Научная статья на тему 'Правовая культура россиян в аспекте идеи евразийской цивилизации: к постановке вопроса'

Правовая культура россиян в аспекте идеи евразийской цивилизации: к постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / СОГЛАСОВАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / БУДДИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стойко Олег Анатольевич

В статье поднимается вопрос о формировании правовой культуры молодого поколения россиян, рассматриваемой сквозь призму евразийской цивилизации. Признавая истинность положения, согласно которому одним из камней преткновения в достижении мировой регионализации и интеграции остаются религиозные предпочтения, автор связывает процесс согласования противоречий с установкой на такое осмысление религии, которое коррелирует с понятием целостной личности, отмеченной единством рационального и иррационального. Именно в данном контексте как светское образование, так и приобщение к религиозному опыту будут нацелены при разности подходов на решение одной единственной задачи: формирование гражданина мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура россиян в аспекте идеи евразийской цивилизации: к постановке вопроса»

УДК 343.7

Стойко Олег Анатольевич

Краснодарский университет МВД России milena.555@mail .ru Oleg A. Stoiko

Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia milena.555@mail .ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЯН В АСПЕКТЕ ИДЕИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

THE LEGAL CULTURE OF RUSSIANS IN ASPECT OF THE IDEA OF THE EUROASIAN CIVILIZATION: TO FORMULATION OF THE QUESTION

Аннотация: В статье поднимается вопрос о формировании правовой культуры молодого поколения россиян, рассматриваемой сквозь призму евразийской цивилизации. Признавая истинность положения, согласно которому одним из камней преткновения в достижении мировой регионализации и интеграции остаются религиозные предпочтения, автор связывает процесс согласования противоречий с установкой на такое осмысление религии, которое коррелирует с понятием целостной личности, отмеченной единством рационального и иррационального. Именно в данном контексте как светское образование, так и приобщение к религиозному опыту будут нацелены при разности подходов на решение одной единственной задачи: формирование гражданина мира.

Ключевые слова: евразийство, интеграция, согласование противоречий, религия, христианство, ислам, буддизм.

Summary: In article the question of formation of the legal culture of the younger generation of Russians considered through a prism of the Euroasian civilization is brought up. Recognizing the validity of situation according to which religious preferences remain one of stumbling blocks in achievement of world regionalization and integration, the author connects process of coordination of contradictions with installation on such judgment of religion which correlates with a concept of the complete personality who is marked out by unity rational and irrational. In this context both secular education, and familiarizing with religious experience will be aimed at the difference of approaches at the solution of the unique task: formation of the citizen of the world.

Keywords: eurasianism, integration, coordination of contradictions, religion, Christianity, Islam, Buddhism.

В настоящее время проблема становления евразийской идеи, в том числе, ее реализации как на постсоветском пространстве, так и в

пространстве общемировом оказывается в ряду актуальных проблем современности. Достаточно обратить внимание на тот факт, что именно сегодня получают широкое освещение вопросы мировой регионализации и интеграции, затрагивающие самые разные аспекты жизнедеятельности социума. В числе наиболее знаковых можно назвать языковые, политические, экономические, культурные, религиозные, этнические, геополитические, правовые и многие другие социокультурные факторы.

Своего рода свободной трибуной для обсуждения самых разных вопросов, связанных с обозначенной проблемой, стал Евразийский юридический журнал. На его страницах свою точку зрения на проблему евразийской цивилизации представляют ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Нальчика, Петропавловска-Камчатского, Уфы, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Хабаровска, Читы, Казахстана, Армении, Таджикистана, Азербайджана, Беларуси, Украины и других стран бывшего СНГ.

Не менее интересным в данном контексте видится монографическое исследование Р.А. Курбанова, в котором читатель имеет возможность познакомиться с авторской концепцией формирования евразийского права, «разработанной на основе анализа доктринальных подходов, раскрывающих теоретико-правовые основы, генезис, основные черты и особенности евразийского права как составной части международного права» [3, с. 1].

Думается, что столь пристальный интерес к евразийской идее, рассматриваемой в самых разных ракурсах, менее всего обусловлен глобализационными процессами. На наш взгляд, подобное положение дел полностью отвечает ситуации, в рамках которой возрождение идей евразийства происходит, как правило, в наиболее критические периоды истории стран и народов. Аргументацию представленной позиции находим в следующем, предпринятом Ж.С. Сыздыковой, историческом экскурсе.

Один из первых опытов актуализации евразийской идеи исследователь связывает с крестьянской реформой 1861 года - временем напряженного поиска оптимальных путей развития России, решения острейших вопросов о сущности нации, о специфических особенностях русской культуры, о целях реформирования общества.

Очередной всплеск идеи евразийства Ж. С. Сыздыкова определяет двадцатыми годами прошлого века. Имеется в виду эпоха слома старого мира, начало которому положила революция 1917 года. Как пишет ученый, «евразийство 20-х годов как мощное социально-философское движение стало своеобразным духовным братством отторгнутых от родины русских эмигрантов, вынесших из происшедшего катастрофическое мироощущение» [6].

Наконец, повторное возрождение идей евразийства, с одной стороны, сохранившей свою концептуальную основу, с другой, вобравшей в себя новые черты, обусловленные современной социокультурной ситуацией, происходит о в 1994 году. Имеется в виду концепция евразийской интеграции, представленная в стенах Московского государственного

университета Н.А. Назарбаевым. Основанием для реализации последней, по мысли президент Казахстана, были:

1) экономический прагматизм, следствием которого становится единое экономическое пространство;

2) добровольная интеграция;

3) равенство;

4) уважения суверенитета и, как следствие, неприкосновенность как государственных границ, так внутреннее невмешательство [4];

4) наднациональные органы Евразийского Союза, действующие на основе консенсуса, с соблюдением интересов каждой из стран, входящих в Евразийский Союз.

На современном этапе социокультурного развития идеи Н.А. Назарбаева получили свое продолжение и развитие в концепции В.В. Путина, представленной в работе «Новый интеграционный проект для Евразии -будущее, которое рождается сегодня» [5]. В целом на фоне активной разработки идей евразийской цивилизации, которая являет собой «сложную социальную общность, имеющую полиэтнический, поликонфессиональный характер, объединенную метакультурным кодом», представленным «внутренним Западом» и «внутренним Востоком», а также «пространством («месторазвитием») и исторической судьбой» [6], особую значимость приобретает формирование правовой культуры молодого поколения россиян.

Принимая во внимание тот факт, согласно которому становление ряда существующих сегодня цивилизаций во многом связано с мировыми религиями, каждая из которых по-своему решает проблему совершенствования человека, обретения им устойчивых оснований в отмеченном нестабильным характером социуме [9, с. 410], нельзя не признать верность следующего положения. Для того чтобы в условиях становления евразийской цивилизации избежать двойной морали, о которой упоминает С. Хантингтон, необходимо скоординировать усилия представителей самых разных религиозных конфессий в поисках общих оснований для согласования имеющихся противоречий.

Поскольку задача эта не из легких, тем более, что на сегодняшний день существует множество противников религиозного экуменизма, одним из альтернативных подходов, способных примирить разность сторон, будет такое «буквальное понимание религии», которым руководствуется в своем творчестве София Губайдулина. Как свидетельствует композитор, «... re-ligio - восстановление ... жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность - это и есть религия» [8, с. 346]. Очевидно, что в данном случае речь идет о духовной целостности человека, которая является высшей ценностью для каждой личности, независимо от ее вероисповедания. Неслучайно другой композитор - Галина Уствольская -неоднократно подчеркивала, что ее музыка «духовна, но не религиозна» [1].

Обратим внимание на тот факт, что по сути искомая целостность реализуется посредством единства рационального и иррационального начала психической жизни субъекта. Причем, такое единство не является

неотъемлемым свойством человеческого сознания, обусловленным природной данностью, вследствие чего его достижение не под силу человеку, выстраивающему свою жизнь исключительно на уровне рефлексов. Напротив, единство двух сторон психики ученые связывают исключительно с человеческим поступком, который осуществляется изнутри сознания, коррелируя с рефлексией.

Отталкиваясь от положения, согласно которому рефлексия - это «обращение назад», логично предположить, что «поступающее сознание» (М.М. Бахтин), есть не что иное, как «встреча» рациональности с иррациональностью. Результатом такой встречи становится рациональная иррациональность, в рамках которой исключается любая формализация. Имеется в виду ситуация, когда человек говорит исключительно то, что думает и делает только то, что говорит, поскольку единство мысли, слова и дела исключает двойную мораль, которая становится возможной по причине отсутствия целостности психической жизни.

Знаменательно, что в данном контексте предложенное Ж.С. Сыздыковой определение евразийской цивилизации звучит в унисон с пониманием цивилизации Н.Н. Моисеевым. Речь идет о всей «совокупности форм существования человека на Земле, всей совокупности особенностей его активной деятельности, его духовного мира, его взаимоотношений с Природой, с другими людьми» [2].

Специально заметим, что данная формулировка, по мысли академика, верна не столько в отношении «просто человека и его разнообразных предков», сколько в отношении определенного завершающего этапа антропогенеза, отсчет которого можно вести лишь тогда, когда человек окончательно порывает с животным миром, следствием чего становится переход эволюции «на рельсы общественного развития» [2]. Другими словами, религиозный опыт, равно как и светское образование в равной мере нацелены на то, чтобы помочь человеку обрести свободу от заданной природой программы и, убив в себе «зверя», состояться в качестве исключительно духовного существа.

В этом случае собственно правовое сознание выступает надрелигиозным, равно как и наднациональным феноменом, обретение которого, однако, напрямую связывается с теми духовными практиками, которые отвечают традициям представителей конкретной религиозной культуры, подкрепленными светским образованием. Именно в данном контексте становится оправданным принятие православными людьми ислама и наоборот, поскольку речь идет не о вероотступничестве, не о предательстве Создателя, а всего лишь о свободном выборе пути к искомой целостности. Того пути, который в большей степени отвечает внутренней потребности гражданина и, соответственно, будет более эффективным в достижении обозначенной цели.

Литература

1. Гладкова О. Музыка как наваждение. М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx. com/file/867183/ (Дата обращения 03.01.2017)

2. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1996.

3. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: монография. М., 2015. С.1.

4. Назарбаев Н.А. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997.

5. Путин В.В. Владимир Путин, «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», Известия, 3 октября 2011 - /news/502761

6. Сыздыкова Ж. С. Евразийское пространство: от евразийской идеи к евразийской цивилизации //Евразийское пространство: прошлое, настоящее, будущее : материалы Круглого стола. М., 2012. С. 18-40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 29.05.2017).

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 3348.

8. Холопова В.Н. София Губайдулина. М., 2008.

Literature

1. Gladkova O. Music as delusion. M, 1999. [Electronic resource]. Access mode: http://www.twirpx.com/file/867183/ (Date of the address 03.01.2017)

2. Moiseyev N. N. A civilization on a change. Paths of Russia. M, 1996.

3. Kurbanov R. A. Euroasian right. Theoretical bases: monograph. M, 2015. Page 1.

4. Nazarbayev N. A. Nazarbayev N. A. Euroasian union: ideas, practice, prospects. 1994-1997. M, 1997.

5. Putin V. V. Vladimir Putin, "The new integration project for Eurasia — the future which is born today", News, on October 3, 2011 - / news/502761

6. Syzdykova Zh. S. Euroasian space: from the Euroasian idea to the Euroasian civilization//the Euroasian space: last, real, future: materials of the Round table. M, 2012. Page 18-40. [Electronic resource]. Access mode: (Date of the address 29.05.2017).

7. Village of Huntington. Collision of civilizations//Policy. 1994. No. 1. Page

33-48.

8. Kholopovo V. N. Sofia Gubaidulina. M, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.