Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
758
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МСОП / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / КАТЕГОРИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туркина Диана Андреевна

В статье рассмотрена значимость особо охраняемых природных территорий для мирового сообщества. Автором проанализированы правовые основы природоохранной деятельности, а также механизмы осуществления охраны особо охраняемых природных территорий странами Европейского Союза и Российской Федерации, выявлены некоторые пробелы правового регулирования и предложены способы их устранения. Особое внимание уделяется одной из особенностей природоохранной политики Европейского союза - межгосударственной экологической сети особо охраняемых природных территорий Natura 2000, которая на данный момент является самой обширной системой охраняемых природных районов во всем мире. Рассмотрено одно из направлений работы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - национальный проект «Экология», ключевыми целями которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды для населения, сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания новых особо охраняемых природных территорий, экологическое оздоровление водных объектов и сохранение уникальных водных систем. Автором описываются проблемы реализации данного проекта в регионах и способы, предложенные органами государственной власти для их решения. Также автор сравнивает не только категории особо охраняемых природных территорий Российской Федерации с классификацией охраняемых природных территорий МСОП, но и площади всех наземных и морских ООПТ согласно критериям МСОП. Исследованы положения национального законодательства по вопросу, касающегося создания особо охраняемых природных территорий, и, как следствие, были выявлены расхождения в правовом регулировании этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND EUROPE: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

The article considers the importance of specially protected natural areas for the world community. The author analyzes the legal foundations of environmental protection activities, as well as the mechanisms for the protection of specially protected natural territories by the countries of the European Union and the Russian Federation, identi es some gaps and nds some ways to eliminate them. Particular attention is paid to one of the features of the environmental policy of the European Union - the interstate ecological network of specially protected natural areas Natura 2000, which at the moment is the most extensive system of protected natural areas in the world. One of the areas of work of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation is considered - the national project «Ecology», the key objectives of which are effective management of production and consumption waste, reduction of atmospheric air pollution, improvement of drinking water quality for the population, preservation of biological diversity, including through the creation of new specially protected natural territories, ecological improvement of reservoirs and preservation of unique water systems. The author describes the problems of implementing this project in the regions and the ways proposed by public authorities to solve them. The author also compares not only the categories of specially protected natural territories of the Russian Federation with the classi cation of protected natural territories of the IUCN, but also the areas of all terrestrial and marine protected areas according to the criteria of the IUCN. The provisions of the national legislation on the issue of the creation of specially protected natural territories were investigated, and, as a result, discrepancies in the legal regulation of this issue were revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

OF LEGAL RESEARCH

УДК 349.6

DOI 10.34076/2658_512X_2021_4_68

Туркина Диана Андреевна

turkina.dianochka@mail.ru

Студентка Института государственного и

международного права

Уральского государственного юридического

университета

Научный руководитель:

Листопад Оксана Фёдоровна

Старший преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и Европе: сравнительно-правовой анализ

Туркина Д. А. / Правовая охрана особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и Европе: сравнительно - правовой анализ // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 4. С. 68-76. DOI 10.34076/2658_512Х_2021_4_68

Аннотация:

В статье рассмотрена значимость особо охраняемых природных территорий для мирового сообщества. Автором проанализированы правовые основы природоохранной деятельности, а также механизмы осуществления охраны особо охраняемых природных территорий странами Европейского Союза и Российской Федерации, выявлены некоторые пробелы правового регулирования и предложены способы их устранения. Особое внимание уделяется одной из особенностей природоохранной политики Европейского союза - межгосударственной экологической сети особо охраняемых природных территорий Natura 2000, которая на данный момент является самой обширной системой охраняемых природных районов во всем мире. Рассмотрено одно из направлений работы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - национальный проект «Экология», ключевыми целями которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды для населения, сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания новых особо охраняемых природных территорий, экологическое оздоровление водных объектов и сохранение уникальных водных систем. Автором описываются проблемы реализации данного проекта в регионах и способы, предложенные органами государственной власти для их решения. Также автор сравнивает не только категории особо охраняемых природных территорий Российской Федерации с классификацией охраняемых природных территорий МСОП, но и площади всех наземных и морских ООПТ согласно критериям МСОП. Исследованы положения национального законодательства по вопросу, касающегося создания особо охраняемых природных территорий, и, как следствие, были выявлены расхождения в правовом регулировании этого вопроса.

УДК 349.6

DOI 10.34076/2658_512X_2021_4_68

Diana A. Turkina

turkina.dianochka@mail.ru

Ural State Law University

Institute of State and International Law, Student

Academic Supervisor:

Oksana F. Listopad

Ural State Law University

Senior Lecturer of the department of Land, Urban

Planning and Environmental Law

Legal Protection of Specially Protected Natural Territories in the Russian Federation and Europe: Comparative Legal Analysis

Diana A. Turkina 'Legal protection of specially protected natural territories in the Russian Federation and Europe: comparative legal analysis', Ural Journal of Legal Research, 2021, No. 4. pp. 68-76. DOI 10.34076/2658_ 512X_2021_4_68

Abstract:

The article considers the importance of specially protected natural areas for the world community. The author analyzes the legal foundations of environmental protection activities, as well as the mechanisms for the protection of specially protected natural territories by the countries of the European Union and the Russian Federation, identifies some gaps and finds some ways to eliminate them. Particular attention is paid to one of the features of the environmental policy of the European Union - the interstate ecological network of specially protected natural areas Natura 2000, which at the moment is the most extensive system of protected natural areas in the world. One of the areas of work of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation is considered - the national project «Ecology», the key objectives of which are effective management of production and consumption waste, reduction of atmospheric air pollution, improvement of drinking water quality for the population, preservation of biological diversity, including through the creation of new specially protected natural territories, ecological improvement of reservoirs and preservation of unique water systems. The author describes the problems of implementing this project in the regions and the ways proposed by public authorities to solve them. The author also compares not only the categories of specially protected natural territories of the Russian Federation with the classification of protected natural territories of the IUCN, but also the areas of all terrestrial and marine protected areas according to the criteria of the IUCN. The provisions of the national legislation on the issue of the creation of specially protected natural territories were investigated, and, as a result, discrepancies in the legal regulation of this issue were revealed.

/ffiv

(Щ7

OF LEGAL RESEARCH

особо охраняемые природные территории, Европейский Союз, Российская Федерация, МСОП, окружающая среда, категории.

Ключевые слова:

Keywords:

specially protected natural territories, European Union, Russian Federation, IUCN, natural environment, categories.

При эксплуатации природных ресурсов человек может как негативно влиять на окружающую среду, так и положительно. Однако существует специальная форма охраны окружающей среды, которая с течением времени доказала свою эффективность на практике. Она заключается в сохранении природных компонентов и отдельных природных объектов на определённых территориях путём установления границ и специальных режимов с ограничением деятельности, то есть установление правовых режимов [1, с. 463]. Сохранение разнообразия культурных и природных ландшафтов, иных природных объектов является не просто важнейшей задачей государства, но и задачей всего мирового сообщества. Целью данной научной статьи является анализ правовых основ природоохранной деятельности, а также механизмов осуществления охраны особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и в странах Европейского Союза. Это необходимо для установления соответствия между понятием охраняемых природных территорий в определении Международного союза охраны природы (далее - МСОП) и их категориями, с одной стороны, и категориями охраняемых территорий Российской Федерации, с другой, с целью приведения статистических показателей по системе последних к некому общему мировому знаменателю, в качестве которого и выступают принятые МСОП определение и система категорий охраняемых природных территорий [2, с. 6].

Зададимся вопросом, какую роль играют ООПТ в нашей жизни. ООПТ являются не только ценными ресурсами с точки зрения экологии, но и важными с социальной точки зрения как показатель ответственного отношения к будущим поколениям. Неслучайно в пункте 4 статьи 58 Модельного экологического кодекса СНГ (постановление № 27-8 от 16 ноября 2006 года)1 ООПТ определены как объекты общенационального культурно-исторического достояния, а в Экологической доктрине Российской Федерации от 2002 года2 прописывается, что необходимо создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, которые выступают в качестве неотъемлемого компонента развития страны. Ведь если допустить деградацию основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия [3], то это приведёт к дестабилизации природной среды в целом, что негативно скажется на качестве жизни граждан.

Следует отметить, что воздух обладает таким свойством как трансгранич-ность, то есть он может переносить загрязнения или какие-либо вредные вещества с одной территории на другую. Однако, когда такой воздух проходит через ООПТ, он частично очищается и, следовательно, сокращается его трансграничное загрязнение на большие расстояния. Именно поэтому система ООПТ не только гарантирует неизменность условий окружающей среды, но и помогает поддерживать климат. Также особо охраняемые природные территории играют

1 Модельный экологический кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть) (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-8 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 1). С. 377 - 434.

2 Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р // Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, № 36, ст. 3510.

OF LEGAL RESEARCH

ключевую роль в поглощении углекислого газа, выбрасываемого промышленностью в атмосферу. ООПТ восстанавливают численность редких видов под угрозой исчезновения. Ведь вымирание одних видов может влиять через цепочку питания на другие, а они, в свою очередь, на окружающую среду и самих людей.

Для начала стоит отметить, что не все территории, представляющие природоохранную ценность, будут признаваться охраняемыми природными территориями - к такому выводу пришли члены МСОП [2, с. 8]. Так, например, хорошо управляемые лесные хозяйства, территории устойчивого использования, военные полигоны и прочие подобные территории, которые определенно могут вносить вклад в сохранение природного разнообразия, не будут являться охраняемыми природными территориями [2, с. 8]. С точки зрения МСОП, охраняемая природная территория (protected area) - это «четко определенное географическое пространство, имеющее признанный статус, предназначенное и управляемое государственными органами или иными эффективными способами, для обеспечения долговременного сохранения природных комплексов и объектов с сопутствующими экосистемными услугами и культурными ценностями» [2, с. 8]. Следовательно, исходя из определения, можно выделить следующие критерии, по которым можно судить о соответствии охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования Российской Федерации определению охраняемых природных территорий МСОП: долговременность, цели и задачи образования, степень и характер нарушенности и трансформированности территории, природоохранная эффективность [2, с. 11].

Как известно, те или иные виды охраняемых природных территорий имеются почти во всех странах мира, однако законодательство каждого государства при этом предусматривает различные виды подобных территорий [4, с. 60]. Например, в Российской Федерации согласно пункту 2 статье 2 Федеральному закону от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»3 выделяют следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Каждая категория предусматривает свой правовой режим. Однако, если сравнивать государственные природные заповедники и национальные парки, можно заметить, что указанные ООПТ имеют схожий правовой режим [1, с. 470], так как являются наиболее охраняемыми природными территориями. Целью создания государственных природных заповедников является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, уникальных экологических систем [5]. Именно поэтому на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранное, научное значение. Важно отметить, что запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включают в государственные природные заповедники, а природные ресурсы и недвижимое имущество полностью изымают из оборота [1, с. 471]. Однако до сих пор единой классификации, которая охватывала бы все известные в мире категории охраняемых природных территорий, не создано, что является одной из проблем для всего мирового сообщества. Следует отметить, что наиболее признанной является классификация Международного союза охраны природы (МСОП). С 1979 г. МСОП ввел, а в 1994 г. усовершенствовал систему, по которой все охраняемые территории были классифицированы по це-

3 Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон РФ от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от

11.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024.

OF LEGAL RESEARCH

лям их создания и управления [4, с. 60]. МСОП было предложено различать шесть основных категорий охраняемых природных территорий:

Категория Ia - Strict nature reserve: строго охраняемые территории, установленные для охраны биоразнообразия, на которых посещение, использование и воздействие человека строго контролируется и строго лимитировано для обеспечения сохранения охраняемых природных ценностей [2, с. 119]. Такие ОПТ могут служить необходимыми эталонами для научных исследований и экологического мониторинга.

Категория Ib - Wilderness area: обширные ненарушенные или слабонарушен-ные территории, сохраняющие свой естественный природный характер, без постоянного или значительного населения, которые охраняются и управляются для сохранения их природных условий [2, с. 122].

В отличие от категории Ia, территории категории Ib обычно будут иметь большую площадь и менее строго охраняться от посещения. На территориях категории Ia, как правило, отсутствует население, тогда как для Ib использование территории коренными жителями и наличие местных сообществ достаточно характерно [2, с. 121].

Категория II - National park: территории, организуемые для сохранения крупных экологических процессов c совокупностью характерных видов и экосистем, предоставляющие возможности для посещения с духовными, исследовательскими, образовательными, рекреационными целями, совместимыми с экологической и культурной средой [2, с. 126]. Следовательно, могут использоваться для развития различных видов туризма и отдыха («Беловежский национальный парк», Польша) [4, с. 60].

Категория III - Natural monument or feature (памятник природы): особо ценный природный объект, обладающий культурной ценностью. Как правило характеризуются довольно ограниченной площадью и часто имеют высокую привлекательность для посетителей («Озеро Бардача», Сербия).

Категория IV - Habitat/species management area (управляемый природный резерват): создаются для сохранения отдельных видов и местообитаний и управляются соответственно этим приоритетам. Многие из территорий данной категории нуждаются в постоянных управленческих воздействиях (биотехнических мероприятиях), направленных на поддержание популяций охраняемых видов или местообитаний, хотя это и не является обязательным признаком категории («Национальный парк Витоша», Болгария).

Категория V - Protected landscape/Seascape (охраняемая ландшафтная область): охраняемые территории, на которых длительное взаимодействие природы и человека сформировало ландшафты особого характера, имеющие значимую экологическую, биологическую, культурную и эстетическую ценность, для которых сохранность подобных взаимодействий жизненно необходима для сохранения и поддержания территорий и связанных с ними природоохранных и иных ценностей («Национальный парк Нью-Форест», Великобритания) [4, с. 61].

Категория VI - Protected area withsustainable use of natural resources (территория устойчивого природопользования): основной задачей является сохранение природных экосистем и устойчивого использования природных ресурсов, когда охрана и использование могут быть взаимовыгодны [2, с. 140] («Этнический национальный парк», Греция).

Таким образом, мы считаем, что классификация МСОП является более полной по сравнению с классификацией ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которая в основном выделяет категории согласно их правовому режиму.

OF LEGAL RESEARCH

Необходимость совершенствования законодательства также обусловлена появлением новых категорий охраняемых территорий. К ним относятся: территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и другие.

Кроме того, проанализировав российское законодательство, нами был найден ряд проблем по созданию охраняемых территорий в РФ. Во-первых, создание новых особо охраняемых природных территорий является прямой обязанностью государства, однако все подготовительные работы обычно проводятся научно-исследовательскими институтами или общественными экологическими организациями [6, с. 3]. Это говорит нам о том, что государство не в полной мере выполняет свои функции касательно вопросов создания данных территорий. Во-вторых, нами были замечены некие противоречия между Федеральным зако -ном «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 334 и Федеральным конституционным законом от 06.1l.2020 № 4 «О Правительстве Российской Федерации»5. Несоответствие выражалось в следующем: государственные природные заповедники и национальные парки на основании Федерального закона от 14.03.1995 N 33 учреждаются постановлениями Правительства РФ, то же касается и расширения указанных территорий. Например, на основании постановления Правительства РФ и приказа Минприроды России на территории Корякского автономного округа был создан государственный природный заповедник «Корякский». Также в соответствии с решением Правительства РФ учреждён национальный парк «Лосиный остров». Однако в статье 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4 указывается, что акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений, а не постановлений (решение о создании ООПТ не имеет нормативного характера).

Рост и протяжённость охраняемых территорий регистрируется во Всемирной базе данных по охраняемым территориям (World Database on Protected Areas). World Database on Protected Areas является наиболее полной глобальной базой данных по наземным и морским охраняемым территориям; это совместный проект Программы ООН по окружающей среде (UNEP) и Международного союза охраны природы (IUCN). Согласно WDPA площадь зарегистрированных природных территорий увеличилась как минимум на 50%. Данное увеличение оправдывается не только созданием новых ООПТ, но и улучшением режима наблюдения и в целом природоохранной политики в отношении ООПТ. Однако даже у Всемирной базы данных есть пробел, например, у 12% особо охраняемых природных территорий не указана протяжённость, у 35% не указана дата создания. Таким образом, World Database on Protected Areas является недоработанной системой, поэтому если использовать её, то с осторожностью [7].

Говоря о странах Европейского Союза, нельзя не упомянуть об особенности природоохранной политики стран-членов данного союза - «natura 2000». Natura 2000 является крупнейшей скоординированной сетью охраняемых районов в мире. Данная сеть охватывает 18% территории ЕС и более 8% его морской территории. Natura 2000 представляет собой сеть основных мест размножения и обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а также некоторых редких типов естественной среды обитания, которые защищены сами

4 Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от

11.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024.

5 О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ//

Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, № 45, ст. 7061.

OF LEGAL RESEARCH

по себе. Сеть простирается через все 27 стран ЕС, как на суше, так и на море. Целью сети является обеспечение долгосрочного выживания наиболее ценных и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест обитания в Европе, перечисленных как в Директиве о птицах6, так и в Директиве о местах обитания7. Natura 2000 не является системой строгих природных заповедников, из которых была бы исключена вся деятельность человека. Хотя сеть включает в себя строго охраняемые природные заповедники, большая часть земли остается в частной собственности. Подход к сохранению и устойчивому использованию районов Natura 2000 гораздо шире, в основном сосредоточен на людях, работающих с природой, а не против нее. Тем не менее, государства-члены должны обеспечить, чтобы участки управлялись устойчивым образом, как с экологической, так и с экономической точки ведения. Для каждой страны устанавливается список естественных мест обитания, а также видов флоры и фауны, для которых необходимо создать особо охраняемые зоны с разделением на биогеографические регионы. Участники Natura 2000 несут ответственность за охраняемые территории и должны обеспечивать сохранность определяемых правовыми предписаниями ЕС видов и ареалов [4, с. 65]. Основными задачами государств-членов ЕС является сбор актуальной информации об угрозах и потребностях в сохранении видов и мест обитания, обмен опытом, тематическими исследованиями и передовой практикой, разработка новых управленческих идей, содействие управлению Natura 2000, которое интегрирует социально-экономические цели. Таким образом, государства сотрудничают ради единой цели - улучшения состояния сохранности видов и мест обитания.

Что касается России, то с 1 октября 2018 года был запущен национальный про -ект «Экология», который является одним из приоритетных направлений работы Минприроды России. Паспорт национального проекта «Экология» разработан Минприроды России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»8 и включает в себя 11 федеральных проектов, таких как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и другие [8, с. 170]. В паспорте нацпроекта указано, что он в полной мере будет завершён 31 декабря 2024 года. В нём также прописаны национальные цели и целевые показатели, на достижение которых влияет национальный проект. Следует отметить, что национальный проект «Экология»9 предусматривает увеличение количества федеральных особо охраняемых природных территорий с 2018 по 2024 год на 17 единиц, также должна увеличиться сама площадь федеральных особо охраняемых природных территорий на 3,7 миллион гектаров. Приводя проект в жизнь и реализуя его в регионах России, власти столкнулись с рядом проблем, таких как отсутствие правосознания граждан в области эколо-

6 Директива № 79/409/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза по охране диких птиц (Директива о птицах) [The Birds Directive] // Официальный бюллетень L 103, 25.4.1979, с. 1.

7 Директива № 92/43/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза по сохранению естественных сред обитания и дикой фауны и флоры // Officiai Journal of the European Communities № L 206. 22.07.1992. P. 7.

8 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020)// Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.

9 Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16//static.government.ru// URL:http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf

OF LEGAL RESEARCH

гического законодательства и самое главное - желания своими силами что-либо менять [9, с. 661]. Поэтому органы государственной власти пришли к выводу о необходимости формирования институт помощников, которым не безразлично состояние окружающей среды, речь идёт о независимом институте общественных инспекторов, а также необходимо проведение дискуссий с гражданами на данную тематику. В то же время, важно не допустить использования статуса общественного инспектора с целью индивидуальной наживы политических и иных спекуляций. Вследствие данных действий доверие граждан к государственным органам может значительно снизиться.

Таким образом, национальный проект «Экология» должен решить большинство накопившихся экологических проблем.

Далее следует сравнить площадь всех особо охраняемых природных территорий РФ согласно критериям ОПТ МСОП. В начале 2018 года общая площадь особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации (не считая входящих в их состав морских акваторий) превысила 200 млн. га (с учетом федеральных и региональных ООПТ, созданных в 2017 и в начале 2018 года), составив порядка 11,7% территории страны [2, с. 159]. При этом не все территории, имеющие статус ООПТ, отвечают критериям охраняемых природных территорий МСОП. Площадь ООПТ, соответствующих этим критериям, составляет около 197,5 млн. га, то есть около 11,5% территории страны. Лидируют по относительной площади отвечающих критериям МСОП ООПТ 10 субъектов федерации, в которых таковая превышает 15% — Севастополь, Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия), Республика Кабардино-Балкария, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-Черкесия, Приморский край, Республика Северная Осетия — Алания и Республика Калмыкия. Особенно выделяется Республика Саха (Якутия) — самый крупный субъект Российской Федерации, занимающий третье место по доле площади ООПТ в стране и, соответственно, абсолютно лидирующий по их абсолютной площади [2, с. 160]. Если смотреть по регионам, то самые последние места по площади рассматриваемой совокупности территорий занимают Тульская область и Ставропольский край, в которых она остается меньше одного процента. От 1 до 3% занимают рассматриваемые территории в Саратовской, Ивановской, Белгородской, Оренбургской и Курской областях.

Таким образом, сравнивая площадь ООПТ РФ по критериям МСОП, можно сказать, что примерно 2,5 млн. га, а именно 0,2%, не соответствует данным критериям. Это также означает и то, что природоохранной политики России необходимо активно развиваться, чтобы устранить все недостатки и полностью соответствовать критериям, установленные МСОП.

Из установленных российским законодательством категорий ООПТ по площади в стране преобладают заказники и их довольно разнообразные аналоги, отличающиеся в основном лишь названием, представленные почти во всех субъектах федерации, и ресурсные резерваты, сосредоточенные в Республике Саха (Якутия). В сумме эти две категории обеспечивают 2/3 общей площади ООПТ России. Оставшаяся треть общей площади в основном делится, в довольно близкой пропорции, между заповедниками, национальными, природными парками и аналогичными им ООПТ. Согласно критериям категорий ОПТ МСОП, почти половина ООПТ России относится к категории Ib: Wilderness area. Далее, с большим отрывом, следуют (в порядке убывания площадей) также составляющие существенные доли общей площади ООПТ категория IV: Habitat/species management area, категория Ia: Strict nature reserve и категория VI: Protected area with sustainable use of natural resources [2, с. 161].

Следовательно, помимо 200 с лишним млн. га особо охраняемых природ-

OF LEGAL RESEARCH

ных территорий, отвечающих критериям ОПТ МСОП, еще примерно 228 млн. га в России занимают иные территории, также безусловно соответствующие этим критериям (некоторые охранные зоны ООПТ, биосферные полигоны, водно-болотные угодья международного значения, территории традиционного природопользования и особо защитные участки лесов) и еще более 240 млн га - территории, соответствующие этим критериям с некоторыми оговорками (историко-культурные музеи-заповедники, защитные леса, воспроизводственные участки в охотничьих угодьях). Соответственно, общая площадь наземных ОПТ по определению МСОП в стране составляет чуть более 25% [2, с. 208].

Далее рассмотрим площадь морских ООПТ в России. Более или менее обширная морская акватория имеется в составе государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и памятников природы. Общая площадь морской акватории в границах ООПТ составляет порядка 18,5 млн. га, или около 2,4% всей площади акватории, находящейся под национальной юрисдикцией, а в пределах внутреннего и территориального моря — 18% [2, с. 231]. По классификации МСОП, абсолютно большая часть находящейся в пределах ООПТ морской акватории может быть отнесена к категории Ia: Strict nature reserve, а абсолютно большая часть остальной площади — к категории Ib: Wilderness area. Площади акваторий, соответствующих критериям категории IV: Habitat/species management area и категории III: Natural monument or feature, незначительны [2, с. 233].

Морские акватории, входящие в состав водно-болотных угодий международного значения, общая площадь которых за пределами ООПТ составляет чуть более 236 тыс. га (0,03% общей площади морской акватории, находящейся под национальной юрисдикцией), представлены только в западных морях Арктического бассейна и в Каспийском море. По классификации МСОП, все они относятся к категории IV: Habitat/species management area [2, с. 234].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо почти 18,5 млн га (2,35% всей акватории, находящейся под национальной юрисдикцией) особо охраняемых природных территорий, отвечающих критериям ОПТ МСОП, еще чуть более 8 млн. га морской акватории приходится на иные категории охраняемых морских вод, отвечающих критериям ОПТ МСОП. В результате общая площадь морских акваторий, соответствующих этим критериям, составляет примерно 3,4% общей площади акватории, находящейся под национальной юрисдикцией, в том числе чуть более 25% площади внутреннего и территориального моря [2, с. 236].

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что в России сформировались серьёзные экологические проблемы, связанные с интеграцией ООПТ в социальную и политическую систему страны как ценного компонента национального состояния, проблемы по вопросам создания ООПТ, разграничении компетенции в осуществлении функций охраны и развития данных территорий. Поэтому следует заимствовать зарубежный опыт, а именно: усовершенствовать классификацию категорий ООПТ, которая бы делила их по целях создания и управления, а также включала в себя новые категории; улучшить природоохранную политику, уделить внимание вопросам режима функционирования особо охраняемых природных территорий; ведение учёта ООПТ в базе данных; обмен с Европейскими странами исследованиями, практикой. Это важно не только для усовершенствования самого экологического законодательства, но и для улучшения качества всей окружающей среды, в том числе состояния ООПТ.

OF LEGAL RESEARCH

Библиографический список:

1. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. 1.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство

Юрайт. 2011. - 471 с.

2. Стишов М.С., Дадли Н. Охраняемые природ- 2. ные территории Российской Федерации и их категории — Москва, Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2018 г. — 248 с.

3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и 3. человек. -3-е изд. -М.: Фаир-Пресс, 2005. -736 с.

4. Покрищук Д. В. Особо охраняемые природные 4. территории в Европе // Современная наука.

2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobo-ohranyaemye-prirodnye-territorii-v-evrope (дата обращения: 02.11.2021).

5. Ниязгулов Д. Т. Правовой режим особо охра- 5. няемых природных территорий (сравнительный анализ законодательства Республики Казахстан и Великобритании): дис. ... д-р фил.

наук: 12.00.00. - Астана, 2009. - 136 с.

6. Розумович И. Н., Рамазанова Л. О. К. Правовые 6. проблемы в присвоении статуса особо охраняемой природной территории // Научный вестник Крыма. 2017. №2 (7). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-v-prisvoenii- statusa-osobo-ohranyaemoy-prirodnoy-territorii (дата обращения: 11.11.2021). 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. West P., Igoe J., Brockington D. Parks and Peoples: The Social Impact of Protected Areas, Annual Review of Anthropology,2006, vol.35, pp. 251-277. 8

8. Лысоченко А. А. Стратегическое планирование в сфере природопользования и экологии на региональном уровне // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - №7-3 (53). - С. 170-173. 9.

9. Родителева А. Ю., Гринь Е. А. Низкое экологическое правосознание как основная причина кризисного состояния окружающей среды в Росиийской Федерации // Science Time. 2015. №12 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nizkoe-ekologicheskoe-pravosoznanie-kak-osnovnaya-prichina-krizisnogo-sostoyaniya-okruzhayuschey-sredy-v-rosiiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.11.2021).

References:

S.A. Bogolyubov, Environmental Law: The Textbook. (2nd Ed.), Yurayt Publishing House, 2011, p 471.

M.S. Stishov, N. Dudley, Protected Natural Territories of The Russian Federation and Their Categories, World Wildlife Fund (WWF), Moscow, 2018.

Novikov Yu. V. Ecology, environment and man. -3rd ed. - Moscow: Fair Press, 2005. - 736 p. D. V. Pokrishchuk, Specially Protected Natural Territories in Europe (2017) Modern Science 1, https://cyberleninka.ru/article/n/osobo-ohrany-aemye-prirodnye-territorii-v-evrope (accessed November 2, 2021).

Niyazgulov D. T. The legal regime of specially protected natural territories (comparative analysis of the legislation of the Republic of Kazakhstan and Great Britain): dis. ... Doctor of Phil. sciences: 12.00.00. - Astana, 2009. - 136 p. I.N. Rozumovich, L. Ramazanova, Legal Problems In Assigning The Status of a Specially Protected Natural Territory (2017) Scientific Bulletin of the Crimea 2 (7), https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovye-problemy-v-prisvoenii-statusa-osobo-ohranyaemoy-prirodnoy-territorii (accessed November 11, 2021).

P. West, J. Igoe, D. Brockington, Parks and Peoples: The Social Impact of Protected Areas (2006) Annual Review of Anthropology 35, pp. 251-277. Lysochenko A. A. Strategic planning in the field of nature management and ecology at the regional level // Eurasian Scientific Association. - 2019. -№7-3 (53). - Pp. 170-173.

A.Yu Roditeleva, E.A. Grin, Low Ecological Legal Awareness As the Main Cause of The Crisis State of The Environment In The Russian Federation (2015) Science Time 12 (24), https://cyberleninka. ru/article/n/nizkoe-ekologicheskoe-pravosoznanie-kak-osnovnaya-prichina-krizisnogo-sostoyaniya-okruzhayuschey-sredy-v-rosiiyskoy-federatsii (accessed November 11, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.