Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
правовая культура / юридическое богатство / патриархально-коммунитарный пласт / мезосреда / мезоуровень / legal culture / legal wealth / patriarchal-communitarian layer / meso-environment / meso-level

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атаева Ф.А.

Воспитание правовой культуры в молодежной среде во многом связано с процессом социализации молодых людей и может изменить представления людей о праве, выработать потребность в правомерном поведении. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры. Одни и те же процессы, изменения по-разному воспринимаются различными категориями населения, неоднозначно влияют на жизнь отдельных социальных групп, поэтому социологический анализ предполагает исследование, прежде всего групповой правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Атаева Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE AND PROBLEMS OF ITS FORMATION

The education of legal culture among young people is largely connected with the process of socialization of young people and can change people's ideas about law, develop the need for lawful behavior. Any major changes in legal activity presuppose changes in legal culture at the same time. The same processes, changes are perceived differently by different categories of the population, ambiguously affect the lives of individual social groups, therefore, sociological analysis involves the study, first of all, of group legal culture.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 94(470.65)

Атаева Ф.А., к.и.н., доцент

доцент

кафедра «История и философия» Кабардино-Балкарский ГАУ

Россия

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Воспитание правовой культуры в молодежной среде во многом связано с процессом социализации молодых людей и может изменить представления людей о праве, выработать потребность в правомерном поведении. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры. Одни и те же процессы, изменения по-разному воспринимаются различными категориями населения, неоднозначно влияют на жизнь отдельных социальных групп, поэтому социологический анализ предполагает исследование, прежде всего групповой правовой культуры.

Ключевые слова: правовая культура, юридическое богатство, патриархально--коммунитарный пласт, мезосреда, мезоуровень.

Ataeva F.A., candidate of historical sciences, associate professor

associate professor Department of History and Philosophy Kabardino-Balkarian State Agrarian University

Russia

LEGAL CULTURE AND PROBLEMS OF ITS FORMATION

Annotation. The education of legal culture among young people is largely connected with the process of socialization of young people and can change people's ideas about law, develop the need for lawful behavior. Any major changes in legal activity presuppose changes in legal culture at the same time. The same processes, changes are perceived differently by different categories of the population, ambiguously affect the lives of individual social groups, therefore, sociological analysis involves the study, first of all, of group legal culture.

Keywords: legal culture, legal wealth, patriarchal-communitarian layer,meso-environment, meso-level.

На протяжении многих веков лучшие умы человечества мечтали о создании идеального государства, в котором не будет войн, распрей, а люди наконец-то станут счастливыми.

Правовая культура при философском подходе «представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу». [1]

В рамках антропологического подхода правовая культура рассматривается как проявление самых разнообразных сфер правовой жизни. Она ориентирована прежде всего на суммарную, механическую фиксацию результатов правовой деятельности, которые характеризуются как ценности.

В контексте юридико-социологического подхода правовая культура рассматривается в двух плоскостях: во-первых, как характеристика уровня развития правовых явлений на определенном этапе развития общества, во -вторых, как качественная характеристика восприятия права и правового поведения отдельной личности.

Несомненно, правовая культура непосредственно связана с многообразными общественными процессами, зависит от происходящих в обществе изменений и является их совокупным выражением. В правовой культуре воплощаются способы и результаты человеческой деятельности. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры. Однако одни и те же процессы, изменения по-разному воспринимаются различными категориями населения, неоднозначно влияют на жизнь отдельных социальных групп. В связи с этим социологический анализ предполагает исследование, прежде всего групповой правовой культуры [2].

В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы действий двух типов: биологические и социальные. Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые хранятся и передаются в обществе в качестве традиций. Последовательная бесконфликтная передача традиций, в данном случае - преемственность ценностно-мотивационных установок в сфере юридической деятельности и отношение к праву, от одного поколения другому обеспечивает стабильность социальной организации [3].

В связи с этим можно выделить две основные модели развития правовой культуры.

1. Модель эволюционного развития. Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель прерывистого развития. Для данной модели свойствен разрыв преемственности между поколениями, невосприимчивость по тем или иным объективным и субъективным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В

этом случае возникает противопоставление «культуры детей» и «культуры отцов».

Еще в начале ХХ века русский философ Иван Ильин писал, что любой более или менее глубокий кризис правосознания, в конце концов, должен привести к более углубленному обоснованию и пониманию права и в конечном счете к зарождению нового правосознания. Тем самым он предполагал, что кризис правосознания, как и любое другое негативное социальное явление, содержит в себе конструктивные элементы, которые, однако, могут проявиться только при определенных условиях и по истечении некоторого времени

На мой взгляд, воспитание правовой культуры в молодежной среде во многом связано с процессом социализации молодых людей. Данный процесс должен состоять: в накоплении Навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями; в определении социально-общественной позиции; в передаче достижений и ценностей правовой культуры от одного поколения другому; в развитии юридического мировоззрения; в выработке способности адекватно определять основные задачи и ценности права; в определении правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.

Важнейшую роль в процессе правовой социализации личности играют состояние и процессы микро-, макро- и мезосреды. Если микро- и макросреда задают формирование правового сознания и правовой культуры на ментальном уровне, то ряд институтов мезоуровня - семья, институты образования - отвечает за воспитательный процесс формирования правовой культуры и правового сознания личности. Достижение положительных результатов правовой социализации личности зависит от того, в каком объеме в совокупности общественных отношений заложены объективные возможности становления личности, от эффективности организованного правового воздействия и обучения и оттого, насколько совокупность внешних социализирующих воздействий на личность содействует развитию ее самосознания. С помощью правовых средств можно успешно преодолевать деформацию правового сознания молодежи. Подобная работа может осуществляться по следующим направлениям:

- следует адаптировать правовые предписания к складывающимся в обществе ценностным ориентациям, что позволило бы создать при помощи правовых средств такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона становится значительно выгоднее, чем его нарушение;

— целесообразна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с особой социально-экономической незащищенностью данной категории населения и особой ее значимостью для будущего страны;

— необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации их в глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка;

— нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений;

— государство должно быть заинтересованно в создании режима наибольшего благоприятствования для проявления научной и творческой инициативы молодежи;

— особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспечению процесса правопреемственности в стране. [4]

Именно посредством правового воспитания, возможно изменить представления людей о праве, выработать потребность в правомерном поведении, а, следовательно, качественно преобразовать общество.

Использованные источники:

1. Абдигалиев А. У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления / / История государства и права. 2020. МЗ. С. 5.;

2. Ильин И. А. О. сущности правосознания. Собр. соч. Т. 4. 1994.с. 212.;

3. Керимов Д. А. Филосовские проблемы права. М., 2021. С. 289.;

4. Ромашов Р. А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / / История государства и права. 2019. № 2. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.