вред для среды нашего существования, незамедлительное создание системы лицензий на вырубку деревьев для защиты лесов просто жизненно необходимо. И в тоже время, для выживания человечества, для поддержания экономики государства нельзя обойтись без вырубки лесов, т.е. вырубка лесов также является необходимой. Но основная причина возникновения кризиса лесных ресурсов заключается в том, что вырубка и использование лесных ресурсов превышает разумные ограничения, что приводит к превышению объемов рубок над объемами прироста леса и, таким образом, к стремительному сокращению лесных ресурсов. Цель создания системы лицензий на вырубку деревьев как раз и заключается в том, чтобы бороться с первопричиной и взять под контроль объемы вырубок леса, разрешить на государственном уровне отношения между охраной и вырубкой леса, синхронизировать защиту и вырубки леса, или же одновременно с вырубкой охранять и выращивать лесные ресурсы, т.е. сделать так, что вырубки способствовали сохранению лесных ресурсов.

Можно сказать, что система лицензий на вырубку деревьев является эффективной мерой по предотвращению беспорядочной и чрезмерной вырубки леса, а также по сохранению, развитию и рациональному использованию лесных ресурсов. Однако, данные постановления содержат определенные недостатки: процесс получения лицензий достаточно затруднительный и имеет временные ограничения на вырубку леса, собственники деревьев не могут получить прибыль от вырубки деревьев, своевременно используя динамику цен на рынке; постановления являются нерациональными в случаях, когда крестьяне, занятые в сфере лесного хозяйства, не овладев действительным законодательством и самовольно вырубая немногочисленные рассеянные деревья, могут быть подвергнуты наказанию. В случае же, если посаженные крестьянами деревья нарушают границы экологических лесов, тогда они столкнутся с еще большими трудностями. Лесной кодекс делает акцент на охране экологии, контроле и управлении со стороны правительства, однако в кодексе не были определены дополнительные статьи относительно социально незащищенных слоев населения.

(6) Контроль за импортом и экспортом древесины

Статья 38. Государство запрещает или ограничивает экспорт редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ. Перечень редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ, экспорт которых запрещен или ограничивается, а также и годовые ограничительные экспортные квоты разрабатываются и принимаются компетентными органами лесного хозяйства Государственного совета совместно с заинтересованными инстанциями Государственного совета и утверждаются Государственным советом.

При экспорте оговоренных в предыдущем абзаце и имеющих ограничения к экспорту редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ необходимы проверка в месте пребывания экспортера компетентных лесохозяйственных органов местных на-

родных правительств провинций, автономных областей и городов центрального подчинения, отсылка на утверждение компетентных органов лесного хозяйства Государственного совета, после чего таможня пропускает товар на основе утвержденных компетентными органами лесного хозяйства Государственного совета документов. В том случае, если на импортируемые лесоматериалы, изделия из них и производные вещества имеются международные договорные экспортно-импортные ограничения, связанные с тем, что они находятся на грани исчезновения, и к которым присоединился Китай, необходимо обратиться с ходатайством в государственные органы, курирующими те виды растений, которые находятся на грани исчезновения с просьбой о выдаче документа о разрешении такого экспорта или импорта, после чего таможенные органы на основании документа, разрешающего экспорт или импорт, пропускают их через границу.

Данная статья Лесного кодекса, имеющая отношению к импортно-экспортному контролю, на ряду с Законом «О защите диких животных», Законом «О защите дикорастущих растений» и Постановлением о «Контроле за импортом и экспортом видов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения» в качестве основных составляющих образовывают нормативно-правовую систему по управлению и охране диких животных и растений, связывают вместе правоохранительную систему, таможенных органов, органов лесного и сельского хозяйства, а также Интерпола и Всемирной таможенной организации. Были проведены расследования и вынесли приговоры по большому количеству дел, связанных с контрабандой диких животных и растений. Создана система по контролю за импортом и экспортом диких животных, важной составляющей в которой является свидетельство о разрешении на импорт и экспорт, а также различные взаимосвязанные административные меры; учреждено Управление КНР по контролю за импортом и экспортом видов, находящихся под угрозой исчезновения, в Государственном управлении лесным хозяйством, учрежден Научный комитет КНР по видам, находящимся на грани исчезновения, в Китайской академии наук; успешно выполняется конвенция «о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения».

2. Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР»

29 января 2000 года Госуправлением Китая с целью осуществления на практике Лесного кодекса были изданы «Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР». Данные нормы и правила не только конкретизируют и детализируют положения Лесного кодекса, но также в определенной степени вносят определенные поправки и дополнения. Среди 48 статей норм и правил 36 затрагивают вопросы сохранения лесных ресурсов, что составляет 75% от общего числа статей, это в полной мере свидетельствует о наличии тенденции к экологизации в процессе редактирования «Лесного кодекса КНР». «Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР» в том числе включают в себя следующие положения:

(1) Усиление положения и роли защитных лесонасаждений среди других категорий лесов.

В соответствии с требованием 2 пункта 8ой статьи «Норм и правил применения «Лесного кодекса КНР» «в административных районах провинциального уровня площадь ключевых защитных лесов и лесов особого назначения должна составлять не менее 30% от общей площади лесов в данном районе». Также в 46 статье регламентируется лица, самовольно превращая защитные леса и леса особого назначения в леса других категорий, обязаны возместить потери экологического состояния лесов, и помимо этого выплатить штраф в размере до трехкратной стоимости потери экологического состояния лесов. Это вполне проявляет экологическую ориентацию законов в области лесного хозяйства.

(2) Дальнейшее регламентирование в области деревообрабатывающей деятельности.

Компетентные органы лесного хозяйства контролируют вырубку лесов посредством наблюдения и управления над обработкой и торговлей древесиной. 43 статья «Лесного кодекса» и 34 и 40 статьи «Норм и правил применения «Лесного кодекса КНР» связаны между собой и имеют отношении к деревообрабатывающей промышленности.

«Лесной кодекс КНР». Статья 43. При закупке в лесных районах заведомо незаконных лесоматериалов (деревьев), полученных в результате противоправных рубок и рубок со злоупотреблениями и превышениями лимитов, решением компетентных органов лес-

ного хозяйства прекращается противоправная деятельность и конфискуются незаконно закупленные лесоматериалы (деревья), которые добыты в результате противоправных рубок и злоупотреблений, или все то, что приобретено после их реализации, а также может налагаться штраф в сумме, от одного до трех раз превышающей стоимость незаконно проданных лесных материалов; при наличии состава преступления виновные в соответствии с законом привлекаются к уголовной ответственности.

«Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР». Статья 34. Деятельность по ведению лесного хозяйства (включая обрабатывающую промышленность) в лесных районах должна быть утверждена компетентными органами лесного хозяйства народного правительства уездного уровня и выше. Организации или отдельные лица не могут осуществлять закупку древесины, заготовка которой осуществлялась без лицензии на вырубку деревьев или без других законных документов...

«Нормы и правила применения «Лесного кодекса КНР». Статья 40. При нарушении данных положений организации самовольно не получив разрешения занимающиеся лесохозяйственной деятельностью, решением компетентных органов лесного хозяйства народных правительств уездного уровня и выше конфискуется незаконно закупленные лесоматериалы или незаконно полученные доходы, а также налагается штраф в размере до двукратной стоимости незаконно полученных доходов.

Таким образом, после опубликования «Норм и правил применения «Лесного кодекса КНР» все звенья цепи управления вырубкой и использованием лесных ресурсов, начиная с вырубки и заготовки, транспортировки, обработки и реализации и заканчивая экспортно-импортной деятельностью, были соединены вместе. В прошлом правовая система в области экспортно-импортной деятельности и деревообрабатывающей промышленности не была достаточно четкой, что создавало определенные трудности в правоохранительной деятельности органов лесного хозяйства. Очень показательным является дело, когда беспорядочная обработка и закупка древесины повлекла за собой крупномасштабную хаотичную вырубку лесов в нескольких уездах на острове Хайнань. Множество подобных случаев показали людям серьезные вред неправильной неподходящей управлением лесами влекущего за собой незаконную вырубку лесов. «Нормы и правила» устранили законодательные препятствия, усовершенствовали правовую систему административного регулирования в области деревообрабатывающей промышленности.

(3) Определен контроль посадки деревьев и лесоразведение

Для повышения качества лесоразведения в «Нормах и правилах применения «Лесного кодекса КНР» во 2ом пункте 25 статьи постановлено: «Народные правительства уездного уровня надлежаще организовывают проверку и приемку ситуации лесоразведения в текущем году в пределах подведомственного административного района; территории, где процент выживаемости посаженных деревьев составляет менее 85%, за исключением особо установленных государством засушливых и полузасушливых районах, не включаются в территории на которых закончено лесоразведение в текущем году».

Для дальнейшего ускорения активизации организации всего общества на лесоразведение и озеленение в 26 статье «Норм и правил» постановлено: «Государство устанавливает систему ответственности органов и организации за лесоразведение и озеленение, ... , задачи по лесоразведение и озеленению ответственных организации письменно извещается и подтверждается народными правительствами уездного уровня»; определена ответственность органов и организаций за лесоразведение и озеленение, помимо этого в 42 статье определены штрафы по отношению к организациями не выполнившим задачу по лесоразведению, а также предусмотрена административная ответственность в отношении ответственных и непосредственно ответственных лиц.

С целью дальнейшего расширения области озеленения, активации роли лесов в предотвращении эрозии почв, в 22 статье постановлено: «На склонах под углом более 25 градусов к горизонту следует производить посадку деревьев и травы. На пахотных землях, расположенных на склонах под углом более 25 градусов, необходимо в соответствии с планом местного народного правительства постепенно уйти от земледелия, осуществляя посадку деревьев и травяного покров».

(4) Контроль использования лесных площадей и выплаты пошлины на восстановление растительного покрова

16 статья «Норм и правил применения «Лесного кодекса КНР» устанавливает: «... , организация, использующая землю, должна представить запрос на землепользование в компетентный орган лесного хозяйства народного правительства уездного уровня и выше. После рассмотрения и утверждения в соответствии с установленными государственными стандартами следует заблаговременно оплатить пошлину на восстановление растительного покрова лесов и получить утвержденное Разрешение на пользование лесных угодий...».

Правовая система в отношении контроля использования лесных площадей — это система строгого контроля за уменьшением площади лесных угодий. Всё, что имеет отношение к сокращению лесных территорий, вне зависимости от того, идет ли речь о строительстве инженерных сооружений или об использовании лесных территорий для другого строительства, должно быть скомпенсировано соответствующей денежной суммой на восстановление сократившихся лесных территорий. Это и есть базовая система контроля использования лесных угодий. Более подробно: сначала необходимо получить разрешение органа лесного хозяйства, заранее произвести оплату пошлины на восстановление растительного покрова лесов, после чего орган лесного хозяйства организует работу по восстановлению лесов соразмерно с количеством загубленных деревьев, чтобы восстановить растительный покров. Сбор пошлины на восстановление растительного покрова — это форма компенсации за нанесенный экологический ущерб. По данным, полученным соответствующим государственными органом, в соответствии с текущей обстановкой уменьшения используемых лесных территорий, если действующая политика по взиманию пошлины на восстановление растительного покрова лесов будет выполняться, то по одному лишь этой статье орган лесного хозяйства может получать ежегодно суммы на восстановление растительного покрова лесов превышающие 10 миллиардов юаней. Поэтому правильная реализация данной политики очень важна для дальнейшего развития и контроля всего лесного хозяйства.

(5) Положения, более детально регламентирующие лицензии на вырубку 28, 30-34, 39,40 статьи «Норм и правил применения «Лесного кодекса КНР» на базе самого кодекса более детально описывают условия, процедуру и полномочия при подаче заявления на получение лицензии на рубку леса, и, с другой стороны, определяют обстоятельства, при которых лицензия на рубку не может быть одобрена и выпущена. При условии соблюдения закона и должном контроле существует более четкое положение, на которое можно опираться.

(6) Контроль за транспортировкой леса

В «Нормах и правилах применения «Лесного кодекса КНР» главным образом выделяются:

во-первых, положения, определяющее условия подачи заявки на транспортировку леса, и ограничивающее общий объем леса, разрешенного к транспортировке в лицензии, объемом производства лесоматериалов, установленного планом;

во-вторых, положения, дающие полномочия контрольно-пропускным пунктам древесины временно арестовать лесоматериалы, транспортируемые без лицензии, т.е. добавляющие контрольно-пропускным пунктам возможность использования принудительных мер при контроле за лесоматериалами;

в-третьих, положения, определяющие виды и размеры штрафов за незаконную транспортировку лесоматериалов.

Право на временную конфискацию незаконно перевозимых лесоматериалов является очень важным и эффективным средством защиты лесных ресурсов.

Литературы:

1. Чжунго линье ван. - http://www.forestry.gov.cn/ СошшопАсйоп. ёо? dispatch= тс1ех&соНс1=12

2. Кун Фаньбинь, Чжунго шэхуй линье чжэнцэ фалюй тиси янь-цзю, - Пекин; Чжунго линье чубаньшэ, 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лю Навэй, Тянь Синьчэн, Цюаньминь иу чжишу юньдун 30нянь цюйдэ цзюйда чэнцзю; - Чжунго люйсэ шибао № 12 2011.

4. Ли Кэ, «Сэньлинфа» сюгай дэ фансян, цзидяо, жэньу, юань-цзэ цзи цзюйти нэйжун, -2004 нянь чжунго фасюехуй хуаньцзин цзыюань фасюе яньцзюхуй (няньхуй) луньвэньцзи, - 2004

5. Цянь Чэн, Тань Чунься, Лунь «Сэньлинфа» дэ сюгай —- цун цзяцян гунчжун цанюй дэ цзеду, - 2009нянь чжунго фасюехуй ху-аньцзин цзыюань фасюе яньцзюхуй (няньхуй) луньвэньцзи, - 2009

6. Линьецзюй: сэньлин цайфа сянье чжиду чжисин цинкуан баочи лянхао тайши;

- http://www.gov.cn/gzdt/2011-01/20/соПеП_1789112.htm

7. Ли Кай, Чжан Мин, Вого сэньлин цайфа сянье чжиду мянь-линь дэ вэньти цзици цзецзюе, - 2004 нянь чжунго фасюехуй ху-аньцзин цзыюань фасюе яньцзюхуй (няньхуй) луньвэньцзи, - 2004

8. Чжан Лэй; «Сэньлинфа» цзи «Сэньлинфа шиши тяоли» дэ тэдянь цзи чжифа дэ цзигэ сянгуань вэньти; - Линье цзинцзи № 6 2001.

9. Лю Минь, Тянь Цзюнь, Цюянь Цзе, Хуань Сюаньжуй; Чжун-го сэньлин цзыюань цайфа гуаньли юй фачжань; - Хэбэй линьго яньцзю № 3 2011.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЕГМЕНТАРНОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

Стреха А.А., к.э.н., ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье анализируются подходы к формированию информационной системы, предлагающей оптимальное упорядочивание управленческой информации для повышения степени контроля за деятельностью предприятия. Такую информационную систему целесообразно формировать на основе системы сегментированной финансовой отчетности.

Ключевые слова: информационная система, управление и контроль, сегментированная отчетность, внутренняя экономическая информация.

IMPROVING EFFECTIVENESS OF MANAGERIAL CONTROL THROUGH INTRODUCING AN INFORMATION SYSTEM

BASED ON SEGMENTED FINANCIAL STATEMENTS

Strekha A., candidate degree of economic sciences, FSUE «STANDARTINFORM»

The article analyzes approaches to creation of an information system providing optimal categorization of managerial information in order to improve the level of control over operational activities of an enterprise. Such information system may be established on the basis of a system of segmented financial statements.

Keywords: information system, management and control, segmented statements, internal economic information.

Каждая сложная система, какой является система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, обладает свойствами делимости и целостности. Делимость означает, что систему можно представить состоящей из отдельно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматри-

ваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, разработку, внедрение и эксплуатацию.

В целях повышения эффективности производственной деятельности предприятия целесообразна декомпозиция системы внутрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.