МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
УДК 346.26:719:341.355.22
ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
И. Э. Мартыненко
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь) Поступила в редакцию 29 марта 2017 г.
Аннотация: раскрывается содержание понятия «нематериальное культурное наследие». Показаны особенности, недостатки и преимущества в .законодательном регулировании и защите исторического и культурного наследия на основе исследования одного из его видов - нематериального культурного наследия, его элементов и проявлений. Выводы и рекомендации могут быть учтены при принятии новых и уточнении действующих законодательных актов в сфере культуры.
Ключевые слова: культурное и историческое наследие, нематериальное культурное наследие, духовные ценности, международно-правовая охрана культурных ценностей, конвенции ЮНЕСКО, законодательство СНГ.
Abstract: the author analyzes international treaties and legislation of the States-participants of the CIS, adopted in 2003-2017. in order to protect the cultural heritage and its species. The aim of this study was to identify the features, advantages and disadvantages of legal regulation and protection of historical and cultural heritage based on the research of one of his types - the intangible cultural heritage, its elements and manifestation. The conclusions and recommendations contained in the article can be taken into account when adopting new and clarify existing legislative acts in the sphere of culture. ^ Key words: cultural heritage, intangible cultural heritage, spiritual values, in-
ternational legal protection of cultural property, the UNESCO Convention, the Z legislation of the CIS.
i<
5 Нематериальное культурное наследие («non-material», «intangible», 041 «heritage») — это обычаи, формы представления и выражения, знания и
_навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты
282 и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Суть нематериального (духовного) культурного наследия заключается в том, что оно передается и воспринимается живыми людьми. Поэтому в доктрине применяется точный термин — «Living Heritage», раскрывающий содержание данного понятия и определяющий практику его защиты, использования и возрождения.
Нематериальные культурные ценности (нематериальное проявление человеческого творчества) рассматриваются как неотъемлемая часть национального и культурного достояния, и, соответственно, на них распространяются общие положения, закрепленные в Конституции и зако-
© Мартыненко И. Э., 2017
нодательстве о государственной охране и защите культурного (историко-культурного) наследия. Защита такого наследия осуществляется на двух уровнях: международном и национальном.
Международный уровень защиты нематериального культур- .
ного наследия включает Конвенцию ЮНЕСКО «Об охране нематери- ^
ального культурного наследия» (2003 г.), в которой участвуют все страны ^
СНГ, и Модельный закон «Об охране нематериального культурного на- о
следия», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств — участ- Ы
ников Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2013 г. е
В указанном модельном законе нематериальное культурное К
наследие определяется как совокупность присущих этнической, соци- °
альной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и р
нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной в
и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, в
традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила по- я
ведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии о
изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, g
музыкальных инструментов, предметов быта и народные художествен- g
ные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и об- х
е
разах и стилистике их воплощения.
Охрана национального нематериального культурного насле- е
дия представляет систему правовых, организационных, финансовых, и
материально-технических, информационных и иных принимаемых ор- §
ганами государственной власти и управления мер, направленных на х
обеспечение жизнеспособности национального нематериального куль- °
турного наследия, включая его идентификацию, документирование, ис- ;
следование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, g
его передачу, а также, при необходимости, возрождение различных §
СП
аспектов такого наследия. и
Учитывая, что содержание положений упомянутой выше Конвенции . ЮНЕСКО раскрыто в ряде научных работ1, обратимся к особенностям охраны нематериального культурного наследия на уровне каждого государства — участника СНГ. Заметим, что проблемы выявления, учета, охраны, использования и популяризации нематериальных (духовных) ценностей решаются в принципе посредством дополняющих друг друга 83 законов, а именно: во-первых, законов о культуре; во-вторых, законов об охране объектов культурного (историко-культурного) наследия; в-третьих, законов об охране нематериального культурного наследия или его
1 См.: Афанасьев О. Е. Шедевры устного и нематериального культурного наследия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10, №. 3. C. 7—17 ; Бороздина Я. А. Международно-правовое регулирование охраны нематериального культурного наследия // Мир юрид. науки. 2011. № 6. С. 73—77 ; Галкова О. В. Международные документы о сохранении и защите нематериального культурного наследия // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4 (15). C. 167—172 ; Курьянова Т. С. Нематериальное наследие : этапы становления термина и явление // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 362. С. 87—90.
отдельных проявлений (в тех странах, где такие законы приняты). Рассмотрим их.
Азербайджанская Республика - первая из государств - участников СНГ приняла закон, направленный на охрану фольклора как одного из проявлений нематериального культурного наследия. Речь идет о Законе от 16 мая 2003 г. «О правовой охране выражений азербайджанского фольклора».
При принятии данного нормативного правового акта законодатель исходил из того, что фольклор — это широкая сфера творческо-интеллек-туальной деятельности народа, включающая устное народное творчество, музыкальное творчество, народные танцы, художественные формы обрядов; кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства, верования. Правовая охрана выражений фольклора — это охрана выражений фольклора от любого незаконного использования и других действий, наносящих им урон. Выражения фольклора — это созданные азербайджанским народом, его индивидуумами и сохраненные особенности характера художественного наследия, существующие в устной форме, а именно: выражения словесного искусства, народная музыка, игры, танцы, выражения народного промысла и прикладного искусства, другие виды народного творчества.
Правила использования выражений фольклора заключаются в следующем. Во-первых, использование выражений фольклора в традиционной и обычной форме, в том числе с коммерческой целью, на территории Азербайджанской Республики свободно. Во-вторых, использование с коммерческой целью выражений фольклора в нетрадиционной и необычной форме (т.е. использование с изменением естественного значения, сущности, содержания или цели, назначения и художественной формы выражений 041 фольклора), при любой форме опубликования, копировании и распростра-2 нении экземпляров, любой публичной декламации или исполнении, пе-^ редаче в эфир, а также при любых других формах публичного сообщения о не должно наносить вреда его естественному значению и содержанию.
Проявления фольклора защищаются от коммерческого использова-
_ния вне сферы традиционного использования, т.е. от искажения, расхи-
284 щения, фальсификации, плагиата.
Законом предусмотрены средства гражданско-правовой защиты выражений фольклора. Так, соответствующие государственные органы (министерство культуры) вправе требовать прекращения действий, нарушающих правила законного использования выражений фольклора или создающих угрозу нарушения. При обращении в суд с целью охраны выражений фольклора, кроме общих гражданско-правовых методов защиты, по требованию истца может быть взыскан доход, полученный нарушителем вследствие нарушения прав, либо выплачена компенсация. Нарушение требований по использованию выражений фольклора, если в результате этих деяний причинен ущерб в значительном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 165.2 Уголовного кодекса.
Результатом реализации государственной политики в данной сфере стало включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (Representative List of the Intangible
Cultural Heritage of Humanity) таких проявлений нематериального на- .
следия, как: мугам; Новруз (данная номинация включена совместно с ^
Индией, Ираном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Пакистаном, Турцией); м
искусство ашугов; традиционное искусство тканья ковров; мастерство q
изготовления и искусство игры на таре; човган, традиционная верховая Ы
игра на карабахских конях; традиционное искусство изготовления и но- ё
шения женского шелкового головного платка кялагаи и его символика; к
медное производство Лагича; культура приготовления и преломления °
хлебной лепешки (совместно с Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Р
Турцией)2. о
В Республике Армения нематериальное культурное наследие о
определяется в ст. 3 Закона «О нематериальном культурном наследии» §
как обычаи, традиции, ритуалы, представления и выражения, знания °
и навыки, а также инструменты, предметы, артефакты и культурные Q
пространства, ассоциированные с ним как материализованные носите- Q
ли нематериального культурного наследия. Закон вводит понятие «не- х
материальная культурная ценность» как информация, которая хранит- M
ся в научных и образовательных учреждениях, архивах, библиотеках, т
касающаяся фольклора, языка, диалектов, географических названий, и
национальных символов, традиционного мастерства, национальных q
обычаев, традиций, праздников, обрядов, народных верований и по- H
клонений. Я
Для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематери- ;
ального культурного наследия, имеющегося на территории Республики н
Армения, приняты меры с целью: выработки общей политики, направ- q
ленной на повышение роли нематериального культурного наследия в об- g
ществе и включение охраны этого наследия в программы планирования; ;
создания компетентных органов по охране нематериального культурного ; наследия; содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям; разработке научно-исследовательских методологий для
эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частно--
сти нематериального культурного наследия, находящегося в опасности; 285 подготовку кадров в области управления нематериальным культурным наследием; создание учреждений, специализирующихся на подготовке документации по нематериальному культурному наследию.
В Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества включены: музыкальный инструмент дудук, исполнение на нем музыки; каменные кресты, символика и мастерство создания
2 См.: Нематериальное культурное наследие Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации : материалы Региональной консультативной встречи экспертов : информационный сборник / Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Минск, 2013.
хачкаров; армянский эпос «Давид Сасунский», а также изготовление традиционного хлеба «лаваш»3.
В Республике Беларусь 3 февраля 2017 г. вступил в силу первый в СНГ Кодекс о культуре, определивший новый подход к охране и использованию нематериального наследия4. Данный нормативный акт, сохраняя преемственность, оперирует понятием «нематериальная историко-культурная ценность». По состоянию на эту дату в стране на государственный учет посредством включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь приняты 112 элементов нематериального культурного наследия, в том числе таковыми признаны гербы 48 исторических городов. Ведением Инвентаря нематериального культурного наследия по поручению Минкультуры занимается Институт культуры Беларуси5.
Нематериальные историко-культурные ценности могут воплощаться в виде:
— отдельной культурной ценности;
— комплекса нематериальных культурных ценностей, если их содержание выражается через обряды, фольклор (устное народное творчество), в состав которых входят различные по своему характеру действия (танцы, песни, другие нематериальные проявления творчества человека), объединенные одной сущностной направленностью.
Нематериальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории:
— категория «А» — историко-культурные ценности, полная аутентичность и достоверность которых безусловна и неизменна. Такую категорию имеет, например, «Местный песенный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых произведений аутентичными фольклорными коллективами» в Гомельской области;
— категория «Б» — историко-культурные ценности, которые полностью Z или частично восстановлены (зафиксированы) на вторичном материале
или объективно со временем могут меняться. Такую категорию имеют, 5 например, гербы исторических городов.
В 2009 г. уникальный белорусский народный обряд «Колядные цари», _который существует только в деревне Семежево (Минская область)6,
286 -
3 Официальный сайт Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального
культурного наследия». URL : http://www.unesc0.0rg/culture/ich/en/lists# (дата обращения: 26.03.2017).
4 См.: Мартыненко И. Э. Кодекс о культуре — новый этап развития законодательства об охране объектов культурного наследия // Культура : управление, экономика. М., 2016. № 4. С. 9-15.
5 См.: Сташкевич А. Б. Социальная и образовательная роль музеев в продвижении принципов Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) : аналитическая записка. М., 2015.
6 См.: Голищенко В. Ю. Нематериальное проявление человеческого творчества : международно-правовая охрана / науч. рук. И. Э. Мартыненко // Актуальные проблемы гражданского права : сб. науч. трудов. Минск, 2015. № 2 (6). С. 230-240.
включен в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной защите.
В Республике Казахстан культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых челове- 0 чеством и направленных на гармоничное развитие личности, воспитание Э патриотизма и удовлетворение эстетических потребностей и интересов ^ граждан. Согласно законодательству данной страны, охрана нематери- о ального культурного наследия — это принятие мер с целью обеспечения ы жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его е идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, к популяризацию, повышение роли, а также возрождение.
Законом от 28 октября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
о
культуры и историко-культурного наследия» установлено, что к немате- а риальным культурным ценностям относятся: устные традиции и формы * выражения, включая язык в качестве носителя нематериального куль- х турного наследия; исполнительские искусства; обычаи; обряды; праздне- "о ства; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и о навыки, связанные с традиционными ремеслами. е
Указанные объекты культурного наследия в соответствии с новой ре- а дакцией п. 2 ст. 33 Закона «О культуре» вносятся в Национальный пе- е речень элементов нематериального культурного наследия. Приказом 1а министра культуры и спорта от 30 ноября 2015 г. утверждены Правила ь ведения Национального перечня элементов нематериального культур- ° ного наследия. На практике Национальный перечень ведется на казах- о ском и русском языках, на бумажном и электронном носителях и раз- ^ мещается на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа. с Согласно данному документу, носителями нематериального культурного е наследия являются местные и этнические сообщества, группы и в неко- я торых случаях отдельные лица, играющие важную роль в создании, со- 0 хранении и воссоздании нематериального культурного наследия народа Казахстана, обогащающие культурное разнообразие и способствующие развитию творческих способностей человека. _
Республика Молдова первая из государств - участников СНГ приня- 287 ла специальный закон, направленный на охрану нематериального куль- _ турного наследия, учитывающий положения упомянутой выше Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г.
Согласно ст. 3 Закона от 29 марта 2012 г. «Об охране нематериального культурного наследия» нематериальное культурное наследие - это совокупность элементов подлинного традиционного творчества, имеющих ценность с точки зрения истории и культуры, передаваемых из поколения в поколение в литературной, музыкальной, хореографической или театральной формах, а также комплекс практик, жизненных представлений, выражений, знаний и навыков в совокупности с инструментами, предметами, артефактами, специфической одеждой, аксессуарами и
присущими им культурными пространствами, которые воспринимаются сообществом, группами людей и отдельными лицами как неотъемлемая часть их культурного наследия.
Элементами нематериального культурного наследия являются социальные практики представления, ритуалы, обряды, церемонии и торжественные события, искусство спектакля, средством выражения которого является синкретический язык: словесный, музыкальный, драматический, хореографический, предметный, включая традиционные детские игры, игры для взрослых и спортивные игры; знания и практики, связанные с человеком, календарем, приметами о погоде, жизнью растений и животных, а также космосом.
Проявлениями нематериального культурного наследия выступают также предметы, музыкальные инструменты, орудия труда и приспособления, используемые для создания, воссоздания, исполнения, передачи и использования элементов нематериального культурного наследия; техника и знания, связанные с приготовлением пищи, напитков, изготовлением химических веществ, используемых в строительных материалах и тканях, изготовлением других материалов, используемых в традиционных промыслах и ремеслах.
В состав нематериального культурного наследия входят материальные носители, при помощи которых фиксировались и передавались на протяжении веков элементы нематериального культурного наследия. Основными носителями нематериального культурного наследия являются человеческие сообщества. Им принадлежит основная функция в выявлении, инвентаризации, сохранении, популяризации и передаче молодому поколению элементов духовного наследия в их первоначальном виде, без изменений. В связи с этим осуществляется постоянная организация меро-см приятий по выявлению лиц с особыми дарованиями в какой-либо области, о1 которые могут передавать определенный элемент нематериального наследия, способствуя, таким образом, обеспечению его жизнеспособности. ^ Такие инициативы уже существуют в мире, например программа «Живые ^ сокровища человечества — хранители и носители культурных традиций».
Классификация и государственный учет элементов нематериального культурного наследия путем включения их в Национальный реестр 288 нематериального культурного наследия осуществляются Национальной комиссией по защите нематериального культурного наследия. Разрабатывается Реестр на основе досье наследия, составляемых на каждый элемент нематериального культурного наследия при участии научных работников, профильных специалистов, сообществ — носителей наследия и представителей гражданского общества. Популяризация и использование элементов нематериального культурного наследия обеспечиваются посредством общественных мероприятий по культурному обмену, а также при помощи издательской продукции и аудиовизуальных средств, способствующих сохранению аутентичности.
В Кырзызской Республике также принят специальный Закон «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики». В этой
стране видами объектов нематериального культурного наследия являются: эпосы; устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; сказительское искусство (т.е. искусство сказителей — манасчи); обычаи; обряды; народ- 0 ные праздники; знания и навыки, связанные с традиционными ремесла- э ми, являющиеся культурными ценностями народа Кыргызстана. ^
В соответствии с требованиями ст. 4 Закона «О нематериальном о культурном наследии Кыргызской Республики» с целью учета на тер- Н ритории всей страны объектов нематериального культурного наследия е для принятия мер по охране, изучению и популяризации составляется К Национальный культурный перечень Кыргызской Республики, который 0 включает в себя банк данных объектов нематериального культурного на- р следия, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих в принципов формирования, методов и формы ведения перечня. в
В стране принимаются меры по развитию творчества, исполнитель- я ского мастерства и государственной поддержке манасчи; организации о научного исследования трилогии эпоса «Манас»; обеспечению защиты § текстов этой трилогии и всех его частей в различных видах от уничто- а жения, искажения, внесения изменений, изъятия из исторического кон- х текста. Правительство страны ежегодно утверждает план мероприятий, м обеспечивает их финансирование, принимает меры по изданию, перево- е ду, распространению информации о трилогии эпоса «Манас». Как отме- и чается в Указе Президента Кыргызской Республики от 30 апреля 2013 г. § № 95 «О вкладе манасчи Жусупа Мамая в дело сохранения историче- х ского и культурного наследия кыргызов» эпос пережил века благодаря ° таланту и усилиям сказителей «Манаса». о
В Российской Федерации государственную политику по разви- § тию и сохранению нематериального культурного наследия определяют § федеральные законы от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законода- и тельства Российской Федерации о культуре», от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ 0 «О народных художественных промыслах», от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, Стратегия государственной национальной 289 политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666.
В указанных нормативных правовых актах «нематериальное культурное наследие» определяется как обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их
взаимодействия с природой, а также историей и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчества человека.
Объекты нематериального культурного наследия народов Российской Федерации вносятся в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации как информационную систему, включающую в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов (идентификация, документирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения каталога. Так, объектами нематериального культурного наследия являются, например, «Атмановские кулачки» (празднично-обрядовая игровая культура), «Технология изготовления вологодского кружева» (техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами) и др.
В Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества включены: «Культурное пространство и устное творчество семейских — староверы Забайкалья», Якутский героический эпос «Олонхо».
Нематериальным культурным наследием Республики Таджикистан является совокупность форм культурной деятельности и основанные на традициях представления, формирующие чувство самобытности и преемственности поколений. К нематериальному культурному наследию таджикского народа, берущему начало в глубокой древности, относятся обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации и экологические представления, знаки и символы.
см Специальный закон об охране нематериального культурного насле-о1 дия в Республике Таджикистан не принят. Данные вопросы регулируются законом об охране национального историко-культурного наследия. В ^ соответствии со ст. 8.1 Закона «О культуре» на Правительство Республики см Таджикистан возложена обязанность принимать необходимые меры с целью охраны нематериального культурного наследия, определять с участием общин, групп и неправительственных организаций различные эле-290 менты нематериального культурного наследия, подготовлять кадры для сферы управления нематериальным культурным наследием, содействовать всестороннему исследованию нематериального культурного наследия, организовывать международное сотрудничество в данной области.
Уполномоченный государственный орган в сфере культуры (Министерство культуры) составляет Реестр нематериального культурного наследия, нуждающегося в безотлагательной охране. Постановлением Правительства от 31 мая 2012 г. № 263 утверждена Программа охраны нематериального культурного наследия таджикского народа на 2013-2020 гг.
Как отмечается в программных документах, для современного общества Таджикистана нематериальное культурное наследие является одним из действенных средств профилактики и преодоления негативных
социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования духа патриотизма, гражданских качеств личности, духовного и нравственного воспитания, укрепления и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются серьезные проблемы национальной о этики, эстетических идеалов и в конечном счете формирование социаль- ^ ного и экономического потенциала страны. М
С первых лет государственности Таджикистана к нематериальному а культурному наследию было проявлено особое внимание государства. Ярким свидетельством тому является учреждение двух государственных
х
праздников в честь двух элементов нематериального культурного насле- К
о
"О
о
го
дия таджикского народа — День Шашмакома (12 мая) и День Фалака (10 октября). Такие формы охраны элементов нематериального культурного наследия не имеют себе аналогов во всем мире. в
В Репрезентативный список нематериального культурного насле- в дия человечества включены: музыка «шашмаком» (разновидность во кально-инструментальной музыки), Новруз (совместно с Азербайджа- о ном, Индией, Ираном, Киргизией, Пакистаном, Турцией, Узбекистаном). §
В Туркменистане государственная политика в области охраны нацио- §
нального нематериального культурного наследия строится на следующих х
е
принципах: во-первых, признание важности значения национального не- 5 материального культурного наследия в качестве фактора обеспечения са- е мобытности туркменского народа, культурного разнообразия и гарантии и устойчивого развития; во-вторых, учет тесной взаимозависимости между § объектами национального нематериального культурного наследия и объ- х ектами национального историко-культурного наследия; в-третьих, стрем- ° ление к обеспечению охраны национального нематериального культур- 0 ного наследия; в-четвертых, признание важности роли сообществ, групп а и в некоторых случаях отдельных лиц в создании, сохранении, передаче § будущим поколениям и возрождении объектов национального нематери- и ального культурного наследия; в-пятых, необходимость более глубокого оо осознания, особенно среди молодежи, важности национального нематериального культурного наследия и его охраны; в-шестых, признание неоценимой роли национального нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению и взаимопониманию между людьми как внутри государства, так и во всем мире.
В Туркменистане принят Закон от 7 мая 2015 г. «Об охране национального нематериального культурного наследия», утверждена Государственная программа сбора, учета, исследования, сохранения и защиты нематериального культурного наследия страны на 2015-2020 гг., а также План мероприятий по ее реализации.
На территории Туркменистана национальное нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами; знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной.
291
К устным традициям и формам выражения относятся следующие объекты национального нематериального культурного наследия: устный фольклор, включая дестаны, эпосы, легенды, сказки; ритуальная и неритуальная поэтическая лирика; поздравления, заговоры, загадки, пословицы, поговорки; другие объекты, отвечающие данной области проявления национального нематериального культурного наследия.
К исполнительским искусствам относятся: традиции и проявления музыкального искусства; творчество, представленное в синкретической вербально-музыкальной форме (колыбельные, плачи, ритуальные, свадебные песни); традиции и проявления хореографического искусства или хореографической практики; национальные детские игры, национальные спортивные игры; другие объекты, отвечающие данной области проявления национального нематериального культурного наследия.
В настоящее время в Туркменистане формируется Национальный список нематериального культурного наследия Туркменистана, который представляет собой государственную информационную систему, включающую банк данных, состоящих из регулярно обновляемых сведений и документов о правовом статусе, об описании, о культурной ценности, принадлежности и об оценке сохранности объектов национального нематериального культурного наследия.
В 2015 г. Репрезентативный список культурного наследия человечества пополнился представленной от Туркменистана номинацией «Эпическое искусство Героглы» (образец дестанного исполнительства туркменского народа, традиция устных рассказов, описывающих подвиги легендарного туркменского героя и его соратников).
В Республике Узбекистан Президентом страны подписан Закон от 9 апреля 2009 г. «О внесении изменений в Закон «Об охране и ис-см пользовании объектов культурного наследия». Согласно данному зако-о1 ну в понятие «объекты материального культурного наследия» включены ансамбли, достопримечательности и памятники, а в понятие «объекты ^ нематериального культурного наследия» — обычаи, народное творче-° ство (искусство слова, танцы, музыка, представления), а также связанные с ними, народными художественными промыслами и прикладным искусством знания, навыки, инструменты, артефакты, культурные про-292 странства. В результате нормы Закона «Об охране и использовании объектов культурного наследия» приведены в соответствие с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия».
В Узбекистане охраняются следующие проявления нематериального культурного наследия: устные традиции и формы выражения, в том числе язык как носитель нематериального культурного наследия; исполнительские искусства, в том числе актерская игра, музицирование, пение, танцы и др.; обычаи, обряды, праздники; знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Список объектов нематериального культурного наследия представляет собой учетный документ, содержащий обновляемые сведения об объектах нематериального культурного наследия.
Специальный закон об охране нематериального культурного наследия в Республике Узбекистан не принят. Данные вопросы регулируются законом об охране национального историко-культурного наследия. Кабинет министров Республики Узбекистан принял постановление от 7 октября 2010 г. № 222 «Об утверждении Государственной программы по охране объектов нематериального культурного наследия, сохранению, пропаганде и их использованию в 2010—2020 гг.», направленное на реализацию положений Конвенции ЮНЕСКО.
В Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества Республику Узбекистан представляют: Катта Ашула — традиционное песнопение; Новруз совместно с Азербайджаном, Индией, Ираном, Кыргызстаном, Пакистаном, Турцией; музыка «шашмаком» совместно с Таджикистаном; культурное пространство района Бойсун.
Итак, исходя из анализа международных соглашений, принятых в рамках ЮНЕСКО и СНГ, считаем целесообразным в национальном законодательстве стран СНГ закрепить права граждан в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов нематериального культурного наследия (нематериальных историко-культурных ценностей), а именно:
— на доступ к объектам нематериального культурного наследия (доступность культурных ценностей);
— на беспрепятственное получение информации об объектах немате -риального культурного наследия;
— на участие в сохранении, изучении, передаче и популяризации объекта нематериального культурного наследия на добровольной основе.
С целью унификации и гармонизации законодательства полагаем необходимым Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ принять Модельный закон СНГ «Об охране фольклора».
Продолжаем последовательно отстаивать идею преподавания в учреждениях образования правовых аспектов охраны, использования и восстановления историко-культурного наследия, составной частью которого является нематериальное культурное наследие во всех его проявлениях. Считаем, что полученные знания помогут будущему специалисту оптимально реализовать себя в различных комплексных международных, национальных и региональных программах сохранения и исполь- 93 зования культурного наследия.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь)
Мартыненко И. Э., доктор юридических наук, профессор, .заведующий кафедрой гражданского права и процесса E-mail: martinenko@tut.by Тел.: +375-152-450-00-02
Grodno State University named after Yanka Kupala (Belarus)
Martynenko I. E., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Civil Law and Process Department
E-mail: martinenko@tut.by Tel.: +375-152-450-00-02