Научная статья на тему 'Нематериальное культурное наследие финно-угорских народов как объект каталогизации'

Нематериальное культурное наследие финно-угорских народов как объект каталогизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
690
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / "СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2015 ГОДЫ" / ЕДИНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РФ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / AN OBJECT OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / FINNO-UGRIC PEOPLES / "PRESERVATION OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2009-2015" / SINGLE ELECTRONIC CATALOG OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLES OF THE RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна

Поднимается проблема отражения нематериального культурного наследия финно-угорских народов с целью его идентификации, документирования, исследования, сохранения, защиты, популяризации и возрождения в современных социокультурных практиках. Анализируется зарубежный и отечественный опыт ревитализации объектов нематериального культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intangible cultural heritage of Finno-Ugric peoples as the object of cataloging

The article raises the issues of the intangible cultural heritage of the Finno-Ugric peoples for the purpose of identification, documentation, research, preservation, protection, promotion and revival in the contemporary socio-cultural practices. We analyze foreign and domestic experience of revitalization of the intangible cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Нематериальное культурное наследие финно-угорских народов как объект каталогизации»

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ КАК ОБЪЕКТ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Ю. А. ЕЛИСЕЕВА,

доктор философских наук, заведующий кафедрой библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

В последние годы в зарубежном и отечественном социогуманитарном дискурсе актуализировалась проблематика сохранения и использования культурного наследия. Представляется, что при всем многообразии подходов к выявлению его сущности [1; 2; 7; 9 и др.] культурное наследие в общем виде может быть дефиницировано как сложноструктурная система материальных и духовных ценностей человечества, обеспечивающих поддержание его жизнеспособности. В наполнении двух базовых подсистем этой системы - материального и духовного (нематериального) - мы солидарны с Д. С. Лихачевым, который в проекте Декларации прав культуры относил к первой подсистеме музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а ко второй - язык, идеалы, традиции [8].

Отметим, что четкие границы между указанными подсистемами провести нельзя: они тесно взаимодействуют, пронизывают друг друга благодаря многочисленным связям. При этом материальное культурное наследие как объект теоретического исследования и практической деятельности более «наглядно», что хорошо заметно на законодательном уровне. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона

№ 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и другими предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, являющиеся ценностью с позиций истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и выступающие свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [11].

Нематериальное культурное наследие (НКН) играет важную роль в историческом развитии человечества, наделяя материальные объекты культурными смыслами. Характерно, что наряду с термином «нематериальное» («non-material») зарубежные исследователи часто используют дефиницию «неосязаемое» («intangible»): она частично снимает онтологическую дуальность материального-нематериального и подчеркивает идеальный характер передачи культурной традиции. Существует и более детальная музееведческая классификация, согласно которой выделяются три категории нематериального культурного наследия:

© Елисеева Ю. А., 2016

1) выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, особенности быта, фольклор и др.);

2) формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество);

3) символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие [10].

Безусловно, компоненты НКН более неустойчивы в пространстве-времени культуры по сравнению с материальным наследием, что особенно заметно на примере этнокультурных феноменов. Под влиянием глобализационных тенденций и процессов коммерциализации культуры нематериальное культурное наследие этносов стремительно утрачивается, и без специальных мер по его воспроизводству человечество рискует значительно обеднить свой культурный запас. Осознание этой угрозы датируется 70-80-ми гг. ХХ в., когда ЮНЕСКО начала разрабатывать рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора. Позднее, в первом «Докладе о состоянии мировой культуры» ЮНЕСКО (1998), Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) и Стамбульской декларации (2002), многие положения этих рекомендаций были концептуализированы и послужили базисом для принятия более известной Конвенции об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.), которая была ратифицирована 30 государствами и вступила в силу 20 апреля 2006 г.

В данном программном документе акцентируется значение НКН как «горнила культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития» [5]. Нематериальное культурное наследие дефиницирует-ся как совокупность обычаев, форм представления и выражения, знаний и навыков, а также связанных с ними инструментов, предметов, артефактов и культурных пространств, признанных сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве их культурного наследия. Также в Конвенции об охране немате-

риального культурного наследия (Конвенции) подчеркивается факт передачи понимаемого подобным образом НКН от поколения к поколению, его постоянного воссоздания сообществами и группами с одновременным формированием у них чувств самобытности и преемственности [5].

Характерной чертой Конвенции является ориентация на практическую работу с объектами НКН, для чего четко выделяются области его проявления:

а) устные традиции и формы выражения, включая язык;

б) исполнительские искусства;

в) обычаи, обряды, празднества;

г) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

д) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

К процессам обеспечения жизнеспособности НКН отнесены его идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, передача (с помощью формального и неформального образования) и возрождение различных его аспектов. Очевидно, что системный подход к реализации указанных процессов предполагает обязательную фиксацию результатов деятельности. Это обусловливает необходимость создания и регулярного обновления государствами-участниками специальных перечней. Они интегрируются в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, аналог Списка всемирного культурного наследия. Второй список НКН, нуждающегося в срочной охране, устанавливает приоритетность принятия мер по его сохранению.

Хотя Российская Федерация не ратифицировала рассматриваемую Конвенцию, в стране накапливается опыт сохранения НКН населяющих ее народов. Еще в 2000 г. Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ) выступил с инициативой и включился в реализацию международного проекта ЮНЕСКО «Программа провозглашения шедевров устного и нематериального наследия человечества» в качестве основного партнера от российской стороны. Участие России в

I^Ijyfj Финно-угорский мир. 2016. № 3

проекте способствовало появлению комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в этом направлении как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в 2008 г. была разработана и утверждена «Концепция сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы», на базе которой принята целевая программа «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 20092015 годы». Работа над этим важным документом обнаружила дискуссионность подходов к пониманию профильных проблем: «Несмотря на то, что при разработке программы учитывалась необходимость преемственности по отношению к существующим российским и международным законодательным актам и нормам, тем не менее серьезные разногласия возникли уже в части определения основных понятий» [4, 63]. В результате в программе фигурирует определение, предложенное ЮНЕСКО [6]. К основным целям программы относятся: охрана и восстановление видов и форм традиционной народной культуры, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям, популяризация лучших образцов НКН, поддержка мастеров - носителей культурных традиций.

Большое внимание в ходе реализации рассматриваемой программы было закономерно уделено созданию Электронного каталога объектов нематериального культурного наследия народов России (URL: http://www.rusfolknasledie.ru) под эгидой ГРДНТ. Каталог представляет собой информационную систему, включающую в себя базу данных объектов НКН, или ОНКН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение - графика, фото, видео и звук). В структурном плане информация об объектах разбита на следующие разделы: 1) устное народное творчество (в том числе исполнительские искусства); 2) празднично-обрядовая культура; 3) игровая культура; 4) техники и технологии.

В 2013 г. Министерство культуры Российской Федерации декларировало новый взгляд на проблему сохранения НКН народов страны [3]. После осознания необходимости разработки концепции в соответствии с актуальным уровнем научного знания о традиционной народной культуре была создана иная структура каталога. В ее основу легли научные методы классификации ОНКН в Государственном институте искусствознания, сотрудничающем с ведущими специалистами из крупнейших вузов России и научно-исследовательских учреждений Российской академии наук. Были введены стандарты описания, отвечающие требованиям современной науки.

8 февраля 2015 г. Министерство культуры России объявило о запуске обновленной версии единого интернет-портала культурного наследия и традиций народов России «Культура.рф» (URL: http://www. culture.ru). На этом портале в разделе «Традиции» размещен Единый электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (URL: http://www.culture.ru/objects/ tradition), работу над созданием которого ведут специалисты Государственного института искусствознания и Государственного республиканского центра русского фольклора.

В каталоге логично представлены четыре главные категории ОНКН.

1. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы:

• мифологические представления и верования,

• обряды,

• празднества,

• необрядовые трудовые практики.

2. Конфессиональные практики в народной культуре:

• неканонические богослужебные обряды и практики,

• почитание святых мест и предметов.

3. Народное исполнительство:

• словесные жанры,

• вокальные и вокально-инструментальные жанры (календарно-

обрядовые, жизненного цикла, музыка празднеств, трудовые припевки, неприуроченные жанры, жанры конфессиональных практик),

• инструментальная музыка,

• хореографические формы,

• наследие выдающихся народных исполнителей.

4. Традиционные технологии:

• изготовление музыкальных инструментов,

• изготовление ритуальных предметов,

• строительство,

• традиционные ремесла,

• изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров и украшений,

• приготовление традиционной пищи.

Для сбора необходимой информации и выявления новых ОНКН были проведены фольклорно-этнографические экспедиции во многих регионах России, каталогизировано более 300 объектов (на 01.07.2016 г.). Однако следует с сожалением констатировать, что финно-угорский мир в настоящее время представлен в каталоге достаточно слабо и фрагментарно. При использовании фильтра «этнос» можно получить скромные результаты (табл. 1).

Таблица 1

Объекты нематериального культурного наследия финно-угорских народов, представленные в Едином электронном каталоге ОНКН

(на 01.07.2016 г)

Все объекты, заносимые в каталог, паспортизируются. Образец паспорта ОНКН приведен в табл. 2.

Таблица 2

Паспорт ОНКН «Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края»

Этнос Объект нематериального культурного наследия

Мордва-мокша Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края

Технология изготовления свадебного креста свахи (авакуды)

Коми-пермяки Технология изготовления многоствольных флейт пэлян у коми-пермяков

Традиции игры на многоствольных флейтах пэлянах коми-пермяков

Певческая традиция деревни Кукушка Кочевского района Пермского края

Нганасаны Шаманский обряд с посохом у нганасан

Удмурты Весенний обряд акашка кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Летние моления закамских удмуртов

Этнос Мордва-мокша

Язык Мокша-мордовский

Автор описания Шахов Павел Сергеевич, аспирант кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. e-mail: pashahoff@mail.ru

Экспедиция Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки. Год, собиратели: 2008 - Н. В. Леонова, М. А. Овчарова, П. С. Шахов; 2011 -П. С. Шахов. Место фиксации: Алтайский край, Залесовский район, с. Малый Калтай. Место хранения: Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, сибирские мордовские коллекции А 0236 (с. Малый Калтай, Камышенка) и А 0252 (с. Малый Калтай)

История выявления и фиксации Обширные полевые материалы, собранные алтайскими этнографами-историками (Т. К. Щегловой, М. А. Ов-чаровой) начиная со второй половины 1990-х гг., легли в основу ряда статей, посвященных свадебному обряду мордвы Алтайского края. В монографии и диссертации М. А. Овчаро-вой, а также в приведенной в библиографии статье можно обнаружить некоторые сведения о свадебной обрядности мордвы-мокши Алтайского края. Фрагменты этнографического описания свадебного обряда мордвы-мокши Малого Калтая рассредоточены в монографии мордовских исследователей, принимавших участие в историко-этнографической экспедиции по Алтайскому краю в 2002 г. (стр. 211, 217, 221-223). Старшей научной сотруднице НИИЯЛИЭ Мордовской АССР Эльвире Николаевне Таракиной принадлежит заслуга первооткрывателя музыкального фольклора мордвы-мокши Алтайского края (с. Малый Калтай и Ка-мышенка). Попытка выполнить комплексное описание свадебного обряда мордвы-мокши с. Малый Калтай, включая раскрытие фольклорно-музыкального содержания, предпринята в статьях П. С. Шахова. В настоящее время Н. В. Леоновой, М. А. Овчаровой и П. С. Шаховым реализуется исследовательский проект «Свадебная обрядность мордвы Сибири: опыт комплексного исследования процессов адаптации и трансформации», финансируемый Российским гуманитарным научным фондом (проект № 13-04-00123-а)

I F][j) Финно-угорский мир. 2016. № 3

Окончание таблицы 2

Библиография 1. Волкова М. С., Щанкина Л. Н. Семейные обычаи и обряды // Никоно-ва Л. И. и др. Мордва юга Сибири / под ред. В. А. Юрченкова и др. (НИИ гуманитар. наук при Правительстве РМ). Саранск, 2007. С. 211, 217, 221-223. 2. Овчарова М. А. Свадебная обрядность мордвы Залесовского Причумы-шья: традиции и новации // Алтайская деревня во второй половине XIX - начале XX в. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. Вып. 2. С. 119-131. Электронный ресурс. URL: http://new.hist.asu.ru/ biblio/derevnia2/10.html#text3. 3. Овчарова М. А. Мордва Алтая: история и этнокультурные процессы. Новосибирск: Изд. Института археологии и этнографии СО РАН, 2010. 228 с. 4. Шахов П. С. Живая память прошлого: Реконструкция свадебного обряда мордвы-мокши Алтайского края // Центр и периферия. Научно-публицистический журнал. Саранск: Изд-во НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2010. № 2. С. 88-94. 5. Шахов П. С. Корильные песни мокша-мордовской свадьбы Сибири: «Из песен слов не выбрасывают...» // Центр и периферия. Научно-публицистический журнал. Саранск: Изд-во НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (в печати).

Дата публикации 16.10.2014 г.

Анализ приведенных в табл. 1 и 2 данных свидетельствует о том, что выбор объектов для каталогизации продиктован интересами отдельных исследователей, что характерно отнюдь не только для финно-угорского мира. Проблемы выявления, сохранения, изучения и популяризации ОНКН в немалой степени связаны с тем, что их решением занимаются специалисты и учреждения многих профилей: «Это и ученые раз-

личных специальностей (историки, этнографы, филологи, музыковеды, искусствоведы, культурологи), и учреждения, относящиеся к разным ведомствам и соответственно осуществляющие разнонаправленную деятельность (научно-исследовательские институты, образовательные учреждения высшей школы, культурно-просветительные учреждения). Следствием является недостаточная скоординированность усилий специалистов базовых специальностей в данной сфере, нуждающаяся в централизованной государственной поддержке» [3].

Таким образом, систематической работы по каталогизации ОНКН финно-угорского мира специалистами пока не ведется, между тем потребность в ее результатах велика. Представляется, что Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, реализующий такое перспективное направление работы, как «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» (ПНР-2), должен активно включиться в решение обозначенной проблемы, тем более что во многих структурных подразделениях вуза (Институт национальной культуры, Историко-социологический институт, филологический факультет, юридический факультет и др.) накоплен огромный экспедиционный материал. Его структурирование с последующим размещением в Едином электронном каталоге ОНКН народов РФ может стать одним из перспективных направлений работы информационно-ресурсного центра «Наследие финно-угорских народов».

Поступила 18.07.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Баллер, Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие / Э. А. Баллер. - Москва : Наука, 1987. - 56 с.

2. Бергер, П. Многоликая глобализация. Культурное многообразие в современном мире / П. Бергер, С. Хантингтон. - Москва : Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

1. Buller, E. A. (1987), Social and cultural heritage, Moscow: Nauka.

2. Berger, P. and Huntington, S. (2004), Many Faces of Globalization. Cultural diversity in the contemporary world, Moscow: Aspekt Press.

3. The State report on the state of culture in the Russian Federation in 2013, avai-

3. Государственный доклад о состо-янии культуры в Российской Федера -ции в 2013 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2014/11_07_2014_7.doc. - Дата обращения: 13.07.2016.

4. Каргин, А. С. Сохранение нематериально -го культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке / А. С. Каргин, А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. - 2008. -Вып. 3. - С. 59-71.

5. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] / ООН. - Режим доступа: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ cultural_heritage_conv.shtm. - Дата обращения: 12.07.2016.

6. Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы : прил. к приказу Минкультуры России от 17.12.2008 г. № 267 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_98439. - Дата обращения: 10.07.2016.

7. Культурное и природное наследие России : (концепция и программа комплексного атласа) / Ю. А. Веденин [и др.] ; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. - Москва : [б. и.], 1995. - 118 с.

8. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. - 2006. - № 2. - С. 23-37.

9. Наследие и современность : информ. сб. -Москва : Институт наследия, 2013. - Вып. 20. - 224 с.

10. Нематериальное культурное наследие [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия. - Режим доступа: http://www.museum.ru/RME/ dictionary. asp?31. - Дата обращения: 11.07.2016.

11. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро -дов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www. c onsultant. ru/do cume nt/cons_ doc_LAW_37318/8aa9478dba49e6a5c2 51a3332d51e78e4839a9d8. - Дата обращения: 10.07.2016.

lable: mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2014 / 11_07_2014_7.doc [accessed 13 July 2016].

4. Kargin, A. S. and Kostin, A.V. (2008), Preservation of intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation as a priority of Russian cultural policy in the XXI century, Knowledge. Comprehension. Skills, Vol. 3, p. 59-71.

5. Convention of the protection of the Intangible Cultural Heritage, available: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions / cultural_heritage_conv.shtm [accessed 07 December 2016].

6. The concept of preservation and development of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation for 2009-2015: adj. to the order of the Ministry of Culture of Russia, dated 17.12.2008, the number 267, available: http://www.consul-tant.ru/document/ cons_doc_LAW_98439 [accessed 07 October 2016].

7. Vedenin, Yu. A. ed. (1995), Cultural and Natural Heritage of Russia (the concept and program of complex atlas), Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage, Moscow.

8. Likhachev, D. S. (2006), Declaration of cultural rights and its international importance, Science and Life, № 2, p. 23-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Heritage and Modernity (2013), Collection of articles, Vol. 20, Moscow: Institute of Heritage.

10. Intangible cultural heritage, Russian Museum Encyclopedia, available: http://www.mu-seum.ru/RME/ dictionary. asp 31? [accessed 07 November 2016].

11. On the objects of cultural heritage (monuments of history and culture), of the peoples of the Russian Federation, Feder. Law of 25.06.2002 number 73-FZ (ed. by 03.09.2016), Consultant, available: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37318/8aa9478dba49e6a5c2 51a3332d51e78e4839a9d8 [accessed 07 October 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.