Научная статья на тему 'Правовая охрана морской среды Арктики от загрязнения чужеродными видами'

Правовая охрана морской среды Арктики от загрязнения чужеродными видами Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
376
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУЖЕРОДНЫЕ ВИДЫ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАЗИИ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАСТАНИЕ / СУДОВЫЕ БАЛЛАСТНЫЕ ВОДЫ / ИНТРОДУКЦИЯ ВИДОВ / АККЛИМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ / МОРСКАЯ СРЕДА / АРКТИКА / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ALIEN SPECIES / BIOLOGICAL INVASIONS / BIOLOGICAL FOULING / SHIP BALLAST WATER / SPECIES INTRODUCTION / SPECIES ACCLIMATIZATION / MARINE ENVIRONMENT / ARCTIC / GLOBAL WARMING / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Куделькин Николай Сергеевич

Рассмотрены вопросы, связанные с биологическим загрязнением морской среды применительно к Арктическому региону. Указывается на то, что актуальность данной проблемы для Арктики с течением времени будет возрастать. Исследованы международно-правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, а также отечественное законодательство. Даются предложения по совершенствованию правового регулирования в области охраны природной среды Арктики от нежелательных биологических инвазий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Куделькин Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues related to biological pollution of the marine environment in relation to the Arctic region are considered. It is indicated that the relevance of this problem for the Arctic will increase over time. International legal acts regulating relations in this sphere, as well as domestic legislation are studied. Proposals are made to improve the legal regulation in the field of protection of the Arctic environment from unwanted biological invasions.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана морской среды Арктики от загрязнения чужеродными видами»

л

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Проблемы сохранения биологического разнообразия

Николай Сергеевич КУДЕЛЬКИН,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права РАН nkkix@inbox.ru 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10

© Н. С. Куделькин, 2019

ПРАВОВАЯ ОХРАНА МОРСКОЙ СРЕДЫ АРКТИКИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫМИ ВИДАМИ

Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с биологическим загрязнением морской среды применительно к Арктическому региону. Указывается на то, что актуальность данной проблемы для Арктики с течением времени будет возрастать. Исследованы международно-правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, а также отечественное законодательство. Даются предложения по совершенствованию правового регулирования в области охраны природной среды Арктики от нежелательных биологических инвазий. Ключевые слова: чужеродные виды, биологические инвазии, биологическое обрастание, судовые балластные воды, интродукция видов, акклиматизация видов, морская среда, Арктика, глобальное потепление, охрана окружающей среды, Арктическая зона Российской Федерации.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.53.1.110-119

N. S. KUDELKIN, Candidate of legal sciences, Senior researcher of the Sector of Environmental Land and Agrarian Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences nkkix@inbox.ru 119019, Russia, Moscow, ul. Znameka, 10 LEGAL PROTECTION OF THE ARCTIC MARINE ENVIRONMENT FROM POLLUTION BY ALIEN SPECIES Abstract. The issues related to biological pollution of the marine environment in relation to the Arctic region are considered. It is indicated that the relevance of this problem for the Arctic will increase over time. International legal acts regulating relations in this sphere, as well as domestic legislation are studied. Proposals are made to improve the legal regulation in the field of protection of the Arctic environment from unwanted biological invasions. Keywords: alien species, biological invasions, biological fouling, ship ballast water, species introduction, species acclimatization, marine environment, Arctic, global warming, environmental protection, Arctic zone of the Russian Federation.

в

ЕСТНИК KV*****™Н О. ЛЛЛ

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана морской среды Арктики имени o.e. кугафина(мгюА) от загрязнения чужеродными видами

В настоящее время инвазии чужеродных видов причисляются к одной из самых серьезных угроз для биоразнообразия во всем мире, актуален этот вопрос и для Арктики, которая характеризуется чувствительными к любому воздействию экосистемами, в том числе и морскими. Инвазивные виды оказывают серьезное воздействие на экономику, окружающую среду, здоровье человека и, как следствие, создают серьезные преграды для устойчивого развития. Научным сообществом инвазивные виды отнесены к одной из четырех основных угроз для мирового океана наряду с такими опасными явлениями, как загрязнение морской среды с суши, чрезмерная эксплуатация морских биологических ресурсов, изменение либо повреждение морских экологических систем1. Среди основных источников загрязнения морской среды чужеродными организмами особое место занимают балластные воды, которые могут содержать бактерии и вирусы, представителей животного мира, переносить различные виды микроводорослей, включая токсичные, которые способны вызывать опасные цветения воды, известные как «красные приливы». Воздействие таких явлений на человека хорошо задокументировано и включает в себя паралитическое отравление моллюсками, которое может привести к тяжелым последствиям для здоровья и даже стать причиной смерти2.

В качестве других источников биологических инвазий можно назвать биообрастание судов, проникновение чужеродных видов в морскую среду через систему каналов и реки, аквакультуру, выпуск в окружающую среду обитателей аквариумов и прудов, выпуск организмов, предназначенных для использования в качестве живого корма, преднамеренную интродукцию и т.д. Следует отметить, что проникновение чужеродных видов в несвойственную для них среду, как правило, происходит незаметно, а последствия проявляются не сразу, зачастую спустя очень продолжительное время, при этом их масштабы могут характеризоваться как экологическая катастрофа, а их устранение чрезвычайно сложно или невозможно вовсе. Таким образом, проблема охраны морской среды от загрязнения чужеродными видами становится весьма актуальной в современном мире, особенно интересна ее правовая составляющая.

Итак, начнем рассмотрение данного вопроса с такого вида загрязнения, как перенос чужеродных видов судами.

Одни из первых случаев интродукции видов в новые районы относятся еще к XIII в., когда люди начинали продвигаться дальше через океаны, исследуя и узнавая мир. Количество таких инцидентов возрастало, сначала медленно, затем все быстрее, вместе с увеличением интенсивности морской деятельности, свя-

была обнаружена в проливе Скагеррак. Позднее она был снова замечена в Се-

The GloBallast Story: Reflections from a Global Family. GEF-UNDP-IMO. GloBallast

СП -

занной главным образом с торговлей между странами. Особенно это стало заметно после промышленной революции, которая проложила путь к современной От глобальной экономике3. нЭ

тЫ

о Г

Гх

В 1903 г. одноклеточная водоросль, известная ученым как Odontella sinensis,

URL: http://archive.iwlearn.net/globallast.imo.org/ (дата обращения: 31.10.2018). О "О

>

URL: http://archive.iwleam.net/globallast.imo.org/the-invasive-aquatic-species-2/index.html (дата обращения: 31.10.2018).

IS ПЯ

Partnerships Programme. GloBallast Monograph. No. 25. P. 11. ОБРАЗИЯ

>

2

3

в Ж УНИВЕРСИТЕТА

L-имени O.E. Кугафина (МГЮА)

верном море и в 1909 г. зарегистрирована у г. Плимут (Англия). Хотя подобные водоросли обитают во всех океанах и морях, этот конкретный вид, как известно, предпочитает теплые тропические воды Индо-Тихоокеанского региона, а не холодные северные моря. Этот морской организм попал в учебники истории как один из первых зафиксированных случаев водных инвазий. Но каким образом тропические водоросли оказались на другом конце света? В середине XX в. стало ясно, что балластные воды, перевозимые судами, виновны в переселении не только этих водорослей, но и множества других видов4.

В настоящее время судами по всему миру перевозится приблизительно 10 мдрд тонн балластных вод в год, в свою очередь, вместе с ними каждый час перемещается большое количество разнообразных водных растений, микробов и животных. Несмотря на то, что некоторые виды не могут выжить при сбросе в среду, отличную от той, в которой они обитают, другие могут попасть в пригодные для себя условия и в отсутствие естественных хищников способны быстро утвердиться и размножаться в таком количестве, которое может привести к катастрофическим последствиям для их новых ареалов обитания5.

Неудивительно, что такая глобальная проблема, как водные инвазии чужеродных видов, не могла оставаться без внимания мирового сообщества, и 13 февраля 2004 г. в Лондоне была заключена Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Пунктом 1 ст. 18 рассматриваемой Конвенции предусмотрены условия, необходимые для ее вступления в силу: Конвенция «вступает в силу через двенадцать месяцев после даты, на которую не менее тридцати государств, общая валовая вместимость торговых судов которых составляет не менее тридцати пяти процентов валовой вместимости судов мирового торгового флота, либо подписали ее без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения, либо сдали необходимый документ о ратификации, принятии, утверждении или присоединении в соответствии со статьей 17 указанного документа». На выполнение этих сложных условий ушло довольно продолжительное время. Конвенция вступила в силу 8 сентября 2017 г более чем через 13 лет после ее принятия. Российская Федерация присоединилась к ней 28 марта 2012 г6.

Конвенцией устанавливаются два стандарта D-1 «Стандарт замены балластных вод» и й-2 «Стандарт качества балластных вод».

Судно при осуществлении замены балластных вод для соблюдения стандарта, содержащегося в правиле D-1, насколько это возможно, должно производить такую замену на расстоянии не менее 200 морских миль от берега и над глубинами не менее 200 метров.

В случае невозможности замены балластных вод в соответствии с назваными выше условиями такая замена должна осуществляться на максимально удаленном от берега расстоянии, но не ближе 50 морских миль от него и над глубинами

4 Cm.: The GloBallast Story: Reflections from a Global Family. GEF-UNDP-IMO. GloBallast Partnerships Programme. GloBallast Monograph No. 25. P. 11.

5 Cm.: The GloBallast Story: Reflections from a Global Family. GEF-UNDP-IMO. GloBallast Partnerships Programme. GloBallast Monograph No. 25. P. 12.

6 C3 P0. 2012. № 14. CT. 1652.

в

ЕСТНИК Кудельки»Н О л Л "Э

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана морской среды Арктики имени o.e. кугафина(мгюА) от загрязнения чужеродными видами

не менее 200 метров. Однако если произвести замену балластных вод в соответствии с рассмотренными выше параметрами невозможно, государство порта может установить районы для замены балластных вод.

Данные правила имеют под собой научную основу и объясняются следующими фактами. Как указывает доктор биологических наук А. Ю. Звягинцев, открытые воды (с глубинами более 50 м), как правило, расположены за пределами континентального шельфа. Соответственно, биоразнообразие таких районов существенно ниже, чем в прибрежной зоне. В таких районах разнообразие биотопов более скудное, следовательно, у инвазивных организмов меньше шансов освоиться. Кроме того, чем больше расстояние до берега (к которому обычно направляются вселенцы), тем выше вероятность, что такие организмы будут съедены местными обитателями7.

Стандартом й-2, в свою очередь, установлены требования к количественному содержанию организмов в сбрасываемых балластных водах. Очевидно, что такие требования обеспечивают более высокий уровень охраны морской среды от нежелательных инвазий по сравнению со стандартом D-1, но являются более сложными для соблюдения ввиду необходимости оборудования судов специальными системами.

Обратим внимание на то, что суда, построенные после 8 сентября 2017 г., к моменту завершения постройки должны соответствовать стандарту й-2. Для судов, построенных до этой даты, предусмотрен переходный период, в течение которого они должны быть оборудованы системой управления балластными водами.

Особый интерес представляет правило С-1 рассматриваемой Конвенции, согласно которому Сторона, самостоятельно либо вместе с другими Сторонами, в случае необходимости может (могут) устанавливать дополнительные меры, направленные на борьбу с переносом инвазивных видов с балластными водами и осадками для конкретных морских районов.

Возможность установления таких дополнительных требований особенно актуальна для морей Арктики, отличающихся чрезвычайно хрупкими экосистемами.

Согласно ст. 9 рассматриваемой Конвенции судно, подпадающее под ее действие, может быть проверено уполномоченными лицами с целью установления соответствия судна требованиям Конвенции. Проверка может осуществляться в любом порту или на удаленном от берега терминале другой Стороны.

Пункт 1 ст. 8 рассматриваемой Конвенции запрещает любое нарушение требований, предусмотренных ею. Санкции за совершенное нарушение устанавли- т ваются в соответствии с законодательством Администрации судна-нарушителя, О Р при этом неважно, где именно было совершено нарушение. Пункт 3 указанной От выше статьи обязывает Стороны предусматривать в своем законодательстве

санкции, которые должны быть достаточно строгими, для того чтобы предупреждать нарушения Конвенции.

в дальневосточных морях России // Вестник Дальневосточного отделения Российской

ты п П

Можно констатировать, что Международная конвенция о контроле судовых

балластных вод и осадков и управлении ими является единственным специаль- Ор

Г>

31

7 См.: Звягинцев А. Ю. Организация мониторинга балластных вод и морских биоинвазий 3 Н

□ Я

академии наук. 2009. № 3 (145). С. 33. ОБРАЗИЯ

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-имени O.E. Кугафина (МГЮА)

ным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным исключительно вопросам борьбы с инвазиями чужеродных видов в морской среде. Несмотря на то, что Конвенция посвящена только одному из многих источников водных инвазий — судовым балластным водам и осадкам, ее вклад в защиту морской среды, морского биологического разнообразия, а в некоторых случаях экономических интересов широкого круга лиц, а также здоровья людей переоценить невозможно.

Биообрастание судов, как и балластные воды, может способствовать переносу и вселению живых организмов в новую для них среду обитания. Однако при рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать то, что борьба с биообрастанием подводной части корпусов морских судов является и проблемой технической эксплуатации флота, поскольку присутствие обрастания на корпусе, винторуле-вом комплексе судна оказывает серьезное влияние на увеличение трения при его движении. Согласно данным исследований наличие биообрастания на корпусе судна увеличивает расход топлива и эмиссию парниковых газов до 50 % по сравнению с гладким корпусом8.

Таким образом, биообрастание является не только источником нежелательных инвазий в морскую среду, но также способствует глобальному потеплению, которое является серьезной угрозой для природы и человечества. Поскольку помимо экологических угроз оно приводит к финансовым потерям судовых компаний, становится очевидным, что судовладельцы заинтересованы в эффективных мерах противодействия этому явлению. При этом для борьбы с такими обрастаниями часто использовались и продолжают использоваться средства, представляющие опасность для морской среды. Ввиду перечисленных выше факторов рассматриваемая проблема становится многогранной, и каждый из названных вопросов нуждается в повышенном внимание со стороны как юристов, так и представителей естественных наук, например морских биологов.

В целях снижения негативного влияния противообрастающих систем на морскую среду и здоровье человека 5 октября 2001 г. в Лондоне была заключена Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах9, Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции 9 августа 2012 г.10 В соответствии с п. 1 ст. 4 рассматриваемой Конвенции каждая из сторон документа должна запретить или ограничить нанесение (в том числе и повторное), а также установку или использование вредных противообрастающих систем. Перечень вредных противообрастающих систем указан в Приложении 1 к названной Конвенции.

В настоящее время в качестве средств для борьбы с биообрастанием обычно применяются краски контактного действия, в которых в качестве токсинов используется закись меди. Иногда для повышения эффективности таких средств в них добавляют гербициды. Очевидно, что такие вещества, несмотря на их соответствие Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, представляют определенную опасность для

8 URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=69195 (дата обращения: 28.10.2018).

9 Бюллетень международных договоров. 2013. № 8.

10 СЗ РФ. 2012. № 33. Ст. 4693.

в

ЕСТНИК Кудельки» Н. С.

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана морской среды Арктики II^J

имени o.e. кугафина(мгюА) от загрязнения чужеродными видами

морских организмов. По мнению специалистов, одними из самых безопасных для морской среды противообрастающих средств являются силиконовые покрытия с высокой поверхностной энергией. Организмы могут закрепиться на таких покрытиях во время стоянки судна, но не смогут удержаться на нем во время его движения11.

Непосредственно вопросам противодействия распространению чужеродных видов посредством биообрастания судов посвящена Резолюция МЕРС.207(62), принятая 15 июля 2011 г.12, — документ, носящий рекомендательный характер. Резолюция содержит меры общего характера, направленные на предотвращение рисков, которые может вызвать биообрастание судов. В их числе: наличие плана управления биообрастанием, включенного в судовую документацию; ведение журнала проверок биообрастания, хранящегося на судне в течение всего срока его эксплуатации. К основным средствам предотвращения биообрастания судов рассматриваемой Резолюцией отнесены противообрастающие системы, которые, в свою очередь, должны соответствовать положениям Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, рассмотренной выше.

Однако несмотря на то, что биообрастание судов является одной из угроз переноса чужеродных видов в морской среде, данная проблема не является очень острой, в отличие от распространения инвазивных организмов через судовые балластные воды, поскольку в борьбе с биообрастанием напрямую заинтересованы судовладельцы, так как это снижает расходы (по причинам, указанным выше), связанные с осуществлением судоходства.

В контексте рассматриваемой проблемы необходимо отметить такой документ, как Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) (21 ноября 2014 г.)13. Полярный кодекс главным образом посвящен вопросам обеспечения безопасности судоходства и охраны морской среды от загрязнения различного рода. Противодействие инвазиям чужеродных видов также не оставлено без внимания. Согласно пп. 4.3. п. 4 части II-B Кодекса, для того чтобы свести к минимуму риск привнесения инвазивных видов в морскую среду Арктики посредством биообрастания, необходимо рассматривать меры по снижению риска ускоренного разрушения противообрастающих покрытий в результате их эксплуатации в условиях полярного льда. При этом дается указание на необходимость учета положений резолюции МЕРС.207(62).

Подпункт 4.2 п. 4 части II рассматриваемого документа содержит положения, б

говорящие о необходимости проверки пригодности такой системы к эксплуатации О Р

в тяжелых условиях полярных вод при выборе системы управления балластны-I водами.

Таким образом, в Полярном кодексе подчеркивается особенность и суровость климатических условий Арктики и указывается необходимость их учета при вы-

□ Б

ми водами. Ие

ты

11 URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detaN.php?ID=69195 (дата обращения: 28.10.2018). Ор

т>

12 URL: http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine-Environment- и j Protection-Committee-(MEPC)/Documents/MEPC.207(62).pdf (дата обращения: 28.10.2018). 3 j

13 Резолюция MSC.385(94). Текст резолюции опубликован на Официальном интернет-пор- О Я

тале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2017 г. ОБРАЗИЯ

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

полнении правил, установленных иными международными документами, не предназначенными специально для Арктического региона.

Еще одним способом привнесения чужеродных организмов в несвойственную для них среду обитания, в том числе и морскую, является их преднамеренная интродукция человеком. Отметим, что такая деятельность может приводить к существенному воздействию на окружающую среду, которое в полной мере может проявиться только спустя очень длительное время, что, впрочем, характерно для всех биоинвазий. В качестве примера преднамеренного вселения человеком в морскую среду Арктики несвойственного ей вида назовем камчатского краба Paralithodes camtschaticus (Т^^, 1815), который был интродуцирован в Баренцево море с Дальнего Востока в 60-х гг. прошлого века для того, чтобы повысить биопродуктивность северных морей СССР. Краб успешно акклиматизировался и со временем заселил всю южную часть Баренцева моря, особенно его прибрежную зону. К 2005 г. по приблизительным оценкам его численность в российских водах составляла 100 млн особей14. Камчатский краб, являясь чужеродным видом для Баренцева моря, представляет потенциальную опасностью для экосистемы реципиента, заключающуюся в истреблении местных видов, усилении конкуренции за жизненные ресурсы, изменении структуры донных сообществ15. Как видно из приведенных данных, последствия намеренной интродукции камчатского краба стали проявляться спустя довольно продолжительное время. Это говорит о том, что предусмотреть в долгосрочной перспективе все неблагоприятные последствия от намеренной интродукции видов не представляется возможным. В этой связи при осуществлении рассматриваемой деятельности необходимо следовать таким принципам, как «принцип предосторожности» и «принцип предупреждения экологического вреда».

При рассмотрении данного вопроса также необходимо упомянуть некоторые другие международные соглашения: Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), согласно ст. 8 которой каждая из Сторон должна предотвращать интродукцию чужеродных видов, в случаях если они представляют опасность для экосистем, мест обитания или видов, а также контролировать или уничтожать инвазивные виды; ст. 196 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), требующую от государств осуществления работы, направленной на предотвращение, сокращение и ограничение загрязнения морской среды, в том числе и в результате преднамеренного или случайного привнесение чужеродных видов, в случае если оно может вызвать значительные и вредные изменения в ней.

Можно констатировать, что на международном уровне установлены правовые основы для осуществления борьбы с чужеродными видами, в том числе попадающим в окружающую среду посредством преднамеренной интродукции. Однако, рассматривая данный вопрос, целесообразно обратится к национальному законодательству, поскольку такая деятельность осуществляется, как правило, на территории конкретных государств, хотя ее последствия могут распространиться и за ее пределы.

14 Соколов В. И., Милютин Д. М. // Зоологический журнал. 2008. Т. 87. № 2. С. 141—155.

15 Павлова Л. В. Экологический рацион камчатского краба в прибрежной мелководной зоне Баренцева моря // Доклады Академии наук. 2015. Т. 463. № 2. С. 244.

в

ЕСТНИК КУДелькин Н С.

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана морской среды Арктики 117

имени o.e. кугафина(мгюА) от загрязнения чужеродными видами

В Российской Федерации основы правового регулирования деятельности, связанной с интродукцией видов водных биологических ресурсов, заложены в ст. 46 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»16, посвященной акклиматизации таких ресурсов. Под акклиматизацией согласно ч. 1 рассматриваемой статьи понимается деятельность по вселению водных биоресурсов в водные объекты. При этом указанная деятельность касается исключительно ценных видов водных биологических ресурсов, ее основной целью является создание их устойчивых популяций. Акклиматизация осуществляется исключительно в водных объектах рыбохозяйственного значения, при этом акклиматизируемые виды не должны были обитать ранее в указанных водных объектах либо утратить свое значение. То есть смыслом данной деятельности является повышение биологической продуктивности водного объекта для более эффективного рыболовства.

Порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов утвержден приказом Росрыболовства от 6 мая 2010 г. № 43317. Согласно п. 3 указанных правил деятельность по акклиматизации водных биоресурсов должна осуществляется строго в соответствии с планом проведения таких работ, при этом сам план должен быть утвержден Росрыболовством. Перед формированием плана необходимо разработать биологические обоснования мероприятий по акклиматизации, которые включают в себя в том числе информацию, касающуюся целесообразности осуществления акклиматизационных мероприятий, предполагаемое влияние акклиматизируемых видов на экосистему, а также населяющие ее ценные виды водных биологических ресурсов и др. (п. 4.1 Порядка). Отметим, что при учете воздействия интродуцируемых видов в рассматриваемом документе основной акцент сделан на влияние, которое они могут оказать на ценные виды водных биологических ресурсов. Однако для целей предупреждения и минимизации негативных последствий деятельности по акклиматизации необходимо оценивать возможное влияние вселяемых видов на всех обитателей водного объекта. Следует положительно охарактеризовать факт того, что биологические обоснования подлежат обязательному одобрению научно-исследовательскими организациями. После такого одобрения обоснования должны пройти экспертизу в учреждении, которое осуществляет анализ и обобщение деятельности рыбоводных предприятий (п. 4.2, 4.3 Порядка).

Важным для целей охраны природы является и тот факт, что на выпуск в водные объекты гибридов водных биоресурсов п. 5 рассматриваемого Порядка ^ установлен запрет. О Р

Обратим внимание на то, что рассмотренные выше положения распростра- От

няются на всю территорию Российской Федерации, включая и Арктическую зону.

В качестве примера правового регулирования национальным законодатель-

ством зарубежных стран, касающегося интродукции видов в не свойственную для них среду обитания, можно назвать Закон об охране окружающей среды Шпицбергена, согласно которому для того, чтобы осуществить выпуск несвойственных для Шпицбергена представителей флоры и фауны в окружающую среду

тЕ

пп

для них среду обитания, можно назвать Закон об охране окружающей среды Шпицбергена, согласно которому для того, чтобы осуществить выпуск несвой- Ор

Ш1

16 СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. I). Ст. 5270.

17 Российская газета. 2010. № 141. ОБРАЗИЯ

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

архипелага, в том числе и морскую среду, необходимо получение разрешения компетентного органа18.

Итак, проблема загрязнения морской среды Арктики чужеродными видами в настоящее время не является еще очень острой, однако со временем ее актуальность будет возрастать как в связи с происходящими изменениями климата, так и из-за интенсификации хозяйственной деятельности в регионе, в том числе и судоходства. Тем не менее данный вопрос уже сейчас заслуживает пристального внимания со стороны ученых, в том числе и юристов.

В целях совершенствования правового регулирования в сфере борьбы с инвазиями чужеродных видов представляется целесообразным:

— на законодательном уровне установить запрет осуществления преднамеренной интродукции не свойственных для природной среды Арктики видов в целях их последующей акклиматизации;

— осуществлять строгий контроль за соблюдением правил, касающихся данной проблематики, установленных в международных соглашениях;

— проводить экологический мониторинг с целью выявления чужеродных видов в регионе;

— выполнять научные исследования с целью определения видов живых организмов, инвазии которых в природную среду Арктики представляются возможными, и разрабатывать стратегию борьбы с ними. При этом необходимо использовать прогностический подход, учитывающий будущие изменения климата, а также направления хозяйственной деятельности, которые могут способствовать привнесению чужеродных видов в регион.

В случае разработки специального закона, посвященного вопросам охраны природы Арктической зоны РФ, представляется необходимым закрепление в нем положений, посвященных противодействию нежелательным инвазиям чужеродных видов. В настоящее время можно вести речь о необходимости принятия международного соглашения об охране природной среды Арктики с целью выработки единых требований в данной сфере (включая и противодействие привнесению чужеродных видов) как для арктических стран, так и для других государств, осуществляющих или планирующих осуществлять деятельность в регионе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К., Савва В. М. Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов : академический учебник для магистратуры / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М. : Норма, 2019. — 308 с.

2. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Институциональные проблемы реализации в Российской Федерации требований ВТО применительно к сфере охраны окружающей среды // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2015. — № 1. — С. 96—103.

18 См.: Вылегжанин А. Н., Зиланов В. К., Савва В. М. Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов : академический учебник для магистратуры / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М. : Норма, 2019. С. 112.

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

ЕСТНИК

Куделькин Н. С.

Правовая охрана морской среды Арктики от загрязнения чужеродными видами

119

3. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Правовые аспекты обеспечения экологической безопасности топливно-энергетического комплекса современной России // Нефтяное хозяйство. — 2015. — № 8. — С. 122 —124.

4. Звягинцев А. Ю. Организация мониторинга балластных вод и морских биоинвазий в дальневосточных морях России // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2009. — № 3 (145). — С. 32—39.

5. Павлова Л. В. Экологический рацион камчатского краба в прибрежной мелководной зоне Баренцева моря // Доклады Академии наук. — 2015. — Т. 463. — № 2. — С. 244—249.

6. Соколов В. И., Милютин Д. М. // Зоологический журнал. — 2008. — Т. 87. — № 2. — С. 141—155.

7. The GloBallast Story: Reflections from a Global Family. GEF-UNDP-IMO GloBallast Partnerships Programme. GloBallast Monograph No. 25. 89 p.

ОБРАЗИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.