Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ДИАСПОРЫ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ДИАСПОРЫ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
диаспоры / правовая культура / миграция / национальная безопасность / правосознание / соотечественники / диаспоры / правовая культура / миграция / национальная безопасность / правосознание / соотечественники

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Александрович

В статье делается попытка проанализировать то влияние, которое существующие в государстве диаспоры оказывают на состояние правовой культуры и, как следствие, на эффективность обеспечения национальной безопасности соответствующего государства. Анализируется содержание ряда нормативных актов – как направленных на поддержку и сотрудничество с соотечественниками за рубежом, так и касающихся правового статуса иностранных мигрантов в Российской Федерации. Особым образом рассматривается реформирование соответствующего законодательства, которое наблюдается на протяжении последних лет. Отмечено, что хотя каждая из функций, выполняемых диаспорой в отношении ее членов, и не несет самостоятельной угрозы национальной безопасности соответствующего государства, взятые в своей совокупности такие функции создают синергетический эффект, оказывающий деструктивное влияние на эффективность государственного управления. Особое внимание уделено тем проблемам, которые существование диаспор вызывает в отношении укрепления правосознания и формирования национальной правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE, DIASPORAS AND THE PROBLEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY

The article attempts to analyze the impact that diasporas existing in the state have on the state of legal culture and, as a result, on the effectiveness of ensuring the national security of the relevant state. The content of a number of normative acts is analyzed, both aimed at supporting and cooperating with compatriots abroad and concerning the legal status of foreign migrants in the Russian Federation. The reform of the relevant legislation, which has been observed over the past year, is being considered in a special way. It is noted that although each of the functions performed by the diaspora in relation to its members does not pose an independent threat to the national security of the State concerned, taken together such functions create a synergistic effect that has a destructive effect on the effectiveness of public administration. Special attention is paid to the problems that the existence of diasporas causes in relations

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ДИАСПОРЫ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 340

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ДИАСПОРЫ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Иванов Александр Александрович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Конституционное и административное право» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

г. Тольятти [email protected]

LEGAL CULTURE, DIASPORAS AND THE PROBLEM OF ENSURING

NATIONAL SECURITY

Alexander A. Ivanov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department

«Constitutional and Administrative Law» Togliatti State University Togliatti

АННОТАЦИЯ

В статье делается попытка проанализировать то влияние, которое существующие в государстве диаспоры оказывают на состояние правовой культуры и, как следствие, на эффективность обеспечения национальной безопасности соответствующего государства. Анализируется содержание ряда нормативных актов - как направленных на поддержку и сотрудничество с соотечественниками за рубежом, так и касающихся правового статуса иностранных мигрантов в Российской Федерации. Особым образом рассматривается реформирование соответствующего законодательства, которое наблюдается на протяжении последних лет. Отмечено, что хотя каждая из 41

функций, выполняемых диаспорой в отношении ее членов, и не несет самостоятельной угрозы национальной безопасности соответствующего государства, взятые в своей совокупности такие функции создают синергетический эффект, оказывающий деструктивное влияние на эффективность государственного управления. Особое внимание уделено тем проблемам, которые существование диаспор вызывает в отношении укрепления правосознания и формирования национальной правовой культуры.

ABSTRACT

The article attempts to analyze the impact that diasporas existing in the state have on the state of legal culture and, as a result, on the effectiveness of ensuring the national security of the relevant state. The content of a number of normative acts is analyzed, both aimed at supporting and cooperating with compatriots abroad and concerning the legal status of foreign migrants in the Russian Federation. The reform of the relevant legislation, which has been observed over the past year, is being considered in a special way. It is noted that although each of the functions performed by the diaspora in relation to its members does not pose an independent threat to the national security of the State concerned, taken together such functions create a synergistic effect that has a destructive effect on the effectiveness of public administration. Special attention is paid to the problems that the existence of diasporas causes in relations

Ключевые слова: диаспоры, правовая культура, миграция, национальная безопасность, правосознание, соотечественники

Keywords: диаспоры, правовая культура, миграция, национальная безопасность, правосознание, соотечественники

Введение

Значение и роль институтов гражданского общества с точки зрения государства может заключаться в том, что они берут на себя и освобождают

государственные структуры от необходимости несения некоторых значимых для функционирования государства обязанностей, таких, например, как организация экономического обмена межу гражданами, развитие частных форм образования и т.д. Обеспечение контрольно-надзорной деятельности за этими сферами с точки зрения государства выглядит значительно менее ресурснозатратным, чем их изначальная организация и непосредственное ими руководство.

Но такое гражданское общество и его институты все же должны иметь отношение к государству, на территории которого оно функционирует. В противном случае речь может идти о создании «параллельной» системы социальных регуляторов, «отстранения» государства от выполнения некоторых его значимых функций. Соответствующие структуры гражданского общества не должны подменят собой государство - в возможных попытках осуществления подобной подмены кроется их опасность.

Этнические диаспоры, существующие на территории России, оказывают мигрантам - своим соотечественникам помощь с оформлением необходимых документов, предоставлением переводчиков или, например, адвокатов. В этом отношении диаспоры могут рассматриваться в качестве механизма, облегчающего включение мигрантов в поле российской правовой культуры, как условие повышения правопорядка и законности в сфере миграции.

С другой стороны, такие услуги могло бы предоставить мигрантам и непосредственно само государство - как полностью за счет государственного бюджета, так и поддерживая в этом отношении деятельность различных некоммерческих организаций, носящих при этом не этнический или национально-культурный, а строго общегражданский характер. В этом отношении функция по осуществлению контроля и надзора за соответствующими действиями могла бы выполняться со значительно большей степенью эффективности.

Но проблема заключается в том, что роль диаспор не ограничивается только предоставлением соответствующих услуг. Они также предоставляют и 43

возможности получать образование на родном языке, организовывать трудовую деятельность в кругу соотечественников, в том числе и заниматься предпринимательством, участвовать в совместном исповедании религии, организовывают этнические культурные мероприятия. Могут диаспоры служить также и централизованным каналом связи своих членов с государством-родиной. Причем подобные связи могут приобретать совершенно разнообразный характер - от поддержания культурного взаимодействия, до организации разведывательной деятельности.

Отметим, что с нашей точки зрения, осуществление каждой из соответствующих функций не несет особой угрозы для обеспечения национальной безопасности принимающего мигрантов государства. Если не рассматривать ситуацию с осуществлением собственно противозаконной деятельности, такие функции могли бы способствовать повышению богатства культуры и многообразию соответствующего общества, поддержки и обогащению диалога между различными социальными группами. Могли бы диаспоры и «освободить» государство от необходимости выполнять некоторые обязанности. Угроза здесь может заключаться именно в системном подходе к их выполнению, к универсальности диаспор, которые во многом могут подменить собой соответствующие государственные механизмы.

Объект

Объектом нашего исследования является состояние правовой культуры в условиях, когда в государстве наличествуют диаспоры, члены которых сохраняют приверженность своим традиционным (этническим, национальным) ценностям.

Предмет

Предметом исследования являются нормы российского права, регулирующие вопросы миграции, гражданства и прав соотечественников за рубежом.

Цель

Целью исследования выступает рассмотрение роли диаспор с точки зрения укрепления отечественной правовой культуры и обеспечения национальной безопасности.

Методы

Исследование выполняется с помощью общенаучных и частно-научных методов познания: теоретического анализа положений отечественного законодательства, регламентирующего правовой статус соотечественников за рубежом и соответствующего рассмотрения роли, которую занимают диаспоры мигрантов, появляющиеся на территории Российской Федерации.

Результаты/обсуждение Как пишет Г.В. Осипов, национальная диаспора представляет собой устойчивую совокупность людей, относимых к одной или нескольким родственным национальностям, жизнедеятельность которых осуществляется за пределами своей исторической родины или вне обычного ареала расселения своей этнической группы. Диаспоры имеют некоторые организационные формы своего функционирования и могут рассматриваться как с точки зрения их позитивности, так и деструктивности. Превращаясь в активную общественную силу, диаспоры способны как оказывать содействие, так и противодействовать тем изменениям, которые происходят в обществе. Они заставляют считаться с собой государство, механизм существования которого неразрывно связан с необходимостью согласовывать интересы различных социальных и этнических групп в процессе его функционирования. Существование диаспор довольно часто прекращается из-за накопления ими соответствующих внутренних проблем, препятствующих дальнейшему продолжению их деятельности. В качестве же наиболее частой внешней причины исчезновения диаспоры обычно выступают силы, в той или иной степени связанные с государством, на территории которого соответствующая диаспора находится [10, 199-120].

Сама возможность существования диаспор в России гарантируется конституционными нормами; в соответствии со статьей 30 Конституции РФ, 45

«Каждый имеет право на объединение... Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» [1].

Попытку оценить роль и место диаспор в жизни государства можно сделать от обратного: оценить направления взаимодействия между иными государствами и диаспорами наших соотечественников за рубежом - как это предполагается в изданных в нашей стране нормативных актах. Так, например, в статье 5 . Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения [4].

В Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом в свою очередь отмечается, что к разработке государственной политики в отношении соотечественников, находящихся за рубежом привлекается целая система органов государственной власти Российской Федерации: Росзарубежцентр, МИД России, Минкультуры России, Минсотрудничество России, Госкомвуз России, ассоциация «Родина», другие общественные организации.

На базе российских центров науки и культуры предполагается организация семинаров по вопросам международного сотрудничества с деловыми кругами соотечественников за рубежом; МИД России должен организовать создание соответствующего банка данных о таких соотечественниках. Для соотечественных должна быть подготовлена соответствующая образовательная и иная продукция, организованы их общественные поездки в Россию. В зарубежные государства, в которых находятся диаспора россиян, в свою очередь должны направляться соответствующие музыкальные коллективы и книжные выставки [3].

В соответствии же, например, с Комплексным планом основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2024 - 2026 годы (утв. Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом 17 46

января 2024 г.), должно оказываться содействие консолидации российской диаспоры и сохранение общероссийской культурной идентичности соотечественников в том числе посредством содействия консолидации соотечественников путем повышения эффективности их координационных структур, проведению ими скоординированных мероприятий; сохранение соотечественниками общероссийской культурной идентичности и т.д. [2].

В соответствии с принятой в 2023 году Концепцией внешней политики Российской Федерации, предполагаются усилия, направленные на содействие консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной [8].

Посмотрев на перечисленные цели глазами иностранного государства, в котором может находится диаспора россиян, мы вынуждены будем признать обоснованными возможные подозрения в отношении того, что соответствующая диаспора может использоваться в качестве инструмента «мягкой силы», оказывать определенное влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства, в котором оно находится.

Подобное будет справедливо и в отношении иностранных диаспор на территории Российской Федерации, тем более, что в этих государствах также ожидаемы и логичны соответствующие программы поддержки и взаимодействия с соотечественниками, находящимися в России.

Изучение российского законодательство последних лет показывает, что соответствующая проблема была осознана российским государством, нормотворческая деятельность в сфере регулирования миграции довольно обширна. В определенной степени она направлена на ограничение функционирования диаспор в государстве.

Так, например, Указ Президента РФ от 10 февраля 2022 г. N 48 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по 47

вопросам совершенствования государственной миграционной политики» предполагает создание рабочей группы по нормативно-правовому регулированию в миграционной сфере Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики [7].

Как указывается в принятой в 2021 году Стратегии национальной безопасности, достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности имеет неразрывную связь с социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов [6].

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, миграционная политика должна быть направлена на добровольное переселение в Российскую Федерацию лиц, «которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».

То внимание, которое государство уделяет формированию правосознания мигрантов в рамках формирования у них соответствующей российской культурной, в том числе и правовой, идентичности, что на практике выражается, например, в наличии комплекса соответствующих экзаменов по основам российского права, истории и русскому языку для лиц, желающих получить разрешение на работу.

Основными направлениями миграционной политики в области содействия адаптации иностранных граждан являются создание для адаптации иностранных граждан и их несовершеннолетних детей условий, способствующих: успешному освоению ими русского языка; усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают; формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры; приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.

С 12 мая 2023 г. основные направления миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции были дополнены пунктом «п», предполагающим противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов [5].

Проблема противодействия формированию диаспор с точки зрения именно правовой культуры заключается в возможности ее дифференциации -проблема, о которой П.И. Новгородцев писал еще в XIX веке. В связи с развитием цивилизации все более и более общим фактом является ситуация, когда каждая отдельная личность должна рассматриваться уже не как продукт исключительно конкретного общества. В ряде случаев это вызывает прямой разлад, антагонизм личности с окружающей ее социальной средой [9,45-48].

С другой стороны, в большинстве случаев представители диаспоры относятся к группе так называемых экономических мигрантов, но стремление населения исключительно к экономическому и социальному успеху на определенной стадии тоже негативным образом отражается на уровне правовой культуры соответствующего общества [12].

Формирование и укрепление национальной правовой культуры в данном случае должно противостоять последствиями правовой глобализации [11], которая может быть связана, в том числе, с возможным внедрением в российскую юридическую практику правовых обычаев или разного рода религиозных норм, свойственных мигрантам.

Выводы

Можно прийти к выводу, что в современном мире этнические диаспоры могут рассматриваться в качестве фактора, самым непосредственным образом влияющим на состояние национальной безопасности конкретного государства.

Те свойства, которыми обладают диаспоры, обусловливают государства оказывать поддержку диаспорам своих соотечественников, находящихся за

рубежом, ограничивая одновременно деятельность диаспор, создаваемых представителями иностранных государств на своей территории.

Среди множества направлений негативного воздействия, которые диаспоры способны оказать на состояние национальной безопасности, выделяется их деструктивное влияние на юридическую безопасность государства, что может быть выражено, в том числе, в размывании национальной правовой культуры и, как следствие, в размывании соответствующих требований правопорядка и режима законности в обществе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)

2. Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2024 - 2026 годы (утв. Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом 17 января 2024 г.) // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/compatriots/commission/1927824/

3. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 «О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом» // Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г., N 21, ст. 2516

4. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 мая 1999 г. N 22 ст. 2670

5. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025

годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 октября 2018 г

6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 июля 2021 г. N 0001202107030001

7. Указ Президента РФ от 10 февраля 2022 г. N 48 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики» // Официальный интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 февраля 2022 г. N 0001202202100046

8. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 марта 2023 г. N 0001202303310007

9. Новгородцев П.И. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 960 с.

10. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь. - М.: Норма, 2010. 608 с.

11. Dedek H. Out of site: Transnational legal culture(s) (Book Chapter) //The Oxford Handbook of Transnational Law. 2021. С. 89-112

12. Schoeffer, A, Piquero, NL Exploring white-collar crime and the American dream: A partial test of institutional anomie theory // Journal of criminal justice, Volume 34, Issue 3 Page 227-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.