УДК 349.6
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ К. П. Камашева
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Рассмотрены в правовом аспекте вопросы охраны редких и исчезающих видов растений и животных. Особое внимание уделено видам, занесенным в Красную книгу, а также некоторым международно-правовым актам охраны растительного и животного мира. Исследованы основные законы по защите редких и исчезающих видов растений и животных.
Ключевые слова: редкие виды, исчезающие виды, животные, растения, Красная книга, угроза исчезновения, правовая охрана животного мира, экологические правоотношения.
LEGAL PROTECTION OF RARE AND ENDANGERED PLANTS AND ANIMAL SPECIES K. P. Kamasheva
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The article discusses the protection of rare and endangered plants and animal species in the context of the legal aspect. Special attention is paid to the species listed in the Red Book, as well as some issues of international legal protection of flora and fauna. The main legislative acts of the Russian Federation for the protection of rare and endangered plant and animal species are considered.
Keywords: rare species, endangered species, animals, plants, Red book, threat of extinction, legal protection of the animal world, environmental legal relations.
Введение. Закон играет очень важную роль в решении проблемы защиты и сохранения редких видов животных и растений. Это связано с тем, что закон характеризуется такими чертами, как обязательная нормативность, формальная безопасность, а также государственное принуждение. С помощью таких свойств требования охраны окружающей среды, которые применяются к защите редких и исчезающих видов, регулируются законом. Животные и растения — важная часть уникальной биосферы Земли. Без них немыслима жизнь на суше или в воде. Они играют важную роль в поддержании чистоты океанов и пресноводных водоемов, а также атмосферы. Когда вид исчезает, это может привести к нарушению устойчивости и единства экосистем [1]. Цель данной статьи — проанализировать меры, принимаемые в нашей стране по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.
Основная часть. Существует большое количество причин сокращения популяций того или иного вида животных и растений, связанных как с деятельностью человека, так и без нее. В качестве меры по охране редких и исчезающих видов в России используется занесение их в Красную книгу. Красная книга Российской Федерации — официальный документ, содержащий информацию о состоянии, распространении редких, исчезающих видов диких животных, дикорастущих растений и грибов и применяемых мерах по их охране [2]. За ведение Красной книги отвечает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Если хозяйственная деятельность граждан или юридических лиц осуществляется на тех территориях или в акваториях, которые считаются местом обитания животных или произрастания растений, занесенных в Красные книги (федеральные или на уровне субъекта Российской Федерации), то граждане или организации будут нести ответственность за их сохранение и будут обязаны заниматься воспроизводством этих редких видов. Как физические, так и юридические
лица несут ответственность за создание и развитие условии для сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов флоры и фауны.
Что же следует понимать под исчезающими видами? Это такие виды растительного и животного мира, для которых имеется опасность абсолютного исчезновения, а их спасение возможно исключительно во время выполнения особых охранительных мер [3]. В качестве таких мер может выступать создание всевозможных чрезвычайно охраняемых территорий — заповедников или заказников.
Процедура ведения Красной книги Российской Федерации состоит из нескольких этапов.
На первом этапе собираются и анализируются материалы об объектах флоры и фауны (их численности, видовом многообразии и т. д.).
Следующим шагом будет наблюдение за состоянием объектов, информация о которых была получена ранее. На протяжении всего времени ведения Красной книги осуществляется процесс развития и пополнения банка, в который входят материалы по объектам зоологического и растительного мира. И как только данные будут собраны и отслежены, они, естественно, заносятся в Красную книгу.
Следующий этап — подготовка к публикации, сам процесс публикации и дальнейшее распространение Красной книги. Также очень важна организация и реализация предложенных мер безопасности.
Для предотвращения исчезновения редких и малочисленных видов растений и животных большие усилия прилагаются по сохранению их генофонда. С этой целью создаются специальные генетические банки или особая среда обитания. Запрещается любая деятельность, которая может привести к уменьшению численности этих видов, а также способна испортить среду их обитания.
Тот факт, что деятельность человека оказывает непропорционально большое влияние на окружающую среду (часто негативное), кажется вполне определенным. И что еще печальнее, последствия такой иррациональной и бездумной деятельности — полное исчезновение многих видов в зоологическом и растительном мире, а процесс продолжается и сегодня.
Насколько серьезна потеря биоразнообразия Земли? Происходит сбой в работе элементов естественной саморегуляции, что приводит к нарушению экологического баланса. Как следствие, это неизбежно в ближайшем будущем приведет к экологической катастрофе. Потеря биоразнообразия, кроме того, негативно влияет на экономику государства, научную деятельность, разрушает эстетические, социально-педагогические, морально-этические принципы. Поэтому так важна сейчас охрана и сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны, а также принятие мер по их восстановлению. Редкие животные, как ценные охотничьи объекты, наиболее подвержены риску полного уничтожения. Здесь важным и эффективным методом их защиты является применение всех видов юридической ответственности за незаконную охоту: от административной до уголовной. Но охота — это лишь одна из причин исчезновения видов, составляющих биоразнообразие планеты, но не единственная. Иногда, даже необходимо регулировать численность определенных видов с помощью целевой охоты [4].
Другая причина, способствующая исчезновению редких видов животных и растений — это деятельность человека, которая вызывает загрязнение воды, почвы, обезлесение.
Регулирование отношений в области охраны зоологического и растительного мира осуществляется на основании правовых актов. Конституция Российской Федерации и федеральные законы об охране природы должны быть одними из важнейших из них. Такое регулирование осуществляется также на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
L4QQ/J
Закон «Об охране окружающей среды» представляет наибольший правовой интерес [5]. Статья 60 данного закона содержит положения, касающиеся прямой защиты редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов. В первом разделе статьи 60 указывается на необходимость строгого учета растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, чтобы иметь возможность эффективно принимать меры по их сохранению. Закон предусматривает обязанность изымать из хозяйственного использования флору и фауну, занесенную в Красные книги [6].
Действующее российское законодательство устанавливает принципы регулирования ввоза и вывоза редких и исчезающих видов из страны, а также их временного вывоза через территорию Российской Федерации [7].
Важнейшим внутригосударственным нормативным актом, регулирующим правоотношения в области защиты диких животных, является Федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире» [8]. Нормами этого закона установлено, что животный мир — это достояние нашей страны, но он же является и необходимой составляющей природной среды и биологического разнообразия Земли.
Нормативные акты устанавливают ответственность за нарушение экологического законодательства. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 8.37) предусмотрена административная ответственность за незаконную охоту: на нарушителя может быть наложен штраф, а также может быть применено изъятие охотничьих орудий и средств получения водных биологических ресурсов [9].
Существуют и активно действуют национальные и международные организации, задачей которых является защита флоры и фауны, их роль в области защиты и спасения редких и исчезающих видов трудно переоценить. Это Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис, а также Международный Зеленый Крест [2].
Заключение. Несомненно, положительным итогом деятельности всех организаций по защите исчезающих видов флоры и фауны может быть тот факт, что некоторые виды животных и растений, ранее занесенные в Красную книгу России, начнут восстанавливаться, им не будет угрожать полное исчезновение. И такие примеры уже есть. Но на достигнутом рано останавливаться. Поэтому по-прежнему главной задачей для нынешнего поколения остается сохранение флоры и фауны для будущих поколений.
Библиографический список
1. Краев, Н. Правовое регулирование охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красные книги / Н. Краев [Электронный ресурс] / Юридический портал Senter Bereg.
— Режим доступа: https://center-bereg.ru/i2023.html (дата обращения: 29.10.2020).
2. Исакова, Ю. И. Экологическое право : Учеб. пособие / Ю. И. Исакова. — Ростов-на-Дону : Издательский центр ДГТУ, 2015. — 152 с.
3. Шаблий, В. В. Роль органов исполнительной власти в осуществлении функций по охране и использованию животного мира и проблемы их реализации / В. В. Шаблий // Юридический мир.
— 2014. — № 10. — С. 65-68.
4. Пчельников, М. В. Правовая охрана редких и исчезающих видов живых организмов / М. В. Пчельников // Актуальные проблемы биологии и экологии : материалы международной заочной научно-практической конференции. — Грозный. — 2017. — С. 337-342.
5. Об охране окружающей среды : федер. закон : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]: [Электронный ресурс] /
L4QQ/J
КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 15.10.2020).
6. Анучин, Д. Н. Охрана памятников природы. Международная охрана природы / Д. Н. Анучин, Г. А. Кожевников. — Москва : Книга по Требованию, 2012. — 63 c.
7. Пчельников, М. В. Правовое регулирование создания, использования и транспортировки биологических коллекций (биологических объектов) / М. В. Пчельников // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2016. — № 4 (25). — С. 73-77.
8. Шаблий, В. В. Роль органов исполнительной власти в осуществлении функций по охране и использованию животного мира и проблемы их реализации / В. В. Шаблий // Юридический мир. — 2008. — № 10. — С. 65-69.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.10.2020).
Об авторе:
Камашева Кристина Павловна, студентка кафедры «Уголовное право» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Author:
Kamasheva, Kristina P. student, the Department of Criminal law, Don State Technical University (1,Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), [email protected]