ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Э. Ф. Зеер,
С. А. Новоселов
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Анализируются инновации в педагогической деятельности, рассматриваются возможности их объективизации, предлагаются критерии творческого результата в педагогике. Новизной обсуждаемых в статье вопросов является обоснование целесообразности введения правовой защиты педагогических инноваций по аналогии с техническим изобретательством.
The innovations in pedagogical activity end opportunities of their realization are analyzed in the report. The criterions of creative results in pedagogic are offered. The substantiation of necessity legal protection of pedagogical innovation is proved such as at technical invention. This is a new idea of the article.
В декабре 2006 г. Президент России В. В. Путин подписал часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, касающуюся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также федеральный закон «О введении в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации». Этим законом определен перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.
К ним относятся произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения, фирменные наименования, программы для ЭВМ, содержание баз данных и др. Анализ российского законодательства в области охраны интеллектуальной собственности показал, что авторское и патентное право не распространяются на педагогические идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы и т. д.
Но именно педагогические инновации начинают играть все более заметную роль на рынке образовательных услуг. Последнее десятилетие отмечено активизацией творчества в области педагогики. Большинство педагогических работников, движимых самыми различными мотивами, предлагают обществу свое собственное, авторское видение педагогических проблем и их решения. При этом авторы педагогических новшеств предлагают новые понятия, принципы, технологии, используют новые термины и т. д. Но далеко
не всегда в их работах можно найти аргументированное обоснование новизны и полезности предлагаемых нововведений с соответствующим анализом их содержания в сравнении с известными объектами педагогической научной и практической деятельности [1, с. 71-79].
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить следующую классификацию педагогических инноваций.
1. В зависимости от функциональных возможностей все нововведения можно разделить на
• условия нововведения, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
• нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
• оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
2. В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:
• в содержании образования;
• в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
• в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
3. По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации
• федеральные;
• региональные;
• субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
Инновации в профессиональном образовании включают изменение структуры специальностей и специализаций, проектирование новых образовательных стандартов, разработку новых моделей и концепций подготовки кадров, определение содержания образовательных программ, форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса, применение информационнокоммуникационных технологий.
В инновационном процессе ученые выделяют этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества:
• возникновение потребности в новом и зарождение идеи новшества, которые являются результатами фундаментальных или прикладных исследований;
• конструирование, создание новшества: концепций, структуры и содержания образования, новых образовательных технологий, информационнокоммуникационных средств и др.;
• введение новшества, анализ его инновационного потенциала, отслеживание его результатов;
• распространение нововведения: мотивирование и стимулирование
работников (педагогов) к инновационной деятельности, учебно-методическое обеспечение, адаптация к конкретным условиям внедрения, оценка полученного эффекта (результата) от инновации;
• постепенная утрата своей новизны, появление альтернативных новшеств, сокращение масштабов применения инновации [2].
Выделенные функциональные компоненты инновационной деятельности находятся в тесном взаимодействии и упрощенно отражают схему его реального развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно включает все рассмотренные этапы в их строгой последовательности.
Для оценки ценности инновации используют следующие критерии:
• социально-педагогическая и экономическая значимость новшества;
• новизна: объективная (абсолютная), относительная (частная), условная;
• масштабность нововведения: в рамках региона, отдельного образовательного учреждения, специальности, образовательной программы и т. п.
• реальность реализации: с учетом кадрового ресурса и экономической целесообразности.
Инновации в области образования могут реализовываться на федеральном уровне (введение многоуровневой системы образования), региональном (национально-региональный компонент образовательной программы), в рамках образовательного учреждения (структура управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности, образовательные технологии и др.).
Успешность (продуктивность) реализации инноваций во многом определяется личностно-профессиональной позицией педагогов, их отношением к нововведениям, готовностью к изменениям, способностью к преодолению стереотипов в профессиональной деятельности. В. А. Сластенин и Л. С. Поды-мова, исследуя технологическую готовность педагогов к инновационной деятельности, определили (выделили) четыре уровня ее реализации: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный [2].
Адаптивный уровень инновационной деятельности педагога характеризуется неустойчивым отношением к инновациям. Отношение к новому индифферентное, система знаний и готовность к их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профессионально-педагогическая деятельность педагога строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы.
Репродуктивный уровень отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, проявляется стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается более высокий индекс удовлетво-
ренностью педагогической деятельностью. Творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях.
Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов введения новшеств.
Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе [2, с. 101-102]. В инновационной деятельности педагогов важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающие создание оригинальных авторских подходов к обучению и воспитанию.
Целостное представлениие об инновациях в образовании: их функций, этапов инновационной деятельности, уровней сформированности у педагогов является важной предпосылкой последующего анализа нововведений в образовании.
Анализ литературы позволяет нам дать следующее определение: под педагогической (образовательной) инновацией следует понимать результат педагогической (образовательной) инновационной деятельности на рынке образовательных услуг, обеспечивающий получение нового педагогического (образовательного) эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.
Одним из сложных, противоречивых моментов развития инновационной деятельности в образовании является субъективность в оценке новизны полученного образовательного результата, образовательного эффекта. Она значительно снижает эффективность и ценность результатов педагогического творчества, педагогической инновационной деятельности, вносит в педагогику элемент неопределенности, обесценивает понятие «авторство». Именно поэтому педагогические инновации до сих пор не стали объектами правовой охраны.
Таким образом, отсутствие общепринятых критериев новизны и полезности педагогических разработок, а в связи с этим и отсутствие правовой защиты авторов истинно новых педагогических разработок дает возможность безнаказанного использования результатов чужого творческого труда. При этом, кроме вреда, связанного с нарушением прав на интеллектуальную собственность, причиняется и иной вред. Использование педагогической инновации без согласования с ее автором, без соблюдения ряда обязательных условий ее «срабатывания», зачастую известных только автору, приводит к тому, что неправильное использование педагогического изобретения порочит саму идею этого изобретения, порождает неверие в эффективность педагогических инноваций.
Обеспечение правового регулирования в сфере педагогического творчества способно значительно повысить творческий потенциал педагогов и эффективность педагогических инноваций на рынке образовательных услуг.
Это не простая задача. Ее решение может потребовать привлечения значительных усилий педагогов-исследователей в течение многих лет. В процессе переориентации педагогического творчества на достижение объективной новизны может быть использован опыт регистрации нового в естественных науках и технике, а также основные положения и подходы к выявлению новизны и существенности отличий результатов творчества, зафиксированные в Патентном законе России.
Выделение объектов педагогического творчества требует единого понимания всеми педагогами содержания используемых в педагогике понятий и терминологии. Поэтому процессу объективизации педагогического творчества должно предшествовать заключение педагогическим сообществом договора о единстве содержания используемых педагогических понятий, категорий, принципов и т. д., а также о правилах внесения поправок в это содержание.
Для организации правового регулирования в сфере педагогического творчества и педагогических инноваций следует выделить объекты педагогических инноваций, которые не подпадают под действие Патентного закон РФ и Закона РФ «Об авторском праве», а также ввести ряд критериев творческого результата в педагогике.
В качестве объектов педагогического творчества могут быть выбраны:
1. Педагогический процесс как способ организации образования, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних и внутренних факторов развития участников образовательных отношений.
Признаками педагогического процесса являются цели, принципы, содержание, методы, средства и формы в их взаимосвязи, их количество и объем, их внутренняя структура, последовательность и чередование.
2. Содержание образования и воспитания как часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Признаками содержания являются знания (понятия, категории, принципы, законы, закономерности, факты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, концепции, гипотезы, теории), простые умения, навыки, сложные умения, отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности, их объем и структура, их последовательность и взаимосвязи.
3. Методы образования и воспитания как способы осуществления практической деятельности педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания образования и воспитания как общественного опыта.
Признаками методов образования и воспитания являются действия педагога и учащихся, выполняемые ими операции, параметры выполнения этих действий и операций (например, их продолжительность и интенсивность), их последовательность и чередование.
4. Педагогические средства как материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Признаками педагогических средств являются узлы и детали материальных объектов, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса, и их взаимосвязь.
Новые педагогические средства могут быть признаны одновременно и техническими изобретениями.
5. Педагогическая форма как устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов.
Признаками педагогической формы являются параметры (временные, количественные, объемные, весовые, психологические и пр.) структурных единиц педагогического процесса в их устойчивой взаимосвязи.
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные объекты педагогического творчества и их признаки приведены в качестве примера их возможного выделения при условии развития содержания понятия «педагогическое творчество» в рассматриваемом направлении. При этом список объектов педагогического творчества может быть продолжен: например, самостоятельными объектами педагогического творчества могут быть выделены психолого-педа-гогические средства диагностики и экспертизы, организационно-управленческие педагогические системы, а также применение по новому назначению известных педагогических процессов, содержания образования и воспитания, методов образования и воспитания, педагогических средств и т. д.
По аналогии с техническим творчеством критериями охраноспособности педагогических инноваций могут стать
а) новизна - если в предлагаемой педагогической инновации есть хотя бы один новый для всех педагогов признак или педагогическая инновация представляет собой новую для всего мира комбинацию известных признаков, то эта педагогическая инновация может быть охраноспособной;
б) неочевидность (наличие существенных отличий или изобретательский уровень) - этот критерий требует, чтобы новая для всего мира комбинация известных признаков позволяла получать новый положительный эффект, который не являлся бы суммой положительных эффектов, входящих в новую комбинацию компонентов, а представлял бы собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов;
в) полезность (наличие положительного образовательного эффекта) -бесполезные педагогические инновации не могут быть охраноспособными.
Положительный образовательный эффект педагогической инновации -это та конкретная польза, конкретный результат обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который является прямым следствием использования педагогической инновации в образовательном процессе во всей совокупности ее содержательных признаков.
Наличие нового положительного образовательного эффекта должно быть подтверждено экспериментально. Описание и результаты проведенного
эксперимента должны быть отражены в акте об экспериментальной проверке педагогической инновации;
г) воспроизводимость - воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в педагогической инновации признаков в указанных автором взаимосвязях должны приводить к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.
Если педагогическая инновация удовлетворяет всем четырем критериям патентоспособности, предлагаем называть ее охраноспособной педагогической инновацией. Если педагогическая инновация невоспроизводима, то она относится к области магии или искусства и не является охраноспособной.
Для определения вида и уровня педагогической инновации, для проверки ее соответствия предложенным критериям охраноспособности необходим анализ результата педагогического творчества, анализ объекта педагогической инновации.
Анализ педагогической инновации - это расчленение объекта инновации на признаки, сравнение их с признаками известных аналогичных объектов, используемых в педагогической деятельности, выявление существенных для достижения предполагаемого положительного эффекта (полезности, цели и т. п.) признаков и разделение этих признаков на известные (или сходные) и новые.
Аналогами педагогической инновации можно считать объекты педагогической инновационной деятельности, которые характеризуются сходными целями их использования, сходным положительным образовательным эффектом, а также наличием признаков, сходных с признаками исследуемой на охраноспособность педагогической инновацией.
Не может существовать педагогических инноваций, не имеющих аналогов, так как всегда можно найти хотя бы один ее признак, имеющийся в одном из известных педагогических объектов.
Организация экспертизы педагогических инноваций, проведение их анализа потребуют создания банка информации об аналогах, т. е. информации о всех существующих на сегодняшний день педагогических инновациях. Понадобится также и классификация педагогических инноваций, упорядочивающая сбор и поиск информации о них. Структура данной классификации может быть построена по аналогии с действующей Международной патентной классификацией в технике.
Анализ педагогической инновации, проводимый для установления соответствия этого изобретения критериям патентоспособности, потребует введения понятия «прототип педагогической инновации» в соответствии с аналогичным понятием в техническом изобретательстве.
Прототип педагогической инновации, претендующей на охраноспособность, - это один из аналогов, который является наиболее близким к исследуемому педагогическому объекту по сходству целей, положительному эффекту и (или) по числу сходных признаков.
Итак, после расчленения педагогического изобретения и его аналогов на признаки необходимо сравнить признаки инновации с признаками аналогов и исходя из количества установленных сходных признаков и с учетом сходности целей и достигаемого положительного образовательного эффекта выбрать прототип инновации.
Для выявления соответствия педагогической инновации критерию новизны достаточно сравнить его с прототипом. Если педагогическая инновация имеет хотя бы один существенный признак, которого нет в прототипе, то это означает, что это инновация соответствует (удовлетворяет) критерию новизны.
К существенным признакам относятся лишь те из общего числа признаков педагогической инновации, исчезновение которых не позволит достичь предполагаемого положительного образовательного эффекта.
Для выявления соответствия педагогической инновации критерию неочевидности необходимо сравнить его со всеми аналогами. Педагогическое изобретение будет соответствовать критерию неочевидности, если
• в процессе анализа удастся найти хотя бы один существенный признак, которого нет ни в одном из аналогов, и этот признак в совокупности с другими существенными признаками позволяет получить новый образовательный положительный эффект;
• являясь новой комбинацией известных признаков (т. е. все составляющие педагогическую инновацию признаки входят в тот или иной известный аналог), педагогическая инновация позволяет получить новый положительный образовательный эффект, который не является суммой положительных эффектов от входящих в комбинацию признаков, а представляет собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию признаков.
Анализ педагогического изобретения помогает уточнить его объект и название и является важнейшим инструментом объективизации педагогического творчества.
Для осуществления правовой защиты педагогической инновации по аналогии с техническим изобретательством и использования для сравнения с аналогами правил формальной логики по результатам анализа необходимо составлять формулу педагогической инновации.
Формула педагогической инновации - это кратко изложенная по определенным правилам сущность инновации, которая служит критерием для определения объема педагогической инновации. Это совокупность всех (и общих с прототипом, и отличительных от него) признаков, исходя из которой будут устанавливаться границы прав автора инновации.
Можно предложить по аналогии с техническими изобретениями следующие правила составления формулы педагогической инновации:
1. Формула педагогической инновации начинается с названия.
2. После названия ставится запятая и записывается слово-связка, например, «включающий», «состоящий», «содержащий» и т. п.
3. После слова-связки перечисляются известные признаки педагогической инновации (т. е. общие, тождественные, идентичные с признаками прототипа). Эта часть формулы педагогической инновации называется ограничительной, так как она ограничивает авторские права инноватора.
4. После ограничительной части формулы пишутся слова: «ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ тем, что с целью...» и далее указывается цель педагогической инновации, которая должна раскрывать ее предполагаемый положительный эффект.
5. После цели перечисляются новые признаки объекта педагогической инновации, т. е. отличительные от аналогов, не присущие аналогам. Эта часть формулы называется отличительной.
6. Желательно записывать формулу кратко, например в виде одного предложения. Это поможет автору очистить сущность инновации от малозначимых подробностей.
7. Если положительных эффектов (или целей) несколько, то можно записывать формулу в виде нескольких взаимосвязанных пунктов, обозначая их цифрами.
После составления формулы педагогической инновации составляют описание педагогической инновации, в котором раскрываются подробности инновации и детально расшифровываются приведенные в формуле признаки.
Можно предложить следующую структуру описания педагогической инновации.
1. Название педагогической инновации.
2. Область педагогической деятельности, в которой предлагается использовать педагогическую инновацию.
3. Объект педагогической инновации.
4. Характеристика аналогов педагогической инновации.
5. Критика аналогов с точки зрения предполагаемого положительного эффекта заявляемой инновации.
6. Цель инновации.
7. Сущность инновации.
8. Обоснование соответствия педагогической инновации критерию новизны.
9. Обоснование соответствия педагогической инновации критерию неочевидности.
10. Описание использования педагогической инновации в педагогической практике с обоснованием полезности и воспроизводимости изобретения.
11. Достигаемый образовательный, социальный или экономический положительный эффект.
Описание педагогической инновации в совокупности с формулой изобретения и данными об авторах должны войти в состав материалов заявки на выдачу охранного документа на педагогическую инновацию. Эти заявки должны направляться в ведомство по экспертизе педагогических инноваций, которое проверит заявленные инновации на соответствие критериям патен-
тоспособности и выдаст (либо не выдаст) соответствующий охранный документ (свидетельство) на педагогическую инновацию.
Для оперативного ознакомления педагогической общественности с новинками педагогического творчества необходимо организовать публикацию патентного бюллетеня «Педагогические инновации», в котором в соответствии с Классификацией педагогических инноваций были бы напечатаны формулы педагогических инноваций.
Чтение этого бюллетеня помогло бы педагогам-инноваторам не изобретать педагогический «велосипед», а направлять свои усилия на поиски действительно новых путей совершенствования образовательного процесса. Таким образом, удалось бы направить творческую активность педагогов в русло объективного (полезного и нового для всех) творчества.
Выдача же свидетельства на педагогическую инновацию должна обеспечивать его автору определенные экономические и моральные привилегии, которые должны быть выработаны в ходе договорного процесса и закреплены соответствующим законом.
Переход к правовому регулированию в области педагогического творчества потребует усилий в области повышения квалификации (и в целом культурного уровня) педагогов. Но это окупится увеличением их самоуважения и творческой составляющей педагогического труда.
Литература
1. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А. Проблемы объективизации педагогического творчества // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. - 1995. - № 3(17). - С. 71-79.
2. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная дея-
тельность. - М., 1997. - 224 с.