ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
The legal culture of society. Formation and problems Dzanagova M.1, Beteeva M.2 Правовая культура общества. Формирование и проблемы Дзанагова М. К.1, Бетеева М. М.2
'ДзанаговаМаргарита Константиновна /Dzanagova Margarita - кандидат юридических наук, доцент; 2Бетеева Мадина Майрамовна / Beteeva Madina - кандидат исторических наук, доцент,
кафедра теории и истории государства и права, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы возникновения и развития правовой культуры общества. Приводятся анализ и пути решения проблем формирования правовой культуры. Abstract: the article examines the emergence and development of the legal culture of society. There a given an analysis and solutions to the problems of formation of legal culture.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание. Keywords: legal culture, legal awareness.
В последнее время ученые-правоведы, журналисты и политики часто упоминают о правовой культуре личности и общества, выделяя её низкий или же, наоборот, высокий уровень в конкретных странах. Но что же кроется под пониманием «правовой культуры» и какие существуют проблемы для её формирования?
Под культурой в целом понимают выработанную тысячелетиями систему ценностей, ориентиров и форму их выражения, которые являются обязательными для соблюдения. Данное понятие берет свое начало с латинского слова «cultura», что означает «воспитание», «образование», «развитие». Культура - понятие собирательное, имеющее множество сторон и разновидностей.
Правовая культура - один из видов общей культуры, который выражает взаимоотношения субъектов общественной жизни с правом, законами и другими юридическими категориями. Согласно А. В. Петрову, «под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [2, с. 193]. И в настоящее время в юридической литературе встречаются различные интерпретации данного определения. Но все правоведы сходятся и соглашаются друг с другом в одном: правовая культура - качество правовой жизни общества, а также знание, понимание и, обязательно, соблюдение норм права каждым отдельным членом общества.
Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим, правовым и социальным государством, а это в свою очередь предполагает наличие у граждан определенного уровня правосознания - совокупности представлений, чувств и взглядов, которые связаны с системой права нашего государства. А правовая культура и есть реализованное в повседневной практике и деятельности людей правосознание.
Правовая культура человека начинает зарождаться сначала родителями в семье, затем преподавателями в учебных заведениях. Особенно важно объяснить человеку на подсознательном уровне, что реализация предоставленных ему государством прав и свобод напрямую зависит от того, будет ли он принимать и соблюдать законодательство.
Развитие правосознания гражданина и общества способствует преодолению отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, т.е., всего того, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являются основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Правовая культура отражается в деятельности человека не только в правовой сфере, но и далеко за её пределами, если она связана, так или иначе, с применением норм права и правовых знаний. Последние сегодня особенно необходимы многим наукам и дисциплинам как гуманитарного, так и технического профиля, ведь человеку любой профессии приходится взаимодействовать с юридическими нормами.
Первенствующую роль правовая культура имеет в применении всемирно известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Но эта модель поведения эффективна лишь в том случае, если человек обладает определенным и необходимым уровнем правовой и нравственной культуры. Если же этот уровень не достигнут, то вполне вероятно, что индивид легко может встать на путь злоупотребления данным принципом.
Главную роль в формировании правовой культуры занимает само государство. Ведь воспитание личности с высокой гражданской позицией, личности, которая будет уважать законы и активно участвовать в жизни страны - первоочередная задача государства. Эти качества представляют собой важные стороны сущности правовой культуры, развитие которой позволит говорить нам о построении правового государства.
Но, в настоящее время существует множество проблем в процессе формирования правовой культуры. Часто мы можем наблюдать безразличие и скептическое отношение к законодательству или недоверие и часто полное отрицание его ценности. С чем же связано подобное отношение?
Одной из самых важных проблем складывания правовой культуры в обществе является недоступность и неизвестность правовых норм гражданам. Это проявляется, в первую очередь, в том, что люди, не имеющие юридического образования, не знают и не ознакомлены в полной мере со своими правами и обязанностями, и, как следствие, не способны распознать их нарушение и требовать защиты. Только знание закона, умение ориентироваться в нем поможет не только личности, но и государству встать на путь правового развития.
Следующая не менее важная проблема на пути становления правовой культуры - это нередкое противоречие нормативно--правовых актов реальной действительности. В глазах народа право утрачивает свою силу и авторитет потому, что бытует концепция, что законы лишь формальны и не соблюдаются непосредственно властными структурами. Как следствие, отсюда вытекает правовой нигилизм.
Но всегда нужно учитывать тот факт, что формирование позитивного отношения к праву и наличие высокой правовой культуры у граждан в большей степени зависит от наличия этой самой правовой культуры у должностных лиц, а именно у сотрудников правоохранительных органов и служащих государственных учреждений различных уровней.
Конечно, если говорить о путях преодоления кризиса в развитии правовой культуры необходимо упомянуть и о борьбе с коррупцией. Об этом распространенном явлении существует множество дискуссий и, по общему мнению, для того, чтобы её искоренить требуется зарубежный опыт и разработанные российскими учеными-правоведами меры. Все проекты нормативно-правовых актов должны выноситься на всенародное обсуждение и утверждаться совместно с органами законодательной власти. Возможно, данная мера и представляет собой идеализированную модель поведения, но она во многом способствовала бы принятию эффективных законов, которые облегчили бы во многом жизнь населения. В таком случае, граждане смогли бы принимать непосредственное участие в законотворческом процессе, изучали нормативно-правовые акты и, соответственно, повышали уровень своей правовой культуры.
Для формирования правовой культуры необходима прочная и тесная взаимосвязь между государством и человеком. Ведь вторые должны ощущать свою значимость в жизни страны, своё центральное место. Открытое и эффективное взаимодействие призвано создать крепкую основу для реализации конституционных прав и свобод граждан. В ходе реализации государственной политики необходимо максимально снять препятствия, сделать «прозрачным» диалог между государственной властью, ее структурами, должностными лицами, негосударственными органами и организациями с одной стороны и гражданином с другой.
Подытожив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан правовых знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, борьбе с преступностью.
Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством.
Литература
1. Евсеев А. В., Лядов А. О., Петров И. В. Теория государства и права: учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. 200 с.
2. Петров А. В., Баукен А. А. Теория государства и права // Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2014. 238 с.
Demolition of unauthorized constructions extrajudicially: statement of a problem Tymchuk Ju.
Снос самовольных построек во внесудебном порядке: постановка проблемы Тымчук Ю. А.
Тымчук Юлия Александровна / Tymchuk Julija — магистрант, кафедра гражданского и международного частного права, Институт права
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием самовольной постройки по гражданскому законодательству Российской Федерации. Анализируются правовые проблемы сноса самовольных построек органами местного самоуправления. Abstract: in article the questions connected with a concept of unauthorized construction by the civil legislation of the Russian Federation are considered. Legal problems of demolition of unauthorized constructions by local governments are analyzed.
Ключевые слова: самовольная постройка, административный порядок сноса, органы местного самоуправления, решение о сносе.
Keywords: unauthorized construction, administrative procedure of demolition, local authorities, the decision to demolish.
В настоящее время одной из распространенных проблем, которая приобрела колоссальные масштабы, является проблема самовольного строительства, которая возникла с момента закрепления в отечественном законодательстве определения категории «самовольная постройка».
Институт самовольной постройки в отечественной юриспруденции имеет продолжительную историю.
До революции отсутствовали трудности, связанные с определением судьбы самовольной постройки. Данный вопрос решался в рамках права застройки, по сути повторявшего модель римского суперфиция: superficiеs solo cedit - строение принадлежит тому, кто является собственником земельного участка [1, с. 105].
ГК РСФСР 1922 г. [2] не содержал иного подхода по данному вопросу, который продолжал решаться в рамках института права застройки.
Пересмотр нормативного регулирования произошел в 1940 г., когда наряду с действующим режимом права застройки был введен режим самовольной постройки [7]. В 1948 году институт права застройки был упразднен.
Статья 109 ГК РСФСР 1964 г. [3] устанавливала последствия самовольной постройки дома: 1) отсутствие возможности распоряжаться постройкой; 2) снос гражданином постройки за свой счет; 3) безвозмездное изъятие и зачисление в фонд местного Совета народных депутатов с лишением гражданина и проживающих с ним лиц права пользования этим домом (дачей). В случае отсутствия жилого помещения для постоянного проживания предоставлялось другое жилое помещение. Рассматриваемый подход являлся господствующим как в оставшийся советский период, так и во время рыночных преобразований.