ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД В КИТАЕ
© Носова С.Ф.*
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
В статье рассматриваются вопросы водоохранного законодательства Китайской Народной Республики.
Необходимо отметить, что официальный Пекин уже давно осудил как абсолютно неприемлемый курс на игнорирование загрязнения и разрушение окружающей среды в угоду безудержному хозяйственному развитию. Китайский парламент одобрил десятки законов и директивных документов, создающих систему водного законодательства. Главные основополагающие законы разрабатывались и принимались в 80-е годы. Среди них надо выделить Закон 1984 г. о мерах по предотвращению загрязнения вод, Практические нормативы по осуществлению Закона о предотвращении загрязнения вод 1984 года и особенно Водный кодекс КНР 1988 года. В последующие годы принимались такие важные документы, как Указание Государственного совета относительно крупномасштабного развертывания экономии вод в городах, Положение о правилах речного судоходства, Положение о регулировании и контроле речных путей сообщения, Гигиенические стандарты бытовой питьевой воды, Нормы качества вод для ирригации сельхозугодий и другие. Большое теоретико-правовое и практическое значение сыграл Закон 1997 года о предотвращении ущерба от наводнений.
Существенное значение для включения в водоохранное законодательство новых правовых установлений имело введение в действие с 2000 года так называемых «Подробных правил применения Закона КНР о предотвращении загрязнений вод». Если ранее в КНР на правовом и административном уровне без ограничений поощрялось гидротехническое строительство, направленное на аккумуляцию водных ресурсов, то принятые правила вводят существенные ограничения. Согласно документу, возведение на реках дамб и плотин, формирующих водохранилища, возможно только после тщательной оценки того, не окажет ли планируемое ГТС, перекрывающего реку, значительного вредного влияния на состояние окружающей среды и качество водных ресурсов, особенно в нижнем течении.
Устанавливается разрешительный ценз на функционирование очистных и канализационных систем городов. После ввода Правил в действие разрешается использовать только те системы, которые отвечают установленным технологическим требованиям. Изменяются детали некоторых рыночных реалий: принцип «коммерческой тайны» в применении к аспектам предотвращения загрязнения вод отменяется.
* Доцент кафедры Права, кандидат юридических наук.
Охрана окружающей среды, в соответствии с Конституцией КНР, является базовой функцией государства и основной составляющей его природоохранной политики. Статьи 9 и 26 данного документа гласят, что «недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, т.е. общенародной собственностью. Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под охрану ценные виды животных и растений. Запрещается любым организациям и частным лицам какими бы то ни было способами присваивать или разрушать природные ресурсы» и «государство принимает меры по охране и оздоровлению окружающей среды, предотвращает загрязнения и другие нарушения»1.
Эти важнейшие конституционные нормы положены в основу всего природоохранного законодательства КНР, и в том числе «Водного Кодекса КНР», принятого 29 августа 2002 г. на 29 сессии Постоянного комитета 9-го Всекитайского собрания народных представителей. Кодекс регулирует отношения по освоению, использованию, охране и управлению водными ресурсами, обеспечению безопасности водопользования, предотвращению наводнений и засух на территории Китайской народной республики и основывается на базовых принципах Конституции КНР 1982 г. с поправками, внесенными в 1988, 1993 и 1999 гг.
Водный Кодекс КНР охватывает различные аспекты использования и охраны поверхностных и подземных водных ресурсов с учетом современной концепции водопользования и регулирования спроса на воду.
В соответствии с Водным Кодексом КНР, водные ресурсы находятся в собственности государства. Право собственности на водные ресурсы осуществляется от имени государства Государственным советом КНР.
Особенность Водного Кодекса заключается в том, что, являясь законом прямого действия, большая часть его норм не нуждается подзаконных актах Это касается планирования и освоения водных ресурсов, полномочий, компетенции и ответственности органов управления водными ресурсами на национальном, бассейновом и местном уровнях. Так, в статье 6 дается четкое определение государственных задач в области использования водных ресурсов. Они заключаются в создании условий для обеспечения доступа к воде и регулировании ее спроса разрешительно-экономическими и информационно-образовательными методами. Государство занимает ключевую позицию в поддержке и финансировании научно-исследо-
1 Конституция Китайской Народной Республики. Принятая на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря 1982 г., с поправками, принятыми 12 апреля 1988 г. на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва, и 29 марта 1993 г. на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва.
вательских и проектно-изыскательских работ в области изучения и освоения водных ресурсов, разработки эффективных водоохранных и водосбе-регающих технологий, применения современных информационно-технических средств мониторинга и управления процессами регулирования распределения водных ресурсов.
Согласно статьи 8 ВК КНР государство должно поддерживать экономное использование воды и содействовать освоению водосберегающих технологий в отраслях экономики. Эффективность управления водными ресурсами на всех его уровнях достигается системой вертикального планирования распределения и использование водных ресурсов на национальном, бассейновом и территориальном уровнях, каждый из которых имеет четкую соподчиненность и последовательность. Выполнение этих строго предписанных и согласованных планов является главной задачей водохозяйственных органов и водопользователей.
Эти планы распределения и использования водных ресурсов по своему содержанию и детальности проработки вопросов близких к схемам комплексного использования и охраны водных ресурсов, но имеют принципиальное отличие, поскольку разрабатываются и утверждаются ежегодно. Получение лицензии или права на забор воды платное. Для всех видов водопользования установлена плата, которая дифференцируется в зависимости от водного баланса бассейна реки и характера использования воды. Достаточно строго прописаны нормы, относящиеся к различным видам нарушения водного законодательства. Указаны размеры налагаемых экономических санкций в зависимости от вида и характера нарушения.
В статье 78 ВК КНР содержится норма, относящаяся к между народным и пограничным рекам. В ней указывается, что в любых международных договорах или соглашениях, заключенных Китайской народной республикой, или в тех, к которым она присоединилась, содержащих положения, отличные от положений законов КНР, должны применяться положения международных договоров или соглашений, если в положениях Китайской народной республики не сделано оговорок.
В КНР придается большое значение планированию использования и охраны водных ресурсов, и на этом этапе тщательно прорабатываются практически все вопросы намечаемых водохозяйственных мероприятий. Примечательно, что принципы водохозяйственного планирования в КНР очень схожи с методическими правилами разработки схем комплексного использования и охраны вод, применяющимися в странах СНГ. Водохозяйственные планы в КНР также разрабатываются в разрезе бассейнов рек и территорий, но более детализированы. Кроме того, в свете концепции современного менеджмента водоиспользования, планирование использования и охраны водных ресурсов в КНР, по существу, является основой интегрированного управления водными ресурсами в стране. В проведение
этой водохозяйственной политики важную роль играет Министерство водных ресурсов Китая. В его задачи входят:
- мониторинг соблюдения законов о воде и охране почв КНР, других соответствующих законов и положений;
- формулирование политики и стратегии по долгосрочному развитию водных ресурсов в стране для утверждения Госсоветом Китая, а также интегрированное планирование использования главных рек и озер между провинциями и мониторинг его реализации;
- проведение объединенного администрирования водных ресурсов в стране, мониторинг, исследование и оценка водных ресурсов, контроль за выполнением долгосрочных планов по водоснабжению городов, защите и охране водных ресурсов;
- руководство комплексными мероприятиями по использованию крупных рек и озер, в том числе искусственных водоводов, водохранилищ и плотин, защитных дамб;
- осуществление мероприятий по предупреждению паводков и засух; организация строительства и эксплуатации гидроэлектростанций и сетей по передаче электроэнергии.
В структуру министерства входят 7 бассейновых агентств - по числу крупных речных бассейнов. На них возлагается решение задач по формированию, вместе с департаментами министерства и провинциальными ведомствами, интегрированных планов по бассейнам рек, а также надзор за выполнением этих планов. Главной задачей бассейновых агентств является интегрированное управление водными ресурсами речного бассейна, включая координацию деятельности провинций по контролю за паводками и засухами, мониторинг количественного и качественного состояния водных ресурсов.
Практика применения Водного кодекса КНР показала значительный процесс в борьбе против загрязнения вод. Кодекс стал серьезным толчком в части разработки новых технологий, создания современных очистных сооружений и оборудования. На много сократились выбросы в водные объекты загрязняющих веществ.
Сложившийся в КНР правовой механизм обеспечения чистоты вод в целом доказал свою жизнеспособность и эффективность. Его анализ представляет несомненный интерес для практических и научных работников, специализирующихся в области охраны водных объектов, а положительный опыт может быть использован при разработке и совершенствования российского водного законодательства.
Список литературы:
1. Козлов А.А. Бирюлин Е.В. «Водный голод» в Китае: масштабы угрозы и пути их преодоления. Охрана окружающей среды и проблемы народо-
населения КНР / Рос. акад. наук. Инст-т Дальнего Востока. - М.: ИДВ РАН. 2001. - С. 41-65.
2. Лю Хун Янь. Современное китайское экологическое законодательство и тенденции его развития // Государство и право. - 2005. - С. 67-75.
3. Сарсембеков В.Т. Основные принципы современного правового регулирования использования и охраны водных ресурсов в Китае // Водное хозяйство России. - 2006. - № 5. - С. 27-32.