ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW
УДК 371.011 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14401
ББК 64.400
Правовая культура юриста: теоретическое поле
Д. В. Деккерт
Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия
В статье рассматривается понятие правовой культуры, приводятся различные точки зрения. Анализируя понятие правовой культуры, автор рассматривает его с таких позиций, как установление основных научных подходов к определению сущности правовой культуры, определение различий понятий «профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура», выявление особенностей профессиональной правовой культуры специалиста. Особое внимание уделено педагогической составляющей в вопросе формирования профессиональной правовой культуры юриста, в особенности личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании.
Ключевые слова: правовая культура, юрист, профессиональная культура, профессиональная правовая культура юриста, правовое сознание.
На сегодняшний день наша страна находится в активной фазе по формированию правового государства и развитию гражданского общества. Это в достаточной мере сложный, долгий и системный процесс, успех которого может быть достигнут благодаря соблюдению ряда требований. Одним из таких являются формирование мировоззрения населения и повышения уровня самосознания граждан в вопросах как повседневной жизнедеятельности, так и профессиональных, что может быть выражено в необходимости высокого уровня правовой культуры, как наглядного показателя ментальности населения. Именно в ситуации становления и развития правового государства возрастает роль закона и нормы в процессе регулирования отношений между людьми, а следовательно и знания этих норм людьми и способность, а также желание их исполнять. При этом необходимо заметить, что на сегодняшний день население в общей своей массе обладает в недостаточной степени глубокими правовыми познаниями.
В такой ситуации особую значимость приобретает фигура специалиста в области юриспруденции. Именно от юристов во многом на сегодняшний день зависят не только реализация тех или иных правовых норм, но и степень овладения ими граждан, а самое главное понимание и их соблюдение.
Профессию юриста можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, это позиция правопроменителя, когда специалист наделен определенными полномочиями. К примеру,
по применению мер принуждения в отношении граждан. С другой стороны, это консультативная сторона его деятельности. В данном случае задачей специалиста является информирование граждан по имеющимся законам, изменениям к ним и трактовки тех или иных положений. Все это направлено на то, чтобы повысить уровень правовой грамотности, а следовательно, и уровень правовой культуры населения. Но вместе с тем все вышеперечисленное требует от самого юриста серьезной подготовки и степенью владения знаниями в различных областях юриспруденции. В такой ситуации еще большую актуальность приобретают вопросы профессиональной компетентности специалиста в области юриспруденции, что выражается в требованиях к его уровню правовой культуры.
Правовая культура юриста является в достаточной мере сложной для понимания в теоретическом плане категорией. Для более детального рассмотрения сути данного определения разберем его по частям. В связи с чем обратимся к классификации теоретического анализа профессиональной правовой культуры, предлагаемой И. А. Демидовой [5, с. 236]. Так, исследователем выделяются следующие этапы:
1. Установление основных научных подходов к определению сущности правовой культуры.
2. Определение различий понятий «профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура».
3. Выявление особенностей профессиональной правовой культуры специалиста.
Д. В. Деккерт
На сегодняшний день в науке нет единого определения понятия «правовая культура». Это свидетельствует о его специфической природе. Проводя дифференцированный анализ, можно выделить следующее: с одной стороны, это понятие культуры, а с другой — понятие права. Отталкиваясь от определения культуры, как «образования умственного и нравственного» [2, с. 784], а право понимая буквально как знание правил норм по ограничению действий, либо наоборот по их наличию, буквально под правовой культурой можно понимать определенный правовой интеллект и воспитание. Все это имеет наглядную демонстрацию в конкретные моменты и ситуации и являются показателем сформирован-ности определенного уровня правовой культуры. Для юриста данный аспект является в достаточной степени важным поскольку образованность и компетентность в правовой сфере являются примером профессионального уровня юриста. Вместе с тем предложенная нами трактовка понятия «правовая культура» применимо к специалисту в области юриспруденции является недостаточно содержательной и не отражает все аспектов деятельности юриста и требований, предъявляемых к специалисту данной профессии.
Похожей точки зрения придерживается Г. И. Муромцев, представляющий правовую культуру как связующее звено между правом и культурой [8]. Право представляется им как элемент культуры, а культура как элемент права. Таким образом, ученый указывает на нормативно-философскую природу правовой культуры и на возможность трактовать и понимать ее сущность с различных позиций. Позволим себе согласиться с такой точкой зрения в связи с тем, что любое понятие, связанное с культурой, имеет свою ценностную природу, а сутью любой нормы является достижение определенного блага. В связи с чем составляющие понятия «правовая культура» являются взаимодополняющими. Применительно к деятельности юриста такой подход является вполне логичным, поскольку трактовка и применение норм должно происходить с ценностных позиций. А в любой норме права она всегда предусмотрена, поскольку имеет определенную направленность на достижение цели в виде истины и справедливости.
Более глубже определяет правовую культуру А. С. Бондарев. Ученый понимает под ним «правовое свойство субъектов права, а также высокую степень их правовой развитости, правового совершенства и высоким уровнем их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правовых целей, реализации своих правомерных интересов и потребностей, воплощаемых субъектами в социально-право-
вой активности» [3, с. 44]. Данная точка зрения раскрывает феномен правовой культуры еще в большей степени, поскольку позволяет более структурно увидеть ее состав в виде правовых знаний, правовой убежденности и социально-правовой активности. Для специалиста-юриста такая структура является определенной методической составляющей в виде профессиональных знаний, профессиональных убеждений и реализации их путем активности в какой-либо специализированной правоприменительной деятельности.
Несколько иначе трактует понятие правовой культуры С. С. Алексеев. Исследователь понимает под ним «юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностях, а также особенностей права, юридической техники, относящихся к духовной сфере» [1, с. 213]. Таким образом, автор подчеркивает ценностную природу данного определения, основой которого является мораль и нравственность. Это можно отнести как к специфическим особенностям, так и ко вполне стандартным. Если касаться функциональных обязанностей юриста, то, скорее, это должно быть стандартизованным качеством, которое должно присутствовать во всех аспектах деятельности специалиста в области юриспруденции.
Наиболее точной в плане понимания и трактовки является дефиниция правовой культуры, представленная Т. Н. Радько. По его мнению, «правовая культура включает в себя правовые взгляды, юридическое образование и воспитание, а также гарантии прав и свобод человека и действующее законодательство» [9, с. 627]. Таким образом, в своем определении исследователь подчеркивает мировоззренческую природу (говоря о правовых взгляда), культурологическое начало (юридическое образование и воспитание, исходя из ранее представленного определения «культуры» В. И. Даля), ценностную природу правовой культуры (гарантии прав и свобод и действующее законодательство).
В результате, рассмотрев несколько подходов, можно сделать вывод, что все они являются взаимодополняющими друг друга и выделяющими общие составляющие понятия правовой культуры, а именно ценностное начало и знаниевую составляющую.
«Профессиональная культура» и «профессиональная правовая культура». Рассматривая данные термины, следует обратить внимание на тот момент ,что применительно к деятельности юриста определение профессиональной правовой культуры является в достаточной мере оправданным. Поскольку, если вести речь о правовой культуре, например учителя, врача, то, учитывая специфику их деятельности, она может быть
Правовая культура юриста: теоретическое поле
7
только небольшой составляющей их профессиональной культуры. Деятельность юриста при этом имеет ярко выраженную профессиональную природу, и нередко понятия профессиональной и правовой культуры этой профессии являются тождественно равными. Именно это подтверждает Н. Я. Соколов, считающий, что «под профессиональной правовой культурой в строго научном смысле необходимо понимать правовую культуру, носителем которой являются юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью» [6, с. 8]. Обратившись к точке зрения И. А. Демидовой, можно, синтезируя взгляды ученых на природу правовой культуры в целом, выделить в структуре профессиональной правовой культуры сотрудников ОВД сочетания правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями [4]. Исследователь в качестве отличительной черты понятия «профессиональная правовая культура» выделяет знания и положений этических кодексов, и правил поведения сотрудников. Продолжая мысль, автор подчеркивает тот факт, что профессиональная правовая культура может выступать условиям соблюдения законности сотрудником органов внутренних дел.
Весьма интересной точкой зрения на формирование профессиональной правовой культуры является мнение Ю. Н. Чернова и В. А Морозова. Исследователями рассматривается данное понятие не с культурологической или юридической деятельности, а с точки зрения воспитания в частном и педагогики в общем. Авторы считают, что формирование такого вида профессиональной культуры должно происходить на основе личностно-ориентированного педагогического подхода [11, с. 151]. Ключевым моментом этого процесса является сформированная «внутренняя модель мира», когда педагог и воспитанник работают в связке и задача педагога — передать определенные ценностные элементы воспитания обучающемуся и научить его ценностно мыслить, основываясь при этом на принципах свободы выбора, доверия и прогнозирования своих действий [7]. Данный педагогический аспект в рамках рассматриваемой темы является отличительной педагогической особенностью, поскольку подчеркивает важность именно воспитательного процесса в рамках формирования профессиональной правовой культуры юриста.
Таким образом, синтезируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что применительно к профессиональной деятельности понятие правовой культуры может рассматриваться в единой сочетаемости в рамках, например, профессии юриста или сотрудника правоохранительных органов. Также понятие профессиональной правовой культуры имеет специфическую педагогическую
природу, основанную на важной роли профессионального воспитания в рамках образовательного процесса.
Рассмотрев педагогическую особенность в вопросе формирования профессиональной правовой культуры, выделим другие особенности. Обращая внимание на правовое сознание и поведение , заметим, что одним из ключевых моментов является правовая социализация личности, заключающийся в процессе выработки у человека представлений о своей социальной роли в обществе. Осознание этого для юриста имеет очень большое значение, поскольку его деятельность направлена на социум и конкретную личность. В продолжение этого, поддерживая мнение П. И. Костюко-вич и А. Э. Костюкович, выделим такое понятие, как «юридизация» познавательной действительности [6, с. 121]. Это познание, осознание происходящего как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали. Такая точка зрения является достаточно содержательной, поскольку вводится точечное обобщающее четкое понятие, подчеркивающее сущностную природу профессиональной правовой культуры.
В качестве еще одной особенности профессиональной культуры юриста можно выделить способность вести правовую пропаганду. В продолжение педагогической составляющей следует заметить, что данная ситуация характеризует юриста как в определенной степени педагога. Повышение культуры правовой грамотности на всех уровнях, начиная с подрастающего поколения и заканчивая взрослыми людьми [2], способность донести до другого человека правовую информация ясно, четко и понятно, а также заставить задуматься о последствиях тех или иных действий, являются показателями профессионализма специалиста в области юриспруденции.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты понятия «правовая культура юриста», выделим несколько его особенностей:
— оно является подвидом профессиональной культуры специалистов в общем и отождествляется с этим понятием применимо к деятельности юриста;
— в его основе заложен ценностный компонент, поскольку культура подразумевает нравственное начало;
— для более четкого понимания сущности необходимо дальнейшая теоретическая разработка таких понятий, как «правовая социализация» и «юридизация» познавательной действительности;
— формирование профессиональной правовой культуры юриста целесообразно осуществлять через использование личностно-ори-ентированного подхода, через совместную деятельность педагога и обучающегося.
8
Д. В. Деккерт
Список источников
1. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. Т.1. / С. С. Алексеев. — Москва, 1981. — 361 с.
2. Антонов, В. В. Формирование правовой культуры общества через повышение правовой грамотности подрастающего поколения В. В. Антонов Актуальные проблемы права и государства в XXI веке : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. ,г. Уфа, 19 — 20 апреля 2012 года : в 5 ч. Ч. 5 / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. — Уфа : УЮИ МВД РФ, 2012. — С. 177 — 181.
3. Бондарев, А. С. Правовая культура — цель правового воспитания А. С. Бондарев 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства : IV Пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь,18 — 19 октября 2013). — Москва : Статут, 2014. — С. 44 — 49.
4. Даль, В. И. Словарь живого великорусского языка В. И. Даль. — Москва : Русский язык, 2003. — 2721 с.
5. Демидова, И. А. Профессиональная правовая культура сотрудников органов внутренних дел: теоретический аспект И. А. Демидова Борьба с преступностью: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Могилев, 4 — 5 апреля 2013. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — С. 236 — 237.
6. Костюкович, П. И. Формирование духовно-нравственной и правовой культуры в системе подготовки кадров для правоохранительных органов / П. И. Костюкович, А. Э. Костюкович // Актуальные проблемы юридического образования : материалы междунар. науч.-метод. конф.). Минск, 27 октября 2016. — Минск : Академия МВД, 2016. — С. 120—122.
7. Матушак, А. Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании / А. Ф. Матушак // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2015. — № 5. — С. 120—125.
8. Муромцев, Г. И. Правовая культура как объект научного исследования / Г. И. Муромцев // Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития : материалы межвуз. науч. конф. — Москва, 2003. — С. 26 — 32.
9. Радько, Т. Н. Теория государства и права : учебник/ Т. Н. Радько. — 2-е изд. — Москва : Проспект, 2011. — 752 с.
10. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание : учеб. пособие / Н. Я. Соколов. — Москва : Проспект, 2014. — 320 с.
11. Чернов, Ю. Н. Воспитание правовой культуры будущих сотрудников полиции на основе лич-ностно ориентированного подхода / Ю. Н. Чернов, В. А. Морозов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 2. — Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2014. — С. 151 — 152.
Дата поступления: 12.11.2019
Дата принятия к опубликованию: 14.11.2019
Сведения об авторе
Деккерт Дмитрий Александрович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Института права Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. [email protected]
Библиографическое описание: Деккерт, Д. В. Правовая культура юриста: теоретическое поле / Д. В. Деккерт // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, вып. 4. — С. 5 — 9.
Правовая культура юриста: теоретическое поле
9
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 4. Pp. 5—9.
Legal culture of lawyer: theoretical field D.V. Dekkert
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk,Russia. [email protected]
The article discusses the concept of legal culture, provides different points of view. Analyzing the concept of legal culture, the author considers it from such positions as establishing basic scientific approaches to determining the essence of legal culture, determining the differences between the concepts of "professional culture" and "professional legal culture", revealing the features of a professional legal culture of a specialist. Particular attention is paid to the pedagogical component in the formation of a professional legal culture of a lawyer, in particular to a personality-oriented approach in training and education.
Keywords: legal culture, lawyer,professional culture,professional legal culture of a lawyer,legal consciousness.
References
1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: v 2 t. T. 1 [General theory of law: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow, 1981. 361 p. (In Russ.).
2. Antonov V.V. Formirovanie pravovoi kul'tury obshchestva cherez povyshenie pravovoi gramotnosti podrastayushchego pokoleniya [Formation of the legal culture of society through increasing the legal literacy of the younger generation]. Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke: v 5 ch. Ch. 5 [Actual problems of law and state in the XXI century: in 5 parts. Part 5]. Ufa, UYul MVD RF Publ., 2012. Pp. 177 — 181. (In Russ.).
3. Bondarev A.S. Pravovaya kul'tura — tsel' pravovogo vospitaniya [Legal culture — the goal of legal education]. 20 let Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: aktual'nye problemy nauki i pravoprimeneniya v usloviyakh sovershenstvovaniya rossiiskogo zakonodatel'stva [20 years of the Constitution of the Russian Federation: current problems of science and law enforcement in the context of improving Russian legislation]. Moscow, Statut Publ., 2014. Pp. 44 — 49. (In Russ.).
4. Dal' V.I. Slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, Russkii yazyk Publ., 2003. 2721 p. (In Russ.).
5. Demidova I.A. Professional'naya pravovaya kul'tura sotrudnikov organov vnutrennikh del: teoreticheskii aspekt [Professional legal culture of employees of internal affairs bodies: theoretical aspect]. Bor'ba s prestupnost'yu: teoriya i praktika [Fighting crime: theory and practic]. Mogilev, MGU imeni A. A. Kuleshova Publ., 2013. — S. 236 — 237. (In Russ.).
6. Kostyukovich P.I., Kostyukovich A.E. Formirovanie dukhovno-nravstvennoi i pravovoi kul'tury v sisteme podgotovki kadrov dlya pravookhranitel'nykh organov [Formation of spiritual, moral and legal culture in the training system for law enforcement agencies]. Aktual'nye problemy yuridicheskogo obrazovaniya [Actual problems of legal education]. Minsk, Akademiya MVD Publ., 2016. Pp. 120 — 122. (In Russ.).
7. Matushak A.F. Prognozirovanie kul'tury doveriya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa v vysshem professional'nom obrazovanii [Prediction of the culture of trust of participants in the educational process in higher professional education]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, pedagogy, psychology], 2015, no. 5, pp. 120 — 125. (In Russ.).
8. Muromtsev G.I. Pravovaya kul'tura kak ob»ekt nauchnogo issledovaniya [Legal culture as an object of scientific research]. Pravovye kul'tury: istoriya, evolyutsiya, tendentsii razvitiya [Legal cultures: history, evolution, development trends]. Moscow, 2003. Pp. 26 — 32. (In Russ.).
9. Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Prospekt Publ., 2011. 752 p. (In Russ.).
10. Sokolov N.Ya. Professional'naya kul'tura yuristov. Ponyatie. Sushchnost'. Soderzhanie [Professional culture of lawyers. Concept. Essence. Contents]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 320 p. (In Russ.).
11. Chernov Yu.N., Morozov V.A. Vospitanie pravovoi kul'tury budushchikh sotrudnikov politsii na osnove lichnostno orientirovannogo podkhoda [Education of the legal culture of future police officers based on a personality-oriented approach]. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami [Actual problems of the fight against crimes and other offenses]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2014. pp. 151 — 152. (In Russ.).