_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -25 УДК 340
© ®
Attribution
сс by
ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Аверьянова В.Р.1, Пилюгина Т.В.2, Юшкина Т.В.3
13Кубанский государственный университет, краснодарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации
Аннотация. Актуальность. Сегодня, проводимая Россией государственная политика в условиях кризиса мировой правовой системы и недружественных отношений Запада, связанные с глобальными изменениями мирового сообщества и развитием его многополярности, принимаются стратегические программы по обеспечению национальной безопасности государства. Одновременно, со стороны населения идет поддержка по взаимодействию государства и гражданского общества. Такая взаимосвязь позволяет социуму развивать систему негосударственных общественных институтов, определяя уровень взаимодействия национальной безопасности и интересов государства. Цели. Рассмотреть основы взаимодействия и взаимосвязи национальных интересов и национальной безопасности, дать определение понятия «национальные интересы», проанализировать приоритеты развития российского государства в призме формирования национальных ценностей. Задачи. Охарактеризовать систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Сформулировать формы и методы деятельности субъектов обеспечения безопасности национальным интересам. Методы исследования. В статье нашли применение формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы. Результаты. Раскрыт правовой механизм реализации национальных интересов. Проведен анализ тесной переплетенности национальных интересов и национальной безопасности. Выводы. Обеспечение национальных интересов в ракурсе взаимосвязи с национальной безопасностью определяется не только защитой экономики, но и в других сфер жизнедеятельности современного общества.
Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, гражданское общество, взаимодействие общества и государства, правовая обнова безопасности, национальные ценности, защита национальных интересов.
LEGAL ORGANIZATION OF INTERACTION AND RELATIONSHIP OF NATIONAL SECURITY AND NATIONAL INTERESTS OF CIVIL SOCIETY
Vera R. Averyanova1, Tatyana V. Pilyugina2, Tatyana V. Yushkina3
13Kuban State University, 2Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation
Abstract. Relevance. Today, the state policy pursued by Russia in the context of the crisis of the global legal system and unfriendly relations of the West, associated with global changes in the world community and the development of its multipolarity, strategic programs are being adopted to ensure the national security of the state. At the same time, there is support from the public for the interaction of the state and civil society. This relationship allows society to develop a system of nongovernmental public institutions, determining the level of interaction between national security and the interests of the state. Purposes. To consider the basics of interaction and interrelation of national interests and national security, to define the concept of «national interests», to analyze the priorities of the development of the Russian state in the prism of the formation of national values. Tasks. To characterize the system of views on ensuring the security of the individual, society and the state in the Russian Federation from external and internal threats in all spheres of life. To formulate the forms and methods of activity of subjects of ensuring security to national interests. Research methods. The article uses formal legal, comparative legal and statistical methods. Results. The legal mechanism of realization of national interests is revealed. The analysis of the close intertwining of national interests and national security is carried out. Conclusions. Ensuring national interests from the perspective of the
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
relationship with national security is determined not only by the protection of the economy, but also in other spheres of life of modern society.
Keywords: national security, national interests, civil society, interaction between society and the state, legal renewal of security, national values, protection of national interests.
Введение.
Безусловно, на современном историческом этане, когда у границ России активизировались украинские националисты, поддерживаемые западными державами, защита российской государственности становится основной. Видимо поэтому государством принимается ряд документом, связанных со стратегическими задачами обеспечения национальных интересов.
Видимо поэтому для решения таких задач необходим государственный механизм взаимосвязи законодательной и исполнительной власти и общества в обстановке санкционированного давления западных государств.
Обсуждение.
Здесь сложно вычленить из обихода, особенно в условиях использования информационного пространства, понятие «национальные интересы общества» и взаимодействие их с национальной безопасностью страны, тот абсолютный приоритет системы накопленных человеческих ценностей в плоскости правовой реальности [1]. Именно здесь краеугольным камнем выступает правовая как основа единства в осуществлении процесса взаимности государства и общества в организации их взаимосвязи.
Факт установления национальных ценностей оптимально используется при проведении мероприятий и операций различной сложности, учитывая при этом все необходимые ресурсы - материальные, трудовые, кадровые, финансовые, транспортные, организационные, технические. Особое внимание здесь уделяется и морально -поведенческим компонентам личности: способности мыслить и принимать соответствующие решения, не допускать формального подхода к выполнению своих обязанностей, при этом иметь четкую гражданскую позицию и самому использовать свою энергию и волю [2].
Прежде чем проанализировать организацию взаимодействия и взаимосвязи национальной безопасности и национальных интересов, объясним, что является основной матрицей типизации юридически значимого поведения, его правовых установок и ценностей, самобытного пра-вопонимания, системы смыслообразования, правового опыта и правового мышления.
Корректируя оценку института взаимодействия в социокультурном пространстве, отметим, что осуществление правовой деятельности механизма организации обеспечения защиты национальных интересов, проведение широкомасштабного учета общественных отношений позволяет сформировать конкретные направления
национальной стратегической политики. В этом случа, приоритетом выступают незыблемость прав и свобод человека и гражданина, общества и государства [3]. В данном контексте, учитывается и профессиональная деятельность организаций и институтов гражданского общества, особенно консолидация населения и правоохранительных, административных федеральных и муниципальных органов, включая их государственный аппарат, его звенья и политические организации, при этом продолжая формировать государственно-правовой менталитет [4].
Как показывает практика российского конструкта общественной системы страны, при выявлении проблем нестабильности общества, необходимо отображать особенности национальных интересов, как федеральных, так и региональных. Такое объяснение в трактовке стратегических концепций государственной политики [5] доказывает базовое условие организации взаимосвязи интересов и их безопасности и дает возможность Российской Федерации выступить показательным примером для государств мира в области истинной борьбы за национальные интересы общества. При этом следует не забывать и об укреплении роли страны в обеспечении внутренней стабильности, наращивании экономического, политического и духовного потенциала общества. Во всех направлениях организация взаимодействия формируется правовой механизм реализации национальных интересов.
С учетом трактовки взаимосвязи национальной безопасности и интересов общества, следует выделить основные функции организационной деятельности правовых институтов общества, влияющих на формирование социальных установок и формирующих жизненно важный организм консолидации общества.
Наличие значимых базовых потребностей людей. Обычно - это социально-экономическая и духовная сферы, определяющие общественные отношения и функции, ответственные за выполнение основных своих задач; они и реализуют единую государственную политику, отмеченную конституционными положениями и нормами российского законодательства, формируют основы взаимодействия органов государственной власти и народа.
В то же время, следует учесть внутренний и внешний потенциал стратегии национальной безопасности Российской Федерации, выдвигая положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения обороны страны. А принятая государством Военная доктрина [6] Российской Федерации заставила современный западный мир, определяющий двойные стандарты и не поддерживающий стратегического раз-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
вития России, позволила сформировать механизм защиты страны от военных угроз со стороны недружественных государств [7]. Такие стратегические шаги со стороны государства сделали возможным независимость и невиновность России в обвинении подрыва международной безопасности.
Приоритеты современного независимого развитого государства в значительной степени становятся национальными интересами общества. Пути и средства реализации позволяют обеспечить развитие нации, определить черты и неотъемлемые характеристики национального сообщества, поскольку любая угроза национальным интересам однозначно выступает и угрозой национальной безопасности страны. Такая тесная переплетенность национальных интересов и национальной безопасности, хотя и ограничено взаимосвязанных, но, тем не менее, учитывая государственную политику страны, обусловливают условия жизнедеятельности общества.
Политика обеспечения национальных интересов страны, ее стратегические цели и задачи затронула аспекты положения страны не только на мировой арене, но и поддержку внутренней стабильности и сплоченности народа, а это в сегодняшней сложной обстановке немало важно [8]. В поддержку «укрепления единства, сплочения, общероссийской гражданской единичности как одну из важнейших задач» выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ [9].
Очевидность такого единения нации, духовные традиции народа и уровень развития государственности отражает концепцию обеспечения интересов, при этом учитывается и контекст «личность, общество и государство». В данном случае, предполагается признание права взаимодействующих сторон - государство, общества и личности, а во главе этой системы выступают правовые институты гражданского общества.
Сегодня в теории и практике наиболее употребляемые трактовки «национальные интересы» и «национальная безопасность» политизированы и используются практически во всех сферах жизни [10]. При этом национальные интересы на государственном, региональном и глобальном уровнях формулируются конкретными субъектами, выстраивая систему безопасности в рамках правовой регламентации органов государственной власти и общества. Во главе такой системы выступает комплексный многоплановый процесс предотвращения угрозы государству.
Оценивая систему защиты национальных интересов, обратимся к отдельным их особенностям и через правовую призму раскроем их законодательные конструкции, формирующиеся в социально-экономическом и духовно-нравственном механизме развития общества.
Концепция национальной безопасности [11] сбалансировала национальные интересы личности,
общества и государства и предала им долгосрочный характер целей обеспечения безопасности в экономике, внутренней политике, социальной, экологической и других сферах. В силу этого, в законодательном порядке принимаются документы, позволяющие сформировать правовой механизм отдельных национальных интересов.
В рамках защиты экономики, со стороны государства принимается Стратегия экономической безопасности [12] как стратегический документ национальных приоритетов Российской Федерации в плане разработки реализации экономических целей страны, одновременно, описывая возможные базовые угрозы и основные направления их преодоления. Одним из таких направлений становится укрепление экономического суверенитета страны и обеспечение устойчивости экономики на внутреннем и международном уровне. При этом необходима и стабильность финансовой системы.
Современная взаимосвязь внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентноспособности в экономическом секторе создают элемент защиты национальных интересов, учитывая и человеческий потенциал. Вопросы обеспечения экономической безопасности с момента принятия стратегических задач, неоднократно рассматривались на межведомственных заседаниях Совета Безопасности России [13], где отмечались основные проблемы стратегического планирования, и анализировалась важность мер рисков социально-экономического развития; вместе с этим, принимались корректировки прогнозирования предупреждения экономических угроз.
Результаты.
Прогнозирование обеспечения экономической безопасности образуется в двух блоках механизма защиты. Это и так называемая оборона от воздействия факторов негативности угроз, и наступление в формах реализации экономических интересов. И как видим, противодействие экономическим угрозам связано с зашитой и недопущением опасности в российской экономике. Кроме того, в экономическом пространстве обеспечение экономической защиты реализуется с помощью других правовых документов.
Гражданское законодательство [14] определяет правовое положение участников гражданского оборота, а нормы Федеральных законов «О защите конкуренции» [15] и «О государственной тайне» [16] определяют правовые основы механизма обеспечения единства экономического пространства.
Функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности организаций от преступлений в сфере экономической деятельности прописаны в Уголовном кодексе РФ [17].
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Сегодня обеспечение национальных интересов, в ракурсе взаимосвязи с национальной безопасностью, определяется не только защитой экономики, но и в других жизнедеятельных аспектах экологии, в пограничной и социальной сфере, в науке и культуре.
Комплексная оценка экологической безопасности конкретизируется с конституционными положениями доступности пользования природными ресурсами и состоянием их защищенности как национальных экологических интересов человека.
В рамках правового обеспечения этих элементов принимается нормативный документ, регламентирующий деятельность государственных органов и гарантирующий защиту окружающей среды и обеспечение устойчивого экологического развития страны.
Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» утвердил основные направления экологической безопасности, отнеся к национальным интересам, кроме того, нормы экологической безопасности регламентированы и приказами: «Об обеспечении экологической безопасности на предприятии», «Об утверждении локальных нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды на предприятии», «Об организации производственного экологического контроля» и другие. Законодатель при разработке документов по обеспечению безопасности экологии учитывал специфику с охраной окружающей среды и организацию экологического контроля.
Созданная государством система мер экологической безопасности, обеспечила вероятность не допуска негативного воздействия угроз экологической опасности не только на окружающую среду, но и самого человека.
Центральным звеном в системе противодействия экологическим угрозам становится трех-звенная барьерная структура защиты, включающая в себя комплексную экологическую оценку территории, экологический мониторинг и, конечно, управленческие решения экологической политики.
Ориентированная экологическая политика государства обеспечивает рациональное использование природных ресурсов на территории страны и общечеловеческий подход к решению экологических проблем.
Степень участия личности в управлении экологической ситуации связана с учетом экологических и социальных факторов наравне с экономическими.
Общие положения экологической безопасности в конкретизирующихся в экологических нормах и правилах выступают каркасом экологической государственной безопасности страны и общества.
Вопросы взаимодействия экологической безопасности и национальных интересов в экологической сфере сегодня способствуют развитию экономики, духовно-нравственному и культурному развитию общества.
Необходимость сбалансированности во всех сферах жизнедеятельности государства, формируя в массовом и индивидуальном сознании гражданского общества базовые условия государственного строительства, позволяет обеспечивать сохранность устойчивости государственного механизма в рамках правового обеспечения государственных интересов.
Одновременно, при совместной взаимосвязи институтов гражданского общества и государственной власти обеспечивается сохранность стабильности конституционного строя, гражданского мира и национального согласия, единства правового пространства в демократическом обществе.
Сегодняшняя общественно-политическая картина мира в реальности правового пространства демократии рассматривается внедрением социально-нравственного института общества, что позволяет восполнять и сохранять ценностные интересы общности, формируя российскую идеологию.
Повторимся, национальные интересы России связаны с совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, отмечены были правовым документом «Стратегией национальной безопасности»[18], учитывая определенные элементы жизни нации. При этом защита национальных интересов обеспечивается правовыми институтами государственной власти, учитывая и национальные интересы в социально-культурной сфере.
Сегодняшнее духовное обновление общества неизменно формирует национальные интересы России, а многовековые идеалы высокой нравственности, патриотизма и гуманизма отразили формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, достойного отношения к истории России. Одновременно, консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей позволила сформировать фундамент государственности многонациональной России.
Современная реальность геополитической ситуации способствует формированию правового сознания россиян, возрождая ценности патриотизма, нравственности и морали.
Рассматривая содержание патриотизма через призму позиции человеческих ценностей, отметим, что сегодняшнее осознание населением необходимости защиты национальных интересов открывает возможности позитивной и конструктивной реализации традиционных национальных идей благодаря целенаправленно организованному патриотическому воспитанию молодые люди.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
В условиях поиска ориентиров обеспечения национальных интересов следует отметить и другие жизненноважные компоненты общества. К таким отнесем науку и образование, то есть, существенно важные элементы, влияющие на безопасность общества, а если государство, не способное дать определенный уровень образования своим гражданам, то оно обречено на гибель.
Распад биполярной системы и процессы глобализации существенно расширили область освещения и осмысления национального интереса. В таком случае, со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной власти усиливается координация с Российской академией наук по реализации государственной культурной политики. И сегодня система образования обеспечивает развитие страны и его институтов, отражая интересы многонационального российского государства в рамках повышения образовательного уровня.
Принятая Национальная доктрина образования в Российской Федерации, признана приоритетной в сфере формирования кадрового потенциала, накопления знаний и утверждения статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Кроме того, Доктрина определяет цели патриотического воспитания нации, трудолюбия и высоких нравственных принципов общества. При этом национальные интересы в сфере образования, нечто иное, как создание бесперебойной профессиональной деятельности человека в эпоху быстрой смены технологий и формирования принципиально новой системы индустриализации и информатизации общества. Причем, ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Такое взаимодействие государства и общества в сфере образования обеспечивает будущее нации и признано вывести Россия сегодня на мировую арену с учетом отечественного опыта и традиций.
Вопросы национальной безопасности государства невозможно рассматривать без характеристики культурных интересов человека и общества. Разумеется, речь идет не о лицах, профессиональная деятельность которых связана с культурой. Культурные интересы людей, не связанные с культурой, имеют целостные ориентиры жизнедеятельности общества. Это и социальные, и нравственные векторы современного мира.
Классический вариант понятия «нравственность» определяется принятыми в обществе определенными представлениями о порядочно-
сти, нормах поведения. Исторически сложившаяся ценностная форма общественного сознания, формирует личность, ее самоидентификацию и самоуважение, а это обеспечивает моральную стабильность общества.
Одновременно высокая социальная значимость защиты нравственности обусловлена общественной ролью самой нравственности. Являясь носителем вырабатываемых обществом ценностей, норм и правил поведения, нравственность организовывает и упорядочивает общественные отношения, связывает интересы составляющих его индивидов, сплачивает их в единый народ [19].
Несомненно, стабильность динамичность правоотношений, правосознания, правовой культуры и правовой системы в целом отражает в обществе объективные интересы.
При анализе взаимосвязи национальных интересов и их правовое обеспечение в трактовке национальной безопасности, возникает ряд наиболее значимых моментов, выполняющих функции сохранности системы безопасности на различных уровнях.
Стратегические цели государства в области обеспечения национальных интересов конкретизируют долгосрочный характер приоритетов, реализуемых через призму системы государственного управления.
Как видим, через корреляцию «личность, общество, государство» возможна уникальная парадигма процесса формирования и развития механизма государственной власти, создания специальных структур для реализации безопасности социума и государства.
Заключение.
Сегодня в период нового политического мышления национальная безопасность, как единая система состояния развития личности, общества и государства, показывает реальность правовой защиты национальных интересов от внутренних и внешних угроз.
Таким образом, законодательное триединство образования, национальной безопасности социума в рамках обеспечения защиты национальных интересов констатирует факт взаимной связи и взаимной зависимости общества и государства в области безопасности.
Думается, в официальных актах, в значительной степени раскрыт значимый этап создания и совершенствования механизма обеспечения национальных интересов, а российское государство предпринимает условия для устранения существенных угроз нации.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Belyaev V.P. / V.P. Belyaev, T.M. Nintsieva // Bulletin of the law faculty, sfedu. 2020. Vol. 7. № 3. P. 13.
2. Бидова Б.Б. Национальная безопасность и национальные интересы: феноменологическая характеристика / Б.Б. Бидова // Право и политика. 2020. № 6. С. 39.
3. Гриняев С.Н. Национальная безопасность России: сущность, виды, понятийный аппарат / С.Н. Гриняев, П.Л. Мареев, Д.А. Медведев; Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. М. : АНО ЦСОиП, 2021. 172 с.
4. Демидова И.А. Менталитет и ментальность как интегративные научные категории: осмысление в контексте познания правовой культуры общества / И.А. Демидова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1(81). С. 10-19.
5. Закон от 04.08.2023 № 4321-ФЗ «О государственной тайне». URL : http://www.pravo.gov.ru
6. Карнаушенко Л.В. Влияние национального менталитета на правовой менталитет жителей России / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. 2020. № 1(71). С. 106-110.
7. Крючков И.В. Геополитические факторы национальной безопасности Российской Федерации / И.В. Крючков // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 4А. С. 231-238.
8. Матвеев В.В. Общие вопросы обеспечения национальной безопасности / В.В. Матвеев // Национальная безопасность и стратегическое планирование 2023. № 1(43).
9. Межведомственное заседание Совета Безопасности России от 16.11.2023 г. URL : http://www.pravo.gov.ru
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 // Парламентская газета. № 7. 22.0202.03.2023. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010/page/1
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года». URL : http://www.pravo.gov.ru
12. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 год. URL : http://www.pravo.gov.ru
13. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : http://www.pravo.gov.ru
14. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 № 229 «Концепция внешней политики Российской Федерации». URL : http://www.pravo.gov.ru
15. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401325792
16. Федеральный закон от 24.07.2023 Гражданский кодекс РФ. URL : http://www.pravo.gov.ru
17. Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023). URL : http://www.pravo.gov.ru
18. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. с изменениями на 10 июля 2023 года). URL : http://www.pravo.gov.ru
19. Фомичев А.А. Защита нравственности как конституционная обязанность государств / А.А. Фомичев // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3.
References:
1. Belyaev V.P. / V.P. Belyaev, T.M. Nintsieva // Bulletin of the law faculty, sfedu. 2020. Vol. 7. № 3. P. 13.
2. Bidova B.B. National security and national interests: phenomenological characteristics / B.B. Bidova // Law and Politics. - 2020. № 6. P. 39-55
3. Grinyaev S.N. National security of Russia: essence, types, conceptual apparatus / S.N. Grinyaev, P.L. Mareev, D.A. Medvedev; Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkina. M. : ANO TsSOiP, 2021. 172 p.
4. Demidova I.A. Mentality and mentality as integrative scientific categories: comprehension in the context of knowledge of the legal culture of society / I.A. Demidova // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1(81). P. 10-19.
5. Law of 04.08.2023 № 4321-FZ «On State Secrets». URL : http://www.pravo.gov.ru
6. Karnaushenko L.V. The influence of national mentality on the legal mentality of residents of Russia / L.V. Kar-naushenko / L.V. Karnaushenko // Society and law. 2020. № 1(71). P. 106-110.
7. Kryuchkov I.V. Geopolitical factors of national security of the Russian Federation / I.V. Kryuchkov // Theories and problems of analytical research. 2022. Vol. 11. № 4A. P. 231-238.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Matveyev V.V. General issues of ensuring national security / V.V. Matveyev // National security and strategic planning 2023. № 1(43).
9. Interdepartmental meeting of the Security Council of Russia dated 16.11.2023. URL : http://www.pravo.gov.ru
10. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 21.02.2023 // Parliamentary newspaper. № 7. 22.02-02.03.2023. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010/pageZ1
11. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 04, 2000 № 751 «On the National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025». URL : http://www.pravo.gov.ru
12. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208 Strategy for Economic Security of the Russian Federation for the Period up to 2030. URL : http://www.pravo.gov.ru
13. Decree of the President of the Russian Federation of July 02, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL: http://www.pravo.gov.ru
14. Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 № 229 «Concept of Foreign Policy of the Russian Federation». URL : http://www.pravo.gov.ru
15. Decree of the President of the Russian Federation of July 02, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. URL : https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401325792
16. Federal Law of July 24, 2023 Civil Code of the Russian Federation. URL : http://www.pravo.gov.ru
17. Federal Law «Criminal Code of the Russian Federation» of 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 04.08.2023) (as amended and supplemented, entered into force on 12.10.2023). URL : http://www.pravo.gov.ru
18. Federal Law «On Protection of Competition» of 26.07.2006 № 135-FZ (as amended on July 10, 2023). URL : http://www.pravo.gov.ru
19. Fomichev A.A. Protection of morality as a constitutional duty of states / A.A. Fomichev // Works of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 3.
Информация об авторах
Аверьянова Вера Руслановна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории и истории государства
и права юридического факультета,
Кубанский государственный университет
БР1Ч-код: 6975-5695
АиШопО: 786202
ОЯСЮ: 0000-0002-3592-058
nirkki@yandex.ru
Vera R. Averyanova
Candidate of Law Sciences,
Associate Professor
of the Department of Theory
and History of State and Law of the Faculty of Law,
Kuban State University
SPIN code: 6975-5695
AuthoriD: 786202
ORCID: 0000-0002-3592-058
nirkki@yandex.ru
Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры юриспруденции
Краснодарского кооперативного института (филиал)
АНО ОВО ЦС РФ «Российский
университет кооперации»
ORCID: 0000-0003-4521-3141
pilyugina_tv@mail.ru
Tatyana V. Pilyugina
Candidate of Law Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Jurisprudence
of the Krasnodar Cooperative Institute (branch)
of the Autonomous Non-Profit Organization
of the Central Military Organization
of the Russian Federation
«Russian University of Cooperation»
ORCID: GGGG-GGG3-4521 -3141 pilyugina_tv@mail.ru
Юшкина Татьяна Викторовна
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры теории и истории государства и права, Кубанский государственный университет 3838888@rambler.ru
Tatyana V. Yushkina
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Kuban State University 3838888@rambler.ru