Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / конституция / закон / правосознание / правовая культура / ответственность / юридическая ответственность / вред / справедливость.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станкин А.Н.

В статье на основе социологического исследования определяется отношение научно-педагогических работников к ценностям права и юридической ответственности с целью определить возможные конфликты, существующие в правовой культуре и правосознании с требованиями, содержащимися в нормах, устанавливающих юридическую ответственность. Статья выполнена в рамках гранта РФФИ No 19-011-00103 А «Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Станкин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-9-319-324 СТАНКИН Алексей Николаевич,

NIION: 2018-0076-9/21-199 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-398 доцент кафедры «Конституционное

и административное право»

УДК 340.1 Тольяттинского государственного университета,

e-mail: ans77@list.ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье на основе социологического исследования определяется отношение научно-педагогических работников к ценностям права и юридической ответственности с целью определить возможные конфликты, существующие в правовой культуре и правосознании с требованиями, содержащимися в нормах, устанавливающих юридическую ответственность. Статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-011-00103 А «Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы».

Ключевые слова: право, конституция, закон, правосознание, правовая культура, ответственность, юридическая ответственность, вред, справедливость.

STANKIN Alexey Nikolaevich,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of constitutional and administrative law», Tolyatti state University

LEGAL CULTURE, LEGAL AWARENESS AND VALUES OF LEGAL RESPONSIBILITY OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS (BASED ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Annotation. Оп the basis of sociological research, the article defines the attitude of scientific and pedagogical workers to the values of law and legal responsibility in order to identify possible conflicts existing in legal culture and legal consciousness with the requirements contained in the norms establishing legal responsibility. The article was carried out within the framework of the grant of the Russian Foundation for Basic Research No. 19-011-00103 A «Legal responsibility in the legal system of Russia: the concept of interaction, interrelationships and elimination of contradictions with other elements of the legal system».

Key words: law, constitution, law, legal awareness, legal culture, responsibility, legal responsibility, harm, justice.

В эпоху проведения масштабных преобразований в политической, социально-экономической и иных сферах предъявляются весьма высокие требования как к праву, так и к субъектам права. Без относительно высокого уровня правосознания и правовой культуры последних, невозможно воплощение в жизнь правовых предписаний.

Немаловажную роль в этом плане играют также научно-педагогические работники, призванные не только привить обучающимся необходимые знания, умения и навыки в рамках преподаваемой дисциплины, но и принять участие в формировании обучающегося как личности, где особое значение имеет развитие общекультурного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

уровня, в т.ч. формирование в нем правосознания и правовой культуры. Иными словами, правовая культура преподавателя является одним из базовых элементов формирования правовой культуры обучающихся.

Опрос проводился среди научно-педагогических работников. Возраст опрашиваемых - от 23 до 53 лет.

Респондентам задавались вопросы, касающиеся актуальных проблем правосознания, правовой культуры и юридической ответственности. Результаты ответов можно увидеть в таблицах, ответы в которых представлены в процентных показателях.

Таблица 3

Таблица 1

Как Вы оцениваете свой уровень правовых знаний? Научно-педагогические работники

а) высокий 30

б) средний 42

в) минимальный 0

г) затрудняюсь ответить 28

Таблица 2

Ваше отношение к Конституции и закону, в целом? Научно-педагогические работники

а) уважительное 72

б) неуважительное 0

г) нейтральное 10

в) затрудняюсь ответить 18

В своей профессиональной деятельности Вы руководствуетесь, прежде всего: Научно-педагогические работники

а) Конституцией РФ и федеральным законом 14

б) подзаконным, в т.ч. ведомственным актом 26

в) приказом (указанием) руководства 48

г) иное 0

д) затрудняюсь ответить 12

Как видим из содержания табл. 1-3, у респондентов есть определенное расхождение в понимании базовых категорий юриспруденции. С одной стороны, в целом, есть уважение к Конституции и закону, но нет понимания принципа верховенства Конституции и закона [1]. Преподаватели,

Из ответов, размещенных в табл. 4, видно, что большинство респондентов считают необходимым соблюдение правовых предписаний независимо от их содержания, однако среди научно-педагогических работников, ответивших «нет», звучало мнение, что исполнять следует только те

в большинстве своем, руководствуются, прежде всего, приказом (указанием) непосредственного или вышестоящего руководства, а также ведомственными актами, включая регламенты, инструкции и т.п., нежели нормативными правовыми актами более высокого порядка.

Таблица 4

законы, которые отвечают требованиям справедливости.

Среди иных ответов звучало, что все же возможно «незначительное отступление от требований закона». Таковыми, например, считалось репетиторство без постановки на налоговый учет,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Считаете ли Вы, что закон необходимо соблюдать независимо от его содержания: Научно-педагогические работники

а) да 58

б) нет 14

в) затрудняюсь ответить 10

д)иное 18

сдача в аренду имущество без уплаты налогов. Обосновывалось такое мнение невысокими собственными доходами на фоне сверхвысоких дохо-

Среди иных причин, приводящих к негативному отношению к закону, называлось: неудачный «опыт» общения с органами власти, нарушение

Из содержания ответов видно, что респонденты, в большинстве своем, предпочитают решать конфликт, что называется «внутри системы», посредством обращения к вышестоящему руководству или в комиссию по трудовым (служебным) спорам. Часть респондентов сообщили, что не стали бы никуда обращаться,

дов руководителей более высокого ранга, а также тем, что указанные выше деяния намного меньшее зло, чем получение взяток.

прав и свобод представителями власти, расслоение в обществе, «сословное» законодательство и правосудие.

Таблица 6

поскольку впоследствии руководитель сделает еще хуже. Отметим, среди респондентов практически нет доверия к профсоюзам, что подтверждает вывод исследователей о том, что профсоюзы фактически перестают выполнять свою главную функцию - защиту социально-трудовых прав [2].

Таблица 7

Чувствуете ли Вы себя защищенным от посягательств на Вашу жизнь, Ваши права и свободы? Научно-педагогические работники

а) да 56

б) нет 24

в) затрудняюсь ответить 20

Таблица 5

Что способно, на Ваш взгляд, повлиять на негативное отношение к закону? Научно-педагогические работники

а) несовершенство закона, в т.ч. противоречивость его требований 16

б) имеющее место на практике отступление от принципа равенства всех перед законом и судом 20

в) отсутствие правового воспитания 24

г) несправедливость требований закона 18

д)иное 20

е) затрудняюсь ответить 2

В случае нарушения Ваших трудовых (служебных) прав, Вы обратитесь: Научно-педагогические работники

а) в профсоюз 2

б) в комиссию по трудовым (служебным) спорам 10

в) к вышестоящему руководству 40

г) в прокуратуру, в федеральную инспекцию труда 14

д) в суд 10

е) иной вариант 14

ж) затрудняюсь ответить 10

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Таблица 8

Доверяете ли Вы суду и органам правопорядка? Научно-педагогические работники

а) да 52

б) нет 26

в) затрудняюсь ответить 32

Из ответов, размещенных в табл. 7 и 8 видно, что научно-педагогические работники не очень оптимистично настроены по отношению к работе судов [3] и правоохранительных органов. Более половины данной группы респондентов относятся с доверием к суду и органам правопорядка, все же чуть менее половины либо не доверяют таковым, либо затрудняются ответить, что является не очень хорошим признаком. Ответы респондентов данной группы несколько отличаются от ответов в рамках социологического опроса «Оценка деятельности полиции в Российской Федерации в 2020 г.», проведенного ФГКУ «ВНИИ

Из содержания табл. 9 и 10 усматривается, что респонденты считают необходимыми условиями соблюдения законодательства как знание законодательства, так и установление мер ответ-

МВД России» (размещен на сайте МВД России). В частности, если говорить о таких показателях как оценка защищенности граждан, доверие граждан, и эффективность деятельности полиции составляет, соответственно, 51.6%, 44.9% и 43.8% на декабрь 2020 г. Но и при таких цифрах в ведомственном ВНИИ настроены оптимистично, и по результатам социологических опросов в период 2016-2020 гг. отмечают «устойчивый ежегодный позитивный рост (от 3% до 6%) значений показателей оценки гражданами Российской Федерации деятельности полиции».

Таблица 9

ственности за его неисполнение. При ответе «иное», респонденты, как правило, отмечали, что отражение в законах идей справедливости и равноправия и есть залог их исполнения [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

По Вашему мнению, уровень соблюдения законодательства в Российской Федерации: Научно-педагогические работники

а) высокий 10

б)средний 24

в) низкий 44

в) затрудняюсь ответить 22

Таблица 10

По Вашему мнению, соблюдению требований закона способствует? Научно-педагогические работники

а)знание закона 22

б) установление ответственности за неисполнение закона 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) знание закона и установление ответственности за неисполнение закона 40

г) иное* 10

д) затрудняюсь ответить 8

Таблица 11

Хотели бы Вы повысить свой уровень правовых знаний? Научно-педагогические работники

а) да 74

б) нет 6

в) затрудняюсь ответить 20

Таблица 12

Какая форма получения правовой информации для Вас предпочтительна? Научно-педагогические работники

а) курсы повышения квалификации 24

б) лектории правовых знаний 18

в) встречи с практикующими юристами 26

г) получение высшего юридического образования 8

д) иное* 20

е) затрудняюсь ответить 4

Из ответов, размещенных в табл. 11 и 12, виден определенный запрос на владение актуальной правовой информацией, что не может не радовать, поскольку правовые знания являются основой правосознания и правовой культуры. На данный момент есть разные способы получения правовой информации от традиционных: прохождение курсов повышения квалификации, лектории правовых знаний и т.д., до относительно новых, как то, просмотр блогов и сайтов извест-

Из содержания табл. 13 видно, что основным в юридической ответственности респонденты видят не строгость наказания, а его неотвратимость, а также возмещение причиненного вреда и предупреждение правонарушений в будущем.

По результатам исследования можно сделать некоторые выводы. В целом, у респондируе-мой группы достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры. Респонденты весьма уважительно относятся к Конституции РФ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ных юристов. Среди иных форм получения актуальной правовой информации называлось также получение на периодической основе дайджеста изменений в законодательстве, просмотр сайтов и блогов известных юристов и пр. В то же время, у некоторого числа респондентов сложилось мнение, что большой объем постоянно меняющейся правовой информации делает мероприятия по получению правовой информации малоэффективными [5].

Таблица 13

и законам. Однако говорить об отражении в сознании указанных групп принципа верховенства Конституции и закона, в целом, не приходится. Большая их часть в ходе опроса сообщила, что в своей деятельности руководствуется, прежде всего, приказом (указанием) непосредственного или вышестоящего руководства.

Имеет место большой объем перманентно меняющейся регламентирующей документации, утверждаемой подзаконными актами, наклады-

Что, на Ваш взгляд, является главным в юридической ответственности? Научно-педагогические работники

а) неотвратимость 30

б) строгость ответственности 14

в) достижение социальной справедливости 6

г) возмещение причиненного вреда 20

д) предупреждение правонарушений в будущем 26

е) затрудняюсь ответить 4

вает негативный отпечаток на отношение как к закону, так и к нижестоящим актам.

Судя по результатам опроса, профессорско-преподавательские работники обладают относительно высоким уровнем правовой культуры. С другой стороны, респонденты не видят ничего плохого, чтобы иметь дополнительный, «теневой» источник дохода, будь то репетиторство без постановки на налоговый учет, сдача в аренду недвижимого имущества без уплаты налогов и другое. По мнению респондентов, это меньшее зло, чем брать или вымогать взятки на своей работе, при относительно низкой заработной плате. Таким образом, среди респондентов имеет место запрос на справедливость и равноправие граждан перед законом и судом. Зачастую наблюдается пропасть между заработной платой работника и руководителя, на глазах много примеров «сословного правосудия», содержание отдельных законов вызывает ряд вопросов.

В респондируемой группе имеет место запрос на необходимость владения правовой информацией, в т.ч. посредством прохождения курсов повышения квалификации, участия в лекториях, получение высшего юридического образования. Среди иных форм получения актуальной правовой информации называлось получение на периодической основе дайджеста изменений в законодательстве, просмотр сайтов и блогов известных юристов и пр. В то же время, у некоторого числа респондентов сложилось мнение, что большой объем постоянно меняющейся правовой информации делает мероприятия по получению правовой информации малоэффективными.

Неоднозначным остается вопрос о доверии респондентов к судам и органам правопорядка. Немалая часть из опрошенных не чувствуют себя защищенными со стороны государства, и в случае конфликтной ситуации вряд ли обратятся в органы правопорядка, суд и т.д., в силу недоверия к таковым, в т.ч., вследствие наличия неудачного опыта общения с представителями власти, будь то формальное отношение к своим проблемам. Иными словами, у преподавателей нет уверенности в том, что в данных учреждениях они смогут добиться справедливости. И нет гарантий того, что в дальнейшем работодатель не создаст невыносимые условия работы. Отчасти это коррелиру-ется с ответом о том, что в своей деятельности они руководствуются, преимущественно, приказом (указаниями) непосредственного или вышестоящего руководителя. По итогам исследования можно сделать вывод, что уровень доверия к профсоюзам со стороны работников крайне низок, что последние связывают с ангажированностью профсоюзов. К сожалению, профсоюзы утратили ту роль и значение, прежде всего в правозащитном плане, которую всегда имели в советский

период. Отдельные преподаватели говорят о невозможности защиты своих прав без профессиональной юридической помощи, что требует определенных финансовых затрат.

Респонденты сходятся во мнении, что необходимыми условиями соблюдения законодательства является как знание закона, так и установление мер ответственности за его неисполнение. При этом установление жестких мер ответственности не ставится во главу угла. Главным в юридической ответственности они считают неотвратимость наказания, возмещение причиненного вреда и предупреждение совершения правонарушений в будущем.

Список литературы:

[1] Станкин А.Н. Верховенство федерального закона в Российской Федерации: конституционные вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

- Саратов, 2007.

[2] Еремина С.Н. Профессиональные союзы России: к вопросу о защите неопределенного круга лиц // Социальное и пенсионное право. -2017. - № 4. - С. 51 - 56.

[3] Абдулин Р.С. Проблемы формирования доверия к суду // Российский судья. - 2020. - № 11.

- С. 38 - 42.

[4] Киричек Е.В. Некоторые размышления о справедливости, правовом законе и правах человека в условиях модернизационных процессов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 5. - С. 27 - 30.

[5] Воронцов С.Г. К вопросу о проблеме эффективности правового регулирования в современной России // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. - 2012. - № 3. - С. 16 - 22.

Spisok literatuty:

[1] Stankin A.N. Verhovenstvo federal'nogo zakona v Rossijskoj Federacii: konstitucionnye voprosy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2007.

[2] Eremina S.N. Professional'nye soyuzy Rossii: k voprosu o zashchite neopredelennogo kruga lic // Social'noe i pensionnoe pravo. - 2017. - № 4. - S. 51 - 56.

[3] Abdulin R.S. Problemy formirovaniya dover-iya k sudu // Rossijskij sud'ya. - 2020. - № 11. - S. 38

- 42.

[4] Kirichek E.V. Nekotorye razmyshleniya o spravedlivosti, pravovom zakone i pravah cheloveka v usloviyah modernizacionnyh processov v Rossi-jskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2019. - № 5. - S. 27 - 30.

[5] Voroncov S.G. K voprosu o probleme effek-tivnosti pravovogo regulirovaniya v sovremennoj Rossii // Vestnik Permskogo un-ta. Yuridicheskie nauki. - 2012. - № 3. - S. 16 - 22.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.